Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм. Политическая идеология: консерватизм, либерализм

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

контрольная работа

Консерватизм

политический либерализм социализм консерватизм

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм - это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы - помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века - первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм - направление в схоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы общества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельного человека, который должен быть подчинен интересу общему - общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.

Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма - его душа.

Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Механизм не имеет собственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается, меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственных деятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно, сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего исторического развития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе как целостной структуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и об основных принципах такого реформирования являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.

Успешно противостоять революциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство, поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классического консерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр, признавали возможность и целесообразность широкого применения государственного насилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинства западноевропейских консервативных мыслителей конца 18 - первой половины 19 века это не характерно.

Несомненная заслуга консерваторов конца 18 - первой половины 19 века состоит в том. что они обратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии от идеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическое освещение существующего общественно-политического строя и средство обеспечения покорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, что качественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именно господствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, тем самым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.

Таким образом, в работах представителей классического консерватизма были сформулированы основные ценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологии вообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе, прочная семья, важная роль религии и церкви.

В середине 19 века на основе принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности и конкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политического плюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второй исторический тип консервативной идеологии - консерватизм второй половины 19 - первых десятилетий 20 века.

Это наименее концептуальная, наиболее прагматичная из всех разновидностей консервативной идеологии, хотя консерватизм в целом считается гораздо менее концептуальным и более прагматичным, чем либерализм и социализм. В этот исторический период консерваторы выступали за сохранение существующего положения вещей, то есть свободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, невмешательства государства в отношения между наемными рабочими и работодателями, противодействуя введению государственного регулирования экономики и государственных социальных программ, высказываясь против расширения круга избирателей, затем - против введения всеобщего избирательного права.

Этот исторический тип консерватизма не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов, а с конца 19 века - от социал-демократов. Поэтому в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм (начало 20 - первая половина 40-х годов 20 века), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. На основе этой идеологии в Италии и Германии в 20-30-е годы 20 века возникло тоталитарное общество, предполагающее рыночную, активно регулируемую государством экономику в условиях политической диктатуры. Данная общественная модель стала одним из вариантов - исторически не перспективным - преодоления кризиса либерализма и либеральной общественной модели. Но данный и последующие виды консерватизма относятся уже к 20 веку, поэтому не будут здесь рассматриваться.

Консервативная идеология и придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенное воздействие на либерализм и социализм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.

Консерватизм как политическая теория

Окончание Второй мировой войны знаменовало собой крах не только национал-социалистической и фашистской систем, острую критику реального социализма как тоталитарной формации...

Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе...

Обзор русской политической мысли XIX–начала XX века

Невероятную с точки зрения классического либерализма модель политического обустройства России предложил один из классиков отечественного либерализма Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). Строй жизни, единственно возможный для России...

Основные политические идеологии современного Запада

Консерватизм (франц. conservatism от лат. conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни...

Особенности развития политической мысли в России

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление кож рватизма...

Политическая идеология, ее основные типы

Консерватимзм (от лат. conservo - сохраняю) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности...

Политические идеи современности

Становление классического либерализма связано с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Он появился как политическая идеология буржуазии и провозгласил свободу в качестве приоритетной ценности...

Политические идеологии современного мира

Консерватизм как идеология возник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержку демократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков...

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

политический либерализм социализм консерватизм Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан...

Політичні погляди Липинського

Вузловими пунктами своєї політичної програми В. Липинський називає поняття територіального патріотизму української нації та українського консерватизму, які, на його думку, здатні перебороти внутрішні органічні слабкості українства...

Русский консерватизм

Декларирование приверженности консервативным принципам постепенно становится в современном российском обществе одним из признаков хорошего тона. При этом далеко не все...

Русский консерватизм

Консерватизм как идеология. Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой. То, ради чего стоит жить, то, от чего нельзя ни при каких обстоятельствах отказаться, называется "идентичностью". Консерватизм есть идеология...

Современные политические идеологии

Политическая идеология представляет собой социально-культурный феномен, форму общественного мировоззрения, набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти...

Современный консерватизм

Мы с большей или меньшей степенью отчетливости представляем, как события Отечественной войны 1812 г. (как, впрочем, и те, которые этому году предшествовали, равно как и заграничные походы 1813 - 1814 гг...

Сущность политической идеологии

Консерватизм (от лат. conservare -- охранять, сохранять) -- идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни...

Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского общества и необходимостью борьбы против экономических и политических структур феодализма. Наиболее видными идеологами классического либерализма стали Дж. Локк и Д. Юм в Англии, Ш. Монтескье, Вольтер и Д. Дидро во Франции, И. Кант в Германии, Джефферсон, Гамильтон, Франклин в США.

Ø Абсолютная ценность человеческой личности и вытекающее отсюда равенство людей от рождения.

Ø Неотчуждаемые права человека - на жизнь, свободу, собственность.

Ø Государство - результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав.

Ø Концепция правового государства.

Ø Принцип разделения власти.

Ø Каждый гражданин должен обладать чувством моральной ответственности по отношению к другим членам общества и принимать участие в общественных делах.

Ø Сокращение государственного вмешательства и регламентации.

Ø Признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства.

Сегодня задачи реформирования общества либералы видят в укреплении реальной власти парламентов, повышении эффективности исполнительной власти и парламентского контроля над ней, децентрализации власти, юридической защите прав личности и человеческого достоинства, уравновешивании вмешательства и невмешательства государства для того, чтобы примирить интересы человека с интересами общества.

М.М. Ковалевский доказывал, что преодолеть противоречие между свободой и равенством можно в том случае, если ввести вместо понятия равенства понятия справедливости и солидарности . Концепция солидарности соответствовала основным принципам социального либерализма, поскольку в ней присутствовала идея защиты личности и ее прав наряду с утверждением коллективистских основ бытия человечества. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность не требует от людей отказа от свободы самоопределения и от субъективных прав. Свобода самоопределения одной личности не должна мешать свободе самоопределения других, поэтому с каждым субъектом права связано понятие об обязанностях.

Консерватизм появился как реакция на распространение революционно-демократических идей эпохи Просвещения и особенно на практику Великой Французской революции. Отличительные черты консерватизма - традиционализм и реформизм, аристократизм. Ф. Хайек, М. Фридман, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

Принципы неоконсерватизма:

Ø несовершенство природы человека;

Ø ограниченность человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;

Ø особая роль традиций, институтов, символов;

Ø ненадежность прогресса ввиду ограниченности поступательного движения, на которое способно общество;

Ø естественное неравенство людей;

Ø необходимость общественных классов и групп;

Ø несовершенство правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим - желательность рассредоточения и сбалансирования политической власти;

Ø важнейшая роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

Либеральный консерватизмБ.Н. Чичерина (1828-1904).

В центре концепции Чичерина - личность со своими правами и свободами . Он провозгласил принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Только в обществе, отмечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Он говорил, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья. Вторую ступень составляют церковь и гражданское общество. Гражданское общество как совокупность частных целей ни по объему, ни по содержанию не совпадает с государством. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне государства; государство может оказывать большее или меньшее, но, во всяком случае, только косвенное влияние.

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чичерин, достигает высшего развития. Государство по его учению, «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага».

Основными элементами государства, по Б.Н. Чичерину, являются:

(1) власть;

(2) закон;

(3) свобода;

(4) общая цель.

Он писал, что идея государства и его цель - гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Государство, по его мнению, должно взять в свое ведение те учреждения, которые имеют всеобщий характер. Главная гарантия того, что оно не станет вторгаться в область частных интересов, должна заключаться, считал Чичерин, в организации государственной власти, включая представительные учреждения. Граждане, обладая политической свободой, должны сами стать участниками государственной власти. Без политической свободы, утверждал он, личная свобода лишена гарантии: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола…».

Чичерин - родоначальник «государственной школы права», рассматривавшей историю России как смену юридических форм общества.

Высшей стадией развития идеи государства он считал конституционную монархию , в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Поэтому в период подготовки крестьянской реформы в России он порицал демократов за «безумные воззвания к дикой силе», из-за которых «вместо уважения к праву и к закону водворится привычка хвататься за топор». Чичерин был противником революции, но сторонником реформ. Он призывал правительство «не потакать проискам Чернышевского, Добролюбова», считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти. Это самоограничение означало переход от самодержавия к конституционной монархии, который, как он надеялся, будет осуществлен посредством глубоких реформ, проводимых по инициативе и с согласия царя.

Он различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, «понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость».

Являясь сторонником конституционной монархии, Чичерин предлагает создание в России двухпалатного законосовещательного собрания: верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников, нижняя - из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.

Социализм . В «марксизме-ленинизме» в его большевистском варианте присутствуют следующие элементы:

· идея о возможности, желательности и необходимости построения совершенного общества;

· признание неизбежности и оправданности революционного насилия в период борьбы за власть, государственного принуждения после установления тоталитарного режима;

· агрессивность и милитаризм;

· антилиберализм и антидемократизм;

· отрицание ценности человеческого опыта и фальсификация исторического прошлого;

· отрицание традиционных форм жизнедеятельности, религии и морали как общечеловеческой ценности;

Дніпродзержинський Державний технічний університет

Заочний факультет

Контрольная работа по политологии № 6

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

Студента: Денисюк Ю.В.

Курс: 4

Група: ПЗ-06-1з

План

Список используемой литературы

Вступление

Консерватизм, либерализм и социализм представляют собой «главные» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованности; то есть любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.

«Главные» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепенного размывания традиционных политических мировоззрений – реалистического, утопического и теократического, которые были формой существования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций.

Понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную философскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. Как политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий.

Существует определенное соответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь преимущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономического развития и всеобщего благосостояния.

Консерватизм

политический либерализм социализм консерватизм

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы – помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века – первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм – направление в схоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы общества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельного человека, который должен быть подчинен интересу общему – общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.

Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма – его душа.

Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Механизм не имеет собственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается, меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственных деятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно, сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего исторического развития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе как целостной структуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и об основных принципах такого реформирования являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.

Успешно противостоять революциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство, поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классического консерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр, признавали возможность и целесообразность широкого применения государственного насилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинства западноевропейских консервативных мыслителей конца 18 – первой половины 19 века это не характерно.

Несомненная заслуга консерваторов конца 18 - первой половины 19 века состоит в том. что они обратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии от идеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическое освещение существующего общественно-политического строя и средство обеспечения покорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, что качественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именно господствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, тем самым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.

Таким образом, в работах представителей классического консерватизма были сформулированы основные ценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологии вообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе, прочная семья, важная роль религии и церкви.

В середине 19 века на основе принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности и конкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политического плюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второй исторический тип консервативной идеологии – консерватизм второй половины 19 – первых десятилетий 20 века.

Г.С. Бискэ,

профессор СП бГУ

ЛИБЕРАЛИЗМ , КОНСЕРВАТИЗМ , СОЦИАЛИЗМ

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите консерваторов и либералов. Снова, как сто, двести, две тысячи лет назад. В толпе у метро как на римском форуме. Идеологические системы приходят и уходят, а эти два полюса вроде бы остаются.

Консерватизм – это древнейшая, исходная человеческая идеология. Консерватизм опирается на общий опыт и традицию: поступай так, как поступали твои отцы и деды. Ключевые слова консерватора – отечество, народ, история, культура и особенно религия. Добро и благоденствие он связывает с постоянством жизненных условий. Консерватор чаще имеет право считать себя альтруистом. Собственно, именно сакрализация альтруизма – основная положительная функция религии. Консерватор обычно патриот (националист), его привязанность ограничена собственным поселением, этнической группой, в лучшем случае страной.

Либерализм начинается там, где от всего этого надо отойти и посмотреть со стороны. Либерализм ставит во главу угла личность, ее права и свободу действий. Ключевой постулат либерала - «люди родятся свободными». Это именно постулат, так как на самом деле люди родятся голыми, беспомощными и абсолютно зависимыми. Просто либерал хочет сказать, что он никому ничего не должен. Да, я эгоист – но будьте и вы эгоистом, говорит либерал, и сделаем нечто полезное для себя, а там и другие смогут из этого извлечь выгоду! Либерал вне религии, но и не атеист, атеизм для него – тоже несвобода.

Совместимы ли эти две тенденции? Да, они присущи человеку в диалектическом единстве и вечном противоречии, поскольку отражают две стороны человеческой натуры = две особенности, проявленные в человеческих популяциях и востребованные в разных ситуациях. Собственно, это и обеспечивает устойчивое существование популяции в изменчивых обстоятельствах. Война, голод, стихийные бедствия выдвигают с одной стороны командиров, вождей, с другой – массу людей, способных самопожертвенно выполнить их волю во имя общего спасения. Но даже в обезьяньей стае, замечают этологи, либерализм начинается тем, где достаточно пищи. Мирное и благополучное в целом развитие позволяет развернуться инициативным людям, пусть даже и эгоистам. Действительно – то, что им удастся, может послужить примером успеха для остальных.

Говоря иначе, альтруизм – эгоизм являют собой пару признаков-аллелей, рассеянных в популяции, а отбор может действовать на них как в одну, так и в другую сторону. В человеческой среде тяжелые условия жизни лучше выдерживают коллективы альтруистов-консерваторов. Мирное и благополучное развитие дает преимущество группам, в которых больше независимых личностей и, конечно, людям, способным самостоятельно прорываться к новым рубежам в промышленности, культуре, науке.

Поэтому не удивительно, что обе тенденции, консервативная и либеральная, в человеческих популяциях – племенах – обществах присутствуют одновременно и постоянно, причем смешиваясь (или скорее не до конца разделяясь). В основе это врожденные чувства,

далее на них строятся разумные доводы, но и после их сопоставления и консерватор, и либерал оказываются при своих неисправимых качествах. Можно лишь оговориться, что в «онтогенезе» мы проходим эволюцию от желания максимума личной свободы, действительно нужной именно молодым людям, так как они и должны реагировать на изменившиеся условия жизни, - к консерватизму, который подкрепляется неудачами множества собственных и чужих предприятий.

Либерализм и консерватизм исторически всегда конкурировали, но конкуренция принимала разные формы. В традиционном, докапиталистическом, образе жизни бесконечно воспроизводились одни и те же – консервативные! - порядки. Предприимчивые либералы, любители свободы, вытеснялись на периферию и осваивали новые территории, как до них это делали изгнанные вожаком из стада молодые либералы-самцы. В российском случае свободные люди (Гумилев-младший придумал называть их пассионариями, но дело не в чувствах) двигались на восток и дошли до Аляски, но в целом до поры до времени не покушались всерьез на основы государственного порядка (можно заметить, что как раз из тех, кто покушался, декабристов, поляков, а затем анархистов вышли известные исследователи Сибири). Переход к свободному предпринимательству и либеральному типу государства стал возможен и необходим именно тогда, когда эти состояния показали преимущества в скорости развития положительных знаний и техники, не в последнюю очередь военной, а следовательно в конкуренции человеческих популяций, теперь уже отлитых в настоящие государства. Общепризнанно, что именно успехи, торжество рыночной экономики создали условия для процветания идеологии либерализма и апологии конкуренции.

Опять же, в нашем российском случае можно проследить долгую борьбу либеральной и консервативной тенденции. «Господа нигилисты и славянофилы имеют спорить у края могилы…» - живописали когда-то авторы Козьмы Пруткова в сцене похорон своего героя. Русскому традиционно-государственно-монархическому патриотизму чувствительный удар нанесла сначала Крымская война, поражение в которой открыло дорогу либералам, однако потребовались еще две большие проигранные войны начала ХХ века, чтобы идея ускоренной модернизации

победила консерватизм. Однако здесь в спор консерваторов и либералов вмешались социалисты.

Отношение консерватизм – либерализм – социализм иногда представляют примерно в виде треугольной диаграммы, внутри которой, ближе к тому или другому углу, можно условно разместить любую заявленную позицию. Если это и так, то треугольник очень не равносторонний.

Консервативный альтруизм животного – человеческого коллектива всегда внутригрупповой и направлен обычно против интересов другого коллектива, поэтому к социализму это еще не имеет отношения. Социализм интернационален, во главу угла он ставит благополучие человечества. Минимум – сохранение человеческого рода, максимум – улучшение его жизненных обстоятельств, постоянное совершенствование на общем и на собственном уровне, что и создает ощущение счастья. Казалось бы, все с этим согласны, и консерваторы, и либералы. Просто у них разное видение путей к этому счастью: одни ищут гармонию, потерянную в прошлом, другие надеются на прогресс, модерн и видят целью изобилие товаров и услуг, а средством – свободу предпринимателю.

Можно ли вести социализм от Иисуса Христа? Пожалуй, провозглашенное христианами равенство обязанностей людей перед Богом (читай, перед человечеством) все же еще не выходило за пределы консервативной идеологии, да и либералы позже, через реформацию, приспособили его к своим принципам довольно успешно. Новым здесь было одно, еще нетвердо сформулированное правило – «нет ни эллина, ни иудея». Как показала эволюция единобожеских религий, быстро растащенных по государствам, отсюда было еще очень далеко до всечеловечности, альтерглобализма; впрочем, раньше и этого не звучало. Религиозные еретики и затем утопические социалисты уже Нового времени предлагали и даже пытались осуществить проекты человеческого общежития, которые однако не выдержали никакой конкуренции. Консерватизм в этих проектах тоже явно преобладал.

Как известно, Карл Маркс начинал как гуманист, попытавшись найти путь к возвращению человека к своей природе общественного существа, через преодоление его отчуждения, связанного с необходимостью трудиться по найму. Далее он перешел к изучению современного ему рыночно-конкурентного строя (капитализма) и пришел к выводу, что порождаемый им класс неимущих работников должен разрушить этот строй, когда возможности его развития будут исчерпаны, и создать уже бесклассовое общество. Движение в сторону построения и совершенствования этого общества и есть социализм.

Для социализма Маркса интернациональность, глобальность является уже обязательным и подчеркнутым признаком. Дело в том, что глобальным сначала становится капитал, а глобальный капитал в состоянии противодействовать любой попытке обойти его или выйти из него по отдельности. Он для этого даже не сильно старается, хотя вообще таких попыток не любит. Просто ваши отдельные усилия построить локальное народное хозяйство скорее всего не будут достаточно экономически эффективными. По крайней мере, образцы потребления будут показывать вам. Это главная трудность, уже после нее идут подрывная работа, идеологическое давление и прочие обстоятельства, в которых консерваторы, в том числе считающие себя социалистами, всегда – почти всегда? – проигрывают. Поэтому еще старые марксисты, а затем троцкисты говорили не иначе как о мировой революции.

Вторым признаком социализма является возможность и необходимость планирования общечеловеческого хозяйства, т.е. того, что другие авторы называют созданием ноосферы. Это тот самый вопрос – как, объяснив мир, одновременно его переделать и в ходе перестройки, путем перестройки продолжать его познание.

Логика Маркса произвела впечатление особенно на рабочих и гуманистических интеллектуалов, его учение было положено в основу деятельности многих революционных организаций и послереволюционных государственных режимов.

В следующие сто с лишним лет произошло много интересного, что здесь имеет смысл напомнить лишь пунктирно. Русский марксистский социализм 19 – начала 20 века был преимущественно антиконсервативным (и потому противостоял в том числе революционному народничеству – эсерству). После крутого поворота 1917 года и последовавшего тяжелого гражданского конфликта с буржуазными кругами он по необходимости стал антилиберальным, вобрав в себя народническую идеологию, что как раз хорошо и с одобрением показал С. Кара-Мурза. Работы этого автора с его апологией советского прошлого – прекрасный образец левого консерватизма, который отличается от социализма больше всего обращенностью назад.

В передовой Европе и Северной Америке капитализм эволюционировал в сторону строя относительно большего равенства и отчетливо либеральной ориентации, но за счет материальных возможностей, которые дала эксплуатация людских и сырьевых ресурсов остального мира. Параллельно в этом остальном мире появились страны, которые поставили своей целью именно строить и именно социализм. Первой из них стала Россия, основавшая социалистический по целям Советский Союз. Дальше, если коротко, произошло следующее. Решительный поначалу сдвиг общественного настроения в России пользу мировой социалистической идеи в условиях изоляции от остального мира не мог быть устойчивым, так как строить – модернизировать страну приходилось на индустриальной фазе развития, которой технологически отвечают отношения найма и рынка. В этих условиях провести социалистическую политику, опираясь на рабочий контроль в фабрично-заводских условиях, на свободную кооперацию численно преобладающего крестьянства и т.п. условия – означало пройти по лезвию бритвы. Получилось у большевиков удивительно много – и не получись ничего, если сравнить сегодняшний итог с поставленными вначале целями. Уже с 30-х годов фактически возобладала национально-консервативная тенденция и возникший строй скорее можно описать как оборонительно-индустриальный социал-патернализм. На почве антилиберализма наш социализм стал очень консервативным, закостенел в защите достигнутого и был низвергнут в 1991 году, испытав обычную судьбу консервативных режимов. Возврат от социал-патернализма к русскому капитализму (тоже особое образование) на крутом повороте истории оказался несложным. В результате последние 25 лет мы наблюдали сначала торжество либеральной идеологии, подхватившей было знамя свободы и прогресса, а теперь встречаем поднимающуюся консервативную волну и снова, как при Александре II , слушаем препирательства либералов с консерваторами.

Что же в перспективе? Если применить масштаб исторического времени, то получается, что на самом деле все эти идеологические повороты в общественном сознании страны происходят очень быстро. Нынешнее молодое поколение увидит

еще много вроде бы неожиданного и в этом смысле вряд ли будет отличаться от старшего. Может быть, оно успеет понять, что никакого «краха коммунизма» и крушения «нежизнеспособного социализма» не было, что социализм как реальное движение в сторону выхода из капитализма – продолжается в разных странах, в разных частях мира по-разному, с тупиками, возвратами и обходами, а коммунизм как полное преодоление наемного труда – несомненно впереди. Каким он будет? Как перейти от конкурентной схватки за деньги к соревнованию за общественное признание ваших трудов? Как не растратить, не пустить во вред себе и другим величайшую, единственную ценность человека – свободное время? Какой найти модус вивенди человека с другими обитателями Земли? Кажется, что ответы на эти вопросы (а много и других) уже где-то начинают просвечивать, но в любом случае видно, что перед нами либо раскрывается начало «подлинной истории человечества», либо – эволюция биосферы равнодушно повторит все на другом биологическом материале.

Казалось бы, предстоит синтез консерватизма и либерализма на новом витке истории. Социализм есть способ преодоления вечного противоречия между либеральной и консервативной тенденциями, способ, присущий именно постиндустриальному, пост-рыночному состоянию мировых производительных сил, уже мирового хозяйства.

Однако здесь все зависит от того, какие стороны этих тенденций удастся синтезировать. Фашизм (иначе – агрессивный, имперский национализм) недаром появился в ХХ веке как тень, антитеза социализма. Осевое противоречие теперь здесь. Фашизм может произрастать как из национального (социал-)консерватизма, так и из глобального либерализма. Главная его черта – отрицание общих интересов человечества, решение задач нации, элиты, в конце концов золотого миллиарда за счет всех остальных.

Всех… Что означает старая марксистская формула: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех? Это предупреждение о диалектическом единстве противоположных требований. Либералы! Помните, что тупик и крушение общества есть также конец индивида. Социалисты! Не забывайте, что общество – абстракция, реально же существуют индивиды, которые и должны свободно развиваться.

Ну и конечно постараемся быть разумными консерваторами и в меру либералами.

Appendix. ХХ век в 12 строчках.

Ленин: мы воспользуемся революционной борьбой масс за свои непосредственные интересы, чтобы направить их движение в сторону социализма, т.е. их долгосрочного интереса!

Плеханов: опомнитесь! какой социализм?! Будет одна кровь… сначала бы буржуазную демократию установить и капитализм порядочный завести, а уж потом…!

Сталин: однако социализм у нас будет и очень даже крепкий и зубастый! Потому что если его таким не построить, то нас в два счета сомнут!

Троцкий: нет, это не социализм, а полнейшая подготовка реставрации капитализма! единственный выход – мировая революция, тогда и вожди с аппаратом больше не потребуются!

Обыватель: да, и завидовать будет некому…

Начинаем сначала.

И социализм по-разному смотрят на современный этап исторического развития. Так, для цивилизация, которая сделала индивидуума центром общественно-экономической и социальной жизни, стала важнейшим достижением. Этот этап развития человечества воспринимается либералами как заключительный. Социализм выступает с критикой современной цивилизации, он считает ее только ступенью в исторической эволюции, но не последней. Согласно социалистическим взглядам человеческая история только начинается, а глобальная цель развития видится социалистами в свержении нынешнего капиталистического строя и построения идеального общества. Именно поэтому социалистические идеи часто находятся на грани с утопическими течениями.

Важнейшей из свобод считает предпринимательство или право каждого человека на частную собственность. Тогда как политическая свобода для него вторична по отношению к экономической. Идеальное общество для видится в обеспечении для каждого индивида равных прав и одинаковых возможностей для достижения успеха и общественного признания. Если для либерализма свобода тождественна индивидуальной свободе каждого человека, то для социализма она выходит за пределы частной жизни. Напротив, социализм противопоставлен индивидуализму и выдвигает на первый план идею общественного сотрудничества.

Большим вкладом либерального учения в развитие общества можно считать распространение им принципов верховенства права, равенства всех перед законом, ограниченной власти государства, ее прозрачности и ответственности. В частности, либерализм отверг господствовавшую ранее теологическую теорию возникновения и функционирования власти, которая обосновывала ее божественное . Если первоначально склонялись к минимальному влиянию государство на экономические процессы, то сегодняшние теории допускают государственное вмешательство для решения социально значимых задач - выравнивания социального положения, борьбы , обеспечение равного доступа к образованию и пр. Но власть, согласно либерализму, существует только для блага подвластных и должна обеспечивать их интересы.

В качестве идеального общества для социалиста видится то, в котором нет места эксплуатации человека человеком, а также утверждены социальное равенство и справедливость. Согласно идейному течению, такого общества можно достигнуть только путем отмены частной собственности и замещением ее коллективной и общественной. Этот процесс должен привести к сокращению отчуждения человека от результатов своего труда, устранить эксплуатацию человека человеком, уменьшить социальное неравенство, а также обеспечить гармоничное развитие каждой личности.