Таблица по биологии многообразие земноводных. Разнообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека. Отряд Безногие амфибии

Класс Земноводные, или Амфибии

Отряд Бесхвостые земноводные

Представители: жерлянки, чесночницы, крестовки, жабы, квакши и лягушки.

Бесхвостые обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задними конечностями.

Отряд Хвостатые земноводные

Представители: саламандры, тритоны, углозубы, лягушкозубы, амбистомы, протеи.

Хвостатые имеют вытянутое тело с довольно длинным хвостом, маленькой головой и четырьмя приблизительно одинаковыми длинными конечностями. У некоторых хвостатых земноводных конечности непропорционально малы или настолько редуцированы, что теряют опорную функцию.

Отряд Безногие земноводные

Представители: червяги.

Для безногих амфибий характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами, напоминающими членики червя.

Класс Рептилии

Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий, населявшего Землю в мезозойскую эру.

Сейчас насчитывается около 7000 видов рептилий, т. е. почти втрое больше, чем современных земноводных.

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Отряд клювоголовые

Отряд черепахи

Отряд крокодилы

Отряд чешуйчатые

Пресмыкающиеся являются первые настоящими наземными позвоночными:

размножаются на суше яйцами;

дышат только легкими, механизм дыхания у них всасывательного типа (при помощи изменения объема грудной клетки);

кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, кожных желез почти нет;

в желудочке сердца имеется неполная или полная перегородка, вместо общего артериального ствола от сердца отходят три самостоятельных сосуда;

почки тазовые.

Способны жить в сухом климате: в степях, пустынях и полупустынях.Большинство видов - в тропиках и субтропиках.

Тело состоит из головы, туловища, конечностей и хвоста.

Покровы: эпидермис покрыт чешуйками или щитками и практически не содержит желез (экономия воды). У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год.

Строение скелета

Позвоночник расчленяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы.

Из позвонков шейного отдела два передних образуют сустав, позволяющий голове не только двигаться в вертикальной плоскости относительно первого шейного позвонка, но и поворачиваться.

В туловищном отделе от 16 до 25 позвонков, каждый с парой рёбер. Первые несколько ребер прикрепляются к грудине, образуягрудную клетку .

В крестцовом отделе всего два позвонка, к широким поперечным отросткам которых причленяется таз.

В некоторых группах рептилий осевой скелет имеет отличия. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. У черепах позвонки туловищного отдела срастаются со спинным щитом панциря, вследствие чего неподвижны.

Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных.

Свое название пресмыкающиеся получили, благодаря особенному положению тела. Бедренные и плечевые кости расположены параллельно земной поверхности и расставлены в стороны, а тело провисает между конечностями, практически касаясь грунта. При передвижении конечности не выпрямляются, и брюхо соприкасается ("пресмыкается") с субстратом.

Пояс передних конечностей: лапатки, ключицы и каракоиды.

Скелет передних конечностей: плечо, предплечье и кисть.

Пояс задних конечностей: сросшиеся парные подвздошная, седалищная и лобковая кости.

Скелет задних конечностей: бедро, голень и стопа.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.

Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
  • обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,
  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
  • формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных их значение и охрана”, интерактивная доска, ноутбук на каждую группу(желательно2-3 человека) или компьютер подключенный к интернету, приложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных. Тема урока: Многообразие, значение и охрана земноводных. (запись темы в тетрадь) слайд №1.

Чтобы успешно справится с темой необходимо нам с вами на уроке выполнить следующие задачи (слайд №2)

Учитель: (слайд №3) Ребята, внимательно послушайте песенку водяного. “.... Пиявки и лягушки, фу какая гадость!”

А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:(ответы учащихся:скользкие, холодные,страшные, мерзкие,из-за них бывают бородавки.)

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. (слайд №4 ) От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Учитель: Для путешествия мы разделены по группы (можно по парам). Каждая группа снабжена для работы ноутбуками. Посмотрим, какая группа поработает продуктивно.

Учитель: Первая наша станция “Объясни” слайд №5

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах, кто быстрее ответит) (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

2. Видеофрагмент из мульфильма “Лягушка – путешественница” слайд №6 )

Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

Сообщение №1 (ученик)

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Учитель: (следующий видеофрагмент слайд № 7). Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы? (ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).

Следующая станция “Практическая”

Учитель: (работа в группах с ноутбуками и флеш-анимациями)

Следующее наше задание. Нам необходимо препарировать лягушку на интерактивной доске. Работаем группой на ноутбуках (флеш-анимация “Внутреннее строение лягушки” приготовить тестовый режим (слайд №8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравнение идет по интерактивной доске.

Следующая флеш-анимация “Внешнее строение лягушки” тестовый режим (слайд№9) проверка на интерактивной доске.

Следующая станция “Музыкальная”

Учитель: (Слайд№10)

А сейчас прослушайте детскую песенку “В траве сидел кузнечик”. С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор? (1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)

Следующая станция “Эволюционная”

Учитель: Жофруа Сент-Илер говорил “Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.” О каком явлении говорил ученый? (превращение головастика во взрослое земноводное”. (слайд №11) смотрим все в подтверждении этих слов на слайде №12.

Ну вот, ребята, наша небольшая разминка закончена. Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока. На карте этот этап называется "Новые сведения". И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.

III. Изучение нового материала.

Проблема:

Учитель: ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией (слайд №13) поможем юному натуралисту. (работаем 1-2 минуты). Это задание вызовет трудности у обучающихся при выполнении. Та как, они еще не изучали отряды Земноводных и не знакомились с Пресмыкающимися.

Учитель: Какие трудности вы испытываете?

Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные.

Учитель: Внимание! Проблемный вопрос. (слайд №14 ). Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Учитель: Внимание на слайд №15 давайте разберем эту путаницу.

Красным цветом здесь выделены...... (ответ детей – систематические категории ).

Давайте вначале расставим по порядку систематические категории. Какая, должна быть первой? (Ответ: Царство). Далее подцарство, тип, подтип, класс, отряд.

Теперь расставим соответствие. У нас остались три категории безногие, бесхвостые и хвостатые. Это ребята, название основных отрядов класса Земноводные.

Учитель: Итак, (слайд №16) давайте составим схему классификации земноводных. (беседа по слайду) запись схемы кратко в тетрадь.

Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна? (ответы детей слушаем и делаем вывод, что земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)

Учитель: Работа с учебником задание для каждой группы на слайде №17. (Ребята работают с параграфом №39 учебника биология 7 класс автор:В, М, Константинов). Через 1-2 мин. каждая группа дает краткую (2-3 предложения) характеристику своему отряду).

Учитель: Итак, ребята, следующее задание. Вам предстоит самим отправится на поиски интересующей нас информации в интернет. Время у вас2-3 минуты (слайд №18). По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда.

Учитель: А сейчас нам предстоит выполнить интерактивное задание всем вместе (слайд №19) . В правом нижнем углу у нас характеристики отрядов, а в правом верхнем представители отрядов. Надо расставить соответствие.(Работа со всем классом). По окончании составления схемы занести её в тетрадь.(4 мин.)

Учитель: А теперь физминутка! слайд №21 (Такая забавная и знакомая музыка вызовет эмоции у всех, даже в таком переходном возрасте, а значит отдохнуть хоть немножко ребенок сможет). 1 - 2 минуты.

Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших партах. Зачитайте данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта например:

Сколько лет живут амфибии?

Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет. Саламандры - 43 года.

У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания. Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.

Теперь поработаем с приложением №2. Какие земноводные вас поразили? (работа идет 5мин.) могут быть выбраны такие факты:

Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.

Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка - полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце - на 1/5.

В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше - всего 2 см. и т. д.

Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам №22, 23 )

Учитель: Оказывается форма зрачка у земноводных может многое рассказать. Кто перед вами. Работа по слайду №24.

А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!

Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми предложенными заданиями. А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? черный ящик (слайд № 25, звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.

1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г .)

2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Учитель: Следующее задание нам представлено на слайде №26. Вы часто видите и лягушек и жаб. А в чем между ними разница. Ответить вам помогут фотографии на слайде.

Запись в тетрадь отличий.

После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.

1. Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2. Объект питания позвоночных.

3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4. Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5. Пища для человека в некоторых странах.

Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№ 30,31 ) беседа.

Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№32)

На фоне слайда №33 учитель читает стихотворение.

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!

Учитель: Ну вот, ребята, и подходит к концу наше путешествие. Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? Выслушиваются аргументированные мнения ребят. Кстати в сказке о лягушке - царевне много правды. Лягушки действительно один раз в четыре года сбрасывают свою шкурку, но они её правда съедают сами. Вот вам и сказка ложь!

IV. Рефлексия. Закрепление.

Слайды №34, 25, 36. Возвращение к флеш-анимации слайд №13

Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы узнали лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит подготовить сообщение о земноводных Ростовской области. Кто узнает еще интересные сведения о земноводных может представить их в виде сообщений. Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.Слайд №37

Урок «Многообразие и значение земноводных»

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Задачи:

Образовательные :

    познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

    Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

    организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

    продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”

    На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

    продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха

Тип урока : комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.

Оборудование:

    презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-))

Суждения (вопросы)

Знак

Лягушки не могут жить без воды

Лягушки никогда не пьют воду

Лягушки и жабы дышат только легкими

Питаются лягушки только водорослями

Весной лягушки возвращаются в пруд,

где они родились

Из оплодотворённой икринки сразу

развивается лягушонок

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред

Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

Земноводные произошли от рыбообразных предков

Головастик- это личинка земноводных

Жабы- это вредители садов и огородов

Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу

От прикосновения к жабе появляются бородавки

Все земноводные – хищники

    Изучение нового материала.

Проблема У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Многоообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем задачи нашего урока.

    Многообразие земноводных

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

1стадия. Вызов.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

7. Что такое неотения?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

2 стадия.Осмысление.

    Учащиеся работают в парах. Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами (Приложение 1) – 10 мин.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

План характеристики отряда.

    Образ жизни.

    Строение.

    Распространение

    Представители, их характеристика.

    В процессе работы составляют таблицу

«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

    «Презентация” каждой группы у доски .

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

    Просмотр фрагментов видеоурока по каждому отряду.

Какие новые факты вы узнали из фрагмента?

    Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства .

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

    Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

    Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

    Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

    Служат объектом для науки

Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод : амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

    Охрана земноводных

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

7. Земноводные Курской области, Красной книги России.

Р ассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги. Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная. В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая. Жаба серая, или обыкновенная. Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

    Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Задание 2. П одумай и ответь. «Как и Почему» (при наличии времени)

Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?

Действительно ли опасен яд жабы для человека?

Почему жаба вымётывает большое количество икринок?

Почему лягушка получила такое название?

Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках жабу?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

V. Рефлексия.

Закончите предложения:

    Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

    “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

    Для меня этот учебный материал важен потому что...

    Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

VI . Домашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.

Приложение 1

Отряд Бесхвостые

    Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.

    Кожа гладкая или бугорчатая.

    На передних конечностях по 4, на задних по 5 пальцев , которые соединены у большинства видов перепонкой .

    В отличие от тритонов и саламандр, многие бесхвостые амфибии способны к голосовым реакциям ("песням"), особенно в брачный период. В отличие от хвостатых амфибий, у части видов бесхвостых амфибий отмечен так называемый "брачный пост ", т.е. в период размножения животные не питаются.

Бесхвостые амфибии имеют наиболее широкое распространение по сравнению с двумя другими отрядами современных амфибий. Они заселяют практически все районы земного шара, кроме полярных; отсутствуют на многих океанических островах. В горах встречаются на высоте более 5000 м над уровнем моря (в Гималаях и Андах), на территории бывшего СССР на высоте около 4000 м. Недавно новый вид зеленых жаб был обнаружен на высоте 5238 м у подножья ледника в горной системе Каракорум (Пакистан). Вероятно, это самая высокая находка амфибий в мире.

    В настоящее время в мире известно более 4000 видов , объединенных в 334 рода и 25 семейств .

    Серая жаба – крупное, до 20 см в длину. Зеленая жаба поменьше – до 14 см. Обе жабы большую часть времени проводят на суше. Их можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной они ненадолго переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Жабы сумеречные и ночные животные. В это время они кормятся, а днем зарываются в рыхлую почву или прячутся под камнями и в других укрытиях. В этих же местах жабы зимуют, впадая в спячку. Серая частенько забирается в погреба и подвалы

Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озерная, травяная и остромордая. Прудовая и озерная - лягушки зеленые. Свою жизнь они проводят в воде или возле нее. Зеленая окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 см., озерная – до 15.

    Травяная и остромордая – лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу. Размножаются в воде, а травяная там еще и зимует. Остромордые лягушки зимуют в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, трещинах, в кучах опавшей листвы. Травяные лягушки бывают до 10 см, а остромордые помельче, но они похожи. Чтобы отличить их, надо помнить: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой заостренная мордочка и во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

Как отличить лягушку от жабы.

    Кожа . У лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты. А у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник ее хватает, многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.

    Ноги. Лягушки гораздо проворнее жаб. Они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. У жаб ноги короткие, поэтому они медлительные.

    Зубы . Зубов у жаб нет, а у лягушки они имеются, правда только на верхней челюсти и очень мелкие

    Язык . Язык у жаб короче

    Икра . Кладки лягушачьей икры имеют вид комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров

Древесные лягушки – квакши живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах. На концах пальцев у квакши есть присоски, они и помогают квакше удерживаться, молниеносно и точно прыгать по ветвям и листьям. Эти присоски принесли квакше дурную славу. Некоторые люди считают, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже и пьет человеческую кровь. Но на человека они никогда не прыгают, а питаются насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Весной они откладывают икру в водоемах и снова уходят на деревья. Из икры через 10-12 дней выходят головастики, они быстро растут и к концу лета, превратившись в маленьких лягушат, выходят на сушу. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняют цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.

Отряд Хвостатые

  • Имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост.
  • Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. На передних конечностях по 4 пальца, а на задних - по 5 пальцев, реже по 4.
  • Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом.
  • Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
  • Для многих видов характерны так называемые брачные танцы , т.е. особый ритуал ухаживания за самкой.

    В поведении большое значение имеет обоняние (хеморецепторное распознавание).

    Оплодотворение наружное или внутреннее. Самки откладывают от десятка до трех и более сотен яиц (икринок) ; у некоторых видов наблюдается живорождение . Личинки во многом внешне похожи на взрослых, но снабжены жабрами , по 3 с каждой стороны:

  • Во многих семействах отряда Хвостатых встречается явление так называемой неотении, т.е. размножения на личиночной стадии; взрослая стадия может даже вообще отсутствовать! Аксолотль – личинка тигровой амбистомы, способная к размножению
  • Распространены преимущественно в северном полушарии. В Австралии отсутствуют, в Африке встречается всего 4 вида (и около 800 видов земноводных других отрядов), лишь несколько видов населяют север Южной Америки. Более обычны в горных районах, где мало бесхвостых земноводных.

    Отряд Хвостатые – наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. К хвостатым амфибиям относятся тритоны, саламандры, американские амбистомы

    В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14-18 см и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. В обычное время гребень у самцов малозаметен.

    Сверху и с боков гребенчатые тритоны окрашены в тёмно-коричневый цвет и покрыты тёмными пятнами, отчего кажутся практически чёрными. В нижней части бока тритона покрыты мелкими белыми точками, более заметными у самцов в период размножения. Самки окрашены скромно, их расцветка светлее, гребень отсутствует. На спинке у самки заметна жёлтая продольная линия. Брюшко гребенчатого тритона жёлтое или оранжевое, покрыто крупными чёрными пятнами, узор индивидуален для каждого тритона. Вдоль хвоста проходит серебристо-серая полоса. Кожа грубая, шероховатая, на брюшке гладкая. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки - скрип, писк и глухой свист.

    В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли Величина их – 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучил, оказалось, что это личинки амбистомы, земноводного из отряда Хвостатые. Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинок они живут до тех пор, пока в озере много воды: если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Взрослые амбистомы живут не в воде, а на суше, в сырых, тенистых местах. Аксолотли в природе встречаются только в Америке. У нас они содержатся в аквариумах, в живых уголках.

Эти животные на личиночной стадии способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.

Приложение 2.

Задание 1 группе

    Отряда Хвостатые в связи со средой обитания.

    Кто такие аксолотли?

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Хвостатые

Задание 2 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Безногие в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Безногие

Задание 3 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Бесхвостые в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Как отличить жабу от лягушки?

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Отряд Бесхвостые земноводные

Как показывает название, объединяет земноводных, лишенных хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. В мире известно около 3 500 видов. В нашей стране обитают лягушки, жабы и квакши.

Рисунок: Многообразие земноводных - остромордая лягушка, прудовая лягушка, обыкновенная квакша, обыкновенная жаба, гребенчаты тритон

Лягушки

Лягушки бурые - травяная и остромордая - весной появляются очень рано, как только сойдет снег, и отличаются от зеленых не только бурой окраской, но и негромким урчанием. Зеленые лягушки - прудовая и озерная - весной пробуждаются позже бурых, когда растает лед на прудах, озерах и заводях, и заявляют о себе громким кваканьем самцов.

Жабы

Жабы легко отличаются от лягушек по грубой коже, покрытой бугорками. Кожа жаб выделяет едкую жидкость, которая вызывает раздражение, попадая в глаза или рот. Если это случится, следует немедленно промыть их чистой холодной водой. Рассказы о том, что кожные выделения жаб вызывают у человека появление бородавок, лишены всякого основания.

Жабы активны в темное время суток, а днем прячутся в различные убежища. Задние конечности жаб короче, чем у лягушки. В связи с этим жабы хуже прыгают.

Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить вдали от водоемов и только на период размножения уходят в воду. Они поселяются в огородах, на полях, в лесах, парках и приносят человеку большую пользу, истребляя различных вредителей культурных растений.

Квакши

В нашей стране в южных областях европейской части, на Кавказе и на Дальнем Востоке встречаются маленькие лягушки длиной 4-5 см - квакши. Увидеть их почти невозможно, так как живут они... на деревьях. Но кричат они очень громко. Вниз спускаются весной для икрометания и осенью - на зимовку.

Отряд Хвостатые земноводные

Отряд Хвостатые земноводные объединяет земноводных, имеющих длинный хвост и короткие ноги. Они передвигаются при помощи ног, волнообразных движений туловища и хвоста. Известно около 350 видов хвостатых земноводных. Из них наиболее известны тритоны.

Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. Особенно высокий он у самцов. Летом тритоны выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни неподалеку от различных водоемов (в старых пнях, ямах и других влажных убежищах). В период наземной жизни гребень у тритона не развит.

В лесах Карпатских гор и на Кавказе живут саламандры. Их кожные выделения ядовиты. Окраска обыкновенной саламандры предостерегающая - черная, с яркими желтыми пятнами.

Значение и охрана земноводных

Земноводные играют большую роль в природе, входя в цепи питания, и большинство их полезны для человека. Они поедают много различных вредителей растений. Особенно полезны жабы, так как часто поселяются на огородах и здесь истребляют голых слизней. Зеленые лягушки истребляют множество личинок и куколок кровососущих комаров. Большое значение имеют лягушки как лабораторные животные: на них проводятся разнообразные опыты по биологии и медицине.

Рисунок: Редкие и исчезающие виды земноводных - альпийский тритон, камышовая жаба, карпатский тритон

Всех земноводных следует не только всемерно охранять. Нельзя загрязнять различные мелкие водоемы, ибо в них как раз могут размножаться земноводные. Во многих странах изданы специальные законы, запрещающие их истребление. Иногда принимаются даже специальные меры, ограждающие их от гибели. Так, в некоторых странах с интенсивным автомобильным движением устраивают под автодорогами специальные тоннели, по которым могут передвигаться лягушки, меняющие места обитания.

Общая характеристика земноводных

Земноводные - холоднокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются парные конечности и легкие. У взрослых сердце трехкамерное, они имеют два круга кровообращения. Органы зрения и слуха приспособлены функционировать в воздушной среде. Водные черты земноводных проявляются в том, что у них откладка икры и развитие личинок происходит в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний.

    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы класса Земноводные. Записать в тетради.

    Изучить строение земноводных. Выполнить конспект в тетради.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов земноводных.

    Изучить внешнее и внутреннее строение земноводных на примере Лягушки (вскрытие лягушки).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных V (красной галочкой) в печатной методичке. Их (печатные методички) следует искать в лаборантской кафедры биологии и экологии. В данной электронной методичке рисунки помещены в конце материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие земноводных

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации земноводных.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Лягушки.

Общая характеристика земноводных

В современной систематике животных Земноводные (Amphibia), или их еще иначе называют Амфибиями, это класс в типе Хордовые (Chordata) подтипа Позвоночные (Vertebrata).

Ароморфозы земноводных

Основные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма) Земноводных следующие:

  1. образование пятипалой конечности;

    развитие мешковидных легких;

    трехкамерное сердце и возникновение второго кру­га кровообращения;

    прогрессивное развитие нервной системы;

    дифференцировка мышц;

    формирование среднего уха.

Земноводные - первые наземные позвоночные, сохранившие связь с водной средой. Они занимают промежуточное положение между на­стоящими наземными и водными позвоночными животными: размножение и развитие происходят в водной среде, а взрослые особи обитают на суше.

Земноводные произошли от древних девонских кистеперых рыб (350 – 345 млн. л.н.). Современные отряды земноводных появились в конце юры – в начале мела (135 – 130 млн. л.н.) мезозойской эры и сохранились до сих пор.

Современные земноводные включают три отряда: безногие (около 200 видов), хвостатые (около 400 видов) и бесхвостые, (около 4 тыс. ви­дов). Они широко распространены в различных природных зонах, преиму­щественно населяют влажные места и берега водоемов. Холоднокровные животные, активны в утренние и вечерние часы, когда влажность воздуха и температура довольно высоки.

Строение земноводных

Строение земноводных следует рассматривать на примере Лягушки травяной Rana temporaria (тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Земноводные, отряд Бесхвостые). Для работы можно использовать и бурых лягушек (вид Лягушка травяная), и зеленых лягушек (виды Л. прудовая, Л. озерная). Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера, Сибири и вы­сокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду бурые наземные лягушки прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую дождливую погоду наступает время их охоты.

Зеленые лягушки живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем. Питаются лягушки различными насекомыми, главным образом жуками и двукрылыми, но поедают также пауков, наземных и водных брюхоногих моллюсков, а иног­да и мальков рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, непод­вижно сидя в укромном месте.

При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу.

Активны лягушки только в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Зиму проводят на дне водоемов или же прячутся в ямах, норах грызунов, под кучами камней.

Проведя зиму в состоянии оцепенения, лягуш­ки с первыми лучами весеннего солнца «просыпаются» и приступают к размножению. В этот период самцы громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, ко­торые при квакании раздуваются по бокам головы самца. При размножении животные разбиваются попарно. Половые клетки по трубчатым протокам попадают в клоаку, а оттуда выбрасы­ваются наружу.

Самки земноводных откладывают в воду икру, похожую на икру рыб. Самцы выпускают на нее сперму, содержащую спер­матозоиды. Через некоторое время оболочка каждой икринки разбухает и превращается в студенистый прозрачный слой, вну­три которого видно яйцо. Верхняя половина его темная, а нижняя светлая: темная часть яйца лучше использует солнечные лучи и сильнее нагревается. Комки икры у многих видов лягушек всплы­вают на поверхность, где вода теплее. Низкая температура задерживает развитие. Если погода теп­лая, яйцо многократно делится и превращается в многоклеточный зародыш. Через одну-две недели из икринки вылупляется личин­ка лягушки - головастик. Внешне он напоминает маленькую рыб­ку с яйцевидным телом и большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами (в виде небольших пучков по бо­кам головы). Вскоре они сменяются внутренними жабрами.

У головастика только один круг кровообращения и двухкамер­ное сердце, на коже заметны органы боковой линии. Таким обра­зом, личинка лягушки (и других земноводных) имеет некоторые черты строения рыб.

Первые дни головастик живет за счет запасов питательных веществ икринки. Затем у него прорезывается рот, снабженный роговыми челюстями. Головастики начинают питаться водорослями, простейшими и другими водными организмами.

Общая характеристика земноводных

Дальней­шие изменения головастиков идут тем скорее, чем жарче погода. Сначала у них появляются задние ноги, потом передние. Разви­ваются легкие. Головастики начинают подниматься к поверхности воды и заглатывать воздух. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. От момента откладки икры до конца превращения головастика в лягушку проходит около 2-3 месяцев. Лягушата, как и взрос­лые лягушки, питаются животной пищей. Они могут размножать­ся с третьего года жизни.

Итак, тело лягушки состоит из головы, туловища и пар­ных конечностей. Голова широкая, уплощенная, с большой ротовой ще­лью и выпуклыми глазами, сзади которых имеются две округлые барабан­ные перепонки, закрывающие снаружи полость среднего уха (рис. 1). Пара наружных ноздрей закрыта клапанами и связана с внутренними но­здрями - хоанами. Шея почти не выражена. Туловище уплощено и соеди­нено с головой подвижно.

Рис. 1. Голова лягушки.

1 - рот; 2 - наружное носовое отверстие; 3 - верхнее веко; 4 - нижнее веко; 5 - барабанная перепонка; 6 - наружные резонаторы; 7 - язык; 8 - хоаны; 9 - отверстия евстахиевых труб; 10 - гортанная щель; 11- сошниковые зубы; 12 – глаз.

Общая характеристика земноводных

Покровы. Кожа голая, лишенная чешуи. Состоит из многослойного эпи­дермиса и собственно кожи. Эпидермис содержит многоклеточные желе­зы, выделяющие слизь, которая обладает бактерицидными свойствами и облегчает газообмен (кожное дыхание).

Скелет состоит из осевого скелета туловища (позвоночника), скелета головы (черепа) и скелета парных конечностей (рис. 2).

Рис. 2. Скелет лягушки.

1 - череп; 2 - лопатка; 3 - позвоночник; 4 - кости таза; 5 - хвосто­вая кость; 6 - бедро; 7 - кости голени (срослись в одну); 8 - стопа; 9 - плечо; 10 - предплечье; 11 - кисть; 12 - грудина; 13 – ключица.

Общая характеристика земноводных

Позвоночник в связи с передвижением прыжками сильно укорочен, по­звонки прочно сочленены друг с другом. Состоит из четырех отделов: шей­ный - включает один позвонок, подвижно причленяющийся к затылоч­ному отделу черепа; туловищный - включает семь позвонков, ребра ре­дуцированы или отсутствуют; крестцовый - включает один позвонок, несущий длинные поперечные отростки, к которым причленяются под­вздошные кости таза; хвостовой - позвонки срастаются, образуя длин­ную косточку - уростиль.

Череп широкий и плоский, значительная часть образована хрящом. Крупные отверстия глазниц располагаются сверху, а не с боков, как у рыб. Соединяется с позвоночником при помощи двух мыщелков, образованных затылочными костями.

Скелет конечностей включает пояса конечностей и скелет свободных конечностей. Плечевой пояс представлен парными костями - лопатками, ключицами, вороньими костями (коракоидами) и непарной костью груди­ны. Грудной клетки нет. Скелет передней конечности состоит из плеча (плечевая кость), предплечья (сросшиеся лучевая и локтевая кости) и кис­ти (кости запястья, пясти и фаланги пальцев). Тазовый пояс представлен парными подвздошными, седалищными и лобковыми костями, сросшими­ся между собой в таз. Он прикреплен к крестцовому позвонку через под­вздошные кости. Скелет задней конечности состоит из бедра (бедренная кость), голени (сросшиеся большая и малая берцовые кости) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Перед первым пальцем задней конечности имеется рудимент добавочного пальца. Удлиненные пальцы со­единены плавательной перепонкой.

Внутреннее строение земноводных представлено на рисунке 3.

Мышечная система усложняется и специализируется в связи с пере­движением по твердому субстрату (выходом на сушу). Мышцы головы поднимают и опускают нижнюю челюсть. Мышцы дна ротовой полости участвуют в процессе легочного дыхания. Туловищная мускулатура сегментирована и представлена мышечными лентами, разделенными соединительной тканью. Сильно развиты мышцы конечностей (особен­но задних).

Нервная система. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг более крупный, чем у рыб; полушария мозга полностью раз­делены; дно боковых желудочков, бока и крыша содержат нервные клет­ки, т. е. сформирован настоящий мозговой свод - архипаллиум, старая кора; промежуточный мозг хорошо развит, собирает информацию от всех орга­нов чувств, регулирует работу желез внутренней секреции; средний мозг сравнительно небольших размеров, содержит зрительные доли; мозжечок слабо развит в связи с однообразными, несложными движе­ниями; продолговатый мозг является центром регуляции дыхательной, крове­носной и пищеварительной систем. От головного мозга отходят десять пар черепно-мозговых нервов.

Общая характеристика земноводных

Рис. 3. Анатомия самки лягушки.

1 - пищевод; 2 - желудок; 3, 3", З 2 - до­ли печени; 4 - поджелудочная железа; 5 - тонкая кишка; 6 - прямая кишка; 7 - клоака; 8 - желудочек сердца; 9 - левое предсердие; 10 - правое предсердие; 11 - сонная артерия (правая); 12 - ко­рень аорты (левый); 13 - легочная арте­рия (левая); 14 - нижняя полая вена (задняя); 15 - брюшная вена; 16 - лег­кие; 17 - левая почка; 18 - правый яич­ник; 19 - левый яичник; 20 - устье (во­ронка) левого яйцевода; 21 - мочевой пузырь; 22 - желчный пузырь; 23 - селе­зенка.

Общая характеристика земноводных

Спинной мозг заключен в спинномозговой канал позвоночника. Спин­номозговые нервы образуют плечевое и поясничное сплетения. Хорошо развита симпатическая нервная система, представленная двумя нервны­ми стволами, расположенными по бокам позвоночника.

Поведение амфибий несложно и основано на безусловных рефлексах.

Органы чувств. Органы вкуса расположены в ротовой полости и раз­виты очень слабо. Различают только горькое и соленое. Органы обоняния представлены обонятельными мешками со складчатой поверхностью, выстланной чувствительным эпителием. Обонятельные мешки соедине­ны с внешней средой - парными наружными ноздрями, с ротоглоточной полостью - внутренними ноздрями (хоанами). Начинается дифференцировка носовой полости на обонятельный и дыхательный отделы, появ­ляется носослезный канал и железы (смачивающие слизистую обоня­тельных мешков). Дыхательный отдел обонятельного мешка не имеет складок и выстлан простым эпителием. Орган обоняния функционирует только в воздушной среде, а в воде наружные ноздри закрываются кла­панами. В области хоан имеется якобсонов (вомеронозальный) орган для получения обонятельной информации о пище, находящейся в ротовой полости. Органы зрения (глаза) имеют строение, характерное для назем­ных животных. Зрение бинокулярное. Роговица становится выпуклой (в воде уплощается), хрусталик приобретает форму двояковыпуклой линзы, что увеличивает дальнозоркость. Появляются круговые мышцы зрачка и хрусталика. Аккомодация зрения осуществляется за счет пере­мещения хрусталика при помощи сокращения ресничной мышцы. Взрослые особи имеют веки (верхнее и нижнее), мигательную перепонку (третье веко) в переднем углу глаза, предохраняющие от высыхания и загрязнения. Имеется слезная железа, секрет которой омывает глазное яблоко. Орган слуха и равновесия представлен средним, внутренним ухом с тремя полукружными каналами (орган равновесия). Орган слуха приспособлен к восприятию звуковых раздражений в воздушной среде. Наружные слуховые отверстия располагаются на голове позади глаз и затянуты округлой барабанной перепонкой, воспринимающей звуко­вые колебания. Колебания перепонки передаются к слуховой косточке - стремечку, - расположенной в полости среднего уха. Стремечко упи­рается в овальное окно, ведущее в полость внутреннего уха, передавая ему колебания барабанной перепонки. Нижняя часть полости среднего уха открывается в ротоглотку с помощью слуховой (евстахиевой) трубы для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки. Органы осязания - кожные рецепторы. Боковая линия свойственна ли­чинкам всех амфибий. Чувствительные клетки этого органа расположе­ны не в углубленном канале, а лежат поверхностно в коже.

Пищеварительная система. Все земноводные - активные хищ­ники, реагирующие на подвижную добычу (беспозвоночные, мальки рыб). Ротовое отверстие ведет в об­ширную ротоглоточную полость, которая лишена жаберных щелей (за исключением личинок головас­тиков). Крышей полости является

Общая характеристика земноводных

основание черепа - первичное твердое нёбо. Зубы не дифференци­рованные, располагаются на верх­ней челюсти и служат для удержа­ния добычи. Язык двураздельный, прикреплен передним концом к ни­жней челюсти и легко выбрасыва­ется за добычей. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Проглатыванию добычи по­могают глаза, втягивающиеся в ро­товую полость. Далее идет корот­кий пищевод, желудок, кишечник, состоящий из двенадцатиперстной кишки (куда впадают протоки пе­чени и поджелудочной железы), тонкой кишки и прямой кишки, заканчивающейся расширением - клоакой. В клоаку впадают прото­ки половых желез, мочеточники и мочевой пузырь (вырост стенки клоаки).

Дыхательная система. Во взрос­лом состоянии дыхание происходит при помощи парных легких и кожи. Легкие - парные мешки, имеющие тонкие ячеистые стенки, пронизан­ные кровеносными капиллярами, где происходит газообмен. Воздухонос­ные пути короткие, представлены носовой и ротоглоточной полостями, гортанью. В гортани самцов имеются голосовые связки (способные изда­вать звуки). Дыхание обеспечивается движениями дна ротоглоточной по­лости. При опускании дна воздух засасывается в ротоглоточную полость через ноздри. При поднимании дна полости и закрывании ноздрей клапа­нами воздух проталкивается в легкие. Дыхательная поверхность легких невелика и соотносится с площадью поверхности кожи как 2:3. Дополнительный газообмен происходит через влажную кожу. Кожное дыхание осуществляется как в воде, так и на суше. Особое значение оно имеет при длительном нахождении в воде (во время спячки, в случае опасности). В личиночном состоянии дыхание происходит при помощи жабр.

Кровеносная система замкнутая, состоит из малого (легочного) и большого кругов кровообращения. Появление второго круга связа­но с появлением легочного дыхания. Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и одного желудочка, имеющего на внутренней поверх­ности складки (трабекулы), препятствующие полному смешению арте­риальной и венозной крови. Оба предсердия открываются в желудочек одним общим отверстием. Из желудочка выходит один сосуд - артери­альный конус со спиральным клапаном в основании, который обеспечи­вает распределение крови. От артериального конуса отходят три пары артерий: кожно-легочные артерии несут венозную кровь к коже и лег­ким; правая и левая дуги аорты несут смешанную кровь, сливаясь, об­разуют спинную аорту, от которой отходят артерии ко всем частям и органам тела. Сонные артерии несут артериальную кровь к голове.

От задней части тела кровь собирается в непарную заднюю полую вену, проходя через воротную систему печени и почек, впадает в венозную пазу­ху и правое предсердие. От передней части тела венозная кровь собирает­ся в правую и левую передние полые вены, в венозную пазуху и правое предсердие.

Малый (легочный) круг кровообращения начинается кожно-легочными артериями, несущими венозную кровь к органам дыхания, где происхо­дит

Общая характеристика земноводных

газообмен. От легких обогащенная кислородом кровь по парным ле­гочным венам попадает в левое предсердие.

Большой круг кровообращения начинается дугами аорты и сонными ар­териями, которые ветвятся в органах и тканях. Венозная кровь по парным передним полым венам и непарной задней попадает в правое предсердие. В передние полые вены впадают и кожные вены соответствующей сторо­ны, которые несут артериальную кровь.

Выделительная система представлена парными продолговатыми туловищными (мезонефрос, первичными) почками, лежащими в полос­ти тела по бокам от позвоночника; мочеточниками и мочевым пузырем. В туловищных почках не происходит обратного всасывания воды, по­этому мочевой пузырь является резервуаром воды, в котором происхо­дит ее обратное всасывание. При наполнении пузыря моча выбрасывается наружу через отверстие клоаки. Дополнительными органами выде­ления являются кожа и легкие. Основным конечным продуктом обмена является мочевина. Большая потеря воды организмом через органы вы­деления и поверхность кожи не позволяет лягушке надолго покидать влажные места.

Половая система. Раздельнополые. Половые железы парные. У сам­цов семенники не имеют самостоятельных выводных путей. Семявыносящие канальцы проходят через передний отдел почки и впадают в мочеточ­ники, которые одновременно служат и семяпроводами. Перед впадением в клоаку образуется расширение - семенной пузырек, в котором времен­но резервируется семя. Над семенниками лежат жировые тела, служащие для питания семенников и развивающихся в них сперматозоидов. Величи­на жировых тел меняется по сезонам. Осенью они велики; весной, во вре­мя интенсивного сперматогенеза, вещество их энергично расходуется, и размеры жировых тел резко сокращаются. Копулятивных органов нет. Яичники самок весной увеличены и заполняют всю брюшную полость. Они содержат зрелые яйцеклетки (икринки). Через разрыв тонкой стенки яичника икринки выпадают в полость тела и через воронку яйцевода по­падают в длинный извитой яйцевод, который открывается в клоаку. Опло­дотворение наружное, происходит в воде. Земноводные являются анамниями, т.е. позвоночными животными, чьи зародыши не имеют специальных зародышевых оболочек, поэтому развитие зародыша происходит в водной среде.

Развитие (непрямое) происходит с метаморфозом. Через неделю по­сле оплодотворения из икринки вылупляются личинки - головастики. Они ведут водный образ жизни, имеют наружные жабры, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, органы боковой линии, парные ко­нечности отсутствуют. Некоторые виды земноводных проявляют заботу о потомстве.

Сравнительная характеристика лягушки и головастика представлена в таблице 1.

Общая характеристика земноводных

Таблица 1.

Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Головастик

Форма тела

Рыбообразная.

Хвост с плавательной перепонкой. На некоторых стадиях развития нет конечностей

Тело укорочено. Хвоста нет. Хорошо развиты две пары конечностей

Образ жизни

Наземный, полуводный

Передвижение

Плавание при помощи хвоста

На суше - прыжки при по­мощи задних конечностей. В воде - отталкивание зад­ними конечностями

Водоросли, простейшие

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб

Жабры (сначала наружные, затем - внутренние). Через поверхность хвоста (кожное)

Легочное, кожное

Органы чувств:

Боковая линия

Слух (среднее ухо)

Крове-носная система

Один круг кровообращения. Двухкамерное сердце. Кровь в сердце венозная

Два круга кровообращения (появляется легочный). Трехкамерное сердце. Кровь в сердце смешанная

Общая характеристика земноводных