В национальной программе поддержки и развития чтения. "национальная программа поддержки и развития чтения", разработанная роспечатью и ркс, вошла в список поручений президента рф правительству - публикуется текст программы. Предпосылки для реализации прог

Виилма Лууле - Прощаю себе. В 2 тт. Том 1 - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Опираясь на опыт врача-практика, Л. Виилма предлагает учение о духовном развитии, которое поможет не только излечиться от конкретной болезни, но и восстановить душевное равновесие и обрести внутренний покой.


Перевод: Ирина Рююдья

Лууле Виилма
Прощаю себе. Том 1

Книга I Душевный свет

Как долго бы ни длился путь земной,

В добре всему конец– всему начало.

Как не хватает нам добра, твердит иной -

Он в жизни сам добром делился мало.


Рудольф Риммель

Посвящается тем, кто хочет понять

Благословение

освящение свободной воли


Космический Знак Защиты Книги

Любовь, прощение и здоровье

Стало традицией говорить о физическом и душевном здоровье так, словно это разные вещи. Однако в силу обстоятельств современный человек настолько материалистичен, что для того, чтобы научить его восстанавливать здоровье, нужно начать с осязаемого, то есть с физического. Каждодневная врачебная практика диктует такой подход.

И все же человек, который выбрал возможность нетрадиционного выздоровления, должен знать, что такое здоровье, и использовать эти знания. Тот, кто надеется, что мановением руки вылечат его болезнь, жестоко ошибается, легковерный впоследствии расплатится собственным здоровьем. Если кто-то облегчает Вашу болезнь наложением рук или передачей энергии, то это все же дает кратковременный эффект и лишь ликвидирует последствия. В принципе таким же образом лечит и традиционная медицина.

Болезнь можно лечить, только устраняя причину, а причина таится глубоко в Вас самих. Каждый человек подспудно знает причину, но большинство людей не осознают ее.

Лучший лекарь для человека – он сам, поскольку постоянно находится под рукой. Задача врача – учить, направлять, помогать и указывать на ошибки. Если человек не поможет себе сам, то и Бог ему не поможет.

Человек – этоДух, который черезДушу владеет своимТелом .

Наше тело как маленький ребенок, постоянно ожидающий любви, и если мы хоть сколько-нибудь о нем заботимся, то оно искренне радуется и платит нам сразу и щедро. Когда человек, проснувшись утром, говорит: «Сдобрым утром, мое тело! Я люблю тебя! Сегодня будет хороший день», – тогда день будет лучше. И вечером:«Спокойной ночи, мое тело! Я люблю тебя! Сон будет хороший» - и сон будет лучше.

Когда светит солнце, мне хорошо. Я испытываю пассивное наслаждение. Но когда светит солнце и я говорю себе:«Какое счастье, что светит солнце!» – то тем самым я активно добавляю себе много позитивного. Когда идет дождь и дорога до невозможности грязная, то и на это можно сказать что-то такое, что сделает настроение радостным. Даже в самой неприятной ситуации есть нечто положительное, пусть это лишь горький урок.

Кто знает, может, он и пригодится.

И в космическом плане существует закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнешь. Болезнь ясно указывает на наши ошибки по отношению к самим себе.

Лууле Виилма

Прощаю себе. Том 2

Книга III Светлый источник любви

Кто хочет собирать плоды, что растут

в здешнем саду учения,

тот должен превратить всю свою жизнь

в беспрестанные упражнения.

Бо Ин Ра

Посвящается тем, кто хочет понять

Стремление

Космический Знак Защиты Книги

«Я беру Твою руку и гляжу в твои глаза, где

отражается Душевный свет – это Твоя истина,

которую Ты в данный момент несешь в себе.

Лишь Ты и только Ты в силах

распознать величие истины в себе,

что является мерилом Твоего Душевного света.

Но кому дано видеть свой Душевный свет,

тому дарована способность посредством

него разговаривать– общаться с собой

и со Всеединством.

Прошу – открой свою истину Всеединству

и самому себе, чтобы усилить Душевный свет,

чья ясность и сияние зависят

от осознания Тобой любви.

Через осознание и постижение любви Душе даруется искупление.

Искупление есть узнавание истины

на пройденном доселе пути заблуждений.

Открой в себе истину любви,

и от Всеединства Тебе будет

ниспослано искупление.

Ищи истину, и обретешь искупление через Свет любви».

Важно не то, кто причинил мне страдания,

а то, что является причиной

моих страданий.

О слиянии в душевной любви

Жизнь имеет две грани: жизнь и смерть.

Жизнь есть уравновешенность, она же – смелость. Смерть есть неуравновешенность, она же – страх.

Не испытывай человек страха меня не любят, мы были бы смелыми и прожили бы с тем же самым телом как минимум втрое дольше, чем теперь, поскольку наше тело это позволило бы. К сожалению, мы постоянно разрушаем свое тело злобой, которую держим в себе. Ведь сила, требуемая для жизненной схватки, есть энергия злобы.

Не будь у нас страхов, мы не хворали бы на этом свете и умели бы умирать. Накануне кончины мы отправились бы спать, как и в любой другой вечер. Сняли бы с себя одежду и забрались под одеяло. Утром, как на заре новой жизни, встали бы, оделись и пошли бы жить. Каждый день мы упражняемся в умирании с целью выучить это, но никак не выучим.

Мы не осознаем, что во время сна дух отделяется от тела и с пользой использует то время, когда тело отдыхает от физической усталости. Ведь дух не спит. Дух странствует в прошлом, будущем, а также в настоящем и поставляет Вам необходимую информацию в виде символических сновидений. Он показывает Вам те лица и картины, которые прошли бы мимо Вас незамеченными.

Сон является мини-смертью, которая учит нас правильно относиться к смерти. Однако испуганный человек, как всегда, все делает прямо наоборот. Он взращивает свой страх меня не любят до смертельного страха и чем старше становится, тем больше боится заснуть. Нарушения сна смертельным страхом он не называет, а если кто-то назовет, то он сердится и говорит, что не боится, а напротив – сам желает смерти. На словах он говорит правду, а его мысль являет собой типичное отрицание испуганного человека.

Со смертью дух и душа покидают тело. Кто не боится, тот не испытывает мучений в момент смерти и тому действительно хорошо. Это известно тем, кто побывал в состоянии клинической смерти. Я побывала и помню. У всех в душе и в духе хранится опыт многих смертей. Поэтому когда человеку очень плохо и он желает прекратить страдания, то он молит о смерти. В трудностях люди просят о более легком исходе.

Большинство из нас этого не помнят. Опыт смерти нельзя потрогать рукой, и поскольку кинофильма о смерти собственного тела не существует, то западный мир весьма скептически воспринимает тот факт, что человек рождается вновь и вновь. Жизнь от этого не меняется, однако страдать приходится немало.

Страх умереть, страх умереть прежде, чем завершены все дела, страх заснуть, не доведя до конца важное дело, страх проспать нечто важное, страх разоспаться, когда дел по горло, и т. д. – все это в действительности является страхом умереть, т. е. смертельным страхом, который вызывает нарушения сна. Человек надеется, что во время бодрствования его не застигнут врасплох неожиданности. Задумайтесь о нарушениях своего сна и осознайте особенности своих страхов. Когда Вы их освободите, в тот же миг нарушения сна прекратятся.

У многих людей бессонница прекращалась только от того, что я растолковывала им сущность бессонницы. В их числе были и такие, кто на протяжении ряда лет спал не более одного-двух часов в сутки. Изнуренность бессонницей – это серьезная болезнь, которой болеют уже даже дети. Их безрезультатно пытались лечить успокоительными, снотворными, гипнозом, наркозом и т. п. Как только полностью уясняется причина, болезнь проходит.

Для уравновешенного человека смерть – это просто переход из одного состояния в другое, а затем снова возвращение. В духовном мире не существует временно́го измерения. Период между двумя возрождениями безвременен. Смотрела я как-то раз конец одной из своих жизней и умирание, отождествляя себя нынешнюю с собой тогдашней. Ощущение полной свободы, которое я испытала в нынешней жизни во время своих клинических смертей, но из невежества до конца не уяснила, оказалось очень знакомым. Я поняла, почему душа человека рвется к свободе как к идеалу. Итак, я умерла, освободилась, стала парить в мире ярких красок и свежих запахов, а затем вдруг тяжело рухнула вниз. Казалось, я еще не успела завершить первого глубокого и свободного вдоха, как уже оказалась снова на земле. Между двумя моими жизнями уместился промежуток всего в 200 лет! Было немножко плохо, но и немножко хорошо.

Так возвращается душа человека из мира относительного равновесия, словно побывав в учебной поездке с целью получить наглядный пример, в мир неуравновешенности, чтобы самой по-человечески обрести уравновешенность и чтобы достигнутое стало достоинством его духа.

Равновесие есть равный вес двух чаш весов. Чащи весов в каждом из нас – это отец и мать. Если они не уравновешены и мы признаем, что сами по своей доброй воле выбрали их для себя, чтобы научиться жизни, то мы сможем также привести эти чаши весов в состояние равновесия. Для этого не требуется ничего, кроме как желания понять своих родителей. Понимает тот, у кого нет страха меня не любят, при высвобождении которого возникает ви́дение родителя как целого и их совместного существования как целого.

Соответственно своим родителям, человек может быть внутренне уравновешенным либо неуравновешенным.

Когда цельные люди вступают в брак либо соединяются как-то иначе, то в этом единстве они составляют половину. Они являются половинами, дополняющими друг друга и образующими единое целое. Чем уравновешеннее одна из них, тем уравновешеннее и другая. Чем негативнее некая черта характера у одного, тем позитивнее та же черта характера у другого, чтобы в совокупности было нормально. Различие в характерах выражает потребность этих людей постичь через негативность другого свою собственную аналогичную негативность, которая является скрытой.

Душа – это учитель. Она знает, что именно человеку в его цельности требуется выучить в этой жизни, и она направляет его стопы по той дороге, по которой идет тот, кто нам нужен – единственно необходимый для нас представитель противоположного пола, наш учитель. Учителем является негативность. Мы приходим жить – обращать во благо плохое или, иными словами, состоя в браке, видеть хорошую сторону в том плохом, что свойственно спутнику жизни. К сожалению, все большее число людей с этой задачей не справляется – они не уравновешивают свои супружеские весы. Вступая в брак, человек не должен отказываться от своей цельности, не должен жертвовать собой во имя другого, как это часто происходит в браке. Он не должен также заставлять другого приносить себя в жертву во имя него. Кто так поступает, тот разрушает брачный союз.

Что делать, когда брачный союз рушится?

Знайте, что единственным совершенным спасителем жизни является свобода, она же любовь. Вместо того, чтобы спасать брак от краха, начните освобождать свой страх меня не любят, и Вам не понадобится переделывать партнера. Брачный союз как целое уравновесится благодаря Вам, благодаря тому, что Вы, будучи одной из сторон брака, станете обретать уравновешенность. Избавление от собственного страха позволит Вам увидеть супруга в правильном свете. Не говорите, будто супруг не меняется. Он изменится, если изменитесь Вы. Изменится Ваше отношение к нему, и Вы вновь ощутите то чувство, которое некогда свело вас вместе.

Очень трудно бывает простить другому человеку, если чувствуешь, что он виноват. В действительности с такими мыслями прощение невозможно. Прощение из вежливости – это лицемерие, занятие пустое и никчемное. Прежде чем простить другому, освободите свои страхи, тогда освободится злоба, и Вы поймете, что Вы сами – тот провокатор, на чью удочку он клюнул и оказался виноватым.

Прощение - единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей и прочего плохого.

Как прощать? Это труднее, чем Вы предполагали? Ничего, научимся!

1. Если кто-то сделал мне плохо, то я прощаю его за то, что он это сделал, и прощаю себя за то, что я вобрал в себя это плохое.

2. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что это сделал.

3. Поскольку я причинил своему телу страдания, делая плохо другому либо позволяя делать плохо по отношению к себе, то в любом случае я всегда прошу прощения у своего тела за то, что тем самым причинил ему вред.

Все это можно приговаривать либо произносить мысленно. Главное, чтобы шло от души. Таково самое простое прощение.

Такое прощение люди обычно понимают без труда, хотя испрашивать прощение у себя для некоторых является непреодолимой проблемой. Просить же прощения у конкретной части тела, скажем руки, кажется и вовсе чудачеством. «Это мое личное дело, сделал я себе плохо или нет», - возражают иные, хотя носят в своем теле очаг болезни.

Если для Вас кажется приемлемым только прощение другого и просьба опрощении у другого, то задайтесь вопросом: «Кто я и кто он?»

Я принадлежу себе равно в такой же степени, как принадлежу Божественному Всеединству. Как и любой другой. Тем самым мое тело является одновременно и мною, и им. Я не имею права его разрушить. Хотя мое тело - мое, но я не его собственник.

Постарайтесь освободить свой дух от материалистического мышления. Для этого попросите прощения у своего мышления за то, что оно коллекционирует догмы. Иной раз бывает очень трудно простить другому, порой даже невозможно, поскольку тот причинил много боли.

Хотя учение Христа о спасении и не ново, но зато ново его глубинное осмысление и потому требует дополнительного прояснения.

К учению о прощении следует подходить в свете следующих принципов:

  • Все, что делает мне плохо, связано со мной при помощи невидимой энергетической связи. Если я хочу освободиться от плохого, то я сам должен освободить оба конца связи. Это делается прощением.
  • Человек притягивает к себе то, что в нем уже есть.
  • Если есть хорошее, должен явиться некто, чтобы делать хорошее. Если есть плохое, должен явиться некто делать плохое.
  • Тот, кто явится, преподнесет мне жизненный урок. Он словно исполнитель работы по заказу. Я хочу, и он придет.
  • Вся негативность, которая есть в человеке и которую он сумел освободить по-умному - с помощью прощения, является неусвоенным жизненным уроком. Следовательно, его придется усвоить через страдания. Для этого должен явиться некто и причинить страдания.
  • Прощению сопутствует осознание. Осознание есть мудрость.
  • Человек остается глупым до тех пор, пока видит причину плохого в другом человеке.

В кратком, схематическом виде формула прощения такова:

1. Я прощаю плохой мысли за то, что она в меня вошла.

2. Я прошу прощения у плохой мысли за то, что я не понял, что она пришла научить меня уму, и за то, что я не сообразил ее освободить. Я заключил ее в себе в плен и взращивал.

3. Я прошу прощения у своего тела за то, что, взращивая плохую мысль, причинил ему плохое.

В каждом человеке живет потребность прощать, потребность освободиться от плохого. Потребность эта столь же стара, как и человечество.

Знайте, что единственным совершенным спасителем жизни является свобода, она же любовь.

Вместо того, чтобы спасать брак от краха, начните освобождать свой страх «меня не любят», и Вам не понадобится переделывать партнера.

Если семейная жизнь не ладится, задумайтесь о своих промахах. Не вините себя — наоборот, высвободите страх оказаться виноватым. В противном случае Вы уподобитесь чаше весов, которая становится слишком тяжелой — материальной либо слишком легкой — душевной. Тяжелое перевешивает легкое, и легкое вынуждено вспархивать, подобно бабочке, и лететь на поиски нового цветка. Так возникают разводы, при которых виновным оказывается упорхнувший, бросивший другого в беде. На деле же ситуация обратная.

Почему? Почему мы сами усложняем себе жизнь? Причина в том, что для цивилизованного человечества, т. е. для западного мира, семья перестала быть святыней. Святыней стало и все более становится богатство.

Мы являемся жертвами цивилизации, иначе говоря, жертвами собственного стяжательства. Когда женщина-мать становится чересчур материальной, перестает выполнять роль женщины, то дети становятся жертвой материнского нематеринства. Что это значит?

Это значит, что мать XX века не умеет научить своего ребенка единению в душевной любви. Матери нашего времени — мужеподобные деловые особы, отодвигающие женственность и материнство на второй план. Они нервно хватают ребенка на руки и принимаются его убаюкивать, но ребенок не успокаивается, ибо душевный надрыв выражается в ребенке. Ведь мать — это душа ребенка.

Матери убаюкивают, читают, поют, укачивают, заботятся, моют, убирают, кормят. Чего только матери не делают. Они крутятся как белка в колесе. Они держат ребенка на руках и разговаривают поверх ребенка, ругаются поверх ребенка, строят планы поверх ребенка, думают свои хорошие и плохие думы поверх ребенка.

Однако ребенок ждет не дождется, чтобы мать хоть раз в жизни, если на большее не хватает времени, прижала его с нежностью к груди да так, чтобы никто и ничто ее при этом не отвлекало, и ощутила бы, как сердце ребенка сливается с сердцем матери и как тело ребенка сливается с телом матери. Что с того, что разум говорит, что физически это невозможно, но ребенок хочет ощутить, что это возможно. И это возможно.

Нам следует простить своих матерей за то, что они этого не сумели. Нам следует простить своих отцов за то, что они не сумели проявить внутреннюю мужскую решимость и стать своей жене надлежащей опорой. Если Вы знаете своих бабушек и дедушек, то можете понять, отчего мать и отец именно такие, какие есть. Простите своих бабушек и дедушек за то, что они не сумели исполнить свою роль, предписанную им полом, и тем самым усложнили жизнь себе и своим будущим поколениям.

Я поняла: боль есть жестокость

Все мы с детства — кто в большей, кто в меньшей степени — страдаем от жестокости, домашней либо посторонней. Страх перед жестокостью навлекает жестокость. Чем сильнее возрастает страх, тем сильнее возрастает жестокость.

Жестокость с ее унижением и осмеиванием отнимает надежду быть любимым. Из страха меня не любят человек вбирает в себя направленную на него жестокость, а также все аналогичные изъявления жестокости, адресованные кому бы то ни было, и не догадывается о том, что вся эта жестокость становится его собственной. Человек даже не замечает того, что он стал жестоким.

При достижении критической отметки возникает болезнь с болями, которая, подобно учителю, указывает на неусвоенную проблему.

Жестокость берет начало в семье. Ожесточившиеся друг на друга, либо на жизнь родители своими ссорами незаметно, как бы между прочим, ранят душу ребенка, и ребенок заболевает, чтобы родители хоть ненадолго поутихли. Забота о больном ребенке возьмет да и переведет мысли на иное. Ребенок заболевает все чаще и тяжелее. Болезни ребенка не воспринимаются как зеркальное отражение семейной жизни. Более того, очень часто ребенок становится новой мишенью для жестокости. Ребенок словно дразнит родителей своей болезнью. Замкнутый круг превращается в рассадник стрессов.

Ребенок начинает бояться любого слова. Поначалу он боится сердитых замечаний, а позже любое резко произнесенное слово воспринимается им как жестокость, поскольку несправедливые слова причиняют сильную боль. Ребенок является на свет, чтобы улучшить жизнь родителей, но если те не дают такой возможности, то ребенок, испытывая чувство вины, становится легко ранимым. Ведь ожесточенный человек одним махом выплескивает свою желчь на кровоточащую душевную рану другого человека, которую сам же и нанес.

Нам нужно уяснить для себя, что значит — быть человеком. Нужно научиться видеть себя в другом человеке. Кто раздражается при виде другого, тот боится стать таким же и не ведает, что он и есть такой же, только не проявляет это открыто. Он хочет уничтожить негативность другого и не понимает того, что в действительности уничтожает себя.

В ходе такой борьбы незаметно меняются местами полюса, видимые сторонним наблюдателям. Это означает, что хороший человек, начавший борьбу с плохим, становится зримо плохим, а плохой выявляет свою хорошую сторону.

Яду жестокости даны, в числе прочих, следующие имена: критика, сатира, сарказм, ирония, фарс. Этот яд имеет цель высмеять, унизить, опорочить и уничтожить, а именуется это движущей силой. Люди не понимают, что тот, кто бежит от критики, не обязательно бежит вперед.

Против этого яда бороться бессмысленно, ибо это невозможно. Чтобы усвоить уроки этого яда, человек должен превратиться в сито, которое пропускает через себя яд с приставшей к нему грязью да так, чтобы на дне оставалась крупица — мудрость, которая извлекается лишь посредством усвоения урока жестокости.

Чтобы стать таким ситом, нужно освободить страхи. У кого нет страха меня не любят, тот не испытывает страха перед унижением, жестокостью, а также насмешкой . Такой человек шутит и рассказывает смешные анекдоты, от которых становится легко на сердце. Такой человек способен смеяться и над собственными недостатками. Ему хорошо — и другим хорошо рядом с ним.

Недовольство

Нескончаемое недовольство — удел человека испуганного. Недовольство истребляет волю к жизни. Ослабление воли к жизни способствует возникновению болезней.

Недовольство имеет множество разных обличий. Например, капризность, брезгливость, обидчивость, придирчивость, злость, мстительность, недоброжелательность, а также брюзжание, ворчанье, сварливость, критиканство, огульное охаивание и т. д.

Кто боится недовольства, тот притягивает его к себе. Ворчуны, брюзги, крикуны, ругатели, привереды, люди мстительные, охаивающие всех и вся — все они вторгаются в информационное поле человека, если не атакуют его буквально. Человек из страха вбирает в себя соответствующее недовольство, и оно становится его личным.

Недовольство, которое появляется в информационном поле человека, становится его собственным. И человек сам становится недовольным.

Недовольство истребляет желание работать. Человек, который с детства испытывал недовольство взрослых его делами и поступками, вырастает бездельником.

Субстанция, на которой выстроена жизнь, есть энергия любви. Обмен веществ должен быть обменом этой энергии, т. е. отдаванием соответственно потребности. Когда отношения основываются на любви, потребность дающего отдавать равна потребности получателя получать.

Кто боится злости, тот вбирает в себя чужую злость и сам становится злым. Сперва самую малость, потом все больше. Покуда злость не выплескивается на других, человек зол на себя. Он может не злобничать, но яд злости вершит свою разрушительную работу, подобно искре под слоем пепла. Накапливающийся яд заставляет человека действовать, чтобы не оставаться с самим собой. Страх оказаться плохим вынуждает бежать.

Яд злости, достигший определенной концентрации в мозгу и в сердце, вызывает паралич. Отравление сердца, т. е. ядовитое высмеивание способности любить парализует сердце и вызывает его остановку. Подобный паралич именуется смертью.

Желание быть лучше других

Все стрессы происходят от страха «меня не любят» и суммируются в ударную силу, имя которой «желание быть лучше других». Наиболее честно оно реализуется в кулачном поединке, наиболее понятно — в слове, наиболее недоброжелательно — в мысли. Всякий стресс воздействует на все тело.

Человечество не в состоянии понять того, что ни один человек как целое не бывает ни лучше, ни хуже других. Неумение видеть целое вынуждает принимать за истину видимую внешнюю сторону. Ее мы и оцениваем — либо положительно, либо отрицательно. Тем самым формируется неверное понимание, от которого мы сами же и страдаем.

У кого недостает смелости, у того появляется желание быть лучше других.

Малое желание быстро вырастает в большое, и чем больше оно становится, тем ближе критическая черта. По ту сторону черты возрастает желание возвыситься еще больше, стать еще сильнее, еще лучше. Но предел есть предел. Далее возможен лишь относительный рост. И тогда возникает желание возвысить себя за счет унижения другого человека, чтобы быть относительно лучше.

Зависть

Неизбежным следствием желания быть лучше других является зависть — стресс, который приводит к безжалостному уничтожению . Нет ни одной хорошей вещи, которую завистники не попытались бы уничтожить. Материальные блага жизни легко украсть, разрушить, сжечь. Испуганный человек беззащитен перед завистниками даже при наличии самой совершенной охранной системы.

Единственный вид ценностей, недоступный завистникам, это духовные ценности. Достойный человек сохраняет достоинство и тогда, когда завистник хочет уничтожить его достоинство. Достоинство — это смелость быть самим собой. Потребность обрести достоинство растет с каждым днем, ибо это — жизненная потребность. Таков закон развития.

Наиболее разрушительной является зависть душевно близких людей, ибо от них ждут наибольшей любви и понимания. Поэтому современных людей характеризует постоянное возрастание душевной замкнутости. Уже немало умных женщин научилось держать рот на замке. Однако своим поведением они выказывают свои мысли. Даже примитивные люди научились уже лгать весьма достоверно. Ощущение, что его не понимают, вынуждает человека сторониться прежнего общества и искать новых единомышленников. Но страх перед завистью остается и возрастает. Так же, как и замкнутость. Страх перед тем, что полученные от него сведения могут быть употреблены во зло, закрывает рот почище любого замка. Человек осознает, что друзей надо опасаться, что любимого человека нельзя посвящать в свои дела, что родителям доверять нельзя. И так далее.

Завистник не может не завидовать, если у другого есть что-то лучше и ценнее, чем у него. Не может, и все тут. Постарайтесь это понять, тогда поймете и его.

Духовное либо физическое богатство чужих людей не выставляется напоказ, а хранится за закрытой дверью. Однако зависть способна выискать и то, чего нет. Достояние близких людей хорошо видно. Им легко завидовать, и их ценности легко присваивать. Девиз зависти: если не достается мне, то пусть не достается никому.

Присвоению не подлежат лишь духовные ценности. Зато их можно уничтожить. Зависть на это и рассчитывает.

Зависть, которая завистью не считается, есть ревность. Завистник, который желает присвоить наивысшую ценность на свете — любовь — и пользоваться ею себе во благо, становится ревнивым. Самая страшная зависть и есть ревность.

Ревность может приобретать такие масштабы и такую степень безрассудства, что выходит за всякие рамки.

Каждому человеку требуется освободить свою ревность еще в зародыше. Кто утверждает, что в нем ревности нет, тот не знает самого себя и взращивает ревность. Страх меня не любят сам по себе уже содержит ревность.

Желание быть лучших других — наиболее коварный стресс, назвать который стрессом разум отказывается.

Желание быть лучше других делает из человека раба целей и денег, обращает интеллект в надменность, а труд — в тупое занятие. Духовное развитие прекращается.

Кто не боится быть глупым, тот не подчеркивает свой ум, чтобы выпятить чужую глупость. Кто не подчеркивает своего превосходства, тот не возвышается, унижая других.

Душевная чистота, она же искренность, что животным и детям дается от Бога, у взрослых запрятана за внешним лоском. Игра в прятки, если игрок усерден, может стать настолько серьезной, что искренность может полностью исчезнуть.

Неподвижная энергия любви не есть любовь, а злоба.

Любовь все более превращается в работу, потому растет удельный вес заболеваний пищеварительного тракта. Пищеварительный тракт отражает качество мыслей, сопутствующих выполнению работы. Обязанность начать вызывает болезни желудка. Обязанность закончить — болезни прямой кишки.

Обязанность заниматься мелочами, тогда как хотелось бы заниматься большими делами, — болезни тонкой кишки.

Обязанность заниматься большими делами, тогда как хотелось бы заниматься мелочами, — болезни толстой кишки.

Чем обязанность больше, тем серьезнее болезнь. Иначе говоря, чем больше человек вынуждает себя быть выше неприятной обязанности, тем больше становится внутреннее сопротивление, чувство вины и вынужденное положение. И тело не может оставаться здоровым.

От обязательств, возложенных другими, можно как-то увильнуть. Обязательства, которые человек берет на себя сам, куда хуже: я должен, ибо иначе нельзя. Должен пойти, прийти, принести, быть, дать, взять, а иначе случится беда. Человек со мной по-хорошему — значит, я обязан его любить. Он мой супруг (она моя супруга) — значит, я обязана (обязан) заниматься с ним (с ней) сексом. И так далее. Даже самая прекрасная обязанность есть принуждение и вызывает неприязнь.

Своими желаниями сверхтребовательные родители рвут душу ребенка на части, а когда тело ребенка приходит ему на помощь в виде забывчивости, родители принимаются его обвинять, стыдить, взывать к его совести . На него навешивается, возможно, на всю жизнь ярлык безответственного. Взрослые не знают, что спасающийся от душевной сверхтребовательности ребенок подсознательно пытается тем самым уцелеть. Отвергая сверхтребовательные обязанности, он избегает попадания в соответственную физическую катастрофу, когда на части разрывается его тело. Убегая от обязанностей, он рискует лишь получить головомойку либо ярлык безответственного.

Человек, который говорит себе: «Я должен!», вскоре непременно заявит: «Не хочу!» Неважно, произносится это тихо или громко. Человек, который говорит другому: «Ты должен!», рано или поздно встречает сопротивление: «Не хочу!» За принуждением всегда следует протест. И тогда человек говорит, что протестующий — плохой. Так рождается несправедливость.

Привычное «должен» означает, что человек действует из чувства долга. Это — вынужденное положение, делающее нас узниками чувства долга . Нам же нужна свобода. Ощущение потребности и есть свобода. Человек может знать и сознавать, ибо понимает, знания — вещь прекрасная, но этого недостаточно. Нам нужны ощущения. Ощущение — это узнавание знания в своем сердце.

Уровня ощущений можно достичь мыслительной работой. Кто понимает, что существует нечто, превышающее человеческий разум, тот ищет это нечто. Настает такой момент, когда он сердцем ощущает потребность в том, что раньше воспринимал как долг, и постигает различие этих понятий.

Кто желает творить добро, тот желает автоматически побыстрее спихнуть с себя свою обязанность, и для этого он начинает срочно реализовать свою цель. Спешить его заставляет страх, поскольку человек боится не получить того, чего хотел. Кто испытывает потребность делать хорошее другим, тот не спешит. Для него цель не имеет значения, а имеет значение сам путь и продвижение на этом пути. Он чувствует, что когда-нибудь все равно получит то, что ему нужно. Человеческие потребности никогда не бывают слишком большими. А желания бывают.

Человек, который желает получить миллион, вкладывает весь свой ум и знания в разработку плана действий, чтобы как можно скорее выполнить взятое на себя обязательство. Человек охвачен одной-единственной целью и не видит ничего вокруг. И если план не срабатывает, человек ощущает себя несчастным. А если срабатывает, то человек сразу начинает помышлять о втором миллионе — радоваться своему счастью он не умеет. Любовь как потребность он отодвигает до лучших времен.

Любое желание — это проблема жажды наживы. Совершенно уравновешенный человек ничего не желает — он испытывает потребность. Поскольку большинство людей в большей или меньшей степени неуравновешены, то мы умеем лишь желать или не желать. Кто желает, тот требует.

Жажда наживы и сверхтребовательность подобны чашам весов, которые нуждаются в постоянном уравновешивании и в верхнюю, т. е. более легкую, чашу которых что-нибудь докладывается. Вместо того, чтобы убрать лишнее с нижней чаши. Поскольку же спешащий человек не знает меры, он непременно бросает на верхнюю чашу больше, чем нужно, и более легкая чаша превращается в более тяжелую. Затем к верхней снова добавляется довесок, и она опускается вниз. Полегчавшую чашу вновь следует утяжелить, потому что так надо. Это продолжалось бы до бесконечности, если бы чаши не наполнились. Однако они наполняются, но хочется еще больше. Жажда наживы сама по себе не проходит, ею нужно заниматься.

Многие спрашивают: «Почему мне стало хуже, когда я стал заниматься прощением?» Или: «Прежде я был здоров, а начал заниматься прощением и заболел. Почему?»

Потому что Вы сказали себе: «Я должен простить, иначе что-нибудь да произойдет». Ваш ум напомнил Вам про обязанность, и прощение легло добавочным грузом на Ваши требовательные плечи. Обязанность крадет Ваше ценное время, которым Вы распорядились бы с гораздо большей пользой.

Человек не ДОЛЖЕН прощать. Человек сам нуждается в том, чтобы прощать.

Чем человек умнее, чем больше он узнает о мире, тем больше навлекает на себя лишений и бед. Умному говорят: «Ты умный, ты знаешь, ты умеешь, ты должен помочь!» и он ощущает себя обязанным помогать.

Умный человек выжимает из себя последнее, постоянно изобретает новые машины, материалы, подручные средства, системы и т. п., чтобы жизнь сделалась лучше.

Однако сверхтребовательный мир, рассчитывающий на чужой труд, не удовлетворен. В момент усталости все тот же ум говорит: «У тебя нет ни времени, ни сил, ни денег, чтобы осчастливить всех страждущих». Страх оказаться виноватым в чужих бедах обязывает человека до такого состояния, что он начинает валиться с ног под бременем чувства долга.

Если к человеку вовремя приходит рассудительность и говорит, что у каждого своя жизнь и свои тяготы, которые ему необходимы, то ум говорит: чем меньше знаешь о других, тем тебе легче.

Поэтому каждый, кто испытывает стрессы, ради душевного спокойствия начинает избегать новой информации, новых сведений, что взывают к чувству долга. Он отказывается от радио, телевизора, газет, предпочитая общаться с природой.

Сторонится родственников и друзей, которые, как водится, не перестают говорить о своих заботах и о том, как бы кто-нибудь взял да и уладил все. Умный человек чувствует, что речь идет о нем, и становится отшельником, предпочитая общаться с самим собой, однако отказывается называть это страхом.

В лучшем случае называет одиночество самозащитой. Любознательность и тяга к знаниям мало-помалу заменяются отстранением, подчеркивающим солидность человека. Но поскольку человек продолжает ценить ум превыше всего, то ему и неведомо, что чувство долга и чувство ответственности — это две стороны одной медали. Отказ от чувства долга оборачивается усилением чувства ответственности.

Каждый старается справиться с грузом обязанностей так, как умеет. Кто взваливает груз на плечи, кто обременяет им сердце, а кто — разум. Кто не освобождается от обязанностей, тот истощается как духовно, так и физически. Такие люди не могут любить.

Ум дает знание. Из знания вырастает обязанность.

Рассудительность есть прочувствованностъ. Из прочувствованности вырастает ответственность. Каждый человек обладает как умом, так и рассудительностью. Проследите за своей речью либо запишите свои мысли на бумаге — там, где встречается слово «должен», в Вас говорит чувство долга, а там, где встречается «нужно», в Вас говорит чувство ответственности. Поскольку Вы — человек со страхами, то и слово «должен» непременно будет преобладать.

Всякий раз, когда Вы произносите «должен», включается разум и начинает рационально, по-умному выправлять некую конкретную ситуацию. А когда Вы говорите «нужно», подключаются чувства и чуть-чуть облегчают бремя обязанностей на сердце. Сердце начинает лучше работать, усиливается кровообращение, а кровь — это любовь, и Вам становится лучше.

Эти слова нельзя просто заменить одно на другое во избежание ошибок. Попробуйте, и Вы увидите, что из этого ничего не получается ни по созвучию, ни по смыслу. Если же изменить образ мыслей, то и слова будут располагаться в новой последовательности. Подобно тому, как направление шагов определяется душой, ею же определяется и порядок слов . Ведь слово — то же тело, выражающее душу, смысл жизни тела.

Прощение из чувства долга подобно тому, как если бы Вы протискивали гору сквозь игольное ушко. Чем быстрее протискиваете, то есть чем выше Ваша сверхтребовательность, тем больше должно вместить в себя игольное ушко. Как же больно должно быть иголке и ее ушку! Так же, как и Вам. Принято считать, что боль — это болезнь. Появление боли у внешне здорового человека шокирует его, отсюда и представление, будто прощение привело к болезни. И он прав. Истина ему не нужна, потому он ее и не ищет.

Человек физически здоров, покуда он в состоянии обуздывать стрессы. А если он больше не в состоянии, то уже и не желает обуздывать и начинает выплескивать стрессы в виде эмоций . Чем выше гора накопившихся стрессов, тем больше лавина, для схода которой достаточно одного маленького камешка, брошенного в огород хозяина. Иначе говоря, чем выше гора стрессов, тем серьезнее возникает болезнь. Чем больше и быстрее выводятся наружу стрессы, тем явственнее проявляется болезнь и тем быстрее ее протекание.

Таким образом, незначительные жалобы или незначительные психические нарушения могут таить в себе малую болезнь, как маленькую гору. Однако они могут скрывать и очень серьезную болезнь. Человек, который желает быть сильным, стыдится своих слабостей и обрекает себя на страдания. За значительными жалобами или значительными психическими нарушениями может не быть физической болезни, либо она мала.

Душевная мука истеричного человека извергается из кратера вулкана ввысь, словно обжигающая лава, однако от нее не распространяется тепло, ибо отсутствует вера в добро. Душевная мука истеричного человека страшнее любой физической болезни.

Подобным же истериком становится и тот, кто страдает от физической беды, если переступает предел выносливости. Это доказывает психосоматическую природу всех болезней, доказывает, что все болезни являются материализацией стрессов.

Если прощение перестает быть желанием разума и становится порывом сердца, то возникает потребность, и гора стрессов потихоньку исчезает, испаряясь в космос. Ей уже не приходится смиряться с тем, что ее прогоняют сквозь строй обязанностей, будто протискивают через игольное ушко, и не приходится больше невольно причинять боль. Не стрессы причиняют человеку боль, а сам человек тем, что держит стрессы в себе.

Еще встречаются отдельные родители и бабушки, которые учат детей в духе первозданно-женской нерациональности чувствовать природу, животных, облака, сказки и душевную любовь и хранить эти образы в своем сердце с тем, чтобы, оказавшись между жерновами материальной жизни, было откуда черпать душевную силу. Однако умные люди не воспринимают их всерьез.

Принудительное обучение музыке — явление, набившее оскомину. Едва ли не каждый ребенок с удовольствием желал бы сам для себя рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, так как испытывает в этом потребность. Но если, подметив у ребенка дарование, взрослые с воодушевлением призывают его работать не покладая рук и в итоге стать знаменитостью, то тем самым они вынуждают ребенка стать лучше других, и у него возникает внутреннее сопротивление.

Миру известны вундеркинды, которых родители розгами заставляют с утра до вечера петь, танцевать, заниматься музыкой. У таких детей жизнь коротка. Они бы и сами последовали зову своего сердца и добились бы гораздо большего, если бы их не принуждали. Свободное творчество рождает чудеса.

Никто не должен любить, однако все нуждаются в любви.

Люди бизнеса, мужчины и женщины, осознают необходимость заботиться о своем теле, ибо от этого тела зависит все. Тело должно быть выносливым, иначе не выдержать. Но жизнь показывает, что, несмотря ни на что, оно-таки не выдерживает и очень быстро изнашивается. Тот, кто должен любить, у того способность любить пропадает, независимо от того, что человек считает любовью. Кто любовью считает секс, у того половые органы поражаются настолько, что половая жизнь становится невозможной. Кто проявлением любви считает работу, тот лишается трудоспособности. Кто любовью считает деньги, тот лишается денег.

Чем больше человек принуждает себя, желая доказать всем, в том числе и самому себе, свое превосходство, тем быстрее происходит утрата . А поскольку он материалист, т. е. раб физического тела, то быстрее всего утрачивается способность физической любви. Этот человек пребывает в уверенности, что я тебя хочу и получу то, чего хочу, потому что ты во мне нуждаешься. Когда сталкиваются жажда наживы и любовь, физическое тело страдает, чтобы дух обрел свободу.

А жизнь все ждет, предлагая человеку свою возможность стать нормальным. Всегда возможно — и это доступно каждому — вырваться из гибельной карусели без ущерба для работы и жизни. Необходимо лишь изменить свое отношение к себе и своим действиям. Кто любовью считает любовь, тот сохраняет все свои человеческие способности на протяжении всей долгой жизни.

Хорошо, если кто-то этому учит.

Хорошо, если кто-то в этом учении нуждается.

Если Вы пытаетесь уяснить свою потребность, но это никак не удается, то извлеките из себя чувство долга, поставьте перед собой и начните с ним беседовать. Перед Вами длинной вереницей пройдут все те мгновения, когда что-то делалось Вами из чувства долга. Освободите их одно за другим, и совокупное чувство долга уменьшится. Теперь будет легче проявиться насущной потребности, которую Вы прежде не понимали и потому не могли прочувствовать. Прочувствование помогло осознать, осознание помогло прочувствовать. Тем самым Вы совершаете самое благое из всех дел — признаете свою ошибку.

Человек, именующий себя культурным, желает блистать умом. Он шлифует свой ум, точно бриллиант, придавая ему все большую ценность, однако подлинной ценности этого бриллианта он не сознает. Сознает тот, кто мыслит сердцем, ибо так обретается разум.

Причина болезни — плохая мысль — заключена в самом человеке. Она подобна магниту — чем дольше мысль крутится в душе, тем более нагнетается ситуация, когда должен явиться некто и причинить думающему зло. Незримая плохая мысль создает невидимого врага, в отношении которого человек взвешивает: простить или нет? Логический разум зачастую говорит, что этого прощать не следует и даже нельзя, иначе возникнет ощущение безнаказанности и зло лишь возрастет. Так, борец за справедливость на протяжении всей своей жизни носит в душе образ заклятого врага и никак не поймет, отчего сам болеет.

По логике вещей, заболеть должен был заклятый враг, ведь это он причинил зло. Такова научная, она же материалистическая, логика. Невидимость нельзя доказать научным способом, она доказывает себя сама и, как водится, таким образом, что с научной точки зрения можно утверждать: «Нет, это невозможно».

Цепляние за свою положительность исключает возможность научиться мыслить сердцем. Это, в свою очередь, исключает видение собственных ошибок и желание признать, что в людях мы видим себя.

В каждом человеке живет потребность прощать, потребность освободиться от плохого. Потребность эта столь же стара, как и человечество. «Я прощаю тебя за причиненное мне зло», — так обычно понимается суть прощения. Подобное прощение облегчает сердце ребенка и примитивного человека, ибо они подсознательно прощают от всего сердца.

С повышением уровня развития из-под гнета ума все чаще прорывается подсознание, давая знать хозяину, что законы развития от Бога и их необходимо соблюдать. Ход развития учит искать причину и следствие в самом себе.

В ходе освобождения стрессов Вы мало-помалу начинаете понимать различие между благим поступком и благодеянием. Истинное благодеяние забывается быстро. А благо, творимое с тем расчетом, что когда-нибудь, когда я окажусь в беде, мне тоже помогут, запоминается и со временем требует все большей платы за услугу.

Беда еще не нагрянула, а хороший человек жалуется, что он всегда всем делал добро, а ему никто добра не делает. Так хороший дающий превращается в плохого мздоимца, постоянно всем напоминающего, что они перед ним в долгу. А еще хуже, если ради своего доброго имени он держит претензии при себе.

Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее.

©Лууле Виилма, из книги «Прощаю себе. Светлый источник любви»

Галина Юрьевна
Репина

руководитель структурного подразделения
информационного
и учебно-методического
обеспечения Окружного методического центра
Северо-Западного окружного
управления образования
Департамента образования,
Москва

Детское чтение сейчас малопопулярно, не модно: некогда, не найдёшь интересную книгу для подростка в школьной библиотеке. Эти и другие проблемы стоят очень остро, но работать в направлении пропаганды и поддержки чтения надо обязательно. Проблемами чтения мы в своём округе занимаемся систематически – через семинары, тематические консультации, встречи с авторами и издательствами, участие в проведении Недели детской книги и т.д. Поэтому появилась необходимость разработать программу поддержки и развития чтения в рамках округа.

Цель разработки программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений.

При подготовке программы мы провели длительную работу: просматривали массив информации по проблемам чтения в Интернете, читали профессиональную литературу.

В основу был положен проект Национальной программы, разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом. Конечно, этот документ масштабный – для всей страны, но для округа его пришлось переработать.

Очень помогли статьи таких известных профессионалов, как В.П.Чудинова, Н.Н.Сметанникова и Е.И.Голубева. Их многолетний опыт в изучении проблем чтения бесценен.

Программа долгосрочная – быстрые результаты в данном направлении работы невозможны. Задачи, поставленные программой, предусматривают многолетний кропотливый труд воспитателей, учителей, сотрудников библиотек образовательных учреждений, родителей.

Обязательно необходим координационный совет (см. ), который призван координировать и корректировать работу.

План проведения мероприятий (см. раздел 7) определяли разные структурные подразделения Окружного методического центра. При разработке учитывалось, что в самом начале необходимо изучить проблему – провести мониторинг среди сотрудников библиотек образовательных учреждений, учителей и учащихся округа. Далее следует обработка результатов, рекомендации в адрес учителей, сотрудников библиотек, психологов, родителей и т.д.; затем проведение мероприятий, направленных на пропаганду и поддержку чтения, их анализ и рекомендации на будущее. В 2007 году каждый месяц планировалось проводить от 5 до15 мероприятий. В этой работе обязательно необходима системность.

И конечно, очень важен внешний вид программы. Мы поняли, что она должна быть яркая, красочная, с фотографиями читающих детей и книжной символикой.

Предложенная программа, конечно, не эталон, но она поможет написать свою окружную, городскую или иной адресности программу, поможет в решении главной задачи – вернуть интерес детей и подростков к чтению, желание общаться о прочитанном на красивом и звучном русском языке, развивать культурную компетентность, что в дальнейшем даст положительные результаты в адаптации к «взрослой» жизни.

Департамент образования города Москвы
Северо-западное окружное управление образования, Окружной методический центр

ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ

Москва, 2007 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование: Программа поддержки и развития чтения.

Программа комплексная, окружная, организационно-методическая.

Основной заказчик: Северо-западное окружное управление образования.

Программа адресована руководителям образовательных учреждений, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, сотрудникам библиотек образовательных учреждений СЗОУО Департамента образования города Москвы.

Совместно со структурными подразделениями дошкольного образования, начального школьного образования, воспитывающей деятельности, предметно-методическим, аттестации и диагностики ОМЦ СЗОУО.

Консультанты: методист ОМЦ СЗОУО заслуженный учитель Российской Федерации Черноусова Ф.П., методист структурного подразделения информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗОУО Баханская Е.В.

Программа открыта для участия других организаций, заинтересованных в её дальнейшей разработке и реализации.

ВВЕДЕНИЕ

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. 2007 год объявлен ЮНЕСКО годом чтения.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70–80-х годах прошлого века возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературоцентричным». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии, трудности в издании и распространении книг, сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения – все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознаётся, привели к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

В последнее два десятилетия, начиная с 1990-х годов и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того чтобы воочию увидеть, прочувствовать эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте – «глобально», увидеть чтение целостно, как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребёнка какими-то художественными произведениями и не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие. Ведомственное мышление и отсутствие широкого взгляда на проблему мешают увидеть её целостно. Министерства и ведомства в отраслях науки, культуры, образования, средств массовой информации работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется разрыв в стратегических подходах и конкретных планах по решению сходных (нередко – одних и тех же) проблем.

Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно: в последние десятилетия в России не было проведено ни одного объёмного всероссийского исследования детского чтения. В благополучной Великобритании в 1994 году такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили что в стране падают навыки чтения у детей и подростков. Полученные данные дали толчок к принятию ряда государственных программ. Потом и в Германии, и в других ведущих странах мира также были проведены исследования и приняты меры против снижения уровня чтения.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю, не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают, редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности, библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвящённых, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.

Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы – во многом благодаря принудительному характеру обучения – и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования.

Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приёмами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Необходимо осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается. Роль чтения в развитии у ребёнка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьёзные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведёт к повышению интеллектуального потенциала учащихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка.

Раздел 1

Приоритетные направления, цели и задачи программы

Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов её воплощения на территории Северо-Западного округа города Москвы.

Цель разработки и реализации данной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений Северо-западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.

Читательская компетентность понимается как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Рост читательской активности (охвата и интенсивности) учащихся – субъектов чтения понимается как соответствующий уровню успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.

Задачи программы:

  1. Смена отношения к чтению. Читать – престижно, модно, интересно.
  2. Упорядочение социокультурного пространства чтения.
  3. Укрепление библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  4. Создание эффективных механизмов координации и системы эффективного информационного обмена по вопросам поддержки и развития чтения.
  5. Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе.
  6. Модернизация системы подготовки кадров на базе ОМЦ СЗОУО.

Раздел 2

Основные направления реализации программы

Характеристика проблемы

Формированию основополагающей читательской компетентности в образовании уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.

Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощённый подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объём времени, который отведён на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируются в достаточной степени навыки для обработки больших объёмов специализированной информации.

Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные учреждения Москвы. Общеобразовательные учреждения не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием. Несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

В удручающем состоянии находятся основные фонды библиотек образовательных учреждений округа – они на 80% состоят из учебников. Поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки минимально. Объём ветхой литературы возрастает. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.

Существует и ещё целый ряд проблем: отсутствие помещений для хранения, недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и другой техники, низкий социальный статус сотрудника библиотеки и ещё много других.

Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений.

Проблема подготовки школьных библиотекарей тоже стоит достаточно остро.

Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.

В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. В результате значительная доля окончивших общеобразовательную школу оказывается не готовой к эффективному освоению всё усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.

Предпосылки для реализации программы

На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируется их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы зависит дальнейшая судьба развития в стране науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остаётся единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование; действует курсовая система подготовки кадров и др. Под руководством Северо-Западного окружного управления образования и окружного методического центра можно достичь положительных результатов в реализации программы поддержки и развития чтения.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой или продолжают знакомство. В систему общего обязательного образования СЗОУО города Москвы входит развитая сеть учреждений; она охватывает 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

В последние годы система образования претерпевает серьёзные изменения, особенно с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, в сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования её на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

Вывод

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что учебные нагрузки, низкий уровень преподавания литературы, отсутствие нужных изданий в библиотеке вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах, что, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень культурной компетентности.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живём ещё в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской пассивности детей и подростков.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Учитывая вышеизложенное, специалисты Северо-западного окружного управления образования города Москвы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы поддержки и развития чтения на уровне округа.

Сроки реализации программы

Первый этап – 2007–2010 годы.

Второй этап – 2011–2015 годы.

Третий этап – 2016–2020 годы.

Раздел 3

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

На современном этапе проблемы культурной компетентности, грамотности, образования, культуры чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль.

Для реализации целей и задач программы в Северо-Западном округе используются:

  • мониторинг и диагностика состояния инфраструктуры чтения,
  • разработка рекомендаций по вопросам чтения,
  • разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе,
  • укрепление институтов инфраструктуры чтения,
  • применение определённых видов работы с адресными группами читателей,
  • применение новых учебных программ и развитие новых методик обучения,
  • выявление успешных образцов работы с читателями,
  • обобщение опыта работы педагогов, сотрудников библиотек,
  • совершенствование системы повышения квалификации,
  • применение наглядной агитации,
  • мониторинг результатов эксперимента.

Принципы программы:

  • системность,
  • открытость и прозрачность,
  • гибкость.

Ожидаемые результаты программы в целом:

  • повышение культурной компетентности,
  • повышение читательской компетентности,
  • повышение грамотности,
  • изменение отношения к чтению,
  • рост читательской активности,
  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению,
  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге,
  • позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы,
  • укрепление фондов библиотек образовательных учреждений,
  • воспитание уважения к книге,
  • изменение структуры досуга.

Раздел 4

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в 3 этапа.

Первый этап (2007–2010) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения.

Данный этап направлен на выявление возможностей улучшения ситуации, на поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

На первом этапе планируется углублённое изучение текущего состояния дел в сфере чтения в образовательных учреждениях СЗОУО.

Задачи первого этапа

  1. Определение адресности мониторинга и диагностики.
  2. Мониторинг и диагностика проблем чтения.
  3. Мониторинг качественного состава фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  4. Подготовка рекомендаций в адрес учителей и сотрудников библиотек образовательных учреждений.
  5. Разработка плана мероприятий в поддержку чтения.
  6. Мобилизация и объединение активных и компетентных работников образовательной сферы.
  7. Определение мер по консолидации и координации деятельности различных структур при проведении мероприятий.
  8. Систематизация подходов в вопросах поддержки и развития чтения среди различных категорий педагогов.
  9. Координация межпредметных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
  10. Разработка педагогами СЗОУО инновационных программ поддержки и развития чтения, защита программ на научно-методическом совете ОМЦ СЗОУО.
  11. Апробация инновационных программ в образовательных учреждениях СЗОУО.
  12. Укрепление основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  13. Поддержание информатизации библиотек образовательных учреждений на должном уровне.
  14. Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
  15. Модернизация курсовой системы ОМЦ: введение обучения по вопросам поддержки и развития чтения.
  16. Пропаганда поддержки чтения среди родителей, способствование детскому и семейному чтению.
  17. Анализ итогов первого этапа реализации программы.

Второй этап (2011–2015) – системное укрепление инфраструктуры.

На этом этапе происходит распространение позитивных результатов первого этапа, достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения в образовательных учреждениях СЗОУО города Москвы.

Задачи второго этапа

  1. Внедрение инноваций.
  2. Преемственность и интеграция программ.
  3. Развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.
  4. Создание элементов системы управления поддержки и развития чтения.
  5. Проведение мониторинга.
  6. Координация межведомственных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
  7. Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений.
  8. Пополнение основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  9. Анализ итогов второго этапа реализации программы.

Третий этап (2016–2020) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост качества культурной компетентности.

Задачи третьего этапа

  1. Достижение ключевых результатов.
  2. Организация научно-практической конференции.
  3. Мониторинг состояния и перспектив развития системы деятельности по поддержке и развитию чтения.
  4. Анализ достигнутых результатов.
  5. Издание сборника материалов из опыта работы.

Раздел 5

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Развитие нормативно-правовой базы

Работа с руководящими и педагогическими кадрами, сотрудниками библиотек

Мероприятия

Сроки
исполнения

Ответственный

Ознакомить руководителей образовательных учреждений СЗОУО с программой

Разработать и провести мониторинг по вопросам поддержки и развития чтения (педагогов, воспитателей, сотрудников библиотек)

ОМЦ СЗОУО

Ежегодно

Ежегодно

ОМЦ СЗОУО

Научное обеспечение

Мероприятия

Сроки
исполнения

Ответственный

Образовать координационный совет

Разработать концептуальные основы осуществления психологического сопровождения поддержки чтения

ОМЦ СЗОУО

Определить перечень актуальных тем для диагностики и мониторинга

ОМЦ СЗОУО

Осуществить введение в курсовую систему подготовки педагогических кадров, кадров сотрудников библиотек образовательных учреждений (проводимых на базе ОМЦ СЗОУО) серии лекций и практикумов по проблемам поддержки и развития чтения

ОМЦ СЗОУО

Провести ряд семинаров, тематических консультаций, открытых уроков, мастер-классов и др. для различных категорий работников образовательных учреждений СЗОУО по поддержке и развитию чтения

ОМЦ СЗОУО

Провести научно-практическую конференцию

СЗОУО и ОМЦ СЗОУО

Программно-методическое и информационное обеспечение