Насколько у вас развитый социальный интеллект. Как развить социальный интеллект. поведенческие подходы при измерении социального интеллекта


Только если вы не выберите жизнь отшельника, вам придется каждый день находиться в обществе других людей - знакомых и не очень. От умения находить общий язык с ними зависит очень многое. Например, вы можете не обладать выдающимися профессиональными способностями, однако и находить подход к людям может помочь зарабатывать солидные деньги. Таким образом, тот, чей социальный интеллект высок, достигает большего, когда речь идет о взаимодействии с обществом.

Социальный интеллект - это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

Всемирно известный психолог Дениэл Гоулман утверждает, что социальный интеллект можно повысить при помощи некоторых приемов.

Прото-диалог

Когда мы ведем беседу, наш мозг схватывает микровыражения лиц, голосовые интонации, жесты и феромоны. Люди, обладающие большим социальным интеллектом, более осведомлены о таких вещах, чем другие.

Гоулман определяет два аспекта:

Социальная осведомленность : то, как вы реагируете на окружающих.

  • Первобытная : ощущать чувства других людей
  • Созвучие: слушать с полной восприимчивостью
  • Эмпатическая точность: понимание чужих мыслей и намерений
  • Социальная когниция: понимание социального мира и работы всей сети отношений

Социальный фонд : знать, как вести себя плавно и эффективно.

  • Синхронизация: плавное взаимодействие
  • Самопрезентация: знать, как представлять себя
  • Влияние: формирование результата социальных взаимодействий
  • Забота: забота о потребностях других

Социальные триггеры

Давайте начнем с социальной осведомленности. Люди и ситуации запускают определенные эмоции, что влияет на нашу способность . Вспомните, когда последний раз вы были довольны и заряжены позитивной энергией от взаимодействия с другим человеком. А теперь вспомните случай, когда после общения с человеком вы были морально истощены и обесточены. Гоулман представляет свою теорию о том, как наш мозг обрабатывает социальные взаимодействия:

  • Окольный путь : это наш инстинктивный, основанный на эмоциях способ, которым мы обрабатываем взаимодействия. Это то, как мы читаем язык тела, выражения лиц, а затем формируем свое шестое чувство.
  • Верный путь : это наша логическая, критически мыслящая часть взаимодействия. Мы идем по верному пути, когда поддерживаем беседу, рассказываем истории и строим связи.

Оба пути одинаково нужны. Например, если к вам на день рождения не пришли друзья, то вы можете почувствовать что что-то не так, несмотря на то, что каждый из них обосновал это и извинился. Внутри вас просто растет какое-то смутное чувство обмана. То же происходит при общении с манипулятором.

Верный путь помогает взвешивать все «за и против», имея на руках факты, что очень полезно.

Надежное место

Интроверт вы или экстраверт, каждому нужно место для того, чтобы перезарядить батарейку. Гоулман называет его надежным местом. Оно может быть не только физическим местом, но и ритуалом или деятельностью, которые помогают обработать эмоции и произошедшее.

Возможные надежные места:

  • Дневник
  • Любимое кафе
  • Выезд на природу

Возможные вопросы, которые стоит себе задать в надежном месте:

  • Что было хорошо?
  • Что пошло не так?
  • Что бы я сделал иначе?
  • Чему я научился?

Положительная инфекция

Когда кто-то улыбается нам, тяжело сдержать ответную улыбку. Это так же верно в отношении остальных лицевых выражений. Когда наш друг расстроен и грустит, мы тоже грустим. Почему? В действии наши зеркальные нейроны - часть реакции нашего «Окольного пути».

Можно сделать два вывода:

  1. Всегда старайтесь поднимать людям настроение и они будут ценить вас.
  2. Окружите себя людьми, которые часто выражают те эмоции, что вам нравятся.

Адаптация для принятия

Наш «Окольный путь» автоматически зеркалит людей вокруг нас. Так и работает эмпатия. Мозг копирует людей, находящихся рядом с нами, поэтому мы чувствуем себя так же, как и они. Это помогает нам лучше их понять: что они думают, какие действия предпримут.

Остерегайтесь «Черной триады»

Это группа, включающая в себя три личностные черты:

  1. Нарциссизм.
  2. Макиавеллизм.
  3. Психопатия.

Гоулман обобщает девиз «Черной триады» как:

«Все существуют для того, чтобы обожать меня»

Он призывает избегать таких людей во что бы то ни стало: они высасывают ваш социальный интеллект.

Слепой мозг

Можно ли угадать, что хочет сказать другой человек? Хороши ли вы в угадывании поведения собеседника? Считаете ли вы себя интуитивной личностью?

Если все три ответа положительные, то у вас высокий уровень социального интеллекта. Если на все три вопроса вы ответили «нет», тогда у вас, скорее всего, «слепой мозг».

Слепой мозг - это неспособность человека понять, что на уме у его собеседника. Гоулман советует развивать : таким образом вы начнете подмечать то, что не замечали обычно.

Желаем вам удачи!

Вся наша жизнь проходит в обществе других людей, знакомых и не очень. Если вы умеете хорошо поддержать разговор, это очень хорошо, но, к примеру, если вы не обладаете какой-то выдающейся способностью, но у вас хорошо «подвешен язык», вы отлично находите общий язык с посторонними людьми — это все довольно часто помогает зарабатывать неплохие деньги. Выходит, что когда у человека социальный интеллект выше среднего, он может достичь больших успехов в своей жизни, поскольку в наше время взаимодействие с обществом очень важно.

Для начала я вам расскажу, почему имею право писать свою историю. Могу ли я называться успешным человеком? Я скажу, что да! Пусть у меня нет лично самолета или виллы на юге Франции, да и дом мой находится далеко от Рублевского шоссе, я все равно считаю себя успешным. Успешность человека определяется далеко не количеством у него денег, местом жительства или средством его передвижения. Для меня так считать — дико! Ипотеки на всю жизнь. Бешеные кредиты на бытовую технику под каждой строчкой этого, далеко не простого, уравнения скрывается не очень надежная жизненная опора и она не для меня. А теперь давайте немного разберемся, в чем же суть успешного человека.

Первый и самый главный шаг на пути к успеху – быть независимым в плане финансов, этот шаг также является и самым тяжелым. Я очень хорошо помню те времена, когда я работал на своего начальника, сильно зависел от своих заказчиков и разного рода контролирующих органов. У меня не было достаточно денег, чтобы мне на все хватало, даже, к примеру, купить что-то из одежды было непросто. Когда я хотел взять отпуск в самый разгар летнего сезона меня не отпустили, поскольку было много заказов, а то, что я пахал весь год, как раб — никого не волновало. Пусть даже то, что зарплата у меня была выше 20 тысяч, но провести вот так всю свою жизнь, слушая постоянно недовольного начальника и клиентов, я бы не хотел. Поэтому в один очень прекрасный день мне захотелось выйти из этого ужасного жизненного режима и жить нормально, стать независимым, зависеть только от самого себя.

Как стать успешным человеком? Первый мой шаг было очень глупым и неправильным: я уволился с прежней работы и устроился на другую, правда, зачем я до сих пор не понимаю. Конечно, я наверно погнался за хорошей зарплатой, но кроме большой зарплаты, на этой работе у меня появились: частые переутомления, семейные проблемы из-за того, что я все свое время проводил на работе. И после этого я сразу стал понимать, что вне зависимости от того, где я буду работать и сколько получать полной независимости в работе я не получу никогда.

Я решил уволиться с этого предприятия и попробовать себя в роли бизнесмена, причем достаточно успешного. Но, что самое удивительное, руководить собственной фирмой – это еще большая зависимость от своих сотрудников. В общем, пытаясь как-то продвинуть свой бизнес, я стал увлекаться инвестициями и фондовым рынком. В этом мне помог мой социальный интеллект, ведь без него я не смог бы наладить контакт с людьми, которые помогли мне выйти на биржу торговли.

Что такое социальный интеллект и его основные уровни?

Социальный интеллект – это особые знания, которые помогают определить успешность человека, можно сказать, что это дар который помогает легко находит общий язык с людьми и редко попадать в плохие ситуации.

Социальный или межличностный интеллект нередко путают с эмоциональным, но это совершенно два разных понятия.

Практически сразу после того, как ученые дали научное описание социальному интеллекту, они решили сделать шкалу, по которой можно будет определить его уровень от низкого к высокому. Для этого профессор Д. Гилфорд создал популярное научно-психологическое тестирование людей из разных слоев общества. Благодаря такому тесту можно было измерить оригинальность и скорость мышления при решении определенной задачи. Все эти компоненты помогут дать, верный ответ на то, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам исследования удалось выявить три главных уровня социального интеллекта.


Низкий уровень интеллекта

Люди, которые имеют достаточно низкий уровень, сталкиваются с большими трудностями. Как правило, это сильно видно по поведению человека в определенном обществе. Такие люди обладают ленивым характером и всегда опираются на свои инстинкты, а многие их действия вызваны эмоциональными порывами. У них зачастую не получается нормально пообщаться с незнакомыми людьми даже в работе, поскольку даже при хороших дружеских или любовных отношениях, в некоторых моментах возникают проблемы связанные с особенностью их характера, что в результате приводит к недопонимаю и ссорам. Решить подобные проблемы одному не получиться, нужно обращаться к психологам.

Средний уровень социального интеллекта

Люди, имеющие средний уровень, как правило, решают все свои проблемы по шаблонам. В обычных ежедневных делах, к примеру, на работе они всегда получают то, что им необходимо и идут к поставленной цели. Общение с людьми у них не вызывает проблем — они прекрасно идут на контакт. Но вот с чем-то новым или непривычным такие люди не справляются, из-за чего они часто от этого отказываются и продолжают вести привычный, шаблонный ритм жизни.

Высокий уровень социального интеллекта

Человек, имеющий высокий уровень довольно легко справляется со всеми проблемами и поставленными перед собой целями. Он найдет оптимальный выход из любой возникшей неприятной ситуации и в любом случае выйдет победителем. Он легко заводит новых друзей, легко общается с людьми. Кроме того, такие люди могут манипулировать другими людьми с более низким уровнем, менять их мысли и желания.

Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?

Хорошо развитый интеллект позволяет получить массу пользы для жизни, к тому же, при его развитии у человека появляются новые возможности.

Невербальное взаимодействие

При общении с людьми необходимо всегда обращать внимание на их действия, как они ведут себя при разговоре, в особенности это касается невербальных сигналов (движений руками или головой). Ведь любое движение может нести в себе большой смысл. А вот, чтобы при общении с человеком научиться разбираться в его движениях, необходимо прочесть определенную книгу. А после прочтения можно посмотреть понравившийся фильм, но без звука, чтобы на примере понять значение движений героев. Кроме того, благодаря этой книге можно хорошо развить свой социальный интеллект и научиться управлять личной невербаликой (сигналом своих движений), и для более точной передачи собственного эмоционального состояния.


Уверенность в себе и своих действиях

Повышение уровня «общественных» навыков во многом зависит от того, насколько вы уверенны в себе и своих действиях. Чтобы стать более уверенным, необходимо забыть обо всем негативе, улучшить осанку и ощутить собственные силы. А для этого можно просто начать заниматься спортом, купить брендовую одежду. Кроме того, нужно как можно чаще общаться с людьми, ведь умение заводить разговор довольно важен, в ином случае при встрече с незнакомыми людьми человек будет ощущать дискомфорт. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Развитое мышление

Высокий уровень мышления – это так же не менее важный пункт на пути к развитию социального интеллекта. Просто постарайтесь хотя бы некоторое время не зацикливаться на проблемах и личных ошибках. Если можно решить проблему сейчас, то не стоит откладывать это на потом. А в остальных ситуациях не стоит слишком много уделять внимания мелким проблемам, ведь они несут только негатив и вызывают отрицательное воздействие на коммуникативные навыки, да и качество жизни в целом.

Самоконтроль

Высокий уровень позволяет привить контроль над своими эмоциями. Вечером каждого дня следует делать анализ того, что с тобой произошло за весь день, оценивая свое поведение и эмоции. Упражнение поможет контролировать порывы ярости, гнева и злости. Регулярная работа над собой и ощущение окружающего мира помогает считать себя его небольшой частью. Именно это дает полное взаимодействие с миром.

Ежедневное выполнение упражнений помогает расслабиться, так сказать, сбросить с плеч огромный груз постоянных проблем. Изолируясь от рутины, мы развиваем «общественные» навыки, что придает силы, делает нас лучше и совершеннее.


Упражнения для развития социального интеллекта

Ученые доказали, что социальное мышление – это вовсе не врожденная составляющая. Это навык, который приобретается в течение жизни, поэтому его не только можно развивать, а очень даже необходимо. Нужно взять за привычку делать несложные упражнения в течение дня, когда вы на работе или даже просто прогуливаетесь по парку. Вот некоторые из них:

  1. «Сделай самому себе приятно». При общении с незнакомым для вас человеком постарайтесь создать о себе приятное впечатление. По возможности применяйте данный метод ежедневно.
  2. «Восстановление связи». Для этого простого упражнения необходимо взять листок с ручкой и написать полное имя человека, с которым по каким-либо причинам перестали общаться. Подумайте, как вы можете с ним наладить связь и запишите все на листе. Попробуйте с ним поговорить. Делайте такое упражнение по необходимости.
  3. Упражнение «Наблюдайте за людьми». Наблюдайте за людьми на протяжении недели (или дольше) по 15 минут в день. Обращайте внимание на их язык тела, настроение, эмоции, подражание, прикосновения, выражение лица, зрительный контакт, дистанцию при общении и остальное. Результаты такого исследования можно будет записать в блокнот, что бы не потерять и не забыть.
  4. Упражнение «Кто на новенького» — в течение одного дня или недели начинайте разговор с теми людьми, с которыми вы раньше не разговаривали — это может быть совершенно случайный человек, но главное каждый раз с новыми людьми. Задавайте интересные для вас вопросы, больше уделяйте времени на то, чтобы узнать о потребностях того или иного человека. Главное — не забудьте представиться. Записывайте результаты своего общения в блокнот, чтобы вести отчетность о ваших результатах.

Каждый, кто выполняет приведенные упражнения, сумел познать настоящую радость и счастье в жизни. Только во время занятий вы можете радоваться тому, что вы просто живы, что сегодня прекрасный день и жизнь продолжается. Ведь настоящее общение с людьми ничто не может заменить, и я говорю только о «живом общении», меньше общайтесь в социальных сетях, лучше лишний раз выйдете прогуляться по улице, где можно познакомиться по-настоящему с интересными людьми. И только тогда вы начнете чувствовать, что в каждом из нас живет нечто больше, чем просто доступная обычному взгляду личность – неповторимый бриллиант, сияющий за толстым слоем разных эмоций, критики и высказываний.

Заключение

Люди с высоким «общественным» интеллектом всегда занимают лидирующие позиции в любых делах и, зачастую, становятся крупными начальниками. При этом они умеют общаться с людьми, понимают окружающих. Быть таким человеком – выгодно как для самого себя, так и для окружения. Поэтому следует регулярно посвящать немного времени его развитию, вне зависимости от возраста.

Социальный интеллект

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта -- особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект -- это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. способность предвидения последствий поведения

По мнению Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию - познание и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

1. Познание элементов поведения -- способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению "фигуры из фона" в гештальт -- психологии).

2. Познание классов поведения -- способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

3. Познание отношений поведения -- способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

4. Познание систем поведения -- способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

5. Познание преобразований поведения -- способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.

6. Познание результатов поведения -- способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Эмоциональный интеллект

В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика, прежде разрабатывавшаяся далеко за пределами этой отрасли. Новое направление получило наименование "исследование эмоционального интеллекта". Эти изыскания также реанимировали весьма давние рассуждения и исследования проблем социального интеллекта, начатые еще Эдвардом Ли Торндайком в начале XX века.

С точки зрения разговорного языка и русской версии использования психологических терминов словосочетание "эмоциональный интеллект", крайне неудачно. Слово "интеллект" прочно связано в сознании психологов с когнитивной сферой, а термин "эмоциональный" относятся к аффективной сфере и характеризуют несколько иные грани развития человека.

Возникновение этих на первый взгляд странных словосочетаний вызвано тем, что обсуждение проблематики эмоционального и социального интеллекта инициировано специалистами в области одаренности и творчества, которые увидели в данных показателях высокую прогностическую ценность. Вопрос был бы закрыт, если бы дело было только в терминах. Обращает на себя внимание факт, что специалисты, чье внимание традиционно притягивала когнитивная сфера, вдруг резко повернулись к изучению аффективной сферы личности. Причина кроется в том, что в функции психологии одаренности входят задачи прогнозирования развития личности и возможности высоких достижений, "жизненного успеха".

Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальными исследованиям в областях эмоционального ц социального интеллекта.

У 95% интеллектуально одаренных, как утверждает B.C. Юркевич, ссылаясь на собственные исследования и работы других авторов, отмечается недостаточность эмоционального интеллекта. B.C. Юркевич особо подчеркивает, что у этих детей наблюдаются "ярко выраженная инфантильность в эмоциональном отношении", сниженный интерес к деятельности, не связанной с получением знаний, "трудности общения со сверстниками" и т.п. [Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005.№ 3 (4). Июль--сентябрь. С. 4-10.].

Впервые внимание исследователей и практиков к проблеме эмоционального интеллекта Д. Голмен привлек в начале 90-х годов. Под этим непривычным словосочетанием он предлагает понимать самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Последователи разработали относительно простые и доступные процедуры их измерения и оценки.

Более детально и результативно данная проблематика исследовалась Р. Бар-Оном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают:

* познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

* навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

* способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

* управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

* преобладающее настроение (счастье, оптимизм) .

Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект -- "...способности к пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими" [Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.]. При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта -- "внутриличностный" и "межличностный". Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:

* когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

* представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

* особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) [Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.].

Те, кто демонстрирует более высокие оценки по параметрам, эмоционального интеллекта, оказываются более успешными в учении. Этот факт легко объясним, каждому известно, что человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не состоянии. [Савенков А.И. Концепция социального интеллекта ссылка на инетресурс ]

Кроме того, сама способность вербального выражения и оценки эмоций свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем когнитивном развитии ребенка. Не менее очевидно и то, что эмоции и умственные способности тесно связаны. Давно доказано, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на определенные задачи. Способность адекватно выражать эмоции -- залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

Некоторые современные исследователи, разделяя необходимость изучения проблемы эмоционального интеллекта, предлагают при этом ставить задачу шире и обсуждать эту проблематику в более широком контексте. Речь идет о рассмотрении эмоционального интеллекта через призму общих социальных способностей как их неотъемлемой части. Следовательно, говорить следует о явлении, которое точнее может называться "социальным интеллектом", а эмоциональный интеллект рассматривать как его часть.

В отличие от эмоционального интеллекта, изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. По мнению большинства специалистов, понятие "социальный интеллект" (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как "способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других". В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.

В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие "социальный интеллект": как способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt Т., 1927); как способность иметь дело с окружающими (Hunt Т., 1928); знания о людях (Strang R., 1930); способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (VernonP.E., 1933); способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947).

Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию (Vechsler D., 1958). Активно интересовались этим явлением многие психологи и в середине XX века. Создавший свою знаменитую многофакторную модель интеллекта Дж. Гилфорд отводит в ней особое место социальному интеллекту. Он предсказывает, что в его модели интеллекта не менее 30 способностей, относящихся к социальному интеллекту. Некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые --- к его оценке. Важно и то, что Дж. Гилфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер. Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от абстрактного (IQ) и академического.

Работа по созданию методических инструментов для измерения социального интеллекта не приводила к нужным результатам. Как правило, эти попытки терпели неудачу. Главная причина, видимо, кроется в том, что основной в обследованиях социального интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Причем выявлялось все это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта также осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).

Между тем общеизвестно, что вербальная оценка собственной эмоциональной или социальной сферы и реальные поведенческие характеристики далеко не всегда совпадают. Поэтому постепенно все большее место в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, базировавшиеся на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта. Одними из первых объединили два этих подхода к рассмотрению и диагностике социального интеллекта С. Космит-ский и О.П. Джон (Kosmitzki С. & John О.Р., 1993), предложив концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих. Эти составляющие они укомплектовали в две относительно самостоятельные группы: "когнитивные" и "поведенческие".

К когнитивным элементам социального интеллекта ими были отнесены оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим. К элементам поведенческим: способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. Тем самым подчеркивалась мысль о том, что социальный интеллект -- это область, где тесно взаимодействует когнитивное и аффективное. Как несложно заметить, эта модель довольно полно отражает суть явления и определенно указывает на то, что подлежит диагностике и развитию. Пользуясь ею, можно разрабатывать программу диагностики и формулировать цели педагогической работы по развитию социального интеллекта. Эта модель вполне способна служить базой для решения прикладных вопросов.

Особого внимания заслуживает аргументация сторонников противоположного этому подхода. Так, в работе российского психолога Д.В. Ушакова отмечается, что определение социального интеллекта должно быть ограниченно. "Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, -- отмечает Д.В. Ушаков, -- это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их" [Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 11.]. Только при этих условиях социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова, становится в один ряд с другими видами интеллекта, "...образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности -- обобщенной и опосредованной" [Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 18]. С этим утверждением можно согласиться в том случае, если мы ставим перед собой задачу чистоты использования термина "интеллект".

Одним из первых специальных измерительных инструментов, направленных на решение этой задачи, следует считать тест Джорджа Вашингтона -- GWSIT. Он включал ряд субтестов, оценивающих критические решения в социальных ситуациях. Входящие в тест задания определяют психическое состояние человека после выполнения заданий, оценивают память на имена и лица, определяют человеческое поведение и чувство юмора. В нашей стране этот тест не использовался.

В исследованиях Р.И. Риггио (Riggio R.E., 1991) при тестировании социального интеллекта его оценку предлагалось проводить по следующим социальным навыкам: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность, социальная чувствительность и социальный контроль. Данным автором использовался также тест на скрытые этические навыки (когда оцениваются знания правильного поведения в социальных ситуациях). Несложно заметить, что Р.И. Риггио предлагает называть социальным интеллектом то, что многие называют "интеллектом эмоциональным".

Американский исследователь Ф.С. Чапин (Chapin F.S., 1967) предложил использовать термин -- "социальная интуиция". Особенно ценно то, что он предложил тест для ее оценки. Испытуемых просили прочесть о проблемных ситуациях и выбрать, на их взгляд, лучшее описание каждой ситуации из четырех альтернативных.

Р. Розенталь (Rosenthal R., 1979) и его коллеги разработали тест, названный ими "профиль невербальной чувствительности (PONS)". Испытуемых просили расшифровать скрытую информацию, которую они видят на представленной картинке, и из двух альтернативных описаний ситуации выбрать то, которое, на их взгляд, лучше характеризует увиденное или услышанное.

Разработкой теста альтернативного PONS занимались Д. Арчер и P.M. Акерт (Archer D. & Akert R.M., 1980). Свою методику они назвали "тестом социальной интерпретации" (SIT). При тестировании с использованием SIT внимание уделялось заключениям, сделанным испытуемыми на основе вербальных версий невербальной информации.

Используя этот тест (SIT), Р. Стернберг и Дж. Смит разработали методику, названную ими "способом определения расшифрованных знаний". Исследователи пришли к заключению, что способность точно расшифровывать невербальную информацию является одним из важных показателей социального интеллекта.

Особый интерес представляет идея К. Джонс и Дж. Д. Дэй (Jones К. & Day J.D. 1997). Они предложили сконцентрировать внимание на другой важной проблеме. В их работе представлена взаимосвязь между двумя характерными факторами социального интеллекта: "кристаллизованными социальными знаниями" (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и "социально-когнитивной гибкостью" (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем). Очевидно, что интеграция представленных выше решений способна дать общее представление о том, что следует считать социальным интеллектом. С этой точки зрения заслуживает особого внимания характеристика структурных особенностей социального интеллекта, данная Д.В. Ушаковым. Социальный интеллект, как считает Д.В.Ушаков, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

* "континуальным характером;

* использованием невербальной репрезентации;

* потерей точного социального оценивания при вербализации;

* формированием в процессе социального научения;

*использованием "внутреннего" опыта"

Как утвержает А.И.Савенков, разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Он выделяет два фактора социального интеллекта. Первый -- это "кристаллизованные социальные знания". Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики. Второй -- социально-когнитивная гибкость, которая и есть способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Характеризуя концепцию социального интеллекта, А.И.Савенков выделяет три группы, описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

1. Когнитивные:

* социальные знания -- знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

* социальная память -- память на имена, лица;

* социальная интуиция --оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

* социальное прогнозирование -- формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

*социальная выразительность -- эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

* сопереживание -- способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

* способность к саморегуляции -- умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

* социальное восприятие --умение слушать собеседника, понимание юмора;

* социальное взаимодействие -- способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия -- коллективному творчеству;

* социальная адаптация --умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

А.И.Савенков предлагает, пользуясь выделенными критериями, разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социального интеллекта. Особенно важно то, что данная концепция социального интеллекта, отражая полно его составляющие способна служить общей программой его развития в образовательной деятельности. Результативность этой модели в настоящее время проверяется в его эмпирических исследованиях.

Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации. Понятие нередко отождествляют с эмоциональным разумом, но чаще исследователи видят их идущими параллельно. В понятии social intelligence имеется три составляющих:

  1. Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
  2. Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
  3. Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и в коллективе.

Социальный интеллект в психологии

В 1920 году Эдвардом Ли Торндайком в психологию было введено понятие социального интеллекта. Он расценивал его как мудрость в межличностных отношениях, так называемую «дальновидность». В дальнейших трудах такие авторы, как Г. Олпорт, Ф. Вернон, О. Конт, М. Бобнева и В. Куницына и др. внесли свой вклад в интерпретацию термина СИ. Он обрел такие характеристики, как:

  • умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
  • независимость от интел. фактора;
  • формирование навыков в ходе социализации;
  • возможность видеть себя глазами других;
  • глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.

Уровни социального интеллекта

Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ. Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях. Эффективность определяет несколько уровней СИ:

  • средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
  • низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
  • высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.

Высокий социальный интеллект

Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями. Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер. Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.

Низкий социальный интеллект

Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами. Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми. А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.


Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Среди других связанных с формированием социального и эмоционального интеллекта аспектов выделим умение отказывать в просьбах и делегировать задачи , а также способность не зацикливаться на проблемах и стараться воспринимать неудачу как обратную связь , пространство для совершенствования и новых возможностей.

Например, почаще вспоминайте, что вы не можете изменить прошлое , а значит, вместо того чтобы думать снова и снова о том, что надо было бы сделать в той или иной ситуации, думайте о том, что сделать сейчас и как можно улучшить будущее. Также помните, что в принципе вы ничего никому не должны, а значит, не обязаны всем отвечать согласием, даже если кому-то это причинит те или иные неудобства. Как парадоксально это не прозвучит, но умение отказывать – это тоже навык , и ему можно научиться. После пары отказов вы поймете, что мир не переворачивается, когда вы говорите: «Нет, я не могу». Если вы чувствуете вину или угрызения совести, то помните, что через какое-то время пройдет и это. Таким образом, после нескольких «упражнений» вы поймете, что отказывать – это нормально.

Как мы говорили, человеку с развитым EQ свойственна эмпатия, однако такие личности скорее манипулируют сами, чем поддаются на манипуляции . Главное, они точно определяют манипуляторов и сами решают, поддаваться их уловкам или нет. Если вы чувствуете, что кто-то пытается вами манипулировать, воспользуйтесь старым, но эффективным приемом: представьте данного человека с мусорным ведром на голове. Это изменит ваше отношение к собеседнику, а следовательно – и реакцию на его слова и просьбы. Такой прием пригодится и в других ситуациях.

5. Эмоции

Еще одно направление – работа над собственными эмоциями . Чтобы научиться их контролировать, важно знать, что конкретно вы контролируете. Наблюдайте за собой – какие события какие чувства вызывают; какие эмоции мешают сосредоточиться, а какие придают работоспособности; какими управлять легко, а какими нет.
Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя и, главное, не врите себе : если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять ими. Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять ее – и тогда вы сможете корректировать эмоции.

И в заключение еще один полезный совет. Повышая и развивая социальный и эмоциональный интеллект, очень важно оставаться тем, кто вы есть , и не пытаться становиться кем-то другим. Цель повышения уровня EQ и SQ – самосовершенствование, то есть совершенствование себя, а не попытка надеть на себя чужую маску и ходить в ней.