Понятие социального взаимодействия его виды и формы. Формы социального взаимодействия

Деятельность, активность и действия, как атомы, соединяются в сложные молекулы, которые на языке психологии и социологии именуются социальным взаимодействием.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия или социального поведения.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему заблагорассудиться. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Арбитром в их взаимодействии нередко выступает милиционер.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели - на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих наш поступок извне. Спасти утопающего, рискую жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. Думается, вы сами сможете привести примеры поступков, ориентированных только на вторую цель.

Если социологические теории развиваются кумулятивно, то они не должны использовать обыденный язык. Это значит, что предметом социологии не может быть социальный мир, описываемый обыденным языком, как все привыкли считать. Теоретические конструкты в социологии не являются абстрактными двойниками обыденных явлений. Они описывают возможное положение дел.
Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L. Freese. Pittsburg.
1980. P. 331

В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими (на научном языке «значимыми другими») так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе? Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными и интеллигентными. Они хотят быть предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок - лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая, требуется свобода действий. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не могут ничего создать, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то вот что обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений?

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют массовыми. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем, даже простое наблюдение показывает, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. На самом деле люди связаны между собой тысячами невидимых нитей, зависят друг от друга. Зависимость возникает в случаях, когда каждый из нас может о себе сказать: “Конкретные предметы, ценности, условия (причем речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях), которые требуются мне , находятся в его распоряжении”. Она может быть элементарной, прямой зависимостью от родителей, друзей, коллег, а может быть сложной, опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической системы и т.д. Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно благодаря наличию зависимостей между людьми, ибо именно они создают предпосылки взаимодействия людей друг с другом. В том случае, когда зависимость реализуется через конкретное социальное действие, можно говорить о возникновениисоциальной связи. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Но в ней всегда можно выделить основные элементы: субъекты связи, предмет связи и, что самое главное, “правила игры”, по которым осуществляется эта связь или механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.

Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Остановимся на рассмотрении этих феноменов подробнее.

Ежедневно каждый из нас вступает в огромное количество социальных контактов : случайный прохожий узнает у нас, как пройти на такую-то улицу, мы заходим в магазин и просим продавца дать необходимый нам товар. Мы сталкиваемся с людьми на работе, в транспорте, в вузе. Не задумываясь, мы проходим мимо людей, но постоянно помним о их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей: разговор в одиночестве вслух с самим собой- не такое уж редкое явление, но на улице мы делаем то же самое мысленно, “про себя” и только потому, что рядом с нами – другие.

Контакты могут быть единичными (как в ситуации со случайным прохожим) и регулярными (с продавщицей “Вашего” магазина). В них мы можем вступать в качестве частных лиц или представителей коллектива, учреждения.

При всем разнообразии социальные контакты имеют общие черты. В ходе контакта связь носит поверхностный, мимолетный характер. Партнер по контакту непостоянен, случаен, может быть легко заменен (Вас может обслужит и другая продавщица, узнать, который час, можно если не у этого, так у другого прохожего). Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный социальный контакт (удовлетворив любопытство прохожего относительно маршрута, мы расстаемся, не стремясь возобновить контакт). Иначе говоря, социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсутствует система сопряженных действий по отношению к партнеру. Это не означает, что социальные контакты маловажны, незначимы в нашей жизни: ссора с другим пассажиром в трамвае или конфликт с невнимательной кассиршей может в существенной мере определить наше самочувствие. Но все-таки не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта

Яркий пример взаимодействия — учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, отбирает материал, мысленно представляя, прогнозируя реакцию студентов: будут им интересны те или иные вопросы, раскроют ли приводимые примеры суть поставленной проблемы и т.д. На занятиях студенты ведут себя по-разному в зависимости от того, насколько они считают данный предмет важным для своей профессиональной подготовки, насколько интересно, доходчиво и убедительно излагает преподаватель свой материал. Одни работают заинтересованно, с увлечением, другим предмет не слишком интересен, но они тоже стараются работать, дабы избежать возможных неприятностей, третьи не скрывают отсутствия интереса к предмету, занимаются своими делами или не посещают занятия совсем. Преподаватель фиксирует, “улавливает” сложившуюся ситуацию и, готовясь к новой встрече со студентами, корректирует свои действия с учетом прошлого опыта.

Как видим, в приведенном примере присутствует основная характерная черта социального взаимодействия – глубокая и тесная координация системы действий партнеров по поводу предмета социальной связи – учебы.

Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты и социальные общности . Дадим краткую характеристику каждому из них.

Социальные отношения -это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Понятие “социальный институт” фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэль была институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в течение трех столетий. Он возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Первоначально ссоры и поединки происходили спонтанно, случайно, но постепенно сложилась определенная система процедур, регламентирующая поведение всех участников дуэлей, распределившая роли между ними (дуэлянты, распорядитель, секунданты, медик). Этот институт предусматривал жесткое соблюдение правил и норм в ситуации защиты чести. Но с развитием индустриального общества изменились и этические нормы, которые сделали ненужным защиту дворянской чести с оружием в руках, вследствие чего данный институт постепенно отмирает. Примером его упадка может служить абсурдный выбор оружия дуэли А.Линкольном: он предложил бросать в противника картофелем с расстояния двадцати метров.1

Из приведенного выше примера видно, что институализация социальных связей предполагает:

· формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;

· появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;

· установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;

· четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;

· обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания данного института;

· разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.

Сказанное делает очевидным, что чем более развиты, отлажены и эффективно действуют социальные институты, тем более стабильным, устойчивым будет развитие общества. Особым драматизмом отмечены такие периоды в развитии того или иного общества, когда происходит трансформация основных социальных институтов, когда изменяются правила и нормы, лежащие в основе функционирования каждого института. В сущности, речь идет о пересмотре основных систем ценностей. Так, например, в нашем обществе происходит обновление института собственности. Если вчера россияне не владели, не распоряжались собственностью, были подконтрольны, но зато имели гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, что отнюдь не все участники социального взаимодействия по поводу собственности одинаково воспринимают сложившийся институт собственности, отсюда и противоречивость, острота, драматизм формирования новых устойчивых норм в этой сфере. То же можно сказать об институтах армии, семьи, образования и др.

Характерная особенность такого социального взаимодействия, как социальные общности, заключается в том, что они возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, которые образуют объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги , т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы ,в основе которыхлежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Более подробно о видах, типах способах функционирования различных групп можно узнать из других разделов данного пособия. Пока же нам важно отметить, что стремление к солидарности, объединенным усилиям означает появление разделяемых ожиданий каждого члена общности относительно другого: так, от соседа по подъезду, с которым Вы встречаетесь время от времени, Вы ожидаете один тип поведения, а от своих близких, членов семьи — другой. Нарушение этих ожиданий может привести к рассогласованию, депрессиям, конфликтам.

Разнообразие социальных взаимодействий делает необходимым их типологизацию. Прежде всего, социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия . В соответствии с ним получим следующие типы:

· физическое взаимодействие;

· вербальное взаимодействие;

· знаковое или символическое взаимодействие.

Кроме того, социологи различают социальные взаимодействия по способам , при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения. В связи с этим критерием можно выделить два самых общих типа взаимодействия — сотрудничество и соперничество (иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление — сотрудничество, конкуренция и конфликт). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон. Взаимодействие на основе соперничества основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

Наконец, взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне . В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором — с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.

Итак, социальное взаимодействие — это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. Следовательно, существуют некие “правила игры”, которые в той или иной степени соблюдают все участники социального взаимодействия, иначе оно или невозможно вообще или малоэффективно.

Поэтому необходимо выяснить, каким образом и за счет чего регулируются отношения людей в процессе социального взаимодействия.

Чтобы два или большее число индивидов могли составить ʼʼоб­ществоʼʼ, могли дать ʼʼобщественные явленияʼʼ, необходимо, чтобы они взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акци­ями и реакциями.

Социальное взаимодействие в обществе

Только в данном случае они составят общественное явление; только в данном случае их взаимоотношения дадут обществен­ные процессы, только в данном случае они создадут их взаимодействия, не изучаемые другими дисциплинами.

Следовательно, моделью социальной группы должна быть только два или больше число индивидов, находящихся между собой во взаи­модействии. Моделью социальных процессов могут быть только про­цессы взаимодействия между индивидами; моделью общественных явлений могут быть только явления взаимодействия людей

Семья может служить моделью ряда социальных отношений, но не всех˸ мы знаем, что ряд социальных групп, даже большинство последних, образуется не на семейных началах и к семье никакого отношения не имеет. Собрание друзей, собрание верующих, политическая партия, члены научного общества и множество других ассоциаций являются ассоциациями внесемейными.

Поэтому нельзя семью брать в качестве образца всех социальных групп, взаимодействие между членами семьи - в качестве модели всякого общественного взаимодействия. Семья представляет лишь частный вид родового явления - группы взаимодействующих ин­дивидов.

Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов; и наоборот, комбинируя различные про­цессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, на­чиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями.

На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями эстетическими, религиозными, правовыми и научными.

Короче говоря - взаимодействие двух или большего числа ин­дивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развились в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия.

Приведите примеры социальных взаимодействий, опираясь на свой жизненный опыт.

В процессе взаимодействия производится:

1) восприятие людьми друг друга;

2) взаимная оценка друг друга;

3) совместное действие – сотрудничество, соперничество, конфликт и т.п.

Социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Основные признаки взаимодействия:

· предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать;

· ситуативность – достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается;

· эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это учеба в коллеже, игра или танцы.

· рефлективная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым или сознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная учеба).

Стороны и типы социального взаимодействия

Две стороны процесса взаимодействия

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен.

В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты :

1) индивиды или их группы, совершающие определенные действия по отношению друг к другу;

2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т.д.);

4) влияние этих изменений на других индивидов;

5) обратная реакция последних на такое влияние.

Приведите примеры из истории, где бы проявились все компоненты социального механизма взаимодействия.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

1) сотрудничество,

2) соперничество.

Объясните эти типы взаимодействия.

Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на пять основных типов:

I. межличностные,

II. внутригрупповые,

III. межгрупповые,

IV. внутрисистемные,

V. межсистемные .

I. В межличностных взаимодействиях осуществляются процессы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ролей и т.п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их взаимная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

Приведите примеры из своего жизненного опыта.

II. Еще более сложными оказываются процессы внутригруппового взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимодействий:

1. статусно-позиционные,

2. ценностно-нормативные,

3. сплоченности (интеграция),

4. дезинтеграция,

5. лидерства и принятия решений.

Приведите примеры из своего жизненного опыта.

Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внутригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются другими видами содействия или противодействия, характерными для взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда входят такие виды взаимодействий:

1. кооперация,

2. ассимиляция,

3. приспособление,

4. нейтралитет,

5. соперничество,

6. конфликт,

7. подавление.

IV. Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на следующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и межгрупповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для социальной системы. Они таковы:

эмерджентность (несводимость целостности системы к сумме ее частей);

— операциональная замкнутость (определяемость функционирования системы ее внутренними состояниями);

— саморефлексивность (включение самой себя в предмет рассмотрения);

— интеграция;

— дифференциация,

— дезорганизация;

— хаотизация;

— упорядочение (становление порядка из хаоса).

V. Межсистемные взаимодействия становятся еще более многообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы дополняются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наиболее существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс глобализации.

Под влиянием каких процессов всемирного характера, складываются межсистемные взаимодействия в современном мировом сообществе государств?

Задание: выполните синквейн со словами «действие» или «взаимодействие».

Тема занятия № 12

Социальные статусы и роли

Вопросы и задания для повторения

1. Что такое социальная деятельность?

2. Назовите функции социальной деятельности и приведите примеры.

3. Что такое социальное взаимодействие? Почему оно играет важную роль в развитии личности и общества?

4. Назовите основные признаки взаимодействия.

5. Перечислите типы социальных взаимодействий.

6. Расскажите, какие элементы входят в структуру внутригрупповых взаимодействий.

7. Дайте описание тех компонентов, совокупность которых характерна для межгрупповых взаимодействий. Назовите, какие из этих компонентов, являются специфическими именно для данного типа взаимодействий.

8. Охарактеризуйте структурные компоненты внутрисистемных взаимодействий. Какие из этих компонентов являются в данном случае системообразующими, т.е. характерными именно для социальной системы?

9. Под влиянием каких процессов всемирного характера складываются межсистемные взаимодействия в современном мировом сообществе государств?

План

Социальное взаимодействие

Понятие и виды социальных статусов

2. Социальная и ролевая идентификация

Согласны ли вы с тем, что каждая личность занимает в обществе определенное место или положение?

Слышали ли вы выражения «этот человек не нашего круга», или

«она ему не пара»?

Часто ли встречаются браки между мужчиной рабочим и женщиной министром, мужчиной преподавателем и женщиной посудомойкой? Почему?

Социальный статус — положение, занимаемое человеком в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества.

Оценка деятельности личности со стороны общества выражается:

— престиж; — зарплата;

— привилегии; — награды, звание, слава

Попробуйте определить, сколько статусов может иметь личность?

Статусный набор — совокупность статусов, характеризующих данную личность.

Главный статус – это тот, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности.

Назовите свой главный статус, мой, Е. Петросяна, А. Пугачевой, Бетховена, Марадонны, Аристотеля …

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком определяется индивидуальными качествами личности (доброта, отзывчивость).

Предписанный статус – это тот, который индивид занимает независимо от своего желания, воли, усилий (пол, национальность, расовая принадлежность).

Достигаемый статус является вознаграждением индивида за его усилия, настойчивость, волю к достижению поставленной цели (профессор, чемпион мира).

Как вы считаете, что лучше для личности, заниженная или высокая самооценка?

Оценка личности своего статуса

Как вы считаете социальный статус постоянный или динамичный? Объясните свою точку зрения.

Каждый индивид в своей жизни стремится сохранить или повысить свой социальный статус, хотя объективно он может и понижаться. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значение в нём имеют предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нём достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, целеустремлённой деятельности личности, её успехов и заслуг.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Читайте также:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т.
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
  12. II. Система обязательств позднейшего права

Социальное взаимодействие: формы, виды и сферы

Взаимодействие — это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

§ оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

§ оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагаетобмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;

§ оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

§ оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие - это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

§ физическое;

§ вербальное, или словесное;

§ невербальное (мимика, жесты);

§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества.

Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:

§ экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

§ политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);

§ профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);

§ демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

§ семейно-родственная;

§ территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);

§ религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

§ кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

§ конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

§ конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Формы массового поведения

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят действия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т. д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841–1931).

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей.

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий.

Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.

Многообразие социальных движений позволяет их классифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за возврат к старым порядкам, традициям, верованиям (например, монархические движения, разного рода религиозные движения).

По масштабам предполагаемых изменений социальные движения подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские социальные движения выступают за постепенное изменение существующей общественной системы и не предусматривают радикального преобразования основных институциональных структур. Революционные социальные движения стремятся к коренной трансформации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей.

Социальные движения различаются и своим уровнем: 1) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т. д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (например, движение против использования полигона в Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).

В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолгое время и распались из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.

Таким образом, в современном обществе представлен самый широкий спектр социальных движений. Их значение определяется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества (6.8). Как подчеркивает известный польский социолог П. Штомпка, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Если общество подавляет социальные движения, то оно уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие – один из видов социальной связи – взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении). Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Существует три основные формы социального взаимодействия: 1) сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей цели; 2) конкуренция (индивидуальная или групповая борьба) за обладание необходимыми ресурсами; 3) конфликт между конкурирующими сторонами. Черты социального взаимодействия: 1) сопряженность действий обоих партнеров; 2) возобновляемость действий; 3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера; 4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий: 1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель–подчиненный, в политической жизни)); 2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство) ; 3) прямые–косвенные интеракции (прямые – непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные – сложные, опосредованные через 3–4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции)); 4) индивидуальные–групповые интеракции (индивид–индивид, индивид–группа, группа–группа).

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Социальное взаимодействие и его признаки

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.

Понятие "социальное взаимодействие" означает процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникаций своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. Социальное взаимодействие представляется процессом взаимно обусловленного влияния социальных субъектов друг на друга. Г.В. Осипов утверждает, что категория "взаимодействие" выражает характер и отношения между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, и различающихся по социальным позициям: статусам и ролям. Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Сущность

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - б кторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.

Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома своей "Системы социологии". Давайте попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления:

" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом", ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два".

Однако чтобы два и более индивида составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:

"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".

Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

Если кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.

И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.

Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.

Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п.

Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Прежде чем перейти к изучению сложных феноменов общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика – атомы, элементарные частицы, биология – клетку, астрономия – отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть лишь категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически предшествует возникновению общества, любой социальной системы.

Здравый смысл подсказывает, что появлению общества предшествует отдельный человек. Общество образуется людьми. Может быть, отдельный человек – индивид – является атомом, "первокирпичиком" построения социальной системы? Нет, даже в силу физиологических причин отдельный человек не может быть таковым. В библейской истории происхождения человечества, весьма далекой от современных научных представлений, для возникновения общества потребовались два человека разного пола – Адам и Ева.

Так может быть элементарной ячейкой общества является семья? Тоже нет, - в силу сложности общественных связей внутри семьи и многообразия ее исторических форм семья не может быть простейшим социальным явлением. Кроме того, семья существовала в истории человечества не всегда.

Значит дело не в количестве обитающих на какой-либо территории людей, а в характере связей между ними?! Если десятки, сотни, тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товарами, информацией, не общаются с помощью сигнальных костров, тамтамов, телеграфа, интернета, – иначе говоря, не взаимодействуют , а живут уединенно, как Робинзон Крузо на своем острове, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Такой случай будет простейшим социальным явлением, и он может стать простейшей формой общества, если эти два человека будут разного пола (см. выше историю Адама и Евы, а также признаки общества по Шилзу). На простейшие случаи социального взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли: будь то судебная тяжба, общение учителя и ученика, совместная работа по уборке урожая или битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Возьмем ли мы семью, учебную группу, коммуну хиппи, профсоюз, воинское подразделение, государство – все эти общности являются результатом многообразных социальных взаимодействий между людьми.

Социальное взаимодействие впервые стало рассматриваться как простейшее социальное явление в символическом интеракционизме в работах Дж.Г. Мида. Как начальная категория социологического знания "социальное взаимодействие" использовалось в интегральной социологии П.А. Сорокина. Свои теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс.

Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия : субъекты взаимодействия; взаимные ожидания субъектов взаимодействия; целенаправленная деятельность каждой из сторон; проводники социального взаимодействия.

Субъекты взаимодействия . Участники социального взаимодействия не случайно названы П.А. Сорокиным абстрактно – "субъекты", т.е. действующие лица: во взаимодействие могут вступать два человека, один человек и группа лиц, две или более группы, общности, организации. Количество участников взаимодействия оказывает влияние на характер отношений между людьми. Так как процесс взаимодействия складывается из цепи взаимообусловленных действий сторон, то каждый участник постоянно выступает в качестве и субъекта и объекта социального взаимодействия, передавая или воспринимая определенные интересы, потребности, моральные, правовые и прочие нормы и образцы поведения.

Взаимные ожидания субъектов взаимодействия . Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожидает определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаимодействия его с выбранным объектом. Если взаимные ожидания участников взаимодействия не совпадают, то оно очень скоро прервется или связь ограничится социальным контактом – кратковременным единичным взаимодействием. Если же взаимные ожидания совпадут, то каждая из сторон сможет достичь поставленных целей, а цепь взаимодействий сможет длится сколь угодно долго. Важно подчеркнуть, что ожидания всегда носят взаимный характер. Идя на встречу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адекватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в зависимости от складывающейся ситуации. Человек, имея несколько статусов и отражая, соответственно, различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаимных ожиданий. Выступая в роли следователя, человек перед допросом строит ожидаемую картину взаимодействия с подсудимым. Но тот же следователь, готовясь к встрече с тем же человеком, но уже оправданным судом или отсидевшим срок (идея исправившегося после отбывания наказания преступника - суть многих фильмов о милиции советского периода: "Место встречи изменить нельзя", "Следствие ведут знатоки" и т.п.), выступающим уже в роли обычного гражданина государства, вправе ожидать от встречи совсем иной формы и содержания. То же самое касается и человека, выступающего сначала в роли преступника, а впоследствии законопослушного гражданина. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчивыми и предсказуемыми.

Целенаправленная деятельность каждой из сторон . Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Если мышление человека не нарушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. О социальном взаимодействии можно говорить лишь тогда, когда деятельность двух изолированных субъектов направлена друг на друга. Социальная активность человека остается невостребованной до тех пор, пока ее вектор не пересечется с целенаправленной деятельностью другого индивида. В то же время не каждый поступок человека является социальным действием.

Впервые эту проблему в социологии поставил М. Вебер. Под социальным действием немецкий ученый понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое, по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное признаки социального действия , которые отметил в своем определении Вебер, это во-первых, осознанность, целерациональный характер деятельности личности и во-вторых, ее ориентация на предполагаемые ответные действия других индивидов.

Первый признак, по мнению М. Вебера, должен был отличать социальные действия, с одной стороны, от аффектов , импульсивных актов поведения на основе взрыва эмоций, с другой стороны – от "традиционных" действий, основанных на слепом подражании образцам поведения, принятым в той или иной культуре. Для юристов различие между целерациональным и аффективным действием играет важную роль, поскольку отдельные статьи Уголовного кодекса учитывают аффективный характер действия при квалификации тех или иных преступных деяний. Второй признак является решающим при определении социального характера совершенного действия. М. Вебер утверждал, что нельзя называть социальными действиями поступки людей, ориентированные только на удовлетворение личных потребностей. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей. Но те же самые виды деятельности, осуществляемые совместно с другими людьми, требующие согласованного поведения многих лиц, являются примерами социального поведения. Следует отметить, что количество участников роли не играет: массовое поведение большого числа людей, например, решение горожан зажечь свет с наступлением темноты, не обязательно является социальным действием – в таком случае люди действуют независимо друг от друга, удовлетворяя собственные потребности. В то же время акт индивидуального поведения, например, самоубийство является социальным деянием, поскольку ориентировано на ответную реакцию других людей.

Как правило, при анализе социального действия выделяют следующие основные элементы: действующее лицо; потребность, порождающая активность; цель действия; метод действия; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат действия; ситуация, в которой происходит действие. Кроме того, психологи в любом действии выделяют ориентировочную, контрольную и исполнительную части.

Проводники социального взаимодействия . Еще одним необходимым элементом социального взаимодействия является система проводников ,или, иначе говоря, совокупность материальных средств, с помощью которых социальное действие передается от одного субъекта к другому. Без проводников социальное взаимодействие возможно только когда его участники общаются непосредственно, "лицом к лицу". Во всех иных случаях, когда они разделены в пространстве или во времени, социальные связи без проводников, материальных посредников взаимодействия невозможны. Например, если необходимо передать срочное сообщение родственнику, коллеге по работе, любимой девушке, которые находятся в другом городе, можно воспользоваться разнообразными посредниками-проводниками: телефоном (необязательно сотовым), телеграфом, электронной почтой, Интернетом, просто изложить свои мысли на листе бумаги и отправить письмо по почте… Наконец, вы можете использовать самый древний способ – послать гонца, передав ему сообщение на словах. Существуют и иные экзотические с точки зрения человека ХХI в. виды взаимодействия - морская бутылочная или голубиная почта. В случае если материальный посредник не выполнит свою функцию: телефонная связь не будет установлена, телеграф не будет работать в связи с выходным днем, сервер интернета будет выведен из строя компьютерным вирусом, письмо просто потеряется на почте, а "гонец" заблудится в незнакомом городе, - сообщение не будет передано и социальное взаимодействие не состоится. Для людей, разделенных во времени, значение проводников особенно велико. Благодаря картинам, книгам, архитектурным сооружениям (зданиям, памятникам и т.д.), сложным техническим конструкциям (самолетам, автомобилям, кораблям, фабрикам и т.д.) создавший их автор может воздействовать на огромные массы людей и после своей смерти. Вот уже несколько тысячелетий одна из пирамид в Египте прославляет имя фараона Хеопса и гигантский труд ее безымянных строителей. Мы до сих пор можем вести мысленный диалог с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, благодаря тому, что хранятся в библиотеках и переиздаются их книги.

П.А. Сорокин делил проводники социального взаимодействия на механические, например, пуля, стрела, выпущенная в противника; двигательные – жесты, мимика; химические – запах духов, которым женщина хочет привлечь к себе поклонников; звуковые - человеческая речь, музыка, разнообразные звуковые сигналы, например, звук будильника); светоцветовые – письменность, живопись, разнообразные знаки, например эмблемы родов войск у военных; электрические – все виды электросвязи.

Особо П.А. Сорокин выделял предметные или символические проводники – материальные предметы, выступающие в качестве представителей каких-либо других предметов, свойств или качеств и используемые для хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Мысли, чувства, переживания, которыми "нагружены" символические проводники, не совпадают с их формой, "оболочкой" и понятны лишь людям, посвященным в смысл этих символов. Молодым людям, наблюдающим за встречей ветеранов Великой Отечественной войны иногда может быть непонятно, почему седые старики плачут, когда выносят знамя их воинской части. Но для ветеранов оно символизирует боевой путь полка, дивизии, корпуса, победы и неудачи, потери боевых товарищей, прожитые вместе годы, что, конечно, не может не вызывать сильных эмоций. Другими примерами символических проводников являются: государственный герб; государственный гимн; деньги; хлеб и соль – символ гостеприимства у восточных славян; знаки царской власти – скипетр и держава; крест, полумесяц – символы христианства и ислама и т.д. Чрезвычайно важную роль в межличностной и групповой коммуникации играют особые системы символических проводников – естественные и искусственные языки, от языка жестов до языков программирования ЭВМ.

Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.

В зависимости от количества участников: взаимодействие двух людей между собой (два товарища); взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория); взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)

В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия: одного или разных полов; одной или разных национальностей; сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия: одностороннее или двухстороннее; солидарное или антагонистическое; организованное или неорганизованное; шаблонное или нешаблонное; интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности: кратковременное или длительное; имеющие кратковременные или долговременные последствия.

В зависимости от природы проводников: непосредственное или опосредованное.

Предпринятое выше описание элементов социального взаимодействия и классификация его форм позволяют сделать "моментальную фотографию" этого явления, представить его в статическом состоянии. Анализ динамики социального взаимодействия выявляет его новые качества: многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях делает их более стабильными, а поведение действующих лиц – более предсказуемым. С ростом стабильности, взаимодействие, образно говоря, все более "кристаллизуется", тем самым меняется характер социальных связей между людьми. В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия : социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Человек ежедневно вступает в огромное количество социальных контактов: на улице, в киоске, покупая газету, в метро, покупая жетон или предъявляя дежурному документ, в магазине и т.д. Совершая некоторые виды преступлений, например такие формы мошенничества в торговле, как вручение "куклы" вместо денег, подмена качественного товара вещевой "куклой" или некачественным товаром при передаче от продавца покупателю, злоумышленники прямо учитывают особенности социального контакта как кратковременного взаимодействия. Весь расчет строится на том, что мошенник и потерпевший никогда более не встретятся.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:

Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Это –первоначальный и очень значимый момент любого социального взаимодействия. Не будь его, мы утонули бы в море информации. С. Фролов, солидаризируясь с социологами Н. Обозовым и Я. Щепаньским, различает два типа пространственных контактов:

1. Предполагаемый пространственный контакт , когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Такой контакт иначе называют опосредованным. Например, зная, что есть желающие поступить в Московский университет МВД России, ответственный за данную работу дает объявление об очередном приеме в вуз в средства массовой информации.

2) визуальный пространственный контакт , или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологии аналогично используется термин "публичный эффект", отражающий изменение поведения индивида под влиянием пассивного присутствия других людей.

Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. При "рекогносцировке" в социальном пространстве человек, как правило, мысленно перебирает в памяти все вероятные кандидатуры, которые могли бы помочь ему достичь желаемого результата. В зависимости от ситуации, социального качества, необходимого для контакта, объекты могут резко отличаться. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью. При желании узнать местонахождение какого-либо объекта вы вряд ли обратитесь к иностранцу или малолетнему ребенку. Решив создать семью, вы тоже будете искать человека, импонирующего вам по своим социальным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным данным. Такой контакт может быть односторонним и двухсторонним, очным и заочным, приводить к позитивному и негативному результату. Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до времени. Одной из главных задач в преподавании любого предмета является задача помочь выявить и всесторонне развить скрытые возможности каждого студента. Иногда студент и сам не подозревает о наличии некоторых из них и лишь заинтересовавшись, увлекшись предметом, он начинает идти на контакт с преподавателем. Контакт заинтересованности может продолжаться, а может и прерваться в зависимости от множества факторов и обстоятельств, как, например, силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; степени взаимности интересов; степени осознания своего интереса; окружающей обстановки.

Контакты заинтересованности раскрывают лучшие, глубинные черты личности, а также социальных групп, объединений, институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Здесь индивиды начинают вступать в кратковременные отношения, обмениваясь какой-либо, на первых порах нейтральной, информацией, предметами, уделяя друг другу знаки внимания. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, – это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. Индивиды выступают по отношению друг к другу не как личности, но как носители определенных социальных качеств, совпадающих с ожидаемыми требованиями партнера. Индивид вступает в контакт с одним из многих, обладающих подобными качествами. Этот выбор носит поверхностный, случайный характер и может в любой момент измениться. Я. Щепаньский приводит очень показательный пример с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газеты. Личность продавца интересует покупателя только лишь в связи с необходимостью обмена денег на газету. Социальные контакты при повторении могут приводить к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет, а на человека.

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения. Выше мы уже указывали на то, что многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях меняет характер социальных связей между людьми: действия сторон становятся все более шаблонными, из их поведении шаг за шагом исчезают моменты случайности, непредсказуемости и на этой основе формируется новый, дополнительный элемент взаимодействия – стереотипы, устойчивые образцы и стандарты деятельности, нормы поведения. Общение двух влюбленных уже через неделю, через месяц после знакомства приобретает характер социальных отношений: появляются любимые места встреч, устанавливается регулярная частота свиданий, возникает особый ритуал приветствия и прощания, появляются любимые словечки, описывающие эмоции, настроения, характер отношений, смысл которых понятен только двум посвященным и т.д.

Следует отметить, что в социальных отношениях нормы и устойчивые образцы поведения еще не являются общезначимыми, они тесно связаны с личными качествами субъектов взаимодействия и характером сложившихся между ними связей. Замена одного из участников процесса взаимодействия, например менеджера, ведущего деловые переговоры от имени фирмы с ее партнерами по бизнесу, может сказаться на всей системе сложившихся отношений, разрушить их или отбросить на уровень социальных контактов. Причина в том, что сложившиеся стандарты поведения были основаны на "личных связях", взаимных симпатиях конкретных людей. Введение в систему взаимодействия нового человека, отличающегося по стилю общения от предыдущего участника, разрушило тонкие нити взаимного доверия, и с ним необходимо строить отношения "с нуля".

Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.


Похожая информация.