Успенский вышенский монастырь адрес. Вышенская успенская обитель и святитель феофан затворник. Описание и месторасположение

Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» (мать царя Михаила Феодоровича). Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г. 7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.). В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», - пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь. → Рязань

Программа поездки:

6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

10:30 - Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника - великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей. В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю. По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 - Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань

Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

В начале XX века пришли времена тяжких, небывалых испытаний для России и для Русской Церкви. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

Промыслом Божиим в 1990-х годах началось восстановление храмов и монастырей. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря. Несмотря на то, что были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности. Значительную территорию монастыря психиатрическая больница занимает и по сей день.

11 июля 1990 года игумения Нонна прибыла на место своего назначения. Ей пришлось поселиться на Быковой Горе – в пяти километрах от монастыря, в бывшем имении Нарышкиных, числившемся в государственных архивах памятником культуры местного значения. В советское время здесь располагался туберкулезный госпиталь.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни. Приехавший на это торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что молитвы святителя помогут возрождению этого святого места. И действительно, благодаря молитвам святителя Божия, жизнь монастыря начинает возрождаться. Храмы постепенно восстанавливаются, в обитель приезжает много паломников, желающих помолиться у святых мощей святителя Феофана. И теперь Вышенский монастырь становится одним из центров духовного просвещения Рязанской земли.

Успенская Вышенская пустынь, заштатная, на правом берегу реки Выши, в 24 верстах от города Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 года, до того же времени находилась на 8 верст вверх по реке Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном (+1844 год). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в половине XVIII века. В монастырском Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту святую икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 году спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь, подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем перед святою иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила святую икону в своей кельи, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от святой иконы повелению, Вышенской пустыни, где святая икона и находится с 7 марта 1827 года. Ежегодно после Пасхи святая икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пустыни погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 января 1894 года преосвященный Феофан Вышенский затворник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола.

В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических.

Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня. Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина "Быкова Гора" (конец XIX века). После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский.

Я O

Успе́нский Вы́шенский монасты́рь - женский монастырь Скопинской епархии Русской православной церкви , расположенный в селе Выша при впадении в реку Цну её притока Выши . Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Вышенский Свято-Успенский женский монастырь

    ✪ Зарисовки из Свято-Успенского Вышенского монастыря

    ✪ Монастыри Золотого Кольца России Russia Golden Ring"s Monasteries

    Субтитры

История

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского) , изданной в Тамбове в 1881 году. Основан он был предположительно в XVI -XVII веках : в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы : «…храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь» - монастырь в это время уже существовал и находился в восьми верстах от нового места выше по течению реки Выши , на её левом берегу. Марфа Иоанновна пожаловала обители отводную грамоту, определив новое (нынешнее) место - вблизи судоходной тогда реки Цны. Старое место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать монастырю до 1897 года, пока не состоялся обмен участками земли с местным помещиком Эмманиулом Дмитриевичем Нарышкиным .

В течение 36 лет, начиная с 1625 года, строителем пустыни был упомянутый в грамоте иеромонах Тихон; а его преемник, игумен Герасим, управлял обителью ещё дольше - 59 лет. При нём увеличилось количество земельных угодий пустыни. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому в 1724 году «за малобратственностью и бедным положением» она была упразднена и приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю ; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: строитель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Однако вскоре, по-видимому, она была восстановлена, оставшись приписной - имеется сообщение, что «в монастырском архиве письменная документальность начинается с 1727 года…» В 1737 году «в той пустыни… церквей было две - обе малыя деревянныя, келлий три. Да в той же пустыни монахов один и вдовый поп, дьячек и пономарь, а угодий и доходов не имеется и не бывает, токмо имеется сеннаго покосу сто копен и пчельнаго заводу малое число» .

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, а в 1744 году - 3 монаха и 1 псаломщик. В 1740 году настоятелем стал иеромонах Филарет, в 1743 - иеромонах Пахомий. В 1753 году сюда был переведён для служения иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря «что при Переславле на устье реки Павловой», а в следующем году настоятелем был назначен игумен Досифей. При его настоятельстве, продолжавшемся до 1761 года, вместо сгоревшей деревянной Успенской церкви началась постройка каменной, освящённая уже при игумене Василии в 1762 году.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным, заштатным. Во время беспорядков в 1774 году была ограблена соборная Успенская церковь, но монахов не тронули.

С 1780 по 1789 год настоятелем был иеромонах Леонтий, при котором в 1784 году произошло межевание земельных участков и составлены описи имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней „ныне видится весьма ветха“. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Иеромонаха Леонтия сменил иеромонах Иоанн, а его (в 1795) - иеромонах Лаврентий, при котором в Успенском соборном храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии , которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев) . Благодаря ему из Саровского монастыря был переведён иеромонах Тихон , под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в -1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в ), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (в миру, дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения.

Немного ранее, 30 марта 1862 года, занимая должность епископа Тамбовской епархии , св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия , при котором было построено немало новых строений монастыря.

При архимандрите Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Летом 1972 года иерей Георгий Глазунов и игумен Марк (Лозинский) вместе с двумя студентами Московской духовной академии, иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) проникли в закрытый Вышенский монастырь, где в подклети Казанского собора был погребен почитаемый ими епископ Феофан. Увидев «мерзость запустения» на святом месте и совершив панихиду, они решили, во что бы то ни стало, потихонечку вывезти честные останки святителя. Вскоре отца Георгия Глазунова вновь посетил иеромонах Елевферий, на этот раз один. Повторная поездка в Вышу принесла добрый плод - сотоварищи, спустившись в склеп, перебрали руками всё «от» и «до», обрели мощи и забрали их с собой. Шеститонную надгробную плиту вывезли позже .

Успенская церковь

Это самая первая церковь в монастыре. В год первого упоминания (1625) деревянный храм был перенесён на новой место. В 1761 году вместо сгоревшего храма был возведён двухпридельный каменный, - освящённый в 1762 году игуменом Василием. Первоначально, за правым клиросом (со стороны никольского придела) находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери , за левым клиросом (со стороны сергиевского придела) - икона кизических мучеников .

После возрождения монастыря Успенская церковь была первой, где начались реставрационные работы. Храм был освящён 21 июня 1998 года архиепископом Симоном (Новиковым) .

Казанский собор

Каменный собор начали строить в 1831 году и окончили в 1844 году. На его постройку значительный капитал в шесть тысяч рублей поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Казанский собор был «устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора. Вышенский Собор уступает своему образцу размерами и внутренним украшением». Пятикупольный собор имел крестообразный вид, одинаковый в длину и ширину; со всех четырёх сторон имел колонны с красивыми фронтонами. В нём было три престола: средний - казанский (освящён 16 июня 1844 года); правый - в честь