Творчество ахмадулиной в кинофильмах. Белла Ахмадулина: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото. Биография Беллы Ахмадулиной

Сегодня мы познакомимся с одной из самых известной советской поэтессой, переводчицей, сценаристкой и просто красивой женщиной Беллой Ахмадулиной. Стихотворения знамениты не только старшему поколению, но и подросток, так как ее изучают в школьной программе. Её биография, личная жизнь, дети, творческий успех интересует многих поклонников.

В этой статье вы найдете подробные ответы на все вас интересующие вопросы о величайшей лирической поэтессе второй половины ХХ века. Она была одна из ярких поэтов 60-х годов. Прочитав ее стихотворения, поймешь, что в них полностью отсутствуют социальные темы.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Беллы Ахмадулиной

Знаменита русская поэтесса, переводчик, ее стихотворения популярны по сей день. Фанатов поэтессы интересует вопрос, какой был рост, вес, возраст. Годы жизни Беллы Ахмадулиной, когда она скончалась. На 73 году ушла из жизни Белла.

Она была, высокой, статной дамой. Её рост был 170 сантиметров, а вес 46 килограмм. Белла Ахмадулина рожденная под знаком Зодиака Овен, а по восточному календарю она Бык. Её характер во всех отношения соответствует характеристикам этого знака Зодиака.

Биография Беллы Ахмадулиной

Полное имя Беллы — Изабелла Ахмадулина. Имя ей дала бабка, из – за того что в СССР в те года были популярны испанские имена. Изабелла родилась в далеком 1937 году 10 апреля в городе Москва.

Её семья была достаточно обеспеченной, так как отец занимал высокую должность, а мать была переводчицей, служила КГБ. В Белле смешанная кровь, так как ее предки являются русской, татарской и испанской национальности.

Во время военных действий Беллу увозят в Казань, где жила вторая её бабка. В 1945 году девочка с матушкой возвращается в Москву, где возобновляется в школе. Будущая писательница любила проводить время за книгой, но в школе ей было скучно и Белла училась неохотно из – за этого.

Первые стихи она начала писать, когда обучалась в школе, а в восемнадцать лет состоялся ее дебют в журнале «Огонек». Критики сразу раскритиковали ее стихотворения, высказав мнения, что они старомодны и неактуальны для советской эпохи.

После издания своих первых стихотворений Изабелла определилась с профессией, она хотела стать поэтессой. Но её семье эти планы не нравились, и Белла пообещала, что поступит в МГУ. Но к большому успеху, девочка проваливает экзамены.

После провала с вступительными экзаменами Белла устраивается в издание «Метростроевец». В этой газете она начала печатать свои стихотворения.

Спустя год Ахмадулина решается поступить в Литературный институт А.М.Горького. Учеба в этом институте была недолгой, ее исключили из института за то, что она отказывалась подписывать лист осуждающий изменники Отчизны Б. Постернака.

После отчисления Изабелла устраивается в издательство «Литературная газета». Главный редактор, был потрясён ее уникальными способностями и помогает возобновить обучение в учебном заведении. В 1960 году Белла окончила институт с отличаем.

Творческая биография Беллы Ахмадулиной двигается вперед быстротечными шагами. В 1962 году она выпускает сборник стихотворений с названием «Струна». В сборнике были собраны ее лучшие стихотворения. Публика моментально влюбилась в талан знаменитой писательницы.

Следующий сборник вышел в 1968 году под название «Озноб», в 1969 году сборник поэзии «Уроки музыки». Белла очень много творила, ее сборники выпускались в колоссально короткие сроки, но стихи были настолько легкие, воздушные, что читались на одном вздохе.

Изабелла Ахмадулина не только писала стихотворения, но и была переводчицей. Она перевела на русский язык стихотворения Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других грузинских авторов. Так же, она переводила стихотворения с армянского, абхазского, кабардино-балкарского, английского, итальянского, польского, чешского и других языков.

За всю жизнь она сыграла две роли в кино. Если ее в роли артистки можно лицезреть только в двух фильмах, то ее стихи звучат во многих кинофильмах.

Ахмадулина родилась спустя век после смерти Пушкина, а ушла из жизни спустя век после кончины Толстого.

Знаменитая писательница очень любила животных. Любовь к собакам и кошкам прививала с детства бабка.

Белла была обладателем Государственной премии СССР.

Последние годы жизни были тяжелые для поэтессы. Она очень болела, ослепла и не могла ничего писать. Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в Москве. Она была захоронена на Новодевичьем кладбище. В 2014 году на могиле Беллы был установлен памятник, выполненный ее супругом. Вы можете видеть фото могилы Беллы Ахмадулиной. Памятник напоминает Беллу в жизни: стройная, точеная фигура с книгой в руках.

После смерти Биллы мир, все равно помнит о ней, о ее знаменитых стихотворениях. В честь памяти о великой писательницы были установлены памятники в городе Тарусе и Москве.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной ни для кого не секрет. Она была три раза замужем. Впервые вышла замуж в восемнадцатилетнем возрасте за поэта Евгения Евтушенко. Через 3 года союз распался. Второй супруг был Юрий Нагибин. Через 9 лет совместной жизни пара разошлась из – за измены Беллы. В браке с Юрием Белла удочеряет Анечку. Третий гражданский супруг – Эльдар Кулиев. Ахмадулина рожает Эльдару дочку Лизу. Четвертый супруг был Борис Мессерер. Супружеская пара прожила в браке более тридцати лет вместе до самой смерти Беллы.

Семья Беллы Ахмадулиной

Каждая женщина мечтает о семейном счастье, что бы дома была гармония, смех детей, но семья для Беллы никогда не стояла на первом плане. Счастье ей доставляло её творчество. За плечами три брака, а она не обрела настоящего мужчины, опоры в семье.

Но, судьба ей улыбнулась и в 1974 году писательница повстречала скульптора Бориса. С ним поэтесса почувствовала себя любящей, женственной, нужной. Когда, Белла заключила брак со скульптором, она переехала жить к нему, бросив Аню и Лизу на воспитание мамы и няни. Семья Беллы Ахмадулиной в последний период жизни состояла из любящего мужа, двух дочерей.

Дети Беллы Ахмадулиной

Дети Беллы Ахмадулиной выросли с бабушкой. Анна появилась на свет в 1968 году, она была приемным дочерью в семье поэтессы и Юрия Нагибина. В 1973 году родилась Елизавета от Эльдара Кулиева. После того, как мать влюбилась без памяти в Бориса Мессерера, она забывает про дочерей и переезжает жить к возлюбленному.

Но, писательница быстро ощущает пустоту в материнское сердце и возобновляет общение с детьми, но не забирает их к себе жить. Белла стала уделять внимание в воспитании и обучении детей. Борис Мессерер, так же быстро нашел общий язык с девочками. Изабелла никогда не препятствовала развитию талантов своих дочерей и не ущемляла их в выборе.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Анна Нагибина

Дочь Беллы Ахмадулиной – Анна Нагибина родилась в 1968 году. Анна была приемным ребенком в семье Нагибина и Ахмадулиной. Белла удочерила девочка для того что бы спасти брак с Юрием. Впоследствии разрыва отношений поэтесса отдает Анну на воспитание матери и Анны.

Анна с няней жили в квартире, которую купил Нагибин для дочери. Из детства Аня вспоминает, что мама уделяла внимание в воспитание, но очень редко. В подростковом возрасте Аня узнает, что она является приемным ребенком в их семье. Ее это огорчает, она уходит из дома и перестает общаться с матерью.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева появилась на свет в браке с Эльдаром Кулиевым. Лизе сейчас уже 44 года. Девочка с детства была очень ленивой, неохотно училась в школе, ей всегда в пример ставили ее старшую сестру Анну. Лиза посещала художественную школу.

Из детства Лиза вспоминает, что мама даже пару раз подписывала ей дневник, но это было редкость. Воспитанием Лизы занималась няня. После окончания школы Елизавета поступает в литературный институт имени А.М.Горького.

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин был известным писателем – прозаиком. Знакомство с Беллой произошло в 1959 году. Прозаика называли «плейбоем того времени».

Нагибин за всю жизнь шесть раз связывал себя узами брака. Ни в одной из браков у писателя не было детей. Белла была его пятой супругой. Прожив вместе с ним девять лет, они разошлись. Белла любила Юрия, и для того что ы сохранить брак даже решилась на удочерение. Скончался Юрий Нагибин в 1994 году.

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев

Бывший гражданский муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев был кинорежиссером и сценаристом. Эльдар родился в знаменитой семье в 1951 году. Роман Кулиева и Ахмадулиной был бурный, но не продолжительный. Они любили вместе проводить время и вели довольно развязную жизнь. В этом браке рождается дочь Елизавета. После расторжения брака Белла забирает Лизу и отдает ее на воспитании няни. Эльдар не общался со своей дочерью. В 2017 году скончался знаменитый сценарист.

Муж Беллы Ахмадулиной – Борис Мессерер

Муж Беллы Ахмадулиной – Борис Мессерер – знаменитый скульптор, художник. Знакомство Бориса и Беллы было случайным. Они повстречались, когда выгуливали собак, после этого у них завязалось общение, а впоследствии пара решила узаконить свои отношения.

Брак с Беллой был вторим по счету и последним. Пара прожила вместе более тридцати лет. Мессерер был защитником Беллы, он взял на себя решение всех проблем. Борис опубликовал книгу после смерти супруги под названием «Промельк Беллы»

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие (читать онлайн)

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие, читать онлайн – это самая распространенная фраза на просторах интернета. Романтичная лирика Ахмадулиной полна грациозности и специфичной «высокопарности». Поэтесса могла произносить об эмоциях бередившие сердечко и об обычных радостях любви.

Влюбленность для Беллы Ахмадулиной – это эмоция сопереживания, чувствовать себя нежной, хрупкой, ранимой, находящейся за плечом крепкого мужчины. Любовь в стихах поэтессы переплетается с дружбой. Так как, влюбленная пара должна быть еще и друзьями между собой. Прочитавши ее стихи, думаешь, что поэтесса страдала от того, что была надолблена мужчинами. Стихи Беллы Ахмадулиной переведены на множество языков мира.

Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной

Многих почитателей ее стихов интересует вопрос, есть ли Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной. Белла не зарегистрирована ни в одной социальной сети, а подробности ее жизни можно прочитать на страницах википедии.

Поэтесса не признавала социальные сети, так как она всегда была за живое общение, где чувствуешь эмоции, тон и говор своего собеседника. Её муж и дочери тоже не зарегистрированы в инстаграме и о последних годах жизни поэтессы можно узнать, только из интервью.

Жизнь и творчество

Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. В числе предков с материнской стороны-итальянцы, осевшие в России,и среди них- революционер Стопани.Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. По окончании школы поступила в Литературный институт имени Максима Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис».

В 1959 году Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 году окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 году стараниями поэта Павла Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель».

К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от Пушкина и Цветаевой до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка», «электрик Василий». Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани. Она - автор многочисленных эссе о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и других крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

В 1977 году она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 году вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979).

Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. Вскричать: "Полцарства за коня!" - какая вспыльчивость и щедрость! Но снизойдет и на меня последнего задора тщетность. Когда-нибудь очнусь во мгле, навеки проиграв сраженье, и вот придет на память мне безумца древнего решенье. О, что полцарства для меня! Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком, любимым мною. Бог с тобой, о конь мой, конь мой, конь ретивый. Я безвозмездно повод твой ослаблю - и табун родимый нагонишь ты, нагонишь там, в степи пустой и порыжелой. А мне наскучил тарарам этих побед и поражений. Мне жаль коня! Мне жаль любви! И на манер средневековый ложится под ноги мои лишь след, оставленный подковой. 1958

Хочу я быть невестой, красивой, завитой, под белою навесной застенчивой фатой. Чтоб вздрагивали руки в колечках ледяных, чтобы сходились рюмки во здравье молодых. Чтоб каждый мне поддакивал, пророчил сыновей, чтобы друзья с подарками стеснялись у дверей. Сорочки в целлофане, тарелки, кружева... Чтоб в щёку целовали, пока я не жена. Платье мое белое заплакано вином, счастливая и бедная сижу я за столом. Страшно и заманчиво то, что впереди. Плачет моя мамочка,- мама, погоди. ... Наряд мой боярский скинут на кровать. Мне хорошо бояться тебя поцеловать. Громко стулья ставятся рядом, за стеной... Что-то дальше станется с тобою и со мной?.. 1955

Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолет, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для ее поэзии все - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; все может стать одухотворенным, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчужденное употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем ее поэзия стала проще, эпичнее.

Актёрские работы

1964 - Живёт такой парень

1970 - Спорт, спорт, спорт

Награды и премии

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 ) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 ) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы

Орден Дружбы народов (1984 )

Лауреат Государственной премии СССР (1989 )

Лауреат Государственной премии России (2004 )

Лауреат премии фонда «Знамя» (1993 )

Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994 )

Лауреат премии «Триумф » (1994 )

Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994 )

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998 )

Лауреат «Брианца» (Италия, 1998 )

Лауреат журнала «Дружба народов» (2000 )

Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003 )



От Masterweb

14.05.2018 23:00

Белла Ахмадулина – одна из самых выдающихся советских поэтесс, обладательница Государственной премии СССР. В отличие от других литературных деятелей этой эпохи, она не касалась в своем творчестве социальных проблем, а свои стихотворения писала высоким изысканным слогом. Жизнь Беллы Ахмадулиной была яркой, насыщенной и полной интересных событий.

Детство

10 апреля 1937 года в Москве в семье заместителя министра таможенного комитета СССР и переводчицы из КГБ родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она привила будущей поэтессе любовь к литературе, читая ей произведения русских классиков. Начало Великой Отечественной войны перевернуло жизнь Ахмадулиных. Отец семейства отправился на фронт. Девочка с бабушкой были эвакуированы в Казань. В эвакуации Белла перенесла тяжелую болезнь, после которой насилу оправилась.

Когда отгремели победные залпы, девочка вернулась в Москву и пошла в школу. В школе она чувствовала себя не слишком комфортно, так как в эвакуации привыкла к одиночеству. Поэтому школу девочка часто прогуливала.

Начало творческого пути

Свои первые стихи Ахмадулина написала в 15 лет. Школьницей она посещала литературный кружок Дворца пионеров. Когда же пришла пора определяться с профессией, по настоянию родителей будущая поэтесса решила поступать на факультет журналистики в Московский государственный университет. Но вступительные экзамены девушка провалила. Тогда родители посоветовали ей устроиться в издание «Метростроевец».

Впервые стихотворения Ахмадулиной были напечатаны журналом «Октябрь» в 1955 году. Но в «Комсомольской правде» стихи начинающей поэтессы раскритиковали, назвав старомодными.

Литературный институт

Спустя год Ахмадулина стала одной из студенток Литературного института. Но окончить его не смогла из-за… Бориса Пастернака. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». На родине на Пастернака началась жестокая травля. Его называли предателем. Ахмадулина же отказалась подписывать очерняющее писателя письмо. Это не прошло ей даром – девушка была отчислена из института.


Ахмадулина устроилась внештатным корреспондентом в «Литературную газету» в городе Иркутске. Главный редактор оценил по достоинству литературный талант Беллы и помог ей возвратиться в институт. В 1960 году она окончила его с красным дипломом.

Первый поэтический сборник поэтессы Ахмадулиной

В 1962 году впервые был напечатан сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна». Успех к поэтессе пришел после выступления на сцене Политехнического музея в Москве. На этом литературном вечере кроме Ахмадулиной выступали такие известные поэты, как Евтушенко, Рождественский и Вознесенский. После этого Белла стала частой гостьей подобных творческих мероприятий. И хотя ее стихотворения осуждали за манерность и старомодность, не плениться их изяществом и легкостью было невозможно. Оригинальная манера декламации, особые изысканность и шарм, интеллигентная речь, аристократичный образ выгодно отличали Ахмадулину от других поэтов.

Период 1960-1970 годов

В 1968 году во Франкфурте Белла Ахмадулина выпустила свой второй поэтический сборник «Озноб», а в 1969 году – третий сборник «Уроки музыки». Ахмадулина плодотворно работает. За довольно короткий период времени она выпускает следующие сборники: «Стихи», «Свеча» и «Метель».


В 70-х Белла посетила Грузию. Самобытная культура и великолепная природа страны так восхитила поэтессу, что она пишет об этом немалое количество стихотворений, объединенных в сборник «Сны о Грузии». Ахмадулина также занималась переводами стихотворений таких замечательных грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Николая Баратшвили и Симона Чиковани. Даже когда на творчество Ахмадулиной в СССР действовали идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» неизменно печатал стихотворения поэтессы.

Помимо стихов, Белла Ахмадулина писала эссе о выдающихся личностях. Таких, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Владимир Набоков и о некоторых других известных людях.

Любовь в творчестве поэтессы

О любви Белла Ахмадулина написала немалое количество стихотворений. Романтическое мировосприятие и насыщенная личная жизнь немало этому способствовали. Благодаря фильму «Жестокий романс» ее стихотворение «А напоследок я скажу…» стало всенародно известным. Пожалуй, это стихотворение – одно из самых известных стихов о любви Беллы Ахмадулиной.

Общественная деятельность

Не раз Белла выступала в защиту диссидентов Л. Копелова, А. Сахарова и В. Войновича. Газета New York Times публиковала их защищавшие письма Ахмадулиной. Эти письма зачитывали в эфире радиостанций «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина принимала участие в некоторых международных фестивалях, в частности в Международном празднике поэзии 1988 году в Куала-Лумпуре.

Ахмадулина была среди тех, кто подписал знаменитое «Письмо сорока двух», обращенное президенту РФ Б. Ельцину в 1993 году, направленное против пропаганды насилия, нацизма и шовинизма и содержащее призыв к запрету коммунистических и нацистских партий. В 2001 году Ахмадулиной было также подписано письмо в защиту опального телеканала НТВ.


Поэтесса и кинематограф

В биографии Беллы Ахмадулиной говорится о том, что она снялась лишь в двух кинолентах.

В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1959 год) двадцатидвухлетняя Белла играла роль ленинградской журналистки. Венецианский кинофестиваль отметил картину «Золотым львом».

В фильме «Спорт, спорт, спорт» Ахмадулина играла Элему Климову.

Поэтесса – сценарист таких кинолент, как «Стюардесса» и «Чистые пруды».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в отечественных фильмах. Впервые ее стихотворение прозвучало в «Заставе Ильича» (1964 год). В 1973 году вышел киноальманах под названием «Друзья мои», в котором неоднократно использовались стихотворения Ахмадулиной.

Во всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова главная героиня Надя голосом Аллы Пугачевой пела проникновенную песню «По улице моей который год…» по одноименному стихотворению Ахмадулиной.


В 1976 г. поэтесса прочитала свое стихотворение в кинофильме «Ключ без права передачи». Два года спустя героиня Светланы Немоляевой в культовом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» читала стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» из сборника «Озноб».

В 1984 году в фильме «Пришла и говорю» известная певица Алла Пугачева исполнила «Взойти на сцену» – песню на стихи Беллы Ахмадулиной. В этом же году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в котором было использовано три замечательных стихотворения поэтессы.

Оригинальные декламационные интонации Ахмадулиной использовала Ия Савина, которая в мультфильме про Винни Пуха озвучивала поросенка Пятачка.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Будучи восемнадцатилетней девушкой, поэтесса вышла замуж за известного поэта Евгения Евтушенко. Но брак был недолговечным. После трех лет семейной жизни пара рассталась.


Прошел год после расставания с мужем, и Ахмадулина вновь решилась на замужество. Ее очередным мужем стал литератор – писатель Юрий Нагибин. И этот брак оказался недолговечным. С Нагибиным поэтесса прожила девять лет. Василий Аксенов в своем биографическом романе «Таинственная страсть» писал о том, что причиной развода супругов стала измена Ахмадулиной.

В 1968 году Ахмадулина решила удочерить сироту Аню. Отчество девочке дал Юрий Нагибин.

Третьим мужем поэтессы стал Эльдар Кулиев. У супругов родилась дочь Лиза. Увы, и этот брак оказался недолговечным.

В 1974 Белла стала женой Бориса Мессерера – талантливого театрального художника. Их знакомство было случайным – они встретились, выгуливая своих собак. В этот раз Ахмадулиной повезло. С четвертым мужем поэтесса прожила до самой своей смерти. Вступив в очередной брак, Ахмадулина отдала дочерей своей матери и домработнице на воспитание. Спустя некоторое время поэтесса возобновила свои отношения с дочерями, но активного участия в их жизни не принимала.


На закате жизни

Последний период жизни поэтессы был омрачен тяжелой болезнью. Белла Ахмадулина перестала заниматься творчеством и почти не выходила из своего дома в Переделкино.

В 2010 году семидесятитрехлетняя поэтесса была госпитализирована. Ей сделали операцию. К сожалению, Ахмадулину это уже не спасло. Спустя четыре дня ее выписали домой. 29 ноября Белла Ахмадулина покинула наш мир.

С любимой поэтессой простились в московском Доме литераторов спустя несколько дней. 3 декабря Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010) – российская и советская писатель и поэт-лирик, крупнейшая личность в русской поэзии второй половины ХХ века. Входила в состав Союза писателей России, являлась Почётным членом американской академии литературы и искусства. В 1989 году была награждена Государственной премией СССР, в 2005 году Государственной премией РФ.

Детство

Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР, где занимал ответственные посты (был управляющим по кадрам, заместителем председателя).

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.

С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое совё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. А ещё бабушка обожала животных, научила такой любви и заботе о братьях наших меньших и Беллу, вместе они подбирали всех бездомных кошек и собак.

На протяжении всей жизни потом животные будут рядом с поэтессой, такую любовь и верность им она передаст и своим дочкам. Неоднократно Белла Ахатовна повторяла: «Я полностью поддерживаю Анастасию Цветаеву, которая говорила: «Слово СОБАКА пишу только большими буквами» .

Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.

В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка.

С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.

Белла помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но во время приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Творчество

Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людей, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.

Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла! »

Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов:

  • в 1968 «Озноб»;
  • в 1970 «Уроки музыки»;
  • в 1975 «Стихи»;
  • в 1977 «Метель» и «Свеча»;
  • в 1983 «Тайна»;
  • в 1989 «Сад» (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).

В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н., Табидзе Г.

В 1979 году поэтесса участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники:

  • «Побережье» (1991);
  • «Ларец и ключ» (1994);
  • «Гряда камней» (1995);
  • «Однажды в декабре» (1996);
  • «Миг бытия» (1997);
  • «Возле ёлки» (1999);
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000);
  • «Озябший гиацинт» (2008);
  • «Ни слова о любви» (2010).

За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды: Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».

В 2013 году российский Президент Путин В. В. выступал во время первого Съезда родителей. Он обратился с предложением: обязательно в школьную литературную программу добавить поэзию Ахмадулиной.

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.

В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером. Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.

Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь. 29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

По словам её друзей: «Белла Ахмадулина не сделала в жизни ни одного фальшивого поступка» .

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»