В помощь школьнику. Анализ рассказа Астафьева «Людочка

В журнале "Новый мир", в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев ("Людочка"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.

Проблематика рассказа

Рассказ этот - о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они - страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое. Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа "Людочка" (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром. Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с примороженной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке - важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев ("Людочка") рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство. В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка ощущала себя чужой среди людей.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев ("Людочка") поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ "Людочка" (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора - умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге "дом-работа-дом" живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев ("Людочка") изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев ("Людочка") смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой - ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева "Людочка", необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее - сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться - искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки - трагедия девушки. Ее смерть - это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Трагедия "маленького человека"

Трагедия "маленького человека" раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное - не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов ("касаточка", "ласточка", "голубонька сизокрылая", "золотко мое"). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь - это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона ("кореши", "рвем когти", "пахан", "отвали"). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно - в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение "Людочка" Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты ("работала как конь", "гнуть спину", "втемяшилось в голову"). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, "деревня задохнулась в дикоросте") он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев ("Людочка"). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Чем притягателен рассказ "Людочка" Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ "Людочка". Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Год издания книги: 1989

Рассказ Астафьева «Людочка» впервые был опубликован в 1989 году в одном из московских периодических изданий. Идея произведения возникла у автора после того, как он услышал историю одной женщины, которая надолго врезалась в память писателю. Работа «Людочка» Астафьева быстро стала популярной среди читателей и отчасти и благодаря ей писатель по сей день занимает высокое место среди .

Рассказа «Людочка» краткое содержание

Около пятнадцати лет назад автор услышал историю, которая поразила его до глубины души. Он точно не помнил, как зовут женщину, с которой переключились все эти события, поэтому решать назвать главную героиню простым именем Людочка. Родилась она в маленькой деревне под названием Вычуган в семье колхозников. Её отец, не выдержав тяжёлой работы, очень быстро пристрастился к алкоголю и изрядно поглупел, а через несколько лет после рождения дочери решил уйти из семьи. Без него им с матерью зажилось намного легче и свободнее.

Если читать рассказ «Людочка» Астафьева кратко, то узнаем, что через какое-то время некий тракторист, приехавший из леспромхоза, располагавшегося неподалеку от деревни, остался помочь по хозяйству. Он задержался на всю весну, да так после этого и остался жить с матерью Людочки. Пришло время, и Людочка закончила школу. Тогда мать сказала ей что для того, чтобы не угробить свою жизнь, девочка должна переехать в город. Женщина обещала помогать Людочке в первое время – до того, как девушка может найти себе нормальную работу.

Приехав в город, Людочка не знала, куда пойти, и поэтому вынуждена была ночевать на вокзале. Как только наступило утро, она отправилась в центр для того, чтобы зайти в парикмахерскую и сделать себе прическу. Однако парикмахерша, которая работала там уже несколько лет, отговорила девочку делать завивку, поскольку ее волосы и так выглядели достаточно слабыми. Несмотря на это, Людочка осталась в цирюльне и на протяжении всего дня помогала старой женщине, заметая помещение и принося все необходимые приборы. Вечером же Людочка обратилась к работнице и попросила сделать ее своей ученицей.

Парикмахершу звали Гавриловна, и Людочка чем-то пришлась ей по душе. Женщина попросила документы девушки и уже на следующий день оформила ее как свою ученицу. Поскольку жить главной героине было негде, старушка решила оставить ее у себя. Однако на долгое проживание женщина не была настроена – она сразу же предупредила свою ученицу, что как только она получит работу, то должна будет въехать в ближайшее общежитие.

На протяжении всего обучения Людочка внимательно слушала хозяйку парикмахерской, но делать прически у нее так и не получалось и по прошествии нескольких месяцев она не смогла сдать окончательный экзамен. Однако Людочка все же осталась в цирюльне в качестве уборщицы. Иногда она, правда, брала в руки машинку и стригла призывников и школьников. Кроме того, девушка постоянно тренировалась бесплатно делать модные и стильные причёски тем, кто собирался на местные дискотеки. За то, что девушка помогала Гавриловне по дому, делая все хозяйственные дела, женщина решила оформить ей прописку и переписать свой дом на ее имя.

Единственное, что доставляло большое неудобство для девушки, это дорога домой. Первую часть пути Людочка проезжала на местном трамвае. Однако потом она вынуждена была идти в дом через старый разрушенный парк Вэпэрзэ. Он был обустроен ещё в тридцатые годы, однако уже через двадцать лет его состояние полностью испортилось. Дело в том, что кому-то пришло в голову пустить через весь парк огромную трубу. Теперь она лежала не закопанной посреди парка, постоянно шипела источала пар. Спустя некоторое время труба изрядно подпортилась и из неё стала вытекать вода в виде горячие реки с большими ядовитыми кольцами мазута и большим количеством мусора. Однако, чтобы не лишать людей и данного кусочка природы, власти решили не уничтожать парк полностью, и даже соорудили там бетонные лавочки.

Именно на них в тёплое время года собиралась местная шпана. Там молодые люди играли в карты, употребляли алкоголь и развлекались с друг с другом. Самым главным среди них был юноша по имени Артём – молодой человек со светлыми кудрявыми волосами. Людочка знала его потому, что он часто захаживал к ней в парикмахерскую на стрижку. Однако не это было его главной целью – как-то раз в цирюльне произошла такая ситуация: молодой человек нагло полез к девушке, в результате чего она сильно ударила его машинкой для бритья. Из головы Артёма пошла кровь, и после этого он не только никогда не лез к Людочке, но и запретил всем своим друзьям издеваться над девушкой.

Как-то раз из тюрьмы вышел на свободу молодой человек, которого все местные называли Стрекач. С самого детства он занимался разбоем, отбирая у малышей сладости. Уже в средней школе стрекач стал нападать на людей, угрожая им ножом и забирая деньги. Как-то раз он изнасиловал почтальоншу, из-за чего впервые отправился за решетку на три года, о чем можем прочитать в рассказе Астафьева «Людочка». Анализ всех его предыдущих действий показал, что молодой человек уже никогда не сможет вести порядочный образ жизни. Поэтому, вернувшись из заключения, Стрекач всё также продолжал шантажировать местных людей. И вот, снова вернувшись из тюрьмы, Стрекач сидел в парке и кричал во весь голос о том, чтобы ему как можно быстрее привели какую-нибудь женщину. Тогда все молодые люди говорили, что сейчас должна закончится дискотека, и, когда девушки будут возвращаться домой, злоумышленник сможет выбрать себе жертву. В этот момент мимо скамейки проходила Людочка. Артём попытался остановить Стрекача, однако тот не стал его слушать. Он словил девушку и изнасиловал ее, а, чтобы не быть единственным виноватым, заставил всех остальных молодых людей тоже принять в этом участие. Как только девушка вырвалась, она мигом побежала домой, однако даже не смогла подняться наверх. Очнулась она в доме у Гавриловны, куда старая женщина сама затащила Людочку. Вместо того, чтобы пожалеть девушку, старушка предложила ей выпить, чтобы залечить душевные раны. Людочка ужасно себя чувствовала и не могла находиться больше в этом городе. Она приняла решение возвращаться обратно в деревню к своей маме.

Как только девушка приехала, она увидела, что ее мать беременна. Женщина сразу поняла, что именно произошло с его дочерью, однако и там ждало героиню рассказа Астафьева – Людочку, равнодушие от близких людей. Матери было сильно тяжело – вынашивать ребенка в таком возрасте достаточно сложно, да и дела по дому отнимают немало сил, поэтому ей было некогда жалеть дочь. Через несколько дней девушка решила, что пришла пора вернуться обратно в город. Мать помогла собрать вещи, и вместе с утренней электричкой главная героиня покинула свой дом.

Уже в городе Гавриловна рассказала Людочке о том, что Стрекач приказал девушке молчать, о том, что произошло тем вечером в парке. В противном случае он сказал, что убьет Людочку, а дом парикмахерши сожжет. Для того, чтобы обезопасить старую женщину, Людочка решает переехать в общежитие. Далее в произведении Астафьева «Людочка» краткое содержание рассказывает, что в тот момент Людочке вдруг вспомнился случай, который произошел с ней, пока она находилась в больнице несколько лет назад. Там она увидела молодого парня, который из-за местной медсестры находился при смерти. Теперь из-за халатности врачей он вынужден был медленно умирать на носилках в узком коридоре больницы. Как только Людочка заметила юношу, она тут же подошла к нему и положила свою руку ему на лицо. Просидев так несколько часов, Людочка решила отправиться к себе в палату. И тогда она увидела, что по щеке парня текут слезы. Он понимал, что все его предали и теперь ему придется умирать здесь в холодном коридоре в полном одиночестве. Девушка стояла возле Гавриловны и осознавала, насколько окружающие могут быть равнодушными и жестокими к другим людям.

Гавриловна решила оставить девушку у себя и научила ее, как возвращаться с работы домой, полностью избегая территории парка. Однако Людочку уже ничего не пугало, и она спокойно продолжала возвращаться темными вечерами домой через парк. Тем более она даже желала встретиться со Стрекачом. Ежедневно девушка носила с собой в сумке бритву, надеясь при встрече отрезать достоинство своему насильнику. Как-то раз ее заметила местная шпана, однако Стрекача с ними не было. Молодые люди стали угрожать девушке, желая изнасиловать ее. Людочка же спокойно ответила им, что должна переодеться после работы и, если парни немного подождут, то через несколько часов она снова вернется к ним в парк. Шпана поверила ей, пригрозив, что, если это была шутка, она еще об этом пожалеет. Вернувшись домой девушка переоделась, взяла с собой веревку и вышла на улицу. Людочка зашла в парк и нашла там огромный тополь. Она накинула на сук веревочку, сформировала петлю надела ее себе на шею. Мысленно простившись со своей матерью, отчимом и попросив прощения у Бога, она оттолкнулась ногами. Уже через несколько минут, как у главной героини , ее сердце перестало биться.

Далее в произведении Астафьева «Людочка» читать можем о том, что шпана, которая ждала Людочку, начала подозревать, что девушка их обманула. Они отправили одного из парней на разведку, и через несколько минут от прибежал к ним, сказав разбегаться в разные стороны. Немного позже он рассказал, что видел, как Людочка умирала в петле. Парни решают скрыться на время и хотят сообщить Стрекачу о случившемся.

После похорон девушки ее мать долго не могла прийти в себя. Отчим также не находил себе места. Как-то раз он решил отправиться в парк и застал там Стрекача. Недолго думая, он подошел к нему и швырнул негодяя в канаву. Увидев, что мужчина настроен достаточно решительно, остальная шпана в ужасе разбежалась. Сильные ожоги, которые получил Стрекач, свалившись в канаву, были совершенно несовместимы с жизнью. После этого отчим направился к тому дереву, на котором повесилась Людочка. Подойдя к суку, на котором еще висел кусок веревки, он немного дернул за него и тот обвалился. Мужчина подумал, что жаль, что сухой сук не сломался тогда, когда это было так необходимо. Тем временем УВД, которое задержало Артёма, за неимением улик вынуждено было отпустить его на свободу. Тот решил сразу же изменить свою жизнь – поступил в техникум, после которого нашел работу, женился и завел ребенка. Позже начальник УДВ, который вскоре должен был выйти на пенсию, составляя сводку по кварталам, не захотел портить статистику и не вставил дела по Людочке и Стрекачу, оформив их смерть как обычное самоубийство.

Рассказ «Людочка» на сайте Топ книг

Рассказ Астафьева «Людочка» читать настолько популярно, что это позволило ему занять высокое место среди . Но интерес к нему носит сезонный характер, что объясняется наличием произведения в школьной программе. Поэтому в дальнейшем рассказ «Людочка» Астафьева будет появляться среди лишь периодически.

Рассказ Астафьева «Людочка» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…
  • Образ Людочки

    Главная героиня стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

    Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

    «Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

    Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

    Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

    Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

    Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

    С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

    Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

    Кто виноват в смерти Людочки?

    Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

    Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Героиню звали Людочка, родители были обычные люди, но вот отец спился от ужасной работы, а мама все переживала за будущее. Девочка росла, в негативной атмосфере, так как отец постоянно пил. Она редко улыбалась, радовалась жизни, училась она удовлетворительно, ничего ее не радовало. Как то раз, отец совсем исчез из жизни семьи, но им жилось так лучше. Не было никаких неурядиц, пьяных выступлений.

Когда Людочка будучи закончив школу, захотела уехать в город. Вот только денекг не было, но она решилась, первую ночь она провела на вокзале. Все свои сбережения она решила все таки потратить на себя, она зашла в солидную парикмахерскую, сев в кресло сказала что бы ей сделали причёску, и покрасили, но старая парикмахерша сказала, что не следует, так как волосы очень тонкие и ещё хуже будут выглядеть.потом она потребовала сделать ей маникюр. Сказав спасибо она вышла из парикмахерской. Она решила подкараулить эту старую парикмахершу, и попросилась к ней в ученицы. Парикмахерша осмотрела ее, попросила документы, и пошла устроила на работу. Она позвала Людочку жить к себе, го поставила некоторые условия, не пить, не курить, не водить парней, приходить домой в 11 и слушать во всем хозяйку.

Людочка во всем слушалась свою хозяйку, ну а работа ей давалась уж очень туго, она стригла мужчин под машинку, это удавалась ей отлично.

Как то все заходил к ней паренёк Артемка, как толко она не пыталась уложить кудри Артёмки, все бесполезно, ну а он не ради кудрей ходил к ней.

Тут как то приехал всем известный Стрекач, увидел Людочку и давай к ней приставать, а она испугалась и давай бежать сломя голову, прибежала к дому, упала и потеряла сознание. Людочка пришла в себя и решила ехать домой, к маме. Помогла там маме и отчиму и обратно в город. Девушка вспомнила одну историю, что она не помогла одному человеку и теперь винит во всем себя.

Людочка боялась ходить через парк, ведь тот случай, когда стрекач с пацанами подкараулили ее не даёт ей покоя, у неё с собой есть бритва на всякий случай.

Что то произошло и пошла она к тополю, навязала верёвку, попрощалась с родными. Пацаны уже как бы ругали ее, один пошёл на разведку и увидел дрожащее тело Людочка. Побежал все рассказывать друзьям, они скрылись.

Картинка или рисунок Людочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кошка, которая гуляла сама по себе Киплинга

    В далекие времена все животные были дикими. Они бродили, где им вздумается. Одним из таких животных был кот. Он ходил, где хотел в полном одиночестве.

  • Краткое содержание На краю света Лескова

    В этом произведении описана подлинная история из жизни и работы архиепископа Иркутского, а затем и Ярославского, Нила, рассказанная прозаиком публицистом Николаем Семеновичем Лесковым.

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби.

  • Краткое содержание Четвертая высота Елены Ильиной

    Книга основана на реальных событиях, где говорится о девушке, которая за короткое время своей жизни смогла достичь многого. Первые страницы произведения показывают нам судьбу простой семьи, проживающей в Москве.

  • Краткое содержание Чехов Дуэль

    Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге

Ты камнем упала.

Я умер под ним.

Вл. Соколов

Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?” Кажется автору, что героиню звали Людочкой. Родилась она в небольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители - колхозники. Отец от угнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Мать боялась за будущего ребенка, поэтому постаралась зачать в редкий от мужниных пьянок перерыв. Но девочка, “ушибленная нездоровой плотью отца, родилась слабенькой, болезненной и плаксивой”. Росла вялой, как придорожная трава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя была молчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше, бодрее. В их доме время от времени появлялись мужики, “один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. Ездил на работу на мотоцикле за семь верст, брал с собой ружье и часто привозил то битую птицу, то зайца. “Постоялец никак не относился к Лю-дочке: ни хорошо, ни плохо”. Он, казалось, не замечал ее. А она его боялась.

Когда Людочка закончила школу, мать отправила ее в город - налаживать свою жизнь, сама же собралась переезжать в леспромхоз. “На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлет - на старости лет, глядишь, и она им поможет”.

Людочка приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в привокзальную парикмахерскую сделать завивку, маникюр, хотела еще покрасить волосы, но старая парикмахерша отсоветовала: у девушки и без того слабенькие волосы. Тихая, но по-деревенски сноровистая, Людочка предложила подмести парикмахерскую, кому-то развела мыло, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила пожилую парикмахершу, отсоветовавшую ей краситься, и попросилась к ней в ученицы.

Гавриловна внимательно осмотрела Людочку и ее документы, пошла с ней в горкоммунхоз, где оформила девушку на работу учеником парикмахера, и взяла к себе жить, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать ее как родную мать. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров. “По-куль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, Бог даст, и жизнь устроишь... Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю...” Она предупредила жилицу, что в распогодицу мается ногами и “воет” по ночам. Вообще, для Людочки Гавриловна сделала исключение: с некоторых пор она не брала квартирантов, а девиц тем более. Когда-то, еще в хрущевские времена, жили у нее две студентки финансового техникума: крашеные, в брюках... пол не мели, посуду не мыли, не различали свое и чужое - ели хозяйские пирожки, сахар, что вырастало на огороде. На замечание Гавриловны девицы обозвали ее “эгоисткой”, а она, не поняв неизвестного слова, обругала их по матушке и выгнала. И с той поры пускала в дом только парней, быстро приучала их к хозяйству. Двоих, особо толковых, научила даже готовить и управляться с русской печью.

Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. “Свалишься - воды подать некому”.

Людочка была послушной девушкой, но учение шло у нее туговато, ци-рюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала еще и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, - стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать “на дому”, подстригая под раскольников страшенных модников из поселка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Сооружала прически на головах вертлявых дискотечных девочек, как у заграничных хит-звезд, не беря за это никакой платы.

Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. Ноги у старой женщины болели все сильнее, и у Людочки щипало глаза, когда она втирала мазь в искореженные ноги хозяйки, дорабатывающей последний год до пенсии. Запах от мази был такой лютый, крики Гавриловны такие душераздирающие, что тараканы разбежались по соседям, мухи померли все до единой. Гавриловна жаловалась на свою работу, сделавшую ее инвалидом, а потом утешала Людочку, что не останется та без куска хлеба, выучившись на мастера.

За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещала Людочке сделать постоянную прописку, записать на нее дом, коли девушка и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде и доглядит ее, старуху, когда она совсем обезножеет.

С работы Людочка ездила на трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески - парк вагоно-паровозного депо, посаженный в 30-е годы и погубленный в 50-е. Кому-то вздумалось проложить через парк трубу. Выкопали канаву, провели трубу, но закопать забыли. Черная с изгибами труба лежала в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Со временем труба засорилась, и горячая речка текла поверху, кружа радужно довитые кольца мазута и разный мусор. Деревья высохли, листва облетела. Лишь тополя, корявые, с лопнувшей корой, с рогатыми сучьями на вершине, оперлись лапами корней о земную твердь, росли, сорили пух и осенями роняли вокруг осыпанные древесной чесоткой листья.

Через канаву переброшен мосток с перилами, которые ежегодно ломали и по весне обновляли заново. Когда паровозы заменили тепловозами, труба совершенно засорилась, а по канаве все равно текло горячее месиво из грязи и мазута. Берега поросли всяким дурнолесьем, кое-где стояли чахлые березы, рябины и липы. Пробивались и елки, но дальше младенческого возраста дело у них не шло - их срубали к Новому году догадливые жители поселка, а сосенки общипывали козы и всякий блудливый скот. Парк выглядел словно “после бомбежки или нашествия неустрашимой вражеской конницы”. Кругом стояла постоянная вонь, в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят и все, что обременяло жителей поселка.

Но люди не могут существовать без природы, поэтому в парке стояли железобетонные скамейки - деревянные моментально ломали. В парке бегали ребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой, драками, “иногда насмерть”. “Имали они тут и девок...” Верховодил шпаной Артемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артемки, ничего у нее не получалось. Его “кудри, издали напоминавшие мыльную пену, изблизя оказались что липкие рожки из вокзальной столовой - сварили их, бросили комком в пустую тарелку, так они, слипшиеся, неподъемно и лежали. Да и не ради прически приходил парень к Людочке. Как только ее руки становились занятыми ножницами и расческой, Артемка начинал хватать ее за разные места. Людочка сначала увертывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкой по голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову “ухажористого человека”. Артемка заулюлюкал и со свистом стал ловить воздух. С тех пор “домогания свои хулиганские прекратил”, более того, шпане повелел Людочку не трогать.

Теперь Людочка никого и ничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любое время года, отвечая на приветствие шпаны “свойской улыбкой”. Однажды атаман-мыло “зачалил” Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий на звериный.

“В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному... Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред... Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла”.

Людочка испугалась происходящего, забилась в угол, искала глазами Артемку, чтобы заступился, но “мыло измылился в этой бурлящей серой пене”. Людочку выхватил в круг хлыщ, стал нахальничать, она едва отбилась от кавалера и убежала домой. Гавриловна назидала “постоялку”, что ежели Людочка “сдаст на мастера, определится с профессией, она безо всяких танцев найдет ей подходящего рабочего парня - не одна же шпана живет на свете...”. Гавриловна уверяла - от танцев одно безобразие. Людочка во всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющей богатый жизненный опыт.

Девушка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом. Зато если замуж выйдет - все она умеет, во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж ее за это любить и ценить станет. Недосыпала Людочка часто, чувствовала слабость, но ничего, это можно пережить.

Той порой вернулся из мест совсем не отдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. С виду он тоже напоминал черного узкоглазого жука, правда, под носом вместо щупалец-усов у Стрекача была какая-то грязная нашлепка, при улыбке, напоминающей оскал, обнажались испорченные зубы, словно из цементных крошек изготовленные. Порочный с детства, он еще в школе занимался разбоем - отнимал у малышей “серебрушки, пряники”, жвачку, особенно любил в “блескучей обертке”. В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом, но отбирать ему ни у кого ничего не надо было - “малое население поселка приносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел”. Вскоре Стрекач кого-то порезал ножом, его поставили на учет в милицию, а после попытки изнасилования почтальонки получил первый срок - три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач не угомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром, поэтому владельцы дач начали оставлять выпивку, закуску с пожеланием: “Миленький гость! Пей, ешь, отдыхай - только, ради Бога, ничего не поджигай!” Стрекач прожировал почти всю зиму, но потом его все же взяли, он сел на три года. С тех пор обретался “в исправительно-трудовых лагерях, время от времени прибывая в родной поселок, будто в заслуженный отпуск. Здешняя шпана гужом тогда ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума”, почитая его вором в законе, а он не гнушался, по-мелкому пощипывал свою команду, играя то в картишки, то в наперсток. “Тревожно жилось тогда и без того всегда в тревоге пребывающему населению поселка Вэпэрвэзэ. В тот летний вечер Стрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпана обещала: "Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам. Сколько захочешь..."