Краткая история батика как техники. История развития батика в индонезии

Человек всегда, с самых ранних времен своего существования, стремился украсить мир вокруг себя. В ход шло все, что только могло хоть немного изменить предметы, обстановку, окружающие его. И стория батика рассказывает как раз об этом.

Батик - рисунок на ткани

Расписывать ткань человек учился всегда, как только научился ткать или вязать полотна. Конечно же, батик - это искусство, а не утилитарная необходимость разнообразить быт, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от мастера огромного навыка работы в этой интересной технике.

Технические особенности батика

Несмотря на развитие технологий, материалов, ручное искусство батика по-прежнему остается актуальным и востребованным. Его используют как самостоятельный вид искусства и как способ украшения текстильных вещей - одежды, платков, занавесей, театральных кулис. Само слово "батик" происходит от древнеиндийского "капля воска". И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике Сама же технология окрашивая ткани в искусстве батика имеет несколько направлений, которые объединяет один принцип - резервирование, то есть защита отдельных участков полотна с целью сохранения их цвета при дальнейшем окрашивании. Осуществляется этот принцип по-разному, в зависимости от техники батика.

Помимо технической стороны, батик имеет и свои художественные особенности, ведь его уникальность - сочетание многих Здесь можно найти элементы графики, акварели, пастели, даже витража и мозаики. Искусство же самого батика уникально тем, что его очень просто осваивать. Это благодарный вид творчества, ведь любая работа в этой технике представляет собой уникальный экземпляр, который можно доработать, при необходимости, дополнительными приемами украшения вплоть до вышивки или аппликации.

Южная Азия - родина батика

Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. "Анбатик" на местном наречии значит "рисовать". Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели - подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные плотна.

В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго - песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использвались различные - абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов.

Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название "бандхана", использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее. Уникальной традицией народов древней Индонезии и Индии стали хлопковые полотна, окрашенные в технике батика. История возникновения этого вида творчества берет свое начало в древних юго-восточных государствах.

Традиции Китая и Японии

В мире все взаимосвязано. Искусства проходили сложные пути по разным странам, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. Такое произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь . Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань.

Японцы привнесли в искусство окрашивания в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства искусства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.

Промышленная Европа и батик

Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, откуда вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

Российский батик

История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале 20 века, когда в моду вошел стиль модерн - красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками по нему. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани. занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.

Единственное, что в этой технике изготавливались театральные кулисы и занавесы, монументальность которых была насыщена советской символикой. Батик как вид искусства долгое время не мог реализовать себя в России по многим обстоятельствам. Но середина 20 века стала для этого ткани точкой отсчета в возрождении. В стране, восстанавливающейся после страшной войны, были организованы мастерские, куда приглашали мастеров по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые, достойные вещи. Поначалу батиком расписывались платки и шали для женщин, а так же создавались декоративные панно для оформления общественных развлекательных и культурных заведений.

Театральные художества

История возникновения батика (кратко изложенная в статье) говорит о том, что эта техника прошла сложный путь. Если свести ее к появлению, путешествию по планете и совершенствованию, то это никак не отразит сути: батик - многокомпонентное искусство, вобравшее в себя все самое значимое, что только могли дать ему страны и народности, которые полюбили батик и стали его использовать для украшения мира. Например, в России батик получил свое театральное "образование" - его активно использовали мастера для создания кулис и сценических задников к различным театральным постановкам, балетным спектаклям. В стране сложилась целая плеяда мастеров-батикистов, которые создавали уникальные картины в технике батик, наполненные сюжетом, многочисленными элементами, а ведь это очень тонкий, кропотливый труд.

Платочное искусство

Даже если история батика кратко излагается, то нельзя обойти стороной и искусство создания платков и шалей в этой технике. В России оно зародилось в 20 годы прошлого столетия как компонент модного течения - модернизма. НЭП требовал яркости и вычурности, а батик позволял украшать шали яркими рисунками японскими мотивами, что было тогда высшей точкой соответствия моде. С течением времени в результате слагающихся обстоятельств батик утратил все массовое предназначение, и платочное искусство практически сошло на нет. Но вторая половина века вновь оживила этот вид искусства, а платки и шали вновь стали полотнами для художественных экспериментов и высококлассных творческих работ мастеров батика.

Ирина Трофимова и другие

Холодный батик

История возникновения техники батик развивалась как единое целое на протяжении столетий, но само творчество состоит нескольких направлений:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись.

Уникальна история холодного батика. Именно с него началось развитие этой техники росписи ткани. В древней Индонезии ткани раскрашивали поначалу по участкам, отдельно один от другого, заполняя промежутки разными цветами и оттенками. Они смешивались, образуя новую цветовую гамму. Это было очень сложное искусство, так как влажная ткань хорошо впитывает в себя краску, требуя от мастера предельной аккуратности. Тогда-то, чтобы предотвратить ненужное и некачественное смешивание краски на ткани, и был придуман горячий батик-"анбатик" - капля воска. Но и "холодная" техника продолжила свое развитие. Были разработаны специальные клеящие составы, так называемые резервы, которые предотвращают проникновение красящего вещества в волокна ткани. Затем этот высохший клей можно легко удалить, получая неокрашенные участки полотна.

Горячий батик

Искусство росписи ткани получило температурную характеристику не случайно. Горячий воск - основа этой техники. История батика во многих народностях, включая шелковую японскую роспись "рокэти", это развитие именно техники горячего батика. Разогретый воск наносится на ткань, заполняя целые участки или же только обрисовывая контуры, затем воск соскабливается и вновь наносится для защиты другого участка от другого цвета. Это тонкая техника, дающая потрясающие результаты. Об этом говорят красочные кимоно японок, многие из которых и по сей день расписываются в технике батика.

Никаких запретов!

Но история техники батика - это не только нанесение пограничных составов для получения окрашенного участка полотна. В батике есть особая техника, называемая свободной росписью. Она использует несколько приемов:

  • акварельную технику, по влажной ткани наносится краска при помощи кистей или распылителя, растекаясь и образуя цветовые переходы;
  • трафаретная техника использует нанесение узора на ткани через трафареты при помощи поролоновых губок с краской;
  • свободная графика, использующая графические элементы, полученные путем резервирования участков ткани при помощи узлов, перетяжек нитками и солевого раствора.

Свободная роспись - современного искусства батика. Она широко используется ремесленниками-любителями, пытающимися в домашних условиях без специальных инструментов и материалов расписать ткань. Эта техника проста, но позволяет украсить примитивную одежду - джинсы, футболки, майки.

Инструменты для рисунка по ткани

Многовековая история батика - это история развития материалов и инструментов, использующихся в росписи ткани. Мастера-батикисты имеют целые арсеналы таких средств. Это различные по ширине и жесткости специальные и клея или воска, тонкие стеклянные трубочки для нанесения резервирующего состава, спринцовки, губки, формочки, рамки для ткани, ножи, трафареты, воронки, пластмассовые или деревянные палочки. Инструменты при желании можно купить в специализированных магазинах товаров для рукоделия.

Безопасность важна

Несмотря на то что батик - это искусство росписи по ткани, при работе необходимо соблюдать правила безопасности. Это связано с теми инструментами и материалами, которые используются в процессе творчества. Техника горячего батика подразумевает использование открытого огня или же для плавления воска. Краски не всегда используются натуральные, особенно у кустарных любителей творчества. Использование химических красителей и растворителей может вызвать раздражение кожи и слизистых или аллергию. Батик не требует защитного костюма, но все же соблюдать меры безопасности следует неукоснительно. Аккуратно нужно работать со всеми инструментами, начиная с ножей и ножниц и заканчивая стеклянными трубочками для нанесения резерва.

Искусство батика не завершило свое развитие, новые материалы и технологии постоянно сопутствуют развитию всех видов творчества, и батика в том числе. Удивительный вид искусства делает жизнь намного красочнее и ярче при помощи старинных методов и современных мастеров.

Перед вами горящая свеча.
Расплавленный воск неторопливо стекает вниз.
Какие ассоциации возникают у вас в голове?
Знаете ли вы, что в одной далёкой экзотической стране используют такой простой, незамысловатый материал для создания удивительной красоты традиционной индонезийской ткани — батика.


Кстати, именно так и переводится это слово с яванского языка, «капля воска» .

Батик — это высокое искусство, поражающее воображение богатством декора и тщательностью отделки. А какие чудесные истории готов он нам рассказать! Каждый узор — поэма, каждый цвет — песня. Они рассказывают нам о тропических лесах, невиданных цветах, прекрасных девушках, бессмертных подвигах героев, о далёкой стране Индонезии.

«Прислушайтесь, — писал посетивший Яву Иван гончаров, — и вы услышите, как растёт здесь трава.»

О процессе изготовления

Процесс изготовления батика длителен и трудоёмок. Для начала, ткань нужно подготовить и обработать, чтобы она стала эластичной и гладкой. Для этого достаточно замочить материал в кокосовом молоке, также в обычной воде и даже в смеси растительного масла и каустической соды.

После этого ткань необходимо хорошо накрахмалить, иначе воск будет тяжело сходить, а краска растекаться. Ткань сворачивают в рулон и отбивают деревянным молотком.

Далее начинается самое интересное — процесс нанесение узора! Любопытно, что рисовать нужно с обоих сторон полотна. Для этого используется специальная чаша — чантинг . У чантинга узкий полый носик, который местные сравнивают с клювом хищной птицы , которую преследуют пятеро (пальцы руки) по белому полю (ткани), а птица спасаясь оставляет за собой кровавые следы (краску).

Чантинг небольшого размера, всё-таки воск очень быстро твердеет, есть у него такое свойство. Да и трудновато было бы создавать узоры используя ёмкость размером с ведро.

Следующая стадия — окрашивание! Тут работа не так кропотлива и не требует особого мастерства как на прошлом этапе. Окунаем ткань в чан с водой, да не единожды, а раз двадцать!

Если работа проделана хорошо, то и батик будет служить вам верой и правдой - на солнце не выгорать, от стирки не линять, волшебно пахнуть, а обладательницу неизменно украшать!

Происхождение батика

Наверное у вас возникает вопрос: и кто же такую красоту придумал? Но, как говорится, учёные не пришли к единому мнению по этому вопросу. На звание первооткрывателя претендуют: Персия, Египет, Китай, Индия, и это лишь часть списка. Большинство за Индонезию.

Но в чём сходятся мнения — что вершин мастерства изготовления батика достигли именно в Индонезии.

За несколько столетий было придумано множество орнаментов и более трёх тысяч сюжетных вариантов. Каждый регион Индонезии отличается своим неповторимым стилем.

Людская молва наделяет батик магическими свойствами.

Тёмно-бордовые цвета побуждают человека на решимость отдать себя защите родины, синий и коричневый рождают благородные помыслы, розово-лиловый сохранит молодость и красоту. Хотя боюсь не только поэтому индонезийки не вылезают из розовых нарядов.

Способы изготовления батика

До 1840 года существовал только один способ - ручной, а вот после процесс автоматизировали и стали использовать штампы (медные и оловянные). Такой вид называется «набивной батик». В XX появляется «печатный батик» - ткань в традиционном стиле, имитирующая батик.

Советы по выбору батика

1. Настоящий батик пахнет. Будьте уверены, вы почувствуете.

2. Настоящий батик пахнет с двух сторон.

3. Настоящий батик не будет стоить три копейки.

Джокьякарта, любовь моя

Такое длинное название, а мы привыкли звать этот полюбившийся нам город просто Джоджа.

Эдакий Петербург Индонезии (звучит глупо, я знаю), а проще говоря культурная столица, способен удивить многими чудесами, в числе которых и мастерство батика.

Цвета: коричневый (а куда без него), белый и индиго.

Фирменный стиль: громпол.

Это традиционный орнамент. Местные всегда делают акцент на том, что такой орнамент традишинал, а вот этот современный, и вообще в этом городе (ну, например, в том же Бандунге) никакого батика отродясь не делали, вот сейчас начали, всё для туристов.

Джоджа славится множеством галерей и рынков, где можно приобрести сей предмет гордости нации.

Проснулась в Соло

Суракарта, или просто Соло, как все называют этот древний город, некогда была центром могущественного одноимённого султаната. Но что не поменялось за эти годы - уровень мастеров батика.
Здесь расположился знаменитый рынок тканей Пасар Клевер, но гораздо интереснее отправиться прямиком на фабрику. Не ожидайте от неё многого от этих самых «фабрик», я вас прошу, так здесь называют обычные мастерские...

* Случаются такие лингвистические недоразумения, например в Индии что ни здание - дворец. Что ни сквер с парой кафе - рынок. Misunderstanding.

Если у вас есть время и желание, то можно пройти здесь курсы батика.

Цвета : преобладающий коричневый, бежевый и даже желтоватый.

Фирменный орнамент: соло малам — яркие цветы на чёрном фоне.

Секрет или уже нет, но истинные знатоки батика приезжают именно сюда, а не в Джоджу.

* Если что, это всего час на поезде от Джоджи, я там побывала однажды когда села не на тот поезд и заснула. Проснулась в Соло.


Тема батика раскрыта не полностью. Продолжение следует.

Published by Marina Garkusha. Girl, who is keeping batik at home


Цена батик Tulis гораздо дороже, чем батик Cap.
Перед поездкой мы по крупицам собирали информацию из книг, и увидеть сам процесс, а главное поучаствовать в нем было - абсолютно бесценно.
Резервирующим составом служит воск, приготовленный специальным способом.
Окрашивание производится поэтапно. Воск наносят женщины. Часто на стандартный кусок ткани 1м на 2,5 м рисунок воском наносится в течении месяца.

Мы попробуем совместными усилиями разобраться в истине, на сколько это вообще возможно. Сейчас мы с друзьями пытаемся обработать полученную информацию. Что-то нам обещала перевести Настя Цыганова, которая ездила с нами в качестве переводчика.
Мы занимались изучением батика в мастерской бапака Бамбанга в его центре "BATIK SLEMAN" в Джокьякарте.

Это довольно большое предприятие, в котором работает около 100 человек.
Там есть помещения, где женщины наносят воск.

ОТК принимает качество работы.

Мужчины занимаются окрашиванием и запаркой ткани.

Швеи обшивают.
Офис, магазин, там же находятся жилые помещения.
Материалы:

чантинг «tjanting» - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика.

Керосиновая комфорка «Wajan», на которой стоит плошка с воском.

Воск готовится специальным образом, он очень пластичен и дает тонкую мягкую линию. Для разных видов рисунка готовится разный состав. Воск наносится с двух сторон ткани.

Точная рецептура его приготовления нам неизвестна. В него добавляются парафин и какие-то растительные смолы. В процессе выпаривания темно-коричневый цвет исчезает бесследно.
Окрашивание происходит на столе, покрытой тканью похожей на мешковину. Краски имеет вид серых порошков и надо прекрасно разбираться в технологии, чтобы получить нужный цвет.

После окрашивания ткань полощут в закрепителе - проявителе. Так называемом, HCL. Как мы выяснили позднее, это раствор соляной кислоты.

Красители делятся на три вида.
Химические: SOL и NAPHTOL.

1)sol(сушить на солнце, цвет проявляется тоже на солнце - перед злополучным ХСЛом их надо было подсушить на солнце)порошок красителя смешивали с NaNO2(что это?) растворяли в кипятке

2)NAPHTOL(сушат в тени) порошок смешивают с загадочным T.R.O., добавляют соду(3:1:5), разводят кипятком, затем полощут во 2ом растворе - опять же загадочный Garan(Solt)разведенный в холодной воде.
3)

(Так растет и приготавливается натуральный краситель индиго)
Натуральные красители готовятся особым способом и используются очень редко, т.к. процесс окрашивания очень сложен и трудоемок.
Окрашивание происходит в несколько этапов, интенсивность цвета достигается, в последовательном полоскании в красителе и закрепителе.
При этом в краску они добавляют еще соду, стиральный порошок и возможно что-то еще. После обработки в HCL, тщательно промывают в воде и высушивают.

Запаривание, также как и окрашивание происходит под открытом небом. Занимаются этим также мужчины. Ткань последовательно окунают в чаны с кипящей водой, таким образом освобождая от воска и остатков красителя. Затем тщательно полощут в проточной воде.

Когда батик зародился в Индонезии - до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые учёные говорят даже о первых веках н.э., наиболее достоверные источники называют другую дату 14 столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому 17 век.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, "…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой". Он полагает, что батик как способ был

Завезен из Индии. Так как родиной украшения тканей с помощью красителей принято считать именно Индию. В благоприятном климате этой страны в изобилии произрастает хлопок и растения, из которых готовят природные красители.

Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавалась из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами).

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучающий материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: "…С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поколения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделен волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом".

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. "Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мировоззрения". Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужили особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в 18 веке, и даже сегодня появятся в картоне Джакарты в запретном узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается переход "монополия"женщин в батике. Совершается переход к технике tjap-батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткань вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Вступление

Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. «Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява.

История возникновения батика

Индонезия. Остров Ява

Мастера острова Ява достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в этой стране. По одной из них техника была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой - это местная культура. Вероятно, искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастерицы, довели давно известную технику до совершенства. Примечательно, что батик издревле считался женским делом. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на Яве инструмент -- чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки - повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Исследователи считают, что батик широко распространился в XVII в., когда был изобретен именно тогда, когда стал применяться чантинг. Чуть позже появляется ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э.