Происхождение слова таджик. Население таджикистанаязык, религия, национальный состав жителей таджикистана

– одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности . Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.

Народ Таджики

Происхождение народа.

Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.

Особенности национальной физиологии.

В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.

Родные для таджиков языки.

Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.

Религия таджиков.

Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма.

Кухня.

Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания.

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.


КНР :
41 028 (пер. 2000 г.)
Казахстан :
25 657 (пер. 1999 г.) Язык: Религия: Родственные народы:

Общая численность: 18-26 млн человек (информацию по странам см. ниже).

Этнос

Таджикский язык

Таджики говорят на персидском языке (западно-иранском языке), который, однако, обогащён словарным запасом восточно-иранской группы языков (бактрийским, согдийским, хорезмийским), создавая некий диалектический континуум на границе современных государств Таджикистан-Узбекистан-Афганистан-Иран. Термин «таджикский язык» является неологизмом, введенным в историю в 20-х годах XX века. Благодаря этому, термин «таджикский язык» широко используется в пределах бывших советских республик, тогда как таджики Афганистана называют родной язык «дари» или «персидский». Несмотря на это, носители всех иранских языков Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Ирана в значительной степени понимают друг друга. Таджики бывших советских государств пишут на кириллице, в то время как таджики Афганистана и Китая используют арабо-персидский алфавит. Население Таджикистана говорит «по-таджикски» и продолжает писать на кириллице, понимая, что переход на другой алфавит стоит колоссального труда, времени и денег и в настоящее время нерентабелен.

Знаменитые таджики

  • Абу Абдаллах Рудаки (тадж. Абу Абдуллохи Рудаки ) - основоположник таджико-персидской литературы (IX век)
  • Авиценна (Абу Али ибн Сина) (тадж. Абу Али ибни Сино ) - учёный, литератор, медик, (X век)
  • Исмаил Самани (тадж. Исмоили Сомони ) - основоположник первого независимого Таджикского государства (IX-X век)
  • Абулькасим Фирдоуси - автор Шахнаме (X век)
  • Ал Беруни (Ученый)
  • Саади (тадж. Саъдии Шерози )
  • Хафиз (тадж. Хофизи Шерози )
  • Омар Хаям (тадж. Умари Хайём )
  • Мирзо Турсунзода
  • Джаббар Расулов
  • Лоик Шерали
  • Нурулло Хувайдуллоев
  • Бедил
  • Абулкосим Лохути
  • Мирсаид Али Хамадони
  • Туйчи Эрджигитов
  • Джура Зокир
  • Камоли Худжанди
  • Абдурахман Джами
  • Ахмади Дониш
  • Бободжон Гафуров
  • Шириншо Шотемур
  • Эмомали Рахмон - президент Таджикистана

Численность и расселение таджиков

Литература

  1. Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
  2. Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
  3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
  4. Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
  5. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
  6. История таджикского народа. Т. 1-3, М., 1963-65;
  7. Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6-7, М., 1947;

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

Современная энциклопедия

Народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.…
  • Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство "Ирфон"…

История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.