Смотреть что такое "Бюрократия" в других словарях. О бюрократии и бюрократизме простыми словами Бюрократические процедуры

Слово «бюрократия» можно услышать довольно часто. Бюрократия — это направление, которое может принять государственное управление в государствах, где все основные обязанности собраны в руках служб центральной правительственной власти, которые действуют по определённому предписанию (своего прямого начальства) или через предписание (подчинённым).

Иногда под термином «бюрократия» понимают определённый класс лиц, которые резко выделяются из остальных частей общества и состоят из представителей государственной власти.

Несмотря на почтенный возраст самого термина «бюрократия», он появился лишь в начале 18 века. Сама концепция бюрократия появилась существенно раньше.

Бюрократия и письменность

Главное обстоятельство, связанное с появлением бюрократии,- это письменность. Таким образом, бюрократия возникла ещё в самых древних мировых цивилизациях: Древнем Египте и Древнем Шумере. Также в Китае подобная система была создана Конфуцием. В Римской империи существовал свою бюрократический аппарат, который разрастался и в определённый момент времени стал оказывать исключительно негативное воздействие на всю экономику империи.

Это произошло во время правления Диоклетиана. После того, как Римская империя распалась, её сложную бюрократическую модель построила Византия.

Иностранное понятие «бюрократия» появилось очень давно и полностью соответствовало термину «приказной». В странах Западной Европы бюрократия стала особенно заметна при появлении и усилении государственной власти. Также совместно и политической централизацией происходило развитие и административной централизации. Она выступала в качестве орудия и даже подспорья политической централизации.

Главная цель заключалась в том, чтобы окончательно вытеснить феодальную аристократию на задворки Европы. Это касалось и многочисленных представителей общинной власти, которые имели достаточно много возможностей и полномочий во всех сферах управления государством.

Цель административной централизации состояла в том, чтобы создать полноценный класс лиц (должностных), которые бы подчинялись только лишь центральной власти. Бюрократия была необходима для того, чтобы раз и навсегда убрать всех посредников, которые оттягивали часть властных полномочий на себя. Этими посредниками (в первую очередь) являлись европейские аристократы.

После этого начали появляться новые цели управления до тех пор, пока не появилось так называемое полицейское государство. В нём все проявления как духовной, так и материальной жизни должны были в равной мере подчиняться исключительно государственной власти. Побочным эффектом такого порядка дел стало формирование бюрократических порядков.

Расцвет бюрократии

Именно в полицейском государстве бюрократия достигла своего расцвета. Тут же можно заметить и основные проблемы, связанные с бюрократией. Дело в том, что бюрократия не позволяет правительству справляться со слишком большим фронтом работ, после чего правительство начинает впадать в так называемый «формализм», когда все его действия выполняются «автоматически» и бездумно, что может привести к опасным последствиям.

При таком положении вещей можно нередко встретить то, что слишком большое количество чиновников начинает чувствовать себя неким руководящим центром всего общества, после чего оно пытается образовать особую касту, находящуюся вне народа и его ценностей.

После этого появляется ряд характерных негативных тенденций, который можно разделить на три аспекта:

  1. Дела общественного характера, которые требуют государственного вмешательства, могут вестись крайне неудовлетворительно.
  2. Общество часто подвергается вмешательству в некоторые чувствительные для него вопросы, хотя никакой надобности в этом нет.
  3. Из-за соприкосновения властными органами может пострадать чувство личного достоинства простого гражданина.

Также одна из проблем бюрократии заключается в том, что государственные органы начинают видеть свою роль не в полезной для общества деятельности, а в том, чтобы выполнять все требования, которые предъявляются к ним со стороны вышестоящего начальства. Всё это может привести к самым печальным последствиям.

Бюрократия в России

Бюрократия в России появилась при Петре Первом. Бюрократия в России в какой-то степени являлась побочным эффектом от централизации в управлении.

Стоит добавить, что бюрократия в России и на Западе всегда имела существенные отличия друг от друга. В России чиновники редко играли значимую роль в жизни общества, а вот в Западной Европе они сыграли весьма важную историческую роль, воссоединив раздроблённую центральную власти и стал стержнем для сплочения народов и государств.

01Июн

Что такое Бюрократия

Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.

Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы. Ниже их подчиненные и так далее аж до простых .

Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления. Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:

  • — Из-за этой бюрократии я не могу решить свой вопрос уже год;
  • — Пока эта бюрократическая машина сдвинется с места – пройдет вечность;
  • — Этим бюрократам только бы бумажки перекладывать;

На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения при решении тех или иных вопросов.

Кто такие БЮРОКРАТЫ

Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией. В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только ) формальностей.

Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»

Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau » (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол ) и греческого «kratos » (власть ). Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.

Бюрократия в истории.

Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.

Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.

В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.

Плюсы и минусы бюрократии.

Преимущества бюрократии.

Преимущества бюрократии включают в себя возможность управлять большой, сложной организацией. Правила и положения могут быть полезными для обеспечения стабильной и систематизированной работы во всех объектах управления. Наличие надзорных или вышестоящих органов управления позволяет клиентам или гражданам подавать апелляции и жалобы в том случае, если их не устроила работа нижнего звена.

Недостатки бюрократии.

Бюрократический аппарат часто критикуют за то, что он может быть малоэффективным и весьма расточительным. Довольно часто случается такое, что связь между отдельными ветвями бюрократической машины отсутствует или не работает должным образом. Из-за этого для решения вопроса нужно совершать повторяющиеся утомительные действия, а это все затягивает процесс. Еще один негативный аспект бюрократии заключается в том, что низкие уровни управления жестко ограничены в самостоятельности принятия решений, и все приходится формально согласовывать с руководством. Так к примеру, ради соблюдения формальностей, приходится длительное время ждать пока руководитель просто подпишет необходимый документ (зачастую не глядя на содержание ).

1) Бюрократия - - 1) и для любого государства служащих, административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий и соответствующей власти, т.е. , бюрократы, аппаратчики, канцелярий в широком смысле слова; 2) аппарата чиновников- бюрократов. характерные черты Б. - это , и , иерархичность, ступенчатость, и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории политической мысли много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

3) Бюрократия - (фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - ; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

4) Бюрократия - - система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

5) Бюрократия - - 1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

6) Бюрократия - (франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - , влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный , которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

7) Бюрократия - - 1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

8) Бюрократия - (от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

9) Бюрократия - (фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos , господство) - про ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

10) Бюрократия - - тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Бюрократия

1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов. Наиболее характерные черты Б. - это привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, много ступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

(фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

Система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное функционирование государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

(франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизм а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

(от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

(фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) - про слой ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

Тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Понятие бюрократии

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.

Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

  • противоречия, возникающие при реализации функций управления;
  • управление как процесс труда;
  • интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

Теория бюрократии по Веберу

Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

  • иерархическое построение организации;
  • иерархия приказа, построенная на легальной власти;
  • подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;
  • специализация и разделение труда по функциям;
  • четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;
  • система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
  • ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

  • жесткая ответственность за каждый участок работы:
  • координация во имя достижения организационных целей;
  • оптимальное действие безличных правил;
  • четкая иерархическая зависимость.

Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

По мнению американских социологов Р. Мертона и А. Гоулднера, наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.

Роберт Мертон (1910-2003) оценивал бюрократию следующим образом:

  • в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения;
  • постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;
  • все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;
  • следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил;
  • итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.

Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих: как работникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:

  • клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;
  • если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию;
  • при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.

Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:

  • игнорирование человеческой природы;
  • господство духа отчуждения;
  • ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
  • подчиненность личных целей работников целям организации;
  • несовместимость с развитой деятельной личностью;
  • приспособленчество;
  • игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

Американский социолог А. Гоулднер , развивая идеи Вебера, выделял в современном обществе два типа бюрократии:

  • представительную, где власть опирается на знание и умение;
  • авторитарную, где власть опирается на негативные санкции, повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.

В социологии теория бюрократии является одной из самых разработанных. Тем не менее к этой теме вновь и вновь обращаются. Почему?

По мнению А. Тоффлера , бюрократия обладает тремя основными чертами — стабильностью, иерархией, разделением труда. Социологи считают, что без бюрократии у общества нет перспективы развития, так как эта форма управления является единственно работоспособной и приемлемой. В связи с этим одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером.

Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Виды бюрократии

Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.

Классическая бюрократия

Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типе бюрократии работники управления весьма слабо используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность — выполнение общих управленческих функций и они ограничены рамками своей роли в организации.

Основными достоинствами аппаратной бюрократии являются:

  • стабильность функционирования организации и органов ее управления;
  • четкое разделение труда;
  • стандартизация и унификация всей деятельности, что снижает вероятность ошибок;
  • сокращение времени ролевого обучения работников управления;
  • формализация, обеспечивающая стабильность и слаженность работы;
  • централизация, гарантирующая надежность управления.

Аппаратной бюрократии присущи следующие недостатки:

  • опасность возникновения бюрократизма;
  • отсутствие достаточной мотивации;
  • неполное использование умственных способностей и психологических особенностей работников;
  • неэффективность в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, поскольку зачастую принимаются неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

Аппаратная бюрократия составляет основу управления в министерствах и ведомствах, в большинстве учреждений государственного или муниципального управления, может быть основой управления в организациях со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой.

Профессиональная бюрократия

Профессиональная бюрократия предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.

Перечислим основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов:

  • высокие степень специализации и компетентность;
  • учет не только процесса управления, но и условий его протекания;
  • меньшая формализованность (по сравнению с аппаратной бюрократией);
  • бОльшая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, гак как высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности;
  • группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципам и централизованное принятие управленческих решений.

Для профессиональной бюрократии характерны следующие достоинства:

  • возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний;
  • весьма высокая мотивация работников на достижение организационных и групповых целей, а не только личных;
  • ослабление контроля высшего руководства за деятельностью, что дает большую свободу для творческого решения проблем управления.

Стоит отметить недостатки профессиональной бюрократии:

  • эффективность ее резко снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные се компоненты не подвергаются постоянному воздействию внешней среды;
  • подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников приобретают особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть весьма высоким. Это предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления;
  • усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть.

Адхократия

Адхократия как форма бюрократического управления возникла сравнительно недавно, в 1970-е гг.

Термин происходит от лат. ad hoc — специальный и греч. kratos — власть.

А. Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.

Адхократия — это аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Эта быстро изменяющаяся адаптивная структура организуется вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.

Адхократы отличаются от идеальных бюрократов Вебера отсутствием строгого разделения труда, четкой иерархии, минимальной формализацией деятельности, быстрым реагированием на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде. Девизадхократии — максимальная гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации.

Адхократия лишена многих недостатков, присущих бюрократии, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.

Ядром системы ценностей бюрократизма являются:

  • карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего;
  • самоидентификация служащего с организацией;
  • служение организации как средство достижения собственной выгоды.

Из множества противоречий, существующих в управлении, в качестве основного можно выделить противоречие между объективно общественным характером управления (ибо в этот процесс вовлечены и прямо зависят от его результатов практически все члены общества) и субъективно замкнутым способом его осуществления, так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется довольно локальной социальной группой профессионалов-управленцев.

Одной из существенных черт бюрократии является стремление монополизировать власть и управление. Достигнув монополии, чиновники стремятся организовать сложную систему служебной тайны, которая препятствует вынесению реальной оценки их действий служащими либо общественностью.

Идеал чиновничьего регулирования заключается в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контроля.

Таким образом, основной социально-политический интерес бюрократии состоит в реализации и защите монопольного отправления ею властных функций в обществе.

франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» - корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма - господство бюрократии - появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, - писал Маркс, - возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане - постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio - “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик - бороться. Принятие решений, борьба и страсть - стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции и пр. - превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных - иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓