Водно–солевой обмен. Гормоны, регулирующие водно-солевой обмен Водно солевой обмен биохимия

Значение темы: Вода и растворенные в ней вещества создают внутреннюю среду организма. Важнейшие параметры водно-солевого гомеостаза – осмотическое давление, рН и объем внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Изменение этих параметров может привести к изменению артериального давления, ацидозу или алкалозу, дегидратации и отекам тканей. Основные гормоны, участвующие в тонкой регуляции водно-солевого обмена и действующие на дистальные канальцы и собирательные трубочки почек: антидиуретический гормон, альдостерон и натриуретический фактор; ренин-ангиотензивная система почек. Именно в почках происходит окончательное формирование состава и объема мочи, обеспечивающее регуляцию и постоянство внутренней среды. Почки отличаются интенсивным энергетическим обменом, что связано с необходимостью активного трансмембранного транспорта значительных количеств веществ при образовании мочи.

Биохимический анализ мочи дает представление о функциональном состоянии почек, обмена веществ в различных органах и организме в целом, способствует выяснению характера патологического процесса, позволяет судить об эффективности проводимого лечения.

Цель занятия: изучить характеристику параметров водно-солевого обмена и механизмы их регуляции. Особенности метаболизма в почках. Научиться проводить и оценивать биохимический анализ мочи.

Студент должен знать:

1. Механизм образования мочи: клубочковая фильтрация, реабсорбция и секреция.

2. Характеристика водных компартментов организма.

3. Основные параметры жидкой среды организма.

4. Чем обеспечивается постоянство параметров внутриклеточной жидкости?

5.Системы (органы, вещества), обеспечивающие постоянство внеклеточной жидкости.

6.Факторы (системы), обеспечивающие осмотическое давление внеклеточной жидкости и его регуляцию.

7. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство объема внеклеточной жидкости и его регуляцию.

8. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство кислотно-щелочного состояния внеклеточной жидкости. Роль почек в этом процессе.

9. Особенности метаболизма в почках: высокая активность обмена веществ, начальный этап синтеза креатина, роль интенсивного глюконеогенеза (изоферменты), активация витамина Д3.

10. Общие свойства мочи (количество за сутки –диурез, плотность, цвет, прозрачность), химический состав мочи. Патологические компоненты мочи.

Студент должен уметь:

1.Провести качественное определение основных компонентов мочи.

2.Оценить биохимический анализ мочи.

Студент должен получить представление:

О некоторых патологических состояниях, сопровождающихся изменением биохимических параметров мочи (протеинурия, гематурия, глюкозурия, кетонурия, билирубинурия, порфиринурия).

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

1.Строение почки, нефрона.

2. Механизмы формирования мочи.

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1. Обратитесь к курсу гистологии. Вспомните строение нефрона. Отметьте проксимальный каналец, дистальный извитой каналец, собирательную трубку, сосудистый клубочек, юкстагломерулярный аппарат.

2. Обратитесь к курсу нормальной физиологии. Вспомните механизм образования мочи: фильтрация в клубочках, реабсорбция в канальцах с образованием вторичной мочи и секреция.

3. Регуляция осмотического давления и объема внеклеточной жидкости связана с регуляцией, главным образом, содержания ионов натрия и воды во внеклеточной жидкости.

Назовите гормоны, участвующие в этой регуляции. Опишите их эффект по схеме: причина секреции гормона; орган (клетки) –мишени; механизм их действия в этих клетка; конечный эффект их действия.

Проверьте свои знания:

А.Вазопрессин (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в нейронах гипоталамуса; б. секретируется при повышении осмотического давления; в. увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи в почечных канальцах; г. увеличивает реабсорбцию в почечных канальцах ионов натрия; д. снижает осмотическое давление е. моча становится более концентрированной.

Б. Альдостерон (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в коре надпочечников; б. секретируется при снижении концентрации ионов натрия в крови; в. в почечных канальцах увеличивает реабсорбцию ионов натрия; г. моча становится более концетрированной.

д. главным механизмом регуляции секреции аренин-ангиотензивная система почек.

В. Натриуретический фактор (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в основ клетками предсердия; б. стимул секреции – повышение артериального давления; в. усиливает фильтрующую способность клубочков; г. увеличивает образование мочи; д. моча становится менее концентрированной.

4. Составьте схему, иллюстрирующую роль ренин-ангиотензивной системы в регуляции секреции альдостерона и вазопрессина.

5. Постоянство кислотно-основного равновесия внеклеточной жидкости поддерживается буферными системами крови; изменением легочной вентиляции и скорости выделения почками кислот(Н+).

Вспомните буферные системы крови (основная бикарбонатная)!

Проверьте свои знания:

Пища животного происхождения имеет кислый характер (преимущественнонно за счет фосфатов, в отличие от пищи растительного происхождения). Как изменится рН мочи у человека, использующего преимущественно пищу животного происхождения:

а. ближе к рН 7,0; б.рН около 5.; в. рН около 8,0.

6. Ответьте на вопросы:

А. Чем объяснить высокую долю кислорода, потребляемую почками (10%);

Б. Высокую интенсивность глюконеогенеза;

В. Роль почек в обмене кальция.

7. Одна из главных задач нефронов реабсорбировать из крови полезные вещества в нужном количестве и удалить из крови конечные продукты обмена.

Составьте таблицу Биохимические показатели мочи:

Аудиторная работа.

Лабораторная работа:

Провести ряд качественных реакций в пробах мочи разных пациентов. Сделать заключение о состоянии обменных процессов по результатам биохимического анализа.

Определение рН.

Ход работы: На середину индикаторной бумаги наносят 1-2 капли мочи и по изменению цвета одной из окрашенных полосок, совпадающему с окраской контрольной полосы, устанавливают рН исследуемой мочи. В норме рН 4,6 – 7,0

2. Качественная реакция на белок . Нормальная моча белка не содержит (следовые количества не открываются обычными реакциями). При некоторых патологических состояниях в моче может появиться белок – протеинурия.

Ход работы : К 1-2 мл мочи добавить 3-4 капли свежеприготовленного 20% раствора сульфасалициловой кислоты. При наличии белка появляется белый осадок или муть.

3. Качественная реакция на глюкозу (реакция Фелинга).

Ход работы: К 10 каплям мочи прибавить 10 капель реактива Фелинга. Нагреть до кипения. При наличии глюкозы появляется красное окрашивание. Результаты сравнить с нормой. В норме в моче следовые количества глюкозы качественными реакциями не обнаруживается. Принято считать в норме глюкозы в моче нет. При некоторых патологических состояниях в моче появляется глюкоза- глюкозурия.

Определение можно провести с помощью тест-полоски (индикаторной бумаги)/

Обнаружение кетоновых тел

Ход работы: На предметное стекло нанести каплю мочи, каплю 10% раствора едкого натрия и каплю свежеприготовленного 10% раствора нитропруссида натрия. Появляется красное окрашивание. Прилить 3 капли концентрированной уксусной кислоты – появляется вишневое окрашивание.

В норме кетоновые тела в моче отсутствуют. При некоторых патологических состояниях в моче появляется кетоновые тела – кетонурия.

Самостоятельно решить задачи, ответить на вопросы:

1. Увеличилось осмотическое давление внеклеточной жидкости. Опишите, в виде схемы, последовательность событий, которые приведут к его снижению.

2. Как изменится продукция альдостерона, если избыточная продукция вазопрессина приведет к значительному снижению осмотического давления.

3. Изложите последовательность событий (в виде схемы), направленных на восстановление гомеостаза при снижении концентрации хлорида натрия в тканях.

4. У пациента сахарный диабет, который сопровождается кетонемией. Как главная буферная система крови – бикарбонатная - ответит на изменение кислотно-основного равновесия? Какова роль почек в восстановлении КОС? Изменится ли рН мочи у данного пациента.

5.Спортсмен, готовясь к соревнованиям, проходит усиленную тренировку. Как измениться скорость глюконеогенеза в почках (ответ аргументировать)? Возможно ли изменение рН мочи у спортсмена; ответ аргументировать)?

6. У пациента отмечены признаки нарушения метаболизма в костной ткани, что отражается и на состоянии зубов. Уровень кальцитонина и паратгормона в пределах физиологической нормы. Пациент получает витамин Д (холекальциферол) в необходимых количествах. Сделайте предположение о возможной причине нарушения метаболизма.

7. Рассмотрите стандартный бланк «Общий анализ мочи» (многопрофильная клиника ТюмГМА) и умейте объяснить физиологическую роль и диагностическое значение биохимических компонентов мочи, определяемых в биохимических лабораториях. Запомните биохимические показатели мочи в норме.

Кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’_____________2006 г

ЛЕКЦИЯ № 25

Тема: Водно-солевой и минеральный обмен

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический.

Водно-солевой обмен – обмен воды и основных электролитов организма (Na + , K + , Ca 2+ , Mg 2+ , Cl - , HCO 3 - , H 3 PO 4).

Электролиты – вещества, диссоциирующие в растворе на анионы и катионы. Их измеряют в моль/л.

Неэлектролиты – вещества, недиссоциирующие в растворе (глюкоза, креатинин, мочевина). Их измеряют в г/л.

Минеральный обмен – обмен любых минеральных компонентов, в том числе и тех, которые не влияют на основные параметры жидкой среды в организме.

Вода – основной компонент всех жидкостей организма.

Биологическая роль воды

  1. Вода является универсальным растворителем для большинства органических (кроме липидов) и неорганических соединений.
  2. Вода и растворенные в ней вещества создают внутреннюю среду организма.
  3. Вода обеспечивает транспорт веществ и тепловой энергии по организму.
  4. Значительная часть химических реакций организма протекает в водной фазе.
  5. Вода участвует в реакциях гидролиза, гидратации, дегидратации.
  6. Определяет пространственное строение и свойства гидрофобных и гидрофильных молекул.
  7. В комплексе с ГАГ вода выполняет структурную функцию.

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

Все жидкости организма характеризуются общими свойствами: объемом, осмотическим давлением и величиной рН.

Объем. У всех наземных животных жидкости составляет около 70% от массы тела.

Распределение воды в организме зависит от возраста, пола, мышечной массы, телосложения и количества жира. Содержание воды в различных тканях распределяется следующим образом: легкие, сердце и почки (80%), скелетная мускулатура и мозг (75%), кожа и печень (70%), кости (20%), жировая ткань (10%). В целом, у худых людей меньше жира и больше воды. У мужчин на воду приходится 60%, у женщин - 50% от массы тела. У пожилых людей больше жира и меньше мышц. В среднем в организме мужчин и женщин старше 60 лет содержится соответственно 50% и 45% воды.



При полном лишении воды смерть наступает через 6-8 дней, когда количество воды в организме снижается на 12%.

Вся жидкость организма разделена на внутриклеточный (67%) и внеклеточный (33%) бассейны.

Внеклеточный бассейн (экстрацеллюлярное пространство) состоит из:

1. Внутрисосудистой жидкости;

2. Интерстициальной жидкости (межклеточная);

3. Трансцеллюлярной жидкости (жидкость плевральной, перикардиальной, перитонеальной полостей и синовиального пространства, цереброспинальная и внутриглазная жидкость, секрет потовых, слюнных и слезных желез, секрет поджелудочной железы, печени, желчного пузыря, ЖКТ и дыхательных путей).

Между бассейнами жидкости интенсивно обмениваются. Перемещение воды из одного сектора в другой происходит при изменении осмотического давления.

Осмотическое давление – это давление, которое создают все растворенные в воде вещества. Осмотическое давление внеклеточной жидкости определяется главным образом концентрацией NaCl.

Внеклеточная и внутриклеточная жидкости значительно отличаются по составу и концентрации отдельных компонентов, но общая суммарная концентрация осмотически активных веществ примерно одинакова.

рН – отрицательный десятичный логарифм концентрации протонов. Величина рН зависит от интенсивности образования в организме кислот и оснований, их нейтрализации буферными системами и удалением из организма с мочой, выдыхаемым воздухом, потом и калом.

В зависимости от особенности обмена, величина рН может заметно отличаться как внутри клеток разных тканей, так и в разных отсеках одной клетки (в цитозоле кислотность нейтральная, в лизосомах и в межмембранном пространстве митохондрий - сильно кислая). В межклеточной жидкости разных органов и тканей и плазме крови величина рН, как и осмотическое давление, относительно постоянная величина.

РЕГУЛЯЦИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗМА

В организме водно-солевой баланс внутриклеточной среды поддерживается постоянством внеклеточной жидкости. В свою очередь, водно-солевой баланс внеклеточной жидкости поддерживается через плазму крови с помощью органов и регулируется гормонами.

Органы, регулирующие водно-солевой обмен

Поступление воды и солей в организм происходит через ЖКТ, этот процесс контролируется чувством жажды и солевым аппетитом. Выведение излишков воды и солей из организма осуществляют почки. Кроме того, воду из организма выводят кожа, легкие и ЖКТ.

Баланс воды в организме

Для ЖКТ, кожи и легких выведение воды является побочным процессом, который происходит в результате выполнения ими своих основных функций. Например, ЖКТ теряет воду, при выделении из организма непереваренных веществ, продуктов метаболизма и ксенобиотиков. Легкие теряют воду при дыхании, а кожа при терморегуляции.

Изменения в работе почек, кожи, легких и ЖКТ может привести к нарушению водно-солевого гомеостаза. Например, в жарком климате, для поддержания температуры тела, кожа усиливает потовыделение, а при отравлениях, со стороны ЖКТ возникает рвота или диарея. В результате усиленной дегидратации и потери солей в организме возникает нарушение водно-солевого баланса.

Гормоны, регулирующие водно-солевой обмен

Вазопрессин

Антидиуретический гормон (АДГ), или вазопрессин - пептид с молекулярной массой около 1100 Д, содержащий 9 АК, соединённых одним дисульфидным мостиком.

АДГ синтезируется в нейронах гипоталамуса, переносится в нервные окончания задней доли гипофиза (нейрогипофиз).

Высокое осмотическое давление внеклеточной жидкости активирует осморецепторы гипоталамуса, в результате возникают нервные импульсы, которые передаются в заднюю долю гипофиза и вызывают высвобождение АДГ в кровоток.

АДГ действует через 2 типа рецепторов: V 1 , и V 2 .

Главный физиологический эффект гормона, реализуется V 2 рецепторы, которые находятся на клетках дистальных канальцев и собирательных трубочек, которые относительно непроницаемы для молекул воды.

АДГ через V 2 рецепторы стимулирует аденилатциклазную систему, в результате фосфорилируются белки, стимулирующие экспрессию гена мембранного белка - аквапорина-2 . Аквапорин-2 встраивается в апикальную мембрану клеток, образуя в ней водные каналы. По этим каналам вода пассивной диффузией реабсорбируется из мочи в интерстициальное пространство и моча концентрируется.

В отсутствие АДГ моча не концентрируется (плотность <1010г/л) и может выделяться в очень больших количествах (>20л/сут), что приводит к дегидратации организма. Это состояние называется несахарный диабет .

Причиной дефицита АДГ и несахарного диабета являются: генетические дефекты синтеза препро-АДГ в гипоталамусе, дефекты процессинга и транспорта проАДГ, повреждения гипоталамуса или нейрогипофиза (например, в результате черепно-мозговой травмы, опухоли, ишемии). Нефрогенный несахарный диабет возникает вследствие мутации гена рецептора АДГ типа V 2 .

Рецепторы V 1 локализованы в мембранах ГМК сосудов. АДГ через рецепторы V 1 активирует инозитолтрифосфатную систему и стимулирует высвобождение Са 2+ из ЭР, что стимулирует сокращение ГМК сосудов. Сосудосуживающий эффект АДГ проявляется при высоких концентрациях АДГ.

Поддержание одной из сторон гомеостаза - водно-электролитного баланса организма осуществляется с помощью нейроэндокринной регуляции. Высший вегетативный центр жажды располагается в вентромедиальном отделе гипоталамуса. Регуляция выделения воды и электролитов осуществляется преимущественно путем нейрогуморального контроля функции почек. Особую роль в этой системе играют два тесно связанных между собой нейрогормональных механизма - секреция альдостерона и (АДГ). Главным направлением регулирующего действия альдостерона служит его тормозящие влияние на все пути выделения натрия и, прежде всего на канальцы почек (антинатриуремическое действие). АДГ поддерживает баланс жидкости, непосредственно препятствуя выделению воды почками (антидиуретическое действие). Между деятельности альдостеронового и антидиуретического механизмов существует постоянная, тесная взаимосвязь. Потеря жидкостей стимулирует через волюморецепторы секрецию альдостерона, в результате чего происходит задержка натрия и повышение концентрации АДГ. Эффекторным органом обеих систем являются почки.

Степень потери воды и натрия определяют механизмы гуморальной регуляции водно-солевого обмена: антидиуретический гормон гипофиза, вазопрессин и надпочечниковый гормон альдостерон, воздействующие на наиболее важный орган для подтверждения постоянства водно-солевого баланса в организме, какими являются почки. АДГ образуется в супраоптическом и паравентрикулярном ядрах гипоталамуса. По портальной системе гипофиза этот пептид попадает в заднюю долю гипофиза, концентрируется там и выделяется в кровь под влиянием нервных импульсов, поступающих в гипофиз. Мишенью АДГ является стенка дистальных канальцев почек, где он усиливает выработку гиалуронидазы, которая деполимеризует гиалуроновую кислоту, тем самым повышает проницаемость стенок сосудов. Вследствие этого вода из первичной мочи пассивно диффундирует в клетки почек в силу осмотического градиента между гиперосмотической межклеточной жидкостью организма и гипоосмолярной мочой. Почки за сутки пропускают через свои сосуды примерно 1000 л крови. 180 л первичной мочи фильтруется через клубочки почек, но лишь 1% жидкости, профильтрованной почками, превращается в мочу, 6/7 жидкости, составляющей первичную мочу, подвергается обязательной реабсорбции вместе с другими растворенными в ней веществами в проксимальных канальцах. Остальная вода первичной мочи подвергается реабсорбции в дистальных канальцах. В них осуществляется формирование первичной мочи по объему и составу.

Во внеклеточной жидкости осмотическое давление регулируют почки, которые могут выделять мочу с концентрацией хлорида натрия от следовой до 340 ммоль/л. При выделении мочи, бедной хлоридом натрия, осмотическое давление из-за задержки соли будет возрастать, а при быстром выделении соли – падать.


Концентрация мочи контролируется гормонами: вазопрессин (антидиуретический гормон), усиливая обратное всасывание воды, повышает концентрацию соли в моче, альдостерон стимулирует обратное всасывание натрия. Продукция и секреция этих гормонов зависит от осмотического давления и концентрации натрия во внеклеточной жидкости. При снижении концентрации соли в плазме увеличивается продукция альдостерона и задержка натрия возрастает, при повышении – увеличивается продукция вазопрессина, а продукция альдостерона падает. Это увеличивает реабсорбцию воды и потери натрия, способствует уменьшению осмотического давления. Кроме того, рост осмотического давления вызывает жажду, что увеличивает потребление воды. Сигналы для образования вазопрессина и ощущение жажды инициируют осморецепторы гипоталамуса.

Регуляция клеточного объема и концентрации ионов внутри клеток - это энергозависимые процессы, включающие активный транспорт натрия и калия через клеточные мембраны. Источником энергии для систем активного транспорта, как практически при любых энергетических затратах клетки, является обмен АТФ. Ведущий фермент - натрий-калиевая АТФ-аза - дает клеткам возможность перекачивать натрий и калий. Этому ферменту необходим магний, а, кроме того, для максимальной активности требуется одновременное присутствие как натрия, так и калия. Одним из следствий существования различных концентраций калия и других ионов на противоположных сторонах клеточной мембраны является генерация разности электрических потенциалов на мембране.

На обеспечение работы натриевого насоса расходуется до 1/3 общей энергии, запасенной клетками скелетных мышц. При гипоксии или вмешательстве любых ингибиторов в метаболизм клетка набухает. Механизм набухания, заключается в поступление ионов натрия и хлора в клетку; это приводит к возрастанию внутриклеточной осмолярности, что в свою очередь увеличивает содержание воды, ибо она следует за растворенным веществом. Одновременная потеря калия не эквивалентна поступлению натрия, и поэтому итогом будет повышение содержания воды.

Эффективная осмотическая концентрация (тоничность, осмолярность) внеклеточной жидкости изменяется практически параллельно концентрации в ней натрия, который вместе со своими анионами обеспечивает не менее 90% ее осмотической активности. Колебания (даже в патологических условиях) калия и кальция не превышают нескольких миллиэквивалентов на 1л и не отражаются существенно на величине осмотического давления.

Гипоэлектролитемией (гипоосмией, гипоосмолярностью, гипотоничностью) внеклеточной жидкости называют падение осмотической концентрации ниже 300 мосм/л. Это соответствует снижению концентрации натрия ниже 135 ммоль/л. Гиперэлектролитемией (гиперосмолярностью, гипертоничностью) называют превышение осмотической концентрации 330 мосм/л и концентрацией натрия 155 ммоль/л.

Большие колебания объемов жидкости в секторах организма обусловлены сложными биологическими процессами, подчиняющимися физико-химическим законам. При этом большое значение имеет принцип электронейтральности, заключающийся в том, что сумма положительных зарядов во всех водных пространствах равна сумме отрицательных зарядов. Постоянно возникающие изменения концентрации электролитов в водных средах сопровождаются изменением электропотенциалов с последующим восстановлением. При динамическом равновесии образуются стабильные концентрации катионов и анионов по обе стороны биологических мембран. Однако, необходимо отметить, что электролиты - не единственные осмотически активные компоненты жидкой среды организма, поступающие с пищей. Окисление углеводов и жиров обычно приводят к образованию углекислого газа и воды, которые могут просто выделяться легкими. При окислении аминокислот образуется аммиак и мочевина. Превращение аммиака в мочевину обеспечивает организм человека одним из механизмов детоксикации, но при этом летучие соединения, потенциально удаляемые легкими, превращаются в нелетучие, которые должны уже выводиться почками.

Обмен воды и электролитов, питательных веществ, кислорода и двуокиси углерода и других конечных продуктов метаболизма, в основном, происходит за счет диффузии. Капиллярная вода несколько раз в секунду обменивается с интерстициальной тканью водой. Благодаря растворимости в липидах кислород и двуокись углерода свободно диффундируют через все капиллярные мембран; в то же время вода и электролиты, как полагают проходят через мельчайшие поры эндотелиальной мембраны.

7. Принципы классификации и основные виды расстройств водного обмена.

Необходимо отметить, что единой общепринятой классификации нарушений водно-электролитного баланса не существует. Все виды нарушений в зависимости от изменения объема воды принято делить: с увеличением объема внеклеточной жидкости - водный баланс положительный (гипергидратация и отеки); с уменьшением объема внеклеточной жидкости – отрицательный водный баланс (дегидратация). Гамбиргер и соавт. (1952) предложили подразделять каждую из этих форм на экстра- и интерцеллюлярную. Избыток и уменьшение общего количества воды рассматривают всегда в связи с концентрацией натрия во внеклеточной жидкости (осмолярностью ее). В зависимости от изменения осмотической концентрации гипер- и дегидратацию подразделяют на три вида: изоосмолярную, гипоосмолярную и гиперосмолярную.

Избыточное накопление воды в организме (гипергидратация, гипергидрия).

Изотоническая гипергидратация представляет собой увеличение внеклеточного объема жидкости без нарушения осмотического давления. При этом перераспределение жидкости между внутри- и внеклеточным секторами не происходит. Увеличение общего объема воды в теле совершается за счет внеклеточной жидкости. Такое состояние может быть результатом сердечной недостаточности, гипопротеинемии при нефротическом синдроме, когда объем циркулирующей крови остается постоянным за счет перемещения жидкой части в интерстициальный сегмент (появляются пальпируемые отеки конечностей, может развиться отек легких). Последнее может явиться тяжелым осложнением, связанным с парентеральным введением жидкости в терапевтических целях, вливание больших количеств физиологического или Рингеровского раствора в эксперименте или больным в послеоперационном периоде.

Гипоосмолярная гипергидратация , или водное отравление обусловлено избыточным накопление воды без соответствующей задержки электролитов, нарушением выведения жидкости из-за почечной недостаточности или неадекватной секреции антидиуретического гормона. В эксперименте это нарушение можно воспроизвести путем перитонеального диализа гипоосмотического раствора. Водное отравление у животных легко развивается также при нагрузке водой после введения АДГ или удалении надпочечников. У здоровых животных водная интоксикация наступала через 4-6 часов после приема внутрь воды по 50 мл/кг через каждые 30 минут. Возникают рвота, тремор, клонические и тонические судороги. Концентрация электролитов, белков и гемоглобина в крови при этом резко снижается, объем плазмы возрастает, реакция крови не изменяется. Продолжение инфузии может привести к развитию коматозного состояния и к гибели животных.

При водном отравлении падает осмотическая концентрация внеклеточной жидкости благодаря ее разведению избытком воды, возникает гипонатриемия. Осмотический градиент между «интерстицием» и клетками обуславливает передвижение части межклеточной воды в клетки и набухание их. Объем клеточной воды может повышаться на 15%.

В клинической практике с явлениями водной интоксикации встречаются в тех случаях, когда поступление воды превосходит способность почек к ее выделению. После введения больному 5 и более литров воды в день наступают головные боли, апатия, тошнота и судороги в икрах. Отравление водой может возникать при избыточном ее потреблении, когда имеет место повышенная продукция АДГ и олигоурия. После травм, при больших хирургических операциях, потери крови, введения анестетиков, особенно морфина, обычно не менее 1-2 суток длится олигоурия. Водное отравление может возникать в результате внутривенного вливания больших количеств изотонического раствора глюкозы, которая быстро потребляется клетками, причем концентрация введенной жидкости падает. Опасно также введение больших количеств воды при ограничении функции почек, которая бывает при шоке, почечных заболеваниях с анурией и олигоурией, лечении препаратами АДГ несахарного диабета. Опасность водной интоксикации возникает при избыточном введении воды без солей во время лечения токсикоза, в связи с поносом грудных детей. Избыточное обводнение иногда бывает при часто повторяемых клизмах.

Терапевтические воздействия при состояниях гипоосмолярной гипергидрии должны быть направлены на устранения избытка воды и на восстановление осмотической концентрации внеклеточной жидкости. Если избыток был связан с чрезмерно большим введением воды больному с явлениями анурии, быстрый терапевтический эффект дает применение искусственной почки. Восстановление нормального уровня осмотического давления путем введения соли допустимо лишь при снижении общего количества соли в организме и при явных признаках водного отравления.

Гиперосомлярная гипергидратация проявляется увеличением объема жидкости во внеклеточном пространстве с одновременным ростом осмотического давления за счет гипернатриемии. Механизм развития нарушений таков: задержка натрия не сопровождается задержкой воды в адекватном объеме, внеклеточная жидкость оказывается гипертонической, и вода из клеток движется во внеклеточные пространства до момента осмотического равновесия. Причины нарушения многообразны: синдром Кушинга или Кона, питье морской воды, черепно-мозговая травма. Если состояние гиперосмолярной гипергидратации сохраняется долго, может наступить гибель клеток центральной нервной системы.

Обезвоживания клеток в условиях эксперимента наступает при введении гипертонических растворов электролитов в объемах, превышающих возможность достаточно быстрого выделения их почками. У человека подобное расстройство наступает при вынужденном питье морской воды. Происходит передвижение воды из клеток во внеклеточное пространство, ощущаемое как тяжелое чувство жажды. В некоторых случаях, гиперосмолярная гипергидрия сопровождает развитие отеков.

Уменьшение общего объема воды (обезвоживание, гипогидрия, дегидратация, эксикоз) происходит также с понижением или с повышением осмотической концентрации внеклеточной жидкости. Опасность обезвоживания состоит в угрозе сгущения крови. Серьезные симптомы дегидратации возникают после потери около одной трети внеклеточной воды.

Гипоосмолярная дегидратация развивается в тех случаях, когда организм теряет много жидкости, содержащей электролиты, а возмещение потери происходит меньшим объемом воды без введения соли. Такое состояние бывает при повторной рвоте, поносе, усиленном потоотделении, гипоальдостеронизме, полиурии (несахарный и сахарный диабет), если потеря воды (гипотонических растворов) частично пополняется питьем без соли. Из гипоосмотического внеклеточного пространства часть жидкости устремляется в клетки. Таким образом, эксикоз, развивающийся вследствие солевой недостаточности, сопровождается внутриклеточным отеком. Чувство жажды при этом отсутствует. Потеря воды кровью сопровождается нарастанием гематокрита, повышением концентрации гемоглобина и белков. Обеднение крови водой и связанное с этим уменьшение объема плазмы и повышение вязкости существенно нарушает кровообращение и, иногда, служит причиной коллапса и смерти. Уменьшение минутного объема ведет также к почечной недостаточности. Объем фильтрации резко падает и развивается олигоурия. Моча бывает практически лишена хлористого натрия, чему способствует усиление секреции альдостерона благодаря возбуждению объемных рецепторов. Нарастает содержание остаточного азота в крови. Могут наблюдаться внешние признаки обезвоживания - снижение тургора и сморщивание кожи. Нередко бывают головные боли, отсутствие аппетита. У детей при обезвоживании быстро появляется апатия, вялость, мышечная слабость.

Замещать дефицит воды и электролитов при гипоосмолярной гидратации рекомендуется путем введения изоосмотической или гипоосмотической жидкости, содержащей разные электролиты. При невозможности достаточного приема воды внутрь неизбежные потери воды через кожу, легкие и почки следует возмещать внутривенным вливанием 0,9% раствора хлористого натрия. При уже возникшем дефиците увеличивают вводимый объем, не превышая 3 л в сутки. Гипертонический раствор соли следует вводить лишь в исключительных случаях, когда возникают неблагоприятные последствия снижения концентрации электролитов крови, если почки не удерживают натрий и его много теряется другими путями, иначе введение избытка натрия может усилить обезвоживание. Для предупреждения гиперхлоремического ацидоза при понижении выделительной функции почек рационально вводить вместо хлористого натрия молочнокислую соль.

Гиперосмолярная дегидратация развивается в результате потери воды, превышающей ее поступление и эндогенное образование без потерь натрия. Потеря воды при этой форме происходит с небольшой потерей электролитов. Это может иметь место при усиленном потоотделении, гипервентиляции, поносе, полиурии, если утраченная жидкость не компенсируется питьем. Большая потеря воды с мочой бывает при так называемом осмотическом (или разводящем) диурезе, когда через почки выделяется много глюкозы, мочевины или других азотистых веществ, повышающих концентрацию первичной мочи и затрудняющих реабсорбцию воды. Потеря воды в таких случаях превосходит потерю натрия. Ограниченное введение воды у больных с нарушениями глотания, а также при подавлении чувства жажды в случаях мозговых заболеваний, в коматозном состоянии, у стариков, у недоношенных новорожденных, грудных детей с повреждениями мозга и др. У новорожденных первого дня жизни иногда бывает гиперосмолярный эксикоз из-за малого потребления молока («лихорадка от жажды»). Гиперосмолярное обезвоживание значительно легче возникает у грудных детей, чем у взрослых. В грудном возрасте большие количества воды почти без электролитов могут теряться через легкие при лихорадке, умеренном ацидозе и других случаях гипервентиляции. У грудных детей несоответствие между балансом воды и электролитов может возникать также в результате недостаточно развитой концентрационной способности почек. Задержка электролитов значительно легче наступает в организме ребенка, особенно при передозировке гипертонического или изотонического раствора. У грудных детей минимальное, обязательное выделение воды (через почки, легкие и кожу) на единицу поверхности примерно в два раза выше, чем у взрослых.

Преобладание потери воды над выделением электролитов приводит к увеличению осмотической концентрации внеклеточной жидкости и передвижению воды из клеток в экстрацеллюлярное пространство. Таким образом, замедляется сгущение крови. Уменьшение объема внеклеточного пространства стимулирует секрецию альдостерона. Этим поддерживается гиперосмолярность внутренней среды и восстановление объема жидкости благодаря усилению продукции АДГ, который ограничивает потерю воды через почки. Гиперосмолярность внеклеточной жидкости снижает также выделение воды экстраренальными путями. Неблагоприятное действие гиперосмолярности связано с обезвоживанием клеток, которое вызывает мучительное чувство жажды, усиление распада белка, повышение температуры. Потеря нервными клетками ведет к нарушениям со стороны психики (помрачнение сознания), расстройствам дыхания. Обезвоживание гиперосмолярного типа сопровождается также снижением массы тела, сухостью кожи и слизистых оболочек, олигурией, признаками сгущения крови, повышением осмотической концентрации крови. Угнетение механизма жажды и развития умеренной внеклеточной гиперосмолярности в эксперименте достигали уколом в супрооптические ядра гипоталамуса у кошек и вентромедиальные ядра у крыс. Восстановление дефицита воды и изотоничности жидкости организма человека достигается главным образом введением гипотонического раствора глюкозы, содержащим основные электролиты.

Изотоническая дегидратация может наблюдаться при аномально увеличенном выведении натрия, чаще всего – с секретом желез желудочно-кишечного тракта (изоосмолярные секреты, суточный объем которых составляет до 65% к объему всей внеклеточной жидкости). Потеря этих изотонических жидкостей не ведет к изменению внутриклеточного объема (все потери – за счет внеклеточного). Их причины – повторная рвота, поносы, потеря через фистулу, формирование больших транссудатов (асцит, плевральный выпот), крово- и плазмопотери при ожогах, перитонитах, панкреатитах.

Значение темы: Вода и растворенные в ней вещества создают внутреннюю среду организма. Важнейшие параметры водно-солевого гомеостаза – осмотическое давление, рН и объем внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Изменение этих параметров может привести к изменению артериального давления, ацидозу или алкалозу, дегидратации и отекам тканей. Основные гормоны, участвующие в тонкой регуляции водно-солевого обмена и действующие на дистальные канальцы и собирательные трубочки почек: антидиуретический гормон, альдостерон и натриуретический фактор; ренин-ангиотензивная система почек. Именно в почках происходит окончательное формирование состава и объема мочи, обеспечивающее регуляцию и постоянство внутренней среды. Почки отличаются интенсивным энергетическим обменом, что связано с необходимостью активного трансмембранного транспорта значительных количеств веществ при образовании мочи.

Биохимический анализ мочи дает представление о функциональном состоянии почек, обмена веществ в различных органах и организме в целом, способствует выяснению характера патологического процесса, позволяет судить об эффективности проводимого лечения.

Цель занятия: изучить характеристику параметров водно-солевого обмена и механизмы их регуляции. Особенности метаболизма в почках. Научиться проводить и оценивать биохимический анализ мочи.

Студент должен знать:

1. Механизм образования мочи: клубочковая фильтрация, реабсорбция и секреция.

2. Характеристика водных компартментов организма.

3. Основные параметры жидкой среды организма.

4. Чем обеспечивается постоянство параметров внутриклеточной жидкости?

5.Системы (органы, вещества), обеспечивающие постоянство внеклеточной жидкости.

6.Факторы (системы), обеспечивающие осмотическое давление внеклеточной жидкости и его регуляцию.

7. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство объема внеклеточной жидкости и его регуляцию.

8. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство кислотно-щелочного состояния внеклеточной жидкости. Роль почек в этом процессе.

9. Особенности метаболизма в почках: высокая активность обмена веществ, начальный этап синтеза креатина, роль интенсивного глюконеогенеза (изоферменты), активация витамина Д3.

10. Общие свойства мочи (количество за сутки –диурез, плотность, цвет, прозрачность), химический состав мочи. Патологические компоненты мочи.

Студент должен уметь:

1.Провести качественное определение основных компонентов мочи.



2.Оценить биохимический анализ мочи.

Студент должен владеть информацией: о некоторых патологических состояниях, сопровождающихся изменением биохимических параметров мочи (протеинурия, гематурия, глюкозурия, кетонурия, билирубинурия, порфиринурия); Принципами планирования лабораторного исследования мочи и анализа результатов для постановки предварительного заключения о биохимических сдвигах на основании результатов лабораторного обследования.

1.Строение почки, нефрона.

2. Механизмы формирования мочи.

Задания для самоподготовки:

1. Обратитесь к курсу гистологии. Вспомните строение нефрона. Отметьте проксимальный каналец, дистальный извитой каналец, собирательную трубку, сосудистый клубочек, юкстагломерулярный аппарат.

2. Обратитесь к курсу нормальной физиологии. Вспомните механизм образования мочи: фильтрация в клубочках, реабсорбция в канальцах с образованием вторичной мочи и секреция.

3. Регуляция осмотического давления и объема внеклеточной жидкости связана с регуляцией, главным образом, содержания ионов натрия и воды во внеклеточной жидкости.

Назовите гормоны, участвующие в этой регуляции. Опишите их эффект по схеме: причина секреции гормона; орган (клетки) –мишени; механизм их действия в этих клетка; конечный эффект их действия.

Проверьте свои знания:

А.Вазопрессин (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в нейронах гипоталамуса; б. секретируется при повышении осмотического давления; в. увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи в почечных канальцах; г. увеличивает реабсорбцию в почечных канальцах ионов натрия; д. снижает осмотическое давление е. моча становится более концентрированной.



Б. Альдостерон (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в коре надпочечников; б. секретируется при снижении концентрации ионов натрия в крови; в. в почечных канальцах увеличивает реабсорбцию ионов натрия; г. моча становится более концетрированной.

д. главным механизмом регуляции секреции аренин-ангиотензивная система почек.

В. Натриуретический фактор (все верно, кроме одного):

а. синтезируется в основ клетками предсердия; б. стимул секреции – повышение артериального давления; в. усиливает фильтрующую способность клубочков; г. увеличивает образование мочи; д. моча становится менее концентрированной.

4. Составьте схему, иллюстрирующую роль ренин-ангиотензивной системы в регуляции секреции альдостерона и вазопрессина.

5. Постоянство кислотно-основного равновесия внеклеточной жидкости поддерживается буферными системами крови; изменением легочной вентиляции и скорости выделения почками кислот(Н+).

Вспомните буферные системы крови (основная бикарбонатная)!

Проверьте свои знания:

Пища животного происхождения имеет кислый характер (преимущественнонно за счет фосфатов, в отличие от пищи растительного происхождения). Как изменится рН мочи у человека, использующего преимущественно пищу животного происхождения:

а. ближе к рН 7,0; б.рН около 5.; в. рН около 8,0.

6. Ответьте на вопросы:

А. Чем объяснить высокую долю кислорода, потребляемую почками (10%);

Б. Высокую интенсивность глюконеогенеза;??????????

В. Роль почек в обмене кальция.

7. Одна из главных задач нефронов реабсорбировать из крови полезные вещества в нужном количестве и удалить из крови конечные продукты обмена.

Составьте таблицу Биохимические показатели мочи:

Аудиторная работа.

Лабораторная работа:

Провести ряд качественных реакций в пробах мочи разных пациентов. Сделать заключение о состоянии обменных процессов по результатам биохимического анализа.

Определение рН.

Ход работы: На середину индикаторной бумаги наносят 1-2 капли мочи и по изменению цвета одной из окрашенных полосок, совпадающему с окраской контрольной полосы, устанавливают рН исследуемой мочи. В норме рН 4,6 – 7,0

2. Качественная реакция на белок . Нормальная моча белка не содержит (следовые количества не открываются обычными реакциями). При некоторых патологических состояниях в моче может появиться белок – протеинурия.

Ход работы : К 1-2 мл мочи добавить 3-4 капли свежеприготовленного 20% раствора сульфасалициловой кислоты. При наличии белка появляется белый осадок или муть.

3. Качественная реакция на глюкозу (реакция Фелинга).

Ход работы: К 10 каплям мочи прибавить 10 капель реактива Фелинга. Нагреть до кипения. При наличии глюкозы появляется красное окрашивание. Результаты сравнить с нормой. В норме в моче следовые количества глюкозы качественными реакциями не обнаруживается. Принято считать в норме глюкозы в моче нет. При некоторых патологических состояниях в моче появляется глюкоза- глюкозурия.

Определение можно провести с помощью тест-полоски (индикаторной бумаги)/

Обнаружение кетоновых тел

Ход работы: На предметное стекло нанести каплю мочи, каплю 10% раствора едкого натрия и каплю свежеприготовленного 10% раствора нитропруссида натрия. Появляется красное окрашивание. Прилить 3 капли концентрированной уксусной кислоты – появляется вишневое окрашивание.

В норме кетоновые тела в моче отсутствуют. При некоторых патологических состояниях в моче появляется кетоновые тела – кетонурия.

Самостоятельно решить задачи, ответить на вопросы:

1. Увеличилось осмотическое давление внеклеточной жидкости. Опишите, в виде схемы, последовательность событий, которые приведут к его снижению.

2. Как изменится продукция альдостерона, если избыточная продукция вазопрессина приведет к значительному снижению осмотического давления.

3. Изложите последовательность событий (в виде схемы), направленных на восстановление гомеостаза при снижении концентрации хлорида натрия в тканях.

4. У пациента сахарный диабет, который сопровождается кетонемией. Как главная буферная система крови – бикарбонатная - ответит на изменение кислотно-основного равновесия? Какова роль почек в восстановлении КОС? Изменится ли рН мочи у данного пациента.

5.Спортсмен, готовясь к соревнованиям, проходит усиленную тренировку. Как измениться скорость глюконеогенеза в почках (ответ аргументировать)? Возможно ли изменение рН мочи у спортсмена; ответ аргументировать)?

6. У пациента отмечены признаки нарушения метаболизма в костной ткани, что отражается и на состоянии зубов. Уровень кальцитонина и паратгормона в пределах физиологической нормы. Пациент получает витамин Д (холекальциферол) в необходимых количествах. Сделайте предположение о возможной причине нарушения метаболизма.

7. Рассмотрите стандартный бланк «Общий анализ мочи» (многопрофильная клиника ТюмГМА) и умейте объяснить физиологическую роль и диагностическое значение биохимических компонентов мочи, определяемых в биохимических лабораториях. Запомните биохимические показатели мочи в норме.

Занятие 27. Биохимия слюны.

Значение темы: В полости рта сочетаются различные ткани и обитают микроорганизмы. Они находятся во взаимосвязи и определенном постоянстве. И в поддержании гомеостаза ротовой полости, и организма в целом, важнейшая роль принадлежит ротовой жидкости и, конкретно, слюне. Полость рта, как начальный отдел пищеварительного тракта, является местом первого контакта организма с пищей, лекарственными веществами и другими ксенобиотиками, микроорганизмами. Формирование,состояние и функционирование зубов и слизистой оболочки полости рта также во многом определяется химическим составом слюны.

Слюна выполняет несколько функций, определяемых физико-химическими свойствами и составом слюны. Знание химического состава слюны, функций, скорости слюноотделения, взаимосвязи слюны с болезнями полости рта способствует выявлению особенностей патологических процессов и поиску новых эффективных средств профилактики стоматологических заболеваний.

Некоторые биохимические показатели чистой слюны коррелируются с биохимическими показателями плазмы крови, в связи с этим анализ слюны является удобным неинвазивным методом, используемый в последние годы для диагностики стоматологических и соматических заболеваний.

Цель занятия: Изучить физико-химические свойства, составные компоненты слюны, обуславливающие ее основные физиологические функции. Ведущие факторы, ведущие к развитию кариеса,отложению зубного камня.

Студент должен знать:

1 . Железы, секретирующие слюну.

2.Структура слюны (мицеллярное строение).

3. Минерализующая функция слюны и факторы, обуславливающие и влияющие на эту функции: перенасыщенность слюны; объем и скорость сальвации; рН.

4. Защитная функция слюны и компоненты системы, обуславливающие эту функцию.

5. Буферные системы слюны. Показатели рН в норме. Причины нарушения КОС (кислотно-основное состояние) в полости рта. Механизмы регуляции КОС в полости рта.

6. Минеральный состав слюны и в сравнении с минеральным составом плазмы крови. Значение компонентов.

7. Характеристика органических компонентов слюны, специфические для слюны компоненты, их значение.

8. Пищеварительная функция и факторы, ее обуславливающие.

9. Регуляторная и выделительная функции.

10. Ведущие факторы, ведущие к развитию кариеса,отложению зубного камня.

Студент должен уметь:

1. Различать понятия «собственно слюна или слюна», «десневая жидкость», «ротовая жидкость».

2. Уметь объяснить степень изменения резистентности к кариесу при изменении рН слюны, причины изменения рН слюны.

3. Собрать смешанную слюну для анализа и провести анализ химического состава слюны.

Студент должен владеть: информацией о современных представлениях о слюне как объекте неинвазивных биохимических исследований в клинической практике.

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

1. Анатомия и гистология слюнных желез; механизмы слюноотделения и его регуляция.

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1.Запишите факторы, определяющие регуляцию слюноотделения.

2.Изобразите схематично мицеллу слюны.

3. Составьте таблицу: Минеральный состав слюны и плазмы крови в сравнении.

Изучите значение перечисленных веществ. Запишите иные неорганические вещества, содержащиеся в слюне.

4. Составьте таблицу: Основные органические компоненты слюны и их значение.

6. Запишите факторы, ведущие к снижению и повышению резистентности

(соответственно) к кариесу.

Аудиторная работа

Лабораторная работа: Качественный анализ химического состава слюны

МОДУЛЬ 5

ВОДНО-СОЛЕВОЙ И МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН.

БИОХИМИЯ КРОВИ И МОЧИ. БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Водно-солевой и минеральный обмен. Регуляция. Нарушение.

Актуальность. Понятия водно-солевой и минеральный обмен неоднозначны. Говоря о водно-солевом обмене, имеют в виду обмен основных минеральных электролитов и, прежде всего, обмен воды и NaCl.Вода и растворенные в ней минеральные соли составляют внутреннюю среду организма человека, создавая условия для протекания биохимических реакций. В поддержании водно-солевого гомеостаза важную роль выполняют почки и гормоны, которые регулируют их функцию (вазопрессин, альдостерон, предсердный натрий-уретический фактор, ренин-ангиотензиновая система). Основными параметрами жидкой среды организма являются осмотическое давление, рН и объем. Осмотическое давление и рН межклеточной жидкости и плазмы крови практически одинаковы, а значение рН клеток разных тканей может быть различным. Поддержание гомеостаза обеспечивается постоянством осмотического давления, рН и объема межклеточной жидкости и плазмы крови. Знание о водно-солевом обмене и методах коррекции основных параметров жидкой среды организма является необходимым для диагноза, лечения и прогноза таких нарушений как дегидратация тканей или отёки, повышение или снижение кровяного давления, шок, ацидоз, алкалоз.

Минеральным обменом называют обмен любых минеральных компонентов организма, в том числе и тех, которые не влияют на основные параметры жидкой среды, но выполняют разнообразные функции, связанные с катализом, регуляцией, транспортом и запасанием веществ, структурированием макромолекул и др. Знание о минеральном обмене и методах его изучения является необходимым для диагноза, лечения и прогноза экзогенных (первичных) и эндогенных (вторичных) нарушений.

Цель. Ознакомиться с функциями воды в процессах жизнедеятельности, которые обусловлены особенностями её физико-химических свойств и химического строения; выучить содержание и распределение воды в организме, тканях, клетках; состояние воды; обмен воды. Иметь представление о водном пуле (пути поступления и выведения воды из организма); эндогенной и экзогенной воде, содержании в организме, суточной потребности, возрастных особенностях. Ознакомиться с регуляцией общего объёма воды в организме и её перемещением между отдельными жидкостными пространствами, возможными нарушениями. Выучить и уметь охарактеризовать макро-, олиго-, микро- и ультрамикробиогенные элементы, их общие и специфические функции; электролитный состав организма; биологическую роль основных катионов и анионов; роль натрия и калия. Ознакомиться с фосфатно-кальциевым обменом, его регуляцией и нарушением. Определить роль и обмен железа, меди, кобальта, цинка, йода, фтора, стронция, селена и других биогенных элементов. Выучить суточную потребность организма в минеральных веществах, их всасывание и выведение из организма, возможность и формы депонирования, нарушения. Ознакомиться с методами количественного определения кальция и фосфора в сыворотке крови и их клинико-биохимическим значением.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Биологическое значение воды, её содержание, суточная потребность организма. Вода экзогенная и эндогенная.

2. Свойства и биохимические функции воды. Распределение и состояние воды в организме.

3. Обмен воды в организме, возрастные особенности, регуляция.

4. Водный баланс организма и его виды.

5. Роль желудочно-кишечного тракта в обмене воды.

6. Функции минеральных солей в организме.

7. Нейрогуморальная регуляция водно-солевого обмена.

8. Электролитный состав жидкостей организма, его регуляция.

9. Минеральные вещества организма человека, их содержание, роль.

10. Классификация биогенных элементов, их роль.

11. Функции и обмен натрия, калия, хлора.

12. Функции и обмен железа, меди, кобальта, йода.

13. Фосфатно-кальциевый обмен, роль гормонов и витаминов в его регуляции. Минеральные и органические фосфаты. Фосфаты мочи.

14. Роль гормонов и витаминов в регуляции минерального обмена.

15. Патологические состояния, связанные с нарушением обмена минеральных веществ.

1. У больного в сутки воды из организма выделяется меньше, чем её поступает. Какое заболевание может привести к такому состоянию?

2. Возникновение болезни Аддисона-Бирмера (злокачественная гиперхромная анемия) связано с дефицитом витамина В 12 . Выберите металл, который входит в состав этого витамина:

А. Цинк. В. Кобальт. С. Молибден. D. Магний. Е. Железо.

3. Ионы кальция относятся к вторичным посредникам в клетках. Они активируют катаболизм гликогена, взаимодействуя с:

4. У больного содержание калия в плазме крови составляет 8 ммоль/л (норма 3,6-5,3 ммоль/л). При этом состоянии наблюдается:

5. Какой электролит на 85% создает осмотическое давление крови?

А. Калий. В. Кальций. С. Магний. D. Цинк. Е. Натрий.

6. Укажите гормон, влияющий на содержание натрия и калия в крови?

А. Кальцитонин. В. Гистамин. С. Альдостерон. D. Тироксин. Е.Паратирин

7. Какие из перечисленных элементов являются макробиогенными?

8. При значительном ослаблении сердечной деятельности возникают отёки. Укажите, каким в данном случае будет водный баланс организма.

А. Положительный. В. Отрицательный. С. Динамическое равновесие.

9. Эндогенная вода образуется в организме в результате реакций:

10. Больной обратился к врачу с жалобами на полиурию и жажду. При анализе мочи установлено, что суточный диурез составляет 10 л, относительная плотность мочи - 1,001 (норма 1,012-1,024). Для какого заболевания характерны такие показатели?

11. Укажите, какие показатели характеризуют нормальное содержание кальция в крови (ммоль/л)?

14. Суточная потребность в воде для взрослого человека составляет:

А. 30-50 мл/кг. В. 75-100 мл/кг. С. 75-80 мл/кг. D. 100-120 мл/кг.

15. У больного, 27 лет, выявлены патологические изменения в печени и головном мозге. В плазме крови наблюдается резкое снижение, а в моче - повышение содержания меди. Предыдущий диагноз - болезнь Коновалова-Вильсона. Активность какого фермента необходимо исследовать для подтверждения диагноза?

16. Известно, что в некоторых биогеохимических зонах распространено заболевание эндемический зоб. Дефицит какого элемента является причиной этого заболевания? А. Железа. В. Йода. С. Цинка. D. Меди. Е. Кобальта.

17. Сколько мл эндогенной воды образуется в организме человека в сутки при рациональном питании?

А. 50-75. В. 100-120. С. 150-250. D. 300-400. Е. 500-700.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Количественное определение кальция и неорганического фосфора

В сыворотке крови

Задание 1. Определить содержание кальция в сыворотке крови.

Принцип . Кальций сыворотки крови осаждают насыщенным раствором щавелевокислого аммония [(NН 4) 2 C 2 O 4 ] в виде щавелевокислого кальция (СаС 2 О 4). Последний переводят сульфатной кислотой в щавелевую (Н 2 С 2 О 4), которую титруют раствором KMnО 4 .

Химизм. 1. СаСl 2 + (NН 4) 2 C 2 O 4 ® СаС 2 О 4 ¯ + 2NH 4 Cl

2. CaC 2 O 4 + H 2 SO 4 ®H 2 C 2 O 4 + CaSO 4

3. 5H 2 C 2 O 4 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 ® 10CO 2 + 2MnSO 4 + 8H 2 O

Ход работы. В центрифужную пробирку наливают 1 мл сыворотки крови и 1 мл раствора [(NН 4) 2 C 2 O 4 ]. Оставляют стоять 30 мин и центрифугируют. Кристаллический осадок щавелевокислого кальция собирается при этом на дне пробирки. Прозрачную жидкость над осадком выливают. К осадку приливают 1-2 мл дистиллированной воды, перемешивают стеклянной палочкой и снова центрифугируют. После центрифугирования жидкость над осадком выливают. К пробирке с осадком прибавляют 1мл1н H 2 SO 4 , хорошо перемешивают осадок стеклянной палочкой и ставят пробирку на водяную баню при температуре 50-70 0 С. Осадок при этом растворяется. Содержимое пробирки титруют в горячем виде 0,01н раствором KMnО 4 до появления розовой окраски, которая не исчезает на протяжении 30 с. Каждому миллилитру КМnО 4 соответствует 0,2 мг Са. Содержание кальция (Х) в мг% в сыворотке крови рассчитывают по формуле: Х= 0,2×А×100, где А - объем КМnО 4 , который пошёл на титрование. Содержание кальция в сыворотке крови в ммоль/л - содержание в мг% × 0,2495.

В норме концентрация кальция в сыворотке крови составляет 2,25-2,75 ммоль/л (9-11 мг%). Повышение концентрации кальция в сыворотке крови (гиперкальциемию) наблюдают при гипервитаминозе Д, гиперпаратиреозе, остеопорозе. Снижение концентрации кальция (гипокальциемию) - при гиповитаминозе Д (рахите), гипопаратиреозе, хронической почечной недостаточности.

Задание 2. Определить содержание неорганического фосфора в сыворотке крови.

Принцип. Неорганический фосфор, взаимодействуя с молибденовым реактивом в присутствии аскорбиновой кислоты, образует молибденовую синь, интенсивность окраски которой пропорциональна содержанию неорганического фосфора.

Ход работы. В пробирку наливают 2 мл сыворотки крови, 2 мл 5% раствора трихлоруксусной кислоты, перемешивают и оставляют на 10 мин для осаждения белков, после чего фильтруют. Затем в пробирку отмеривают 2 мл полученного фильтрата, что соответствует 1 мл сыворотки крови, прибавляют 1,2 мл молибденового реактива, 1 мл 0,15% раствора аскорбиновой кислоты и доливают водой до 10 мл (5,8 мл). Тщательно перемешивают и оставляют на 10 мин для развития окраски. Колориметрируют на ФЭК при красном светофильтре. По калибровочной кривой находят количество неорганического фосфора и рассчитывают его содержание (В) в пробе в ммоль/л по формуле: В=(А×1000)/31, где А - содержание неорганического фосфора в 1 мл сыворотки крови (находят по калибровочной кривой); 31 - молекулярная масса фосфора; 1000 - коэффициент пересчета на литр.

Клинико-диагностическое значение. В норме концентрация фосфора в сыворотке крови составляет 0,8-1,48 ммоль/л (2-5 мг%). Повышение концентрации фосфора в сыворотке крови (гиперфосфатемию) наблюдают при почечной недостаточности, гипопаратиреоидизме, передозировке витамина Д. Снижение концентрации фосфора (гипофосфатемию) - при нарушении его всасывания в кишечнике, галактоземии, рахите.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. Підручник. – Київ-Вінниця: Нова книга, 2007. – С. 545-557.

2. Гонський Я.І., Максимчук Т.П., Калинський М.І. Біохімія людини: Підручник. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2002. – С. 507-529.

3. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С. 597-609.

4. Практикум з біологічної хімії / Бойків Д.П., Іванків О.Л., Коби-лянська Л.І. та ін./ За ред. О.Я. Склярова. – К.: Здоров’я, 2002. – С. 275-280.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Функции крови. Физико-химические свойства и химический состав крови. Буферные системы, механизм действия и роль в поддержании кислотно-щелочного состояния организма. Белки плазмы крови, их роль. Количественное определение общего белка в сыворотке крови.

Актуальность. Кровь - это жидкая ткань, состоящая из клеток (форменных элементов) и межклеточной жидкой среды - плазмы. Кровь выполняет транспортную, осморегуляторную, буферную, обезвреживающую, защитную, регуляторную, гомеостатическую и другие функции. Состав плазмы крови является зеркалом метаболизма - изменения концентрации метаболитов в клетках отображаются на их концентрации в крови; состав плазмы крови изменяется также при нарушении проницаемости клеточных мембран. В связи с этим, а также с доступностью проб крови для анализа, её исследование широко используется для диагностики заболеваний и контроля эффективности лечения. Количественное и качественное исследование белков плазмы, кроме специфической нозологической информации, даёт представление о состоянии белкового обмена в целом. Показатель концентрации водородных ионов в крови (рН) является одной из наиболее строгих химических констант организма. Он отражает состояние метаболических процессов, зависит от функционирования многих органов и систем. Нарушение кислотно-щелочного состояния крови наблюдается при многочисленных патологических процессах, заболеваниях и является причиной тяжёлых расстройств жизнедеятельности организма. Поэтому своевременная коррекция нарушений кислотно-щелочного состояния является необходимым компонентом терапевтических мероприятий.

Цель. Ознакомиться с функциями, физико-химическими свойствами крови; кислотно-щелочным состоянием и его основными показателями. Выучить буферные системы крови и механизм их действия; нарушение кислотно-щелочного состояния организма (ацидоз, алкалоз), его формы и виды. Сформировать представление о белковом составе плазмы крови, охарактеризовать белковые фракции и отдельные белки, их роль, нарушения и методы определения. Ознакомиться с методами количественного определения общего белка в сыворотке крови, отдельных фракций белков и их клинико-диагностическим значением.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Функции крови в жизнедеятельности организма.

2. Физико-химические свойства крови, сыворотки, лимфы: рН, осмотическое и онкотическое давление, относительная плотность, вязкость.

3. Кислотно-щелочное состояние крови, его регуляция. Основные показатели, отражающие его нарушение. Современные методы определения кислотно-щелочного состояния крови.

4. Буферные системы крови. Их роль в поддержании кислотно-щелочного состояния.

5. Ацидоз: виды, причины, механизмы развития.

6. Алкалоз: виды, причины, механизмы развития.

7. Белки крови: содержание, функции, изменения содержания при патологических состояниях.

8. Основные фракции белков плазмы крови. Методы исследования.

9. Альбумины, физико-химические свойства, роль.

10. Глобулины, физико-химические свойства, роль.

11. Иммуноглобулины крови, структура, функции.

12. Гипер-, гипо-, дис- и парапротеинемии, причины возникновения.

13. Белки острой фазы. Клинико-диагностическое значение определения.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое из перечисленных значений рН является нормальным для артериальной крови? А. 7,25-7,31. В. 7,40-7,55. С. 7,35-7,45. D. 6,59-7,0. Е. 4,8-5,7.

2. Какими механизмами обеспечивается постоянство рН крови?

3. Какая причина развития метаболического ацидоза?

А. Увеличение продукции, снижение окисления и ресинтеза кетоновых тел.

В. Увеличение продукции, снижение окисления и ресинтеза лактата.

С. Потеря оснований.

D. Неэффективная секреция ионов водорода, задержка кислот.

Е. Всё перечисленное.

4. Какая причина развития метаболического алкалоза?

5. Значительные потери желудочного сока вследствие рвоты обуславливают развитие:

6. Значительные нарушения кровообращения вследствие шока обуславливают развитие:

7. Угнетение дыхательного центра головного мозга наркотическими препаратами приводит к:

8. Значение рН крови изменилось у больного сахарным диабетом до 7,3 ммоль/л. Компоненты какой буферной системы используются для диагностики нарушений кислотно-щелочного равновесия?

9. У пациента наблюдается закупорка мокротой дыхательных путей. Какое нарушение кислотно-щелочного состояния можно определить в крови?

10. Больному с тяжёлой травмой подключили аппарат искусственного дыхания. После повторных определений показателей кислотно-щелочного состояния выявили снижение в крови содержания диоксида углерода и повышение его выведения. Для какого нарушения кислотно-щелочного состояния характерны такие изменения?


11. Назовите буферную систему крови, которой принадлежит наибольшее значение в регуляции кислотно-щелочного гомеостаза?

12. Какая буферная система крови выполняет важную роль в поддержании рН мочи?

А. Фосфатная. В. Гемоглобиновая. С. Гидрокарбонатная. D. Белковая.

13. Какие физико-химические свойства крови обеспечивают имеющиеся в ней электролиты?

14. При обследовании больного выявлена гипергликемия, глюкозурия, гиперкетонемия и кетонурия, полиурия. Какой тип кислотно-щелочного состояния наблюдается в данном случае?

15. Человек в состоянии покоя принуждает себя дышать часто и глубоко на протяжении 3-4 мин. Как это повлияет на кислотно-щелочное состояние организма?

16. Какой белок плазмы крови связывает и транспортирует медь?

17. В плазме крови пациента содержание общего белка находится в пределах нормы. Какие из приведенных показателей (г/л) характеризуют физиологическую норму? А. 35-45. В. 50-60. С. 55-70. D. 65-85. Е. 85-95.

18. Какая фракция глобулинов крови обеспечивает гуморальный иммунитет, выполняя роль антител?

19. У больного, который перенёс гепатит С и постоянно употреблял алкоголь, появились признаки цирроза печени с асцитом и отёками нижних конечностей. Какие изменения в составе крови сыграли основную роль в развитии отёков?

20. На каких физико-химических свойствах белков базируется метод определения электрофоретического спектра белков крови?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Количественное определение общего белка в сыворотке крови

биуретовым методом

Задание 1. Определить содержание общего белка в сыворотке крови.

Принцип. Белок реагирует в щелочной среде с раствором сульфата меди, который содержит калий-натрий тартрат, NaI и KI (биуретовый реагент), формируя фиолетово-голубой комплекс. Оптическая плотность этого комплекса пропорциональна концентрации белка в пробе.

Ход работы. В опытную пробу внести 25 мкл сыворотки крови (без гемолиза), 1 мл биуретового реагента, который содержит: 15 ммоль/л калий-натрий тартрата, 100 ммоль/л йодида натрия, 15 ммоль/л йодида калия и 5 ммоль/л сульфата меди. К стандартной пробе прибавить 25 мкл стандарта общего белка (70 г/л) и 1 мл биуретового реагента. В третью пробирку внести 1 мл биуретового реагента. Все пробирки хорошо перемешать и инкубировать на протяжении 15 мин при температуре 30-37°С. Оставить на 5 мин при комнатной температуре. Измерить оптическую плотность пробы и стандарта против биуретового реагента при 540 нм. Концентрацию общего белка (Х) в г/л рассчитать по формуле: Х=(Сст×Апр)/ Аст, где Сст - концентрация общего белка в стандартной пробе (г/л); Апр - оптическая плотность пробы; Аст - оптическая плотность стандартной пробы.

Клинико-диагностическое значение. Содержание общего белка в плазме крови взрослых людей составляет 65-85 г/л; в плазме крови за счет фибриногена белка содержится на 2-4 г/л больше, чем в сыворотке. У новорожденных количество белков плазмы крови составляет 50-60 г/л и на протяжении первого месяца немного снижается, а в три года достигает уровня взрослых людей. Увеличение или уменьшение содержания общего белка плазмы крови и отдельных фракций может быть обусловлено многими причинами. Эти изменения не являются специфическими, а отображают общий патологический процесс (воспаление, некроз, новообразование), динамику, тяжесть заболевания. С их помощью можно оценить эффективность лечения. Изменения содержания белка могут проявляться в виде гипер, гипо- и диспротеинемии. Гипопротеинемия наблюдается при недостаточном поступлении белков в организм; недостаточности переваривания и всасывания пищевых белков; нарушении синтеза белков в печени; заболеваниях почек с нефротическим синдромом. Гиперпротеинемия наблюдается при нарушении гемодинамики и сгущении крови, потери жидкости при дегидратациях (диарея, рвота, несахарный диабет), в первые дни тяжёлых ожогов, в послеоперационный период и др. Заслуживает внимания не только гипо- или гиперпротеинемия, а также такие изменения как диспротеинемия (соотношение альбуминов и глобулинов изменяется при постоянном содержании общего белка) и парапротеинемия (появление аномальных белков – С-реактивный белок, криоглобулин) при острых инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ-Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 418-429.

2. Губський Ю.І. Біологічна хімія. Підручник. – Київ-Вінниця: Нова книга, 2007. – С. 502-514.

3. Гонський Я.І., Максимчук Т.П., Калинський М.І. Біохімія людини: Підручник. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2002. – С. 546-553, 566-574.

4. Вороніна Л.М. та ін. Біологічна хімія. – Харків: Основа, 2000. – С. 522-532.

5. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998. – С. 567-578, 586-598.

6. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С. 682-686.

7. Практикум з біологічної хімії / Бойків Д.П., Іванків О.Л., Коби-лянська Л.І. та ін./ За ред. О.Я. Склярова. – К.: Здоров’я, 2002. – С. 236-249.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Биохимический состав крови в норме и при патологии. Ферменты плазмы крови. Небелковые органические вещества плазмы крови - азотсодержащие и безазотистые. Неорганические компоненты плазмы крови. Калликреин-кининовая система. Определение остаточного азота плазмы крови.

Актуальность. При удалении форменных элементов из крови остаётся плазма, а при удалении из неё фибриногена - сыворотка. Плазма крови является сложной системой. В ней содержится более 200 белков, которые отличаются по физико-химическим и функциональным свойствам. Среди них есть проферменты, ферменты, ингибиторы ферментов, гормоны, транспортные белки, факторы коагуляции и антикоагуляции, антитела, антитоксины и другие. Кроме того, плазма крови содержит небелковые органические вещества и неорганические компоненты. Большинство патологических состояний, влияние факторов внешней и внутренней среды, применение фармакологических препаратов сопровождается, как правило, изменением содержания отдельных компонентов плазмы крови. По результатам анализа крови можно охарактеризовать состояние здоровья человека, протекание адаптационных процессов и др.

Цель. Ознакомиться с биохимическим составом крови в норме и при патологии. Охарактеризовать ферменты крови: происхождение и значение определения активности для диагностики патологических состояний. Определить, какие вещества составляют общий и остаточный азот крови. Ознакомиться с безазотистыми компонентами крови, их содержанием, клиническим значением количественного определения. Рассмотреть калликреин-кининовую систему крови, её составляющие и роль в организме. Ознакомиться с методом количественного определения остаточного азота крови и его клинико-диагностическим значением.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Ферменты крови, их происхождение, клинико-диагностическое значение определения.

2. Небелковые азотсодержащие вещества: формулы, содержание, клиническое значение определения.

3. Общий и остаточный азот крови. Клиническое значение определения.

4. Азотемия: виды, причины, методы определения.

5. Небелковые безазотистые компоненты крови: содержание, роль, клиническое значение определения.

6. Неорганические компоненты крови.

7. Калликреин-кининовая система, её роль в организме. Применение лекарственных средств - калликреина и ингибиторов кининообразования.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В крови больного содержание остаточного азота составляет 48 ммоль/л, мочевины - 15,3 ммоль/л. О заболевании какого органа свидетельствуют эти результаты?

А. Селезенки. В. Печени. С. Желудка. D. Почек. Е. Поджелудочной железы.

2. Какие показатели остаточного азота характерны для взрослых?

А.14,3-25 ммоль/л. В.25-38 ммоль/л. С.42,8-71,4 ммоль/л. D.70-90 ммоль/л.

3. Укажите компонент крови, который относится к безазотистым.

А. АТФ. В. Тиамин. С. Аскорбиновая кислота. D. Креатин. Е. Глютамин.

4. Какой вид азотемии развивается при дегидратации организма?

5. Какое действие оказывает на сосуды брадикинин?

6. У больного с печёночной недостаточностью выявлено снижение показателя остаточного азота крови. За счёт какого компонента уменьшился небелковый азот крови?

7. Больной жалуется на частую рвоту, общую слабость. Содержание остаточного азота в крови составляет 35 ммоль/л, функция почек не нарушена. Какой вид азотемии возник?

А. Относительная. В. Почечная. С. Ретенционная. D. Продукционная.

8. Какие компоненты фракции остаточного азота преобладают в крови при продукционных азотемиях?

9. С-реактивный белок обнаруживают в сыворотке крови:

10. Болезнь Коновалова-Вильсона (гепатоцеребральная дегенерация) сопровождается снижением концентрации свободной меди в сыворотке крови, а также уровня:

11. Лимфоциты и другие клетки организма при взаимодействии с вирусами синтезируют интерфероны. Эти вещества блокируют размножение вируса в зараженной клетке, ингибируя синтез вирусных:

A.Липидов. B.Белков. C.Витаминов. D.Биогенных аминов. E.Нуклеотидов.

12. Женщина 62-х лет жалуется на частую боль в загрудинной области и позвоночнике, переломы рёбер. Врач предполагает миеломную болезнь (плазмоцитому). Какой из перечисленных показателей имеет наибольшее диагностическое значение?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЛИТЕРАТУРА

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ-Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 429-431.

2. Губський Ю.І. Біологічна хімія. Підручник. – Київ-Вінниця: Нова книга, 2007. – С. 514-517.

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998. – С. 579-585.

4. Практикум з біологічної хімії / Бойків Д.П., Іванків О.Л., Коби-лянська Л.І. та ін./ За ред. О.Я. Склярова. – К.: Здоров’я, 2002. – С. 236-249.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Биохимия свёртывающей, антисвёртывающей и фибринолитической систем организма. Биохимия иммунных процессов. Механизмы развития иммунодефицитных состояний.

Актуальность. Одна из важнейших функций крови - гемостатическая, в её осуществлении принимают участие свёртывающая, антисвёртывающая и фибринолитическая системы. Свёртывание - физиолого-биохимический процесс, в результате которого кровь теряет свою текучесть и образуются тромбы. Существование в нормальных физиологических условиях жидкого состояния крови обусловлено работой антисвёртывающей системы. При образовании тромбов на стенках кровеносных сосудов активируется фибринолитическая система, работа которой приводит к их расщеплению.

Иммунитет (от лат. immunitas – освобождение, спасение) – является защитной реакцией организма; это способность клетки или организма защищаться от живых тел или веществ, которые несут в себе признаки чужеродной информации, сохраняя свою целостность и биологическую индивидуальность. Органы и ткани, а также отдельные виды клеток и продукты их жизнедеятельности, которые обеспечивают распознавание, связывание и разрушение антигенов с помощью клеточных и гуморальных механизмов, называют иммунной системой. Эта система осуществляет иммунный надзор - контроль над генетическим постоянством внутренней среды организма. Нарушение иммунного надзора приводит к ослаблению антимикробной резистентности организма, угнетению противоопухолевой защиты, аутоиммунным нарушениям и иммунодефицитным состояниям.

Цель. Ознакомиться с функциональной и биохимической характеристикой системы гемостаза в организме человека; коагуляционным и сосудисто-тромбоцитарным гемостазом; свёртывающей системой крови: характеристикой отдельных компонентов (факторов) свёртывания; механизмами активации и функционирования каскадной системы свёртывания крови; внутренним и внешним путями коагуляции; ролью витамина К в реакциях коагуляции, лекарственными препаратами - агонистами и антагонистами витамина К; наследственными нарушениями процесса свёртывания крови; антисвёртывающей системой крови, функциональной характеристикой антикоагулянтов - гепарином, антитромбином ІІІ, лимонной кислотой, простациклином; ролью эндотелия сосудов; изменениями биохимических показателей крови при продолжительном введении гепарина; фибринолитической системой крови: этапами и компонентами фибринолиза; лекарственными препаратами, которые влияют на процессы фибринолиза; активаторами плазминогена и ингибиторами плазмина; осаджением крови, тромбообразованием и фибринолизом при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Ознакомиться с общей характеристикой иммунной системы, клеточными и биохимическими компонентами; иммуноглобулинами: структурой, биологическими функциями, механизмами регуляции синтеза, характеристикой отдельных классов иммуноглобулинов человека; медиаторами и гормонами иммунной системы; цитокинами (интерлейкинами, интерферонами, белково-пептидными факторами регуляции роста и пролиферации клеток); биохимическими компонентами системы комплемента человека; классическим и альтернативным механизмами активации; развитием иммунодефицитных состояний: первичными (наследственными) и вторичными иммунодефицитами; синдромом приобретенного иммунодефицита человека.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие гемостаза. Основные фазы гемостаза.

2. Механизмы активации и функционирования каскадной системы св