Семья в израиле. Сколько мы тратим на жизнь в Израиле? – Как организован летний отдых детей в Израиле

19 февраля в Израиле отметят День семьи. Однако не стоит путать этот праздник с Международным днем семей, который во всем мире с 1993 года отмечают 15 мая.

Празднование Дня семьи в Израиле тесно связано с именем Генриетты Сольд, которая в годы Второй мировой войны возглавила сионистскую организацию «Алия молодежная» и благодаря усилиям которой от гибели были спасены десятки тысяч подростков-евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы. В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. Уже в концах 80-х годах прошлого века праздник переименовали в День семьи.

Йом-ha-Мишпаха стал по-настоящему значимым праздником в Израиле, ведь семья занимает особое место среди жизненных ценностей израильтян. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Здесь нет места грубости и вражде. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным, а любые спорные вопросы и разногласия решаются мирным путем, благодаря желанию и умению услышать друг-друга.

Жизнь израильской семьи, в первую очередь, основана на любви, уважении и взаимопонимании. Однако отличительной чертой израильского воспитания является отношение родителей к каждому ребенку как к личности с самого раннего возраста. Родители в Израиле относятся к своим детям как к полноправным членам семьи. С юных лет в маленьких израильтянах стараются развить самостоятельность, предоставляя малышам право выбора в еде, одежде и развлечениях. Израильское воспитание, с одной стороны, не навязчиво, а с другой стороны – формирует в подрастающем поколении чувство ответственности за свой выбор и за свои действия. Между тем, любые формы насилия по отношению к детям категорически неприемлемы. Еще одна особенность израильского воспитания заключается в том, что родители стараются стать для своих детей не только авторитетными наставниками, но и верными друзьями и, как показывает практика, такой подход позволяет сохранять добрые отношения в семье многие поколения.

Убедиться в этом, а также перенять полезный опыт у израильтян в конце прошлого года имели возможность жители Днепропетровска. В ноябре в Израильском культурном центре прошел авторский семинар «Семейный маршрут с израильским акцентом». В течение трех дней его участники узнали много нового не только о семьях и принципах воспитания детей в Израиле, но и о себе, смогли раскрыть свои внутренние таланты и обрести вдохновение.

Многие родители, благодаря семинару, оценили важность учебного процесса и работы над собой для достижения гармонии в своей семье. Участники проекта решили продолжать общение и после окончания семинара и раз в месяц продолжают собираться вместе в днепропетровском Израильском культурном центре, чтобы закрепить полученный опыт. Следующая встреча семейного маршрута с израильским акцентом состоится 21 февраля и будет посвящена теме Дня семьи.

Подробней с информацией о деятельности Израильского культурного центра в г. Днепропетровске при посольстве Государства Израиль в Украине можно ознакомиться по телефонам: 0563703205/6,

на нашем сайте и соц. Сетях.

Рост населения Израиля обеспечивается высокой рождаемостью и массовой иммиграцией евреев из других стран мира. Однако самая высокая рождаемость в стране характерна для мусульманского населения. За ним с большим отрывом следуют семьи иудейских религиозных ультраортодоксов. В 2000 году доля еврейского населения в стране составляла 77,8 процента, а в 2005 году снизилась до 76,2 процента. Доля арабских граждан Израиля за то же время возросла с 16,1 до 19,7 процента. При сохранении нынешних тенденций к 2025 году еврейское население в стране сократится до 70 процентов, а арабское возрастет до 25. Оставшиеся 5 процентов граждан составят друзы, русские и черкесы. Предполагается, что к 2025 году в Израиле будет проживать 9,3 миллиона человек - 6,5 миллиона евреев и 2,3 миллиона арабов.

Израильское законодательство, построенное на поощрении рождаемости в стране, никаких особых условий для отдельных религиозных или национальных групп не предусматривает. Израильтянкам рожать экономически выгодно. Во-первых, гражданкам Израиля Ведомство национального страхования (ВНС) выплачивает пособие на сохранение беременности. В данном случае деньги получает женщина, вынужденная прекратить работу во время беременности из-за опасности, угрожающей ей или еще не родившемуся ее ребенку. Во-вторых, при рождении ребенка израильтянка получает единовременное пособие в размере трех тысяч шекелей (более 600 долларов). В-третьих, - и это, несомненно, самое главное - всем гражданам Израиля, имеющим детей до 18 лет, независимо от доходов семьи, выплачиваются ежемесячные пособия. Эти пособия, в отличие, например, от пособий по старости, не учитываются при подсчете доходов и, следовательно, не подвергаются налогообложению.

Биньямин Нетаниягу, бывший глава правительства и бывший министр финансов, ныне возглавивший оппозицию в Кнессете, много раз выступал против подобного разбазаривания государственных средств. Надеясь, вероятно, воздействовать личным примером, он, несомненно, человек состоятельный, отказался от получения пособий на своих малолетних детей. Однако его примеру никто не последовал.

Размеры пособий на детей зависят от их количества в семье. И вот здесь мы подходим к весьма существенному моменту. Дело в том, что, согласно израильскому законодательству, сумма детских пособий, выплачиваемых на семью, резко возрастает с рождением четвертого и пятого ребенка. Так, если за одного ребенка ВНС выплачивает израильской семье 144 шекеля в месяц, за двоих - 288 шекелей, за троих - 483 шекеля, то за четвертого и пятого - соответственно по 937 и 1459 шекелей. Следует подчеркнуть, что семья, в которой родилось пятеро детей, может прожить только на детские пособия, даже если оба родителя не будут работать. Конечно, подняться выше уровня бедности такая семья не сможет, но и впроголодь жить не будет, ибо неработающие родители, не имеющие других доходов и солидных сбережений, получают от ВНС еще и пособия по обеспечению прожиточного минимума.

Важно отметить, что в Израиле многодетными считаются семьи, воспитывающие не менее четверых детей. Таким семьям ВНС ежегодно (обычно в августе и сентябре) оказывает одноразовую помощь на учебу каждого школьника. Им также положены и различные налоговые скидки.

Разумеется, разведенные родители, а также вдовы или вдовцы, одни воспитывающие детей, имеют право на материальную помощь вне зависимости от получения детских пособий. Следует обратить внимание, как резко возрастают выплаты по детским пособиям при рождении девятого, одиннадцатого и двенадцатого ребенка. В денежном выражении они соответственно равны 3547, 4591 и 5113 шекелям.

Израильские светские семьи практически не бывают многодетными. Многодетность обычный удел арабских мусульманских семей вообще и семей израильских арабов в частности. Несколько лет назад по дороге в Эйлат я познакомился с пастухом Ахмедом, израильским гражданином, счастливым главой семьи, который воспитывал 29 детей. Правда, у Ахмеда было три жены. Одной бы в жизни такую ораву не народить! Сколько денег по детским пособиям получают израильтяне, которые произвели на свет больше дюжины детей, честно скажу, не знаю. Но уверен, что речь идет о нескольких десятках тысяч шекелей. Хотя Ахмед признался в беседе со мной, что только на детских пособиях его семье прожить было бы трудно. Старшие сыновья, если еще не женаты, пасут отары вместе с ним, дочери рано выходят замуж.

Иудейским ультраортодоксам за арабами, конечно же, не угнаться, даже, если они будут очень стараться. Вот мой бывший сосед Шимон, правоверный иудей, гордится своими четырьмя сыновьями и пятью дочерьми. И в самом деле, молодец мужчина. Но до Ахмеда ему очень далеко. Он никогда его не догонит.

«АМИ», Санкт-Петербург

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Истории успеха и новости.

Сколько мы тратим на жизнь в Израиле?

21.12.2017

Сколько денег в месяц необходимо для жизни в Израиле. Расходы на примере обычной израильской молодой семьи из трех человек.

Всем привет, мои дорогие зрители. Я очень рада видеть вас на своем канале. Сегодня хочу рассказать о том, сколько мы тратим на жизнь в Израиле. Меня часто спрашивают, сколько уходит денег на те или иные траты и сколько нужно зарабатывать, чтобы нормально жить в Израиле.

Во-первых, мне очень сложно судить за всех, поскольку что для одного – нормальная жизнь, для другого – шикование, а для третьего – жизнь впроголодь и считание копеек. Во-вторых, я не знаю всех среднестатистических данных, сколько уходит денег на те или иные траты в обычной среднестатистической семье. Поэтому я буду говорить на нашем примере, чтобы дать вам некое сопоставление о том, сколько уходит денег на те или иные траты в обычной израильской молодой семье. А вы уже сами судите, сколько нужно зарабатывать именно вам, исходя из ваших запросов и понятий нормальной жизни.

Мы – семья из трех человек, двух взрослых и одного ребенка, также у нас есть собака. Затраты у нас каждый месяц достаточно сильно варьируются и как раз у нас закончился 2016 год. Поэтому я решила посчитать наши траты за 2016 год, то есть вывести средний арифметический показатель за последние 12 месяцев, сколько в среднем мы тратили денег за каждый месяц прошлого года.

Одна из самых основных трат – это квартира. Мы снимаем трехкомнатную квартиру 110 квадратных метров и платим за нее 2700 шекелей в месяц (710$). Многие могут удивиться почему так дешево, сейчас объясню. Во-первых, мы снимаем эту квартиру достаточно давно и хозяин квартиры очень доволен нами как жильцами, поэтому не поднимает нам арендную плату. Мы платим за эту квартиру ровно столько же, сколько платили за нее 2 года назад. Во-вторых, мы живем достаточно далеко от центра, где-то 40 км до Тель-Авива, а цены в Израиле растут прямо пропорционально близости к центру города. Поэтому и получается такая цена.

Дальше коммунальные услуги. В среднем мы платим примерно 1400 шекелей в месяц (370$). Из них: электричество – 620 шекелей (163$), арнона – 400 шекелей (106$), вода – 100 шекелей (26$). Газ – 60 шекелей (16$), ваад байт – 100 шекелей (26$) и интернет – 120 шекелей (32$) в месяц. Если вы хотите узнать подробнее обо всех коммунальных услугах, за что и как мы платим, что такое арнона, ваад байт, переходите по ссылке на видео по этой теме, я там все подробно рассказала [https://www.youtube.com/watch?v=nNjXF92RiLM ]. Кстати, счета за коммунальные услуги мы, обычно, получаем раз в 2 месяца.

Следующая категория трат – мобильная связь. Мы тратим 90 шекелей в месяц (24$). Следующее – еда и хозяйственные товары. То есть те вещи, которые мы обычно покупаем в супермаркетах, плюс я сюда еще считаю походы в рестораны и кафе, а также обеды на работе. У нас получается сумма в 4850 шекелей (1280$) в среднем за месяц. Могу сказать, что мы ни в чем себе в еде не отказываем, на еде мы совсем экономим и поесть мы любим. Однозначно можно тратить намного меньше.

Следующее – это покупки для дома, начиная от всяких мелочей и заканчивая мебелью. Естественно, эта категория трат совершенно не регулярная и бывало так, что мы долгое время ничего не покупали или покупали какие-то мелочи, а бывало и так, что мы покупали мебель. Если посчитать среднее число, получается, что в 2016 году мы тратили 500 шекелей (130$) в месяц на покупки для дома. Следующее – это одежда. На одежду мы тратим в среднем 500 шекелей (130$) в месяц.

Следующая большая категория трат – это автомобиль. Нужно сказать, что в 2016 году для нас личный автомобиль был огромной финансовой дырой, потому что мы пользовались в основном служебным автомобилем Андрея, а наши автомобиль просто стоял под окном, но платить за него нужно. Что же мы платили за автомобиль? Страховка обязательная и добровольная нам обходились примерно в 500 шекелей в месяц (130$). На бензин мы тратили в среднем 440 шекелей (115$) в месяц, потому что иногда заправляли служебный автомобиль за свой счет. Еще хотела сказать по поводу техосмотра. Так как мы нашим автомобилем практически не пользовались, в 2016 году мы техосмотр не делали. Для общего развития, техосмотр на нашу машину стоят 1150 шекелей (300$) в год, примерно 95 шекелей в месяц (25$).

Следующая одна из основных трат – это детский садик. Нашему ребенку сейчас 2 года, поэтому он у нас ходит в частный детский садик, то есть в платный детский садик. Условно бесплатными детские садики становятся только с трех лет. Наш ребенок начал ходить регулярно в детский садик только полгода назад, поэтому я вам скажу среднюю сумму за последние полгода. И так, в среднем за месяц мы платим 2500 шекелей (660$). Также мы сделали ребенку накопительный счет, которым он сможет воспользоваться, когда ему исполнится 18 лет. Каждый месяц с нашей зарплаты ему перечисляется 200 шекелей (50$) на его счет.

Мы приехали в Израиль маленькой семьей. Я, муж и двое наших детей. Дочурке было полгода, сыну год и 5 месяцев. Ни друзей, ни родных. Потихоньку стали устраиваться, врастать в общество. Первые свои шаги младшая сделала на берегу Средеземного моря, первое слово “мама” сын сказал на иврите. Вместе со всеми пережили две войны, террор. Заботы о семье переходили в заботы об Израиле.

Но настоящее наше рождение как израильтян началось позже, когда дети переженились. Первую свадьбу мы сыграли марокканскую. Cын выбрал себе жену из марроканской среды. Среди 400 гостей со стороны невесты все наши уместились за одиноким столиком. Мы утонули среди гортанных восклицаний, бесцеремонного поведения, блеска украшений. На нас посматривали с откровенным детским любопытством многочисленные гости невесты. С сочувствием и безнадегой поздравляли наши немногочисленные друзья и коллеги… Невесте и жениху было все равно. И один и другая купались во всеобщем веселье, которое исходило из сефардской среды.

Через год рухнула последняя надежда обрести близких по духу сватов. Мы обреченно сыграли вторую свадьбу. Для дочери. Она вышла замуж за парня из иракской семьи. Наш столик был таким же одиноким, но публика уже состояла из ирако-марокканской смеси. Мы уже не сидели отдельно, а были как бы соучастниками вместе с марокканской семьей. На этот раз жених подружился с сыном и через них мы как-то глаже влились в весь этот бедлам.

Из маленькой скромной семьи мы превратились в настоящий Вавилон. Объединяли нас общий язык, наши взрослые дети и праздники. Каждый праздник мы проводим вместе. Марокканский темперамент, иракские указания, русская, уже местами, интеллигенция делают наши встречи шумными, необычными и продуктивными. Каждая семья приносит на общий стол свои национальные блюда. Мы, женщины, изо всех сил стараемся перещеголять друг друга. Поэтому наш стол напоминает экзотическую выставку кухонь народов мира.

Нынешний праздник Суккот не стал исключением. Мы собрались в шикарной сукке, построенной сообща. Сдержанность русских евреев, марокканский размах и строгая иракская пунктуальность каким-то образом соединилось вместе. Получилось что-то очень хорошее, просторное, теплое.

Мужчины, как положено, произнесли благословение. За вкусной едой потекла беседа. Кто как живёт, какие проблемы, просьбы, предложение помощи, советы… Обычные семейные разговоры. В сукке должно быть веселье, поэтому к десерту обычно идут песни. Первыми начинают марокканцы, к ним присоединяются иракцы… Неуверенно вступаем в общих хор и мы.

Но вот все съедено и выпито. Отяжелевшие, с полными животами мужчины угомонились в сукке. Дети разбрелись по комнатам, гости в салоне. В доме тишина. Мы, три женщины, три матери, после уборки и мытья посуды сидим усталые на чистой кухне с чашками кофе. Такие разные. Ментальность, образование, воспитание, характер. Но мы прекрасно понимаем, что именно от нас зависит мир в нашей огромной семье. И это осознание делает наши как-будто несерьезные беседы очень значимыми.

Мы делимся рецептами блюд, на случай, если дети нагрянут в гости. Как я могу готовить то, что любит сын, не учитывая довольно сложные вкусы невестки? Поэтому Рони, мать невестки довольно подробно объясняет, как приготовить фаршированные артишоки так, что её дочь будет благодарить меня. Потом я выслушиваю от Сони, что любит зять. Потом рассказываю обеим, как делать винегрет и котлеты по-киевски. Потом решаем, что это слишком сложно и пусть кушают то, что им дают в том доме, куда они придут.

Довольные своим заговором, начинаем мечтать о будущих внуках. Распределяем очереди, когда и кто будет их няньчить. Потом понимаем, что после распределения очередей, ничего не оставили их родителям. Само приходит решение. Детям важнее мама и папа, а не бабушки с дедушками. Поэтому пусть сами растят наших внуков.

Разговор плавно переходит на положение в стране, на садики и школы, на воспитание и лечение. На то общество, в которое войдут внуки и на трудности детей. Горюем о доброте и отзывчивости, которые были когда-то в нашей юности. Вспоминаем наставления наших праотцов, жить дружно как одна семья. Мечтаем, что может через детей в стране все образуется. Дети перемешаются, как наши, и мы объединимся все в одну семью. Мечтаем о славном, сильном Израиле, в котором будут такие отношения, которые сейчас возникли у нас на кухне. Решаем, что это возможно. Главное, чтоб мы, матери, женщины, захотели это сделать.

Это совсем несложно. Особенно, если это касается счастья детей. Ведь всё начинается в наших отношениях друг к другу. С добрых пожеланий и готовности помочь. С общих праздников и общих дел. С таких простых действий, как приготовить русский винегрет, или иракский кубэ, позвонить и пожелать доброй ночи и хорошего дня. Выслушать и понять.

От таких простых действий и крепнут наши связи. Крепнет семья. Дети в таких семьях растут здоровые и счастливые. Они будут разносить этот вирус любви повсюду.

И мы сейчас на кухне в полвторого ночи сидим за чашкой кофе и шьём нашими желаниями, мечтами и заботой, одеяло, которое укроет всю нашу семью радостью и теплотой, убережет наших мужчин, детей от ссор и раздоров. Согреет весь наш разнообразный Вавилон. Сделает нас одной большой семьей, у которой общий язык и общие праздники.