Писания преподобного иоанна кассиана римлянина. Иоанн Кассиан Римлянин. Константинопольский и римский периоды

21. Здесь запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2 Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во–первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во–вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т. е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В–третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23). Следовательно, гнев бывает и полезный, и похвальный. Не одобряется гнев беспорядочный, который помрачает, извращает суждение разума или не покоряется ему; а это бывает и со стороны предмета, и в понимании стремления гнева. Со стороны предмета гнев бывает плох, грешен, во–первых, если кто желает отметить неправильно, по незаконной причине, или же тому, кто не заслужил. Во–вторых, хотя по правильной причине хочет отметить, но превышая вину; это - жестокость сердца в нанесении наказания. В–третьих, когда кто самоуправно, не по законной власти, не по законному порядку требует наказания оскорбившего. Ибо отмщение принадлежит судье, как служителю Божию, а частным людям запрещается (Рим 12, 19). В–четвертых, когда гневаются не с добрым намерением, не для того, чтобы исправить ближнего, соблюсти правду и благочиние, чтобы оскорбителя и других удержать от обид на будущее время, но гневаются по злобе, зложелательству, для того, чтобы оскорбителю было худо. Это уже дело злости, противное любви к ближнему. А в понимании стремления гнева мы грешим разным образом: когда гнев до чрезмерности разгорается или продолжается дольше надлежащего.

В Писании говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству самого Господа, не было подобного ему между предшественниками и не могло быть даже между потомками,намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и с помощью присланного им сына одной вдовы - Хирама - устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3 Цар 4, 7). Так и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и, желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, которые будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня, ничтожного, для содействия тебе в этом святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области были устроены по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, несмотря на то, что сам ты столь совершенен в добродетели и разуме и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, - от меня, убогого словом и знанием, ты требуешь изложения тех монастырских правил, которые я видел в Египте и Палестине и о которых

\\9// слышал от отцов, чтобы братья нового твоего монастыря могли узнать образ жизни, какой ведут там святые. Мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем, я повинуюсь тебе не без страха, во–первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог объять умом этот возвышенный и святой предмет; во–вторых, потому, что теперь не могу точно припомнить тех правил, которые знал или соблюдал, живя в молодые годы среди отцов восточных, так как подобные предметы удерживаются в памяти путем исполнения их; а в–третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме того, об этих правилах уже говорили мужи, отличившиеся умом, красноречием и самой жизнью своей. Василий Великий, Иероним и другие, из которых первый на вопросы братьев о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только свое сочинение издал, но еще и изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений этих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустраиваемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о которых не рассуждали наши предки, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о которых я слышал или был свидетелем которых, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни. Сколько возможно правдивее расскажу я о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, поучению отцов, искоренить эти пороки, потому что я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и если в здешних странах найду что–нибудь не соответствующее древ-\\10// ним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие–нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.

Книга первая

ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ глава 1

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя, на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии.

глава 2 О препоясании монаха

Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом - Иоанн, Петр и Павел. Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь израильский. Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского - выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это - Илия Феосвитянин (4 Цар 1). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и

\\12// обуться, - чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения (Деян 12). Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги. Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме (Деян 21, 11). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс.

глава 3 Об одежде монаха

Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности. Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божий. У рабов Божиих то почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным, что употребляют не все, а только один или немногие. Потому чего не было у древних святых или нет у отцов нашего времени, не нарушающих древние обычаи, то и не следует принимать, как излишнее и бесполезное. На этом основании отцы не приняли вретища , как слишком бросающегося в глаза, - чем оно не только не доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надменность и сделать монаха неспособным к его делам. Что касается того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого не следует выводить общего монастырского закона и не следует нарушать древних представлений святых отцов. Ибо нельзя предпочитать частный поступок общему согласию. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, которые определены немногими, а тем, которые существуют с древних //

\\13// времен и утверждены многими святыми отцами. Поэтому не может нам служить законом то, что царь израильский носил вретище (4 Цар 6), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, оделись во вретище (Иона 3); у царя израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне оделись во вретище тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием.

глава 4 О кукулях египтян

Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и детскую невинность, носят и днем и ночью небольшие наглазники. Поэтому, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? (Пс 130, 1, 2).

), иеромонах , преподобный .

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов" , чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория , в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".

По словам преподобного Иоанна Лествичника , "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) "Воскресное чтение". 1854-1855 и 1858-1859; "Добротолюбие". т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же - В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

Иоанн Кассиан Римлянин (Иоанн Кассиан Марсельский) - один из тех святых, что прославились не мученичеством или активным проповедничеством, а реальной деятельностью по созданию монастырей и интересными литературными трудами.

Родился Иоанн Кассиан в 360 году. Двумя вероятными местами рождения преподобного указывают Марсель и городок Добруджа (ныне на территории Румынии). Исторически эпоха второй половины VI века - это прежде всего закат Римской империи, раздел некогда единой территории на отдельные страны, города, кусочки. Юный Иоанн Кассиан воспитывался на римских традициях, и, скорее всего участвовал в сражении при Адрианополе в 378 году на стороне римлян. Грандиозное сражение римлян и готов окончилось полным поражением основателей европейской цивилизации. Римский император Валент бежал (или был убит) с поля боя, римская армия дезориентирована и морально подавлена. Именно это сражение считается переломным моментом истории Римской империи - началом крушения.

Какое впечатление может оказать на восемнадцатилетнего молодого человека кровопролитное побоище, в котором была сокрушена могучая держава? Зависит от человека, конечно же. Кассиан выбрал путь просвещения и духовного совершенствования. В 380 году на пару с другом Германом он отправляется в Святую Землю, в Вифлеем, где принимает монашеский постриг.

Спустя десятилетие, примерно в 390 году Кассиан и Герман отправляются в путешествие в Египет, Фиваиду и Скитскую пустыню, где проводит еще около семи лет, странствуя по монастырям, изучая уклад и образ жизни египетских монахов и аскетов. В 397 году Кассиан вместе с другом возвращается в Вифлеем, и три года они проводят в полном уединении.

Между тем на востоке зарождается новая великая империя - Византия, с христианством в качестве официальной государственной религии. На рубеже VI-V века в византийскую столицу на патриаршую кафедру призывают Иоанна Златоуста - и к нему стекаются ученики из ближних и дальних пределов христианского мира. Одним из таких учеников стал примерно в 400 году и Иоанн Кассиан, Иоанн Златоуст посвятил его в дьяконы.

В маршруте Кассиана от Египта в Константинополь, возможно, отразился накал богословских страстей. В 400 году церковью в специальном "Эдикте против Оригена" были запрещены книги Оригена, греческого христианского теолога начала III века. Ориген совмещал в своих трудах античную философию и христианскую догматику, и вместе с тем выработал систему понятий, которая впоследствии довольно широко использовалась (даже после запрещения оригенизма). Запрет стал первым церковным запретом читать или иметь конкретную литературу, и вместе с тем преследовал скорее политические цели, нежели решал какие-либо богословские проблемы.

Иоанн Златоуст привечал "оригенистов", к которым несомненно относился и Иоанн Кассиан Римлянин, и именно поэтому Кассиан направился в Константинополь. (В скобках заметим, что запрет Оригена нисколько не ослабил интереса к трудам этого замечательного теолога - его цитировали в средневековье, изучали в новое время, комментируют сейчас.)

Критика Иоанном Златоустом образа жизни императора Аркадия и особенно его жены Евдоксии закончилась печально - святителя низложили и едва не предали казни. Кассиана Римлянина отправили в Рим - просить защиты для арестованного Иоанна Златоуста у Папы (формально церкви еще не разбежались на разные ветви). Для византийских императоров Папа был, что называется, не указ, просьба о заступничестве от Кассиана никак не повлияла на судьбу Иоанна Златоуста - святителя изгнали из Константинополя, а потом и вовсе отправили умирать в далекую ссылку.

Можно предположить, что Иоанн Кассиан был разочарован и бессилием римских церковных иерархов, и безнравственностью византийских императоров. После неудачного посольства в Рим он перебрался в Марсель, где и жил мирно и спокойно до смерти в 435 году. В Марселе Иоанн Кассиан, назначенный пресвитером, основал мужской и женский монастыри, фактически став первым основателем монашества не только в Галлии, но и во всей Западной Европе.

Литературные труды Иоанна Римлянина посвящены различным историям о святых подвижниках и организации монашеской жизни. Не вдаваясь в богословские тонкости, Кассиан уделилил много времени позитивным размышлениям о духовной жизни, а свои собственные богословские идеи излагал без полемики с оппонентами, только как собственные размышления.

Труды Иоанна Кассиана Римлянина:
12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (417-419 гг.)
24 «Собеседования» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. (417-419 гг.)
«О воплощении Христа» (431 год)

Последний труд - «О воплощении Христа» написан по просьбе будущего папы римского Льва I и направлен против несторианства и пелагианства, двух мощных богословских течений, впоследствии признанных ересями. Иоанн Кассиан был современником Пелагия (оба родились даже в один год) и Нестория (он на 20 лет моложе Иоанна и Пелагия), но лично с ересиархами не встречался и в какой степени был знаком с учениями неизвестно. Некоторые авторы считают, что учение Пелагия Кассиан трактует неправильно.

В то же время сам Иоанн Кассиан подвергался резкой критике со стороны Августина Блаженного и епископа Аквитанского Проспера за... полупелагианство, одним из основателей которого, собственно Иоанн Кассиан и стал. В споры он не вступал, на критику не отвечал, возможно именно это стало одной из причин того, что признанный Православием святой не является таковым у католиков. Другая версия - чисто политическая - связана с именем кардинала Барония, XVI веком и борьбой протестантов и католиков.
Тем не менее, в Марселе Иоанн Кассиан почитается как святой.

В Православной церкви также почитается как святой. День памяти - 28 или 29 февраля (в високосные годы). Труды Кассиана были хорошо известны в России, их цитировали, на них ссылались. Именно Кассиан дал название "лишнему" дню високосного года - Касьянов день. Но сложно найти объяснение, почему в народе именно Святой Кассиан стал ассоциироваться с возможной неудачей, несчастьем, неурядицами високосного года вообще и 29 февраля в частности. Хороший был человек, воин и монах, литератор и организатор монастырей.

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь, слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.

Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.

Оставив Египет, в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица, ему преданные, послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.

Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.

Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.

Из сих аскетических Писаний св. Кассиана в прежнее Добротолюбие

– 5 –

взяты восемь книг (5-12) о борьбе с восемью главными страстями и одно (2-е) собеседование о рассуждении, – то и другое в сокращенном извлечении.

Сему подражаем и мы. Главным заимствованием будут восемь книг о борьбе со страстями, в наиболее полном переводе, с присовокуплением в некоторых местах статей и из собеседований, где это подходит. Но, кроме того, сочтено нужным впереди их поместить несколько извлечений из собеседований, в коих показывается значение борьбы со страстями в духовной жизни, или место ее в течении подвижничества, выясняется необходимость сей борьбы и представляется общее очертание страстей и борьбы с ними; а после них приложить еще извлечения, в коих описываются другие две брани, – именно с помыслами, и скорбями от бед и напастей, как приложение к предыдущему изображению борьбы с восемью помыслами. В конце же всего прилагаются в виде прибавления нужные наставления о нескольких предметах, которые, хотя говорят о духовной жизни вообще, но близко касаются и духовной брани, таковы: о благодати и произволении, как деятелях в производстве духовной жизни, – о молитве, в коей они сходятся, – о степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней, – и конце покаянных трудов. – Почему эти прибавления не мешают нам все извлекаемое из Писаний св. Кассиана озаглавить так: обозрение духовной брани .

Таким образом, извлечения из св. Кассиана будут идти под следующими оглавлениями:

1) Цель и конец подвижничества.

2) Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.

3) Борьба плоти и духа.

4) Общее очертание страстей и борьбы с ними.

5) Борьба с восемью главными страстями:

а) с чревоугодием;

б) с духом блуда;

в) с духом сребролюбия;

г) с духом гнева;

д) с духом печали;

е) с духом уныния;

ж) с духом тщеславия;

з) с духом гордости.

6) Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.

7) Борьба со всякого рода скорбями.

8) О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни.

9) О молитве.

10) О руководстве в духовной жизни.

11) О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.

12) О конце покаянных трудов.

________

Извлекаемые статьи заимствуются из книг постановлений и из собеседований. В цитатах первыми будут означаемы – кн., а вторые – cоб.

– 6 –

Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 5-6.