Лучшие интеллектуальные игры для продвинутых компаний. Словесные игры

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе - дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Для команды «Думалогии» это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.

1. Прошлое и будущее

Условия игры:

Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Например: стул

Чем этот предмет был в прошлом?

Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

Чем он может стать в будущем?

Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры:

Представляем любой предмет и называем его составляющие

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» - составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

(от Анатолия Гина)

Условия игры:

Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Например: пластиковый стаканчик

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...

Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция - это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема - это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры:

Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Например:

Дождь полезный, потому что растут растения.

Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.

Что развивает:

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры:

Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Например: дом

Это живое?

Это сделано человеком?

Это больше тебя?

Несёт пользу для человека?

Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
  • Классифицировать. Такая игра - своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры:

Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

Например: знакомство

Как люди знакомились в древности?

Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.

Как знакомятся теперь?

На улицах, в кафе, в интернете и т. д.

Как будут знакомиться в будущем?

Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

Что развивает:

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) - как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.

7. Видное-неочевидное

Условия игры:

Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

Например: ботинок и летающий корабль

1) оба могут пахнуть;

2) оба могут взлететь;

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

4) оба могут быть твёрдыми;

5) могут быть одного цвета...

Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком... Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет - это ещё одна новая игра!

Благодарим учеников школы Думалогия и их родителей за то, что вдохновили нас на данную статью.

Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!

В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная... Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка .

Устные игры в слова для детей

Игра в горо да и не только

Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.

Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «что? » или «кто? » (стул – ложка – абрикос – слон и так далее).

Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг » стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.

Игра «Отгадай слово» — I вариант

Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла? », можно ответить: «Да, но не только из него ».

Вопросы могут быть самые разные: «Это живое? », «Оно больше кошки? », «Съедобное? », «Я его могу сейчас увидеть? » и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.

Игра «Отгадай слово» — II вариант

Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ . Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛ ЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕН ОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.

«Спой песню»

Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.

Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.

«Слова-двойники»

Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: Р ОЗА — К ОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗ А – КОР А и так далее.

«Шпионские шифровки»

Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:

Н – нарисовала

У — утром

Р – ровный

О — округлый

К — каравай

Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!

Игра в слова-антонимы

Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.

«Вот так зверь»

Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.

Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.

«Найди лишнее»

Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.

Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.

Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.

Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.

«Чей это звук?»

Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр..., ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.

«Снежный ком»

Первый человек предлагает любое слово, например, ежик . Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся . Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:

ежик проснулся и

ежик проснулся и разбудил

ежик проснулся и разбудил всех

ежик проснулся и разбудил всех зверей

Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.

Игры «Муха» и «Нофелет»

Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.

Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».

Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова

Занимательная игротека. Сценарий

Ведущий.

Шел по лесу умный гном,

Нес в руках он толстый том.

Но споткнулся умный гном,

Выскользнул из рук тот том.

«Дом в опасности, друзья!

Все спасаемся, беда!» -

Буквы бросились бежать,

Гному их не удержать.

Очень уж расстроен гном,

Не прочесть без букв гот том...

Срочно гному помоги,

В книгу буквы все верни.

Е. Арсенина

Задание 1 : найди пропавшие буквы и верни их на место, расставив по смыслу. Справившись с заданием, ты узнаешь, как называется книга умного гнома.

Ответ: «Золотая книга сказок».

Задание 2 : замени в слове букву на другую таким образом, чтобы первоначальный смысл слова изменился. Например:

Рот - пот.

Шок - сок.

Нора - нога.

Мир - жир.

Домик - сомик.

Коза - роза.

Малина - Марина и т. п.

Задание 3 : подбери такое слово, которое при замене одного слога другим приобретет совершенно другой смысл. Например:

Малыш - голыш.

Кадушка - подушка.

Кукушка - макушка и т. д.

Задание 4: замени, добавь или исключи букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «кто?»:

Рот - ...(крот).

Кол - ...(вол).

Капля - ...(цапля).

Дверь - ...(зверь).

Морока - ... (сорока).

Мак-...(рак).

Корона … (ворона).

Дом - ... (сом).

Роза - ... (коза).

Корка... (норка).

Роса - ...(оса).

Строфа - ...(дрофа) и т. д.

Задание 5 : какое смысловое значение приобретет слово, если из него вдруг исчезнет одна из букв? Вспомни сюжет одного мультипликационного фильма, в котором произошла ужасная путаница и неразбериха со значением слов. А все из-за того, что один мальчик никак не мог подружиться с буквами и словами, за что те и решили его немного проучить.

Вспомни: «в садик дверь была закрыта, а теперь она зарыта». Или: «мальчик был когда-то Колей, а теперь зовется Олей».

Придумай свои примеры:

крот - рот;

гастроном - астроном;

шпион - пион;

маленький - аленький и т. п.

Задание 6 : поставив буквы в правильном порядке, попробуй разгадать зашифрованное послание. Что завещал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин своим потомкам?

Ответ: «Чтение - вот лучшее учение».

Задание 7: общеизвестно, что восток славится не только своими сладостями, прекрасными тканями и удивительными сказками, но и мудрыми изречениями и пословицами, содержание которых доступно пониманию и толкованию только «мудрейшим из мудрейших», «достойнейшим из достойнейших»...

Попробуй свои силы - объясни смысл данных восточных изречений и пословиц. Успешно справившись с заданием, ты можешь гордиться собой - ты стал одним из достойнейших мудрецов:

Однажды разумно мудрый заметил -

У добрых родителей добрые дети.

Приобретая новых друзей,

Дружбе будь верен старой своей.

Ученье, знание и труд

По жизни рядышком идут.

Прекрасен садовник работой своей,

Песней прекрасен в саду соловей.

Не важно, что имеешь,

Важнее, что умеешь.

У русского народа есть не менее мудрые пословицы и поговорки, некоторые из них схожи по смыслу с восточными. Вспомни их. (Яблоко от яблони недалеко падает. Старый друг лучше двух новых и т. п.)

Задание 8. «Словесная дуэль». Два соперника начинают свой интеллектуальный поединок: они «стреляются» словами на определенную букву. Например: один говорит пистолет, другой - паркет и т. п.

Тот считается побежденным, у кого запас слов иссякнет. Право первым начать «дуэль» и какой буквой «стреляться» решается жеребьевкой.

Задание 9 . Тест на внимательность и сообразительность. Прочитай отрывок небольшого рассказа, который имеет потайной смысл. Попробуй догадаться, какой?

«...Сегодня всем ученикам пришлось остаться дома. По радио передали, что из-за сильного мороза занятия в школе отменяются на целых три дня.

Ура! - воскликнул я и сразу позвонил моему другу Ваське. Но к телефону подошла его мама:

Рома, Василек заболел. У него сильный кашель...

Все ясно, подумал я, это все из-за мороженого. Эх, кабы знать, что занятия отменят! Дело в том, что сегодня должна быть решающая контрольная по математике. Л у Васьки и так двойка с тройкой спорят, не математический склад у него ума, что тут поделаешь! Но попробуй объяснить это нашей математичке. Лилия Петровна- человек суровый. Не в ладах с математикой, значит, человек ты конченный - лодырь и лоботряс. «Два» в журнал и маму в школу. Вот Васька и решил перестраховаться, вчера после уроков три эскимо и два пломбира съел. С больного что возьмешь? Ему покой и положительные эмоции необходимы.

Что ж, надо морально поддержать друга. С кульком его любимых ирисок и книжкой про шпионов я поднялся к Ваське. Он жил в моем доме, двумя этажами выше. Дверь мне открыла Васькина младшая сестра, между прочим, на редкость вредная девчонка. Она была в одном башмаке.

Привет, - сказал я и спросил, кивая на ее ноги - Л второй где, потеряла что ли?

И ничего не потеряла! Второй надеть не успела, тебе дверь открывала! Мама на работу ушла. Васька болеет. Выпалив все это на одном дыхании и успев при этом показать мне язык, Ритка тут же ускакала в свою комнату.

Васька встретил меня вымученной улыбкой, лежа на кровати. Молча кивнув в знак приветствия, я положил ему на кровать ириски и книгу.

Васька, пора принимать лекарство! - со взрослыми интонациями в голосе важно произнесла Ритка. Она уже успела обуться и теперь держала в руках стакан с отваром шиповника. - Ты должен выпить этот напиток, а иначе не выздоровеешь, так мама сказала. А маме сказала бабушка Люба, она у нас в Астрахани живет - эти слова уже предназначались мне. - Мама позвонила бабушке и сказала, что Васька заболел, а бабушка сказала маме...

Слушай, Ритка, уйди, а? - просипел вдруг Васька - /Дай хоть поболеть спокойно....».

Отрывок из рассказа Е. Арсениной «Не повезло».

Вопрос: Сколько цветов можно обнаружить в предложениях? Озаглавь рассказ. Придумай свою версию окончания рассказа.

Ответ: В рассказе упоминается семь цветов: василек, лилия, ирис, пион, мак, шиповник, астра.

Задание 10 . Поиграем в слова. Подбери такие слова, которые легко рифмуются друг с другом и почти одинаково звучат, но... Стоит убрать из слова всего одну лишь букву или заменить ее на другую - получается... Что может получиться, вы сейчас услышите:

Щиплет травку КОЗА,

Рядом дуб, на нем КОРА.

По коре ползет Оса,

На лугу блестит РОСА.

А в руках мужика Весело звенит КОСА...

Попробуй продолжить, зарифмовав, к примеру, такие слова, как нора-нога-рога и т. д.

Задание 11 . Даются через запятую слова. Расставь их по смысловому порядку так, чтобы получилась скороговорка: вороны, из-за, две, спозаранку, баранки, подрались.

Две вороны спозаранку

Подрались из-за баранки.

Задание 12 . Найденный во время археологических раскопок старинный пергамент, которому, по мнению историков, более трехсот лет, подвергся тщательному и доскональному изучению и анализу. «Таинственный свиток мог принадлежать одному из волшебников», - в один голос заявили ученые - археологи, историки и филологи.

Прочти написанное и ответь на вопрос: почему ученые мужи пришли к такому выводу?

Ответ: В древнем документе начертаны такие «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «простите», «здравствуйте» - читай справа налево.

Задание 13: прочитай начало стихотворения Е. Арсениной «Нелепая история».

За окном, на стекло

Прилепилась мошка.

Улетай-ка поскорей,

Раздавлю ведь, крошка!...

Попробуй продолжить стихотворение, заменив слово «прилепилась» на «испугалась», добавив «я стучу»...

По стеклу я стучу:

«Улетай - раздавлю!»

Испугалась крошка,

Улетела мошка...

Казалось бы, что история с мошкой закончена - она улетела, стихотворение закончилось. Однако попробуем домыслить, какие последствия могла бы иметь для автора данного стихотворения встреча с маленькой безобидной мошкой.

Задание довольно трудное, поэтому вот вам небольшая подсказка: в уютной кухне перед окном, на столе вкусный завтрак. Автор, приготовившись было подцепить вилкой толстенькую ароматную сардельку, вдруг замечает на стекле приоткрытого окна маленькую козявку, снующую взад-вперед.

А так как наш автор, как и полагается быть всем авторам на свете, очень нервный (хотя и очень добрый) человек, страшно не любит, когда во время еды перед его глазами что-то мельтешит. Согласитесь, это сильно отвлекает от вкусной, сочной сардельки... просто портит аппетит! Так вот, автор со вздохом кладет свою сардельку обратно на тарелку и старается путем «мирных переговоров» убедить мошку покинуть его окно.

Как вы уже поняли, мошка оказалась довольно упрямым насекомым. Для того чтобы она улетела, автору пришлось настойчиво и продолжительно стучать по оконному стеклу. Облегченно вздохнув, что конфликт с упрямицей обошелся без рукоприкладства (наш автор за свою долгую жизнь и мухи не обидел, поэтому ни за чтобы не простил бы себе смерть маленькой беззащитной козявки) автор возвращается к своему нетронутому и слегка подстывшему завтраку с целью продолжить трапезу... но... не тут-то было... На столе остались лишь пустые тарелки и вилка. Вкусная, сочная и такая аппетитная сарделька, а вместе с ней сыр и колбаса бесследно исчезли! Испарились! Почему, как вы думаете? Что произошло дальше? Попробуйте самостоятельно домыслить и развить сюжет. ..

А сейчас послушайте, как описывает дальнейшие события злосчастного утра сам

Пока стоял я у окна

И наблюдал за мошкой -

Бесследно завтрак вдруг исчез

В желудке моей кошки!!!

Мой завтрак!

Съеден был!

Коварной толстой кошкой!

Сарделька, сыр и колбаса

Исчезли вмиг и без следа!

Схватил я тапку сгоряча,

Чтоб наказать воришку.

Но кошка, радостно урча,

Дала такого стрекача...

Виновных нечего искать,

Готов я честно вам сказать:

Не увлекись я мошкой,

Не обворован был бы кошкой...

Согласитесь, чем не детективная история: мошка в роли отвлекающего соучастника преступления, в роли жертвы несчастный автор, оставшийся без своего завтрака, и коварная авантюристка- кошка. Последней явно повезло: не только позавтракала за себя и за своего хозяина, но и избежала при этом хорошей трепки.

Ребята, как вы думаете, кто в действительности виноват во всей этой истории: сложившиеся обстоятельства, автор, мошка или кошка? Какие воспитательные меры, по вашему мнению, необходимо применить к вороватой кошке?

Творческие задания.

1. Озаглавьте стихотворение.

2. Если вы любите рисовать, умеете пользоваться красками - проиллюстрируйте данный сюжет.

Устные игры в слова – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. Для малышей это прекрасная возможность запомнить буквы, потренировать память, расширить словарный запас. Начните с самых простых устных игр : слова по цепочке, слова с общей темой. Ребенку постарше придутся по душе: предложение - история, тренировка памяти.

Слова по цепочке

Первый игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).

Слова с общей темой

Сначала выбирают тему, например, имена, или растения, или одежда. Первый игрок называет первое слово, соответствующее теме, затем тоже самое делает и второй игрок. Повторять слова нельзя. В качестве темы для такой устной игры можно взять: «слова на букву «А»».

По полслова

Эта устная игра проходит динамичнее и увлекательнее, если задействовать в ней мячик. Игроки встают друг против друга или в круг, если их много, тот, у кого мячик, произносит первую половину слова и бросает мяч следующему игроку. Тот должен закончить слова и поймать мячик. Например, первый произносит «паро-», а второй быстро договаривает «-воз».

Антонимы

В этой устной игре один называет слово, а второй подбирает к нему противоположное по смыслу: кислое – сладкое, большой – маленький, черный – белый, яркий – бледный.

Что лишнее

Первый из игроков называет несколько слов, все кроме одного из них объединены общим смыслом. Второй игрок должен назвать лишнее слово. В самом простом варианте этой устной игры вопрос может звучать так: «Что лишнее: ромашка, роза, одуванчик, бабочка?»

Предложение - история

Такие устные игры могут стать возможностью для того, чтобы придумать целую сказку. В самом простом варианте первый игрок произносит слово, второй «присоединяет» к нему следующее по смыслу, так строится длинное предложение. После которого можно начать и следующее, логически его продолжающее. Например:

Рыжий кот.

Рыжий кот умывается.

Рыжий кот умывается лапой.

Рыжий кот умывается лапой и щурит.

Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза.

Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.

Тренировка памяти



Словесная игра
- игра с полным отсутствием материального компонента, происходящая исключительно путём речевого взаимодействия игроков, действующих по оригинальному своду правил.


1. Ассоциации

Суть игры:

Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы - с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., - чтобы понять, кто загадан.

Вопросы могут быть самые раз­ные - это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации - дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу­читься, принято давать угадывающему две или три попытки.

Количество игроков:

Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант "ассоциаций" - это все же герметичная игра.

2. Игра в "П"

Суть игры:

Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, - но пользоваться он может при этом только словами на букву "п" (любыми, кроме однокоренных). То есть слово "дом" придется объяснять, например, так: "построил - проживаю".

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: "постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…" И под конец добавить, например, "Периньон" - по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то ведуще­му пригодятся комментарии типа "примерно", "приблизительно", "почти пра­вильно" - или, в противоположной ситуации: "плохо, подождите!". Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему - тот становится следующим ведущим.

Количество игроков:

3. Say the Same Thing

Суть игры:

На счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих - с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.

Предположим, что первый игрок сказал слово "дом", а второй - слово "колбаса"; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут "магазин". Но если один скажет "магазин", а другой - "холодильник" (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя - ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до "рефрижератора" или "Икеи". Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, "бордюр" и "невесомость"), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Количество игроков:

Бодрая и быстрая игра для двоих.

4. Характеры

Суть игры:

Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли­чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ­ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть "ъ", "ы" или "ь", не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером - задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.

Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово "старик" и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй - терпеливым, третий - авторитарным, четвертый - радушным, пятый - игривым и шестой - коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов - компания "проживает" свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.

Единственное условие - как только ведущий произнесет верный характер - например, угадает ко­варного - тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове "старик" - шестой).

Количество игроков:

Идеальное количество игроков в этой игре - от 4 до 10 человек.


5. Узнай песню

Суть игры:

Ведущий удаляется, а остав­шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова - каждому по слову. Например, загадана песня "Пусть всегда будет солнце": одному игроку достается слово "пусть", второму - "всегда", тре­тьему - "будет", четвертому - "солнце". Ведущий возращается и начинает задавать вопросы - самые разные и неожиданные: "Твой любимый город?", "Куда впадает Волга?", "Что делать и кто виноват?". Задача отвечающих - употре­бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.
Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.

Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, "Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро" или "Волга - в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное".

Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Количество игроков:

Игра для компании от 4 человек.

6. Наводка

Суть игры:

Первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще­ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме - нарицательные существи­тельные; однокоренные слова использовать нельзя).

После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, - и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.

К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой - C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово "старик". Игрок C вслух говорит своему партнеру D: "возраст". Если D сразу отвечает "старик", то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, "юность", то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом "возраст", предложенным C (но отбро­сив не относящуюся к делу "юность" от D), говорит своему партнеру B: "возраст, мужчина". Теперь B, вероятно, угадает старика - и очко уже зарабо­тает его команда с A. Но если он говорит "подросток" (решив, что речь о воз­расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет "возраст, мужчина, восьмидесятилетие", и уж тут, вероятно, "старик" будет угадан.

В одном из вариантов игры разрешается также "кричать": это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится.

Играют обычно до пяти очков.

Количество игроков:

Игра для 4 человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре).

7. Контакт

Суть игры:

Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных - отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего - как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове.

К примеру, загадано слово на букву "д". Кто-то из игроков задает вопрос: "Это случайно не место, где мы живем?" Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать "Нет, это не дом" (ну, или, если это и был "дом", честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду "дом", то говорят: "контакт" или "есть контакт", и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово.

Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали "дом", ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы "д" + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант.

Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, - поэтому вопрос про "дом" лучше звучал бы как "Это не там, где восходит солнце?" (с отсылкой к знаменитой песне "Дом восходящего солнца" группы "The Animals").

Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Количество игроков:

Простая игра, в которую можно играть компанией от 3 человек.

8. Любимая буква

Суть игры:

Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего - задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет "Раз-два-три", он выбывает из игры, и вызывается следующий участник - он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так - пока игра не надоест.

Пример:

Как тебя зовут?

В какой стране ты живешь?

В России

Твой любимый овощ?

Какой фильм ты смотрел вчера?

Ромео и Джульетта

Твой любимый писатель?

Ремарк

Количество игроков:
любое.

9. Две последние буквы

Суть игры:

Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.

Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.

Пример:

1-й игрок: "Мячик"

2-й игрок: "Ее намазывают на бутерброд" (икра)

3-й игрок: "Когда его варят, он становится красным" (рак)

4-й игрок: "Он выступает в цирке" (акробат)

5-й игрок: "Человек, отрицающий существование Бога" (атеист) и т.д.

Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя.

Количество игроков: любое.

Суть игры:

Ведущий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: "Где вы сегодня проснулись?", "Чем вы едите суп?", "Какое сегодня число?" и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной.

Допустим, что запрещенной является буква "о". Тогда на вопрос водящего "Где вы сегодня проснулись?" нельзя ответить "в кровати" - придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы "о". Например, можно сказать: "На диване". Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится ведущим и игра начинается сначала.

Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну - гласную, другую - согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.

Количество игроков: любое

Литература и источники