Расходы на управленческий персонал. Распределение расходов для управленческого анализа прибыли. Проведение семинаров и тренингов

АУП расшифровывается как «административно-управленческий персонал». Отнесение конкретных работников к АУП важно с точки зрения бухгалтерского учета, формирования затрат и налогообложения.

АУП: расшифровка

Действующим законодательством не раскрывается понятие АУП, единое для всех организаций. Однако в отдельных отраслевых нормативных документах можно найти определения АУП. Так, административно-управленческий персонал - это:

  • категория руководителей и специалистов, осуществляющих общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение (Приказ Росархива от 14.01.2004 № 9);
  • работники, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности (Приказ Минкультуры от 30.12.2015 № 3453);
  • руководители, работники финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб (Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@);

Приведенные определения АУП позволяют выявить общие характеристики таких работников. Так, к АУП можно отнести работников, которые осуществляют общее руководство организацией и ее структурными подразделениями, а также выполняют административные функции. Конкретный перечень структурных подразделений и работников, относящихся к АУП, организация может установить самостоятельно.

Как учесть расходы на АУП

Учет затрат на АУП (заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные расходы и иные затраты) отражаются на счетах учета затрат, не связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Как правило, для этого используется счет 26 «Общехозяйственные расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), по дебету которого и собираются затраты, связанные с содержанием АУП.

Отнесение тех или иных работников к АУП может влиять на величину себестоимости продукции (работ, услуг), если, например, общехозяйственные расходы напрямую относятся на счет учета продаж.

В торговых организациях расходы на АУП могут отражаться на счете 44 «Расходы на продажу».

Влияние АУП на налогообложение

Особенно принципиальным вопрос об отнесении работников к АУП становится при совмещении разных налоговых режимов или ведении различных видов деятельности при ЕНВД, если величина налога при данном спецрежиме зависит от количества работников.

Ведь отличительная особенность работников АУП в том, что они не связаны с конкретным видом деятельности организации. Следовательно, при ведении нескольких видов деятельности в рамках ЕНВД, когда физический показатель - это количество работников, сотрудников АУП необходимо распределять между видами деятельности пропорционально средней численности работников, непосредственно занятых в каждом из «вмененных» видов деятельности (

Административные расходы англ. Administrative Expenses , являются необходимыми расходами, которые связаны с управлением, офисными и общими функциями в компании, которые не могут быть непосредственно отнесены к некоторой категории расходов, связанных непосредственно с операционной деятельностью.

Иногда рассматриваемые как часть расходов от основной деятельности, примерами административных расходов могут служить следующие статьи: аренда офисных помещений, оплата коммунальных услуг, выплата зарплат персоналу, который получает оклады и не участвует в производстве и продаже продукции.

Административные расходы фокусируются на затратах, финансирование которых приносит некоторые преимущества для компании в целом.

Другими словами, основной критерий, позволяющий отнести тот или иной вид расходов к административным, заключается в том, что преимущества, создаваемые в результате его финансирование, распространяется на всю компанию, а не только на то подразделение, на которое была списана эта статья расходов. По большей части любую статью расходов, проходящую только по определенному подразделению или отделу компании, финансирование которой практически не приносит или вообще не приносит прямых преимуществ для других подразделений, нельзя относить к административным расходам. Напротив, статьи расходов, которые связаны с одним отделом или подразделением (например, бухгалтерия или юридический отдел), являются административными, потому что их финансирование приносит преимущества для компании в целом.

Одним из наиболее распространенных типов административных расходов, которые присущи практически для любой организации, является оплата коммунальных услуг. Плата за отопление, централизованные системы кондиционирования воздуха, электроэнергию и воду традиционно к этой статье расходов. Также к ним относится оплата услуг связи, таких как стационарные телефоны, мобильные телефоны и доступ в интернет. Однако существуют некоторые разногласия во мнениях относительно того, нужно ли относить услуги мобильной связи к административным расходам, поскольку мобильный телефон является персонифицированным и его оплата может быть отнесена не только на определенный отдел, но и на конкретного сотрудника.

Другим примером административных расходов является стоимость аренды рабочих помещений для компании. Например, это может быть аренда торговой точки, офиса в бизнес-центре или промышленного здания. Действительно, вся компания получает преимущества от наличия рабочего пространства, а эту статью расходов невозможно в большинстве случаев непосредственно привязать к определенному подразделению.

Зарплаты сотрудников, которые работают на окладной системе, также в большинстве случаев можно отнести к административным расходам. Это особенно верно с менеджерами и администраторами, обязанности которых затрагивают многие различные области работы. Так как несколько областей деятельности получают прямые преимущества от усилий менеджера, эти расходы считаются административными по своей природе.

Хотя регулирующие положения и законодательство в различных юрисдикциях несколько по-разному определяет перечень административных расходов, можно выделить некоторые статьи, которые к ним практически никогда не относятся. Они включают любые расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на организацию и стимулирование сбыта, маркетинговые мероприятия, исследованием относительно разработки нового продукта или услуги. Производственные затраты, как с точки зрения оборудования, так и сырья, вряд ли будут также считать административными расходами при любых обстоятельствах.

Общие и административные расходы

К данному виду расходов периода относятся расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью. Аналитический учет общих и административных расходов ведется по следующей типовой номенклатуре статей расходов.

1. Оплата труда работников, относящихся к административному персоналу

2. Отчисления от оплаты труда административного персонала

4. Расходы по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления

5. Оплата услуг банка

6. Оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по общехозяйственному управлению, в тех случаях, когда штатным расписанием субъекта не предусмотрены те или иные функциональные службы

7. Расходы на командировки административного персонала управления

8. Представительские расходы

9. Расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг и так далее)

10. Расходы на организованный набор рабочей силы, на обучение кадров, компенсации при увольнении работников, комиссионные расходы

11. Расходы по аренде основных средств общехозяйственного назначения

12. Налоги, сборы

13. Расходы на коммунальные услуги, охрану труда работников, расходы по охрану субъекта, противопожарную охрану, расходу по проведению оздоровительных мероприятий, на содержание совета директоров и другие расходы общехозяйственного характера

Сверхнормативные потери, порча и недостачи товарно-материальных запасов на складах и другие непроизводительные расходы и потери

15. Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до среднего заработка

16. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

17. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

18. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

19. Расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, объектов жилищного фонда

Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов, при призыве работника на военную службу

21. Судебные издержки

22. Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров

23. Убытки от хищений, виновники которых не установлены, или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны и другие и т.д.

При необходимости, предприятия могут вводить в данную типовую номенклатуру дополнительные статьи и субстатьи, сокращать и объединять их с учетом специфики отрасли экономики и субъекта. Общими и административными являются общие расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью, а также другие расходы, не включаемые в себестоимость производимой продукции, работ и услуг. Учет общих и административных расходов ведется в соответствии с учетной политики предприятия в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода. В отличие от затрат на производство продукции, работ и услуг, общие и административные расходы в своей основе не зависят от изменения объема производства. Эти расходы являются условно постоянными и их рассматривают как расходы периода. Расходы периода списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены и не переносятся на следующие периоды. Учет расходов периода ведут на активном счете 7210 " Административные расходы" в ведомости учета общих и административных расходов, по видам расходов. После списания общих и административных расходов за счет итогового дохода, счет 7210 должен быть закрыт.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Экономические преобразования, которые сейчас происходят в аграрном секторе экономики Украины, в корне меняют характер и принципы управления предприятиями и организациями.

Среди важнейших элементов, на которые может самостоятельно влиять само предприятие, следует отделить организацию управления. От того, насколько рационально она будет построена с учетом всех факто коров, которые влияют на функционирование предприятия, зависит эффективность процесса управления производственной деятельностью Организационная структура управления должна соответствовать рациональным принципам построения, с. Своевременно адаптироваться к новым условиям, учитывать особенности деятельности конкретного предприятиява.

Для обеспечения рационального функционирования организационной структуры управления необходимо предусмотреть бюджеты расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием. Эти расходы связан ни с операционной деятельностью и не включаются в производственную себестоимость соответствии с. П (С). БУ 16″Расходы»к административным расходам относятсявідносяться:

— обще-корпоративные расходы;

— расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;

— расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, во одопостачання, водоотведения, охрана)

— вознаграждение за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества);

— расходы на связь (почтовую, телеграфную, телефонную, телекс, факс и т.д.);

— амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования;

— расходы на урегулирование споров в судебных органах;

— налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);

— плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;

— другие расходы общехозяйственного назначения.

При составлении бюджета административных расходов необходимо учитывать, что расходы предприятия, связанные с организацией и проведением приемов, презентаций относятся к категории»представительские расходы и»Перечень расходов, которые могут быть отнесены к представительским, приведены в п1.

Приказа. Министерства финансов Украины и. Министерства экономики Украины от 12111993 г??№ 88: расходы, связанные с проведением официального приема; транспортное обслуживание приглашенных; мероприятия культурной программы; буфетное обслуживание во время переговоров; оплата услуг переводчика или другого обслуживающего персонала оплата стоимости номеров в отелях, а также бронирование номеров, стоимость приобретенных подарков, сувенировнків, сувенірів.

При составлении бюджета следует учесть, что представительские расходы рассматриваются как расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, за исключением случаев, когда такие расходы осуществляются с рекла амною методом.

При исполнении бюджета административных расходов предприятию следует уделить внимание оформлению документов, подтверждающих правомерность представительских расходов, а именно издать приказ по предприятию о о организацию и проведение приемов, презентаций, переговоров, деловых встреч. В приказе нужно указать, что такие мероприятия проводятся с рекламной методомю.

Отдельной статьей бюджета административных расходов являются расходы на командировки. Такие расходы должны быть, во-первых, связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, во-вторых подтверждены документальноо.

Составной административных расходов могут быть расходы на приобретение своим работникам проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте, если такие расходы можно обосновать производственной доц цельностью. Для контроля использования запланированных средств на указанные цели предприятие должно иметь подтверждающие документи.

Значительный удельный вес в расходах на содержание аппарата управления занимает оплата труда руководителей предприятий. При составлении бюджета административных расходов необходимо руководствоваться. Постановлением. Кабинета. Министре ов Украины от 19 мая 1999 № 859″Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий»и. Постановлением. Кабинет в. Министров Украины от 19 апреля 2006 № 542″Некоторые вопросы оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятийавних підприємств».

При планировании расходов на выполнение платных услуг подразделениями. Государственной пожарной охраны. МЧС Украины и перечень которых утвержден. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 15052000 г № 79 98, руководствуются. Тарифами на выполнение платных услуг, предусмотренных. Нака30м. МЧС,. Минфином,. Минэкономики Украины от 25072006 г № 476/724/251 и зарегистрированных в. Минюсте Украины 07082006 р за № 946/1282946/12820.

Очень важно при составлении бюджета административных расходов 30середиты внимание на избрании банка, который будет выполнять расчетно-кассовое обслуживание и оказывать другие услуги. Действующее законодательство не ограничения ежуе для предприятия количества текущих счетов и круг банков, в которых они открыты.

Так, разрешается один текущий счет иметь в одном банке, зарплатный проект реализовать совместно с другим (скажем в с тем, у которого широкая сеть банкоматов), а валютный счет открыть в третьем банкку.

Перед тем, как выбрать банк, необходимо определиться с тем, какие банковские услуги нужны предприятию. Кроме расчетно-кассового обслуживания, многие банки предлагают услуги как инкассация выручки,. И Интернет-банкинг, управление счетом с помощью системы»Клиент-банк»и др.. Перечень услуг и их стоимость оговариваются. Договором на расчетно-кассовое обслуживание. При подписании договора особое во внимание необходимо обращать на право банка по счета.

Некоторые банки предусматривают возможность закрытия счета, если операций по ним нет в течение определенного временизначеного часу.

Плату за свои услуги банки часто производят самостоятельно, то есть списывают сумму зафиксированную в договоре со счета без вмешательства предприятия-владельца счета.

При определении затрат на оплату налогов, сборов и других предусмотренных законодательством обязательных платежей необходимо запланировать расчетные суммы сбора на обязательное государственное социальное страхование, связанные с начислением на заработную плату работников по управлению и обслуживанию предприятий.

В состав административных расходов необходимо предусмотреть также включение местных сборов (обязательных платежей), к которым относятся:

— гостиничный сбор;

— сбор за парковку автотранспорта.

Среди других административных расходов особое внимание необходимо уделить планированию расходов на охрану труда.

При этом предприятие руководствуется рекомендациями по построению системы управления охраной труда эти на производстве (далее -. Рекомендации), утвержденных. Нака30м. МЧС Украины 27062006 р № 398. Они предъявляют минимальные требования к мерам субъектов хозяйствования по обеспечению безопасных и здор овых условий труда наемных работниковників.

Система управления охраной труда (далее -. СУОТ) создает предприятие. В ней необходимо предусмотреть подготовку, принятие и реализацию задач по осуществлению организационных, технических, са анитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе их трудовой деятельностиі.

Опираясь на рекомендации, предприятие разрабатывает и утверждает соответствующее. Положение (с учетом вида деятельности и специфики производства), устанавливает. СУОТ, которая может быть составной общ общие системы управления производство.

Расчет других статей административных расходов производится по методике, приведенной в предыдущих разделах рекомендаций.

Что такое административные расходы?
Многие из Вас хоть раз сталкивались с эти понятием. Давайте определимся: что же все-таки оно означает.
Административные расходы – это те обязательные расходы, которые возникают в связи с управлением компанией, либо каких-то общих задач. Эти расходы нельзя отнести на какую-либо категорию расходов, связанную непосредственно с операционной деятельностью. Бывает, что такие расходы классифицируются как часть расходов на основную деятельность. К таким расходам могут относиться: аренда площадей, коммунальные услуги, выплата заработной платы сотрудникам, напрямую не участвующих в оказании услуг или производстве продукции.
На административные расходы компания идет сознательно, так как они дают ей определенные преимущества перед конкурентами. То есть критерий по которым следует отнести те или иные расходы к административным сводится к тому, что эффект от затрат по любой статье на какое-либо подразделение компании оказывается не конкретно на это подразделение, а на всю компанию в целом.

Ярким примером таких расходов может служить расходы на подразделения, которые встречаются в большинстве фирм – это бухгалтерия или юридическое подразделение.
Наиболее распространенным видом административных расходов являются коммунальные услуги (отопление, работа кондиционеров, вентиляция, электроэнергия), а также услуги связи, интернет.
Существуют некоторые споры относительно отнесения расходов на использование мобильной связи, так как считается, то мобильный телефон – является персональным и оплата расходов на него не может относиться не только на конкретный отдел, но и на конкретного работника.
Другой пример административных расходов – аренда офисных помещений. Здесь однозначно можно сделать вывод, что вся компания в целом получает выгоду от аренды для нее помещения.
Зарплата работников, работа которых не является сдельной, а составляет конкретный оклад также можно отнести к административным. Распространенный пример: менеджеры и администраторы, выполнение обязанностей которыми дает преимущества многим областям работы компании.
Различные законодательные акты по-разному трактуют определение «административные расходы » и отсюда появляются их различные перечни, но при любых обстоятельствах административными расходами невозможно считать производственные расходы.

Графа «Итого с начала года» заполняется по каждой статье путем прибавления к суммам, значащимся в указанной графе за предыдущий месяц, сумм, записанных в отчетном месяце по графе «Итого за месяц».

Общий итог этой графы по всем статьям в конце отчетного года покажет всю сумму административных расходов за отчетный год и после сверки с суммой оборотов по дебету соответствующих субсчетов к счету 7210 «Административные расходы» она подлежит перечислению на финансовые результаты торговой организации. (см. Приложение О)

При компьютеризации учета аналитические данные об административных расходах в разрезе статей учетной номенклатуры формируются автоматически по формам, предусмотренным при проектировании постановки задач.

Они могут быть весьма разнообразны, но, как правило, соответствуют регистрам, применяемым в условиях журнально-ордерной формы бухгалтерского учета (см. Приложение П)

Тщательно проверенные и подписанные главным бухгалтером журнал-ордер №10 и учетные регистры (ведомости) к ним служат основанием для записи в Главную книгу и составления Отчета о доходах и расходах.

В Отчете о прибылях и убытках выделены отдельной строкой Административные и коммерческие расходы. Информация, содержащаяся в предлагаемых учетных регистрах, служит как внутренним интересам организаций и предприятий, так и интересам внешних пользователей такой информации (вышестоящих инстанций, инвесторов, займодателей, банков и др.)

4. Аудит общих и административных расходов

Аудит — это проверка бухгалтерской отчетности, учета первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

о Международным стандартам аудита (МСА): аудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовой отчетности.

Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами), аудиторскими организациями (фирмами) на основании договора с хозяйствующими субъектами (заказчиками).

Аудиторские проверки не исключают осуществление контроля за законностью хозяйственной деятельности предприятий со стороны государственных органов, проводимого в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Прежде всего аудитор занимается экспертизой, то есть проверкой публичной финансовой отчетности с целью дать свое заключение, выражение собственного мнения о том, насколько данные ее достоверны и отражают действительное финансовое положение, соответствует ли постановка бухгалтерского учета действующим законодательным актам и установленным нормативным документам.

В процессе формирования финансовой информации, от момента сбора регистрации информации, обработки и систематизации, до представления систематизированной информации в виде финансовой отчетности, важен не только объект учета, но и субъект, осуществляющий все процедуры сбора и обработки информации.

Аудит планируется и проводится в соответствии с положениями (стандартами) аудита, утвержденными в Республике Казахстан.

Цель аудита учета общих и административных расходов — это подготовка и представление финансовой отчетности, достоверно и полно отражающей состояние общих и административных расходов компании.

В задачи аудитора при проверке учета общих и административных расходов входит следующее:

— проверить соответствует ли ведение бухгалтерского учета общих и административных расходов принятой хозяйствующим субъектом учетной политике;

своевременно ли поступают в бухгалтерию первичные учетные документы и как организован документооборот;

— осуществляет ли главный бухгалтер контроль за законностью ведения учета общих и административных расходов организации;

— обеспечивает ли организация бухгалтерского учета и контроля возможность предупреждения образования недостач, растрат, незаконного расходования имущества;

— своевременно ли ведутся учетные регистры и соответствуют ли данные синтетического учета аналитическому учету.

Проверка (исследование) учетных документов — приемы установления достоверности осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.

Классификация методических приемов проверки документов опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. В числе основных способов документального контроля следует выделить:

— формальную;

— арифметическую;

— юридическую;

— логическую;

— сплошную, не сплошную, также выборочную;

— встречную проверку;

— способ обратного счета;

— оценку законности и обоснованности хозяйственных операций;

— восстановление учета.

Все вышеперечисленные методы и приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности. Применяя выше перечисленные процедуры аудитор при проверке учета общих и административных расходов уделяет внимание на определенные моменты.

Проверяется правильность произведенных бухгалтерских записей и соответствие данных Главной книги журналу-ордеру № 14 по кредиту счета 7110 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)», 7210 «Административные расходы».

Заключение

Успех деятельности предприятия непосредственно зависит от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. В условиях рыночной экономики весьма важное значение приобретают конкретность и оперативность процесса управления, объективность и научная обоснованность принимаемых решений. Все управленческие решения вне зависимости от сроков должны быть обоснованными, мотивированными и оптимальными. Принятие последних направлено на наиболее рациональное, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на устранение излишних издержек и потерь.

Административные расходы, общехозяйственные расходы, понесенные на предприятии в целом, в отличие от расходов специального назначения

— таких, как производственные или затраты на реализацию. Характер затрат, включаемых в эту категорию, различается в зависимости от видов деятельности. Обычно к административным расходам относятся:

затраты на оплату труда управленческого персонала;

амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного назначения;

— арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;

— другие аналогичные по назначению управленческие расходы. См. Инструкцию по применению Плана счетов.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы и затраты, связанные, с обслуживанием основного производства. При наличии вспомогательного производства рекомендуется строить его отдельный бюджет (бюджет вспомогательного производства) для того, чтобы в краткосрочной перспективе понять эффективность его деятельности, а в дальнейшем иметь возможность принимать решения о его реструктуризации. Возможен вариант полного выведения вспомогательного производства из структуры предприятия.

Бюджет управленческих расходов содержит информацию о затратах (общих и административных расходах), необходимых для существования предприятия и осуществления его деятельности. В состав управленческих расходов включаются зарплата управленческого и; общезаводского персонала, командировочные расходы, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, амортизация, аренда и содержание зданий и сооружений непроизводственного назначения и т. д.

При хорошей постановке управленческого учета можно получить огромные преимущества перед конкурентами, не уделяющими ему должного внимания. Тем более что управленческий учет не навязывается предприятию извне, а является внутренней потребностью менеджмента в достоверной и объективной информации о работе предприятия.

Руководитель сам должен решить, что ему важнее: стабильное положение фирмы с постоянной прибылью, что достигается упорной и своевременной рабой аналитиков управленческого учета, или же увеличение прибыли за счет некорректного отнесения затрат в валовые расходы предприятия.

Список использованных источников

  1. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон РК., 28.02.2007г, №234-III
  2. О налогах и других обязательных платежах (Налоговый Кодекс РК (в новой редакции) 01.01.2010г.
  3. МСФО (IAS)1 «Представление финансовой отчетности»
  4. Правила ведения бухгалтерского учета. Приказ МФ РК. 22.06.2008г.
  5. МСФО (IAS) 2 «Запасы»
  6. Об утверждении стандартов государственных услуг в области бухгалтерского учета и аудита. Постановление Правительства Республики Казахстан, 26.05.2010 года №476.
  7. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Приказ МФ РК. 23.05.2007г., № 185
  8. НСФО 1 и 2 Приказ МФ РК.01.052007г.
  9. МСБУ (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»
  10. Регистры бухгалтерского учета. Приказ МФ РК 21.06.2007г., №215
  11. Формы первичных учетных документов. Приказ МФ РК. 21.06.2007г., № 216
  12. Международные стандарты финансовой отчетности. М.:Аскери, 2006
  13. Методические рекомендации к составлению и представлению МСБУ № 1

    Дополнительная литература

  1. Толпаков Ж.С., Бухгалтерский учет. Учебник, Алматы 2004г.

16. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Учебник, 1998

  1. Попова Л.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на хозяйствующих субъектах. Учебное пособие. Караганды. 2009
  2. Нургалиева Р.Н. Промежуточный финансовый учет. Учебное пособие, ч.1,2 Караганды 2003г.
  3. Проскурина. Сборник бухгалтерских проводок Алматы 2010 г.
  4. Омашева А.Б. Бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

    Учебное пособие. Астана 2011 г.

  5. Кеулимжаев К.К. «Финансовый учет» Алматы: Экономика – 2003
  6. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. М., 2002.-250 с.
  7. Под редакцией Р.М. Рахимбековой «Финансовый учет на предприятии», учебник. Издательство «Экономика» Алматы 2003 г.
  8. Садиева А.С., Жуматов М.К., Тлеуова Э.М., Акимова Б.Ж., Бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: учебное пособие. – Астана. АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы». 2009 г.

Страницы:← предыдущая123456следующая →

Приказ на представительские расходы Возмещение электроэнергии по договору аренды

В большинстве субъектов хозяйствования сотрудники выполняют не только непосредственно рабочую функцию, ведь также неотъемлемой частью штата многих предприятий является и АУП – расшифровка этой аббревиатуры достаточно проста – это административно-управленческий персонал. Однако далеко не все работодатели знают, кто относится к административно-управленческому персоналу, каковы его функции и какое законодательное регулирование обеспечивает деятельность и контроль за действиями данных работников.

Административно-управленческий персонал – что это такое

Прежде чем рассматривать само понятие АУП и его расшифровку как административно-управленческого персонала, следует ознакомиться с основными принципами формирования структуры кадров в организации. Так, несмотря на то, что во многих случаях разрабатывается индивидуально с учетом особенностей конкретного субъекта хозяйствования, все равно сотрудников предприятия часто можно разделить по различным критериям. Наиболее популярной методикой разделения сейчас является подразделение сотрудников на две основополагающих группы:

  • Административно-управленческий персонал. К нему относятся работники, которые занимаются руководящей деятельностью либо же обеспечивают существование самого предприятия, решая ключевые административные функции в рамках своей трудовой деятельности.
  • Производственный персонал. К данной категории можно отнести линейный персонал организации – как квалифицированных специалистов, являющихся исполнителями, так и простых сотрудников с минимальным уровнем квалификации. При этом к производственному персоналу преимущественно относят сотрудников, которые обеспечивают непосредственное получение прибыли предприятием, однако также к нему могут быть отнесены и обслуживающие сотрудники низшего звена.

С точки зрения российского законодательства, такое разделение сотрудников никак не отражено в нормативных документах. Единственными косвенно рассматривающими данный вопрос документами могут выступать единые квалификационные справочники профессий – они подразделяются на справочник рабочих профессий и справочник служащих. И административно-управленческий персонал в большинстве ситуаций относится именно к категории служащих.

Так как прямых критериев разделения видов персонала законодательство не предусматривает, могут рассматриваться и другие варианты разделения кадровой структуры предприятия. Например – разделение на административный и производственный персонал может подразумевать отнесение именно к административному персоналу различных вспомогательных сотрудников.

Правовое же регулирование деятельности административно-управленческого персонала соответственно оставляется в ведении самого работодателя. Именно он может регламентировать разделение сотрудников на различные группы, порядок применения различных систем оплаты труда по отношению к работникам, а также устанавливать правила субординации на предприятии, которые имеют достаточно большое значение для административно-управленческого состава штата организации.

Кто относится к административно-управленческому персоналу

Как можно понять из наименования, к административно-управленческому персоналу относятся сотрудники, которые выполняют соответственно административные или управленческие функции в рамках предприятия. К исполнителям управленческой функции можно отнести непосредственно руководящий состав организации, причем он является частью административно-управленческого персонала вне зависимости от своей важности и положения в вертикальной иерархии организации.

Исполнители же административной функции не участвуют или принимают частичное участие в процессе управления, однако являются важными для деятельности всей организации сотрудниками. Соответственно, к административно-управленческому персоналу в целом относятся:

В большинстве случаев принадлежность к АУП определяется как по наличию или отсутствию производственной функции, так и по необходимости деятельности работника для формального функционирования организации. Так, отсутствие охранника не приведет к закрытию организации, а отсутствие бухгалтерии или отдела кадров и, соответственно, – отсутствие ведения бухгалтерской и кадровой отчетности однозначно будет незаконным и повлечет за собой негативные последствия.

Задачи административно-управленческого персонала

Правильное определение задач административно-управленченского персонала является залогом эффективности деятельности любой организации. Конкретное распределение обязанностей и бизнес-процессов является сугубо индивидуальным для отдельных субъектов хозяйствования. Однако в общих чертах, задачи административно-управленческого персонала могут быть следующими:

Особенности административно-управленческого персонала на предприятии

При регулировании деятельности административно-управленческого персонала в организации, работодателю следует учитывать определенные нюансы и специфические аспекты деятельности сотрудников данной сферы. Например, не лишним будет обратить внимание на следующие особенности:

Управленческие расходы - это необходимые для управления организацией средства, которые составляют часть текущих расходов предприятия и влияют на формирование себестоимости продукции.

В бухучете управленческие расходы отражают на дебете счета общехозяйственных расходов. Они также могут рассматриваться как периодические расходы, которые не относятся к производственному процессу, а необходимы для поддержания имущественно-финансового комплекса предприятия в отчетном периоде. В таком случае их относят к либо же - к убыткам компании.

Управленческие расходы включают зарплату и премии управленческого персонала, расходы на командировки, почтовые, конторские нужды, транспорт, содержание зданий административного назначения, затраты на амортизацию, содержание офиса (аренда, коммунальные услуги, связь), услуги сторонних организаций (страховые, юридические, аудиторские) и др. определяется согласно конторские и почтовые расходы составляю 2-3% от зарплаты руководящего персонала. Расходы на содержание зданий рассчитываются аналогично цеховым расходам (электроэнергия, вода, отопление). На отводится 3%, оборудование - 7% от их стоимости по балансу. равняются 6,5% для заводов и 6,1% для мастерских от стоимости основных средств хозяйственно-административного назначения.

Бюджет расходов на управление предприятием точно рассчитывается для обеспечения его нормального функционирования. Управленческие расходы планируются несколькими методами. Первый (традиционный) - предусматривает ограничение этого вида расходов процентом от фонда зарплаты основного персонала. Второй («от достигнутого») - основывается на ежегодной индексации уровня расходов согласно темпам их роста за период. Также возможно планирование в увязке с итоговым результатом деятельности. Этот метод является самым эффективным, но в отличие от стран Запада в России практически не используется.

Во многих фирмах планирование расходов на управление растягивается на несколько месяцев. Разработка достоверного бюджета - мероприятие довольно трудо- и времязатратное, потому что при его согласовании задействуется довольно много участников.

Управленческие расходы непосредственно с основной (производственной, коммерческой) деятельностью предприятия не связаны. Однако в бухучете их отражают по дебету счетов расходов общехозяйственных. Если учетная политика предприятия позволяет включать такие расходы лишь частично в себестоимость его продукции, то списывать их допускается с помощью определенных проводок.

Управленческие расходы планируются в отдельном бюджете, не имеют привязки к объемам производства или продаж, рассчитываются независимо от динамики доходов предприятия. Большая часть этих расходов относится к лимитируемым затратам. Они делятся на расходы, привязанные к активам бизнеса, и расходы, связанные с его развитием. К первой группе относят такие статьи, как амортизационные отчисления, траты на содержание оборудования, арендные платежи и пр. Они планируются в увязке со стоимостью и сроком службы основных фондов. Вторая часть (зарплата менеджеров и других специалистов, инженерно-технического и управленческого персонала, их представительских, командировочных, транспортных и прочих расходов) планируются индивидуально для каждой компании.

Управленческие расходы должны в обязательном порядке быть подтверждены документально. Такими документами являются платежные поручения, квитанции, расходные кассовые ордера. Без наличия этих документов организация не имеет права принимать к расходы при налогообложении.

Бюджет административных расходов необходим для управления административно-управленческими расходами компании. Считается, что если управленческие расходы компании превышают 5% от выручки, то это должно послужить сигналом для серьезного анализа причин сложившейся ситуации.

Административные затраты это те самые расходы, которые сложнее всего напрямую связать с бизнесом. Данный бюджет обязательно должен составляться в разрезе подразделений, т.к. это может значительно упростить его анализа и при планировании, и при контроле, и при подведении итогов исполнения бюджета.

Бюджет административных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Управление":

  • суммарные общефирменные расходы;
  • доля административных расходов в выручке (или в суммарных расходах);
  • общехозяйственные расходы в разрезе подразделений;
  • общефирменные административные затраты.

    При управлении бюджетом административных расходов нужно изыскивать все возможные пути их снижения. Данные расходы напрямую не связаны с производством/продажей продуктов и услуг компании, но они имеют одну очень нехорошую черту, которая заключается в том, что данные статьи затрат могут расти даже если финансово-экономические показатели бизнеса снижаются.

    Часть статей бюджета управленческих расходов финансируются как услуги сторонних организаций, то есть сами затраты формируются у подрядчика, а компания оплачивает услуги по договору. Нужно сразу приучать себя к тому, что по возможности нужно контролировать и своих подрядчиков. Для этого нужно запрашивать подробные сметы работ, проводить анализ альтернатив и т.д. В любом случае выбор конкретного подрядчика должен иметь определенное экономическое обоснование.

    Одной из статей бюджета общефирменных расходов являются расходы на обучение персонала. В отношении данной статьи тоже должен соблюдаться четкий регламент. Что касается формирования данной статьи расходов, то есть несколько подходов. Первый подход заключается в том, что просто определяют фиксированную сумму на обучение. Так часто делают в крупных компаниях.

    С одной стороны обучение дело хорошее, но к чему может привести такой подход. По началу многие проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы. Но со временем таких желающих остается все меньше и меньше, несмотря на то, что есть текучка кадров и приходят новые сотрудники, которых нужно обучать. Но бюджет то на обучение по прежнему выделяется в том же самом объеме, если не больше.

    И получается такая картина, что менеджеры отдела персонала в буквальном смысле слова вылавливают в подразделениях "желающих" обучиться. Обучение становится добровольно-принудительным мероприятием и эффективность его падает. Получается, что в такой ситуации сотрудники службы персонала как бы отрабатывают план по финансированию обучения при этом особенно не задумываясь о целях и эффективности обучения. Я ни в коем случае не утверждаю, что так поступают абсолютно все или даже большинство крупных компаний, но такое бывает.

    Компании, не обремененные излишком денег, обычно поступают по другому. Они действуют по регламенту, согласно которому подразделения, если хотят обучить своих сотрудников, должны подавать заранее заявки и согласовывать план обучение с дирекцией по персоналу. Если план обучения будет утвержден, то эти затраты будут отнесены на соответствующее подразделение. То есть сумма затрат на обучение каждый раз определяется исходя из потребностей, ну и, конечно, с учетом возможностей компании. При этом может планироваться резерв на тот случай если вдруг будет получена информация, например, о каком-то интересном семинаре. Но обычно это резерв не большой.

    Таким образом, нужно четко понимать, что за общехозяйственными расходами нужно очень жестко следить, т.к. они не нормируются. Один из способов управления управленческими расходами, который применяется и к другим ненормируемым расходам, это введение система ограничений.

    Ограничения могут вводиться как на общую сумму административных расходов так и на самы большие статьи. Перед регламентом все равны

    Примечание : подробнее об использовании бюджета административных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджета административных затрат

    Регламент бюджетирования управленческих затрат это по сути порядок планирования, учета, контроля и анализа общефирменных расходов, то есть тех, что непосредственно не связаны с бизнесом компании. Но с другой стороны понятно, что определенная инфраструктура нужна для любой компании. В бюджете административных расходов в общем-то и определяется стоимость этой управленческой инфраструктуры.

    Что касается регламента бюджетирования административных расходов, то здесь одна из проблем заключается в том, что ответственность за эти расходы, как правило, не распределяется по ЦФО, а значит она переходит на более высокий уровень, то есть на уровень исполнительного или генерального директора. Таким образом, получается, что на статьи бюджета административных расходов непосредственно влияют первые лица компании, что накладывает определенное психологическое ограничение по контролю за данными расходами со стороны финансовой дирекции.

    Финансовой дирекции нужно научиться относится к любым расходам с подозрениями, даже если их инициатором является генеральный директор (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Таким образом, нужно добиться того, чтобы финансовая дирекция стала требовать четкого объяснения затрат в том числе и с топ-менеджеров, а не ограничивалась только, например, производственными подразделениями.

    При этом финансовый директор должен понимать, что сопротивление в данном случае будет гораздо выше, чем в случае с теми же производственниками или снабженцами. Ведь одно дело убедить менеджеров среднего звена, а другое дело генерального директора. Это же будет означать, что генеральный директор должен открыто признать свою ошибку. На самом деле очевидно, что ошибаться могут все, но в случае с генеральным директором все гораздо сложнее.

    Понято, что здесь нужно суметь перейти через определенный психологический барьер, но на самом деле генеральный директор такой шаг со стороны финансового директора оценит. Даже если первой реакцией генерального директора будет возмущение по поводу того, что его решения обсуждаются и подвергаются сомнению, все равно он потом для себя сделает положительный вывод о том, что наконец-то хоть кто-то стал беспокоится и пытаться контролировать финансово-экономическое состояние компании.

    Пример регламента бюджета административных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • планирование расходной части бюджета;
  • формирование бюджета административных расходов;
  • согласование и корректировка бюджета административных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета административных расходов.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных расходов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор данных для фактического бюджета административных расходов;
  • формирование фактического бюджета административных расходов;
  • анализ исполнения бюджета административных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета административных расходов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования административных расходов можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета административных расходов

    Как уже отмечалось выше, довольно часто административно-управленческие расходы имеют тенденцию к росту, причем этот рост может становиться неуправляемым (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Основная причина заключается в сложности нормирования этих статей затрат.

    С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно выделять ресурсы на финансирование управленческой инфраструктуры компании, но, с другой стороны, эти затраты очень сложно напрямую связать с бизнесом в отличие от производственных и коммерческих затрат.

    Один из способов борьбы с ростом административно-управленческих расходов – введение жесткой системы ограничений (лимитов). Причем эти лимиты можно вводить как на суммарные административно-управленческие затраты, так и на отдельные статьи. Кроме того, часть административно-управленческих затрат являются прямыми по отношению к подразделениям.

    Поэтому лимиты на административно-управленческие затраты можно вводить и в разрезе подразделений. Кроме того, эти затраты можно включать в бюджеты ЦФО, чтобы они учитывались при формировании ФМП ЦФО (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании").

    Помимо лимитов, нужно постоянно контролировать и анализировать административно-управленческие расходы. Естественно, что анализ нужно проводить и по всем остальным расходам, но здесь сложность заключается в том, что трудно оценить и объемную, и ценовую составляющую данных затрат.

    При этом нужно обратить внимание и на то, что порой в некоторых компаниях настолько увлекаются анализом административно-управленческих затрат, что возникают сомнения в эффективности затрат времени на такой анализ и контроль. Получается, что на "мелочь" времени хватает, а на более важные позиции – нет.

    Можно сказать, что в подобной ситуации проявляется известный психологический фактор. Люди охотнее выполняют те функции, которые являются наиболее простыми и понятными. То есть получается, что все подразделения вроде как активно участвуют в процессе бюджетирования – они даже заявки на канцтовары пишут. А финансовая дирекция своим суровым и подозрительным взглядом очень тщательно проверяет все эти заявки.

    Со стороны посмотришь – почти идеальная картина, т.к. вроде бы все при деле. Только получается, что при этом всякие там скрепки бюджетируются с микроскопической точностью, а более значимым показателям, от которых в гораздо большей степени зависит итоговое финансово-экономическое состояние компании, уделяется гораздо меньше внимания.

    Такого ни в коем случае допускать нельзя. Одна из проблем может заключаться в том, что финансовая дирекция проявляет свою активность в том, что не требует глубоких знаний. Для эффективного управления процессом бюджетирования финансовая дирекция должна знать, как устроены все объекты бюджетирования (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Иначе экономисты будут заниматься, в основном, "скрепками".

    Пример модели бюджета административных затрат

    В этом примере модели бюджета административных расходов представлены все статьи, связанные с поддержкой управленческой инфраструктуры компании (см. Табл. 1 ). Часть статей в этой модели бюджета консолидируется из заявок подразделений.

    Таблица 1. Пример бюджета административных расходов

    Статьи бюджета
    Административно-управленческие затраты (тыс. руб.) 13 722 1 096 1 096 1 243 1 096 1 096 1 242 1 096 1 096 1 227 1 096 1 096 1 242
    Амортизация 1296 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Зарплата управленческого персонала 8316 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 570 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0 146
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Доля АУЗ в выручке 8% 10% 8% 8% 7% 8% 9% 12% 15% 8% 7% 6% 7%
    Оплата административно-управленческих затрат (тыс. руб.) 4 114 445 295 295 442 295 295 441 295 295 426 295 295
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 574 150 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Административно-управленческие расходы 13 182 1 051 1 051 1 198 1 051 1 051 1 197 1 051 1 051 1 182 1 051 1 051 1 197
    Выплаты по административно-управленческим затратам с НДС 3 540 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295

    При планировании некоторых статей используются результаты обработки статистической информации. Нужно помнить, что при согласовании бюджета административных расходов особенно важно получить четкое обоснование каждой статьи. В противном случае может сработать эффект привыкания. То есть пропустишь один раз завышенную статью затрат, она будет появляться и во всех последующих бюджетах.

    Следует отметить, что этот бюджет административных расходов может быть связан с некоторыми другими функциональными бюджетами. В частности, информация о заработной плате административно-управленческого персонала может браться из бюджета оплаты труда. Суммы транспортных расходов, которые в данном случае, конечно же, связаны с управленческим блоком (обслуживание топ-менеджеров и административно-управленческих служб), могут поступать из бюджета транспортных расходов.

    В примере бюджета административных расходов есть такая статья, как процент за кредит. В данном случае речь идет о кредите, который берется для пополнения оборотных средств компании в целом. В принципе, и эта статья затрат может относиться к процессам и подразделениям, если можно четко сказать, что кредит берется, например, для проведения масштабной рекламной акции или для приобретения производственного оборудования. Правда, в последнем случае финансовый поток, возникающий в результате оплаты этих процентов, в БДДСе будет относиться не к основной, а к инвестиционной деятельности.

    Из приведенного примера бюджета административно-управленческих расходов видно, что в данной компании периоды начислений затрат совпадают с периодами оплаты. В ином случае было бы необходимо составлять график оплаты административно-управленческих затрат.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета административных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -