Занятие в предшкольной группе по обучению грамоте: "Предложение". Урок по обучению грамоте в предшколе на тему: Звук А. Буква А

Тема: Согласные звуки /п/-/п, /, буквы П, п.
Цель: - познакомить со звуками /п/-/п, /, обозначение их одной буквой П;
- упражнять в умении читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; понимать их значение;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: компьютер, м/ф «Боцман и попугай», мягкая игрушка, магнитная доска, двойные прямоугольники с буквой г.
Билингвальный компонент: походить – жүру, полетать - ұшу, попрыгать - секіру, потанцевать - билеу.

Ход занятия
Организационный момент.
- Сәлеметсізбе, балалар. Отырындар.
Начинается занятие,
Оно пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим цветом, и вы узнаете, какое занятие сейчас будет.
ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ
- А для чего нужно это занятие? (чтобы учить звуки и буквы, учиться читать слова и предложения). Сегодня, мы продолжим учиться на нашем занятии.
Формирование новых знаний.
- К нам в гости прилетел гость из дальних жарких стран – Попугай. Он узнал, что вы научились различать мягкие и твёрдые звуки. Он собрал картинки, в названиях которых встречаются звуки /б – б/, /п – п/ и принёс вам. Проверьте, какие слова начинаются на мягкие согласные, а какие – на твёрдые. Если слова начинаются на твёрдый звук, то встают ребята первого ряда, если на мягкий звук – второй ряд.
Показываю предметные картинки – дети определяют звук (бегемот, баран, бусы, белка, подушка, поросёнок, птица, петушок, пирог, пять)
- Теперь Попугай предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко», а отгадки вы должны найти на картинках, которые он принёс.

Я – хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны …(подушка-жастық)

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это … (поросёнок- торай)

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица-қүстар).

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?... (петушок-әтеш)

Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый … (пирог- самса).

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (пять - бес)

Ребята, Попугай просит вас выделить первый звук в словах: подушка, поросёнок, птица. (звук /п/ - твёрдый);
- А в словах петушок, пирог, пять? (звук /п/ - мягкий согласный).
- Что мы можем сказать об этих звуках? (согласные звуки, т.к. их нельзя петь, воздух встречает преграду; глухие, т.к. не чувствуем дрожи в горле, когда кладём пальцы на горло; могут быть твёрдые и мягкие).
- Мы с Попугаем приготовили для вас небольшой отрывок из мультфильма, который вы должны внимательно посмотреть, а затем назвать слова в которых встречаются звуки /п – п/. Будьте внимательны.

Просмотр отрывка из мультфильма «Боцман и попугай» (от начала 05 мин. и до 07.12с)
(посмотрел, потянулся, пианино, пол, паркет, приседания, полизал, пылесос, упал, перо, шляпа, прыгнул, полетел).
- Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели мультфильм.

Физминутка.
Попугай – очень подвижная птица. Он любит походить – жүру, полетать – ұшу, попрыгать - секіру, а также он любит танцевать - билеу (дети вместе с попугаем выполняют движения)

Знакомство с буквой П.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки /п/-/п, /. Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву Г. (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Г).
- Раскроем её и увидим, что она превратилась в неизвестную нам букву П. На что она похожа?
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
(В.Степанов)
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись –
Подойди да подтянись.
(А.Шибаев)

Чтение слогов и слов (на каждой парте набор слогов и слов, которые дети читают хором)
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
ПАП ПОП ПУП ПЭП ПИП ПОЛ
ПА-ПА ПИ-ЛА ПОЛ-КА ЛИ-ПА ПУ-ШОК
У па-пы пи-ла.
Па-па пи-лил.
Он де-лал пол-ку.

Закрепление изученного.
- Ребята, с нашим другом случилась беда. Он всё перепутал: ему нужно соотнести слово и картинку. Давайте ему поможем (на магнитной доске закреплены листы с изображением предметов, а детям раздаются полоски бумаги, на которых написаны слова. Они должны прочесть слово и с помощью магнита прикрепить его к нужной картинке).

ЧИП
ПА-ПА
ПАС-ТА
ПИН-ГВИН
ПУП
ЧЕ-РЕ-ПА-ХА
ПУМ-БА
ПЕШ-КА
ПА-РО-ВОЗ
ПЁ-СИК
ПЯ-ТА-ЧОК
ПУШ-КА
ПЧЕ-ЛА
ПТИ-ЦА
ПО-ПУ-ГАЙ
ПЕ-ТУХ
ПО-НИ
ВИНИ - ПУХ

Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня с вами хорошо поработали. Что мы делали? (учились определять звуки, рассуждали, развивали своё внимание, учились читать) С какой новой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает?
Давайте попрощаемся с нашими гостями и с Попугаем. (Сау болыныз). На последок Попугай просит вас поиграть с ним в игру, название которой тоже начинается на звук п – прятки. Найдите в группе его фотографию и получите задание, которое вы должны выполнить.

Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму

на тему «Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в. »

в классе предшкольной подготовки

Ярмак Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Любимовская НСШ

Тема: Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в.

Тип занятия: Повторение пройденного материала.

Вид занятия: Интегрированное занятие. «Путешествие в страну Здоровье.»

Цель: Знакомство детей со звуками (В)- (В\) и буквами В, в.

Задачи: 1.Упражнять в звуковом анализе слов, умении составлять модели;

3. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: Карточки на доске « Согласные буквы В,в.». Магнитофон.

Игра: «Доскажи словечко». Сказка Г Юдин. «Мыша-водолаз». «На что похожа буква» стр 37 В В Волина «занимательное азбуковедение», Приключение буквы «Наш друг Пишичитай». Е. Агронович

Индивидуальные карточки со словами. Слова на доске: Вдох- вход

Коля- яолк-яол-волк-вол; Задание веселого карандаша: Образцы букв, элементы букв, рисунки. Карточки «Солнышки». Карточки с рисунками воробья и вороны, модели слов, цветные карандаши. Картинка: поезд, Картинка: вертолет.

Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы: Словесный, наглядный.

План занятия

    Организационный момент. Путешествие в страну Здоровье.

    Актулизация раннее изученного материала. Станция№1 «На что похожа буква»

Работа по теме занятия.Станция№2 «Сказочная»

    Физминутки.Станция№3 «Приключение буквы. Наш друг Пишичитай».

4. Самостоятельная работа. Станция №4 «Сделай сам»

5.Звукобуквенный анализ слов « Воробей», «Ворона» станция№5 «Доскажи словечко»

6. Рефлексия

7. Итог занятия

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие- «Занятие путешествие».

Мы с вами отправимся в страну «Здоровья» . для путешествия нам понадобятся знания и умения, приобретенные на занятии по подготовке к грамоте и письму.

Путешествуя по стране, вы сможете показать чему мы научились, как умеете читать слоги, слова. Путешествовать мы будем с доктором Айболитом.

Айболит: Здравствуйте, ребята! Все хотите быть здоровыми и грамотными?

Дети: Да.

Айболит: Сегодня путешествуя, мы научимся играя, выполнять режим дня.

Вы покажете, как читаете слоги, слова, предложения.

На занятии прошу быть внимательными и активно мне помогать.

Ваше активное участие на занятии сегодня необходимо, работайте дружно и хорошо.

2.Актулизация раннее изученного материала.

А)Оценивать ваши ответы мне поможет Доктор Айболит.

У него будут карточки. Если ответ правильный, то солнце на картинке будет улыбаться.

Если вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко ваше спрячется за тучку.

Но если ответ будет неверным, на картинке появится грозная туча.

Но я надеюсь, что это не случится.

Итак, готовы? В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь.

Девизом нашего путешествия будут такие слова:

«Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

Звучит музыка «Голубой Вагон» .

В) станция №1 «На что похожа буква».

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы В.

Читает: 1.Словно букву в

Алена

Держит

Трубку телефона. (В. Степанов)

2. вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки! (Г. Виеру)

3. Вот буква В

Видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

Воспитатель: Молодцы, все узнали букву В.в.

С) Фонетическая зарядка: Назовите имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Ваня, Вася, Вова, Владислав, Вадим, Валя)

(Айболит раздает карточки «Солнышки»)

Д) Воспитатель: на остановке № «Сказочной» сейчас вы услышите сказку.

В этой сказке нужно будет запомнить слова со звуками (В)-(В/).

Мыша- водолаз. Г. Юдин.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, чтобы через нее дышать, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. « Ну пора всплывать,»- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Ну что делать?» - в отчаянии думал «Водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.

Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив

Водоворотом бедного «Водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «Водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку….

Ребята называют слова: Водолаз, валерьянка, ванна, время, вода, выдумка, веревка итд…

(Айболит раздает карточки «солнышки».)

Воспитатель: Ребята, большую часть дня вы проводите в школе, за столами.

Чего мы должны остерегаться?

Дети: Нарушения осанки, искривление позвоночника.

3 Работа в азбуке- тетради.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете держать свою осанку при письме.

Дети печатают букву В,в по образцу.

Пишут элементы буквы в, выполняют задание веселого карандаша. (Штрихуют рисунки, копируют)

Воспитатель объясняет воспитанникам как следует сидеть, работать с тетрадью.

Ребята, чтобы хорошо работать на занятии, необходимо соблюдать правильно режим дня. Во время вставать, делать зарядку, завтракать, обедать, ужинать, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и готовиться ко сну. Девиз занятия: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Давайте подвигаемся, чтобы немного отдохнуть.

Физминутки (Проводит воспитатель и доктор Айболит)

Зарядка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (Ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (Руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать. (10 прыжков).

Лошадка.

(Упражнение для рук).

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок- чок-чок, чок- чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

4. А сейчас ребята отправляемся в путешествие дальше, мы отправляемся на станцию №3к нашему другу.

Наш друг Пишичитай очень любит приключения.

(Е. Агронович)

«Наш друг Пишичитай».

Однажды мальчик Коля сидел и от нечего делать выдумывал новые слова, переставляя в них буквы, как ему вздумается. Вместо Коля сделал Яолк.

Вдруг появилась Опечатка – королева всех испорченных букв, которая обожала уродливые, корявые, дырявые слова лучше любых сладостей.

Она обрадовалась слову- уродине и приставила к слову Яол рога из буквы К и поторопилась забрать понравившееся ей словечко к себе в замок.

Но тут подоспел волшебник Пишичитай, и они помчались вместе с Колей в погоню, прихватив с собой вместо ружья и сабли букву В.

Хозяйка встретила их на крыше своего удивительного дома- книжки- песней:

Тут владенья Опечатки,

У меня свои порядки,

Все по- моему идет.

Здесь при встрече

Со словами

Их читают вверх ногами

Или задом наперед.

Из владений Опечатки

Удирайте без оглядки,

Тут никто вас не спасет.

Скоро вы начнете сами

Бегать- прыгать вверх ногами

Или задом наперед.

На заборе замка надпись: Вдох.

Ребята, давайте поможем друзьям войти, но для этого надо переставить буквы так, чтобы получилось нужное слово. Правильно- Вход.

« Застежка « открылась, друзья вошли в дом- книгу. Тут были странички из разных книг, где попадались опечатки. На картинке Пишичитай заметил одного из Колиных слов- уродцев с рогами (помните?)

«Его-то нам и нужно!»

И вдруг, свирепо рыча, Яолк бросился на Колю. «Бей его новой буквой В, она разбила Я и сама встала на ее место,

И получилось..(Что получилось, ребята, какое слово? Правильно Волк.)

Мальчик даже испугаться не успел, как пред ним предстал волк и отдал ему честь, как верный солдат, и они все вместе пошли искать еще одного уродца. И вдруг оно само, ревущее чудовище, опустив могучие рога, появилось перед ними.

Волшебник был прижат этим словом ЯОЛ к стволу пальмы, он едва прохрипел: «Новой буквой его» Страшно было, но Коля подбежал к рогатой голове и ударил по ней буквой В Буквы К (Рога) и Я отлетели и на их место встала буква В, получилось слово…

(Какое слово получилось, ребята? Правильно Вол.)

Новое слово без ошибки, хотя и с рогами, но доброе

Это всегда так,- сказал Пишичитай, - слово с ошибкой враг, а без ошибки-друг. И от нечего делать нельзя коверкать слова, надо говорить их правильно и много читать!!!

(на доске записаны слоги:Вы,во,ва, ву, ве, ев,ов,ув;

Слова: волк, воля, вода, валик, вилка, ведро, дети читают)

Станция № 4«Сделай сам»

5. Самостоятельная работа детей.

На индивидуальных карточках ребята самостоятельно читают слова и рядом их печатают.

Карточка №1

Прочитай слова и напечатай.

Врач

Время

Ветер

Вода

Ведро

Карточка №2

Воробей

Волны

Вьюга

Вишня

Велосипед

Карточка №3

Вагон

Василек

Ванна

Верблюд

Варежки

Доктор Айболит контролирует работу воспитанников и вручает «Солнышки» за проделанную работу.

Станция №5 «Доскажи словечко»

6. Воспитатель проводит игру: «Доскажи словечко».

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей1

Я бывалый (воробей)

Окраска сероватая,

Повадка –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона

Это (Ворона)

Воспитатель с детьми проводит звуковой анализ слов «Ворона «, «Воробей»

Какой первый звук в слове (Ворона) ?

Работа в карточках с картинками и моделями слов.

Артикуляция звука. Характеристика звука (звук согласный, звонкий, произносится с голосом, может быть твердым и мягким)

Определение места звука в словах, выделение его в схемах под картинками.

(Айболит вручает «Солнышки» детям и читает стихотворение

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Казахстанский (вертолет)

Воспитатель: Мы садимся в вертолет и полетим домой

(Инсценировка под музыку дети «летают по классу и приземляются на стульчики»

Вот мы и дома,ребята.

Рефлексия.----

1 группа детей ответит на вопрос, почему девизом нашего занятия были взяты слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Ответы воспитанников.

Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье, чтобы принести пользу своей стране, семье.

2 группа детей укажет на факторы, разрушающие здоровье? (Не соблюдение режима дня, невнимательность на занятии, плохое настроение)

3 группа детей расскажет при каких условиях улучшается здоровье (Дружба с о спортом, прогулки на свежем воздухе, зарядка, физминутки)

Итог занятия.-----

Понравилось ли вам занятие путешествие в страну «Здоровье»

Дети: да. На занятиях нужно сидеть правильно, нам нужно остерегаться нарушения осанки, искривление позвоночника.

На занятии мы двигались и играли, проводили физминутки, чтобы быть здоровыми и выносливыми.

Что нового для себя вы узнали на занятии?

Мы узнали много слов на звук (В)-(В/);

Читали с другом Пишичитаем слова, узнали что нельзя коверкать слова, надо говорить правильно и много писать и читать.

Мы запомнили имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Вова, Валя, Вася)

Мы печатали буквы В, в, учились работать по карточке, печатали слова по образцу.

Кто пришел к нам на занятие?

Доктор Айболит.

Поднимите все свои солнышки, которые вы получили на занятии за правильные ответы.

Посмотрите, как светло стало в нашем классе.

Мне было очень интересно с вами работать.

Большое спасибо.

Использованная литература:

1. Методическое пособие Т.С. Идилова. О.Б. Петрова;

2. В.В. Волин «Занимательное Азбуковедение».

Дата: Грамота.

Тема: «Звук [а]. Буквы А, а»

Цель:

    учить выделять звук [а] в словах, находить его место (начало, середина, конец слова);

    дать понятие «гласный» звук;

    дифференцировать понятия «звук» - «буква»;

    познакомить с правилом написания большой буквы;

    совершенствовать навыки слого-звукового анализа, постановки ударе ния;

    закрепить знания о предложении;

    развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические выводы.

Ход занятия

1. На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит,

Это доктор... (Айболит).

По сюжетному рисунку составляется рассказ про Айболита, который лечит животных. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: Под каким деревом сидит доктор? Какая птица нарисована рядом? Какие цветы растут под деревом?

    Что записано под рисунком? (Предложения)

    Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят раз
    личные знаки препинания.) Предложения должны произноситься с разной
    интонацией.

    В каких случаях люди произносят эти предложения? (Дети разыгрывают
    по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.)

Из составленного рассказа выделяется предложение, состоящее из трех слов, например: Айболит вылечил верблюда. Это предложение соотносится со схемой, которую воспитатель чертит на доске. Какое слово первое? Айболит. Второе? Вылечил. Третье? Верблюда.

П. 1. С какого звука начинается имя доктора? (Со звука [а])

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)

    Вот и первое задание от нашего доктора, а за каждый правильный
    ответ доктор дает витамин. Кто хочет быть здоровым и получить витамины?
    (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Вита
    мин А».)

    Назовите картинки, которые вы видите. (Овца, коза, аисты)

    Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов
    можно исключить слово аисты. Аисты ~ это птицы, а овца и коза - домашние
    животные. Слово аисты обозначает много предметов, а слова овца и коза - один
    предмет. В слове аисты ударение падает на первый слог, а в словах овца и
    коза - на второй. В слове аисты пять звуков, а в словах овца и коза по четыре
    звука. В слове аисты три слога, а в словах овца и коза по два.)

2. Артикуляция звука. Произнесите слово аисты. Назовите первый звук:
[а]. Произнесите несколько раз звук [а]. Когда мы произносим звук [а], то рот
широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом.
Воздушная струя не встречает на своем пути преград. Звуки, которые произ носятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Квадратики в звуковых схемах, которые обозначают гласные звуки, будем обо значать красным цветом.

3. Характеристика звука. Звук [а] - гласный. Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а]. А вот и наш любимый доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом - лечит зверей. Вот и еще одно задание от нашего доктора. Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки ребят. Произнесите названия животных, в которых есть звук [а], обведите.

III . 1. С каким звуком мы сегодня познакомились?

( Со звуком [а].) Я вам покажу знак-букву, которым обозначается звук [а]. (Показ буквы)

- Чем отличается звук [а] и буква А? Звук мы сказали, т.е. произнесли и
услышали, а букву написали и увидели. Звуки мы слышим и произносим, а буквы
мы видим и пишем.

Физминутка «Аист».

2. Анализ образа буквы «А, а» - печатная, двух видов: большая и ма ленькая. Для чего нужна большая буква? С большой буквы пишутся имена и фамилии людей. Первое слово в предложении также пишется с большой буквы (поэтому мы обозначаем его прямоугольником с черточкой).

IV . 1. Рассмотрите подпись под рисунком (с. 24). Прочитать гласные
буквы, это значит, надо их назвать. Индивидуально и хором читают предложе
ния А-а-а! А-а-а. Объясняют их смысл и находят нужную интонацию. (Айболит
просит зверей открыть рот и произнести: «А-а-а!». У акулы болят зубы, и она
произносит монотонно «А-а-а. А-а-а.»)

2. А как он лечит зверей? (Дает лекарство и витамины.) Кто хочет быть здоровым, должен получать витамины. А вы знаете, какой витамин очень полезен для глаз и укрепляет зрение? Это витамин А. А где его можно найти, давайте посмотрим на рисунки (арбуз, ананас, абрикос).

- Как назвать одним словом? (Фрукты)

3. Вот и следующее задание от нашего доктора:

    Соедините рисунки со звуко-буквенными схемами.

    Сколько слогов в каждом слове? (Дети выделяют в тетради.)

    В каждом ли слоге есть звук [а]?

    Поставьте ударение в словах.

    В каких словах слог со звуком [а] является ударным?

    Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих
    страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквы.)

    По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше
    и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а
    пока вместо них стоят пустые клеточки.

    Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова
    II даже встречаться в слове несколько раз.

V . Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.

    Раскрасить картинку.

2.Чтение стихотворения В. Измайлова «Как появились буквы».

3. Печатанье букв А, а в тетради. Преподаватель рассматривает с деть ми букву, спрашивает: Сколько элементов в большой букве? (Три) Какие 1ИСМЦНТЫ? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна- короткая.) Сколько элементов в маленькой букве? (Два) Какие элементы? (Прямая с закруглением вверху и внизу, овал.)

4. Выполнение логических заданий.

VI . Итог:

    С какой буквой познакомились? (А)

    Какой звук обозначает гласная буква А? (Гласный звук [а])

    Чем отличаются звуки и буквы?

    Придумайте слова со звуком [а] в начале (середине, конце).

Айслу Ахметова
Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки [Т] - [Д]. Буквы «Т - Д»

Программное содержание .

Образовательные задачи.

Продолжать учить детей делать звуко - слоговой анализ слов, составлять из слогов слова; закреплять умение выявлять различия в звуковом составе слов , знание букв ; закрепить понятие о буквах и звуках , гласных и согласных, мягких и твердых.

Развивающие задачи.

Развивать слухо - речевую память, фонематическое восприятие и фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : воспитывать внимание, активность.

Форма проведения : игра-путешествие.

Оборудование и материал : оформление группы по мотивам сказки “Гуси-лебеди” (печка, яблоня, речка, избушка, иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”, магнитная доска, мультимедиа.

Ход занятия:

1. Мотивационно - побудительный момент.

Психологический настрой. Игра «Дрозд»

2. Организационно- поисковой момент.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки) . Давайте ее вспомним.

“Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети : Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель : Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Воспитатель : Дети, хотите помочь девочке? (Да)

Воспитатель берет из печки “пирожки” и читает вопросы.

Задание 1.

Вопросы :

Из чего состоят слова? (Из звуков )

Чем отличаются короткие слова от длинных? коротких словах мало звуков ) . Назовите короткие, длинные слова. (Дом, кот, телефоны, прибежали) .

Чем отличаются звуки от букв ? (Звуки только слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем .

На какие две группы делятся звуки ? (На гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? Назовите гласные и согласные звуки .

Воспитатель : Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка ей дала подсказку букву Ш . Как только девочка соберет все подсказки, она сразу узнает, куда гуси-лебеди унесли её братца.

Дети : “Бежит девочка, видит : стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца”.

Воспитатель : А яблоня ей в ответ : “Я скажу, если ты ответишь на мои вопросы и выполнишь задания”. (Воспитатель срывает яблоко и читает вопросы)

Задание 2.

Вопросы :

У вас есть друзья. Гласные и согласные звуки тоже дружат . И когда они собираются вместе получается слог. Сейчас послушайте задание : нужно прочитать слоги, слова.

(работа у доски)

Воспитатель : Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке получить вторую подсказку. Это слог ИЗ.

Физминутка

Воспитатель : Вот пора нам вставать, путешествие продолжать!

А на полянке девочка нашла еще одну подсказку. Это слог КА.

Воспитатель : А речка говорит : “Помогу, если правильно соедините предмет с соответствующей буквой » (работа в группе ) .

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка дала ей подсказку БУ.

Задание 4

Итак, девочка собрала все подсказки, давайте попробуем разгадать, где же её братец, собрав из слогов слово. (Избушка) .

Теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки.

Задание 5.

Давайте поможем девочки их открыть, а для этого нужно разгадать ребусы, сделать звуковой анализ этих слов (работа в азбуке-тетради)

Дети проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом, выставляя квадратики на магнитной доске в соответствии со звуками в слове . По ходу выполнения педагог уточняет, какие звуки встречаются : согласные или гласные, твердые или мягкие.

Рефлексивно-корригирующий момент.

Воспитатель : Вот и помогли мы спасти девочке братца. Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте . Занятие окончено .

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н"» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н"» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

НОД по обучению грамоте «Звуки [п] [б]. Буквы Пп Бб» Закрепление знаний о механизмах организации звуков[п] [б].Активизация словарного запаса на звуки[п] [б] по лексической теме "Одежда".Закрепление.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.