Программа психологического сопровождения осужденных инвалидов. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении. Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

<*> Kokurin A.V., Slavinskaya Yu.V. On the issue of psychological support of life convicts in conditions of reform of criminal-executory system.

Кокурин А.В., начальник лаборатории исследования проблем работы с осужденными Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы, руководитель рубрики "Проблемы пенитенциарной психологии".

Славинская Ю.В., доцент кафедры общей психологии Академии права и управления ФСИН России, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

Материалы статьи отражают точку зрения авторов на современные проблемы, связанные с психологическим сопровождением лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Основное направление психологического сопровождения - сохранение психического здоровья пожизненно осужденного, с одной стороны, и оказание профессиональной помощи сотрудникам, обеспечивающим реализацию данного вида лишения свободы. Актуальность разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению индивидуально-профилактической работы с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, подчеркивается отсутствием подобного как отечественного, так и зарубежного опыта.

Ключевые слова: методика и методология глубинного изучения личности, личность осужденного к пожизненному лишению свободы, комплексный подход, психологическое сопровождение.

The materials of the article manifest the viewpoint of the authors to contemporary problems related to psychological support of persons convicted to life sentence. The main direction of psychological support is preservation of psychological health of life convict on the one side and rendering professional assistance to workers providing for realization of this type of deprivation of freedom. The topicality of working out of complex approach to psychological support of individual-prophylactics work with life convicts is stressed by the absence of both Russian and foreign experience in this sphere.

Key words: methods and methodology of deep study of personality, the personality of life convict, complex approach, psychological support.

Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики России обусловила развитие института пожизненного лишения свободы (далее - ПЛС) как альтернативы смертной казни и предопределила рост числа осужденных, отбывающих данный вид наказания <1>. Изменение количества лиц, приговоренных к ПЛС (а также тех, кому смертная казнь была заменена на данный вид наказания), фактически подчиняется законам линейной зависимости <2>. К 2015 г. численность данной категории спецконтингента может составить более 1800 человек <3>.

<1> Баламут А.Н. Осужденные к пожизненному лишению свободы и пути оказания им психологической помощи: Монография. Москва: PRI, 2009.
<2> Численность осужденных к пожизненному лишению свободы в России по состоянию на 1 января составляла: 2005 г. - 1577, 2006 г. - 1591, 2007 г. - 1628, 2008 г. - 1714, 2009 г. - 1730 человек.
<3> Славинская Ю.В., Жарких А.А. Об оптимизации психологического сопровождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы // Сборник статей по материалам проблемного семинара "Проблемы психологической работы с осужденными к пожизненному лишению свободы и пути их решения". М., 2010.

Анализ материалов специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведенной группой сотрудников НИИ ФСИН России под руководством доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова в 2009 г., позволяет нам получить обобщенную характеристику современного осужденного к ПЛС.

Это мужчина от 30 до 50 лет (74,2% от всех осужденных к ПЛС); гражданин России (96,2%); имеющий неполное среднее или среднее образование (75,4%); до осуждения нигде не работавший (54,2%) или рабочий (30,5%); как правило, отбывающий первую (48,7%) судимость (вторую - 27,2%, третью - 12,8%). В 52,4% случаев изначально осужден к ПЛС, в 47,6% случаев первоначально был приговорен к смертной казни. 49,4% осужденных данной категории совершили преступление в одиночку. Из числа тех, кто совершил преступление в соучастии, 19,1% лиц являлись организаторами, 3,9% - исполнителями и 1% - пособниками. В 94,7% случаев такому осужденному не назначено обязательное лечение (но 3,1% осужденных к ПЛС назначено лечение как больным алкоголизмом, 1,7% - туберкулезом, 0,4% - наркоманией, по 0,1% - токсикоманией и ВИЧ-инфекцией). В 92,2% случаев осужденный к ПЛС не страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Как правило, ему не назначены иные меры уголовно-правового характера (96,9%). 30,8% осужденных к ПЛС были больны или больны в настоящий момент туберкулезом, лишь 0,6% из них больны ВИЧ-инфекцией. В 98,1% случаев такой осужденный не состоит на учете как потребитель наркотиков. Большинство имеет фактически отбытый срок свыше 10 лет - 62,3% (11,9% - от 8 до 10 лет, 15,2% - от 5 до 8 лет). В 5,8% случаев осужден за совершение преступления во время отбывания наказания. Как правило, трудоспособен (85,3%). Не работает постоянно из-за недостаточного фронта работы - 61,3% (27,2% - работают, обеспечены трудом постоянно). Администрацией характеризуется отрицательно (48,2%) или нейтрально (42,2%). Отбывает наказание в исправительной колонии особого режима (96,7%); в 68,6% случаев - на строгих условиях содержания (19,7% - на обычных; 9,9% - на облегченных условиях). Как правило, отбывает наказание в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения (91,1%).

Учитывая высокую степень общественной опасности данной категории осужденных, в целях обеспечения безопасности в период отбывания наказания законодатель предусмотрел их покамерное размещение и содержание. Это предопределило необходимость перехода от традиционных коллективных к индивидуальным формам работы с осужденными к ПЛС.

Анализ источников по изучаемой теме показывает недостаточную освещенность в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, касающихся разработки научно-методической базы и комплексного подхода к психологическому сопровождению данной категории осужденных.

К отдельным вопросам пожизненного лишения свободы обращались в своих работах такие видные ученые современности, как Г.З. Анашин, О.А. Антонов, А.И. Алексеев, В.И. Баранов, С.Е. Вицин, М.Г. Детков, С.И. Дементьев, С.В. Жильцов, И.Я. Козаченко, А.И. Долгова, А.И. Зубков, В.Е. Квашис, В.В. Лунеев, М.П. Мелентьев, С.Ф. Милюков, Г.Л. Минаков, А.С. Михлин, В.С. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, П.Г. Пономарев, В.А. Уткин, Н.Б. Хуторская, И.В. Шмаров, В.Е. Южанин и другие. Анализ работ этих ученых обращает внимание на тот факт, что большинство из них оперируют лишь логическими и теоретическими доводами. При этом конкретные эмпирические результаты исследований фактически отсутствуют. Что же касается психологических аспектов обеспечения пожизненного лишения свободы, то в работах вышеназванных авторов (в большинстве своем - юристов) они отражены лишь косвенно <4>.

<4> Казакова Е.Н. Пожизненное лишение свободы в России (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008.

Тем не менее среди известных на сегодняшний день работ "психологической направленности" обозначен определенный интерес к специфике психологического сопровождения лиц, находящихся в условиях пожизненного лишения свободы, и психологическим особенностям данной категории осужденных (Ю.В. Славинская (2002), А.Н. Баламут (2007) <5>, В.С. Мухина (2009) <6>).

<5> Баламут А.Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания: Дис. ... канд. псих. наук. Рязань, 2007.
<6> Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. М.: Прометей, 2009.

Необходимо помнить, что психологическое обеспечение и сопровождение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, по ряду параметров принципиально отличается от работы с другими категориями осужденных <7>, а именно: спецификой их социально-психологического и уголовно-психологического статуса, максимальной продолжительностью срока лишения свободы, выраженной социальной депривацией, утратой навыков межличностных контактов, нарушениями социализации и адаптации, значительно большей социально-психологической и интеллектуальной деградацией, утратой чувства вины за совершенное деяние <8> и т.д. Все это, безусловно, препятствует исправлению и ресоциализации осужденных к ПЛС в целом.

<7> Казакова Е.Н. Указ. соч.
<8> Ялунин В.У. Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: законодательство и применение // Материалы 14-го заседания Руководящей группы по реформированию УИС России. СПб.; Вологда, 2002.

Итак, рост численности осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, их высокая степень криминализации, наличие патопсихологических изменений их личности и поведения, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют об актуальности разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению исправительного процесса в условиях покамерного содержания. В свою очередь, применение пожизненного лишения свободы в отечественных условиях требует не только дальнейшего комплексного теоретико-прикладного исследования с учетом современных тенденций уголовной и уголовно-исполнительной политики, но и глубинного изучения личности самого осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы.

Необходимость подобного исследования предопределяется еще и тем обстоятельством, что до сих пор не решен вопрос о специфике психологического сопровождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Существующие на этот счет точки зрения находятся в диапазоне от нецелесообразности применения к пожизненно осужденным методов психологической коррекции в принципе до задач их реального исправления и коррекции <9>.

<9> См., например: Славинская Ю.В., Кокурин А.В. О необходимости разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы // Прикладная юридическая психология. 2009. N 3.

Актуальность темы исследования подчеркивается также нерешенностью вопроса о роли психолога и его функций в психологическом сопровождении пожизненно осужденных. До сих пор практическая деятельность пенитенциарных психологов, работающих с данной категорией осужденных, ограничивается такими направлениями, как выявление "групп риска", специальный учет, размещение по камерам и т.д.

На наш взгляд, основные направления психологического сопровождения лиц, отбывающих ПЛС, сформулированные еще в 2002 г. <10>, сводятся к положению о необходимости сохранения и поддержания психического здоровья данной категории осужденных, с одной стороны, и оказания профессиональной помощи сотрудникам соответствующих пенитенциарных учреждений - с другой.

<10> Славинская Ю.В. Психические состояния осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы: Дис. ... канд. псих. наук. Рязань, 2002.

Таким образом, целью нашего исследования является разработка теоретико-психологических основ психологического сопровождения индивидуально-профилактической работы с осужденными, отбывающими ПЛС.

Мы полагаем, что применение в индивидуально-психологической работе с осужденными, отбывающими ПЛС, комплексного подхода, основанного на результатах глубинного изучения их личности, будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия в условиях лишения свободы, социальной реинтеграции, социальной адаптации к условиям отбывания наказания.

Методические подходы к проведению настоящего исследования должны органично взаимосочетать как апробированные и уверенно зарекомендовавшие себя на практике, так и новые, адаптируемые специально к специфике изучаемой популяции психодиагностические методики.

В исследовании предполагается применение различного психологического инструментария:

  • анализ личных дел осужденных;
  • анализ результатов судебно-психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз;
  • клиническое интервью;
  • психодиагностические методики (вербальные и проективные);
  • беседа и анкетные опросы.

Наряду с традиционными будут применяться оригинальные диагностические процедуры и психотехники, предназначенные для сбора эмпирических данных. Приведенные выше методы и методики планируется осуществлять поэтапно.

Сбор данных будет осуществляться в ходе командировок в территориальные органы и учреждения УИС, содержащие лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

К методическим процедурам по сбору значимой информации в рамках исследуемой проблемы планируется привлечение не только компетентных специалистов региональных психологических подразделений, работающих в учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные к ПЛС, но также специалистов других отделов и служб, владеющих интересующей нас информацией.

В анализе полученных результатов и установлении выявленных закономерностей будут использоваться различные математико-статистические методы и подходы в многофункциональной психодиагностической оболочке "Psychometric Expert 7", разработанной сотрудниками Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Ярославской области.

В заключение, подводя итоги обоснованию целесообразности, а также теоретической и практической значимости осуществляемого нами исследования, хотелось бы обратиться к ближайшим перспективам пожизненного лишения свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Так, в выступлениях директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России А.А. Реймера звучала его последовательно отрицательная позиция в отношении смертной казни и, как следствие, неизбежного развития института пожизненного лишения свободы. Учитывая тот факт, что в результате реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), по словам директора ФСИН, в России планируется оставить лишь два вида исправительных учреждений - тюрьмы и колонии-поселения (исключение - воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных), именно в тюрьмах будет содержаться подавляющее количество лиц, отбывающих наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Причем такие осужденные будут достаточно серьезно различаться как по срокам лишения свободы, так и по тяжести составов преступлений, количеству судимостей. Следовательно, условия их содержания в тюрьмах, режимные требования и ограничения, распорядок дня и другие условия отбывания наказания будут также существенно различаться.

При этом тюрьмы будут соответствовать трем видам режима содержания: тюрьмы общего режима, строгого и предполагающие наиболее жесткие режимные требования - тюрьмы особого режима - в том числе для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы <11>. Несмотря на то что и сейчас осужденные к ПЛС находятся на покамерном содержании, мы не можем согласиться с позицией А.А. Реймера в отношении одного из основных предполагаемых изменений организации их режима - принципиального отсутствия трудовой занятости данной категории осужденных. На наш взгляд, аргументы, которыми он объясняет целесообразность такого решения: "отсутствие работы - это фактор, ужесточающий отбытие наказания", "осужденный 24 часа сидит в камере, общаясь в лучшем случае с сокамерником. Если он у него есть. Если его нет, то стены", "вывод на работу - это уже все-таки какая-то отдушина", работают не "за", а "против" упразднения трудовой занятости осужденных к ПЛС.

Для специалистов, не понаслышке знающих данную категорию осужденных, очевидны разрушающие последствия многолетней изоляции в условиях покамерного содержания при отсутствии какой-либо постоянной целенаправленной трудовой занятости.

Во-первых, длительная изоляция - это мощный компонент, провоцирующий деградацию как устной речи, так и психики пожизненно осужденных. Эту позицию подтверждает, например, заметное улучшение письменной речи (за счет интенсивной переписки - как единственной связи с внешним миром) по сравнению с устной (вынужденное общение с часто "раздражающим" сокамерником, эпизодическое - с представителями администрации). Если мы вспомним о том, из какой социальной прослойки вышло большинство лиц, отбывающих на сегодняшний день ПЛС (отсутствие образования, низкая успеваемость в годы школьного обучения, воспитание в неполных семьях, отсутствие близкого контакта с родителями или другими значимыми взрослыми, отсутствие стабильной трудовой занятости или частая смена работы при занятости низкоквалифицированным трудом и т.д.), то со всей очевидностью станет ясным усугубляющее ситуацию разрушительное воздействие на их личность праздного многолетнего нахождения в местах лишения свободы.

Во-вторых, отсутствие трудовой занятости будет означать невозмещенный материальный ущерб со стороны осужденных к ПЛС потерпевшим от их преступлений, пусть это будет хотя бы частичная компенсация такого ущерба. Кроме того, и государству необходимо возмещать весьма ощутимые затраты на содержание данной категории осужденных.

В-третьих, до тех пор, пока вопрос об условно-досрочном освобождении осужденных к ПЛС остается открытым и теоретически возможным, организация условий их содержания должна строиться с учетом возможного возвращения в общество определенного числа лиц данной категории. После 25 лет покамерного содержания на фоне депривации общения и отсутствия какой-либо занятости вряд ли будет возможным возвращение осужденных к ПЛС к нормальной жизни в обществе <12>.

<12> См., например: Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Более того, на наш взгляд, именно постоянная, целенаправленная, обязательная трудовая занятость позволит:

  • во-первых, лицам, отбывающим ПЛС, не только получить профессиональные навыки, но и сохранить (или привить) привычку к систематической занятости (особенно если значимым мотивом повышения качества выполняемых работ станет необходимость их положительной оценки для возможности условно-досрочного освобождения);
  • во-вторых, подчеркнуть карательный компонент лишения свободы за счет обязательной, постоянной и нормированной трудовой занятости.

Интересно, что не только сотрудники УИС, работающие с данной категорией лиц в пенитенциарных заведениях, но и сами осужденные к ПЛС в большинстве своем считают, что трудовая занятость во время отбывания наказания им жизненно необходима.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в том состоянии, в котором данный вид уголовного наказания реализуется в отечественных условиях, он не может существовать в принципе: это не эффективно, не гуманно, не продуманно и бессмысленно жестоко, прежде всего в отношении общества, в которое данная категория осужденных может со временем вернуться. Следовательно, пожизненное лишение свободы, безусловно, нуждается в реформировании, причем возможно более кардинальном, чем другие виды уголовного наказания.

Однако окончательно определять пути этого реформирования целесообразно лишь по итогам проведения серьезного анализа результатов комплексного изучения личности пожизненно осужденных и влияния на нее условий отбывания данного вида уголовного наказания.

  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях

    Всю социальную работу с осужденными инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях проводят его сотрудники (прежде всего социальные работники, медработники, начальники отрядов и психологи). В России социальная работа в пенитенциарной сфере как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001г. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, т.е. соблюдения прав осужденных, обеспечения оптимальных условий отбывания ими наказания, возвращения в общество.

    К этой работе могут привлекаться представители общественных организаций и религиозных конфессий, оказывающих содействие в этой работе УИС. Практика показывает, что руководители, а также социальные, воспитательные и медицинские службы ИУ на основании заключенных о сотрудничестве договоров с различными организациями в первую очередь создают возможности для получения от них социальной помощи именно слабо защищенным категориям осужденных, в которые входят осужденные инвалиды.

    Основными задачами социальной работы в исправительном учреждении являются:

    Организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);

    Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;

    Помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

    Помощь осужденным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.).

    Развитие и укрепление социально полезных связей между осужденным и внешним миром;

    Содействие осужденному в получении помощи специалистов.

    Организация социальной работы с осужденными инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния аномалии поведения.

    Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом, которое осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965, и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 января 1997 года № 1/30.

    Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы, регулирующей эти вопросы. Заявление, направление и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы осуществляется в присутствии представителя администрации исправительного учреждения, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

    При признании осужденного инвалидом, справка МСЭК установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. А выписка из акта освидетельствования о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. В случае освобождения из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭК выдаётся ему на руки.

    Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 года и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

    Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список и справку на каждого осужденного о его нахождении в исправительном учреждении. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие, требуемые для открытия выплаты документы.

    После освобождения инвалида из мест лишения свободы – пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. И после того, как будут собраны и оформлены все необходимые документы, он снова будет получать пенсию.

    В работе с осужденными инвалидами специалист по социальной работе опирается на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), с тем, чтобы нейтрализовать отрицательные особенности заболеваний. Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с данной категорией осужденных - сделать их жизнь деятельной. Поскольку особое внимание инвалиды уделяют состоянию своего здоровья и пытаются найти средства его поддержания, важное значение имеет организация цикла лекций и бесед на медико-социальные темы. В клубе исправительного учреждения, библиотеке, в отрядах могут быть оборудованы уголки или стенды со специальной медико-просветительной литературой, вырезками из периодической печати, санитарно-просветительскими плакатами, рассчитанными на осужденных инвалидов: «Как поддержать здоровье», «Как справиться с тяжелым заболеванием», «Твой опыт и знания нужны обществу» и т.п.

    Санитарное просвещение - составная и неотъемлемая часть деятельности медицинской службы, проводимая в тесном взаимодействии с воспитательной, культурно-массовой и социальной работой. Так как важным аспектом всей работы исправительного учреждения является то, что в общество должен вернуться человек, который самостоятельно сможет адаптироваться к условиям после освобождения. Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

    При подборе работы для осужденных инвалидов следует иметь в виду, что при выборе профессии усиливается роль условий труда, что инвалиды I и II группы привлекаются к труду только по их желанию. Эффективная трудовая реабилитация осужденных инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего авралов, штурмов, аритмии в производственной деятельности.

    Организация социально-гигиенических мероприятий, включает в себя постоянный контроль над здоровьем осужденных инвалидов, медицинский уход, профилактику психопатологических отклонений путем занятия осужденных инвалидов общественно полезной деятельностью.

    С точки зрения профилактики здоровья этой категории осужденных недопустимы резкие изменения образа жизни в связи с переходом к другому виду трудовой деятельности или освобождением от труда по болезни. Такие резкие изменения вызывают состояния стресса, с которыми организм не всегда может справиться. Вовлечение с учетом состояния здоровья в какие-либо виды общественно полезной деятельности: поручения на участие в общественно полезных работах без оплаты труда, предоставление оплачиваемой работы на неполный рабочий день. Вовлечение в работу самодеятельных организаций. Приобщение к выполнению разовых поручений. Назначение ответственных лиц из их числа за какой-либо конкретный участок работы на общественных началах.

    Эффективным является создание специалистами по социальной работе групп взаимопомощи и обеспечение деятельности закрепленных осужденных от секции социальной помощи для обслуживания осужденных инвалидов, которые могут участвовать в проведении мероприятий по обеспечению надлежащих бытовых, санитарно-гигиенических и других необходимых дел для инвалидов.

    Для поддержания определенного уровня функционирования интеллекта имеет значение вовлечение инвалидов осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

    Сотрудники должны научить инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов. Организация свободного времени и досуга осужденных инвалидов должна преследовать две цели: создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии и максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Для этого осужденные инвалиды привлекаются к культурно-массовой работе, участию в художественной самодеятельности, оформлению наглядной агитации, работе редакционной коллегии, пропаганде книг, ремонту имеющегося книжного фонда, самообразованию. Так же, целесообразно привлекать рассматриваемую категорию к посильному занятию физкультурой и спортом (соревнования по шахматам, шашкам, армрестлингу и т.п.).

    Организация и проведение с ними профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера и меры социально-психологические и социально-педагогические, имеет тоже не маловажное значение для подготовки этой категории осужденных к жизни на свободе.

    Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных инвалидов к освобождению из ИУ.

    С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль над соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

    Необходимо заметить, что для обеспечения освобождающихся из ИУ инвалидов соответствующей одеждой и обувью, проводятся мероприятия по распределению и обеспечению получения различных видов помощи, поступающей от различных негосударственных организаций.

    В отношении тех, кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.

    Большое значение при организации социальной работы в целом, в исправительном учреждении УИС Минюста России по подготовке осужденных к освобождению, имеет правовое закрепление этой деятельности. Подготовка осужденных к освобождению законодательно закреплена в главе 22 Уголовно-исполнительного кодекса, которая озаглавлена как «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» и в том числе осужденным инвалидам.

    Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы.

    Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:

    1. Учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;

    2. Основным элементом подготовки осужденных инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ всеми необходимыми документами. Основным документом, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших по различным причинам.

    3. Восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;

    4. Составление индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;

    5. Оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;

    6. Оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;

    7. Разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.

    9. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

    Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе для назначения пенсий:

    Заявление осужденного;

    Паспорт осужденного;

    Справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории РФ;

    Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

    Документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;

    Документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;

    Сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя;

    Другие документы (их представление возможно в необходимых случаях). Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, осуществляет контроль над своевременным перечислением пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы по розыску указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

    Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденного инвалида, освобождающегося из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающемуся». Ее структура может включать: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения; информацию о службе занятости; о пенсионном обеспечении; об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезная информация (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансеры, телефоны доверия, паспортные службы и т.п.)

    Таким образом, социальная работа с осужденными инвалидами в исправительных учреждениях представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность инвалидов к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

    А. Л. Коваленко - курсант 4 курса психологического факультета ВИПЭ ФСИН России

    За последние годы в мире существенно изменились представления о проблеме инвалидности и соответственно подходы к ее решению. Инвалидами в современных условиях признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля своего поведения, обучения).

    В «Конвенции ООН о правах инвалидов» инвалидами называются лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими . При этом констатируется, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовы- ми барьерами и мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

    Качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет благотворительной деятельности, сколько посредством реализации системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

    Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество. Соответственно, каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

    Федеральный Закон № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет содержание отечественной государственной политики в данной области. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

    Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные законодательством, люди с ограниченными возможностями (в том числе осужденные) продолжают сталкиваться с проблемами. Наиболее значимы из них такие:

    • - трудности трудоустройства и дискриминации в сфере занятости;
    • - физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;
    • - ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально-культурных потребностей;
    • - недостаточный объем и низкое качество услуг здравоохранения для осуществления медицинской реабилитации инвалидов;
    • - отсутствие комфортных бытовых условий и др.

    Ограниченные физические возможности являются причиной

    оторванности инвалидов от общественной жизни. Зачастую инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведут себя обособленно.

    Имеющиеся в стране государственные структуры, неправительственные организации, общественные объединения призваны осуществлять меры, направленные на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, профессиональной деятельности. Однако изучение опыта их деятельности позволяет утверждать, что данной категории населения предоставляются в основном услуги по социально-медицинской и социально-профессиональной реабилитации.

    Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, отбывающих наказание и освободившихся из ИУ, жизненно важно получение образования, поскольку оно является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения ее социального статуса. В личностном плане образование предоставляет свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для лиц, чей статус в связи с нахождением в условиях несвободы существенно преобразовался.

    Экономическая целесообразность получения профессии (и значит, профессионального образования) - это возможность достижения социальной полноценности, материальной независимости. Именно поэтому в области профессионального образования осужденных инвалидов очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает им равные права и возможности в рациональном трудоустройстве и эффективной занятости

    Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка...

    МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами


    В соответствии с (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; 1998, N 16, ст.1796, N 30, ст.3613; 2000, N 26, ст.2730; 2001, N 11, ст.1002; 2002, N 52 (ч.1), ст.5132; 2003, N 50, ст.4847, N 52 (ч.1), ст.5038; 2004, N 10, ст.832, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607; 2007, N 7, ст.831, N 24, ст.2834, N 26, ст.3077; 2008, N 52 (ч.1), ст.6232; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261, N 39, ст.4537, N 48, ст.5717; 2010, N 15, ст.1742, N 27, ст.3416, N 45, ст.5745; 2011, N 7, ст.901, N 45, ст.6328, N 49 (ч.5), ст.7056; 2012, N 14, ст.1551, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1645, N 27, ст.3477, N 44, ст.5633, N 48, ст.6165; 2014, N 14, ст.1550, N 49 (ч.6), 6928; 2015, N 14, ст.2016, N 17 (ч.4), ст.2478), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806), а также в целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы

    приказываю:

    1. Утвердить:

    программу прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - программа) (приложение N 1);

    порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - порядок) (приложение N 2).

    2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А.Корниенко) обеспечить реализацию программы и порядка.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

    Министр
    А.В.Коновалов

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    2 октября 2015 года,
    регистрационный N 39104

    Приложение N 1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Приложение N 1
    к приказу
    Министерства юстиции
    Российской Федерации

    1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - Программа), подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых им для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

    2. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, предназначено для освоения:

    основ психологии лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, способов применения психологических знаний для оказания им помощи в реализации своих прав и законных интересов;

    положений законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении инвалидов, способов оказания консультационной помощи для решения вопросов социальной защищенности.

    3. Программа рассчитана на 10 учебных часов и состоит из двух разделов:

    1) психологическая подготовка;

    2) подготовка в области социальной защиты.

    4. Реализация Программы осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (приложение).

    Приложение к программе. Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, ...

    Приложение
    к программе прохождения подготовки
    сотрудниками учреждений
    уголовно-исполнительной системы
    в целях обеспечения соблюдения
    прав, свобод и законных интересов
    подозреваемых, обвиняемых и
    осужденных, являющихся инвалидами

    Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Наименование тем разделов

    В том числе

    теоре-
    тических занятий

    практи-
    ческих занятий

    Раздел I. Психологическая подготовка

    Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

    Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

    Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

    Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

    Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

    ВСЕГО:

    Раздел I. Психологическая подготовка

    Тема 1.1. Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

    Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

    Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

    Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

    Тема 1.2. Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

    Психология конфликта. Понятие и методика работы.

    Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

    Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

    Тема 2.1. Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

    Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

    Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

    Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

    Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, в период их пребывания в исправительных учреждениях.

    Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

    Тема 2.2. Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

    Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

    Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

    Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

    Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

    Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

    Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

    Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

    Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

    Тема 2.3. Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

    Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

    Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

    Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

    Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

    Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

    Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

    Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

    Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

    Приложение N 2. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Приложение N 2
    к приказу
    Министерства юстиции
    Российской Федерации
    от 22 сентября 2015 года N 221

    1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

    2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

    3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

    4. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в рамках служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, регистрационный N 25452).

    5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.



    Электронный текст документа
    подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
    Официальный интернет-портал
    правовой информации
    www.pravo.gov.ru, 06.10.2015,
    N 0001201510060033

    Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

    Название документа: Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами
    Номер документа: 221
    Вид документа: Приказ Минюста России
    Принявший орган: Минюст России
    Статус: Действующий
    Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060033
    Дата принятия: 22 сентября 2015
    Дата начала действия: 01 января 2016