Строение и генезис личности по эриксону. Социогенетическая теория э. эриксона. Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Среди классических теорий развития наибольшее внимание подростковому возрасту уделено в концепции Э. Эриксона, в основе которой лежит эпигенетический принцип. Развитие с позиции Эриксона представляет собой социальную адаптацию эго в условиях меняющихся, конкретнокультурных предписаний и систем ценностей. Развитие осуществляется на протяжении всей жизни и включает в себя восемь стадий. Отрочество - это пятая стадия жизненного пути личности, протяженность которой составляет семь лет (от 12 до 19 лет), а потенциальным результатом является появление первой целостной формы идентичности. Радиус значимых отношений в этот период начинает включать сверстников, а психосоциальный кризис как базовое противоречие развития разворачивается между эго-идентичностыо и ролевым смешением.

Эпигенетический принцип - понимание психического развития как ступенчатого, предзаданного процесса, направленного на расширение радиуса социальных отношений и социального кругозора, принимаемых обществом.

Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994) - американский психолог, психоаналитик, социолог, основатель эго-психологии. Профессор (с I960 г.) Гарвардского университета, ученик 3. Фрейда, проходил психоанализ у А. Фрейд и под ее же руководством изучал детскую психологию. В США преподавал в Гарвардском и Йельском университетах, вел частную практику в общей больнице, занимался детским психоанализом. Разработал концепцию эпигенетического развития личности, занимался терапией военных неврозов; исследовал взаимосвязь культуры и идентичности, взаимосвязь социальных потрясений и массовых неврозов.

Наиболее значимые работы: «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование» (1958), «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (1969), «Взрослый период» (1978), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Подростковый кризис самый серьезный, так как включает в себя прохождение заново всех критических периодов развития, сознательное решение предыдущих возрастных задач и осуществление значимого выбора. Это не конфликт между психологическими структурами, а конфликт внутри эго. Доверие, самостоятельность, инициативность и компетентность (достижения предыдущих кризисов) пересмотренные и осознанные обеспечивают создание интегральной идентичности (рис. 2.1).


Рис. 2.1.

По словам самого Эриксона, «появляющаяся интеграция в форме эгоидентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью» |82].

На противоположном полюсе находится смешение ролей, когда подросток либо не может сохранять внутреннюю тождественность и целостность, либо внутренняя картина не согласуется с оценкой тождественности и целостности, данной другими. Восприятие себя для подростков всегда должно подтверждаться обратной связью от других в опыте межличностного общения. Кризис идентичности или ролевое смешение ведет к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, неспособности устанавливать прочные, доверительные, интимные (в терминологии Эриксона) отношения.

Поиск идентичности обнаруживает себя в межличностных отношениях подростков и совершенно новым особым образом - подростковой влюбленностью. Период влюбленности, первоначально не имеющий сексуальной подоплеки, по мнению Эриксона, - это «попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся» .

Опору в построении идентичности подросток черпает в идеологических ритуализациях, когда обществом в конкретно-культурных моделях предпринимаются попытки вовлечь молодое поколение в идеологию патриотизма, правосудия, нормативности и пр. Ритуализации этого периода принципиально отличаются от ритуализаций детства, так как согласно Эриксону происходит идеологическое осмысление последовательности развития ритуалов. Вместе с тем подростки свободно импровизируют, создавая собственные, часто субкультурные ритуалы, обеспечивающие комфортные условия поиска Я и включения в группу сверстников. Взросление в том числе сопряжено со способностью и правом создавать ритуалы. Противоиоложностью социальной поддержке и нормированию развития являются ритуализмЫу загоняющие личности в определенные предписанные рамки. Ритуализмом подросткового возраста оказывается тоталитаризм, ограничивающий поиск Я единственной жестко заданной идеологией.

Ритуализация - задаваемые обществом с целью облегчения социализации устойчивые, повторяющиеся действия, имеющие общее социальное значение и вбирающие в себя опыт и растущую компетентность ребенка.

Успешное прохождение психосоциального кризиса связано с приобретением нового положительного качества - верности, как способности подростка быть верным своим ценностям, решениям, обязательствам. Верность составляет основу мировоззрения, способность придерживаться морали и разделять осознанно выбранную идеологию, как коллективную идентичность. Впрочем, подростковый период - не последний шаг в формировании идентичности и развитие, согласно Эриксону, продолжается в течение всей жизни.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория личности Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. , он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи классического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концепции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Не менее важно и то, что теория личности Эриксона связала воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Основные положения его концепции были изложены в книге «Детство и общество», которая принесла Эриксону широкую известность. Последующие его работы «Молодой Лютер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) заложили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических событий и персонажей. Созданное им направление в изучении истории психологической науки получило название психоистории.

Теория личности Эриксона не только пересматривает позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребенок - семья, а более конкретно на отношениях ребенок - мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как раз и связано с этой необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Организация и направление развития этих врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые изменяются от культуры к культуре и предопределяются традициями. Каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации для того, чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности, подробное описание которых приводится в гл. 4.

Подчеркивая важность формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важности сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром, 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Обосновывая положения своей психоистории, Эриксон стремился проанализировать исторические события с точки зрения биографии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ганди он соединяет их личные проблемы, связанные с переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколения. Описывая деятельность выдающихся людей, Эриксон подчеркивал, что значение этой деятельности связано с тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, становилась впоследствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную.

Теория личности Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни.

В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди -существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Самостоятельность и нерешительность

Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Предприимчивость и чувство вины

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Умелость и неполноценность

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Идентификация личности и путаница ролей

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из — за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов — теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человеку освобождение от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Близость и одиночество

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Общечеловечность и самопоглощенность

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Цельность и безнадежность

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону в таблице

Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
1 Орально-сенсорная до 1 года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота
8 Поздняя зрелость 65-смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson) - американский психолог в сфере развития человека.

По мнению Э. Эриксона, на протяжении всей жизни человек проходит определенные стадии развития. По мере прохождения таких периодов, он формирует отношение к самому себе, к окружающим его людям, социальной среде, также выстраивает основные ориентиры ближайшего развития. Каждая из стадий протекает на протяжении установленного временного отрезка.

Опыт, полученный человеком по мере прохождения стадий развития, может носить как положительный, так и отрицательный характер.

В этом обзоре подробнее рассмотрим стадии возрастных периодов развития, предложенные Эриком Эриксоном.

Стадия 1. Доверие и недоверие.

Длится на протяжении первого года жизни.

Положительный полюс - доверие. Базовое доверие закладывается у ребенка при условии, что он в достаточной степени получил заботу в виде любви и ласки.

В этот период у ребенка формируется способность доверять другим людям, доверять окружающему миру, обстоятельствам, получать удовольствие от близости, дарить тепло другим.

Отрицательный полюс - недоверие. Формируется, если ребенок на первом году жизни не получил должного ухода, внимания, любви и заботы. Человек приобретает такие качества, как боязливость, недоверие и подозрительность по отношению к окружающим. С усвоенным недоверием ребенок переходит в последующие стадии развития, что отрицательно сказывается на конструктивном усвоении нового опыта.

Такое нарушение может корректироваться в последующих стадиях развития при условии, что в жизни появится человек, способный глубоко проработать тему доверия-недоверия.

Стадия 2. Достижение равновесия.

Длительность - второй-третий годы жизни.

Положительный полюс - самостоятельность. На основе уже имеющихся в этот период моторных и психических способностей ребенок осваивает новые виды деятельности, в процессе научения формирует навыки и умения. Если обеспечить для этого процесса необходимые комфортные условия, всячески поощрять, то ребенок будет гордиться и наслаждаться новыми достижениями. При таком раскладе стадия завершается усвоенной самостоятельностью.

Отрицательный полюс - нерешительность и стыдливость. Такие характеристики закрепляются у ребенка, если воспитывающие его лица имеют нетерпение и спешат все делать за ребенка. При такой модели воспитания у ребенка закрепляется комплекс неспособности выполнять что-либо самостоятельно. Родители, стремящиеся оградить ребенка от «несчастных случаев», ругают его за провинности, таким образом дополнительно закрепляя чувство стыда за свои действия.

Если из второй стадии ребенок выносит большую дозу неуверенности, это неблагоприятно сказывается в дальнейшем на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.
Соотношение между самостоятельностью и нерешимостью может изменяться на последующих стадиях развития.

Стадия 3. Предприимчивость и чувство вины.

Период четырех - пяти лет.

В этот период дошкольник осваивает много физических навыков. Он не просто подражает взрослым и сверстникам, а сам активно придумывает себе занятия.

Положительный полюс - предприимчивость. Такая характеристика закрепляется у детей, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности. Возможность самостоятельно брать и делать закрепляет навыки предприимчивости у развивающегося ребенка. Кроме физической активности, такой подход закрепляет и интеллектуальную предприимчивость , также готовность отвечать на поставленные вопросы.

Отрицательный - чувство вины. Чувство вины как личностный паттерн закрепляется, если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры лишены смысла и неинтересны.

Сформированное таким образом чувство вины ребенок уносит в последующие стадии развития.

Стадия 4. Умелость и неполноценность.

Формируется у ребенка с шести до одиннадцати лет.

Стадия характеризуется развитием способности к дедукции (формирование логических умозаключений от простого к сложному), к организованной игровой деятельности и регламентированным занятиям (регламент - правила, порядок, устав). Именно на этой стадии дети учатся играть, учитывая при этом правила игры.

Положительный полюс - умелость. Формируется, если ребенка всячески поощряют за его деятельность, благодарят за доведенное до конца дело, правильно выполненное задание, хвалят и награждают за результаты.

Отрицательный - неполноценность. Такая доминанта формируется, если родители видят в деятельности ребенка лишь «баловство» и «пачканье».

Важно отметить, что на этой стадии развития окружение ребенка не ограничивается лишь семьей, к процессу воспитания и развития подключается социальное окружение, представленное различными социальными институтами. Эта особенность отличает теорию Эриксона от психоаналитических воззрений Фрейда, делающих основной акцент на семейном воспитании.

Начало кризиса подросткового возраста.

Стадия 5. Стадия идентификации личности и путаницы ролей.

Длительность стадии с двенадцати до восемнадцати лет. В этот период идет активное созревание психической функции подростка, формирование собственных взглядов. В этот период подросток испытывает интерес к мыслям и чувствам других людей, к тому, что они сами о себе думают. Это необходимо для формирования картины себя, своей «Я»-концепции. На этом этапе подросток активно вырабатывает или перенимает мировоззренческие позиции, призванные примирить внутренние противоречия, убрать нестабильность. На протяжении этого периода у подростка прослеживается повышенная способность к идеализации.

Положительный полюс - идентификация «Я». Происходит в том случае, если подросток приобрел способность обобщать и ему удалось выстроить общую картинку себя из фрагментов многочисленных ролей, усвоенных к этому периоду жизни. Роли: «Я сын», «Я ученик», «Я друг» - смогли интегрироваться и занять выгодные места в общей структуре «Я». Если подросток справился с такой задачей, у него появляется ощущение того, что он существует, где он находится и куда следует.

Влияние родителей в этот период носит косвенный характер, так как шансы на идентификацию значительно увеличиваются, если подросток уже к этому периоду выработал доверие, самостоятельность и умелость.

Отрицательный - путаница ролей. Если процесс обретения «своего Я» по каким-либо причинам задерживается или не происходит, подросток начинает путать все знакомые ему роли себя. Это сопровождается чувством опустошенности, тревоги.

Если даже в этом периоде у подростка получается распознать «свое Я», на последующих стадиях он все равно будет сталкиваться с факторами, противоречащими его представлениям о себе и угрожающими его идентичности.

Период начало зрелости характеризуется конфликтом среднего возраста.

Стадия 6. Близость и одиночество.

Продолжительность периода - время ухаживания за потенциальным партнером и ранний период совместной жизни.

Положительный полюс - близость. Близость здесь понимается не только как физическая характеристика, но и как способность заботиться о своем избраннике. Это способность делиться с партнером всем без боязни потерять себя. Развитие близости, как и идентичности, очень зависит от того, как человек преодолел более ранние этапы развития. Социальные условия могут как затруднять, так и облегчать условия близости.

Отрицательный - одиночество. Одиночество понимается как своеобразное состояние человека, неспособного разделить свою жизнь с близким человеком, отсутствие возможности заботиться о ком-либо. Очень часто это приводит к развитию компенсаторного поведения в виде ухаживания за животными.

Последующие стадии, а их по Э. Эриксону еще две, будут мной описаны после того, как появятся первые комментарии к статье:)