Open Library - открытая библиотека учебной информации. Научное познание и его специфика

Наука - это следствие духовной деятельности человечества, направленное на постижение объективной истины связанной с законами природы. Образуя единую совокупность знаний вынуждена подразделяться на частные отрасли, позволяющие проводить исследование и выяснение фактов и явлений, не углубляясь в изучение сторонних материй. Именно на этом основании выделяют естественные и общественные науки. Однако, это не единственный критерий разделения: фундаментальные и прикладные науки различаются на основании удаленности от практического применения.

Наука тесно связана с философией. Специфика научного познания в философии - это осознание и рассмотрение фактов по отношению к реальной картине мира. Философия была непременной спутницей науки в переломные моменты истории, остается не менее важной и на сегодняшний день.

Специфика научного познания выражается несколькими факторами:
1) Основная цель науки - выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, поскольку именно абстрагирование дает возможность не ограничивать широту мышления для определения правдивости тех или иных умозаключений.
2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.
4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
5) Научное познание совершается посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
6) Любое знание должно быть строго доказуемо - это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Научное познание - это прежде всего процесс, протекающий на уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику. Несмотря на различия, оба уровня взаимосвязаны и граница между ними достаточно подвижна. Специфика научного познания каждого из этих уровней основана на применении экспериментов и приборов, либо теоретических законов и методов объяснения к каждому конкретному случаю. Поэтому говоря о практике, невозможно обойтись без теории.

Существуют также и различные виды научного познания. Среди них более важны составляющие теоретического познания, то есть неувязка, теория и гипотеза.

Неувязка - это осознание некоторых несостыковок, которые необходимо объяснить научно. Это своеобразный узел или отправной пункт, без которого нет дальнейших предпосылок к развитию знания. Специфика научного знания в философии позволяет найти выход из этого узла на основании теоретических и практических умозаключений.

Гипотеза - это сформулированные версии, которые пытаются объяснить те или иные явления с научной точки зрения. Гипотеза требует доказательств. При наличии таковых она превращается в истинную теорию, а прочие версии оказываются недостоверными. Выяснение правильности гипотезы происходит на ее практическом применении.

Все перечисленные виды научного познания выстраиваются в своеобразную пирамиду, на самой вершине которой находится теория. Теория - самая достоверная и точная которая дает точное объяснение явлению. Ее наличие - главная предпосылка реализации какого-либо проекта на практике.

БИЛЕТ №4

Знание - это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей мыследеятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Применительно к философии науки и техники мы должны говорить о знании в трех ракурсах: во-первых, знание – это способности, умения, навыки, которые приобретаются людьми в процессе их жизнедеятельности; во-вторых, любая информация, несущая максимум правдоподобных (адекватных) сведений об объекте; в-третьих, особый квант знания, который является познавательной формой отношения человека к действительности, существующий параллельно с другим – практическим отношением. Нужно подчеркнуть, что философия науки имеет дело со вторым и третьим названными аспектами.

Знание можно определить как разновидность объективной реальности, которая формируется в сознании человека в процессе его деятельности и которая идеально воспроизводит реально существующие связи внешнего мира.

Научное знание - это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказанность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению. Знание (информация), не удовлетворяющее этим критериям, не имеет права находиться в системе научного знания и является ненаучным.



Понимание специфики научного знания вытекает из того, как определяется сама наука и что она из себя представляет. Над проблемами науки и самой наукой и ее месте в культуре в современной философии размышляют все философские течения (не только "философия науки" как специфическое неопозитивистское направление, оформившееся в начале 20 века). Из понимания того, что такое наука, вытекает и собственно философский вопрос о том, является ли сама философия наукой, или это какая-то иная, специфическая духовная деятельность. С одной стороны, философы Нового времени стремились сблизить философию с наукой, считали саму философию научной деятельностью (Кант, Гегель), с другой - в 19 веке возникают многие философские направления, которые проводят резкое разграничение философии и науки (иррационалистические течения - философия жизни, экзистенциализм, философская герменевтика). Уже в 20 веке эти тенденции продолжили свое развитие, и к концу этого века разделение и сближение философии и науки также продолжает существовать: философы науки видят цель философии в анализе принципов научного знания, его развития и эволюционирования, в рассмотрении методологии познания (анализа путей и способов получения знания в теории познания), в анализе парадигм и научных революций, тенденции же нерационалистического подхода к философии приводят новые трактовки философии как литературной деятельности (жанр литературы, аналогичных и параллельный другим литературным жанрам), как свободного творчества и осмысления, не зависимого от жестких принципов естественных наук.

В общем взаимосвязь между наукой и философией имеет сложный характер: помимо мировоззренческой интерпретации результатов науки, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Специфика же научности в философии осмысляются следующим образом:

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знании о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "науки" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.

Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знания также представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение - в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т.п. - образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

Возникновение науки относят к 6 в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условии. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий.

Развитию науки свойствен кумулятивный (собирательный) характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Процесс развития науки затрагивает всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления.

Всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации (разделения) и интеграции (соединения): освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем (т.е. способов, путей получения знания), являясь общей методологией науки (в "философии науки"). В 20 в. методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой наукой.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - нач.18 вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже 19-20 вв. возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Вплоть до кон. 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система "Наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли науки, порождают в современном обществе многообразные и зачастую противоречивые формы её мировоззренческой оценки.

Философия, являя собой научное знание, изучает мир на уровне его всеобщих оснований или теоретическом уровне. Философия не просто изучение мира, а получение знания о мире, преломленное в аспекте его осмысления для человека. Такой вывод означает, что философия одновременно существует и как разновидность научного познания и в то же самое время выступает ядром мировоззрения.

Рассмотрим философию как разновидность научного знания. Суть такого понимания четко выразил Б. Спиноза, полагая, что задача философии не плакать или смеяться над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других, наук.

Но чем отличается философия, например, от естественных наук? Сначала своего возникновения она формируется на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшего для объяснения причинно-следственных зависимостей в природе, а не очередных мифов. Впоследствии она включила в свое содержание почти все имеющееся научное знание (отсюда ее название пранаука, протознание) в соответствии с этим в 17-18 вв. и даже в начале 19 в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки (И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»).

С середины 17 в. наука начинает формироваться как обособленная и самостоятельная область знания, как особый вид социальной деятельности. Обретают собственный концептуальный статус механика, астрономия, математика и прочие естественные науки. Происходит уточнение предметов частных наук, которые выделились из философского знания. Казалась, что в результате размежевания философия потеряла собственный предмет исследования. «Философия подобна Королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу».

До сих пор некоторые авторы считают, что у философии нет своего предмета изучения, в лучшем случае ее роль сводится к анализу языка или научной методологии. Однако к подобному выводу можно придти, если с самого начала исходить из предположения, что в предмет философии включаются все знание о жизни, в том числе и знания всех прочих наук в их полном объеме. На определенных этапах развития философии действительно представляла собой протознание. Но это происходило не в силу многоемкости предмета философии, а по причине неразвитости частных наук, да и самой философии, которой еще в то время не произошло определения своего концептуального статуса. Достаточно вспомнить Аристотеля. С одной стороны, согласно Аристотелю, философия это протознание, а с другой, он говорит о так называемой «первой» философии, науке о всеобщем.

Однако не только это предполагает определение философии как науки. Давайте посмотрим, какие есть критерии научного познания. Объективность. Она проявляется в стремлении к изучению объектов действительности, взятых в собственной логике развития. Рациональность. Обоснованность, доказательность утверждений, что требует опоры на разум, на логические основы мышления. Эссенциалисткая направленность . Раскрытие законов и закономерностей бытия, выявление причинно-следственных зависимостей между явлениями и процессами. Системность знания. Нацеленность на создание теории развитой формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях той или иной области действительности. Проверяемость или верифицируемость выдвинутых утверждений на практике.

Классическая философия знание отождествляла с научным знанием. Современная теория познания выделяет также обыденное, мифологическое, религиозное, художественное и квазинаучное знание. Эти типы знания рассматриваются как необходимые и важные для понимания сущности познавательной деятельности. В общем виде познание может быть донаучным (протонаучным), вненаучным (обыденным, квазинаучным, религиозным) и научным. Наука представляет собой высший тип из исторических форм познания мира.

Долгое время знание развивалось в донаучных формах, представленных обыденным, художественным, мифологическим и религиозным знанием. Они позволяли лишь констатировать, поверхностно описывать факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука стремится к максимальной точности и объективности получаемых знаний, их независимости от субъекта. Никакой другой компонент культуры такой цели перед собой не ставит. Современное знание основывается на достижениях науки.

Обыденное знание основано на повседневном опыте человека и согласовано со здравым смыслом, сводится к констатации и описанию фактов. Оно является основой для всех других видов знания.

Художественное знание является сферой искусства и не стремится быть доказательным или обоснованным. Формой существования знания является художественный образ, вымысел.

Религиозно-мифологическое знание является синтезом рационального и эмоционального отражения действительности. Оно представлено в мистике, магии, различных эзотерических учениях.

Квазинаучное (паранаучное) знание выполняет компенсаторные функции, претендуя на объяснение тех явлений, которые наука отрицает или пока не может объяснить. Оно представлено в уфологии, различных оккультных науках (алхимии, астрологии, каббале).

Научное знание - наиболее глубокая и достоверная область человеческих знаний. По утверждению М.Вебера (1864-1920), наука является наиболее чистым воплощением принципа рациональности.

Научное познание не имеет предела. Наука является высшим духовным продуктом общества - основой мировоззрения и материального производства, орудием господства человека над природой и его самопознания. Научное знание определяет духовный мир современного человека. Большая часть материальной культуры создана на базе науки. Вся европейская цивилизация построена на идеалах научно-рационального отношения к действительности.

Наука – форма познания, направленная на производство объективных знаний о действительности, имеющих доказательство и эмпирическую проверку.

Научность означает не абсолютную истинность, а движение к ней. Нет жесткой границы между научным и ненаучным знанием, она подвижна. Например, алхимия и астрология были частью средневековой науки. Реальная наука включает в себя доказанное и недоказанное, в ней переплетены рациональное и нерациональное. Возникает проблема критериев, позволяющих отделить научное знание от ненаучного.

Критериями научности являются:

-рациональность (логическая выразимость, общность, непротиворечивость и простота),

-объективность (независимость от произвола субъекта),

-аподиктичность (теоретическая и практическая обоснованность),

-системность (организованность научного знания в виде согласованных между собой фактов, методов, теорий, гипотез),

-проверяемость (наблюдаемость, общедоступность).

Эти критерии носят глубоко материалистический характер, направлены против введения в науку разного рода таинственных и неуловимых «вещей в себе». В упрощенном виде их смысл можно передать принципами наблюдаемости и простоты. Существует только то, что непосредственно или опосредованно воздействует либо на органы чувств, либо на приборы. Ко всему остальному применяется «бритва Оккама»: сущности не следует вводить сверх необходимости.

Основными функциями науки являются описание, объяснение и предсказание предметов и явлений действительности. Строение и будущее Вселенной, жизни, общества лежат в области непосредственной компетенции науки. Важной функцией науки является критическая - она учит человека подходить ко всему с сомнением, ничего не принимая на веру, без доказательства.

Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов познания и освоения действительности.

Наука включает систему взаимосвязанных дисциплин. Научные дисциплины по степени удаленности от практики классифицируют на фундаментальные, не нацеленные непосредственно на практику, и прикладные. По предмету и методу выделяют науки естественные, технические и общественные (социальные и гуманитарные).

Задачей фундаментальных наук является познание законов, лежащих в основе существования и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления. Прикладные науки направлены на применение результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.

К фундаментальным относятся: философские науки, математические науки, естественные науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биология, зоология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, политология, право и др.), гуманитарные науки (психология, логика, лингвистика и др.). Философия является наукой (хотя и не полностью) о наиболее общих законах действительности. К прикладным наукам относятся: информатика, технические науки (технология машин, сопротивление материалов, металлургия, электротехника, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные, медицинские, педагогические науки и т.д.

Процесс научного познания включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический, различия между которыми обусловлены объектом и методами исследования.

Эмпирический объект формируется в результате чувственного опыта. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент (контролируемое вмешательство субъекта в исследуемый объект). Характерными формами научного знания эмпирического уровня являются эмпирический факт (предложение, фиксирующее опыт) и эмпирический закон (эмпирическое описание).

Специфическими методами теоретического уровня являются идеализация (выделение объекта в чистом виде с отвлечением от несущественных свойств: точка, абсолютное черное тела, идеальный газ) и формализация (переход от оперирования понятиями к оперированию символами). Известна мысль И.Канта (1724-1804) о том, что в учении о природе столько науки, сколько в ней математики [Кант И. Метафизические начала естествознания // Кант И. Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1963. Т.6. С.53-76, С.58].

Характерные формы теоретического знания: гипотеза (обоснованное, но не подтвержденное предложение) и теория (высшая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности); основные элементы теории - факты, законы, правила логического вывода и доказательства.

Эмпирический и теоретический уровни имеют общие методы и формы. Общие методы : анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, моделирование (создание объекта с заданными свойствами). Общие формы : модель, вопрос (предложение, требующее объяснения, ответа) и проблема (комплекс вопросов).

Развитие науки не является только кумулятивным процессом. Научное познание включает и скачкообразные моменты. Выделяют следующие основные периоды развития науки:

-нормальная наука (парадигмальная) - период кумулятивного, постепенного развития науки, совершенствования научного знания в рамках определенной парадигмы;

-революционная наука (научная революция) - период смены парадигм под давлением массива эмпирических фактов.

Парадигма (греч. пример ) – совокупность фундаментальных фактов, теорий, гипотез, проблем, методов, критериев научности, образцов решения задач, стилей научного мышления и т.д., обеспечивающих функционирование научного знания.

В истории науки такими парадигмами являются аристотелевская, классическая (ньютоновская) и неклассическая. Смена парадигм является психологически сложным для научного сообщества процессом, который можно сравнить со сменой религиозной веры, так как научные революции затрагивают логику научного познания.

Центральное понятие истории науки «парадигма» разработал один из главных представителей постпозитивизма Томас Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» (1962). Т.Кун придерживался в философии науки экстернализма , в отличие от интернализма утверждающего, что направление, темпы развития и содержание научного знания определяются не внутренней логикой развития науки, а ее социокультурным окружением.

Глава 14. СОЗНАНИЕ


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Научное познание - социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и мето­дов, служащих целям преобразования действительности.

Основная задача науки - выявление объективных зако­нов действительности, а ее непосредственная цель и высшая ценность - объективная истина. Научному познанию при­сущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность на практику, ориентация на предвидение, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, систематичность и сис­темность, плановость, ориентация на научную истину.

Наука образует единую взаимосвязанную развиваю­щуюся систему знаний о мировых законах. Эта система раз­деляется на множество отраслей знаний, которые различа­ются между собой тем, какую строну действительности, форму движения материи они изучают. По методу и пред­мету познания можно выделить науки о природе - естество­знание, и обществе - обществознание. В свою очередь, каж­дая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Наукой о наиболее общих законах действитель­ности является философия.

По своей удаленности от практики науки делятся на фундаментальные, выясняющие основные законы и прин­ципы реального мира, где нет прямой ориентации на прак­тику, и прикладные - непосредственное применение ре­зультатов научного познания для решения практических проблем. Но границы между науками условны и подвижны, доказательство этому факт существования стыковых дисци­плин (биофизика, геохимия...).

Научное познание предполагает применение опреде­ленной совокупности приемов и операций, ведущих к дос­тижению цели - метод (с греч. «Путь к чему-либо»). Поня­тие «методология» имеет два основных значения: 1) Систе­ма определенных принципов, приемов и операций, приме­няемых в той или иной сфере деятельности; 2) учение об этой системе, теория метода.

Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, норм познания в действии. Он является системой! предписаний, принципов, требований, которые ориентиру­ют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет выбрать крат­чайший путь в поиске результата. Основная функция мето­да - регулирование познавательной и иных форм деятель­ности. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые, классифицируются по различным критериям.

Все методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия:

1. Философские методы - диалектический, метафизи­ческий, аналитический, интуитивный и т.д.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, в ступающие в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций форму­лируются соответствующие методы и принципы по­знания, такие как системный и сруктур не­функциональный, кибернетический и др.

3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли нау­ки, соответствующей данной основной форме движе­ния материи. Это методы механики, физики.

4. Дисциплинарные методы система приемов, приме­няемых в той или иной научной дисциплине, входя­щей в какую-нибудь отрасль науки.

5. Методы междисциплинарного исследования.
Метод считается научным при условии его соответствия

объекту познания, целям и задачам исследования. Метод должен соответствовать ряду требований: ясность, детерминированность, направленность, плодотворность, способ­ность давать сопутствующие результаты, надежность, эко­номичность. Чем совершеннее метод, тем в большей степе­ни он отвечает этим требованиям.

Понимание специфики научного знания вытекает из того, как определяется сама наука и что она из себя представляет. Над проблемами науки и самой наукой и ее месте в культуре в современной философии размышляют все философские течения (не только "философия науки" как специфическое неопозитивистское направление, оформившееся в начале 20 века). Из понимания того, что такое наука, вытекает и собственно философский вопрос о том, является ли сама философия наукой, или это какая-то иная, специфическая духовная деятельность. С одной стороны, философы Нового времени стремились сблизить философию с наукой, считали саму философию научной деятельностью (Кант, Гегель), с другой - в 19 веке возникают многие философские направления, которые проводят резкое разграничение философии и науки (иррационалистические течения - философия жизни, экзистенциализм, философская герменевтика). Уже в 20 веке эти тенденции продолжили свое развитие, и к концу этого века разделение и сближение философии и науки также продолжает существовать: философы науки видят цель философии в анализе принципов научного знания, его развития и эволюционирования, в рассмотрении методологии познания (анализа путей и способов получения знания в теории познания), в анализе парадигм и научных революций, тенденции же нерационалистического подхода к философии приводят новые трактовки философии как литературной деятельности (жанр литературы, аналогичных и параллельный другим литературным жанрам), как свободного творчества и осмысления, не зависимого от жестких принципов естественных наук.

В общем взаимосвязь между наукой и философией имеет сложный характер: помимо мировоззренческой интерпретации результатов науки, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Специфика же научности в философии осмысляются следующим образом:

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знании о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "науки" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.

Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знания также представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение - в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т.п. - образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

От эстетического (художественного) способа освоения действительности науку отличает стремление к логическому (последовательному, доказательному), максимально обобщённому объективному знанию.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу также была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера (в сверхъестественные, потусторонние, инобытийные начала).

Возникновение науки относят к 6 в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условии. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой (теорией, феорией - букв. с греч. созерцанием, умозрением, в противоположность практической деятельности).

Развитию науки свойствен кумулятивный (собирательный) характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого вида "социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.

Процесс развития науки затрагивает всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Напр., для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.

Всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации (разделения) и интеграции (соединения): освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки зачастую выполняет философия, а также такие научные дисциплины, как математика, логика, информатика, вооружающие науку системой единых методов.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

В строении (структуре) науки выделяют эмпирический (опытный) и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений.

Все теоретические дисциплины так или иначе уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельные науки отрываются от своей эмпирической базы и развиваются сугубо теоретически (напр., математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений (т.е. в рамках других наук).

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем (т.е. способов, путей получения знания), являясь общей методологией науки (в "философии науки"). В 20 в. методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой наукой.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - нач.18 вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже 19-20 вв. возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Вплоть до кон. 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система "Наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли науки, порождают в современном обществе многообразные и зачастую противоречивые формы её мировоззренческой оценки. Полюсами таких оценок являются сциентизм (от лат. scientia - наука) и антисциентизм. Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и общих методов "точных" наук, объявление науки высшей культурной ценностью, часто сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной и мировоззренческой проблематики как не имеющей познавательного значения. Антисциентизм, напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности науки в решении коренных (бытийственных, сущностных) человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.