Роль и значение сна обломова. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. темный мир – неизвестные страны

Ничего не нужно: жизнь,

как спокойная река, текла мимо.

И. Гончаров

Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик.

Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.

Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”.

Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом... Что это, беззаботность варваров или философов?

В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь.

Его диван - это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана - решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов - это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни.

Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии.

Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его.

Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Я.А.Коменский




« благословенный уголок земли»

«…что за чудесный край!»

«…чудесная страна…»


I часть сна. Благословенный уголок.

  • Что снится Илье Ильичу?
  • Опишите утро, приснившееся Обломову?
  • Каков полдень, вечер?
  • Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
  • С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

  • «Потом Обломову приснилась другая пора…». Какая это пора?
  • Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

  • Каким увидел себя Илья Ильич?
  • С какими новыми героями знакомится Обломов?
  • Перечислите события из их жизни (Захар, Штольц, учение, бесёнок)
  • Какими предстают перед нами Обломовка и её жители?

  • Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всем романе?
  • Запишите выводы.


Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям:

точно выполнялись обряды крещения и погребения, каждый обломовец следовал формуле "рождение - брак - смерть",

даже в природе "по указанию календаря" сменялись времена года.

Обломов


Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была «губерния», то есть губернский город, но редкие езжали туда; потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и наконец все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю.


Рыба, которую держит на себе земля

темный мир – неизвестные страны

французы, немцы

столичные города

губернские города

усадьба

Обломов


Труд как наказание

Нежелание действовать

Неустроенность быта

Благословенный край

Неготовность к трудностям

Равнодушие и

покой

Ощущение безопасности


- Что в мире Обломовки, в патриархальной жизни её обитателей вызывает доброе чувство писателя?

Спокойствие, мир, тишина, крестьянский труд, не подневольный, а для себя, природа - всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой - образ “маменьки”. Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью - и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”. Всё навевает здесь мысль о том родном, национально русском, что связывает с землей-матушкой, с её корнями и истоками народного бытия.


- А что в обломовском укладе он не может принять?

Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон, замкнутый круг, где весь ритм жизни повторяет природный ритм, подобно смене времен года. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон - только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени.


«- Отчего погибло всё? – вдруг, подняв голову, спросила она.

Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…

- Есть, - сказал он чуть слышно.

Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.

- Обломовщина ! – прошептал он….»


  • «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни.

Идейный стержень романа


  • «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
  • И.А.Гончаров

Идейная направленность


  • Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Замысел романа


  • Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Главная тема романа


Понятие «обломовщина»

Обломовка –

созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.

Обломов

«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.


Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.

Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа


«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения».

Критические отклики


  • о подлинной дружбе, любви,
  • о гуманизме,
  • о равноправии женщины,
  • о настоящем счастье,
  • осуждает дворянский романтизм.

В романе поставлены вопросы


  • «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»
  • И.С.Тургенев

И.А. Гончаров «Обломов»


История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов

Сон Обломова переносит нас в край, где он вырос, в деревню Обломовку. В Обломовку человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем царит гармония.

Непременно, на широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние природа того благословенного уголка земли, того чудного края - Обломовки.
То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод ”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда ”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце ”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись ”.
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе” . Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями ”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи ”.
Вероятно, эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает ”.
Но эти рассказы и сказки впоследствии пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски ”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать...
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным ”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
А слуги на что ?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование - не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Примечание


· В Обломовке живут люди с патриархальным сознанием. « Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при отцах и дедах, так делалось и при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке ». Оттого всякое проявление личной воли и интересов, даже самое простое, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев. Сон Обломова имеет большое значение в тексте. Нам раскрываются истоки души Обломова, мы узнаем о том, как шло становлении личности О. Так мы видим этапы развития неполноценной личности, что является одним из примеров, как неблагоприятная среда губит лучшие человеческие качества в самом их расцвете. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

Билет №14.

Именно «Сон» ощущается как “фокус” романа, концентрирующий основные его мотивы. Таково вообще назначение вставных элементов (вставных эпизодов, ретроспекций, новелл, притч, сюжетных писем или рассказов, мемуаров и так далее) в художественной литературе с античных времён. Эти вставные элементы порой содержат особый код для прочтения целого, а также намёк на жанровое своеобразие всей конструкции. Таковы “сказка” об орле и вороне в «Капитанской дочке», “поэма” о капитане Копейкине в «Мёртвых душах», история, рассказанная Каратаевым в «Войне и мире» и так далее.

Говоря о романе Гончарова, мы можем рассматривать сон и как мотив, а также как элемент рамочной композиции, так как перед последней встречей Обломова со Штольцем Обломову снова “грезится”, что он в Обломовке маленьким мальчиком слушает сказки няни. Пробуждение, как и в первой части романа, связано с приездом Штольца, что символизирует роль Штольца в жизни Обломова.

Напомним о функциях онейротопики (изображения снов в художественных произведениях - от греч. oneiros - сновидение и topos - место). Сон раскрывает прошлое героя или предсказывает будущее (сон Гринёва), является средством психологической характеристики и даже создаёт особый образ мира: “именно в этой точке повествование оказывается как бы на грани двух миров… автор сообщает здесь читателю некий мистический событийный план… (вспомним «Сон» Лермонтова)” (Г.Лесскис). Все эти функции пересекаются в сне Обломова, и их нужно рассмотреть. Добавим также, что мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грёзы наяву; Гончаров понимал сон в английском духе как “dream” (это слово означает и сон, и мечту). Обломов, подобно Дон Кихоту, живёт мечтой и собственной благородной фантазией. Есть и ещё одна функция «Сна Обломова», о которой нельзя не сказать, но прежде подумаем и о второй теме, связанной с этим фрагментом и обозначенной цитатой из статьи А.В. Дружинина «Обломов, без своего “Сна”…».



К счастью, при всех недостатках цитатных формулировок, в этой теме предлагается не расплывчатый “анализ”, а поиск ответа на конкретный вопрос: почему герой Гончарова становится ближе и понятнее читателю, когда читатель узнаёт содержание сна? Задача сужается, направление поиска задано, но формулировка темы предполагает знакомство (и отнюдь не поверхностное!) с прекрасной статьёй Дружинина. Это несколько противоречит «Стандартам», указывающим, что знакомство со статьёй Дружинина (и то ограниченное “фрагментами”) обязательно лишь для “профильного уровня” выпускников. Однако о специальных темах для профильных классов в «Перечне тем» ничего не говорится.

Чем же важна для понимания сна Обломова дружининская статья? В первую очередь тем, что в ней предлагается обратить внимание на “фламандскую” бытопись «Сна»; по мнению автора статьи, “все мелочи обстановки необходимы, все законны и прекрасны”. “Или для праздной потехи всякие художники… громоздили на своё полотно множество мелких деталей?” - спрашивает Дружинин, вспоминая фламандцев. В ответе на этот вопрос - ключ к разгадке «Сна»: именно “мелочи”, детали проясняют “высшие задачи” (Дружинин) романа.

Задумавшись над этими “мелочами”, мы не можем не искать ответа на вопрос, почему в «Сне Обломова» столь велика концентрация мифологических, библейских, сказочно-былинных образов. Для раскрытия их смысла нужно обладать незаурядной эрудицией (сложность темы ещё и в этом!), но попытаться стоит. А главное - эти образы складываются в мифологические модели мира, между которыми Гончаров устанавливает определённые связи. Так, Илья Муромец, как известно, тридцать три года лежал на печи, прежде чем приняться за свои подвиги (что служит как бы образцом для Илюши Обломова). Другой герой, с кого “делает жизнь” Обломов, - знаменитый Емеля, облагодетельствованный доброй волшебницей Щукой. Упомянут и Ильин день, ведь жизнь Ильи Обломова будет напоминать жизнь пророка Ильи. Пророк Илья послан Богом в далёкую Сарепту Сидонскую (как Обломов будет заброшен из центра Петербурга на далёкую Выборгскую сторону). “Я повелел там женщине вдове кормить тебя”, - сказал Бог пророку Илье. Вдова Пшеницына и окажется той доброй Щукой или сидонской вдовой, а может быть - Милитрисой Кирбитьевной (В.Звиняцковский). “Никакой пророк не принимается в своём отечестве”, как гласит Евангелие. Вот и Илья Обломов в своём отечестве, в петербургском дворянском кругу, даже от Ольги и Штольца отнюдь не получил и десятой доли того обожания, которым окружила его Агафья.

Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. "Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура,- пишет Добролюбов.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода,- я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку",- пишет Добролюбов.

Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова "Обломов", на истоки характера главного героя. Но уже среди первых критических откликов появилась иная, противоположная оценка романа. Она принадлежит либеральному критику А. В. Дружинину, написавшему статью "Обломов", роман Гончарова".

Дружинин тоже полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что "Обломова" изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною". Но, по мнению Дружинина, "напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви".

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова - это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это автора. Сон Обломова - это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова - анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка - крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, - это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», - решил Ильюша и остался во власти лени.