Сообщение по естествознанию на тему: "Группы крови". «Группы крови. Иммунитет Стандартный простой метод


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма

Кафедра «Оздоровительной и адаптивной физической культуры»

РЕФЕРАТ

На тему «Группы крови, их биологическое значение»
По дисциплине «Физиология»

                Исполнитель:
                Руководитель:
Минск, 2011

Введение………………………………………………………… ……………….3
Глава 1. Понятие об антигенах и антителах……………………….………….4

      Антигены………………………………………………………… ………...4
      Антитела………………………………………………………… …………4
Глава 2. Генетико-физиологическая характеристика некоторых групп крови………………………………………………………………. .……………7
2.1. Генетико-физиологическая характеристика системы АВ0……………….7
2.2. Генетико-физиологическая характеристика системы резус-фактора…. 9
Заключение…………………………………………………… …………………12
Список использованных источников…………………………………………13


ВВЕДЕНИЕ

Кровь - жидкая соединительная ткань , наполняющая сердечно-сосудистую систему позвоночных животных , в том числе человека и некоторых беспозвоночных . Состоит из жидкой части плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов , эритроцитов , и тромбоцитов . Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца , и непосредственно с другими тканями тела не сообщается ввиду наличия гистогематических барьеров . На поверхности эритроцитов имеются специфические вещества, обладающие антигенными свойствами. Эти вещества определяют группы крови.
Понятие о группах крови возникло в 1901 году благодаря работам австрийского иммунолога Карла Ландштайнера. Он установил наличие специфических белков в плазме и в мембране эритроцитов. В результате этих исследований были выявлены три группы крови, а в 1907 году чешский ученый Ян Янский открыл четвертую группу. Эти группы составили систему крови, названную АВ0
В настоящее время изучено свыше 10 систем групп крови: АВ0 , резус–фактор (Rh ), MNSs , Lewis , Kell-Cellano , Duffy , Kidd , Gerbich, Diego, Luteran, Xg и другие. В то же время, далеко не все группы крови открыты и изучены.
В основе определения групп крови лежит принцип специфичного (комплементарного) взаимодействия между антигенами и антителами. Антигены и антитела – это вещества, способные к комплементарному связыванию с образованием комплексов (антиген–антитело). Реакции между антигенами и антителами называются серологическими .
Принадлежность к определённой группе крови является врождённой и не изменяется на протяжении жизни. Наибольшее значение имеет разделение крови на четыре группы по системе «AB0» и на две группы - по системе «резус». Соблюдение совместимости крови именно по этим группам имеет особое значение для безопасного переливания крови .

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ АНТИГЕНАХ И АНТИТЕЛАХ

      Антигены
Антигены – это самые разнообразные вещества, способные связываться с определенными белками – антителами . Антигенными свойствами обладают поверхностные структуры клеток и вирусов, а также отдельные молекулы и молекулярные комплексы. Все антигены имеют специфические участки (антигенные детерминанты), которые и определяют их антигенные свойства. Каждый антиген регулирует синтез соответствующего (комплементарного) антитела.
Образование разных антигенов контролируется разными генами, например:
Таблица 1. Соответствие систем антигенов и генов, контролирующих их образование.
Системы антигенов
Гены, контролирующие
образование
антигенов
Номер хромосомы, в которой локализованы гены, контролирующие образование антигенов
Точная локализация генов, контролирующих образование антигенов
Resus С, D, E (тесно сцеплены)
1 1 p36.2-34
Duffy Fy 1 1 q2
Kidd Jk 2 2 p13-2cen
MNSs L, S (тесно сцеплены)
4 4 q28-31
AB0 I 9 9 q34.1.2
Lewis Le 19 19 p13-q13
Luteran Lu 19 19 q1
      Антитела
Антитела (иммуноглобулины ) – это сложные белки, которые представляют собой гликопротеины со сложной четвертичной структурой. В большинстве случаев антитела образуются в результате иммунизации организма антигенами (например, при инфекциях или при попадании антигенов в организм иными способами). Существует особый раздел генетики – иммуногенетика , который изучает генетический контроль иммунного ответа.
Структурно- функциональными единицами антител являются мономеры, состоящие из двух длинных (тяжелых – H) и двух коротких (легких – L) полипептидных цепей, связанных между собой дисульфидными связями. Оба типа цепей имеют константные (С) и вариабельные (V) участки. Два вариабельных участка между тяжелыми и легкими цепями являются активными центрами, непосредственно образующими связи с антигенами; таким образом, один мономер антитела несет два активных центра и может реагировать с двумя одинаковыми антигенами. Активный центр антитела носит название F ab –участка. Базальная часть антитела способна встраиваться в мембраны клеток и носит название F c –участка. На поверхности многих клеток имеются рецепторы для F c –участка антитела, F c –рецепторы – это гликолипопротеины или гликопротеины разнообразной структуры, встроенные в мембрану самых разнообразных клеток. Большинство антител непосредственно реагирует с антигенами, но в некоторых случаях конформация антител такова, что для их взаимодействия с антигенами необходимо наличие молекул–посредников.
Антитела вырабатываются специализированными клетками иммунной системы – Т- и В-лимфоцитами. Различают поверхностные антитела (локализованные на поверхности Т- и В-лимфоцитов; поверхностные антитела Т-лимфоцитов контролируют клеточный иммунитет) и сывороточные антитела (они вырабатываются клетками–плазмоцитами, которые образуются из В-лимфоцитов, и обеспечивают гуморальный иммунитет).
Плацентарные млекопитающие (к которым относится и человек) могут продуцировать до миллиона различных антител. Таким образом, антитела обеспечивают образование самых разнообразных комплексов (антиген-антитело). Все множество антител распределяется по 5 классам иммуноглобулинов, различающихся по структуре и функциям: G, M, A, E, D. Молекулы иммуноглобулинов G, Е, D представлены мономерами, молекула иммуноглобулина М состоит из 5 мономеров, а молекула иммуноглобулина А может состоять из одного или двух мономеров. Антитела как сложные органические вещества также являются антигенами, т.е. могут вызывать синтез комплементарных им антител.
Антитела делятся на нормальные и иммунные . Например, у людей с 0 (I) группой крови, у которых отсутствуют антигены А и В, вырабатываются нормальные иммуноглобулины (агглютинины), которые относятся к классу IgM. Эти антитела не проходят через плаценту. При иммунизации таких людей антигенами А и В у них вырабатываются иммунные иммуноглобулины (изоантитела), которые относятся к классу IgA. Эти антитела проходят через плаценту и могут вызывать иммунологический конфликт между организмом матери и плодом.
Структура антител очень изменчива. Поэтому существует несколько уровней их разнообразия: изотипы, аллотипы, идиотипы, вариотипы. Изотип – группа иммуноглобулинов данного класса, характерная для определенного вида организмов. Например, иммуноглобулин G кролика и иммуноглобулин G человека – разные изотипы иммуноглобулина G. Соответственно, иммуноглобулин G кролика является антигеном для человека и наоборот. Изотип определяется особенностями участка F c . Аллотип – группа иммуноглобулина данного класса, характерная для определенной особи. Например, иммуноглобулин G у Иванова и иммуноглобулин G у Петрова – разные аллотипы иммуноглобулина G человека. Аллотип определяется генотипом особи. Идиотип – конкретные одинаковые молекулы иммуноглобулина данного класса, продуцируемые одним клоном клеток. В ходе дифференциации В–лимфоцитов каждая клетка приобретает способность синтезировать лишь один идиотип. Особенности идиотипа определяются строением вариабельных участков легкой и тяжелой цепей. Вариотип – группа иммуноглобулинов данного класса, отличающаяся от подобных групп последовательностью аминокислот, которая обычно консервативна (инвариантная последовательность).

Глава 2. ГЕНЕТИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ГРУПП КРОВИ

Доказано, что группы крови на 100% определяются генотипом. Таким образом, группы крови могут и должны быть охарактеризованы и с физиологической (иммунохимической), и с генетической точки зрения.

2.1. Генетико-физиологическая характеристика системы АВ0
С точки зрения генетики, наиболее изученной является система АВ0, определяющая I (0), II (А), III (В) и IV (АВ) группы крови. На поверхности эритроцитов могут находиться агглютиногены (антигены) А и В, а в плазме крови – агглютинины (антитела) a и b . В норме одноименные агглютиногены и агглютинины совместно не обнаруживаются. Нужно отметить, что А- и В-антигены образуют многочисленный ряд антигенов (А 1 , А 2 ... A; В 1 , В 2 …В).
Наследование групп крови системы АВ0. В системе АВ0 синтез агглютиногенов и агглютининов определяется аллелями гена I: I 0 , I A , I B . Ген I контролирует и образование антигенов, и образование антител. При этом наблюдается полное доминирование аллелей I A и I B над аллелем I 0 , но совместное доминирование (кодоминирование) аллелей I A и I B . Соответствие генотипов, агглютиногенов, агглютининов и групп крови (фенотипов) можно выразить в виде таблицы:
Таблица 2. Соответствие генотипов группам крови


Генотипы
Антигены (агглютиногены)
Антитела (агглютинины)
Группы крови (фенотипы)
I 0 I 0 нет a , b I (0)
I A I A , I A I 0 А b II(A)
I B I B , I B I 0 В a III (B)
I A I B А, В нет IV (AB)

В норме образуются нормальные антитела (агглютинины), которые синтезируются в очень небольших количествах; они относятся к классу М; при иммунизации чужеродными антигенами вырабатываются иммунные антитела класса G (подробнее различия между нормальными и иммунными антителами будут рассмотрены ниже). Если по каким-либо причинам агглютиноген А встречается с агглютинином a или агглютиноген В встречается с агглютинином b , то происходит реакция агглютинации – склеивания эритроцитов. В дальнейшем агглютинированные эритроциты подвергаются гемолизу (разрушению), продукты которого ядовиты.
Из-за кодоминирования наследование групп крови системы АВ0 происходит сложным образом. Например, если мать гетерозиготна по II группе крови (генотип I A I 0 ), а отец гетерозиготен по III группе крови (генотип I B I 0), то в их потомстве с равной вероятностью может родиться ребенок с любой группой крови. Если у матери I группа крови (генотип I 0 I 0 ), а у отца IV группа крови (генотип I A I B ), то в их потомстве с равной вероятностью может родиться ребенок или со II (генотип I A I 0 ), или с III (генотип I B I 0 ) группой крови (но не с I , и не с IV ).
Правила переливания крови.
и т.д.................

Цель урока: Дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий.

Оборудование:

  • Таблица “Кровь”.
  • Пробирки с кровью человека.
  • Натуральная плазма.
  • Тарелка и реактивы для определения групп крови.

Задачи урока:

Учебно-образовательные

  • Приобретение и усвоение значений учащихся по теме “Группы крови”.

Воспитательные задачи

  • Развитие диалектико-материалистического мировоззрения на основе научных открытий об иммунитете и групповых различий крови, а также медицинской генетики.
  • Забота и сохранение своего здоровья.
  • Стремление к знаниям.

Развивающие

  • Образование связано с умственным развитием и мышлением. В процессе обучения должно происходить развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, решение проблемных вопросов, умение делать выводы и обобщения.

Характер познавательной деятельности:

  • Репродуктивная – слушаю, запоминаю, работа с книгой.
  • Продуктивная – поисково-исследовательская – решить задачу, что-то отыскать, составить схему.
  • Творческая – решение той или иной задачи повышенной трудности, придумать что-то самому, составить авторскую задачу, программу и т.д.

Ход урока

I. Организационные моменты

II. Повторение пройденной темы

Индивидуальный опрос:

  1. Начертить схему внутренней среды организма.
  2. Начертить таблицу и расписать лейкоцитарную формулу (виды лейкоцитов).
  3. Рассказать о 1-м компоненте внутренней среды, о крови: что она собой представляет, из чего состоит.

Фронтальный опрос по ранее изученной теме “Иммунитет”:

Какие вы знаете защитные барьеры организма против инфекций? Назовите их.

а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот)

б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (лейкоциты).

Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (иммунитет)

Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость)

Какие виды иммунитета существуют?

а) Неспецифический – путем фагоцитоза (открыл И.И.Мечников)

б) Специфический – т.к. организм способен узнавать вещества отличные от его клеток и тканей

Как называются вещества, способные иммунную реакцию? – антигены (вирусы, бактерии, чужеродные клетки ткани)

А вещества, уничтожающие антигены? – антитела (гуморальный механизм)

Какие виды лимфоцитов вы знаете? (Т-лимфоциты, В-лимфоциты)

Их функции?

а) Т-лимфоциты – распознают микробные и другие антигены.

б) В-лимфоциты – выделяют в кровь антитела.

А если все-таки вещества – микробы проникли в клетку, то клетка сама начинает борьбу, выделяя вещества, такие как…(интерферон)

Кто и каким образом открыл иммунные свойства организмов? – Эдуард Дисейнер , англ. врач (1749-1823)

Что он предложил?

Что такое вакцина? (убитые или ослабленные микробы, которые вводятся в организм в виде прививок)

Какой ученый впоследствии также применял этот метод и создал вакцину против бешенства? (Луи Патер, франц. микробиолог)

Что представляет собой лечебная сыворотка? (сыворотка с готовыми антителами)

Вывод: Таким образом, иммунная система выполняет следующие функции

  • 1 функция – способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их.
  • 2 функция – отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций.
  • 3 функция – способность формировать иммунную память , которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.

Заболевание, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД)

Какие инфекционные заболевания вы знаете и болели сами?

Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.

III. Изучение новой темы: “Группы крови”

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей переливания крови.
  2. Выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины.
  3. Выяснить причины групповых различий у людей.

Введение в тему:

1) Учитель – вопрос к классу: Какие же функции выполняет кровь?

Почему ее называют “рекой жизни”?

2) история – применение крови с лечебной целью:

1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII, кровь трех десятилетних мальчиков.

История – переливание крови, первые опыты:

/удачный/ а) 1666 г. – лондонский анатом Роберт Лоуэр . 1-й опыт переливания крови на животных – собаках.

/удачный/ б) 1667 г. – франц. ученый Дени произвел переливание крови ягненка больному обескровленному юноше , после двадцати кровопусканий 2 переливание – специально нанятому парижскому носильщику.

Всего Дени произвел 6 переливаний, но 2 закончились неудачно (!) и против него был возбужден уголовный процесс. Он был оправдан, но переливание крови было запрещено! (1670 г.) – франц. парламент

/человеку/ В 1819 г. – англ. акушер Бландем сделал 1 переливание крови от человека к человеку. Таким путем он спас жизнь обескровленной роженицы.

Проблемная задача –

Учитель: Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом , а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

Вопрос: Как это объяснить?

Открытие группы крови:

В 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

Вопрос: На чем основаны групповые различия?

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика . Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови . Набор этих белков каждого человека строго постоянен ! У разных людей эти наборы неодинаковы.

Таблица групповых различий

Агглютиногены Агглютинины
Группа крови Белки эритроцитов Белки плазмы
I 00 a?
II A ?
III B a
IV AB 00

Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.

Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать.

Дать понятие:

1 . Универсальный донор

2. Универсальный реципиент

Rh – понятие о резус-факторе:

За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh “-” – людям следует переливать только в RH “-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh “+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh “-” , а плод развивается Rh “+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).

Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.

Значение знаний о группах крови:

Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

б) определение отцовства

в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости

2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови

Закрепление:

  1. Кто впервые обнаружил групповые различия?
  2. Сколько групп крови имеет человек?
  3. На чем основаны групповые различия? (определенные сочетания белков, эритроцитов и плазмы)
  4. Какой еще показатель крови нужно учитывать при переливании? (Rh-фактор)
  5. Какую группу крови можно переливать другим людям без риска? Почему?
  6. С какой группой крови люди могут принимать любую кровь? Почему?
  7. Значение знаний о группах крови.

Задание на дом:

  • § 19, стр. 97
  • Ответить на вопросы в конце параграфа.
  • Выяснить у родителей свою группу и Rh.
  • Подготовить доклады на тему: “Трансплантация органов и проблемы их совместимости”.

Группы крови

Различают 4 группы крови: OI, AII, BIII, ABIV. Групповые особенности крови человека являются постоянным признаком, передаются по наследству, возникают во внутриутробном периоде и не изменяются в течение жизни или под влиянием болезней.

Было установлено, что реакция агглютинации происходит при склеивании антигенов одной группы крови (их назвали агглютиногенами), которые находятся в красных кровяных тельцах - эритроцитах с антителами другой группы (их назвали агглютининам), находящимися в плазме - жидкой части крови. Разделение крови по системе АВ0 на четыре группы основано на том, что кровь может содержать или не содержать антигены (агглютиногены) А и В, а также антитела (агглютинины) α (альфа или анти-А) и β (бета или анти-Б).

Первая группа крови - 0 (I)

I группа - не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором.

Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за 60000 - 40000 лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера.

Вторая группа крови А β (II)

II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В - это I и II группы.

Эта группа появилась позже первой, между 25000 и 15000 годами до н.э., когда человек начал осваивать земледелие. Людей со второй группой крови особенно много в Европе. Считается, что люди, имеющие эту группу крови также склонны к лидерству, но более гибки в общении с окружающими, чем люди, имеющие первую группу крови.

Третья группа крови Вα (III)

III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А - это I и III группы.

Третья группа появилась около 15000 лет до н.э, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны.

Четвертая группа крови АВ0 (IV)

IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами.

Четвертая группа - новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко.

В группе крови OI агтлютиногенов нет, имеются оба агглютинина, серологическая формула этой группы ОI; кровь группы АН содержит агглютиноген А и агглютинин бета, серологическая формула - AII кровь группы ВШ содержит агглютиноген В и агглютинин альфа, серологическая формула - ВIII; кровь группы ABIV содержит агглютиногены А и В, агглютининов нет, серологическая формула - ABIV.

Под агглютинацией мы подразумеваем склеивание эритроцитов и их разрушение. «Агглютинация (позднелатинское слово aglutinatio - склеивание) - склеивание и выпадение в осадок корпускулярных частиц - бактерий, эритроцитов, тромбоцитов, клеток тканей, корпускулярных химически активных частиц с адсорбированными на них антигенами или антителами, взвешенных в среде электролитов»

Группа крови (фенотип) наследуется по законам генетики и определяется набором генов (генотипом), получаемых с материнской и отцовской хромосомой. Человек может иметь только те антигены крови, которые имеются у его родителей. Наследование групп крови по системе АВО определяется тремя генами - А, В и О. В каждой хромосоме может быть только один ген, поэтому ребенок получает от родителей только два гена (один от матери, другой от отца), которые и вызывают появление в эритроцитах двух антигенов системы АВО. На рис. 2 представлена схема наследования групп крови по системе АВО.

Антигены крови появляются на 2-3-м месяце внутриутробной жизни и к рождению ребенка хорошо определяются. Естественные антитела выявляются с 3-го месяца после рождения и к 5-10 годам достигают максимального титра.

Схема наследования групп крови по системе АВО

Может показаться странным, что группа крови может определять, насколько организм хорошо усваивает те или иные продукты, однако, медицина подтверждает тот факт, что существуют болезни, которые чаще всего встречаются у людей определенной группы крови.

Методику питания по группам крови разработал американский врач Питер Д"Адамо. Согласно его теории, усвояемость пищи, эффективность ее использования организмом напрямую связана с генетическими особенностями человека, с его группой крови. Для нормальной деятельности иммунной и пищеварительной систем человеку нужно употреблять продукты, соответствующие его группе крови. Иными словами, те продукты, которыми в давние времена питались его предки. Исключение из рациона веществ, несовместимых с кровью, уменьшает зашлакованность организма, улучшает работу внутренних органов.

Вам совершенно не обязательно быть вампиром, чтобы разбираться в особенностях человеческой крови. Достаточно просто более-менее внимательно слушать учителя на школьных уроках биологии.

Ну а если вы все-таки не слушали его, а теперь вам срочно понадобились эти знания (например, чтобы написать дипломную работу по биологии о группах крови), будем рады вам помочь и рассказать о группах крови максимально доступно и понятно. Поехали!

Немного истории

Еще в 8 веке до нашей эры в трудах поэта Гомера описывалось использование крови с лечебными целями. Однако в те далекие времена (и в 6 веке, и в Средние века) люди могли додуматься только до употребления этого компонента в качестве целебного напитка. Считалось, что употребление крови способствует омоложению.

Более-менее подробно систему кровообращения смогли описать лишь в 1628 году. Ученый Уильям Гарвей определил основные принципы и законы циркуляции крови в организме. Именно благодаря его работе последующие ученые смогли дойти до разработки методики переливания крови.

На заметку!

Первое переливание крови состоялось в 1667 году. Его успешно провел Жан-Батист Дени – французский ученый, личный лекарь короля Людовика XIV. По его приказу овечью кровь, собранную путем использования пиявок, перелили 15-летнему мальчику. И самое странное – он выжил!

Использование для этих же целей человеческой крови произвелось лишь в 18 веке. Чтобы спасти свою пациентку, акушер Джеймс Бланделл перелил ей кровь ее же мужа.


Несмотря на активную практику переливания крови с той поры смертность пациентов все еще была крайне высокая. А все потому, что такое понятие, как группы крови, было открыто лишь в 1901 году, а в 1940 году появилось и понятие резус-фактора.

Наши дни

Сегодня в медицине кровь человека классифицируется по двум основным группам:

  1. Система АВ0

Эту систему предложил Карл Ландштейнер в 1900 году. Он обнаружил в эритроцитах вещества белковой природы, которые назвал агглютиногены. Эти склеивающие вещества Карл разделил на 2 вида – А и В.

Агглютинины были найдены и в плазме крови. Они тоже разделяются на 2 вида - α и β.

Процесс агглютинации происходит в том случае, когда агглютиногены и агглютинины встречаются. При этом агглютинин α соединяет эритроцит с агглютиногеном А. соответственно, агглютинин β соединяет эритроциты с агглютиногеном В.

Агглютинация - склеивание и выпадение в осадок эритроцитов, несущих антигены, под действием специфических веществ плазмы крови - агглютининов.

В крови в одно и то же время невозможно найти одноименные агглютиногены и агглютинины (А с α и В с β). Такое возможно лишь в случае неправильно осуществленного переливания. И если такое произошло, то начинают склеиваться эритроциты. Склеенные комочки закупоривают капилляры и становятся смертельно опасными для человеческой жизни. При этом сразу после склеивания эритроцитов они начинают разрушаться. В результате распада выделяются ядовитые продукты, которые отравляют весь организм, вызывая тем самым разного рода осложнения, в том числе – и летальный исход.

Эта реакция (агглютинация) используется как раз для того, чтобы выявить группу крови. В ходе этого процесса участвует донор (человек, дающий свою кровь) и реципиент (человек, эту кровь принимающий в процессе переливания).

Важно!

Ни раса, ни национальность людей ни в какой мере не влияют на ту или иную группу крови. Она становится ясна при рождении человека и является неизменной на протяжение всей жизни.


Причем, есть четкие правила о том, какую группу кому можно переливать. Вот схема:

Правда, все же если речь идет о переливании больших объемов крови, то лучше все же остановиться на той же группы у донора, что и у реципиента.

  1. Резус-система

Бывали случаи, когда при соблюдении всех оптимальных условий при переливании даже одной и той же крови от донора к реципиенту имели места серьезные осложнения. А дело было в резус-конфликте .

У 85% людей в крови содержится белок, который называется резус-фактор. Это название ему дали благодаря его первой обладательнице – макаки-резус. Соответственно, у остальных 15% этого резус-фактора нет.

Кровь, в которой содержится резус-фактор обозначается Rh (+) и называется положительной. У крови, где нет резус-фактора, название отрицательной, и обозначается она Rh (-).


При переливании необходимо обязательно учитывать наличие или отсутствие этого момента у донора и реципиента, так как в плазме крови для этой составляющей крови не существует антител. Правда, в случае если перелить кровь резус-положительного резус-отрицательному человеку, такие антитела могут образоваться. И это тоже важно знать!

В общем, вы видите, как важно знать группы крови, математические закономерности в биологии и наследование группы крови, а также другие нюансы – это может спасти жизнь. А если вы интуитивно понимаете все это, но не в состоянии выполнить, скажем, контрольную, реферат или курсовую по группам крови (биология), можете посмотреть ниже видео урок или же обратиться за помощью к нашим авторам – квалифицированным биологам со стажем.

А вот и обещанный коротенький видеоурок по группам крови в биологии:
%

Принятая международная классификация обозначает каждую группу крови по наличию или отсутствию в ней двух агглютининов сывороток, которые названы альфа (а) и бета (b) и двух агглютиногенов эритроцитов, названных А и В. Первая группа крови определяется тем, что в ее эритроцитах отсутствуют агглютиногены, а в сыворотке имеются оба агглютинина - альфа и бета. Таким образом, полная формула крови 1 группы: I (0ab). В крови II группы эритроциты имеют только один агглютиноген - А, а сыворотка содержит один агглютинин - бета. Таким образом, полная формула крови II группы: II(Ab). III группа крови характеризуется тем, что эритроциты имеют только один агглютиноген - В, а ее сыворотка содержит только один агглютинин - альфа. Таким образом, полная формула крови III группы: III (Ва). IV группа крови отличается тем, что ее эритроциты имеют оба агглютиногена - А и В, а ее сыворотка вообще не содержит агглютининов. Таким образом, полная формула крови IV группы: (АВо). В настоящее время принято обозначать группы крови цифрой и по содержанию агглютиногенов эритроцитов: I(0); II(А); III(В); IV(AB). Содержание в крови человека агглютинов и агглютиногенов постоянно и в течение жизни не меняется. Может колебаться титр агглютининов в связи с состоянием организма, болезнями. Агглютиногены эритроцитов появляются на 3-м месяце внутриутробной жизни плода, а агглютинины сывороток - в течение первого года жизни. Титр агглютининов сыворотки детей низкий, чем и объясняется тот факт, что дети переносят переливание крови (как одногруппной, так и универсальной) с меньшей реакцией. Избирательной адсорбцией установлено, что агглютиноген А имеет две разновидности: А1 и А2, причем А1 встречается в 95 % случаев, а A2 - в 5 % случаев. Следовательно, можно говорить о шести группах крови, но в практической работе по переливанию крови пользуются делением людей на четыре группы. Распределение групп крови среди населения разных стран имеет некоторые различия, но в среднем считается, что людей I(0) группы - 41 %, II(А) - 38 %, III(B) - 18 % и IV(AB) - 3 %. Группу крови определяют с помощью стандартных сывороток или цоликлонов анти-А и анти-В. Переливание крови производится в обязательном порядке после: Определения группы крови больного. Определения группы крови донора. Пробы на индивидуальную совместимость. Пробы на биологическую совместимость. Резус фактор. У 85 % л юдей эритроциты имеют особое антигенное вещество, названное резус-фактор. Эти люди считаются резус-положительными, а остальные 15 %, не имеющие в крови резус-фактора, резус-отрицательными. Переливание резус-положительной крови резус-отрицательным больным приводит к выработке у них резус-антитела. При повторных переливаниях у них наступает тяжелая постгрансфузионная реакция, способная привести к смертельному исходу. Для предупреждения этого осложнения обязательно исследование крови на содержание резус-фактора. Резус-отрицательным больным, а также во всех сомнительных случаях можно переливать только резус-трицательную кровь. Действие перелитой крови на больного. В настоящее время выделяют заместительное, стимулирующее, кровоостанавливающее (гемостатическое), обезвреживающее (дезинтоксикационное), иммунобиологическое и питательное действие переливаемой крови. Абсолютно показано переливание крови в случаях, когда его нельзя заменить другими методами лечения, а отказ от него резко ухудшит состояние (или приведет к смерти больного.