Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Собор Св. Петра в Риме: горькая правда Где находится собор святого петра в риме

(Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям)
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo;
  • региональным поездом: станция Roma San Pietro (ближе к площади), поезд ходит с вокзала Roma Trastevere, билет 1 евро.

Площадь Святого Петра расположилась перед гигантом и настоящим архитектурным шедевром - собором Святого Петра. До реконструкции, она заставляла застыть в немом восторге всех посетителей. Когда идёшь по узеньким улочкам Рима, не ожидаешь, что в самом центре города будет столько открытого пространства, вид завораживает, заставлял сердце биться чаще.


Обелиск на площади Святого Петра

В центре возвышается сорока двухметровый обелиск из гранита красного цвета. Он родом из Египта, привезённый по приказу Калигулы, установили его 1586 году.

Работами по его установлению заведовал Доменико Фонтана, потребовалось девятьсот человек, сто пятьдесят лошадей и много верёвок. Изначально выстроили монолитный постамент, после с помощью нехитрой конструкции и нечеловеческих усилий, его возвели на плиту. Вся территория была закрыта, но большая толпа собралась, чтобы посмотреть на интересное зрелище, им было запрещено издавать любой звук, за нарушения запрета - казнь.

Музей рядом с площадью Святого Петра


Понтифик

По воскресеньям на площади собирается огромная толпа верующих, все ждут понтифика, после его появления происходит совместное чтение молитвы и краткая проповедь.

Среда - день для аудиенций. Если на улице хорошая погода, то отче католического мира сам появляется на балкончике, благословляя паломников со всех уголков земли. Если не везёт с погодой, аудиенция проходит в помещении.

Попасть на аудиенцию можно приобретя билет. Данный обряд очень популярен среди туристов, не поленитесь и закажите билет заранее. Не попавшим на аудиенцию можно утешиться прямой видео трансляцией, показывающейся на большом экране.


Как добраться до площади Святого Петра

Ватикан небольшой город-государство, его свободно можно обойти пешком, доехать из Рима тоже не составит труда.

  • Из центра до южной части Ватикана идёт автобус номер 40 и 64. Стоит держать ближе сумки и ручные клади, маршрут популярен среди туристов, здесь много карманщиков, ищущих лёгкой наживы.
  • Поездка на метро из центра Рима займёт минут двадцать, сядьте на поезд по линии А, выйдите на станции Ottavio - San-Pietro. Поезд следует и до станции Cipro для тех, кто в первую очередь хочет посетить музей.
  • Весьма популярны пешие прогулки. Туристы составили несколько маршрутов, позволяющие увидеть больше достопримечательностей, например, от площади Венеция по трём улицам, нужно просто идти прямо, или улица Via Ottaviano, просто следуйте за потоком людей.

Площадь Святого Петра - место, обязательное для посещения туристам и гостям Рима и Ватикана. Она видала события, изменившие ход истории нескольких столетий. Место, обретения всех верующих нового папы, место паломничества и сердце католичества.

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Собор Святого Петра - главная достопримечательность не только Ватикана, но и Рима. Свое название он получил от могилы апостола Петра, предположительно находящейся на этом месте. Это грандиозный собор, внутри которого могут поместиться крупнейшие храмы Европы. Высота купола собора - 136 м. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Обычно посещение собора Святого Петра является продолжением экскурсии по музеям Ватикана. После осмотра Сикстинской капеллы мы спускаемся во внутренний дворик, и переходим в собор Святого Петра.

Группы идут одна за другой непрерывным потоком

По пути я снимаю скульптуру в нише зданий

В источнике можно бесплатно попить святую воду

Источник «Святой воды»

Известно, что в Собор Святого Петра ведут 5 дверей. Одна из дверей, ведущих в Собор, особенная. Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».

Нам повезло, что нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати лет. Последний Юбилей был в 2000 году, а новый начался в декабре 2015 года, и поэтому до 25 декабря 2016 года дверь открыта. Поторопитесь, кто хочет ее увидеть

Фрагмент Святой двери.

16 прямоугольных панелей Святой двери разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией. Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Снимать приходится над головами, идет сплошной поток, и останавливаться нельзя. Поэтому показываю только несколько верхних панелей.

Вверху: Благовещение.

Внизу: Возвращение блудного сына (слева) и Исцеление расслабленного (справа).

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. В первой капелле правого нефа рядом со Святой дверью находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).

Скульптура была высечена из единого блока белого каррарского мрамора, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет тридцать назад, когда я здесь был первый раз, к Пьете можно было подойти вплотную. После того, как какой-то вандал набросился на статую с молотком и повредил ее, теперь она находится под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

Собор Святого Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св. Петра Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства.

.

Статуя Святого Петра Благословляющего

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором Св. Петра. Буквы выполнены из меди. Чтобы отметки были видны, их огораживают от туристов бордовыми барьерами.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра.

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами.

В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата")

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию.

Считается, что под ним и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло Св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Внутри собора множество капелл, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Все папы похоронены в некрополе под Собором Святого Петра. Надгробия лишь самых достойных из них установлены в самом соборе.

Одним из таких был папа Бенедикт XIII

Ангелочки, держащие сосуд со святой водой. В разных местах они разные

Гробницы, выполненные итальянскими мастерами, уже сами по себе - произведения искусства.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Блаженный Иоанн XXIII (25 ноября 1881 - 3 июня 1963), римский папа с 1958. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Итальянцы называли его "Добрый папа".

Алтарь Непорочного зачатия в капелле хора. Мозаика 1744-47 гг. по картине Bianchi с изображением Непорочной Девы в славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд,

Роскошь и грандиозность

Конная статуя императора Карла Великого, первого кого короновали в соборе (старом)

Карл Великий преклонил колени, когда в 800 в рождество он был коронован папой Львом III императорской короной.

Выходим из Собора Святого Петра и направляемся к площади

Площадь Святого Петра

Вход и выход из Ватикана охраняется швейцарской гвардией.

Швейцарский гвардеец

Бросается в глаза пестрая форма, восходящая еще к XVI веку. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал Микеланджело.

Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда.

Гвардия официально была основана в 1506 году, и в ней насчитывается чуть более 100 человек. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая его во время выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»).

Два швейцарских гвардейца - представители вооружённых сил государства Ватикан. Им запрещено жениться, носить усы и бороду, иметь рост ниже 174 см и возраст меньше 19 и больше 30 лет. Кстати, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Пройдя несколько метров, мы попадаем на Площадь Святого Петра - самую большую римскую площадь, ее размеры - 340 на 240 метров. Площадь была спроектирована Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Вид на собор Святого Петра со стороны площади.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

В заключение несколько фото самой площади

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные великолепными скульптурами из 140 статуй. В центре находится древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы в 37 г.

В левой части фото над колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда Папа читает воскресную проповедь.

Площадь Святого Петра

Собор Святого Петра и площадь неоднократно описаны во множестве источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Мы прощаемся с Собором Святого Петра и с Ватиканом, и говорим Италии: «До свидания!»

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Площадь Святого Петра в Ватикане – одна из главных достопримечательностей Рима служит основным входом в маленький город-государство.

Территория, окружённая колоннадой, расположена перед Собором Святого Петра – самым большим храмом в мире.

На площади святого Петра традиционно собираются тысячи верующих для того, чтобы услышать благословение Папы Римского.

История площади

В начале нашей эры, на долине, проходящей между Ватиканским холмом и холмом Яникул, произрастали сады Випсании Агриппины.

На садовой территории при императоре Нероне был возведён цирк. На арене цирка проводились мученические казни и представления.

В 64 году, согласно летописи, произошла казнь большого количества людей, которых Нерон обвинил в поджоге города Рима.

Страдальчески погиб в цирке ученик Иисуса Христа – Святой Пётр. Он был распят на кресте головой вниз.

Апостола тайно похоронили рядом с цирком на кладбище.

Над могилой святого Петра был возведен первый алтарь, которому поклонялись верующие христиане.

В период с 319 по 336 года при императоре Константине на месте захоронения апостола была возведена первая Базилика Святого Петра.

Этапы создания площади Святого Петра:

  1. По приказу Константина рядом с первой базиликой выровняли большое пространство, сняв слой земли с Ватиканского холма. Территория перед храмом до XV века имела название – плато Санкти Петри.
  2. Папа Николай V поручил разработать проект новой площади итальянскому архитектору Бернардо Росселлино, который работал над реконструкцией базилики. Однако план так и не был осуществлён.
  3. В XVIвеке площадь представляла большую прямоугольную территорию от базилики до реки Тибр с перепадами высоты в 10 метров. Местность превращалась в болото во время разливов реки и дождей.
  4. При папе Юлии II с 1506 года началось строительство Собора Святого Петра по проекту знаменитого архитектора Донато Браманте. Грандиозная работа над храмом велась более века, с помощью лучших архитекторов и мастеров Италии.
  5. В 1626 году собор был освящён Папой Урбаном VIII. Площадь представляла собой незаконченную строительную территорию.
  6. При папе Александре VII в 1657 году площадь стала приобретать законченный вид.

Папа Александр VII поручил проектирование площади знаменитому итальянскому архитектору и скульптору – Джованни Лоренцо Бернини.

Перед архитектором стояла сложная задача создать величественную площадь перед собором, с учётом имеющихся непростых условий (рельеф, постройки, фонтаны и обелиск).

Бернини создал уникальный проект, по которому площадь состоит из двух частей:

  • трапециевидной, окруженной галереями;
  • овальной, оформленной колоннадами.

Изначально Лоренцо Бернини разработал план площади в форме трапеции, окруженной зданиями с арендой под магазины и гостиницы. Однако проект не одобрили священнослужители, посчитав, что площадь должна дополнять центральный христианский храм своей монументальностью.


Площадь Святого Петра XVIII век, картина Джованни Паоло Панини «Выезд герцога Этьенн Франсуа де Шуазёль».

Архитектура

Размер площади Святого Петра, измеренный по главным осям:

  • в длину – 320 метров;
  • в ширину – 240 метров.

Площадь покрыта каменными брусками из порфира темного цвета – сампьетрино.

Форма территории с высоты напоминает замочную скважину. По замыслу Бернини – ключи от скважины находятся в главном соборе мира.

Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро) состоит из трёх основных частей:

  1. Пьяцца Ретта – трапециевидная часть площади, расположенная у входа в главный собор. Бернини создал проект этой части с опорой на работу Микеланджело Буонарроти – площадь Капитолия в Риме.
    Для уменьшения четырёхметрового перепада у собора была построена сужающаяся лестница длиной в 75 метров.
  2. Пьяцца Обликва – овальная часть, окруженная с двух сторон полуовальными зданиями с галереями, которые оснащены колоннадой.
    Колоннада представлена:
    • 284 доритическими колонами;
    • 80 столпами из травертина;
    • Аттиком, украшенным 140 скульптурами.

      Сочетание фонтанов и обелиска на овальной части площади создаёт неповторимый эффект нахождения в эллипсоидном пространстве.

  3. Пьяцца Рустикучи – главный вход достопримечательности, с которого открывается вид на всю площадь и собор Святого Петра. «Парадная» площади возводилась в XX веке на месте разрушенных дворцов.

В центре эллипсоидной части площади расположен египетский обелиск, окруженный полосами, от которых отходят восемь лучей. Между лучами помечены стороны света и названия ветров Средиземноморья.

Тень обелиска служит стрелкой солнечных часов, а площадь – циферблатом.

Справа от достопримечательности находятся солнечные маркеры в форме дисков. Они помеченные датами, которых касается в полдень тень от штыка.

Интересный факт! Площадь Святого Петра вмещает около 400 тысяч человек!


Что посмотреть на площади Святого Петра

Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.

Главные достопримечательности:

  1. Фонтаны.
  2. Статуи и скульптуры.

Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.

Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.

Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.

Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.

Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.

Интересный факт! С двух сторон от обелиска на площади расположены круглая плита из мрамора, установленная в каменном покрытии земли, с надписью — CENTRO DEL COLONNATA. Став на эту плиту, колоннада параллельно сходится, и открывается вид на здания.

Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.

Колоннада соединяется с собором двумя галереями:

  1. Константина Великого.
  2. Карла Великого.

Длина каждого этого крыла – 120 метров.

В правой галерее Шарлеман проходят выставки посвящённые праздникам Ватикана.


Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.

Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.

В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.

Интересный факт! Существует предание, что в бронзовом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Однако, при переносе шар был снят и мифы развеялись.

В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.

С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.

На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.

Интересный факт! Бытует легенда – при установке обелиска канаты стали рваться. Один капитан крикнул рабочим: «Воду на канаты!». Благодаря влаге верёвка сжалась, и штык успешно был поднят на пьедестал. Капитан получил благодарность от папы Римского.

Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.

В Риме расположены 12 схожих обелисков.

Описание обелиска:

  • высота штыка – 25,5 метров;
  • материал – красный гранит;
  • установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.

Фонтаны

С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:

  1. Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.
    Он внёс в фонтан следующие изменения:
    • изменилась высота достопримечательности;
    • верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
    • добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
  2. Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. О тличается от «Антика» только изображениями папской символикой.

Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.

Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.

Интересный факт! В период засухи в Италии 2017 года Ватикан первый отключил все свои фонтаны в целях экономии водных ресурсов.


Статуи и скульптуры на площади

Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:

  1. Статуя Святого Петра. В ыполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
  2. Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.

Скульптуры были установлены в 1847 году.

Наверху главного фасада находится статуя Иисуса Христа, несущего крест. Рядом расположены 11 апостолов.

Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.


Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.

Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев.

Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.

От швейцарских солдат посетители площади могут получить информативные сведения.

Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:

  • у Бронзовых ворот на входе площади;
  • у входа в собор (дальний угол слева на площади);
  • за левой колоннадой;
  • у ворот улицы Sant’Angelico.

Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.


Музеи рядом с площадью Святого Петра

Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.

Ватиканские музеи – знаменитый комплекс залов с уникальными экспонатами выдающихся мастеров.

Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.

Основные части музеев, которые стоит посетить:

  • музей Пия-Климента;
  • Сикстинская капелла;
  • станцы и лоджии Рафаэля;
  • музей Кьярамонти;
  • Египетский музей;
  • Этрусский музей;
  • Ватиканская пинакотека.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.

Музейные залы расположены в Апостольском дворце. Вход во дворец – со стороны правой колоннады через Бронзовые ворота.


Религиозные мероприятия на площади Ватикана

Каждое воскресенье на площади Святого Петра выпадает уникальный шанс увидеть и услышать благословение Папы Римского. Ровно в полдень понтифик обращается к верующим с окон Апостольского дворца, читая молитву «Ангелус».

Общественная аудиенция – официальный приём, проводимый на площади в 10 часов утра по средам. В случае непогоды собрание переносится в Зал Аудиенций.

В дни католических праздников на площади Святого Петра проводятся торжественные мессы. На празднике обязательно присутствуют швейцарские гвардейцы, одетые в праздничную форму.

Как попасть на мероприятия, проводимые на площади?

Попасть на общественный приём и праздничные литургии возможно только с помощью билета.

Билет бесплатно приобретается в здании возле Бронзовых ворот у входа в Апостольский дворец.


Понтифик – римский папа

Со стороны правой колоннады Бронзовые ворота открывают вход в Апостольский дворец, где размещается руководство города и официальная Резиденция Папы Римского.

Папские помещения расположены на верхнем этаже дворца. Во втором окне справа – личный кабинет понтифика, именно отсюда он благословляет собравшихся на площади верующих.

Рядом с воротами вмонтирован в брусья камень красного цвета – пометка о покушении на папу Иоанна Павла II 13 мая 1981 года.


Часы работы

Время посещения площади Святого Петра: с 7.00 до 23.00 ежедневно.

В праздничные дни на площади собирается большое количество верующих, поэтому посетить достопримечательность рекомендуется в будние дни.

(Источник — Traveller87).

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.

Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
    • ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
    • ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
    • ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  4. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  5. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  6. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Расположение площади на карте

Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.

Площадь Святого Петра – сердце Ватикана, центр католицизма и место паломничества верующих христиан.

Туристы со всего мира приезжают в маленькое город-государство, чтобы побывать на площади и увидеть главу католической Церкви.

Достопримечательности площади хранят в себе многовековую историю, ознакомиться с которой приезжают не только верующие, но и путешественники.

«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу».

Аврелий Августин