Большие аварии поездов. Крушение «Невского экспресса». Причины железнодорожных катастроф

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным, и по сравнению с другими видами транспорта наименее опасным. Его популярность объяснима. Способен обеспечивать массовые перевозки людей и доставку грузов в любое время суток, при любой погоде и при этом транспортировка от пункта А до пункта Б имеет небольшую себестоимость.

Кроме того, железнодорожный транспорт постоянно совершенствуется. Появляются скоростные поезда, позволяющие преодолевать большие расстояние максимально быстро и комфортно. Однако они относятся к общественному виду транспорта, которые обладают повышенной опасностью из-за массового людского потока.

Аварии на железнодорожном транспорте крайне редки, но иметь представление о том, как себя следует вести в таких катастрофах необходимо.

Что может стать причиной аварии на железной дороге

Передвижение поезда осуществляется по рельсовым путям с использованием локомотивной тяги. Главным недостатком этого транспорта, который может стать причиной для аварии является привязка его к проложенному полотну.

Небольшая неисправность, любой посторонний предмет на ней приведет к тому, что поезд сойдет с рельсов. При этом, учитывая скорость движения состава, не произойдет моментальной остановки.

Часто авария может быть спровоцирована возгоранием, которое способно возникнуть от любой искры из печей, котлов отопления, локомотивов или теплушек. Столкновения составов у поезда возникают и из-за оплошности или рассеянности диспетчеров, машинистов.

В редких случаях причины аварий на железнодорожном транспорте могут заключаться и в таких природы, как ураганы, смерчи, завалы, камнепады. Густой туман, ливни ухудшают видимость, что в соединении с человеческим фактором приводят к катастрофе.

При столкновениях или сходе поезда с рельсов сопровождается резкой остановкой и движением по инерции. В результате вагоны переверчиваются, в них возникают пожары и взрывы, травмируется корпус.

Самые негативные последствия аварий на железнодорожном транспорте возникают при перевозке опасных грузов: емкостей с химическими иили , взрывоопасных орудий, топлива. Эти аварии сопряжены с опасностью заражения и отравления большой зоны местности, нанесения значительного вреда экосистеме. Устранить их бывает крайне сложно без последствий, которые дадут о себе знать спустя время.

Для предотвращения катастроф на железной дороге необходимо осуществлять проверку и плановый тщательный осмотр не только подвижного состава, но и вспомогательных устройств, включая противопожарное оборудование и средства защиты. Особую осторожность необходимо соблюдать в тепловозах, электровозах.

Действия при катастрофе или крушении на железнодорожном транспорте

Обычно экстренное торможение происходит внезапно. Если есть возможность, наименее травмоопасным местом будет сидя на полу. Если вы стоите, то обязательно найдите себе какую-то опору. Упритесь ногами стену или сиденье, руками держитесь за поручень. Мышцы следует напрячь, чтобы избежать повреждения костного аппарата.

Толчков может быть несколько, поэтому не расслабляйтесь, пока не поймете, что движение поезда окончательно прекратилось. Держитесь дальше от окон во время аварии, так как можно получить ранение от осколков.

При покупке билетов, следует знать, что больше всего повреждаются крайние вагоны, в центре – риск получить сильные повреждения минимален. В каждом вагоне имеются аварийные окна. Следует незамедлительно ими воспользоваться, после остановки поезда, так как есть большая вероятность пожара.

Покидая вагон, берите с собой только самое необходимое: документы, деньги. Не ищите свой багаж, он не стоит вашей жизни. Выходите только на полевую сторону, чтобы избежать попадания под идущий по другому пути поезд.

Самая опасная ситуация, в которой вы можете оказаться при возникновении аварии на железнодорожном транспорте – это пожар. От открытого огня следует уходить в другие вагоны, закрывая плотно за собой двери. Большой ошибкой станет открытие окон. Это только усилит возгорание. Токсичный газ – малминит, который выделяется при плавлении вагонов, является опасным для жизни. Не вдыхайте его. Закройте нос и рот любой влажной тканью или предметом одежды.

При движении вагон состава может полностью выгореть в течение получаса. В таком случае должна проходить очень быстро и четко. Оказавшись в безопасном месте, начинайте помогать другим пассажирам. Не поддавайтесь паническим настроениям. Выполняйте инструкции проводников и других сотрудников поезда.

Покинув поврежденный поезд, следует отойти от него на длительное расстояние. Если есть задымление и пожар, то впоследствии возможен взрыв. Обеспечить себе защиту при аварии на железнодорожном транспорте от оборванного электропровода можно, если передвигаться маленькими прыжками. Действуя подобным образом, вы сможете избежать попадания под воздействие шагового напряжения. Обычно оно может распространяться до 30 м на влажной земле.

В тех ситуациях, когда двери и аварийные выходы оказались заблокированы камнями, водой, селями, то следует сохранять спокойствие и дать знать о своем местонахождении стуком. Спасательные бригады обязательно придут на помощь ко всем пострадавшим.

Правильные действия проводника в случаи экстренной ситуации

При обнаружении каких-либо признаков внештатной ситуации (дым, запах гари, искрение, перегрев оборудования) на стоянке или во время движение поезда проводник в первую очередь должен действовать по следующей схеме:


  • Доложить о возникшей ситуации начальнику железнодорожного транспорта либо главному электромеханику
  • Действовать далее в соответствии с их указаниями

Проводники, находящиеся в соседних вагонах, услышав сигнал тревоги, должны незамедлительно подойти к месту возникновения внештатной ситуации. Им следует включиться в оказании необходимой помощи пострадавшим пассажирам, оказывать действия по предупреждению новых несчастных случаев и помогать в устранении аварии и ее последствий.

В случаи возгорания проводник сообщает о ситуации начальнику, затем приступает к эвакуации людей. Помимо этого он организует сохранность служебной документации и материальных ценностей. При ликвидации пожара необходимо использовать подручные или имеющиеся в вагоне средства пожаротушения.

Как правильно должна быть организованна работа проводников в ситуации возникновения пожара во время движения поезда?

Инструкция ОАД РЖД 959Р от 24.05.2007 содержит следующий порядок действий:

  1. Дежурный сотрудник связывается со своим напарником
  2. Воспользовавшись стоп-краном осуществляет аварийную остановку транспорта. Исключением для остановки являются: тоннель, мост, путепровод, акведук. В этих местах будет затруднительно быстро эвакуировать пассажиров и организовать тушение пожара.
  3. По служебной внутренней связи проводник сообщает о ситуации начальнику илибо дежурному механику, также следует известить машиниста.
  4. Объявить пассажирам об эвакуации. Днем следует обесточить вагон полностью, а ночью оставить только аварийное освещение. Открыть все двери в тамбуре и зафиксировать их.
  5. При наличии аварийных окон – открыть их. Если возможность спасения людей через двери тамбура отсутствует, то необходимо разбить окна за очагом возгорания.
  6. Огонь в вагоне всегда распространяется в противоположном движению поезда направлении. Это необходимо обязательно учитывать, организуя эвакуацию пассажиров.
  7. Высадка осуществляется на полевую сторону
  8. Одновременно с эвакуацией должно осуществляться тушение огня. Чтобы не задохнуться следует воспользоваться изолирующими комплектами самоспасателя (СПИ-20) или СИЗОД (средства защиты органов дыхания). Обязательно следует знать и соблюдать указанное время защитного действия и температуру воздействия на комплекты. Такая информация имеется в паспорте к изделию.
  9. Во время тушения огня все торцевые двери тамбуров в соседних вагонах необходимо закрыть.

Ликвидацию пожара можно осуществлять любыми подручными средствами. Если используется песок, то защищайте от него глаза. Для этого лопату не поднимайте слишком высоко. Используя противопожарное полотно (кошму), накрывайте им огонь полностью.

При возгорании одежды на человеке необходимо незамедлительно сбить его, но не голыми руками. Если нет возможности быстро сбросить или сорвать загоревшую часть одежды, то набросьте на пострадавшего любую плотную ткань (брезент, одеяло). Это перекроет доступ кислорода, и огонь погаснет.

При использовании порошковых или углекислотных огнетушителей проводник должен направлять струю пены в противоположную сторону от нахождения людей. При попадании на кожу тушащего состава удалите его любой тканью, а затем промойте тщательно водой.

Такие виды огнетушителей следует использовать при возгорании электрооборудования с рабочим напряжением до 1000 В. Нельзя подносить его к открытому огню ближе, чем на 1 м, а также держаться за раструб.

После снятия напряжения и заземления контактной сети, а также при получении соответствующего разрешения электромеханика можно использовать для тушения воду либо огнетушители на основе пены. Если напряжение снять невозможно, то рядом расположенные с электрооборудованием горящие предметы следует тушить на расстоянии более 7 м. любыми средствами пожаротушения. Однако необходимо контролировать расстояние между струей и частями, находящимися под напряжением. Оно не должно быть меньше 2 м.

Правила поведения при пользовании железнодорожным транспортом

Обезопасить себя можно и заблаговременно, если соблюдать установленные правила поведения во время поездки на поезде.

К ним относятся:

  • При выборе мест отдавайте предпочтение нижним полкам, которые находятся ближе к выходу или аварийным выходам и расположены в центральных вагонах.
  • Во время движения не стойте на подожках
  • Не высовывайте в окна голову или руки
  • Лучше заранее уточнить место нахождения огнетушителей и мест аварийного выхода.
  • Без крайней необходимости не прибегайте к стоп-крану. Помните, что резкое торможение способно привести к травмированию многих пассажиров и сходу поезда с рельсов.
  • Двери в купе фиксируйте, иначе при остановке они придут в движении и могут травмировать человека.
  • Тяжелые вещи, особенно с хрупкими предметами не кладите на верхние полки.
  • Запрещено брать в качестве ручной клади, а также сдавать в багажное отделение взрывоопасные иили легковоспламеняющиеся жидкости.

Придерживайтесь в поездке при общении элементарных правил вежливости. Не употребляйте алкоголь и наркотические вещества, следите за своими ценными вещами.

Ликвидация последствий аварии

При катастрофе на железной дороге прибывшие группы спасателей в первую очередь приступают к оценке обстановки. Проводят сбор данных о причинах катастрофы, о возможных рисках и зонах наибольшей опасности.

Следующим этапом является определение границ последствий аварии и оцепление местности. Происходит поиск источника возгораний и тушение его. Из искореженных вагонов извлекаются пострадавшие. При необходимости в вагонах делаются дополнительные люки для более быстрой эвакуации людей. На месте аварии оказывается медицинская помощь пострадавшим.

При разливе топлива или химического вещества происходит его локализация и ликвидацию. Обязательно учитывается возможный вред, причиненный данной местности. В последнюю очередь проводятся работы по восстановлению железнодорожного полотна, электросетей. Более подробно о Вы можете ознакомиться в нашей статье.

31 июля 1815 года произошла Филадельфийская катастрофа, которая стала первой в истории катастрофой на железной дороге. Мы решили привести список самых страшных катастроф на железной дороге за всю историю.

Произошла 31 июля 1815 во время испытания паровоза «Механический Путешественник». Поезд развивал небольшую скорость и для того, чтобы впечатлить публику создатели решили увеличить ее за счет повышения давления в баке котла. В результате последовавшего взрыва погибло 16 человек. Среди погибших в основном был рабочий персонал, но зацепило также и несколько сторонних наблюдателей. В некоторых источниках эта катастрофа не считается железнодорожной, так как произошла она не на магистральной дороге, а на специальном полигоне, предназначенном для испытаний. Как бы там ни было, Филадельфийская железнодорожная катастрофа осталась в истории на первом месте по количеству погибших от взрыва парового котла.

8 мая 1842 произошла Версальская железнодорожная катастрофа, жертвами которой стало более полусотни человек. Страшное происшествие случилось по той причине, что поезд сошел с рельсов из-за неисправности в оси. Во время происшествия вагоны были переполнены людьми, так как поезд двигался из Версаля в после проходивших в городе массовых гуляний. По такому ужасному стечению обстоятельств количество жертв оказалось столь колоссальным. После того, как первый вагон сошел с рельс, толкач, шедший в хвосте поезда, продолжил движение, что спровоцировало пожар.

Произошла 22 октября 1875. Одним локомотивом производилась перевозка и людей, и нефти, в условиях плохой видимости машинист не увидел сигналов светофора. По стечению обстоятельств поезд вылетел на недостроенный участок рельсов, после чего пошел под откос. Цистерны с нефтью загорелись, что привело к огромным жертвам. По официальным данным погибло 70 человек.

28 декабря 1879 в на мосту через реку Тей произошла одна из крупнейших катастроф. Из-за порывистого шквального ветра из моста вылетело несколько пролетов, что привело к падению поезда в воду. Все находившиеся в вагонах 75 пассажиров погибли.

16 июля 1945 года произошла крупнейшая в истории Германии катастрофа на железной дороге. Перевозивший военнопленных поезд врезался в поезд армии США, что повлекло схождение поезда с рельсов, возгорание вагонов и многочисленные жертвы в обоих составах.

6 августа 1952 года произошла одна из самых смертоносных катастроф в СССР, в результате которой погибло около 109 человек. Катастрофа случилась из-за того, что состав наехал на лошадь. По официальным данным из-за животного под откос пошел поезд массой в тысячу тонн. На самом деле катастрофа произошла в том числе из-за перегруженности поезда, а также несовершенства тогдашних мер безопасности.

Крушение поездов у станции Harrow & Wealdstone

8 октября 1952 года произошло крушение поездов в городской черте Лондона. В стоявший на перроне поезд въехал состав. Затем в образовавшийся затор влетел мчавшийся на скорость 80 километров в час локомотив. Результатом трагедии стало 340 пострадавших и 112 погибших.

6 июня 1981 года произошла одна из самых страшных железнодорожных катастроф в истории. Из-за попытки остановиться перед выбежавшим на дорогу животным, а также из-за шквального ветра, в воду было опрокинуто 7 вагонов, перевозивших около тысячи человек. В катастрофе погибло около полутысячи пассажиров.

Крупнейшая катастрофа в истории России произошла 3 июня 1989 года. Из-за аварии на трубопроводе при прохождении двух встречных поездов произошло возгорание топливовоздушной смеси, скопившейся в низине, в результате чего произошел мощнейший взрыв, разбросавший составы, как спичечные коробки. Результатом трагедии стал гигантский пожар, который убил 645 человек и сотни сделал инвалидами. Во время крушения погибло около 200 детей. Сила взрыва была сравнима с мощностью взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Столб пламени был виден за сотню километров.

26 декабря 2004 года произошла самая масштабная и смертоносная трагедия на железной дороге. Из-за землетрясения в Индийском океане и возникших цунами, которые обрушились на проходившую вдоль берега железную дорогу, был смыт в океан состав. Погибло около 2000 человек.

Самые поразительные крушения поездов, случившиеся в разных уголках нашей планеты:

1. Поезд пролетел через веранду после того, как у него отказали тормоза

Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse), являющийся одним из шести крупнейших железнодорожных терминалов Парижа, стал печально известным 22 октября 1895 года благодаря схождению с рельсов экспресса Гранвилль-Париж (Granville-Paris Express), который переехал упорный брус. Локомотив проехал вдоль всей станции, длина которой составляла 30 метров, пробил стену толщиной в 60 сантиметров, вылетел через веранду из здания и упал носом на улицу де Ренн (de Rennes), находившуюся в 10 метрах под верандой. Двое из 131 пассажира, а также пожарный и два кондуктора получили ранения. Единственной жертвой этого крушения оказалась женщина, которая во время крушения находилась внизу, на улице, и которая была убита упавшим куском стены. Несчастный случай произошёл из-за тормозов Вестингауза (Westinghouse), которые не сработали, а также по вине машиниста, который хотел успеть нагнать то время, на которое он опаздывал. На кондуктора наложили штраф в размере 25 франков, а на машиниста штраф в 50 франков.

2. Самое смертоносное крушение высокоскоростного поезда


Крушение поезда в немецкой деревне Эшеде (Eschede) стало самой смертоносной катастрофой с участием высокоскоростного поезда. Оно произошло 3 июня 1998 года возле деревни Эшеде в районе Целле (Celle), входящем в состав Нижней Саксонии, Германия. В результате крушения погиб 101 человек и 88 человек получили ранения. Эта катастрофа превзошла по количеству жертв крушение поезда при Далерау (Dahlerau), произошедшее в 1971 году, и стала самым смертоносным несчастным случаем в истории Федеративной Республики Германия. Причиной крушения стала одна небольшая трещина в одном колесе, которое, наконец, отказав, вызвало сход поезда с рельсов на переключении рельс. Сильное разрушение поезда было вызвано столкновением с автомобильным мостом, которое произошло после того, как поезд сошёл с рельсов.

3. Самое фатальное крушение поезда в мире, произошедшее по причине того, что поезд ударило цунами


Крушение поезда на Шри-Ланке в 2004 году, вызванное цунами, стало железнодорожной катастрофой с самым большим количеством жертв за всю историю. Крушение произошло, когда цунами разрушило переполненный пассажирский поезд на прибрежных железнодорожных путях Шри-Ланки. Цунами, образовавшееся в результате землетрясения в Индийском океане 2004 года, унесло самое большое количество жизней за всю историю железной дороги. Погибло более 1700 людей, что намного больше, чем в результате предыдущей железнодорожной аварии.

Поезд, известный под названием «Королева Береговой Линии» (Queen of the Sea Line), был обычным пассажирским поездом, циркулировавшим между городами Коломбо (Colombo) и Галле (Galle). В воскресный день 26 декабря 2004 года он выехал из Коломбо примерно в 6:55 утра, перевозя около 1000-1500 заплативших пассажиров и неизвестное количество «зайцев».

В 9:30 в пляж в деревне Пералья (Peraliya), недалеко от Телватты (Telwatta), ударила первая из огромных волн, образовавшихся в результате землетрясения, произошедшего незадолго до этого у берегов Суматры, Индонезия. Поезд остановился из-за того, что вокруг него поднялась вода. Сотни местных жителей посчитали, что поезд хорошо держится на рельсах, и забрались на его крышу, чтобы их не смыло волной. Другие же встали рядом с ним, надеясь, что поезд примет на себя ударную волну. Волна затопила вагоны и вызвала панику среди пассажиров. Следующая, более большая волна подняла поезд и обрушила его на дома и деревья, расположенные вдоль рельсов, сметая всех, кто искал спасения за поездом. Восемь вагонов были настолько сильно забиты людьми, что открыть их двери было невозможно, и они быстро наполнились водой, в которой постепенно утонули практически все, кто был внутри, по мере того как волны накатывали одна за другой. По подсчётам, сделанным на основе состояния береговой линии, а также на основе отметки наибольшего уровня воды, высота волн цунами составляла от 7,5 до 9 метров над уровнем моря и от 2 до 3 метров над уровнем крыши поезда.

4. Угон поезда и последующая катастрофа от его столкновения с домом

Угон машин, грузовиков или мотоциклов вряд ли кого-то удивит, но вот угон целого поезда - это совсем другое дело. Об этом слышишь не каждый день. Вором стала 20-летняя женщина, которая работала уборщицей в Стокгольме. Она украла ключи от поезда, затем доехала на нём до конца путей на большой скорости и разбила его о дом после того, как поезд сошёл с рельсов и перемахнул через улицу.

К счастью, кроме женщины, чьё имя не разглашалось, никто не пострадал. Катастрофа случилась ранним утром, и в поезде ещё никого не было. В доме в момент столкновения также никто не находился.

Примечание: Позже было определено, что поезд не был угнан. Уборщица случайно запустила его, когда убиралась в кабине, и не смогла догадаться, как его остановить.

5. Поезд, который невозможно было остановить, вызвал обрушение моста


Железнодорожная авария в Луишеме (Lewisham) произошла примерно в 6:20 вечера 4 декабря 1957 года на обходной линии в Луишеме, Лондон. В густом тумане электрический поезд, направлявшийся в Хэйес (Hayes), остановился по сигналу под мостом, а следовавший за ним паровоз, направлявшийся в Рамсгит (Ramsgate), врезался в него. От этого столкновения мост обрушился на паровоз. В результате погибло 90 человек и 109 человек, получивших ранения, были госпитализированы. Мост пришлось полностью убрать, и до того, как железнодорожная линия под ним вновь стала работать, прошла целая неделя. Мост же был отстроен заново и введён в эксплуатацию только через месяц.
После двух судебных разбирательств машинист паровоза был признан невиновным по обвинению в убийстве. Министерство транспорта установило, что он не замедлил хода после того, как проехал два предупреждающих сигнала, поэтому он не мог остановиться уже после сигнала об опасности. В итоге, министерство транспорта пришло к выводу, что система автоматического предупреждения могла бы предотвратить столкновение.

6. Столкновение поездов в Индии


Крушение поезда в округе Фирозабад (Firozabad) произошло в Индии в 1995 году, когда два поезда - Калинди Экспресс (Kalindi express) и Пуршоттам Экспресс (Purshottam express) - столкнулись около Фирозабада. Пуршоттам Экспресс ударил Калинди Экспресс сзади, когда последний остановился из-за заклинивших тормозов, которые оказались в таком состоянии после того, как он сбил корову. Во время столкновения почти все люди спали. Около 200 человек погибло и ещё примерно 200 получили ранения.

7. Столкновение поездов, вызванное гонками на спор


Заголовок, написанный Уильямом Миддлтоном (William Middleton) для этого фото в своей книге «The Interurban Era», гласит:

«Два поезда железнодорожной компании «Фонда Джонстаун и Гловерсвиль» (Fonda, Johnstown, & Gloversville) опозорились после своего неуместного соревнования за место на железнодорожной станции в Гловерсвиле, Нью-Йорк».

8. Удивительное схождение поезда с рельсов с потерей только одной человеческой жизни

Трагедия произошла в умиротворённом живописном месте, в самом центре Озёрного Края (Lake District).

В холодный, дождливый февральский вечер 2007 года спокойствие фермы, находящейся неподалёку от крошечной деревушки Грэйриг (Grayrigg), было нарушено, когда Вёрджин Пендолино Экспресс (Virgin Pendolino London to Glasgow express), ехавший из Лондона в Глазго, сошёл с рельсов главной линии Западного Побережья (West Coast Main Line). Всего за несколько секунд восемь вагонов скоростного электропоезда «Class 390» сошли с рельсов, что привело к травмам 86 пассажиров и двух членов экипажа из тех 105 человек, которые на тот момент находились в поезде. Это произошло по причине того, что локомотив, ехавший со скоростью примерно 153 километра в час, сошёл с рельсов и утащил за собой вагоны поезда, которые раскидало по земляной насыпи.

В результате погиб только один человек - 84-летняя Маргарет «Пегги» Майссон (Margaret Peggy Masson), которая пережила само происшествие, но умерла позже в больнице.

Железнодорожный транспорт, по мнению общественности, считается наименее опасным. Большинство пассажиров отдали бы предпочтение именно ему, если вопрос длительности путешествия не считать основным. Хотя по статистике травматизм при авиаперевозках все же меньше. Все знают, что трагические аварии с поездами возможны, но все надеются, что с ними этого не произойдет. А тем временем неутешительное «первенство» среди всех пассажиров принадлежит

Аварии на железной дороге

Перевозки этим связаны с высокой концентрацией грузового или пассажиропотока. Чтобы обеспечить эффективность доставок, приходится уплотнять графики, увеличивать количество вагонов в составах. Это приводит к дополнительным нагрузкам на железнодорожные пути, полотно под ними, несущие конструкции. Увеличивается износ составов, локомотивов, регулирующего и диспетчерского оборудования. Нагрузки на управляющий и обслуживающий персонал железной дороги также растут. Все берется во внимание, вроде бы происходит с соблюдением нормативов, но аварии с поездами все-таки случаются.

У каждого крушения своя история, причины, последствия. Сход состава с рельсов, повлекший его опрокидывание, редко обходится без человеческих жертв. Травм и увечий избежать невозможно. Это связано с конструктивными особенностями вагонов, принципами размещения в них пассажиров, их отношением к возможности возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью. В то же время трудно представить, как можно эффективно повысить безопасность пассажиров. Сход состава с рельсов и опрокидывание вагона - это аварии, подготовиться к которым невозможно. Единственно верное решение - комплекс мероприятий для снижения рисов их возникновения.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин - это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о Техника также изнашивается, происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан - не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм - хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора - верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации - это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Фатальные аварии: крушения поездов

Трудно сравнивать тяжесть последствий катастроф, если при этом были человеческие жертвы и большое число травмированных пассажиров. Но, чтобы понять, какую опасность представляет авария на железной дороге, нужно помнить хотя бы о некоторых из них. Так, авария в Красноярском крае 1958 года случилась при столкновении двух грузовых поездов, перевозивших нефтепродукты в цистернах. Причина - неисправность семафора. На параллельном пути тогда стоял Пожар после взрыва привел к смерти более 60 человек.

Ростовская область, 1987 год. Тогда перед станцией не смог сбавить ход, а после и экстренно затормозить локомотив грузового поезда. Были нарушены правила техники безопасности, как результат - столкновение со стоящим возле перрона пассажирским составом. Итог крушения: более 100 человек погибли и еще большее количество получили серьезные травмы.

Уфа, 1989 год. Утечка на магистральном трубопроводе привела к взрыву облака его испарений. Это произошло в непосредственной близости от путей, по которым в то время проходили два пассажирских состава. Крупнейшая в СССР катастрофа тогда унесла жизни почти 600 человек.

Аварии с поездами в сновидениях

Как ни странно, человеческий мозг даже в отсутствие упоминаний о железнодорожных путешествиях в некоторых случаях способен воспроизводить их в подсознании. Причем, как утверждают исследователи, сновидения с крушениями поездов могут носить и предупреждающий характер. Пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть, что такие видения могут носить пророческий характер. Однако есть смысл хотя бы задуматься о причинах их возникновения.

Авария на железной дороге, увиденная во сне, может символизировать о необходимости соблюдать осторожность и быть готовым к любым неожиданным ситуациям. В первую очередь, как утверждают специалисты, это касается финансовых вопросов. Если в видениях человек оказывается в эпицентре катастрофы, но при этом все складывается благополучно - есть предпосылки в реальной жизни выбраться из серьезной ситуации без существенного урона. Если избежать ущерба все же не удалось - такой сон может предупреждать о легкомыслии и неосмотрительных поступках, которые, скорее всего, заранее обречены на провал.

Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.

Причины железнодорожных катастроф

Наиболее распространённые причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств;
- нарушение правил эксплуатации;
- усложнение технологий;
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств;
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил безопасности.

Лидирующее положение, порядка 25%, в числе основных причин катастроф на железнодорожном транспорте, занимают сходы с рельсов.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.
Причиной многих чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Хронология катастроф

12 июня 1965 года на перегоне Новинка-Чаща под Ленинградом произошло очень крупное крушение. Начальник станции по ошибке выпустил составы навстречу друг другу, машинисты увидели друг друга только за 11 секунд до столкновения.

1 февраля 1988 года на перегоне „Приволжье - Филино" под Ярославлем произошло крушение грузового поезда, который перевозил сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на неё разрушенного буфера. В результате образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. Под угрозой поражения оказались 3 тысячи человек. На восстановительные работы потребовалось почти 18 суток.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году на станции Бологое произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, были ранены 182. 16 августа 1988 года скоростной пассажирский поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва потерпел крушение на перегоне Березайка - Поплавенец. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

4 октября 1988 года в 4.30 утра на перегоне Свердловск - Сортировочный произошёл взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое — уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

3 июня 1989 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа: при прохождении двух встречных поездов на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкортостан). Причина - взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. В его эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Были сброшены с путей 11 вагонов, из них 7 сгорели полностью, 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. Погибли, по разным данным, 575 или 645 человек.

В ноябре 1989 года на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада погибла, члены другой получили различные травмы.

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы.

1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом - ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд № 4 Рига-Москва на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда Рига-Москва.

19 ноября 1993 года в Архангельской области на перегоне Кизема - Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался.

28 апреля 1994 года в 180 километрах юго-восточнее Уфы (Башкирия) произошла железнодорожная катастрофа: на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека. Причина - нарушение начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившего следование поезда на красный светофор.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд Москва - Киев из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка Московской железной дороги. Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, 11 пассажиров получили ранения разной степени тяжести.

20 июля 1995 года на железной дороге вблизи Сергача Нижегородской области на Горьковской железной дороге столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Три цистерны со сжиженным газом взорвались. Погибли шесть человек, 20 были ранены.

8 августа 1995 года в Краснодарском крае на перегоне Тихорецк - Кавказская Северо-Кавказской железной дороги товарный сборный состав, не доезжая двух километров до станции Кавказская, потерпел крушение. 16 вагонов сошли с рельсов и перевернулись, четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином загорелись. Два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

11 февраля 1996 года в подмосковном Волоколамске на железнодорожном переезде у станции Бухолово электричка столкнулась с автобусом, который перевозил группу школьников. Двое детей погибли, пятеро школьников и водитель автобуса были доставлены в реанимацию.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

8 июля 1998 года крупная катастрофа произошла в Подмосковье. В районе станции Бекасово-1 щебнеочистительная машина проскочила на запрещающий сигнал семафора. Не пропустив электричку, она врезалась в состав. Машину отбросило на противоположную линию, под колеса встречного поезда. Погибли 3 человека. Если бы авария произошла не в 7 часов утра, жертв было бы гораздо больше.

4 апреля 1999 года в районе станции Воеводское (Мордовия) на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. Авария произошла из-за износа железнодорожного полотна. Под откос пошли 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Были повреждены около 250 метров полотна и 150 метров контактной линии.

26 января 2000 года произошло столкновение пассажирского и товарного поездов на перегоне Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека ранены.

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области столкнулись товарные составы. При ударе четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

25 сентября 2001 года на перегоне Мечетенская - Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону сошли с рельсов шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда № 191 Ростов-Баку. Причина аварии - отсутствие 25 метров рельсов пути, снятых неизвестными злоумышленниками.

1 апреля 2002 года вблизи Ярославского вокзала в Москве произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. При ударе у тепловоза оторвало колесную пару. За медицинской помощью обратились 22 человека.

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде Кисловодск - Минеральные Воды, который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона Ищерская - Стодеревская Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава № 2503 сработало взрывное устройство. Жертв не было.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун - Утай (Иркутская область) поезд Владивосток-Новосибирск столкнулся с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный - Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

15 июня 2005 года на перегоне Зубцово - Арестово сошёл с рельсов железнодорожный состав с мазутом, 10 цистерн перевернулись и разгерметизировались, до 300 тонн мазута вылились на землю, из них около 2 тонн попали в реку Гостюшку - приток реки Вазузы, которая впадает в реку Волгу.

11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда от состава оторвались 12 хвостовых вагонов и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна, повреждена опора линии электропередачи. Жертв не было.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при проследовании скоростного поезда № 166 "Невский Экспресс", произошла авария. Её причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года около 22 часов неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда "Невский экспресс" прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. Раненых и выживших эвакуировали по воздуху вертолетами МЧС в больницы близлежащих населенных пунктов.

На 29 ноября известно о 25 погибших, ещё 26 числятся пропавшими без вести. Список потерпевших, поступивших в больницы Москвы, Петербурга, Новгородской и Тверской областей, содержит 104 фамилии.