В чем причины крестовых походов. Даты крестовых походов "история". Мусульманский мир накануне крестовых походов

Что такое крестовые походы? Это военные компании, в которых участвовали крестоносцы, а их инициаторами всегда являлись папы римские. Однако сам термин «крестовый поход» разными учёными трактуется по-разному. Существуют 4 точки зрения на данное историческое явление:

1. Традиционное представление, подразумевающее военные действия в Палестине. Их цель заключалась в освобождении Иерусалима и Храма Гроба Господня от мусульман. Это длинный исторический период с 1095 по 1291 годы.

2. Любая военная компания, санкционированная папой римским. То есть если есть санкция понтифика, то, значит, это крестовый поход. Сами же причины и географическое положение никакого значения не имеют. Сюда относятся и походы в Святую Землю, и походы против еретиков, а также политические и территориальные разногласия между христианскими странами и монархами.

3. Любая война в защиту христианской веры, связанная с латинской (католической) церковью.

4. Самое узкое понятие. Оно включает в себя лишь начало религиозного пыла. Это Первый крестовый поход в Святую Землю, а также походы простолюдинов и детей (Детский крестовый поход). Все остальные военные компании уже не считаются крестовыми походами, так как являются лишь продолжением первоначального порыва.

Крестовые походы в Святую Землю

Эти походы разбиты историками на 9 отдельных военных компаний от Первого крестового похода (1096-1099) до Девятого крестового похода (1271-1272). Однако данное деление не совсем соответствует истине. Пятый и шестой походы можно было бы считать одной военной компанией, так как в них вначале косвенно, а затем и непосредственно принимал участие германский император Фридрих II. То же самое можно сказать о Восьмом и Девятом крестовых походах: Девятый являлся продолжением Восьмого.

Причины крестовых походов

Паломники посещали Гроб Господний в Палестине на протяжении многих веков. Мусульмане при этом не чинили никакие препятствия христианам. Но 24 ноября 1095 года римский папа Урбан II в городе Клермоне (Франция) произнёс проповедь, в которой призвал христиан силой освободить Гроб Господний. Слова понтифика произвели на людей огромное впечатление. Все закричали: «Так хочет Бог» и пошли в Святую Землю.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Состоял этот поход из двух волн. Вначале в Святую Землю пошли толпы плохо вооружённых простолюдинов, а уже за ними двинулись хорошо экипированные отряды профессиональных рыцарей. Путь и первых, и вторых шёл через Константинополь в Малую Азию. Первую волну всю уничтожили мусульмане. Обратно в столицу Византийской империи вернулись лишь единицы. А вот отряды под командованием герцогов и графов достигли больших успехов.

Второй крестовый поход (1147-1149)

По прошествию времени владения христиан в Палестине заметно уменьшились. В 1144 году эмиром Мосула была захвачена Эдесса, а также большая часть земель Эдесского графства (одно из государств крестоносцев). Это стало причиной Второго крестового похода. Возглавили его французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Они вновь пошли через Константинополь и испытали много невзгод от алчности греков.

Третий крестовый поход (1189-1192)

Султан Саладин 2 октября 1187 года захватил Иерусалим, и Иерусалимское королевство осталось без столицы. После этого римский папа Григорий VIII объявил Третий крестовый поход. Возглавили его король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый).

Первым начал поход Барбаросса. Он двинулся со своим войском через Малую Азию и одержал несколько побед над мусульманами. Однако при переправе через горную речку утонул. После его гибели большая часть германских крестоносцев повернула назад, а оставшиеся воины Христа продолжили поход под командованием герцога Фридриха Швабского (сын погибшего императора). Но этих сил было мало, и они не сыграли никой решающей роли в данной военной компании.

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Иерусалим оставался в руках мусульман, и римский папа Гонорий III провозгласил Пятый крестовый поход. Возглавил его венгерский король Андраш II. Вместе с ним крест возложили на себя австрийский герцог Леопольд Славный и голландский граф Виллем. Венгерские крестоносцы первыми прибыли в Палестину, но их военные действия никак не изменили существующую политическую обстановку. Поняв бесплодность своих попыток, Андраш II отбыл на родину.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Этот крестовый поход назвали «походом без похода», а возглавившего его германского императора Фридриха II «крестоносцем без креста». Император был человеком высокообразованным и сумел без военных действий, а лишь путём переговоров вернуть Иерусалим христианам. Он даже провозгласил себя королём Иерусалимского королевства, но не был утверждён ни римским папой, ни собранием знатных феодалов королевства.

Седьмой крестовый поход (1248-1254)

В июле 1244 года мусульмане вновь захватили Иерусалим. В этот раз освобождать святой город вызвался французский король Людовик IX Святой. Во главе крестоносцев он, как и его предшественники, отправился в Египет в дельту Нила. Его войско захватило Дамиетту, а вот наступление на Каир закончилось полным крахом. В апреле 1250 года крестоносцы были разбиты мамлюками, а сам французский король попал в плен. Однако уже через месяц монарха выкупили, заплатив за него огромные деньги.

Восьмой крестовый поход (1270)

Этот поход вновь возглавил Людовик IX, жаждущий реванша. Но со своим войском отправился он не в Египет или Палестину, а в Тунис. На африканском берегу крестоносцы высадились возле древних развалин Карфагена и разбили военный лагерь. Воины Христа хорошо его укрепили и стали ждать союзников. Но стояло жаркое лето, и в лагере вспыхнула эпидемия дизентерии. Французский монарх заболел и скончался 25 августа 1270 года.

Девятый крестовый поход (1271-1272)

Что касается Девятого крестового похода, то он считается последним. Организовал и возглавил его английский наследный принц Эдуард. Он никак не проявил себя на землях Туниса, а поэтому решил прославить своё имя в Палестине. Никто не оказал ему помощи и поддержки, но принц решил полагаться больше на дипломатию, чем на военную силу.

Крестовые походы против еретиков

Помимо военных компаний против иноверцев били организованы аналогичные компании и против христиан, попавших в разряд еретиков. Вина этих людей заключалась в том, что их религиозные взгляды не совпадали с официальными догмами католической церкви. Тут уже крестоносцам не нужно было совершать трудные, полные лишений походы в далёкие азиатские земли. Еретики жили в Европе под боком, а поэтому оставалось только безжалостно их уничтожать, не тратя силы и энергию на длительные переходы. Инициировали крестовые походы против еретиков тоже папы римские при полной поддержке своей паствы.

Альбигойский крестовый поход (1209-1229)

В XI веке на юге Франции в Лангедоке большим авторитетом начало пользоваться дуалистическое учение, известное под названием катаризм. Его носители катары проповедовали концепции, кардинально расходящиеся с традиционно христианскими. Очень скоро этим людям навесили ярлык еретиков, а в 1209 году римский папа Иннокентий III объявил против них Альбигойский крестовый поход, так как катаров ещё называли альбигойцами. Название произошло от города Альби, считавшегося центром катаризма.

Крестовые походы против гуситов (1420-1434)

В Чехии в 1419 году начались волнения, которые спровоцировали последователи Яна Гуса – гуситы. Они объявили римского папу антихристом и стали ратовать за новые религиозные обряды. Понтифик, германский император Сигизмунд и все немцы заявили, что это жуткая ересь. Против гуситов было организовано 5 крестовых походов, при этом погибла половина населения Чехии.

В противовес крестоносцам гуситы создали народное войско. Во главе него встал разорившийся рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Он проявил настоящий полководческий талант и не потерпел ни одного поражения. Воины Христа вынуждены были призвать на борьбу с чешскими еретиками точно таких же чехов, но придерживающихся более умеренных взглядов. Их купили посулами и обещаниями, и в Чехии разразилась междоусобная война, результатом которой стало поражение гуситского движения.

Начало крестовых походов открыло новый период в истории Европы, Азии и Африки. Движение крестоносцев стало самым массовым и значительным явлением эпохи. Что же заставило тысячи людей бросить свои дома и имущество и отправиться в поисках удачи в далекие земли?

Европа накануне начала крестовых походов

К началу XI века в Европе происходили значительные изменения во всех сферах жизни.
Они сводились к следующему:

  • дальнейшее развитие и закрепление феодальных отношений (сюзеренитет, междоусобица);
  • рост городов, развитие производства и торговли;
  • значительный рост численности населения (к началу крестовых походов – около 35 млн. чел.).

При отсутствии внешней угрозы феодалы занимались грабежом соседей, а крестьяне становились разбойниками или бродягами. Настоятельно требовалась общая идея, которая могла бы сплотить население Европы.

В XI веке очень важные процессы происходили в среде христианской церкви и папства:

  • борьба против симонии (продажи церковных должностей);
  • движение за возвращение к первоначальным идеалам христианства;
  • великая схизма (раскол) христианства на православие и католичество (1054 г.);
  • противостояние папы Римского Григория VII и германского императора Генриха IV.

В 1093 г. из Рима был изгнан “лжепапа” Климент III. Новым главой католической церкви стал Урбан II, которому было суждено положить начало эпохе крестовых походов.

Мусульманский мир накануне крестовых походов

К концу XI века в руках мусульман находились огромные территории. Разнообразие исламского мира стало причиной внутреннего раскола. Сначала мусульмане раскололись на шиитов и суннитов, затем выделились исмаилиты, карматы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К началу крестовых походов Иерусалим и приморские города в Палестине были ареной яростной борьбы между империей Фатимидов и турками-сельджуками.

Движение крестоносцев невольно способствовало объединению мусульман перед общим врагом.

Рис. 1. Карта.

Идея крестового похода

Еще Григорий VII мог стать основателем движения крестоносцев. В 1074 г. византийский император Мануил VII обращался к нему за помощью в борьбе против турков-сельджуков и соглашался на любые условия. От заманчивого предложения папу Римского удержало противостояние с германским императором.

Спустя 20 лет новый папа Римский вновь задумался об идее общеевропейского религиозного движения. Захват Иерусалима мог стать решающим фактором для признания абсолютной власти Урбана II.

Клермонский призыв

26 ноября 1095 г. у небольшого города Клермон папа Римский Урбан II выступил со своей знаменитой речью. Папа говорил об осквернении христианских святынь мусульманами и требовал отмщения.

Речь Урбана II произвела огромный эффект. Тысячи людей из разных сословий тут же “приняли крест”. Папе помогали многочисленные посланники и проповедники, среди которых выделялся Петр Пустынник. Урбан II подкреплял призыв определенными привилегиями участникам похода:

  • отпущение всех грехов и освобождение от чистилища;
  • охрана семей и имущества крестоносцев;
  • священный запрет на междоусобицы на время похода.

Рис. 2. Гравюра Г. Доре “Петр Пустынник проповедует крестовый поход”.

В каком году начались крестовые походы? Некоторые историки считают, что началом можно считать 1095 г., когда вся Европа, проникнутая религиозным фанатизмом, пришла в движение.

В Клермонском призыве Урбан II назначил дату начала крестового похода – 15 августа 1096 г. Местом сбора был объявлен Константинополь. Первыми в поход отправились крестьяне. Несколько позже к ним присоединились крестоносцы-феодалы.

Рис. 3. Гравюра XIX века.

Что мы узнали?

Конец XI века открыл эпоху крестовых походов. Движение крестоносцев увлекло за собой представителей самых разных сословий. Последующие двести лет ознаменовались яростной борьбой христиан с мусульманами за обладание Святой землей.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 60.

Сообщение «Крестовые походы» кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам об этих движениях под лозунгом освобождения святынь христианства.

Доклад о крестовых походах

Что такое крестовые походы?

Крестовые походы являют собой военно-колонизационные движения феодалов, части крестьянства и горожан в форме религиозной войны, целью которых было освобождение святынь христианства из-под власти мусульман в Палестине, а также обращение в католичество язычников и еретиков.

Классическая эпоха Крестовых походов конец XI - начало XII веков. Сам термин появился приблизительно в 1250 году. Участники первых походов именовали себя пилигримами.

Кто призвал европейцев к Крестовым походам?

Крестовые походы были инициированы римскими папами. Первый из них был организованный папой Урбаном II в 1905 году. Их цель з освободить город Иерусалим и Святую землю от мусульман.

Сколько было Крестовых походов?

Историки выделили 8 важнейших крестовых походов:

  • Первый Крестовый поход 1095 года

Основная часть его участников (которые выступили в путь в 1095 году) до Константинополя не дошла, погибнув в пути от эпидемий и лишений. Тех, кто добрались, были уничтожены турками. Вторая «волна» крестоносцев, вооруженных оружием и припасами, добралась Малой Азии весной 1097 года, как планировалось папой Урбаном II. Сельджуки уже не могли противостоять военному преимуществу крестоносцев. Европейцы захватили много городов и основали целые государства. Мусульманское население стало крепостным.

  • Второй крестовый поход 1147–1148 годов

Папа Евгений III призвал французского короля Людовика VII и германского императора Конрада III возглавить второй крестовый поход. Направления крестовых походов двух правителей проходили в Азию через Венгрию по Дунайскому пути. Первой выступила в 1147 году армия Конрада III, через 2 месяца в путь вышли французы. В октябре 1147 и феврале 1148 годов немцы потерпели поражение у Дорилеи и Памфилии. Армия Людовика VII перешла Босфор и по дороге в Сирию была также разбита. Весной 1148 года оставшиеся части немецкой и французской армий встретились в Палестине. Объединившись с иерусалимским королем Балдуином III, они совершили походы на Аскалон и Дамаск, которые увенчались полным провалом.

  • Третий крестовый поход 1189–1192 годов

К тому времени мусульманский правитель Салах ад-Дин захватил Бейрут, Иерусалим, Акру, Аскалон, Тивериаду, часть княжества Антиохийского и графства Триполи. Папа Климент III призвал к третьему крестовому походу. Его возглавили король Франции Филипп II Август, император Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце. Пути правителей разошлись.

Фридрих I в союзе с сельджукским султаном Кылыч-Арсланом II и венгерским королем Белой III повел армию по Дунайскому пути. Дойдя до Византии, он сумел договориться с ее императором Исааком II Ангелом о зимовке в Адрианополе. По весне 1190 года Фридрих I пошел в Сирию, захватив по пути Иконий. 10 июня 1190 года немецкий император утонул в реке Каликадне когда купался, и дальнейшие операции выполнялись под руководством его сына, герцога Фридриха Швабского. Он сумел добраться до Палестины и осадить Акру.

Французская и английская армия вначале действовали вместе. Но в 1911 году, когда они пребывали в Сицилии, между правителями вспыхнул конфликт. В результате этого французы в марте покидают Сицилию и присоединяются к немцам, которые осадили Акру. Англичане пошли за ними, захватив по пути Кипр. До акры Ричард добрался в июне 1911 года. Акра была отвоевана.

После этого Ричард I предпринял 3 попытки захватить Иерусалим, но тщетно. В 1192 году он заключает мир с египетским султаном и возвращает христианам прибрежную полосу Яффа – Тир.

  • Четвертый крестовый поход 1202 – 1204 годы

Папа римский Иннокентий III после неудачного третьего крестового похода начал агитацию за новый поход. На этот раз против Египта, который владел Иерусалимом. Рыцарей, собравшихся в Венеции, возглавил маркиз Бонифаций Монферратский. В октябре 1202 года они отплыли из Венеции, ворвались и разграбили Дару. За эти деяния Иннокентий III отучает их от церкви. Но согласиться отозвать свой указ, если они дальше пойдут на Египет. Рыцари выбрали свой путь – они решили вмешаться в дела Византии, где Алексей III свергнул с престола своего брата Исаака II, и восстановить былого царя на престоле. После удачной миссии у правителя Византии не хватило денег, чтобы расплатиться с рыцарями. Те 13 апреля 1204 года врываются в Константинополь и громят город. Византийская империя была разделена на крестоносные государства: Латинскую империю, королевство Фессалоники, Ахейское княжество и Афинское герцогство. Острова достались венецианцам. Таким образом, этот крестовый поход привел к расколу между западным и византийским христианством.

  • Крестовый поход детей 1212 года

В ХІІІ веке в Европе бытовало мнение, что только безгрешным детям под силу высвободить Святую землю. Дети и подростки Прирейнской Германии и Северной Франции в 1212 году направились к Средиземному морю. Французских подростков возглавил пастушок Этьен. Они, дойдя до Марселя, сели на корабль к Египту. Большая часть детей погибла по пути, остальных продали в рабство судовладельцы. Такая участь ждала и тех детей, которые отплыли из Генуи на восток.

  • Пятый крестовый поход 1217–1221 годы

Новый папа Гонорий III в 1216 году также стал призывать к новому крестовому походу. Венгерский король Эндре II в 1217 году высадился в Палестине со своим войском. Спустя год сюда прибыли корабли с крестоносцами из Прирейнской Германии и Фрисландии. Это большая армия, возглавляемая иерусалимским королем Жаном де Бриеном, вторглась в Египет. В 1219 году он пал. Но по воле определенных обстоятельств, крестоносцам пришлось уйти из Египта.

  • Шестой крестовый поход 1228–1229 годы

Летом 1228 года германский император Фридрих II предпринял поход в Палестину. Он заключил союз с султаном Египта, вернув Иерусалимскому королевству Назарет, Вифлеем и побережье вдоль Бейрута и Яффы. Взамен ль-Камиль освободил всех пленных христианских и открыл Святую землю для паломников. Фридрих II17 марта 1229 торжественно вошел в Иерусалим, возложил на себя корону и отплыл в Италию.

  • Седьмой крестовый поход 1248–1250 годы

Мусульмане в 1247 году захватили Аскалон, и папа Иннокентий IV призвал к крестьянскому походу, который возглавил французский король Людовик IX. В 1249 году он отплыл с большим флотом из Марселя в Египет. Заняв город Дамиетту, армия двинулась на Каир. По пути король Людовик IX попал в осаду и вынужден был капитулировать. Рядовой состав армии полностью истребили. Королю еле удалось подписать перемирие, выменяв на деньги свою свободу. После 4-ех лет военных действий в Сирии, он возвращается во Францию в 1254 году.

  • Восьмой крестовый поход 1270 года

Его возглавили сицилийский король Карл Анжуйский, Людовиком IX и арагонский король Хайм I. Сначала планировалось напасть на Тунис, после на Египет. Крестоносцы высадились в Тунисе в 1270 году. Но вспыхнувшая эпидемия чумы прервала поход. Был заключен мир с султаном Туниса.

Все эти основные крестовые походы привели к падению оплотов крестоносцев в Палестине и Сирии. Мусульмане овладели Триполи, Бейрутом, Сидоном, Тиром, Акрой.

Почему прекратились крестовые походы?

Христианские княжества на Востоке потеряли свою силу, а крестовые походы — свою актуальность, так как они требовали больших финансовых и человеческих затрат.

Надеемся, что доклад о крестовых походах помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про крестовые походы Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.
Источник:
Тип статьи : Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман
Дата создания: 14.12.2010

Крестовые походы , военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман.

Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав , то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. - начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть - Кидуш hа-Шем .

Первый крестовый поход

Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале XI в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).

По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с XI в. гонения на евреев - «богоубийц» .

Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями . Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев .

В 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход . По Европе прокатилась волна погромов , зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле.

Бесчинства крестоносцев в Западной Европе

Убийство евреев в Меце (Франция) во время первого крестового похода.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии .

Несмотря на это, рейнские общины лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой о защите, обещанной в привилегиях. Император Генрих IV , которого глава еврейской общины Майнца , Калонимос бен Мешулам hа-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Весной 1096 г. погромы перекинулись на Прирейнскую область.

Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кёльна и Майнца , «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны.

Но солдаты, посланные для защиты евреев, отказывались защищать иноверцев от христианских воинов, отправлявшихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы. Некоторые епископы, как, например, Кельнский, стремились предотвратить погромы жестокими наказаниями погромщиков - смертной казнью или отсечением рук; другие, опасаясь за свою жизнь, бежали перед приходом крестоносцев, как, например, епископ Майнца .

Когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции , Лотарингии и Германии , гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев.

Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение.

Беззащитность жертв привела к беспримерной до того волне насилия, убийств и грабежей. Бывали случаи, когда охваченные ужасом евреи, а иногда - целые общины, переходили в христианство . Но, как это было и раньше на протяжении еврейской истории, большинство евреев было готово умереть во имя своей веры. Во многих общинах, например, в Майнце , Ксантене и др., евреи сражались из последних сил, и когда не оставалось ни малейшей надежды на спасение, лишали жизни себя и свои семьи. Тысячи евреев совершили этот мученический подвиг.

Продолжая свой путь, крестоносцы не прекращали зверств по отношению к евреям.

Последствия Первого крестового похода в Германской империи

Истребление евреев в Стране Израиля

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Миниатюра 13 века, Национальная библиотека, Париж.

Южная стена Храмовой горы. Крепость тамплиеров. Фото Михаила Маргилова.

Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены . Остальные были вырезаны или проданы в рабство .

Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены.

Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее . На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство , простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале XII в.).

Когда крестоносцы открыли транспортные маршруты из Европы, паломничества на Святую Землю стало популярным. В то же время, всё большее число евреев стремились вернуться на родину. Документы того периода показывают, что 300 раввинов из Франции и Англии прибыли группой, при этом некоторые поселились в Аккре (Акко), другие в Иерусалиме .

Второй крестовый поход

Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев.

Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов , а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями .

Бесчинства в Западной Европе

Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли.

В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев.

Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кёльна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках .

Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена.

Положение в Стране Израиля

На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона . Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне , Рамле , Кейсарии , Тверии и Акко . В записках Йехуды Аль-Харизи говорится о процветающей общине в Иерусалиме , который он посетил в 1216 г. Видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме , Ашкелоне и Кейсарии .

Третий крестовый поход

3-й крестовый поход (1189–92) был вызван завоеванием Иерусалима в 1187 г. Салах ад-Дином .

Во время его император Фридрих I Барбаросса , возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии . Евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение - отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах.

За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы.

Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом. В ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения .

Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице.

Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа. Лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев.

Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов . Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда.

В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

Поздние крестовые походы

В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I.

Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270).

Благополучно прошёл так называемый крестовый поход детей , в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию. Он стоил жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство).

Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к Земле Израиля, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.

В 1309 г. в куда-то собравшимися крестоносцами были убиты евреи многих городов Брабанта (Бельгия), отказавшиеся принять крещение.

Крестовые походы "пастухов"

Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов , участниками которых были преимущественно отбросы общества.

В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже.

Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение - в основном подростки в возрасте 16-ти лет - пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин .

Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода. Король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов». Но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников.

В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении.

В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства - наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение.

Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении - графстве Венессен - большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих "новых христиан " вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией .

Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.

Последствия крестовых походов

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер.

Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их.

В XII в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет . Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев. С XIII в. они утратили роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших масштабах обратиться к ростовщичеству.

Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть.