Притча про зерна. Притчи о горчичном зерне и закваске. Свт. Иоанн Златоуст

Горчичное зерно - центральный элемент одной из притч, которую произнес Иисус Христос для своих учеников и последователей. Она посвящена Царствию Небесному. С ее помощью сын Божий пытался объяснить, что это такое.

Евангельская притча

В Новом Завете притча о горчичном зерне содержится сразу в нескольких основных евангелиях. От Марка, Луки и Матфея. Ей традиционно уделяется большое внимание в христианстве, притчу часто приводят в качестве иллюстрации своих проповедей православные и католические священники.

Согласно тексту в Евангелие от Матфея, Иисус Христос начал сразу сравнивать Царствие Небесное с горчичным зерном. Человек берет его и сеет на своем участке. Изначально размер горчичного зерна очень маленький. Большинство других зерен на поле значительно больше и имеют более представительный вид. Поэтому всем вокруг и кажется, что и урожая от них можно ожидать более богатого. Однако, когда горчичное зерно вырастает, оказывается, что оно стало значительно крупнее многих злаков, которые росли с ним по соседству. А вскоре становится настоящим деревом, к которому слетаются птицы со всей округи, чтобы укрыться в его ветвях.

Сравнение с Царством Божием в Евангелие от Марка

Горчичное зерно в Библии сравнивается с Царством Божием. Иисус Христос в Евангелие от Марка обращается к своим ученикам с вопросом - с чем можно уподобить в окружающем нас мире Царство Божие? Какую притчу для него придумать?

Сам же на этот вопрос и отвечает. Приводит в пример горчичное зерно, которое меньше всех семян, когда его сеют в землю. Зато, когда уже посев закончился и семенам пришло время всходить, оказывается, что оно стало намного больше всех окружающих его злаков. В будущем пускает большие ветки. Под их тенью на протяжении многих лет укрываются небесные птицы.

Евангелие от Луки

Лаконичнее всего эта притча изложена в Евангелие от Луки. Иисус опять обращается к ученикам с вопросами, примерно такими же, как и в Евангелие от Марка. Затем быстро переходит к сути своей притчи.

Сразу отмечает, что любое горчичное зерно, посаженное человеком в своем саду, в результате вырастает в большое и плодоносное дерево. Отныне птицы только и делают, что укрываются в его ветвях.

Как мы видим, сразу в нескольких Евангелиях смысл притчи ничем не отличается, а ее содержание зависит исключительно от лаконичности и того размера, к которому стремился каждый из авторов.

Что такое зерно горчицы?

Прежде чем перейти к толкованию притчи о горчичном зерне, нужно разобраться с тем, что под таким зерном понимает каждый из апостолов. Наиболее точный ответ дает специальная энциклопедия Брокгауза. Это однотомное фундаментальное издание, которое по праву считается одним из самых полных и скрупулезных исследований Библии. На русском языке впервые было издано в 1960 году, когда был сделан детальный перевод с немецкого.

В словаре утверждается, что притча посвящена на самом деле семени черной горчицы. Несмотря на то что это однолетнее растение, его высота может достигать двух с половиной и даже трех метров. У него ветвистый стебель, из-за которого некоторые несведущие люди могут принять его за дерево. При этом оно действительно очень привлекательно для различных птиц. Особенно для щеглов. Они не только прячутся в его густой кроне, но и питаются полезными масляными семенами диаметром около одного миллиметра.

Толкование притчи

Притча о горчичном зерне, толкование которой приведено в этой статье, должна научить нас тому, как мал неверующий и невежественный человек. Только проповедь, посаженная в человеческую душу, как в благодатную почву, способна принести плоды, богатые всходы.

Точно также Иисус Христос уподобляет христианскую церковь горчичному зерну. Сначала она была небольшой и неприметной. Но после того как учение сына плотника стало распространяться по миру, ее значение с каждым годом возрастало все больше. В результате птицами, которые укрываются в ветвях горчичного дерева, будут целые народы, которые найдут укрытие под сенью этой мировой религии. Как мы видим, в этом Иисус был прав. Сегодня христианство стало одной из основных мировых религий на планете.

Церковь шагает по планете

Описывая, как растет горчичное зерно, возникает ощущение, что подобным образом Иисус Христос иллюстрирует, как христианская церковь распространяется на новые страны и континенты.

Таким образом, многие исследователи выделяют в этой притче сразу два образа. Не только умножения влияния церкви, но и распространение апостольской проповеди.

Православный богослов Александр (Милеант), епископ Русской православной церкви за границей, который с 1998 по 2005 годы возглавлял весь южно-американский епископат, утверждает, что данное сравнение наглядно подтвердилось стремительным распространением христианского учения по многим языческим странам.

Церковь, которая в начале пути была неприметным для большинства окружающих религиозным сообществом, представленным малочисленной группой галилейских рыбаков, за две тысячи лет охватила всю планету. Начиная от дикой Скифии, заканчивая знойной Африкой. Начиная от промозглой Британии и заканчивая таинственной и загадочной Индией.

Соглашается с ним архиепископ Аверкий (Таушев). Еще один епископ русской православной церкви за границей, в 60-70-х годах возглавлявший епископат в Сиракузах. Он также пишет, что проповедь прорастает в душе человека, как в притче о горчичном зерне. Для детей такой образ является очень наглядным и доступным. Они сразу понимают, о чем идет речь.

Конечно, отмечает Аверкий, от одной проповеди эффекта увидеть, скорее всего, не удастся. Но со временем едва приметные веяния все больше захватят душу человека. Она окончательно станет полноценным вместилищем исключительно добродетельных помыслов.

Интерпретация Иоанна Златоуста

Оригинальную интерпретацию этой притчи предлагает святитель Иоанн Златоуст. Это знаменитый архиепископ Константинопольский, живший в IV-V веках нашей эры. Вместе с Григорием Богословом и Василием Великим он до сих пор почитается, является одним из Вселенских учителей и святителей, автором многочисленных богословских сочинений.

В одном из них Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно уже с самим Иисусом Христом. Святитель утверждает, что если вникнуть в эту притчу со всей тщательностью, то выяснится, что ее вполне можно применить и к самому Спасителю. Он, как и зерно в притче, на вид был неказист и ничтожен. Его век был невелик, Христос прожил всего 33 года.

Совсем другое дело, что неисчислимым оказался его век на небесах. К тому же в нем одном соединились сразу несколько ипостасей. Сына человеческого и сына Божьего. Он был сокрушен людьми, но его страдания сделали Иисуса настолько великим, что он превзошел всех своих предшественников и последователей, которые подобным образом пытались вести за собой народы.

Он неразлучен со своим небесным Отцом, поэтому именно на его плечах небесные птицы находят покой и приют. С ними Иоанн Златоуст сравнивал всех апостолов, учеников Христа, пророков, а также всех избранных, которые искренне поверили в его учение. Очищать души от скверны Христу удавалось за счет собственной теплоты, под своей сенью он готов укрыть любого, кто нуждается в нем, от мирского зноя.

После смерти его тело будто посеяли в землю. Но он проявил завидную плодоносную силу, восстав уже через три дня из мертвых. Своим воскресением он прославил себя больше любого пророка, хоть при жизни мог многим казаться и меньше, и ничтожнее их. Его слава в итоге процвела от земли до самых небес. Он сам посеял себя на земной почве и пророс в мир, ведущий к его небесному Отцу.

Интерпретация Феофилакта Болгарского

Интересное собственное видение этой притчи предлагает еще один святитель - Феофилакт Болгарский. Архиепископ Болгарии на рубеже XI-XII веков.

Феофилакт призывает каждого из прихожан быть горчичным зерном. С виду казаться незначительным, не заноситься, не хвалиться своей добродетелью, но в тоже время пылко и ревностно следовать всем христианским заповедям. Если каждый будет придерживаться таких жизненных принципов, то небесные птицы в виде ангелов будут отдыхать у него на плечах. Так священник интерпретирует притчу, рассказанную Иисусом.

Горчичное зерно - центральный элемент одной из притч, которую произнес Иисус Христос для своих учеников и последователей. Она посвящена Царствию Небесному. С ее помощью сын Божий пытался объяснить, что это такое.

Евангельская притча

В Новом Завете притча о горчичном зерне содержится сразу в нескольких основных евангелиях. От Марка, Луки и Матфея. Ей традиционно уделяется большое внимание в христианстве, притчу часто приводят в качестве иллюстрации своих проповедей православные и католические священники.

Согласно тексту в Евангелие от Матфея, Иисус Христос начал сразу сравнивать Царствие Небесное с горчичным зерном. Человек берет его и сеет на своем участке. Изначально размер горчичного зерна очень маленький. Большинство других зерен на поле значительно больше и имеют более представительный вид. Поэтому всем вокруг и кажется, что и урожая от них можно ожидать более богатого. Однако, когда горчичное зерно вырастает, оказывается, что оно стало значительно крупнее многих злаков, которые росли с ним по соседству. А вскоре становится настоящим деревом, к которому слетаются птицы со всей округи, чтобы укрыться в его ветвях.

Сравнение с Царством Божием в Евангелие от Марка

Горчичное зерно в Библии сравнивается с Царством Божием. Иисус Христос в Евангелие от Марка обращается к своим ученикам с вопросом - с чем можно уподобить в окружающем нас мире Царство Божие? Какую притчу для него придумать?

Сам же на этот вопрос и отвечает. Приводит в пример горчичное зерно, которое меньше всех семян, когда его сеют в землю. Зато, когда уже посев закончился и семенам пришло время всходить, оказывается, что оно стало намного больше всех окружающих его злаков. В будущем пускает большие ветки. Под их тенью на протяжении многих лет укрываются небесные птицы.

Евангелие от Луки

Лаконичнее всего эта притча изложена в Евангелие от Луки. Иисус опять обращается к ученикам с вопросами, примерно такими же, как и в Евангелие от Марка. Затем быстро переходит к сути своей притчи.

Сразу отмечает, что любое горчичное зерно, посаженное человеком в своем саду, в результате вырастает в большое и плодоносное дерево. Отныне птицы только и делают, что укрываются в его ветвях.

Как мы видим, сразу в нескольких Евангелиях смысл притчи ничем не отличается, а ее содержание зависит исключительно от лаконичности и того размера, к которому стремился каждый из авторов.

Что такое зерно горчицы?

Прежде чем перейти к толкованию притчи о горчичном зерне, нужно разобраться с тем, что под таким зерном понимает каждый из апостолов. Наиболее точный ответ дает специальная энциклопедия Брокгауза. Это однотомное фундаментальное издание, которое по праву считается одним из самых полных и скрупулезных исследований Библии. На русском языке впервые было издано в 1960 году, когда был сделан детальный перевод с немецкого.

В словаре утверждается, что притча посвящена на самом деле семени черной горчицы. Несмотря на то что это однолетнее растение, его высота может достигать двух с половиной и даже трех метров. У него ветвистый стебель, из-за которого некоторые несведущие люди могут принять его за дерево. При этом оно действительно очень привлекательно для различных птиц. Особенно для щеглов. Они не только прячутся в его густой кроне, но и питаются полезными масляными семенами диаметром около одного миллиметра.

Толкование притчи

Притча о горчичном зерне, толкование которой приведено в этой статье, должна научить нас тому, как мал неверующий и Только проповедь, посаженная в человеческую душу, как в благодатную почву, способна принести плоды, богатые всходы.

Точно также Иисус Христос уподобляет христианскую церковь горчичному зерну. Сначала она была небольшой и неприметной. Но после того как учение сына плотника стало распространяться по миру, ее значение с каждым годом возрастало все больше. В результате птицами, которые укрываются в ветвях горчичного дерева, будут целые народы, которые найдут укрытие под сенью этой мировой религии. Как мы видим, в этом Иисус был прав. Сегодня христианство стало одной из основных мировых религий на планете.

Церковь шагает по планете

Описывая, как растет горчичное зерно, возникает ощущение, что подобным образом Иисус Христос иллюстрирует, как христианская церковь распространяется на новые страны и континенты.

Таким образом, многие исследователи выделяют в этой притче сразу два образа. Не только умножения влияния церкви, но и распространение апостольской проповеди.

Православный богослов Александр (Милеант), епископ Русской православной церкви за границей, который с 1998 по 2005 годы возглавлял весь южно-американский епископат, утверждает, что данное сравнение наглядно подтвердилось стремительным распространением христианского учения по многим языческим странам.

Церковь, которая в начале пути была неприметным для большинства окружающих религиозным сообществом, представленным малочисленной группой галилейских рыбаков, за две тысячи лет охватила всю планету. Начиная от дикой Скифии, заканчивая знойной Африкой. Начиная от промозглой Британии и заканчивая таинственной и загадочной Индией.

Соглашается с ним архиепископ Аверкий (Таушев). Еще один епископ русской православной церкви за границей, в 60-70-х годах возглавлявший епископат в Сиракузах. Он также пишет, что проповедь прорастает в душе человека, как в притче о горчичном зерне. Для детей такой образ является очень наглядным и доступным. Они сразу понимают, о чем идет речь.

Конечно, отмечает Аверкий, от одной проповеди эффекта увидеть, скорее всего, не удастся. Но со временем едва приметные веяния все больше захватят душу человека. Она окончательно станет полноценным вместилищем исключительно добродетельных помыслов.

Интерпретация Иоанна Златоуста

Оригинальную притчи предлагает святитель Иоанн Златоуст. Это знаменитый архиепископ Константинопольский, живший в IV-V веках нашей эры. Вместе с Григорием Богословом и Василием Великим он до сих пор почитается, является одним из Вселенских учителей и святителей, автором многочисленных богословских сочинений.

В одном из них Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно уже с самим Иисусом Христом. Святитель утверждает, что если вникнуть в эту притчу со всей тщательностью, то выяснится, что ее вполне можно применить и к самому Спасителю. Он, как и зерно в притче, на вид был неказист и ничтожен. Его век был невелик, Христос прожил всего 33 года.

Совсем другое дело, что неисчислимым оказался его век на небесах. К тому же в нем одном соединились сразу несколько ипостасей. Сына человеческого и сына Божьего. Он был сокрушен людьми, но его страдания сделали Иисуса настолько великим, что он превзошел всех своих предшественников и последователей, которые подобным образом пытались вести за собой народы.

Он неразлучен со своим небесным Отцом, поэтому именно на его плечах небесные птицы находят покой и приют. С ними Иоанн Златоуст сравнивал всех апостолов, учеников Христа, пророков, а также всех избранных, которые искренне поверили в его учение. Очищать души от скверны Христу удавалось за счет собственной теплоты, под своей сенью он готов укрыть любого, кто нуждается в нем, от мирского зноя.

После смерти его тело будто посеяли в землю. Но он проявил завидную плодоносную силу, восстав уже через три дня из мертвых. Своим воскресением он прославил себя больше любого пророка, хоть при жизни мог многим казаться и меньше, и ничтожнее их. Его слава в итоге процвела от земли до самых небес. Он сам посеял себя на земной почве и пророс в мир, ведущий к его небесному Отцу.

Интерпретация Феофилакта Болгарского

Интересное собственное видение этой притчи предлагает еще один святитель - Архиепископ Болгарии на рубеже XI-XII веков.

Феофилакт призывает каждого из прихожан быть горчичным зерном. С виду казаться незначительным, не заноситься, не хвалиться своей добродетелью, но в тоже время пылко и ревностно следовать всем христианским заповедям. Если каждый будет придерживаться таких то небесные птицы в виде ангелов будут отдыхать у него на плечах. Так священник интерпретирует притчу, рассказанную Иисусом.

Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

В Евангелиях от Матфея и Луки притчи о горчичном зерне и закваске находятся рядом. Обе притчи имеют, видимо, одно и то же учение, и поэтому мы можем рассматривать их совместно.
Предшествующие две притчи Иисуса Христа могли оставить отпечаток некоторой печали, что надежда на победу не очень велика. Но в притчах о горчичном зерне и о закваске содержится больше оптимизма и дается больше надежды на отрадный исход. Царство Небесное имеет в себе великую силу, хотя и скрытую. Обе притчи имеют один и тот же смысл: Царству Небесному надлежит расти из очень небольшого начала до великого конечного результата. При этом притча о горчичном зерне показывает видимый рост Царства Божия, а притча о закваске показывает преобразующее влияние Царства Божия на людей.
Притча о горчичном зерне
В Евангелии от Матфея эта притча дана нам в следующем изложении: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» — Мф. 13, 31-32,
Относительно притчи могут возникнуть некоторые вопросы в связи с незначительной разницей в повествовании: по Евангелию от Матфея «горчичное зерно меньше всех семян», а евангелист Марк говорит, что «оно меньше всех семян на земле». Также может вызывать различные мнения и то, что горчичное зерно называют «деревом», в ветвях которого могут укрыться птицы небесные — Мф. 13, 32.
Но смущаться могут лишь те, кто не видит величия мыслей Христа. Богослов Г.Х. Хулбард сравнивает таких толкователей с друзьями искусств, которые, рассматривая картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», начинают спорить о том, из какого материала сделана скатерть на столе, а великая идея художника не трогает их.
Горчичное зерно здесь является, без сомнения, чистым семенем горчицы, которая употребляется в растолченном виде в качестве приправы к пище. Богослов Майер и некоторые другие старались доказать, что здесь говорится о горчичном дереве. Но взгляд Майера не нашел подтверждения. Сравнение с обыкновенным горчичным семенем вполне удовлетворило Иисуса Христа. Зерно горчицы действительно очень маленькое, но оно, в самом деле, вырастает в очень большое растение, напоминающее дерево. Это однолетнее растение в Палестине порой вырастает до и выше трех метров в высоту. Профессор Хакетт пишет, что он своими собственными глазами видел, как птицы садились на ветви горчицы.
Ясно, что когда Христос говорил о горчичном зерне, то Он употребил знакомое слушателям понятие чего-то очень маленького — Мф. 17, 20; Лк. 17, 6. «Великий Учитель, — говорит богослов Брус, — показывал не только поразительное смирение и здравые взгляды, но и выдающуюся мудрость и сочувствие к тем, кого Он хотел учить».
И, кажется, что никакое другое растение не подошло бы для сравнения лучше, чем горчичное зерно. Если бы Христос, например, взял в пример дуб, то это могучее дерево, пожалуй, передало бы величину и силу будущего Царства Божия, но жёлудь едва мог бы показать первоначальное его ничтожество. Горчичное же зерно настолько мало, что его на земле и не заметишь. Далее, если бы Христос взял, например, семя ветреницы, которое меньше горчичного семени, то из него вырастает только слабый цветок. Притча о горчичном семени замечательно выполнила свое назначение, и лучшего сравнения невозможно найти.
К счастью, у нас нет сомнения относительно духовного значения этой притчи. Царство Божие имеет очень малое начало, но оно обладает большой жизненной силой и вырастает в очень великое Царство.
Трудно поверить, что из такого малого начала может вырасти нечто великое. Рождение Иисуса Христа в Вифлееме было в общем незамеченным явлением. Но малость, к счастью, не является аргументом против истины. В этом малом начале, как в семени, скрывалась божественная жизнь. Это была малость не песчинки, но горчичного зерна. В зерне же содержалась жизнь. Господь в Своей премудрости часто использовал малое начало для больших духовных пробуждений.
Людям обычно свойственно восторгаться разного рода величием. Интересуются, например, какой самый большой город, какой самый длинный мост. «Сделаем себе имя» — этот мотив строителей Вавилонской башни в ходу и поныне — Быт. 11, 4. Но Бог открывает Царство Свое и в малых вещах, которыми нельзя пренебрегать. Так, капля воды под микроскопом выглядит как Венеция, на водных путях которой кипит жизнь. Атом представляет собой своего рода систему небесных тел, где электроны, подобно планетам, вращаются вокруг ядра.
Иисус Христос никогда не пренебрегал малыми вещами. Чаша холодной воды, один талант, лепта вдовы, вера, величиной с горчичное зерно — все это имеет определенную ценность в Его глазах.
Мы являемся свидетелями тому, что из малых семян на земле вырастают большие деревья. Подобный рост мы можем наблюдать и в духовной жизни. Пусть этим семенем будет библейский стих, который запал нам в душу, молитва матери или чей-нибудь добрый совет в критический момент.
Во времена земной жизни Иисуса Христа Царство Небесное имело очень малое распространение, но в нем содержалась божественная сила, давшая ему возможность превозмочь все препятствия. Оно выросло настолько, что превзошло все другие движения, казавшиеся тогда великими и важными. Сила этого роста не прекратилась и поныне.
Следует заметить, что в этой притче некоторые придают особое значение птицам. Но птицы символизируют здесь только силу и размеры растения. Та же мысль встречается и в Ветхом Завете — Иез. 17,22-24; 31, 3-14; Дан. 4,10 и др.
Притча о закваске
По Евангелию от Матфея притча о закваске гласит так: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» — Мф. 13, 33; Лк. 13, 20-21.
Содержание этой притчи было понятно каждой галилейской женщине. Обыкновенно повседневной заботой женщины было: встать рано утром и испечь хлеб для семьи. При приготовлении хлеба пользовались опарой или закваской, которую смешивали с тестом. Процесс скисания происходил медленно. Тесту нужно было постоять, «пока не вскисло все».
Духовный смысл этой притчи для учеников, очевидно, был понятен, и они не спросили у Христа объяснения. Но позднее толкователи эту простую мысль превратили в очень непонятную. Они старались найти какую-то затаенную мысль в этих трех мерах муки.
По толкованию одних, эта притча символизирует собой дух, душу и тело; по толкованию других, Христос подразумевал иудеев, греков и самаритян. Как видно, нет предела воображениям толкователей. Но то, над чем ломали головы европейские теологи, было очень ясно для галилейских крестьянок.
Три меры муки брали для испечения хлеба на среднюю семью. Для Иисуса Христа было важно не количество муки, а действие закваски. Царство Божие имеет такое влияние, которое, проникая в человеческие сердца, подобно закваске, изменяет все проявления жизни.
Влияние Царства Божия передается от одного человека к другому, от сердца к сердцу. Поэтому притча о закваске является очень хорошим сравнением.
Еще мы должны обратить внимание на то, что Царство Божие приходит невидимо. «Не придет Царство Божие приметным образом» — Лк. 17, 20. Оно приходит незаметно, как правда, добродетель, любовь. Оно внутри нас, в наших сердцах. Однако через наши слова, дела и образ жизни невидимые ценности становятся видимыми и явными.
Иисус Христос проявляет Себя одинаково как в обыкновенном, так и в необыкновенном: цветы на полях — это результат таких же дел Божиих, как и исцеление больных. Он свободен от сенсации. Идеи Царства Божия проявляются бесшумно, как соль или свет. О Самом Господе сказано: «Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» — Мф. 12, 19. Великие созидательные дела Божий совершаются в тишине. Неслышно наступает весна и творит все новое. Но когда Бог будет творить суд, «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся» — 2 Пет. 3, 10.
Влияние Царства Божия захватывающее. Одно зажженное сердце зажигает другое. Так Иисус Христос по дороге в Эммаус зажег сердца двух мужей. В Пятидесятницу Он зажег сто двадцать сердец, и таким образом к вечеру было зажжено уже три тысячи душ. Проблему христианского благовестия разрешает всепроникающая сила Христа. Но только зажженные сердца могут зажечь других, и только пропитанное закваской тесто может передать дальше эту удивительную силу. Сухая мука ничего не преобразует.
Но насколько далеко распространяется влияние Царства Божия? Христос сказал: «Пока не вскисло все». Слов «все» означает весь мир.
Но разве Царство Божие смогло повлиять на всех людей и на все проявления жизни в этом мире? В известной степени — да. Например, больницы в первую очередь построили христиане, и теперь больницы имеются везде. Моральные нормы христианской веры распространились по всему миру.
Но можем ли мы ожидать времени, когда все проявления жизни в этом мире изменятся и станут претворением воли Христа? При разрешении таких вопросов мы должны основываться не на отдельных притчах, а на всем учении Нового Завета.
По Божьему плану в наше время прежде осуществляется создание Церкви, и это означает — собирание из мира избранных. А пришествие Царства Божия является делом Самого Бога. Эта притча учит, что влияние Царства Божия исходит из одной среды и своим преобразующим влиянием охватывает все, что поддается этому влиянию.
Закваска была тем, что находилось вне муки и что вложили в муку. Влияние Царствия Божия проникло в человечество извне, благодаря делу Самого Бога. Совершенное Им дело — это небесный подарок людям, а не их достижение. Господь достигает того, чего люди даже всеми своими способностями никогда не достигнут. К нам явилась с неба преобразующая сила, и блаженны те, кто ее принимает.

«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (От Марка 4:30-32).

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (От Луки 17:20-21).

В Писании мы находим много образов Царства Божия. В данной притче Спаситель берет для сравнения горчичное зерно. На первый взгляд может показаться, что существуют более солидные примеры. Однако Иисус не ошибается и точно формулирует каждую притчу.

1. Горчичное зерно – малое начало

Первое, на что невольно обращаешь внимание, - это размеры зерна. На самом деле, оно не является, строго говоря, самым маленьким, так как зерно кипарисового дерева еще мельче. Просто в Израиле была такая поговорка: «Мал, как горчичное зерно». У нас тоже существуют подобные народные высказывания: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Но мы понимаем, что не обязательно именно семь раз вымерять один и тот же размер. Это образное высказывание. Так и в рассматриваемом случае.

Однако примечательно, что Господь Иисус сравнивает величественное и могущественное Царство Божие с весьма маленьким семенем. Это означает не что иное, как то, что любое маленькое начинание пред лицом нашего Бога не считается таковым. Ведь даже горчичное семя произрастает в большое дерево , что же тогда говорить о нас, носителях Божьего Царства! Лука прямо говорит о том, что Христос ответил вопрошавшим его: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17:21) . Следовательно, когда в нашей жизни случаются добрые начинания, но нам кажется, что это слишком мало и ничтожно – давайте вспомним слова великого Наставника о горчичном зерне.

Ты трудишься в хоре и не знаешь, насколько этот труд важен для Бога? Будь уверена душа, если взрастишь семя – оно еще достигнет своей цели. Известно много случаев, когда обычное пение меняло сердца людей. А если бы каждый из поющих не посеял своего маленького и ничтожного горчичного семени, то неизвестно, достигло ли бы пение до сердца слушающего.

Вильгельм Буш, немецкий проповедник, рассказывает об одном промышленнике, который однажды присутствовал на венчании. В собрании было мало людей, и огромное помещение казалось не востребованным и полупустым. Сам по себе этот человек был добрым малым, и никогда не скупился на помощь бедным. Однако как только речь заходила о Боге он говорил: «Нет-нет, не стоит меня убеждать, у меня есть свое мировоззрение». Во время торжества бедняга не знал как себя вести: становится ли на колени со всеми или просто нужно перекреститься? Когда надевать головной убор и когда снимать его?..

Невеста, которая сочитывалась, всегда помогала в детском служении, и во время венчания около тридцати маленьких девочек пели христианские гимны. Вдруг пастор заметил нечто поразившее его. Богатый промышленник, которого он давно знал, закрыл лицо руками и судорожно дергал плечами. Нет, ему не стало плохо, и дело было не в самочувствии: нежные и искренние голоса детей так повлияли на эту душу, что она не смогла удержаться от плача. Причем безудержного! Действительно, человеку ничего не остается делать без Бога, как только плакать.

Но мы привели эту историю в качестве примера маленького зернышка поющих детей, совершившего перемену в жизни важного господина.

В истории существует жизнеописание человека, по имени Телемах. Однажды он был в Риме, когда происходили кровавые игры под названием «Гладиаторские бои». Эти зрелища развращали народ и делали жестокими и кровожадными жителей империи. Увидев безумие, происходящее на глазах десятков тысяч людей, Телемах спустился вниз, к сражающимся гладиаторам, пытаясь их остановить. Но разгоряченный народ стал кидать камни в святого, желая, чтобы он ушел и не мешал их веселью. Затянувшаяся пауза позволила меткому удару поразить миротворца. Упав замертво посреди безумствующей толпы, невинная жертва заставила всех внезапно содрогнуться. Считается, что именно после этой трагедии император Гонорий отменил гладиаторские бои, которые больше никогда не происходили в Римской империи. Одно маленькое, подобное горчичному семени желание, привело к остановке многолетнего кровопролития.

Возлюбленные! Не будем считать, что есть нечто такое, что может быть незначительным для Бога. Любой взгляд, любое слово и даже мысль могут стать семенем будущего огромного дерева. Написано: «Царство Божие не придет приметным образом» . Поэтому все, что кажется тебе мелочью и малозначащей вещью – употреби мудро, как посеявший горчичное зерно.

2. Зерно должно быть посеяно

Часто, кажется, что те или иные вещи происходят сами по себе. На самом же деле, все имеет причину. Даже случайно выброшенная семечка может произрасти, но причиной будет являться именно то, что мы выбросили эту семечку. Если посмотреть на притчу о горчичном семени с этой стороны, то мы придем к однозначному выводу: зерно Царствия Божьего должно быть посеянным . Дорогая душа! Если мы прилагаем столько попечения об обычных посевах, когда речь идет об уходе за огородом, то почему мы не радеем о великом семени Царства, которое было приравнено к горчичному? Действительно, часто оно бывает настолько мало, что его не видно. Однако мудрый хозяин непременно подготовит почву и будет ухаживать за посеянным растением.

Случается, что земледелец долго ждет дождь ранний и поздний, не спит по ночам, поливая то, что сокрыто в земле. Долго ожидая, когда появится росток из сухой земли, он получает во сто крат за свое долготерпение. Давайте заглянем в свою жизнь и ответим на вопрос: являемся ли мы мудрыми сеятелями? Быть может то или иное начинание для Бога мы оставляем на полпути, решив, что это не принесет достаточной пользы для его Царствия? Представьте себе человека, который два дня поухаживал за посеянным в землю семенем, а потом, увидев, что оно не появляется, решил забросить его. Будет ли успешным такое растение? Едва ли оно вообще пробьется наружу, без внимательного ухода земледельца.

Другие говорят: «Я делаю-делаю, а результата нет. Только решу исправлять свой характер – как тут же появится масса искусителей, и я никак не могу достичь добрых всходов в жизни. Я ведь стараюсь, а мне постоянно мешают!». Такой человек подобен глупому сеятелю, который выкопав ямку и положив туда доброе зерно, каждый вечер приходит и раскапывает его для того, чтобы проверить – начало ли оно расти. При таких условиях результата не будет никогда! Малое доброе дело, как горчичное зерно, должно быть посеяно в нашей жизни с абсолютной уверенностью о будущих плодах.

Кроме того, мы хорошо знаем, что если семя не умрет, то не сможет дать плода. Следовательно, посеяв малое, давайте забудем о нем, и никогда не будем вспоминать или выкапывать его, но будем ухаживать за ним. И пусть нам сначала тяжело и кажется, что оно никогда не произрастет – помните, Христос сказал, что Царствие Божие подобно посеянному зерну, которое ВСХОДИТ. Если ты в жизни своей сеешь Царство Божие – верь, оно НЕПРЕМЕННО взойдет, ибо так сказал Иисус!

3. Видимость произрастания

Последнее, на что важно обратить внимание, это итог роста горчичного зерна. Учитель говорит: «…когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Марка 4:31-32) . Взглянув на нашу жизнь, мы можем определить: произрастает ли семя Царства Божия в нас так, как об этом написал евангелист. О горчичном зерне в Новом Завете упоминается дважды. Первый раз это то место, которое мы разбираем, а второй – когда речь шла о малой вере.

Нередко можно услышать, что о вере говорят с подчеркиванием одного ее свойства – ничтожного размера. Однако если посмотреть с другой стороны, то можно усмотреть в слове Христа указание на нечто иное. Быть может Спаситель, упоминая о вере с горчичное зерно, имел в виду не то, что этой веры достаточно для великих свершений, а то, что это малое зерно ОБЯЗАННО произрасти в огромное дерево, «которое становится больше всех злаков» ?!

Ведь действительно, чего заслуживают наши взаимоотношения с Христом Иисусом, если на протяжении всей христианской жизни, наша вера так и остается малой, как зерно горчичное? Павел, сказавший, что он «знает, в Кого уверовал», вряд ли обладал верой, размером с горчичное зерно! По всей видимости, святой муж Божий ухаживал за горчичным семенем в своей жизни, и оно, наконец, произросло в долгожданное, большое дерево! Возлюбленные, будем помнить о том, что от каждого из нас ожидается плод. «Я избрал вас, чтобы вы шли и приносили плод» - говорит Иисус. Поэтому Бог ожидает, что мы проявим мудрость и извлечем урок из этой чудесной притчи.

Посеяв малое, незначительное и, казалось бы, не подающее никаких надежд семя, будем ухаживать за ним самым тщательным образом, терпеливо ожидая, когда оно произрастёт по слову Господа, и станет больше всех злаков.

Да поможет нам в этом Бог, и да пребудет святая надежда на добрый плод в сердцах каждого из нас – Аминь.

Июль 26th 2015 -

Иоанн Златоуст так объясняет связь между этими притчами. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит, спасается только одна; притчею же о плевелах пояснено, что и этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, могущих спастись. Поэтому-то Господь и предлагает им притчу о горчичном зерне. Зерно это, будучи меньше всех семян на земле, становится, когда всходит, больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4:31, 32). То же самое будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, но так как сила, в них сокрытая, была велика, то проповедь Евангельская распространилась по всей вселенной (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 11).

Блаженный Иероним по тому же вопросу выражается так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн Креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то, при своем начале проникая глубоко, не животворит; напротив того, слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестив же, по-видимому малое, будучи посеяно в душе верующего или в целом мире, укореняется подобно сильному дереву.

Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц небесных.

Горчичное зерно так мало, что у евреев того времени была поговорка: мал, как горчичное семечко. Это не то однолетнее растение, которое растет и у нас; это растение многолетнее, достигающее громадных размеров: под ветвями его может проехать человек на коне, а на ветвях садятся огромные стаи птиц.

Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя черной горчицы (Brasica nigra). Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5-3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц (щеглов) своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95-1,1 мм.

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира – от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Епископ Александр (Милеант)

так и образ действия слова Божия в душе человека:

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей. Архиепископ Аверкий (Таушев)