Анаксимандр его взгляды. Почему возможны ошибки в процессе познания? Каким образом из атомов возникают вещи

МИЛЕ́ТСКАЯ ШКО́ЛА

первая наивно-материалистич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Милета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н.э. экономич. центра. В Милете, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, окрепнув экономически, завоевал осн. позиции в политич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее традиц. представления. Обычные религ.-мифологич. представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений действительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сторон обществ. жизни, в т.ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит. дела, а также использованием достижений восточной науки.

Все милетские философы – стихийные материалисты; для них единая сущность ("первоначало") многообразных явлений природы заключается "в чем то определенно-телесном", для Фалеса эта сущность – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. В представлениях философов М. ш. о первоначале и закономерностях сущего сказываются эстетич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств. воображения и образного мышления, пережитки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений.

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх-низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihil nihil), илиотрицание абсолютного “возникновения” и “уничтожения” (“рождения” и “гибели”) как антропоморфных категорий (Anaximander, fi; В l; Arist. Met. 983b6).

Анаксима́ндр Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 - 547/540 до н. э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Космология

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны - цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия - звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие - Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь - Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.

Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)

Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует следующему физическому принципу: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.

В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.

Космогония

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало - апейрон (ἄπειρον) - которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» - Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи - огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира - появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое - увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии - понятию «единства и борьбы противоположностей».

Астрономия и география

Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными в то время планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон - простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.

Написал прозой философское произведение, один отрывок из которого дошел до нас в передаче Теофраста. Доксограф пишет: «Из учивших о едином, движущемся и бесконечном [начале] Анаксимандр... сказал, что началом и элементом сущего является беспредельное, первым употребив такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода, ни вообще какая-нибудь из так называемых стихий, но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них. «А из каких [начал] возникают сущие [вещи], в те же самые они уничтожаются согласно необходимости. Ибо они несут наказание и получают возмездие друг от друга за свое нечестие по порядку времени», – так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно, заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-либо одну из них в качестве субстрата, но принял нечто от них отличное. Возникновение же вещей происходит не от качественного изменения стихии, но вследствие выделения противоположностей по причине вечного движения... Противоположности же суть теплое, холодное, сухое, влажное и т. д.» (ДК 12 А 9, В 1).

Анаксимандр. Фрагмент картины Рафаэля "Афинская школа", 1510-1511

Этот фрагмент из «Мнений физиков» Теофраста, сохранившийся в тексте комментария Симпликия к «Физике» Аристотеля и, в свою очередь, содержащий фрагмент Анаксимандра, вызвал ожесточенную полемику. Прежде всего – относительно объема фрагмента. Минимальный ограничивается словами: «... согласно необходимости. Ибо они несут наказание и получают возмездие друг от друга». Предшествующая часть принятого Дильсом текста фрагмента рассматривается как заимствованное у Аристотеля стереотипное описание общей позиции «фисиологов»; последующая – как теофрастова перефразировка текста Анаксимандра. И все же, даже если свести подлинный текст Анаксимандра к этому маловразумительному отрывку, Теофраст дает очень много.

(1). Не подлежит сомнению, что Анаксимандр признал «начало» сущего чем-то единым и беспредельным (бесконечным, неопределенным – to apeiron). Возможно, что он и ввел это название, «апейрон», как по давней и почтенной традиции именуется «первоначало» Анаксимандра . Впрочем, возможно, что это термин, самому ему не принадлежащий, а выработанный доксографией.

(2). По логике Теофраста, видящего в Анаксимандре мониста, фраза «А из каких... в те же самые» должна была бы стоять в единственном числе (из беспредельного... в беспредельное). Она же стоит во множественном числе (ex hon ... eis tayta), что свидетельствует об аутентичности если не текста, то выраженной им мысли. Последующее разъяснение Теофраста показывает, что множественное число скорее всего относится к «противоположностям», вследствие выделения которых и образуются вещи.

(3). Обращение Анаксимандра к «беспредельному» интересно тем, что to apeiron может означать как качественно неопределенное, так и количественно бесконечное. Так, у нас имеются противоречащие свидетельства о Фалесе. В одном месте Симпликий говорит, что Фалес признавал свое начало – воду – конечным. В другом месте он пишет: «принимавшие за основу какую-либо одну стихию, считали ее бесконечной по величине, как например Фалес – воду» (ДК Р А 13). Со своей стороны, Аристотель утверждал, что «никто из физиков не делал единым и бесконечным огонь или землю, а только воду, воздух или среднее между ними» (Физ, III, 5, 205а). Отсюда можно заключить, что первое свидетельство Симпликия говорит о качественной определенности фалесова «начала» (вода), а второе – о количественной бесконечности, как и пишет доксограф. Анаксимандр же оказывается тогда человеком, вводящим представление о качественно неопределенном и количественно бесконечном начале. Рождение из него вещей и есть их качественное определение и ограничение.

(4). Иногда «беспредельное» Анаксимандра отождествляют с мифологическим Хаосом. Но этому противоречит признание временной упорядоченности возникновения и уничтожения, причем необходимой упорядоченности.

Можно ли идти дальше? Иногда считают, что «беспредельное» Анаксимандра – это «беспредельное вообще», понятие, образованное отвлечением от всего конкретного. Однако Аристотель специально оговаривал, что это не так. Признание беспредельного или бесконечного как такового свойственно только пифагорейцам и Платону, тогда как «натурфилософы («физики») всегда рассматривают в качестве носителя бесконечности какую-нибудь другую природу из так называемых элементов, например воду, воздух или среднее между ними» (Физ., III, 4, 203а). Это явно относится и к Анаксимандру, и его «другую природу» – носителя предиката бесконечности (беспредельности) – следует каким-то образом характеризовать. Обычно по этому поводу выдвигаются следующие точки зрения: во-первых, это может быть «неопределенная природа», в принципе не допускающая определения; во-вторых – будущая «материя» (hyle) Платона и Аристотеля, потенциально заключающая в себе все вещи, но лишенная актуальных качеств и подлежащая оформлению со стороны идеального начала, «идеи» или «формы»; в-третьих, механическая смесь всех вещей или стихий, из которой затем выделяются вещи; наконец – нечто «среднее» между элементами или стихиями (metaxy).

Каждое из этих решений, опираясь на те или иные свидетельства Аристотеля и доксографов, имеет свои слабые места. «Неопределенная природа» (physis aoristos) – вряд ли есть решение вообще, поскольку представляет собою чисто негативное понятие. Между тем у Анаксимандра есть специфические определения «субстанции бесконечного». О них мы скажем ниже. То же можно сказать и о «материи» в смысле Аристотеля и Платона. У них «материя» характеризуется как «небытие» (me on Платона), как чистая возможность и «лишенность». Но этот взгляд несовместим с тем фактом, что «беспредельное» Анаксимандра выступает активной творческой силой, которая «всем правит». У него полностью отсутствует представление о внешней первоначалу «идее», по отношению к которой «беспредельное» выступало бы как «природа, отличная от идеи» (Платон. Парменид, 158с). «Смесь» – характеристика первоначала, принадлежащая фисиологам V в., в частности Анаксагору. Но если даже первоначальную смесь можно представить как единую и однородную массу, то она никак уже не может пониматься в смысле живого, органического целого, «природы» раннегреческих философов. Наиболее вероятно, пожалуй, четвертое решение. Но ведь и здесь отсутствует однозначность. В различных местах сочинений Аристотеля, без ссылки на имя (или имена?) мыслителя, придерживающегося той или иной точки зрения, говорится о «беспредельном» как среднем между огнем и воздухом или между воздухом и водой. По контексту во всех этих случаях напрашивается имя Анаксимандра, но не исключено и какое-то иное, нам неизвестное имя. Во всяком случае, вопрос о принадлежности апейрона как metaxy Анаксимандру остается открытым.

Однако мы можем с достаточными основаниями говорить о, следующих «свойствах» анаксимандрова первоначала. Как говорит Аристотель, оно не возникает и не уничтожается, «не у него есть начало, а оно само по видимости является началом, все объемлет и всем управляет, как говорят те, кто не признает кроме беспредельного других основных причин... И оно божественно, ибо бессмертно и неразрушимо, как говорят Анаксимандр и большинство натурфилософов» (Физ. III, 4, 203 b). Ипполит сохранил несколько иную характеристику: беспредельное Анаксимандра «вечно и нестареюще» (ДК 12 А 11). Наконец, у Плутарха читаем: «... Анаксимандр... утверждал, что в беспредельном заключается вся причина всеобщего возникновения и уничтожения... При возникновении нашего мира из вечного [начала] выделилось нечто способное производить горячее и холодное, и образовавшаяся из него огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера прорвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды» (ДК 12 А 10).

Исходя из этих свидетельств, можно сконструировать следующую схему изменений апейрона, порождающего вещи: вечная, нестареющая, бессмертная и неразрушимая «беспредельная природа», или «природа беспредельного», – апейрон – выделяет «производящее начало» (to gonimon – возможно, термин самого Анаксимандра, образованный аналогично апейрону), рождающее противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, из которых, в свою очередь, образуются вещи. К сожалению, можно только гадать, в чем смысл взаимоотношения противоположностей, выраженного словами «... несут наказание и получают возмездие друг от друга» , но здесь явно зарождается диалектика борьбы, столкновения противоположных начал, которая расцветет у Гераклита.

Подводя итог изложению философского учения Анаксимандра, скажем, что в нем, хотя и «в чересчур поэтических выражениях» (Теофраст), но все же прозой формулируются важнейшие черты «начала» (arche – возможно, что и сам термин введен в этом значении Анаксимандром, хотя указание Теофраста на этот-факт ныне оспаривается): его всеобъемлющий, творческий и производящий характер, его вечность и неуничтожимость в противовес конечным, возникающим и уничтожающимся вещам и мирам, его бесконечность во времени и пространстве, как и вечность его движения, его внутренняя необходимость и самонаправленность. Отсюда его «божественность» как высшая ценностная характеристика «беспредельного». Наконец, хотя вряд ли можно с уверенностью сказать, что из апейрона все состоит, но несомненно, что из него все происходит (рождается) и в него все вновь возвращается, погибая. Здесь мы еще дальше от мифа, чем в случае Фалеса, и несомненно, что свою роль в этом сыграли конкретно-научные представления Анаксимандра.

Содержание этих концепций таково. Анаксимандру приписывается изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты, систематизация геометрических утверждений. Но, конечно, первостепенное значение имеют космология и космогония Анаксимандра, восстанавливаемые по свидетельствам древних. Картина мира, по Анаксимандру, в общих чертах такова. Земля, подобная цилиндрическому отрезку колонны или барабану, высота которого равна одной трети ширины, покоится в центре мира «вследствие равного расстояния отовсюду» (А 11). Над Землею (вопрос о том, возникает ли она из «объемлющего» (апейрона) или существует вечно, остается открытым) возникают, в процессе образования «неба», водная и воздушная оболочки, затем – оболочка из огня. Когда огненная сфера, разрывается, она одновременно замыкается в несколько колец, окруженных плотным воздухом. В воздушной оболочке колец имеются отверстия, видимый через которые огонь и представляется нам светилами. Затмения Солнца, а также фазы Луны объясняются открытием и закрытием этих отверстий. Выше всего расположено солнечное кольцо (оно в 27 раз больше Земли), ниже – лунное (в 19 раз больше нее), всего ниже – звездное. Миров бесконечное множество, однако из свидетельств неясно, сменяют ли они друг друга в ходе вечного кругообращения «по порядку времени» или же сосуществуют.

Земля первоначально была покрыта водой. Последняя постепенно высыхает, а оставшаяся в углублениях вода образует море. Высыхая от чрезмерной жары или размокая вследствие сильных дождей, земля образует трещины, проникающий в которые воздух сдвигает ее с места – так происходят землетрясения. Первые животные возникли во влажном месте (в море) и были покрыты колючей чешуей. По достижении известного возраста они стали выходить на сушу, и из них возникли земные животные и люди. Так конкретизируется общемировоззренческая установка Анаксимандра. Здесь, как и во всех первых философских учениях, сочетаются фантастические, заимствованные из мифологии установки с попытками рациональной (включая математическую) их «дешифровки». Результат – поразительный синтез, не сводимый к этим исходным составным элементам.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники,Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды . Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии . Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское . Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Предмет философии - бытие.

Бытие есть предельно абстрактно пустое и содержательное понятие, в нём нет никаких спецификаций, различий.

Онтология - учение о бытие. Бытие – это основа того, что существует. Бытие = сущее. Онтологическое - бытийственное. Человек - бытийствующий, эти он отличается от предметов. Почему возникает мышление у человека? Бытие человека не может быть сведено сущему. Бытие - ничто. Ничто позволяет осуществить человечности. предмет науки - позитивен и положителен. духовность - не предмет изыскания ученых.

Метафизика - то что выходит за рамки физики, превосходит естественность. учение о сверхъестественном, мысль о сверх-бытие, если бытие истолковывать в материальном плане. Термин был введен комментатором Аристотеля.

Философия претендует на целостное понимание жизни.

достоинство человека - человечность.

Философия-наука, утверждение в европейской рациональности, зарождение разума, логосности, пробуждение человечества от сна, которое пребывало в рамках мифологического восприятия, в чем она проявляется: проблема истины

Философия - область знания направленное на истину, вопрос об истинности.

Оподиктичность - непреложность, необходимость истинного знания. знания - что не требует особнования. философ не заинтересован в истине, философия не утилитарна. нацеленность на истину сближает философия и науку. мысль отталкивается от некого хаоса, хаос - космос. космос - первичный порядок. хаос - не беспорядок, бесконечность с некоторой скоростью, скорость протекания реакция, изменения свойств. хаос - неорганизованность, в нашу мысль пытаются принести порядок. наука оперирует категорией функция. функция ставит предел. наука затормаживает и приостанавливает хаос. философия нацелена на постижение бесконечных скоростей, философия вместо функции утверждается через копцепт. философия - целостное бытие, наука - кусок бытия. философия интересуется тем что над предметно-организованным. философия - события и случайности.

кризис связан с позитивизмом и натурализмом, метофизика подвергалась гонениям.

Что есть философия для философии, для философов?

философствование - > философия. само философствование является философией, мы сосредотачиваем свое внимание на чем-то между. филосфствование = философия. мы касаемся вешнего и определяет предмет. "нужно относиться философски к жизни" - этическое отношение. Бытиекак предмет философии не предметен. человек богаче любых определенностей. сама она остается за кадром. философия осознает предел понимания. предмет философии - смысл.

Философия:(раздел)

Онтология (главный вопрос о бытие)

Гносеология (знание, учение о познании)

Эстетика

Социальная философия

Философские направления:

основной философский вопрос для ленинцев и сталинцев: что первично - дух или материя? это область онтологии.

Идеализм - это философское течение, которое бытие утверждает в качестве идеи. Бытие - идеально. идеализм - теософичен, Бог.

Идеализм:

Субъективный - идея субъективна, идея зависит от субъекта. Беркли, Фихтер

Объективный - идея объективна. Платон, Гегель.

Солепсизм - все существует по факту восприятия. Я - один существую.

Материализм:

Двойник идеалистической философии, которое стремиться соединить все в единое. материализм говорит о множественности и различие всего, в этом он близок к натурализму. религиозные верования - предрассудки. один порядок - порядок различностей и множественностей всего. течение мысли, которое в качестве бытия утверждает материю.

Эпикур, Лукреций, Фейербах, Маркса.

Гносеология:

Рационализм (способ постижение мира - разум)

Эмпиризм (способ постижения мира - опыт)

каким образом мы можем познавать? Основа познания - разум.

Любая фил. система может быть причислена либо к рационализму или к иррационализму. Если бытие рационально-постижимо - то оно рационально. если ил направление не познаваемо - то иррационально.

Рационализм – Гегель, Б. Б. Спиноза

Иррационализм – Артур Шопенгауэр, Ницше (воля к власти).

Иррационалист – тот, кто утверждает, что бытие непостижимо, ибо обладает нелогосной теорией. Мировая воля. Волю невозможно постичь и вразумить, невозможно понять (в этом прелесть человеческой жизни). Мировая воля волит, а у человека нет своих стремлений, он является предметом.

Моменты предложения Жига Делёза

1. Десигнация – мир (указание на нечто существующее в мире) истинность/ложность. Указанием мы можем уберечь нашу мысль от впадения в ложь.

2. Манифестация – предложение – я.

3. Сигнификация – понятийная система. «Я» как таковое не возможно без сигнификации, т.е. «Я» должно быть един. Принципом единства является философский Бог, собирающий наши сознания в единство. Сигнификация подразумевает обусловное. Для того, чтобы иметь возможность гарантировать истинность через сигнификацию мы должны гарантировать истинность условия. Условие обосновливает. Мы можем обосновать условие. Круг замкнут.

4. Смысл. Смысл в этом контексте оказывается чем-то нейтральным. Указывается на поверхностную метафизику.

Detail of The School of Athens by Raphael (1509)

Анаксимандр Цитаты : 1. Айперон есть единое и абсолютное, бессмертное и неразрушимое, которое все объемлет и всем правит. 2. Беспредельное (айперон) есть всяческая причина всякого рождения и уничтожения. 3. Из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности. 4. Беспредельное есть начало сущего. Ибо из него все рождается и в него все разрешается. Вот почему возникает и разрешается обратно в то, из чего возникает, бесконечное число миров. 5. Число миров бесконечно и каждый из миров (возникает) из этой беспредельной стихии. 6. Бесчисленные небеса (миры) суть боги. 7. Части изменяются, целое же неизменно. 8. Первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижении известного возраста они стали выходить на сушу и там, когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Анаксимандр был греческий философ, досократик, который жил в Милете, городе в Ионии.
Основной вклад (чем известен): Анаксимандр был одним из величайших умов, которые когда-либо жили на земле. Он считается первым метафизиком. Он также впервые применил научные и математические принципы в изучении астрономии и географии.
Вклады: Он предложил первый трансцендентальный и диалектический подход к природе и новый уровень концептуальной абстракции. Он утверждал, что физические силы, а не сверхъестественные сущности, создают порядок во Вселенной.
Ни вода, ни любые другие элементы, не являются первопринципами. В основе всего лежит «апейрон»-(«неограниченный» или » неопределяемый»), бесконечное, не воспринимаемое вещество, из которого возникают все небеса и многочисленные миры внутри них.
«Апейрон» существовал всегда, заполнял все пространство, все охватывал и состоял в постоянном движении, разделяясь изнутри на противоположности, например на горячее и холодное, влажное и сухое. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются.
Первый вариант закона сохранения энергии. «Апейрон» вызывает движение вещей, из него производится множество форм и различий. Эти многочисленные формы возвращаются в бесконечность, в рассеянную безмерность, из которой они возникли. Этот бесконечный процесс возникновения и распада неумолимо осуществляется на протяжении веков.
Космология. Он утверждал, что Земля осталась неподдерживаемой в центре Вселенной, потому что не было оснований для перемещения ее в любом направлении.
Он открыл наклон эклиптики, небесный глобус, гномон (для определения солнцестояния), а также изобрел солнечные часы.
Космогония. Он предположил, что миры возникли из неизменного и вечного резервуара, которым они в конечном счете поглощаются. Кроме того, он предвосхитил теорию эволюции. Он сказал, что человек сам человек и животные возникли в процессе трансмутаций и адаптации к окружающей среде.
Его новые идеи:
Апейрон является первым элементом и принципом.
Он никогда не давал точное определение апейрону и он, в общем (например, Аристотелем и Святым Августином) понимался как какой-то первобытный хаос. В некотором отношении эта концепция аналогична понятию «бездна», которая встречается в космогониях Востока.
Он первым предложил теорию Множественных миров и населил их различными богами.
По его мнению, человек достиг своего современного состояния путем адаптации к окружающей среде, считал, что жизнь развивалась из влаги и что человек произошел из рыбы.
Он говорил, что земля имеет цилиндрическую форму, а глубина цилиндра равна третьей части ее ширины.
Согласно Themistius, он был «первым из известных греков опубликовавшим письменный документ о природе».
Анаксимандр первым из греков начертил географическую карту Земли.
Первым ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке.
Первым заложил основу диалектических понятий последующей философии - предложил закон «единства и борьбы противоположностей». По его мнению апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячее и холодное, влажное и сухое.
Основные труды: «О природе» (547 до н. э.) — первый письменный документ, в западной философии. Вращение Земли, Сфера, Геометрические измерения, Карта Греции, Карта Мира.

Жизнь:

Происхождение: Анаксимандр, сын Праксиада, родился в Милете в течение третьего года 42-й Олимпиады (610 г. до н.э.).
Образование: Он был учеником и спутником Фалеса. Он находился под влиянием теории Фалеса, что все происходит из воды.
Оказали влияние: Фалес
Основные этапы профессиональной деятельности: Он был учеником и спутником Фалеса и вторым мастером Милетской школы, где Анаксимен и Пифагор были его учениками.
Анаксимандр принимал участие в создании Аполлонии на Черном море и совершил путешествие в Спарту.
Он также принимал участие в политической жизни Милета и был послан в качестве законодателя в Милетскую колонию Аполлонию, расположенную на побережье Черного моря (ныне Созопол, Болгария).
Основные этапы личной жизни: Лишь небольшая часть его жизни и работы, сегодня известны исследователям. Возможно, он постоянно и много путешествовал. Он демонстрировал величественные манеры и носил помпезные одежды.
Изюминка : Считал, что вещи на время, «в долг», обретают свое бытие и состав, а затем, по закону, в определенный срок, возвращают долги породившим их началам. Считается, что Фалес, возможно, был его дядей.

Анаксимандр (ок. 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).


Анаксимандр (греч.) - математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между

тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к к

оторому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определеннос

ти материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдел, "Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen", (Лейпциг, 1861). Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей,

об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из к

оторого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел с

олнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, "Uber А.", (Берл., 1815). О бли