Психогенный кашель у детей и взрослых: лечение, симптомы. Как проявляется неврологический кашель и лечится у детей Лечение психогенного кашля у взрослых

Психосоматический кашель – заболевание невротической природы, возникающее из-за неразрешенных психологических проблем и не поддающееся стандартным методам лечения дыхательных путей. Встречается как у детей, так и у взрослых. Значительно ухудшает качество повседневной жизни и профессиональной деятельности, однако успешно лечится в течение нескольких месяцев при соблюдении рекомендаций консультирующего специалиста.

Кашель может возникнуть в результате неврологических проблем

Как отличить психосоматический кашель

Клиническая картина заболевания достаточно многообразна. Смазанные изначально проявления становятся ярче по мере развития недуга. Могут наблюдаться:

  • Кашель. Без отделения мокроты, сухой, звонкий кашель психосоматической природы напоминает собачий лай или гусиный гогот и называется «неэффективным». Его характер не изменяется в течение длительного времени. Состояние ухудшается в моменты сильного эмоционального напряжения и физических перегрузок. Улучшается ночью и в привычной для больного человека, спокойной обстановке.
  • Симптомы гипервентиляции. Постоянный кашель может сопровождаться другими нарушениями работы дыхательной системы: ощущением нехватки воздуха, першением в горле, легким головокружением, болью в сердце, насморком, частым зеванием, шмыганием носом, морганием или прочими движениями, свойственными психическим расстройствам.
  • Изменения речи. По мере развития заболевания может заметно исказиться манера разговора. На включение в переживания мозга указывают красочные и причудливые описания больными своего состояния («словно легкие воюют друг с другом», «как будто задыхаешься от бетонной плиты на груди», «ощущение, что кислород перекрыли») и слова «принуждения» («нужно стараться», «обязан», «должен»).

У пациентов развиваются симптомы гипервентиляции

  • Боль в глазах. Плач, помогающий избавляться от негативных эмоций и стрессов, при психосоматических расстройствах заменяют приступы кашля. Дискомфорт, сухость и чувство жжения в глазах обусловлены регулярным сдерживанием слез или полной потерей умения плакать.

От чего это происходит

Причины психосоматического кашля также достаточно многообразны.

Психосоматика кашля у взрослых развивается на фоне неблагоприятной атмосферы в кругу семьи или в рабочем коллективе. Негативными факторами, способствующими развитию заболевания, являются профессиональная несостоятельность, конфликты с супругом, неблагоприятные условия жизни, длительные стрессы, переутомление и эмоциональная истощенность (организм словно пытается защитить человека от нервных перегрузок, вынуждая сделать незапланированные выходные по случаю болезни).

Кашель может возникнуть на фоне регулярных семейных конфликтов

Психосоматика кашля у детей также базируется на проблемах в семье, школе или кругу сверстников и сильных душевных потрясениях (например, ребенок может начать кашлять после смерти мамы, появления младшего брата или сестры, ухода из семьи отца).

В ряде случаев причиной приступов удушья и кашля у ребенка становится недостаток внимания со стороны родителей или, напротив, чрезмерная опека (отсутствие возможности делать выбор самому даже в мелочах, принимать ответственные решения).

В редких случаях у детей и взрослых на появление психогенного кашля влияет рефлекторная память. Состояние, при котором мозг «вспоминает» недавно перенесенное заболевание и повторяет его без причины.

У детей проблема может возникнуть после рождения младшего брата или сестры

Методы диагностики

Изучение психосоматического кашля основывается на данных клинического осмотра и результатах лабораторных исследований.

Во время приема врач выслушивает жалобы пациента и назначает ряд необходимых мероприятий, направленных на исключение вирусных заболеваний дыхательной системы: рентген грудной клетки, бронхомоторный тест, общий анализ мочи и крови, магнитно-резонансную томографию.

Если физиологическая природа кашля исключена - пациент перенаправляется к специалистам другого профиля: невропатологу или психологу.

Обследование взрослых базируется на выслушивании жалоб пациента, выявлении и систематизации отдельных соматоневрологических симптомов (с установлением ведущего), дифференциальной диагностике и анамнезе заболевания.

В целях диагностики проводится рентген грудной клетки

Психологическое обследование детей и подростков, с одной стороны, подчиняется общим принципам клинической диагностики, а с другой – отличается рядом особенностей, связанных с влиянием возрастного фактора: незрелостью самопознания и рудиментарности детской психики. К анамнезу заболевания прибавляются личный, семейный и школьный: изучаются внутрисемейные проблемы, тип воспитания, ролевые позиции членов семьи, особенности адаптации в среде сверстников и школьная дисциплина.

В результате проведенного исследования врач-психотерапевт описывает психический статус пациента, ставит диагноз, оценивает прогноз, назначает терапию и реабилитационную программу, которой больному необходимо придерживаться до полного исчезновения симптомов заболевания.

Борьба с болезнью лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение психосоматического кашля направленно на облегчение симптомов заболевания, а не устранение его основной причины.

Для устранения кашля назначаются компрессы

Пациентам могут быть назначены физиопроцедуры, растирания, ингаляции, горчичники или компрессы. Препараты, воздействующие на кашлевой центр и периферические звенья рефлекторной дуги кашля (уменьшающие частоту спазмов), леденцы от боли в горле, бета-блокаторы (сокращающие силу ангинозных приступов), вазодилятаторы (расширяющие сосуды) и другие лекарственные средства подобного рода.

Борьба с болезнью без лекарств

Важнейшее значение в лечении психосоматического кашля имеет психотерапия. Методы, которые используют специалисты для помощи пациентам, могут быть различны:

  • Разговоры по душам. Регулярные беседы с консультирующим психотерапевтом помогают больным людям осознать проблему и принять ее. Понять, какие эмоции за ней стоят, чтобы в дальнейшем их избегать. Полезны также «внутренние» диалоги с самим собой или альтернативные варианты (например, ведение записей в дневнике или рисование).
  • Хобби. Успешно помогает бороться с болезнью какое-то новое увлечение. Любимое занятие позволяет отвлечься, «разгрузить» нервную систему от негативных переживаний, «переключиться» на положительные эмоции и новые цели.

Интересное увлечение поможет быстрее преодолеть кашель

  • Спорт. Благотворно влияют на состояние нервной системы занятия физкультурой. Это могут быть йога, фитнес, аэробика или даже простая утренняя зарядка и неспешные прогулки по парку.
  • Позитивные установки. Луиза Хэй считает действенным методом в лечении психосоматического кашля повторение аффирмаций (утверждений) о положительном отношении к жизни. Частые повторения способствуют выработке привычки мыслить позитивно.
  • Лечебные растения. Благотворно влияют на состояние нервной системы лечебные растения. Выраженным успокаивающим действием славятся мята, мелисса, чабрец и лимонник. Смеси трав можно добавлять в чай или использовать для приготовления целебных отваров.

Сроки лечения индивидуальны, варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет. А результат зависит только от вас самих. Будьте здоровы!

Подробнее о психосоматическом кашле смотрите далее:

Кашель – не всегда признак респираторной болезни. Иногда он носит невротический характер и появляется из-за раздражения области коры головного мозга. Нервный кашель у ребенка характеризуется тем, что не наступает в спокойном состоянии, а учащается во время стресса.

Обуславливают причины кашля на нервной почве у ребенка переживания. Психогенный бронхоспазм возникает из-за сокращений голосовой мускулатуры и является разновидностью тика (вокальный тик – второе название). Одна группа специалистов считает, что он возникает из-за генетических мутаций, другая – вследствие психологических расстройств.

О стрессовом характере кашля говорит то, что он начинается во время:

  • Общения со строгим учителем, доктором (человеком, которого побаивается);
  • Важного события: утренника в школе, концерта, экзамена;
  • Ссоры, испуга, просмотра волнующего фильма (моменты стрессовых событий);
  • Напряженного общения с родителями, когда те стараются добиться идеального поведения сына или дочки.

Data-lazy-type="image" data-src="https://mykashel.ru/wp-content/uploads/2017/05/nervnyj-kashel-u-rebenka.jpg" alt="нервный кашель у ребенка" width="660" height="300" srcset="" data-srcset="https://mykashel.ru/wp-content/uploads/2017/05/nervnyj-kashel-u-rebenka..jpg 300w" sizes="(max-width: 660px) 100vw, 660px">

Провоцируют раздражение кашлевого центра негативные эмоции, сильные радостные ощущения.

Иногда нервный кашель закрепляется «по привычке» после тяжелой болезни легких. С его помощью больной вызывает у окружающих сочувствие, а осознанная симуляция рефлекторно фиксируется в мозгу.

Важно: при нервном кашле у детей бесполезно устранять соматические причины. Исключите причины, которые вызывают болезненное явление.

Симптомы

Кашель у детей – своеобразная защитная реакция на определенное событие. Произвольное проявление – искусственный симптом, который помогает малышу обратить на себя внимание. Бессознательное – закрепившийся рефлекс после перенесенной легочной болезни. Оба вида свидетельствуют о психических переживаниях на подсознательном уровне.

Нервный кашель у детей сравнивают с лаем собаки или гусиным криком из-за специфического звука. Однако это не единственный вариант реакции на раздражители: возникают подергивания отдельных групп мышц: пожимание плечами, моргание.

На психогенную природу явления указывают следующие симптомы:

  • Кашель на нервной почве у ребенка часто начинается в 3 – 4 года;
  • Долгое время покашливание остается сухим и не меняется;
  • Возникает без причины, иных признаков инфекционных болезней нет. Не усиливается при физической нагрузке;
  • При чтении стихов, быстром разговоре исчезает либо уменьшается;
  • Фармакологические препараты не помогают;
  • Сон и аппетит не нарушаются;
  • Частое покашливание появляется в моменты волнения;
  • Когда нервный ребенок заинтересован (игровые моменты, занятия физкультурой), то интенсивность бронхоспазма становится меньше;
  • Отмечается сезонность появления болезни: становится сильнее зимой и осенью;
  • Ночью нервный кашель не возникает.

Важно: кашель, появляющийся на нервной почве, у детей проходит до 18-летнего возраста.

Но начать лечение и избавить детей от нервного кашля надо как можно раньше.

Диагностика

Data-lazy-type="image" data-src="https://mykashel.ru/wp-content/uploads/2017/05/kashel-na-nervnoj-pochve-u-rebenka.jpg" alt="кашель на нервной почве у ребенка" width="300" height="200">

Кашель на нервной почве у детей распознают, основываясь на жалобы родителей, осмотр педиатра, проведение дифференциальной диагностики. Только после исключения похожих болезней (бронхиальной астмы) ставится диагноз. Диагностику проводят: аллерголог, пульмонолог, психотерапевт, невропатолог, отоларинголог.

У 10% детей, страдающих кашлем, выявляется неврогенная природа болезни: кроме бронхоспазма присутствуют симптомы психических нарушений: тики, исчезновение голоса, склонность к истерии.

Это интересно: нервный кашель возникает у умных детей с множеством интересов, которые чрезмерно нагружены в школе и после уроков. Они ранимы, чувствительны, окружающим кажутся упрямыми и гордыми.

Лечение

Бронхоспазм, который возник из-за психогенных факторов, медикаментозному лечению не поддается. В основе терапии – комплекс процедур и мер, которые направлены на поиски причин возникновения, устранения стрессовых факторов. Для выздоровления нервной системы нужно создают условия.

Лечение проводится в домашних условиях, так как изменение привычных условий обитания провоцирует усугубление проблемы.

Существует несколько методик терапии:

Психотерапевтические сеансы

В избавлении от проблемы основную роль играет психотерапевт. Он устанавливает причину раздражителя, учит больного расслабляться, беседует с родителями. Иногда проводит сеансы индивидуальной поведенческой психотерапии. Для маленьких пациентов – отвлекающие сеансы, включающие особенные приемы дыхания.

Гомеопатия

Препараты из натуральных компонентов назначаются врачом-гомеопатом после диагностики. Принимать рекомендуется в соответствии с рекомендациями на протяжении указанного срока. Ассортимент таких лекарств позволяет доктору в каждом конкретном случае подобрать эффективное средство.

Фармакологические препараты

Лечение средствами фармакологии допускается, если малышу из-за кашля на нервной почве тяжело строить межличностные отношения. В качестве успокоительных средств применяют аптечные препараты в минимальной дозировке, которые выписывает только врач:

  1. Антидепрессанты;
  2. Седативные настойки.

Народные методы

Большинство методик направлено на расслабление нервной системы, которое достигается внутренними (прием успокоительных настоек, отваров) и внешними способами воздействия (ванны, лечебный массаж).

Успокаивающие отвары

Data-lazy-type="image" data-src="https://mykashel.ru/wp-content/uploads/2017/05/kashel-na-nervnoj-pochve-u-detej.jpg" alt="кашель на нервной почве у детей" width="300" height="200">

В аптеках продаются сборы лечебных трав (приобретаются без рецепта). Помогают снять напряжение перед сном, успокаивают в течение дня. Принимают травяной чай трижды в день. Общие рекомендации по завариванию таковы: 15 г (столовая ложка) заливается кипятком (1 стакан) и настаивается на водяной бане 40 – 45 минут. После разбавляется водой (кипяченой) до 200 мл.

Для снятия болезненных симптомов подходят сборы из вереска, чабреца, пустырника, валерианы.

Настойки на спирту

Детям после 12 лет (после консультации доктора) рекомендуется давать спиртовые настойки. Обязательно нужно соблюдать дозировку. Одна доза должна содержать число капель, соответствующее возрасту. Для лечения подходят следующие препараты:

  • Боярышник лечит неврозы, нарушения кровообращения;
  • Сон-трава снимает нервный кашель у ребенка;
  • Аралия маньчжурская показана при переутомлении, астении, депрессии;
  • Листья крапивы дают бодрость, улучшают формулу крови;
  • Пустырник успокаивает;
  • Элеутерококк повышает тонус;
  • Корни пиона снимают судороги;
  • Дягиль лечит истерические состояния.

Ванны

Расслабляющие ванны хорошо помогают при простуде с кашлем, при лечении бронхоспазма неврологического характера. Они позволяют малышу поиграть в воде, получить положительные эмоции, успокоиться. Для большего эффекта в ванну добавляются морская соль либо травяные отвары из:

  • Цветков ромашки (расслабляет, снимает нервозность);
  • Корневищ валерианы (препятствует возникновению судорог);
  • Лаванды (восстанавливает функции нервной системы).

Процедуру проводят перед сном по четверти часа (через 60 – 70 минут после ужина, 3 раза в неделю). После ванны малыш расслабится и быстрее уснет.

Помощь родителей, если у ребенка нервный кашель (неврологический)


Кашель, который возникает на нервной почве у ребенка не вылечить без помощи родителей. Кроме создания в доме спокойной обстановки, их действия должны быть направлены на укрепление организма, поддержание общего тонуса.

Для этого нужно:

  • Чаще гулять с сыном либо дочерью на воздухе, укладывать их спать в одно время. Сон должен длиться не меньше 8 – 9 часов, а детям дошкольного возраста показан дневной сон. А вот занятия за компьютером и просмотр телевизора придется ограничить;
  • Исключить продукты, которые содержат кофеин: кофе, какао, чай, шоколад. Заменить их продуктами, которые в большом количестве содержат магний: овощи зеленого цвета, орехи;
  • Снизить требования, которые предъявляются к дочери (сыну) дома и в школе. На его психическое состояние отрицательно влияет высокая требовательность родителей и учителей;
  • Вместе делать упражнения для расслабления, показывая пример: попрыгать, поработать мышцами, а затем их расслабить;
  • Не наказывать дочь (сына) когда они заходятся кашлем, не одергивать, не акцентировать внимание на проблеме. Нужно постараться отвлечь малыша. Например, занять интересным заданием;
  • Врачи советуют записывать причины, приведшие к тому: был ли кашель на нервной почве из-за ссоры родителей, во время посещения родственников или выступления на публике;
  • Пользу приносят умеренные физические нагрузки. Желательно посещение спортивной секции;
  • Следить за психофизическим состоянием. Дочь (сын) смущается, когда прилюдно возникает кашель? Окружите их любовью, заботой. Защитите от излишнего внимания.

Важно: основная задача – не купирование приступов, а создание для больного условий комфортного существования (с соблюдением рекомендаций).

Назойливый и изнуряющий нервный кашель у детей, вызванный состоянием стресса, вылечить сложно. Но положительный результат непременно будет, если подойти к лечению комплексно. Не ждите быстрого эффекта, вооружитесь терпением, действуйте настойчиво и последовательно.

написала, что одной из главных причин психогенного кашля у детей является перенесенный стресс.

Что такое психогенный кашель?

Такой кашель может быть одним из видов тиков (навязчивых движений, навязчивых сокращений мышц), а именно вокальными тиками. Его называют психогенным кашлем или “кашлем симулянта”. И возникает он под действием стрессов, тяжелых психоэмоциональных ситуаций, у детей, находящихся в состоянии повышенной тревожности.

Для каких детей характерен психогенный кашель?

  • Как правило, это умные и смышленые дети, со множеством увлечений и интересов. Они имеют много нагрузок в школе и занятий после уроков.
  • Эти дети эмоционально чувствительны, ранимы, болезненно реагируют на критику.
  • Могут иметь проблемы со сверстниками в коллективе и казаться окружающим упрямыми и гордыми.

Причины, способствующие возникновению психогенного кашля

  • Главная роль в возникновении тиков (кашля в т.ч.), принадлежит неблагоприятной, психотравмирующей обстановке в семье. Среди таких факторов — жестокое обращение с ребенком или с близкими ему людьми (чаще — с мамой). Так же, среди причин выделяют просмотр фильмов ужасов, стресс из-за посещения садика или школы.
  • Школьные экзамены, конфликты со сверстниками и учителями могут способствовать усилению тиков. Замечено, что кашель усиливается в присутствии родителей, врачей, учителей.
  • Способствующим фактором в возникновении тиков является осложненное течение беременности и родов.
  • Так же кашель может возникать в следствие копирования кашляющего близкого родственника, имеющего хроническое заболевание легких.
  • Если во время болезни (бронхита, ОРЗ и др.), ребенок был окружен встревоженными родственниками, которые много внимания обращали на болезнь, кашлевой рефлекс может закрепиться и длительно сохраняться, обостряясь во время следующих болезней.

Особенности кашля

  • Кашель может начинаться в раннем возрасте (3-4 года), наиболее часто встречается у детей в возрасте 4 -8 лет.
  • Кашель сухой, навязчивый, постоянный. Характер кашля не меняется в течение длительного времени.
  • Бывает только в дневное время и никогда — во время сна. Кашель усиливается вечером и обостряется осенью и зимой.
  • Не сопровождается другими симптомами поражения органов дыхания. Никогда не бывает мокроты при таком кашле.
  • При быстром разговоре, чтении стихов, кашель уменьшается или исчезает.
  • Не усиливается при физической нагрузке.
  • Нет эффекта от приема отхаркивающих, противокашлевых препаратов, антибиотиков.
  • В подростковом возрасте может усиливаться.
  • Редко длится более года.
  • В большинстве случаев, самостоятельно проходит до 18-ти лет.

Лечение психогенного кашля:

  • Создание психологически комфортной обстановки дома и в садике (школе).
  • Не стоит акцентировать внимание на кашле, ругать и наказывать ребенка за это. Это может только усилить кашель в дальнейшем. Наоборот, нужно обращать внимание на то, какие факторы провоцируют приступы кашля у ребенка, чтобы избегать их.
  • Рационализировать режим дня ребенка: нормализовать ночной и дневной сон, исключить или значительно уменьшить время, проводимое перед телевизором и за компьютером.
  • Рекомендуются регулярные физические нагрузки: лечебная физкультура, посещение спортивных секций.
  • Желательно ограничить продукты, содержащие кофеин (чай, кофе, шоколад и др.), употреблять те продукты, которые содержат магний (зеленые овощи, орехи и др.).
… хронический кашель – тот, который продолжается более 3 недель вызывает наибольшую озабоченность у врачей. Симптом может отмечаться при различных заболевания и даже патологических состояниях … одним из сложнейших для диагностики является психогенный кашель .

ВВЕДЕНИЕ

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
(клинические описания и диагностические указания МКБ-10)

Жалобы предъявляются больным, таким образом, будто они обусловлены физическим расстройством той системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы, то есть сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной системы . (Сюда частично относится и мочеполовая система). Наиболее частые и яркие примеры относятся к сердечно-сосудистой системе («невроз сердца»), дыхательной системе (психогенная одышка и икота) и желудочно-кишечной системе («невроз желудка» и «нервный понос»). Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на физическое расстройство затрагиваемого органа или системы. Первый тип симптомов, на котором во многом основывается диагностика, характеризуется жалобами, отражающими объективные признаки вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потение, покраснение и тремор. Второй тип характеризуется более идиосинкратическими, субъективными и неспецифическими симптомами, такими как ощущения мимолетных болей, жжения, тяжести, напряжения, ощущения раздувания или растяжения. Эти жалобы относятся больным к определенному органу или системе (к которым может относиться и вегетативная симптоматика). Характерная клиническая картина складывается из отчетливого вовлечения вегетативной нервной системы, дополнительных неспецифических субъективных жалоб и постоянных ссылок больного на определенный орган или систему в качестве причины своего расстройства.

У многих больных с этим расстройством имеются указания на наличие психологического стресса или затруднения и проблемы, которые представляются связанными с расстройством. Тем не менее, у значительной части больных, отвечающих критериям данного расстройства, отягощающие психологические факторы не выявляются.

В некоторых случаях могут также присутствовать незначительные нарушения физиологических функций, такие как икота, метеоризм и одышка, но сами по себе они не нарушают основного физиологического функционирования соответствующего органа или системы.

Диагностические указания: для достоверного диагноза требуются все следующие признаки : (А) симптомы вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потение, тремор, покраснение, которые имеют хронический характер и причиняют беспокойство; (Б) дополнительные субъективные симптомы, относящиеся к определенному органу или системе; (В) озабоченность и огорчения по поводу возможного серьезного (но часто неопределенного) заболевания этого органа или системы, причем повторные объяснения и разуверения на этот счет врачей остаются бесплодными; (Г) отсутствуют данные о существенном структурном или функциональном: нарушении данного органа или системы.

Дифференциальный диагноз : дифференциация от генерализованного тревожного расстройства основывается на преобладании психологических компонентов вегетативного возбуждения при генерализованном тревожном расстройстве, таких как страх и тревожные предчувствия, а также отсутствии постоянного отнесения других симптомов к определенному органу или системе. Вегетативные симптомы могут возникать и при соматизированных расстройствах, но по сравнению с рядом других ощущений они не обладают ни выраженностью, ни постоянством и также не приписываются все время к одному органу или системе.

Включаются : кардиальный невроз; синдром да Коста; гастроневроз; нейроциркуляторная астения; психогенная форма аэрофагии; психогенная форма кашля; психогенная форма диареи; психогенная форма диспепсии; психогенная форма дизурии; психогенная форма метеоризма; психогенная форма икоты; психогенная форма глубокого и частого дыхания; психогенная форма мочеиспускания; психогенная форма раздраженного кишечника; психогенная форма пилороспазма.

Исключаются: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54).

Пятый знак используется для выделения отдельных расстройств этой группы с указанием органа или системы, которые рассматриваются больным в качестве источника симптоматики:

F45.33 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы органов дыхания

Включаются:
- психогенные формы кашля и одышки.

ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕННОГО КАШЛЯ

Патогенез и некоторые механизмы симптомообразования психогенного кашля до настоящего времени подробно не исследованы. В общих чертах необходимо подчеркнуть, что механизмы конверсионного ряда могут играть большую роль в развитии болезни, учитывая, что сам кашлевой феномен может входить в репертуар выразительных средств невербальной коммуникации.

ПСИХОГЕННЫЙ КАШЕЛЬ У ДЕТЕЙ

Психогенный кашель (вокальные тики) это невротическое состояние, проявляющееся приступообразным сухим кашлем, не связанным с патологией бронхолегочной системы . Наиболее частой причиной развития психогенного кашля является гипервентиляционный синдром, при котором отмечается увеличение легочной вентиляции неадекватно уровню газообмена в организме. На фоне стрессовых ситуаций, при разговоре, выполнении физических нагрузок у таких больных появляется ощущение нехватки воздуха, в результате чего они начинают часто и глубоко дышать, а это, в свою очередь, провоцирует приступ кашля. Дебют психогенного кашля чаще приходится на возраст от 3 до 7 лет. Такой кашель в основном характерен для детей и подростков. Вокальные тики рассматриваются как проявление невротического соматоформного расстройства. Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, нередко возникает в нестандартных для больного ситуациях (поход в школу или детский сад и др.), возникает в дневное время и исчезает во сне; проявляется дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Постоянное желание делать глубокие вдохи приводит к развитию гипокапнии, что сопровождается головокружением, внезапно наступающей слабостью, обморочными состояниями, иногда судорогами. Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, Это ощущение усиливается в душных помещениях. Ожидание и предвидение кашля неизбежно провоцируют его появление. Характерны частые вздохи и зевота, отмечаемые самими больными или родителями. Повышенная тревожность матери, акцентирование внимания на респираторных симптомах могут быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка. У таких детей возникает серия сухих громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своего. Так, на приеме они начинают кашлять до осмотра и резко прекращают, когда тревожное ожидание неприятностей, связанных с ним, сменяется успокоением. Часто дыхательные нарушения сопровождаются болями в сердце, нарушением ритма, чувством тревоги и страха, другими проявлениями вегетативной дисфункции. Реже встречается громкий демонстративный кашель с нарочитым выделением мокроты как эквивалент истерической реакции.

!!! Tипичными проявлениями психогенного кашля являются демонстративность, громкая речь, обилие сопутствующих жалоб и кашель в специфических ситуациях. Новый приступ кашля можно легко спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы.

При подозрении на психогенный кашель необходимы консультация психиатра и исключение всех остальных возможных причин кашля . У пациентов с психогенным кашлем обычно предполагают бронхиальную астму, что влечет за собой проведение излишних и неинформативных обследований и, соответственно, неоправданную терапию. Ключом к распознаванию невротического соматоформного расстройства у больного с хроническим кашлем является несоответствие жалоб больного клинической картине, которое нередко ставит в тупик врача, недостаточно осведомленного о подобных нарушениях. В 10% случаев хронический кашель является психогенным.

Таким образом, алгоритм диагностики причин хронического кашля у детей значительно шире и сложнее, чем у взрослых. При этом ребенок в первую очередь должен быть тщательно обследован для исключения бронхиальной астмы и синдрома постназального затекания слизи*.

ПСИХОГЕННЫЙ КАШЕЛЬ У ВЗРОСЛЫХ

Чаще всего кашель психогенной природы описан у больных детского и подросткового возраста. Несмотря на ограниченное количество публикаций по данной проблеме, у взрослых, за исключением описания одного случая в работах S. Freud, имеется лишь одна статья (Gay M. et. al., 1987), где описаны четыре клинических наблюдения. В клинической практике психогенный кашель встречается достаточно часто. Как правило, он может быть также одним из клинических проявлений гипервентиляционного синдрома.

Психогенный (привычный) кашель (у взрослых) – громкий, сухой, лающий, часто напоминает крик диких гусей или звук автомобильной сирены. В связи с его резистентностью к лечению и его длительностью (месяцы, годы) больные часто теряют трудоспособность и социальную активность. Как правило, сон не нарушается. Таким больным обычно ставят диагноз хронического бронхита с астматическим компонентом, но проведенная терапия, в том числе назначение гормональных препаратов, неэффективна. В некоторых случаях отсутствие изменения в легких при тщательном клиническом и параклиническом исследовании, отсутствие бронхоскопической реакции на пробу с метахолином, гистамином и т.д. вынуждают врачей ставить таким больным диагноз: психогенная астма. Необходимо учитывать, что многолетнее ошибочное лечение дыхательных расстройств, назначение гормонов и других активных препаратов, проведение бронхоскопических исследований и разного рода ингаляций могут привести к ятрогенным последствиям со стороны дыхательных органов, серьезно осложняя клиническую диагностику.

Сложность диагностики кашля психогенной природы связана с необходимостью установления психогенной болезни , что часто вызывает трудности, особенно в тех случаях, когда у больного отсутствуют какие-либо патологические нарушения, а понимание своей болезни, а также концепция лечащих врачей и семейного окружения ориентированы на соматогенную основу.

Тщательный клинический анализ обычно позволяет выявить у больных скрытые признаки конверсионных (истерических) нарушений в момент осмотра или в прошлом: преходящие соматосенсорные расстройства, атактические нарушения, исчезновение голоса, наличие признаков «прекрасного равнодушия».

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОГЕННОГО КАШЛЯ

Лечение психогенного кашля у взрослых больных заключается в проведении психотерапии: индивидуальной, поведенческой, семейной и т.д. При этом ориентация больных на психосоциальное понимание основ своей болезни имеет ключевое значение, так как психогенная трактовка кашля меняет в корне принципы терапии. В комплексе проводимых лечебных мероприятий большую роль играют приемы релаксации, речевая терапия (speech therapy), овладение приемами медленного дыхания. Показаны психотропные средства. В арсенале лечебных воздействий в детском и подростковом возрасте описываются такие приемы лечения психогенного кашля (привычного) кашля, как плотное тугое обертывание простыней вокруг грудной клетки на 1-2 дня, отвлекающая терапия – электрические (шоковые) удары на область предплечья, медленное дыхание через рот с применением пуговицы между губами, назначение транквилизаторов и т.д.

*Синдром постназального затека (Drip-syndrom) . В основе синдрома постназального затека лежит секрет, стекающий в гортанную часть глотки, когда механическая стимуляция афферентной части дуги кашлевого рефлекса вызывает появление кашля. Диагноз названного заболевания основан на данных анамнеза (когда пациент описывает характерное ощущение секрета на задней стенке глотки), физикальных данных и результатах лабораторных тестов. Положительный результат терапии с купированием кашля представляет собой ключевой момент в диагностике этого заболевания. Лечебная тактика зависит от природы ринита, вызывающего синдром постназального затека.

Обычно проявление кашля расценивается в качестве признака какого-либо заболевания дыхательных путей или легких. Правда, его причиной может являться не только подхваченная вирусная инфекция, но и также психосоматическое расстройство. В таких случаях требуется обратить внимание на другие признаки заболевания, так как это предоставит возможность установить правильный диагноз. Как правило, помочь в таком случае может только обращение к квалифицированному специалисту.

Кто чаще всего подвергается

Психогенный кашель в большей мере проявляется у людей, испытывающих регулярные весомые физические, а также моральные перегрузки. Кроме того, при эмоциональных нагрузках также велика вероятность проявления подобной перхоты. Подобный вид кашля зачастую встречается у младенцев и детей, потому что они более эмоциональны, а также сильнее реагируют в ответ на психологические стрессы.

Основные причины проявления

В различных источниках для психогенного кашлевания приписывают симптомы, перечисленных ниже:

  • Начало во время или после выздоровления от вирусного ларингита или инфекции верхних дыхательных путей;
  • Кашель возникает из-за отсутствия какой-либо заметной причины;
  • Кашель может появляться несколько раз в течение часа, или еще чаще несколько раз в минуту;
  • Кашель, кажется не проходит со временем (спустя месяца и года);

В стандартном случае начальным симптомом психогенного кашля выступает непростая психоэмоциональная ситуация, выраженная в качестве слишком напряженной атмосферы в семейной жизни, либо на рабочем месте, а также необходимостью заниматься неприятной деятельностью, к примеру, выступать перед большой толпой людей.

Кроме того, к симптомам также следует отнести проявления сильного стресса, связанные с экзаменами, различными ссорами с близкими, вероятным одиночеством и многими другими отрицательными обстоятельствами. Подобный кашель может возникнуть в случае заболеваний других людей в качестве отражательного рефлекса.

Основные признаки

Дело в том, что сам по себе психогенный кашель будет довольно легко определить посредством наличия определенных признаков, которыми он, как правило, сопровождается. Во-первых, такой кашель всегда будет сухим и громким, причем, в некоторых случаях он может напоминать сильный собачий лай, тогда как другим иногда он напоминает гусиный крик. Еще одной особенность симптома подобного рода является его проявление. Как правило, такой кашель наблюдается в случае возникновения каких-либо неблагоприятных ситуаций, причем, как только эти ситуации будут решены, кашель будет полностью исключен из общего состояния больного (если его таким можно считать). Стоит отметить, что многие интересуются вопросом того, пропадает ли психогенный кашель, если использовать какие-либо медикаментозные средства. Нет, не пропадает . Природа кашля заложена глубоко в сознании пациента, поэтому имеет место рассматривать течение подобной болезни на протяжении длительного срока времени, который может иметь продолжительность исчисляемую неделями либо годами. Кроме того, следует исключить все остальные возможные диагнозы у пациента, если у него при кашле или после его прохождения сохраняется полноценный аппетит. Также человек с подобным симптомом никогда не будет просыпаться от приступов кашля во время сна.

Некоторые врачи стремятся отследить какое-либо патологическое заболевание в легких, однако все попытки являются тщетными уже после проведения первого комплексного анализа. Зачастую, правильное диагностирование может быть осложнено непосредственным вмешательством со стороны различных медикаментозных препаратов, используемых для лечения ошибочно поставленного диагноза. А это уже может быть чревато выявлением противопоказаний тех или иных лекарственных средств вследствие того или иного фактора нарушения в области дыхательной системы.

Наиболее важным нюансом является наблюдение склонности людей непосредственно к некоторым психическим нарушениям личности, среди которых следует выделить такие нюансы, как

  • Склонность к истерическому состоянию;
  • Исчезновение голоса при затруднительных или тревожных ситуациях;
  • Проявление различных психогенных факторов.

Нюансы лечения

Лечение психогенного кашля сводится к созданию спокойной психологической обстановки, а также устранению стрессов и других дискомфортных ситуаций. Рекомендуется оградить больного при лечении от переутомления или чрезмерных перегрузок, причем, в этом может помочь рациональный режим дня, где нагрузки будут чередоваться с периодами отдыха. В случае проявления приступа необходимо постараться отвлечь человека, к примеру, интересной книгой или же фильмом.