Организация оказания мед помощи детям. Особенности организации медицинской помощи детскому населению. Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

    острое расстройство пищеварения

    пневмония

    заболевания ВДП

    острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

    многопрофильные детские больницы

    детские поликлиники

    детские отделения взрослых поликлиник

    детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

    специализированные детские больницы и учреждения

    дома ребёнка

    дошкольные учреждения

    детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

По мощности детские поликлиники делятся ан 5 категорий:

1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

Городская детская поликлиника

Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке (1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).

Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей.

Структура детской поликлиники:

    отделение здорового ребёнка

    отделение специализированной помощи (специалисты, физиотерапия, лаборатория).

    дошкольное – школьное отделение

    диспансеризация

В детской поликлинике есть:

    фильтр с боксом

    кабинеты участковых педиатров

    прививочный и процедурный кабинет

    кабинеты врачей – специалистов

    кабинеты гигиенического и физического развития девочек

    рентген – кабинет

    физиотерапевтический кабинет

    кабинет лечебной физкультуры

    лаборатория

    гардероб

    регистратура

    молочная кухня

    пункт сбора материнского молока

    кабинеты доврачебного приёма

Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:

    Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач.

    Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:

    Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)

    Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.

    Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год.

Все дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

    здоровые

    с риском возникновения патологии

Задачи кабинета здорового ребёнка:

    пропаганда здорового образа жизни

    обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка

    санитарное просвещение детей

    профилактика заболеваний

Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.

Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы. Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах, 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.

Основные задачи дошкольно – школьного отделения:

    обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении

    мед. контроль за сан – гигиеническими условиями

    контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания

    мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных

    сан – просвет. работа

    летние оздоровительные мероприятия

    анализ деятельности учреждений

Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

Организация медицинской помощи детям
подросткового возраста в современных условиях

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления медицинских проблем материнства и детства А.А.Корсунского об организации медицинской помощи детям подросткового возраста, коллегия отмечает, что негативные тенденции в состоянии здоровья подростков явились причиной увеличения числа социально дезадаптированных детей, снижения годности юношей к военной службе, увеличения доли лиц, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования, трудоустройству. Снижение кадрового, интеллектуального, оборонного потенциала государства в настоящее время можно расценивать как угрожающее национальной безопасности России.

Здоровье современных подростков характеризуется ростом хронической патологии, которой страдает 70% подростковой популяции, увеличением числа детей-инвалидов за счет возрастной группы 10-14 лет и 15 лет, высоким уровнем смертности (показатель смертности в группе лиц 10-17 лет в 1999 году составил 213,4 на 100 тыс.человек).

Среди подростков, в связи с особой спецификой подросткового периода, нарастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний.

У подростков значительно чаще, чем у детей, отмечаются психические расстройства, нарушения обмена, болезни эндокринной системы, заболевания нервной системы и органов чувств, системы кровообращения, мочевыделения. Частота наркомании и токсикомании среди 15-17-летних составила 86,7 на 100 тыс.человек, что в 40 раз больше, чем среди детей до 15 лет. Состоят на профилактическом учете в связи с употреблением психоактивных веществ (включая алкоголь) 733,5 на 100 тыс.подростков 15-17 лет (до 15 лет - 28,2 на 100 тыс.).

Возрастает распространенность гинекологической патологии среди девушек, частота которой в настоящее время превышает 130 на 1000. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания.

За последние годы на 25% увеличилась заболеваемость, связанная с осложнениями беременности, родов и послеродового периода, у девочек 10-14 лет и на 33,6% у девушек 17 лет.

Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подросткового материнства", что негативно отражается как на здоровье новорожденных, так и на здоровье юных матерей.

Возрастает число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями, часто формирующими социальную недостаточность подростков. Из числа подростков, признанных не годными к военной службе в мирное время, более 40% составляют лица с психическими расстройствами.

Состояние здоровья подростков, его специфические особенности не позволяют им выполнять в полном объеме свои социальные и биологические функции - профессиональное обучение, труд, служба в армии, реализация репродуктивной функции и связанное с этим воспроизводство будущих поколений.

В настоящее время около 70% подростков имеют по состоянию здоровья ограничения к получению профессии. Среди современных юношей уровень годности к военной службе не превышает 60%.

Вместе с тем при организации медицинской помощи подросткам недостаточно учитывались как современные особенности состояния здоровья этой возрастной категории, так и весь комплекс факторов, влияющих на формирование здоровья на подростковом этапе развития, а также и сама система организации и оказания им медицинской помощи.

В целях создания системы непрерывного медицинского наблюдения за подростками в 1999 году Министерством здравоохранения Российской Федерации принято решение о реформировании системы оказания медицинской помощи подросткам. Приказом Минздрава России от 05.05.99 N 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста " приостановлена передача медицинского наблюдения за детьми по достижении ими 15 лет в амбулаторно-поликлинические учреждения общей лечебной сети.

После введения в действие приказа в 64 субъектах Российской Федерации организована система непрерывного наблюдения за здоровьем детей на всех этапах их развития. Увеличился объем профилактической работы, повысился охват подростков профилактическими осмотрами, возросло число лиц, поставленных на диспансерное наблюдение с впервые установленным диагнозом, увеличился охват подростков плановой лечебной помощью.

В 30% территорий на базе амбулаторно-поликлинических учреждений созданы отделения (кабинеты) медико-социальной помощи, позволяющие решать вопросы образования в области здоровья, социальной адаптации и правовой защиты подростков.

В ряде территорий созданы учреждения современного типа для работы с подростками - молодежные КДЦ, центры по охране здоровья детей и подростков, центры репродуктивного здоровья подростков, психологические и профориентационные центры и др.

В большинстве территорий в детских поликлиниках созданы отделения по организации медицинской помощи подросткам в образовательных учреждениях.

Силами педиатрической службы начата работа по медицинскому обеспечению подготовки юношей к военной службе. Выявление отклонений в состоянии здоровья на допризывном этапе позволило снизить возврат юношей из Вооруженных Сил.

В настоящее время совместное Центральной военно-врачебной комиссией Министерства обороны Российской Федерации изучается возможность проведения медицинского освидетельствования юношей при первичной постановке на воинский учет в условиях детских поликлиник (Ивановская область).

Принимая во внимание медико-социальные проблемы подростков, связанные с репродуктивным здоровьем и сексуальной активностью, проводятся мероприятия по охране репродуктивного здоровья подростков.

В помощь учреждениям и специалистам, оказывающим медицинскую помощь подросткам, изданы различные учебно-методические пособия, рекомендации, информационные письма по охране здоровья девочек и мальчиков-подростков.

В результате проведенной работы в последние годы наметились положительные тенденции в состоянии репродуктивного здоровья подростков. Число абортов за последние 1995-1999 годы в возрастной группе девочек до 14 лет снизилось на 39,6%, а в возрастной группе 15-19 лет - на 32,0%. За этот же период число криминальных абортов у 14-летних уменьшилось на 63,3%, в группе 15-19 лет - на 33,0% соответственно.

Одним из важнейших направлений профилактической работы среди детей и подростков является вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. Новый календарь прививок предусматривает возможность вакцинации и против краснухи, в т.ч. девочек-подростков.

Стратегические направления службы охраны здоровья матери и ребенка предполагают развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи детям. Внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений педиатрического профиля стационарозамещающих технологий позволит увеличить объем медицинской помощи подросткам.

Реабилитационная помощь подросткам оказывается в отделениях восстановительного лечения детских поликлиник. Следует отметить как положительный момент переход на госпитализацию детей-инвалидов и детей, страдающих хронической патологией, в детские стационары.

В ряде территорий были организованы смены в санатории "Мать и дитя" для подростков и родителей и специальные смены для подростков в детских оздоровительных лагерях.

Министерством здравоохранения Российской Федерации формируется нормативно-правовая база оказания медицинской помощи детям и подросткам.

Совместным приказом Минздрава России и Российской академии медицинских наук на базе Научного центра здоровья детей РАМН создан Центр медико-социальных проблем детей подросткового возраста Минздрава России.

Усовершенствована статистическая учетно-отчетная документация по состоянию здоровья детей.

Пересмотрены показания к направлению детей в образовательные учреждения с повышенным уровнем обучения.

Совместно с Министерством обороны Российской Федерации разработаны инструктивные указания "Организация и проведение медицинского освидетельствования, обследования граждан при первичной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительные мероприятия среди них".

Подготовлены медицинские показания к выбору профессии с учетом состояния здоровья.

Разработаны дополнения к унифицированной программе повышения квалификации врачей-педиатров и учебная программа специализации врачей-терапевтов подростковых по педиатрии, внесены дополнения в тестовые задания по специальности "Педиатрия".

Вместе с тем анализ материалов из 79 субъектов Российской Федерации и результатов проверок ряда территорий Российской Федерации показы, что в проведении данной работы имеются определенные сложности и нерешенные вопросы.

В ряде субъектов Российской Федерации медленно идет формирование современной системы медицинского обслуживания подростков.

Недостаточно развиваются стационарозамещающие формы медицинской помощи детям. Так, при увеличении в 1999 году числа дневных стационаров всех типов, включая стационары на дому, до 300 (1997 год - 224) и числа коек в них до 4625 (1997 г. - 3532) они составляют всего лишь 2% (1997 год - 1,5%) к общему числу детских коек.

Из-за отсутствия подготовленных кадров в большинстве территорий не начата работа по созданию отделений медико-социальной помощи в детских поликлиниках.

До настоящего времени не проводится работа по медицинскому обслуживанию подростков в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Недостаточно уделяется внимания в детских поликлиниках медицинскому обслуживанию юношей при подготовке к военной службе.

Требует совершенствования система охраны репродуктивного и психического здоровья подростков.

Необходимо продолжить работу по формированию нормативно-правовой базы деятельности детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

В связи с изложенным и с целью дальнейшего совершенствования медицинской помощи подросткам коллег

1. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.):

1.1. Подготовить проект приказа "О совершенствовании медицинского обслуживания детей и подростков в учреждениях начального и среднего профессионального образования".

Срок - 31.12.2001.

1.3. В соответствии с утвержденным планом завершить проведение совместного с Министерством обороны Российской Федерации эксперимента по медицинскому освидетельствованию юношей при первоначальной постановке на воинский учет в детских поликлиниках.

Срок - 01.03.2002.

1.4. Разработать для детских поликлиник модель информационного обеспечения по проблемам охраны репродуктивного здоровья подростков.

Срок - 31.12.2001.

2. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.) организовать на базе Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России Организационно-методический центр по медицинским проблемам подготовки юношей к военной службе.

Срок - 01.05.2001.

3. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Научному центру здоровья детей РАМН (Баранов А.А.) (по согласованию) разработать современные научнообоснованные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях.

Срок - 01.03.2002.

4. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

4.1. Обеспечить контроль за включением в учебные программы педиатрических факультетов, педиатрических кафедр медицинских вузов и кафедр повышения квалификации врачей-педиатров необходимых дополнений и изменений с учетом специфики подросткового возраста.

Срок - в течение года.

4.2. Разработать программу по подготовке клинических психологов, специалистов по социальной работе для детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

Срок - 31.12.2001.

5.1. Принять меры к завершению работы по созданию системы организации медицинской помощи подросткам в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Срок - 31.12.2001.

5.2. Обеспечить организацию отделений медико-социальной помощи в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Срок - 01.02.2002.

5.3. Организовать постоянно действующие семинары для врачей-педиатров по вопросам физиологии, патологии, организации медицинской помощи подросткам, в том числе медицинскому обеспечению подготовки юношей к военной службе.

Срок - в течение года.

5.4. Организовать реабилитационную помощь детям до 17 лет (включительно) с хронической патологией и инвалидам в местных санаториях и медицинских реабилитационных центрах.

Срок - 01.01.2002.

6. Руководителям медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений усилить организационно-методическую помощь детским амбулаторно-поликлиническим учреждениям субъектов Российской Федерации в оказании медицинской помощи подросткам.

Срок - в течение года.

7. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя министра О.В.Шарапову.

Председатель коллегии
Ю.Л.Шевченко

Секретарь коллегии
А.В.Веремеенко

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 35, декабрь 2001 года

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и заканчивают лечение в условиях детской поликлиники.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке - не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопедтравматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 60% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.

Все больные дети должны получать медицинскую помощь только на дому, поэтому непосредственно в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или имеющие хронические заболевания вне обострения. Более 90% всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.

В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и имеющими хроническую патологию и нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи. По существу, хороший участковый педиатр - это детский семейный врач.

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.

Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса.

Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в году) болеющим детям, поскольку у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания.

Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и специалистов.

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка.

Работа врача по системе «единого педиатра» была введена в нашей стране в 1952-1953 гг. Ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет - макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.

Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит наиболее опытная медсестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра его кожи и зева, а при необходимости и термометрии она решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.

В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливаются из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста, на 600 детей дошкольного возраста, на 2000 детей школьного возраста, на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах; 1 медсестра на 100 детей, воспитывающихся в детских

садах, на 700 детей, обучающихся в школах, на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике располагается кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.

Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.

При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медсестры или посещения медсестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.

В последнее время развивается специальность «семейный врач» - врач общей практики, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи, детей и взрослых.

Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те, в свою очередь, отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеется лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение.

Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3% обще- го числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидотдела (санэпидцентра) о наличии

или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции целесообразно предусматривать палаты на 1-2 койки для детей до 1 года, а для более старших детей не более чем на 4 койки.

Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию, прежде всего особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка.

Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпитализацию детей в первую очередь первых 2-3 лет жизни вместе с матерями.

В процессе реформирования здравоохранения происходит сокращение числа коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах.

Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:

Осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию;

Проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;

Осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

Обеспечить проведение профилактических прививок;

Организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;

Принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервнопсихическими особенностями;

Проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.

Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.

Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми, имеющими хронические заболевания.

Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.

На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме лечебная помощь детям. В стационар сельской участковой больницы госпитализируются в основном дети с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь оказывают в центральной районной больнице, поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.

Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работает фельдшер или патронажная медсестра.

Основным этапом оказания медицинской помощи детям всего района служит центральная районная больница (2-й этап). Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.

Еще достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные детские и общие больницы.

В соответствии с рекомендациями специалистов в центральных районных больницах целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре.

На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной работы.

Одной из важных, но еще далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощи подросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты (они сохранились при ряде поликлиник).

Как отмечено в национальном проекте «Здоровье», на первых этапах основное внимание и организационные меры направлены на коренное улучшение наиболее массовой - первичной медицинской помощи. Однако не забыта и стационарная медицинская помощь. Акцент здесь поставлен на повышение ее качества за счет улучшения организации, усиления специализированных ее видов, особенно интенсивного внедрения высоких медицинских (т.е. сложных, дорогостоящих) технологий, создание современных ди- агностических и лечебных центров на всей территории нашей страны. Предполагается построить не менее 15 таких центров уже в ближайшие годы, модернизировать устаревшую материально-техническую, ресурсную базы стационаров. Предполагается также последовательное существенное повышение заработной платы работникам больничных учреждений с тем, чтобы через небольшое число лет их материальное положение не отставало от участковых терапевтов, педиатров, работников «скорой медицинской помощи».

В национальном проекте «Здоровье» большое внимание уделено охране материнства и младенчества - педиатрической и акушерско-гинекологической помощи. Будет достигнуто массовое обследование новорожденных для улучшения диагностики и особенно

выявлению наследственных заболеваний, что скажется на сокращении инвалидизации детей. Начата работа по обеспечению стационарных учреждений родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием; запланировано строительство 20 перинатальных центров. Уже в 2006 г. готовится по современным программам почти 5 тыс. участковых терапевтов и педиатров, 1500 врачей общей практики (семейной врач); в 2007 г. это число увеличится более чем на 1 тыс. специалистов. Значительно увеличиваются средства федерального бюджета по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (10,5 млрд - руб. в 2006 г. и 14,5 млрд руб. в 2007 г.). Вводятся родовые сертификаты. За каждый такой сертификат в случае благоприятных родов женская консультация получает 2 тыс. руб., а родильный дом - 5 тыс. руб. Это не только скажется на качестве медицинской помощи и ко всему повышении рождаемости, но и на заработной плате медицинских работников этих учреждений. В 2007 г. размер сертификатов увеличится, и будет выделяться 2 тыс. руб. детской поликлинике за диспансерное наблюдение каждого ребенка.

Родовые сертификаты выделяются и самим женщинам - с 30 недели беременности. Стоимость родового сертификата в женской консультации увеличится до 3 тыс. руб., в родильных домах - до 7 тыс. руб. Вводятся также специальные пособия - 1,5 тыс. руб. за первого ребенка и 3 тыс. руб. - за второго или 40% заработной платы. Введен материальный сертификат при рождении - на ипотеку, образование ребенка или в накопительную часть пенсии. Воспользоваться сертификатом возможно по достижению ребенком 3 лет.

Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране – это охрана здоровья детей , которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения , последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.

В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям предоставляется участковым педиатром и медицинской сестрой.

Этапность и последовательность медицинского обеспечения – это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее – в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно- оздоровительные учреждения (санатории и курорты).

В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и больших городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое , пульмонологическое, гастроэнтерологическое,нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.

2.Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям.

Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.

Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей , на снижение заболеваемости и смертности, подготовке и проведении прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей.

Эффективные профилактические мероприятия на участке начинаются еще до рождения ребенка . Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вторично медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.

Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения . Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать с правилами вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока . В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, ребенка из группы риска – не менее чем 4 раза. При повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития. Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам, детям, находящимся на искусственном вскармливании, детям, перенесших асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез, детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, под * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.). По индивидуальному графику.

В поликлинике на ребенка оформляется “Карта индивидуального развития ребенка”, которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают даты посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.

Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка , состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и др.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.

В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкое течение. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и др.), недоношенностью без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода. Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. При интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит инвалидность ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.

Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и при необходимости провести подготовку ребенка к прививке. Диспансеризация детей старшего возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные о выявленной патологии врач заносит в “Контрольной карты диспансерного наблюдения”, намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.

На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе , которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.

В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.

В любом отделении ребенок находится под присмотром врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. При необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.

Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в “Истории стационарного больного”, которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).

Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.

Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам при обходе. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.

Особое внимание медсестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием полости рта, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.

Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.

С детьми постарше проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, – и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.

Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране - это охрана здоровья детей, которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения, последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.

В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям оказывается участковым педиатром и медицинской сестрой.

Этапность и последовательность медицинского обеспечения - это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее - в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно-оздоровительные учреждения (санатории и курорты).

В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и крупных городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое, пульмонологическое, гастроэнтерологическое, нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.

Ведущим учреждением в предоставлении лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника по участковому принципу. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.

Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей, снижение заболеваемости и смертности, подготовку и проведение прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительская работа и правовая защита детей.

Эффективные профилактические меры на участке начинаются еще до рождения ребенка. Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вдруг медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.

Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения. Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения - определить состояние здоровья, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать правилам вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока. В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, а ребенка из группы риска - не менее 4 раз. Во время повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития.

Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам; детям, находящимся на искусственном вскармливании; детям, перенесшим асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, в * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.) По индивидуальному графику.

В поликлинике на ребенка оформляется "Карта индивидуального развития ребенка", которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают дать посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.

Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и т.д.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет - 1 раз в 6 мес.

В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, которые не имеют отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкий ход. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и т.д.), недоношенность без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода. Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. Во время интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит к инвалидности ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.

Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и в случае необходимости провести подготовку ребенка к прививке.

Диспансеризация детей старшего возраста - это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные об обнаруженной патологии врач заносит в "Контрольной карты диспансерного наблюдения", намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.

На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе, которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.

В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.

В любом отделении ребенок находится под наблюдением врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. В случае необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.

Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в "Истории стационарного больного", которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).

Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнения назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.

Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам во время обхода. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.

Особое внимание медицинская сестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием ротовой полости, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.

Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.

С детьми старшего возраста проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, - и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.

Таким образом, в Украине создана целая система разнопрофильных лечебно-профилактических учреждений, имеющих целью не только сохранить ребенку жизнь, но и обеспечить ее нормальное гармоничное развитие и потенциал качества жизни на будущее.