Поговорка терпение труд все перетрут. Труд и терпение. Труд – это хорошо или плохо

Классный час в начальной школе « Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:

    на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд - Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют) - «Собери пословицу» (2 команды)

Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда. -Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье. (По ходу значение некоторых пословиц объясняют .)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме. - К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. -Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите. (Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести: Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли, В.Н.Терешкова - первая женщина- космонавт, полетевшая в космос, (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою! »-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса .
- А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой , к которой быстро привыкаешь. (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д. Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова. (2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; - прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» (чтение рассказа учителем) - Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей) - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево) Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так, А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки, А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». (читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!» Таких людей, как правило, удача не посещает. -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях. При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3) (Ответы детей)
О б о б щ е н и е. -Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать. (на доске составляют)
    Придерживаться распорядка дня. Доводить начатое до конца. Семь раз отмерь, один отрежь. Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов. - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)

Ученики Елены Карпусенко демонстрируют поделки, изготовленные своими руками. Некоторые изделия ребята выполняли сами на уроках технологии, некоторые завершали с помощью родителей.

Елена Карпусенко, учитель начальных классов СОШ № 3 станицы Березанской делится своими мыслями о воспитании детей с читателями газеты «Власть Советов».

С 1994 года я занимаюсь педагогической деятельностью. Стараюсь идти в ногу со временем, быть в курсе новых педагогических технологий. В учебно-воспитательном процессе реализую требования ФГОС, внедряю эффективные методики. Работая с разными классами, вижу что, к сожалению, сейчас мало семей, в которых несколько поколений живут на одной территории, старшие приглядывают за младшими, пока трудоспособные члены семьи заняты на работе. Проблемой современной школы стала высокая загруженность родителей и отсутствие возможности у бабушек и дедушек помогать воспитывать внуков.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»,- Сухомлинский В.А.

Давайте проанализируем режим современного школьника на примере одного рабочего дня (предположим, что ребёнок учится в первую смену, воспитывается в полной семье, но без участия бабушки и дедушки, которые живут в другом населенном пункте). Утром ребенок уходит в школу, после уроков зачастую проводит время дома один до прихода родителей с работы. Как организовано его время во второй половине дня? Чем грозит бесцельное времяпрепровождение для воспитания личности? Не допускают ли родители ошибку, забывая о трудовом воспитании ребёнка, о формировании навыков самоконтроля, не организуя его внеурочную занятость?




Научите детей уважать труд

Чтобы сформировать полноценного члена современного общества, недостаточно «вложить» в него знания, научить добывать информацию и пользоваться ею. Нужно развивать в детях такие качества, как любовь к труду, уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремленность; формировать отношение к труду, как к жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Труд в таком случае рассматривается как средство воспитания.

О трудовом воспитании детей писали ещё древнегреческие философы. Многие русские ученые-педагоги труду, как средству воспитания, также отводили важное место. Сухомлинский В. А. указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». Мой личный опыт работы с детьми подтверждает это утверждение известного педагога.

В Православной культуре трудовое воспитание — это формирование в человеке созидательного начала. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях. Так, например, дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие.




Свободное время с пользой

Формы трудового воспитания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. Детей надо приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к покупке продуктов, мытью помещений и посуды и т.д. Хорошо, когда у детей есть навыки ремонта помещений, починки простейших инструментов, шитья и т.д. Можно разделять обязанности между детьми либо установить дежурство, либо как-то комбинировать эти варианты.

В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Полезно чтение дополнительной литературы по отдельным разделам школьного курса и дополнительные занятия.

В школе трудовое воспитание осуществляется и в урочное время, и во время занятий внеурочной деятельностью. Особенно полезны уроки технологии, которые способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. При работе над поделкой дети учатся проявлять доброжелательность, применять правила делового сотрудничества, анализировать собственную работу.




Объединим усилия!

Нам, родителям и учителям, нужно объединить свои усилия! Мамы и папы должны обязательно обеспечить условия для трудового воспитания дома, в кружках по интересам в школе, в КДЦ и т. п. Классные руководители должны, в свою очередь, составлять мониторинги занятости детей, бить тревогу, если внеурочное время проходит для ребенка без пользы. Мы должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремленность, самоконтроль и самооценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых дел.

Сейчас многое дети посещают кружки при КДЦ, в образовательных учреждениях, художественное отделение ДШИ. Для детей доступны многие виды полезной занятости, которые обеспечат им трудовое воспитание. Если ваш ребенок еще не бывал на таких занятиях, дайте ему такую возможность, создайте условия для полноценного формирования личности! Это большое подспорье для всех семей, а особенно для тех, где нет бабушки и дедушки, где мама (или папа) воспитывает ребенка в одиночку. Тогда одна из проблем современных детей – дефицит заботы и заинтересованности со стороны взрослых, думаю, будет решена.

Выполнение коллективной работы создает условия для сотрудничества — дети учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Я желаю всем родителям радости общения со своими детьми и взаимной любви!

Классный час

Тема: Терпение и труд – всё перетрут!

Цели: обсудить роль и необходимость труда в жизни человека; познакомить с различными профессиями; выявить пословицы о труде; прививать уважение к человеческому труду.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выставка поделок учащихся.

Ход классного часа:

Звучит песня «Шаги», сл.Е.Евтушенко, муз. Е.Крылатова.

Учитель:

Над Россией слышатся шаги,

Туфельки стучат и сапоги,

Детские сандалии,

У высотных зданий и тайги.

А куда наш следующий шаг?

Страшно, если мы шагаем не так.

Пусть нам всем шагается

Так, как полагается, -

Только сердцу собственному в такт.

Пошире шаг, пошире шаг, Россия!

За нами блеск грядущих юных глаз.

И пусть мы не такие уж плохие,

Идут за нами те, кто лучше нас.

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о роли и необходимости труда в жизни человека.

1 ученик:

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

Нетрудно, а всё-таки надо уметь.

За что не возьмись, нужно мастером стать

И дело любое уметь выполнять!

2 ученик:

Сломалась игрушка – умей починить,

А новую сам научись смастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всём и везде помогает она.

3 ученик:

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок,

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

Учитель: О важности труда в человеческой жизни писали многие великие люди: великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов: «…неусыпный труд препятства преодолевает», писатель Антон Павлович Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», композитор Пётр Ильич Чайковский: «Вдохновение рождается от труда и во время труда», Александр Твардовский: «Труд делает человека красивым».

4 ученик:

Это здорово: Уметь! –

Сеять хлеб и песню петь.

Стог метать, дрова колоть,

Грядку чисто прополоть.

5 ученик:

Это здорово: Строгать! –

Делать стол или кровать.

Бак лудить, трамвай водить,

Дом на зорьке возводить

6 ученик:

Сталь ковать, деталь точить,

Мастерству других учить.

Сад лелеять, хлебы печь,

Матерей от бед беречь.

7 ученик:

Добрым быть, друзей иметь.

Это здорово – уметь!

Учитель: У поэтессы Ирины Токмаковой есть стихотворение «Букварик», в котором она перечисляет профессии. Послушайте внимательно, а затем ответьте на вопрос, все ли профессии перечислены?

А-аптекарь,

Б-бочар,

В-валяльщик,

Г-гончар,

Д-дробильщик здоровенный,

Е-ефрейтор, он военный,

Ж-жестянщик–простачок,

З-закройщик – старичок,

И-историк бородатый,

К-красильщик франтоватый.

Л-лудильщик,

М-маляр,

Н-носильщик,

О-овчар,

П-писатель,

Р-радист,

С-сапожник,

Т-турист,

У-бесстрашный укротитель.

Ф-чудак-фотолюбитель,

Х-художник-баталист,

Ц-известный цимбалист,

Ч-чудесный часовщик,

Ш-шофёр, большой шутник,

Щ-щенок его, Букетик,

Э-электрик-энергетик,

Я-это я, мои друзья.

Учитель: Ребята, а какие профессии вы ещё можете назвать?

1 ученик:

У каждого дела запах особый.

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

2 ученик:

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

3 ученик:

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак

4 ученик:

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Учитель: Ребята, вы ещё пока ученики, но уже через некоторое время перед каждым из вас встанет один и тот же вопрос: кем быть, на кого пойти учиться?

Инсценировка стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?»

Учитель: Своё стихотворение Владимир Маяковский закончил словами: « Все работы хороши, выбирай нам вкус!». Сегодня мы благодарим людей разных профессий за их самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

1 ученик:

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

2 ученик:

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы –

Все профессии важны,

Все профессии важны,

3 ученик:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

4 ученик:

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

5 ученик:

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Учитель: Сегодня было много сказано о самых разных профессиях. А сейчас попробуйте отгадать о них загадки.

1.Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

2.Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелёгок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)

Учитель: Что же нужно, чтоб приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Учёба, знания)

Учитель: Верно, учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но кроме этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна,

Где труд всегда в почёте.

И эта умная страна –

Страна, где вы живёте.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Давайте их вспомним.

(Дети рассказывают пословицы о труде, которые нашли и подготовили заранее)

Учитель: Ребята, труд помогает человеку приобрести определённые навыки, стать профессионалом в своём деле, научиться жить в коллективе. Вед «без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут»

Пока в пространстве кружится планета,

На ней, пропавшей солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда!

Наш классный час подошёл к концу. А вам, ребята, я желаю не лениться, а трудиться, помогать родителям и младшим братьям и сёстрам, другим взрослым людям и всегда уважать труд других людей!!!


Классный час: «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:

    На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд.

    Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Оборудование:тексты с произведениями на каждую парту, на доске написаны пословицы о труде.

Ход классного часа

Знакомство с пословицами о труде

Учитель. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

    Будешь трудиться, будешь кормиться.

    Все надоедает, кроме работы.

    Дело мастера боится.

    Каков мастер, такова и работа.

    Труд кормит, а лень портит.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Без труда человек не познает счастья.

    Труд - радость жизни.

    Лучше каши не доложь, а работой не тревожь.

(Дети объясняют пословицы по ходу чтения.) Вывод : о человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

. Чтение и анализ текстов из литературных произведений

Учитель. Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?»

Один процедил : «Камни та скаю, будь они неладны!»

Второй ответил : «Деньги зарабатываю для семьи».

А третий ответил : «Я строю Шартрский собор».

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются.)

К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится : «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!», «Слабое звено» и т. д. То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своем желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

(Учитель читает текст.)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л.Н. Толстой

- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (Дети отвечают.)

- Для чего вы учитесь в школе? (Дети отвечают.)

Беседа по теме

На доске написаны русские народные пословицы :

«Знания не кошель : за плечами не носить»,

«Корень учения горек, да плод его сладок».

«Тяжело в ученье – легко в бою».

Вопросы

    О чем эти пословицы?

    Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учеба в жизни человека? (Дети отвечают.)
Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда все легко получается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, чтобы каллиграфически выводить буквы, вам потребуется определенное время. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А.В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнурительных тренировок и прилежной учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»? (Дети отвечают.)

    Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдем пояснение : старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно ; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении. Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите. (Дети отвечают.)

    Часто учителя обращаются к ученику с просьбой : старайся. Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа « Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

    А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

    Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.

    Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету. Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут

женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

    Ну, что? Каковы наши сыновья?

    А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

В. Осеева

Почему старичок так ответил женщинам? (Дети отвечают.)

Учитель. Старательный человек бережет время свое и чужое. У него в жизни все четко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Физкультминутка

Как то вышли мышки раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон-

Разбежались мышки вон.

Чтение и анализ стихотворения

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Тогда не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок.

Умыться и поесть.

Успеет встать он за станок.

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай.

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок.

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек!

С. Баруздин

Рассуждение

Учитель. Поделитесь с одноклассниками, как вы планируете свой день, если у вас удачно получается распределять время. (Дети делятся своим опытом.)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таки людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение.)

Обобщение

Учитель. Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:

    Придерживаться распорядка дня.

    Доводить начатое до конца.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

    Отдыхать с удовольствием.

Подведение итогов

Учитель. Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравит ся».

(Д. Кинг)

Оглавление [Показать]

В мире существует много различных пословиц и поговорок. В каждой заключён свой смысл. Моя самая любимая поговорка — терпение и труд всё перетрут. И сейчас я раскрою её смысл. Иногда люди, совершая какое-то дело, сталкиваются с большими трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно терпение. Правда, не у всех оно бывает. Некоторые люди начинают дело, но у них не хватает терпения, и они останавливаются на полпути. Только половина людей доходят до конца в своих начинаниях. Например, человек захотел сделать около своего дома клумбу. Он посадил семена красивых цветов, саженцы деревьев. Через некоторое время семена начали прорастать, но вдруг погода резко испортилась, стало очень холодно. Маленькие росточки начали погибать. Человек не растерялся и сделал теплицу для клумбы. Однако в теплице стало очень сухо и растения начали сохнуть. Тогда человек стал больше поливать свои растения. Через несколько дней погода наладилась, теплицу убрали и все увидели, какие красивые цветы выросли. Они стали радовать глаз хозяина и других людей. Если бы человек перестал ухаживать за растениями, не преодолел все трудности, то клумбы бы не было. Я считаю, что любое дело надо доводить до конца, ведь терпение и труд всё перетрут!

Ценность труда для человеческой цивилизации трудно переоценить. Об этом и говорит значение пословицы «терпение и труд все перетрут».

Труд – это хорошо или плохо?

Еще с библейских времен труд считался проклятием человеческим. Первые люди согрешили, и Бог наказал их. Отныне они стали смертны и вынуждены добывать пропитание тяжким трудом. Работа – это бремя с точки зрения Ветхого Завета.

А К. Маркс не то чтобы спорит с Библией, но говорит, что человек стал тем, кто он есть, благодаря труду. Да и народ любит тех, кто много работает, а бездельников не уважает совсем. Вообще, отношение к праздным людям – довольно противоречивое явление. Сразу и нельзя понять, их не любят, потому что им завидуют или потому что люди на самом деле убеждены в полезности труда не только для физического, но и для духовного развития человека. Проще говоря, чем раньше человек стал зарабатывать на жизнь, тем раньше он повзрослел. Когда вспоминают значение пословицы «терпение и труд все перетрут», редко думают о том, что упорство и кропотливая работа изменяют не только внешнее пространство (ведь речь идет, как правило, о физическом труде), но и самого человека.

Польза труда

Работа позволяет человеку научиться чему-то интересному и нужному, и если он найдет место, то обретет еще и независимость. Труд освобождает от лишних мыслей. Беда современной эпохи в том, что у человека слишком много свободного времени, отсюда и разнообразные психологические проблемы и даже душевные болезни. Люди копаются в своих взаимоотношениях, чересчур много размышляют о себе и своих поступках. Но если бы у них была работа, забирающая все силы, то проблем бы не возникало, ведь на них просто не оставалось бы сил.

К сожалению, большинство занимается тем, чем не хочет, только потому, что ничего лучше они не нашли или у них не было времени на поиски. Если быть до конца честными, стоит сказать и о тяжелом труде, который сводит с ума и превращает человека в раба. Но это крайность, в среднем же сегодня человек не слишком страдает от работы, а когда у него есть целеустремленность, он может добиться очень многого. Об этом и говорит значение пословицы «терпение и труд все перетрут»: если человек к какому-то делу прикладывает много сил, то они в любом случае не пропадут даром.

Об универсальности пословицы

Народная мудрость хороша тем, что ее можно приложить почти к любой ситуации. Так и употребление рассматриваемого выражения подходит к любой работе. Человек копает огород, чтобы засеять его аграрными культурами, или пишет отчет для шефа, но у него не выходит? Во всех этих делах поможет значение пословицы «терпение и труд все перетрут». Выражение можно повторять как мантру и набираться сил.

Изречение, знакомое с детства, учит не отступать и не сдаваться перед трудностями и бесстрашно их преодолевать. Даже если не будет вещественного результата от работы, то последняя способна изменить человека, закалить его дух. Но не стоит впадать в отчаяние – как правило, если долго мучится, что-нибудь получится. Правда, иногда плод труда человека оказывается совсем не таким, на который он рассчитывал.

Итак, мы рассмотрели фразу «терпение и труд все перетрут». Значение пословицы больше не стоит на повестке дня.

Терпение и труд — все перетрут.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.

Смотреть что такое «Терпение и труд — все перетрут.» в других словарях:

    ТЕРПЕНИЕ - ТЕРПЕНИЕ, терпения, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. терпеть в 1 знач.; способность терпеть, сила, напряжение, с которыми кто нибудь терпит что нибудь. У него хватило терпенья пролежать не шевелясь целый час на операционном столе,… … Толковый словарь Ушакова

    терпение - сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? терпения, чему? терпению, (вижу) что? терпение, чем? терпением, о чём? о терпении 1. Терпением называется способность спокойно, сдержанно ожидать благоприятных результатов какой либо… … Толковый словарь Дмитриева

    терпение - я; ср. 1. Способность терпеть (1 зн.), стойко и безропотно переносить, сносить что л. Удивительное, редкостное т. Ангельское, адское, гордое т. Иметь т. Потерять т. Вывести из терпения кого л. (заставить потерять самообладание, привести в крайне… … Энциклопедический словарь

    ТЕРПЕНИЕ - ТЕРПЕНИЕ, я, ср. 1. Способность терпеть (в 1 знач.). Проявить т. Потерять всякое т. Вывести из терпения (раздражить). Запастись терпением (заставить себя терпеть). Т. лопнуло (не хватило терпения; разг.). 2. Настойчивость, упорство и выдержка в… … Толковый словарь Ожегова

Давайте поговорим о терпении и труде . Есть такие пословицы “Терпение и труд – все перетрут”, “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда” и т.п. Народ мудрый, он тонко подмечает особенности жизни. В данном случае, действительно ничего не получишь, если не приложишь труд и терпение .

Если вспомнить все удивительные произведения, созданные человеком, то в них вложен кропотливый труд , удивительное терпение . В наше сумасшедшее время, когда каждый из нас куда-то торопится, катастрофически не хватает времени, едим на ходу, любим на ходу, воспитываем детей периодически, и делаем все наспех, без души, не вкладывая труда и не имея терпения. Отсюда и получаем халтуру, безвкусицу, брак.

Мы хотим много и быстро, но при этом не вкладывая труд и терпение . Когда изучаешь феномен успешных людей, всегда приходишь к выводу, что феноменом является упорный труд, настойчивость, терпение и вера в себя и в свое дело. И заметьте, не работа (от слова “раб”), а труд (от слова “трудно, преодоление трудности”)! Давайте созидать через труд и терпение ! Давайте ставить цели и достигать их! Секрет этого мы уже знаем! Труд и терпение ! Любви и добра вам!

Притча “Пять колес”

Как-то летом в полдень пришел из леса, с новой вырубки на холме, на пасеку к Мудрому Спиридону молодой лесоруб. Было ему жарко, пить поработавшему очень хотелось. Поздоровался он с пасечником, вытирая подолом рубахи пот, попросил воды. Отправил его Спиридон к своему колодцу под дубом. Сказал пасечник, что в нем такая чудная прохладная вода, стоит только пригубить, сразу напьешься, жажда пропадет. Добавил Спиридон, что есть, правда, прямо здесь и другая вода, в кадушке, но теплая и тухловатая.

Подошел парень к срубу, видит – через ворот, сделанный из золотистой дубовой колоды, цепь в колодец опущена, тронул рукой рукоять – заплескалась внизу вода, как из полноценного ведра зашлепало.

Начал лесоруб ворот проворачивать. Крутит рукоятку парень сильно, натруженные руки дрожат. Хочет он побыстрее напиться, а ведро где-то глубоко, вроде идет наверх, а все не видно. Стал лесоруб присматриваться – за воротом – колодой на оси колесо с зубчиками, под ним другое, а там и третье, за третьим – четвертое и только от пятого через ворот вниз в колодец цепь идет. Каждое колесо все больше и больше, только пятое маленькое. Удивился лесоруб, бросил ворот, побежал к старцу.

Жалуется: так, мол, и так, очень пить хочется, когда эти пять колес пройдешь? Дайте-ка воды побыстрее, терпения, мол, нет, не хочет парень пять колес прокручивать, не дождется, да и зачем, нечего, мол, так долго доставать ведро из колодца, ну его, пусть будет вода не холодной. А сам пыхтит, сердится, но сдерживает себя, перед ним же седой да тихий человек.

— Эту воду иначе не возьмешь, – усмехнулся старец. – На ней зарок, другого ворота не может быть, – пояснил.

Дал Спиридон парню воды из бочки, а она тиной пахнет, да теплая, да мутноватая. С маху выпил лесоруб кружку, да не напился нисколько, только противно стало. Пожалел он себя, пошел обратно к колодцу, начал снова ворот крутить. Крутит-крутит рукоять, да песню запел, ту, что за работой привык напевать. Вот и ведро, а вода голубая, холодная, свежим духом от нее веет. На срубе берестяной ковшик висит, сам в воду так и просится. Напился вволю лесоруб, и с первого глотка стало на душе легко и светло.

Вернулся он к старцу, поклонился в пояс и говорит:

— Да, понял я, настоящее легко не дается, надо не одно, а пять колес повернуть, чтоб хорошее дело совершить.

Усмехнулся Мудрый Спиридон и налил лесорубу берестяную флягу воды с собой.

Если ты что-то сделал без труда, ты сделал это неправильно.