Романсы а алябьева. Ноты - А. Алябьев - Романсы и песни. Таинственный А. А

А.А. Алябьев. Портрет 1840-х гг.
Художник В.А. Тропинин

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) – композитор, пианист, дирижёр.

Александр Алябьев родился в семье тобольского вице-губернатора 4 (15) августа 1787 г. В 1804 г. семья переехала в Москву. Первые музыкальные сочинения Алябьев опубликовал в 1810 г.

В 1812-1814 гг. Алябьев участвовал в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Участвовал во взятии Парижа.

Выйдя в отставку осенью 1823 г., Александр Алябьев поселился в Москве. Среди его близких знакомых были Д.В. Давыдов, А.С. Грибоедов , А.Н. Верстовский , А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер.

В середине марта 1825 г. Александра Александровича Алябьева арестовали по обвинению в убийстве помещика Т.М. Времева в ссоре, произошедшей во время карточной игры. Доказать его вину не удалось, однако он был лишён "знаков отличия, чинов и дворянства" и в начале 1828 г. сослан в Тобольск. Но не на рудники. Возможно, причиной приговора была его близость к декабристам, а может ему мстили за "гусарство". Он постоянно попадал в истории.

Летом 1843 г. Алябьеву разрешили жить в Москве "под присмотром полиции". Он умер 22 февраля (6 марта) 1851 г.

Александр Алябьев – автор многочисленных романсов и нескольких опер. Писал музыку к водевилям. В советское время по радио часто передавали его романс "Соловей" . Создавалось впечатление, будто это – единственное произведение композитора.

Романсы Алябьева

Романсы Алябьева – это, как правило, первое переложение на музыку стихов талантливых современников композитора. В первую очередь, Антона Дельвига и Александра Пушкина . Алябьев написал около 200 романсов. Среди них:

Многие источники указывают, что композитор Алябьев – автор музыки песни "Вечерний звон ". Но стиль песни не соответствует стилю, в котором писал Александр Алябьев. Возможно, у него был вариант, не получивший распространения. Аналогичная ситуация была с романсом "

Первая половина XIX века - время, чрезвычайно примечательное в истории русского музыкального искусства. Это время формирования и быстрого развития профессиональной музыкальной культуры России, которые особенно интенсивно обозначились после Отечественной войны 1812 года, давшей сильнейший импульс национальной духовной и общественной жизни. То, что всегда было присуще русскому народу, - любовь к пению, потребность выражать свои чувства в песне - начало в этот период приобретать уже вполне профессиональные формы: появляется множество литературно-музыкальных кружков, выходят музыкальные альбомы с нотными приложениями, новый подъем испытывает театральное искусство. В эту же пору складывается такой классический для русской музыки жанр, как лирический вокальный романс. Среди авторов первых романсов были и музыканты-профессионалы, и любители, люди разной степени таланта, разных интересов и творческих устремлений. Но с самого начала русский романс распространялся как демократическая форма музыкального общения, доступная самым широким кругам общества. Потому он и по сей день остается живой, развивающейся и плодотворной ветвью нашей отечественной культуры.
При имени Александра Александровича Алябьева мы вспоминаем, конечно же, его «Соловья». Уже один этот романс, созданный на стихи А. Дельвига в середине 20-х годов прошлого века, ввел композитора в ряд классиков русской вокальной лирики. Для многих поколений русских людей «Соловей» стал как бы образом Родины, ее голосом, ее душой. Не случайно Глинка, путешествуя по Европе, именно на мелодию «Соловья» написал свои знаменитые фортепианные вариации. Красноречиво и признание Чайковского: «Не могу без слез слушать «Соловья».
Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851) - личность очень яркая, человек сложной и драматической судьбы. Он родился в сибирском городе Тобольске. Его отец, человек довольно передовых взглядов, занимал в разное время крупные государственные посты, и семья часто переезжала с места на место, пока в 1796 году не обосновалась в Петербурге. Глава семьи был не чужд музыкальных интересов. Александр Алябьев с малых лет привык к домашним музыкальным вечерам, слушал крепостной оркестр, а в Петербурге начал уже серьезно заниматься музыкой. Известно, что одним из его учителей был весьма образованный и опытный педагог Иоганн Генрих Миллер. В 1804 году семнадцатилетний юноша отправляется на государственную службу в Москву, где также продолжает занятия музыкой и публикует свои первые произведения - романсы, фортепианные пьесы. Так проходит еще несколько лет, пока события 1812 года не вносят крутой перелом в традиционное течение жизни дворянского юноши. С первых же дней Отечественной войны Александр Алябьев - в армии и вместе со своими соотечественниками проходит весь ее путь вплоть до победоносного вступления русских войск в Париж весной 1814 года. За это время Алябьев побывал в нескольких крупных сражениях, участвовал в народном партизанском движении, зарекомендовав себя как храбрый офицер.
Из армейских друзей Алябьева особое внимание обращают несколько имен: Денис Давыдов - поэт и прославленный партизанский командир, под началом которого воевал молодой гусар; Александр Грибоедов - восемнадцатилетний корнет и однополчанин Алябьева; Николай Ильич Толстой - будущий отец великого русского писателя. Не только боевая дружба связывала этих людей. Их объединяли и иные интересы, прежде всего увлечение музыкой, пением, для которых тоже находилось время среди армейских буден.
Окончилась война. Но еще до 1823 года Алябьев оставался на военной службе, внешне являя собой образ бравого гусара, ведущего вполне принятую светскую жизнь. Однако в эту пору он оказывается близким к декабристским кругам, свободолюбивые идеи которых полностью разделяет. Быстро созревает его музыкальный талант: струнный квартет, романсы, симфонические произведения, опера-водевиль «Лунная ночь, или Домовые», поставленная в Петербурге, а затем в Москве с участием М. С. Щепкина, определяют формирование Алябьева как профессионального композитора.
С этого времени, несмотря на самые тяжкие удары судьбы - а ему пришлось пережить несправедливое обвинение в причастности к убийству одного из друзей, долгие годы ссылки и скитаний, разлуку с любимой женщиной, друзьями, мучительное одиночество, гонения властей, - творчество оставалось для Алябьева главным содержанием и смыслом духовной жизни.
Алябьев обладал очень яркой музыкальной индивидуальностью, проявившейся в самых разных жанрах. Его сценические произведения неизменно украшали репертуар столичных театров, а симфоническая музыка, инструментальные ансамбли, романсы издавались в печати, были широко известны и любимы. Среди деятелей русской культуры, которые ценили и всегда поддерживали Алябьева, - М. И. Глинка и А. Н. Верстовский, А. С. Грибоедов и М. С. Щепкин, В. Ф. Одоевский и В. Г. Белинский, А. С. Даргомыжский и Н. П. Огарев.
Важнейшую часть огромного творческого наследия Алябьева составляет камерная вокальная музыка - свыше 160 романсов и песен. Это как бы лирический музыкальный дневник, в котором соединяются автобиографические моменты и характерные исторические черты эпохи. Необыкновенно привлекательным предстает в романсах их главный «герой» - сам автор. Его душевное благородство и чуткость, удивительная внутренняя свобода сказываются в музыке со всей непосредственностью: не только в тематике и образном содержании, но и в новизне, «раскованности» формы романсов, богатстве выразительных средств и жанров. Среди камерных вокальных произведений Алябьева мы найдем непритязательную русскую песню и романтический монолог, лирическую любовную элегию и психологически тонкий «портрет», социально заостренную жанровую сцену и танцевально-бытовую зарисовку. «Нервная и подвижная «хватка» поэтического смысла» (Б. Асафьев) позволяла ему всякий раз совершенно индивидуально воплощать образный и эмоциональный строй стихотворения. Свежесть интонационного и гармонического языка, непринужденность ритма, изысканность фактуры его романсов образуют столь многоплановый контекст, что нередко заставляют вспомнить имена, казалось бы, далекие от Алябьева: Чайковского, Мусоргского, Шумана, Шопена. Но все это претворено в ярчайшем русском национальном облике его музыки, в облике его исторической эпохи.
Романсы Алябьева представлены, к сожалению, весьма ограниченно в современном концертном репертуаре. Поэтому пластинка, записанная ленинградскими исполнителями - народным артистом РСФСР Константином Плужниковым и пианисткой Мариной Мишук, особенно примечательна. Произведения, в основном малоизвестные, отражают разные темы, жанры и периоды вокального творчества композитора: от ранних романсов 1815, 1818 годов («Воспоминание», «Верность до гроба» на стихи В. Жуковского) до одного из последних образцов («Не задумывайся, мой друг» на стихи Д. Путилова), опубликованного А. С. Даргомыжским в «Музыкальном альбоме» 1851 года.
Программа имеет свою продуманную драматургию и свою сквозную лирическую тему, раскрывающую душевный мир художника. Не случайно пластинку открывает пушкинский романс «Певец» (1821), чей образ воспринимался Алябьевым как идеал (одним из первых русских композиторов он обратился к поэзии Пушкина и написал на его стихи 21 романс). В центре программы звучит прелестная баркарола «Что поешь, краса-девица» (стихи В. Домонтовича, 1834), где рефреном проходит цитата из алябьевского «Соловья». А завершает пластинку романс «Вот моя песнь!», написанный композитором на стихи брата - Василия Алябьева, где снова перед нами возникает образ поэта, певца, образ звезды на склоне ночи - надежды, к которой устремлена его душа...
Константин Плужников и Марина Мишук осуществили грамзапись нескольких монографических программ русской вокальной классики: среди них «российские песни» XVIII века, романсы Гурилева, Варламова, Аренского, Танеева, Гречанинова, Метнера. И в каждой из них они открывают слушателям настоящие сокровища отечественной музыкальной культуры. Сложившийся ансамбль этих музыкантов являет собой пример высокого искусства камерного исполнительства. В тембре голоса и вокальной манере Константина Плужникова есть то неповторимое сочетание душевной открытости, нежности и мужественности, затаенной печали и широкой удали, которые позволяют столь естественно и правдиво выразить самое сокровенное - национальное своеобразие русского романса. А в лице Марины Мишук певец нашел идеального чуткого партнера, владеющего подлинным ансамблевым мастерством и даром тонкой звуковой выразительности.

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)


А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)


Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)


Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)


А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)


Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)


Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)


Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

...Все родное к сердцу ближе.
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!..

В. Домонтович

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...
Б. Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера - «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения - романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни - Н. Огарева.

Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, - писал Одоевский в одной из своих статей.

24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...
- писал Дельвиг.

«...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России - кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов - Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе - вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера - 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) - 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина - 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», - впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

О. Аверьянова

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.