Дислексия тест. Методика раннего выявления дислексии

Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    21. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    22. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    26. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    27. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    32. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @

Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет. И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997)

Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий

«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.

«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.

Оценки: выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания

Цифровые ряды

Прямой счёт

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.

При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение .

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста (хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников . Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные мерылучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев» . Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Дислексия - это нарушение развития, проявляющееся в виде неспособности ребенка к обучению чтению и письму. Раннее выявление этого расстройства может помочь детям полностью раскрыть их потенциал. Дислексия - это хроническое неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка к обучению. Дети, страдающие дислексией, испытывают большие трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальный или даже высокий уровень интеллекта.

2 97403

Фотогалерея: Методика раннего выявления дислексии

При дислексии нарушается способность индивида распознавать слова (и иногда числа) в письменном виде. Страдающие этим заболеванием испытывают трудности в определении звуков речи (фонем) и расположении их, а также целых слов в правильном порядке при чтении или письме. Какое лечение предпочесть при этом заболевании, вы узнаете в статье на тему «Методика раннего выявления дислексии».

Возможные причины

Единого мнения относительно природы дислексии не существует. Большинство специалистов считает, что состояние развивается вследствие специфических аномалий мозга, причины которых неизвестны. Предполагается нарушение взаимодействия между правым и левым полушариями мозга, а также считается, что дислексия - это проблема левого полушария. Следствием является дисфункция областей мозга, связанных с пониманием речи (зона Вернике) и речеобразованием (зона Брока). Отмечена тенденция к наследственной передаче заболевания и четкая генетическая связь - дислексия часто наблюдается у членов одной семьи. Дислексия - многоплановая проблема. Хотя у всех дислектиков наблюдаются проблемы в получении навыков чтения и письма (что обычно не связано с их общим интеллектуальным уровнем), у многих могут иметь место и другие нарушения. Характерными признаками являются:

  • трудности с расположением звуков в слове;
  • неспособность запомнить названия букв, чисел и цветов;
  • неумение различать звуки или рифмующиеся слова;
  • путание букв и слов с похожей структурой: так, «и» путают с «н», «с» становится «о», а «ш» - «щ».
  • неуклюжесть и нарушение координации;
  • неспособность различать «лево» и «право»;
  • снижение внимания и концентрации;
  • эмоциональная лабильность;
  • неорганизованность;
  • неспособность к планированию, непонимание понятий «завтра», «сегодня» и «вчера»;
  • проблемы в усвоении базовых математических знаний.

Хотя с дислексией рождаются, трудности возникают с началом обучения, когда больные дети впервые сталкиваются с письменной речью - именно в это время выявляется проблема. Однако расстройство можно заподозрить и раньше - в дошкольном возрасте, при задержке речевого развития, особенно в семьях, где имелись случаи этого заболевания.

Неспособность к обучению

Начало школьного обучения детей с дислексией приносит с собой неимоверные трудности; они могут очень стараться и проводить больше времени за уроками, чем их сверстники, но тщетно. Не получающие лечения дислектики лишены необходимых навыков; даже понимая, что выполняют задание неверно, они не в состоянии исправить ошибки. Дети расстраиваются, им скучно и трудно сосредоточиться. Они могут избегать выполнения домашнего задания, потому что уверены, что не смогут его сделать правильно. Неудачи в школе часто подрывают уверенность в себе, что может вести к еще большей изоляции таких детей. Озлобленный, расстроенный и непонятый, ребенок начинает плохо вести себя как в школе, так и дома. Если дислексия не распознана на ранних сроках, состояние может оказать разрушительное воздействие не только на школьную успеваемость, но и на остальные сферы жизни. Родители, учителя и другие окружающие ребенка люди часто не могут выявить проблему и попадают в ловушку «мифов о дислексии». Существует несколько распространенных мифов, или ошибочных понятий, о дислексии:

  • дислектики «глупы» - заболеванием могут страдать дети с любым уровнем интеллекта;
  • дислектики «ленивы», они делают «глупые ошибки», они «небрежны» или «недостаточно стараются» - обработка информации для дислектиков чрезвычайно трудна;
  • дислектики обделены талантами;
  • дислектики равнодушны;
  • дислектики обречены на бесперспективную работу - если проблема выявлена и проводится эффективное лечение, не существует препятствий для выбора любой профессии из широкого спектра вариантов.

Культивирование таких мифов только откладывает раннюю диагностику заболевания, что только усугубляет ситуацию. Поскольку природа дислексии очень разнообразна, частота встречаемости этого заболевания достоверно неизвестна. Считается, что в европейских странах распространенность дислексии составляет около 5%. Мальчики страдают дислексией чаще, чем девочки, в соотношении три к одному. Диагноз дислексии можно поставить после проведения ряда тестов. Раннее выявление состояния, а также внедрение специальных обучающих программ может помочь общему развитию больных детей. Замедленное развитие ребенка даже в случае целенаправленных усилий на ликвидацию отставания в какой-либо области требует проведения обследования на предмет дислексии (или другого варианта затруднений в обучении). Это обследование особенно важно, если смышленый ребенок успешно прогрессирует в разговорной речи.

Обследование

Любой старательный ребенок, испытывающий затруднения при чтении, письме или занятиях арифметикой, а также неспособный следовать инструкциям и запоминать сказанное, подлежит обследованию. Дислексия связана не только с проблемами в «пении, поэтому ребенок должен быть обследован не только с этих позиций, но также с точки зрения его речевых навыков, уровня интеллекта и физического развития (слуха, зрения и психомоторики).

Тесты для выявления дислексии

Физикальные тесты редко применяются для диагностики дислексии, но они могут исключить другие вероятные причины проблем ребенка, например недиагностированную эпилепсию. Социально-эмоциональные или поведенческие тесты часто используются для планирования и оценки эффективности лечения. Оценка навыков чтения призвана выявить закономерности в ошибках ребенка. Тест включает распознавание слов и их анализ; беглость, точность и уровень распознавания слов в предлагаемом фрагменте текста; тесты на понимание письменного текста и аудирование. Понимание ребенком значения слов и осмысление процесса чтения; в диагностику дислексии также должна быть включена оценка способности к размышлению и умозаключениям.

Навыки распознавания анализируют путем проверки способности ребенка называть звуки, делить слова на слоги и соединять звуки в осмысленные слова. Языковые навыки характеризуют умение ребенка понимать и использовать язык. Оценка «интеллекта», (тесты на когнитивные способности - память, внимание и составление умозаключений) необходима для постановки точного диагноза. В комплекс обследования входит и консультация психолога, поскольку поведенческие проблемы могут осложнять течение дислексии. Хотя дислексия по своей природе - заболевание, ее выявление и лечение - скорее, проблема образовательная. Родители могут иметь собственные подозрения, но выявить детей с трудностями в обучении легче учителям. Любой ребенок, не успевающий в школе, должен быть обследован для определения его образовательных нужд. Учреждения образования должны руководствоваться четким, законодательно установленным сводом рекомендаций в отношении детей с трудностями в обучении. Это позволит школам взять на себя ответственность за специальное образование детей с проблемами в обучении. Одной из главных задач представляется раннее выявление и обследование таких детей, что должно способствовать раскрытию их потенциала.

Специальные обучающие программы

Родители, воспитатели, учителя и организаторы здравоохранения принимают участие в выявлении любого диагностического признака, который потребует обследования ребенка. В каждой школе должен быть координатор по специальным образовательным нуждам, который проводит обследование детей с трудностями в обучении на базе школы. Он также может учитывать информацию, полученную от других специалистов, в том числе школьного психолога и участкового педиатра или патронажного работника. Результатом обследования является характеристика сильных и слабых сторон развития ребенка, что позволит составить план индивидуального обучения. Для большинства детей и обследование, и составление индивидуального плана могут быть осуществлены на базе школы, без необходимости выведения ребенка из основного класса. Лишь немногие дети имеют особые потребности, которые не могут быть удовлетворены посредством школьных ресурсов. В таких случаях обучение ребенка переносится в специализированное учреждение.

Целью диагностики является не лечение как таковое, а составление специализированной обучающей программы. Причина заболевания в большинстве случаев неизвестна, поэтому методов лекарственной терапии не существует. Дети с дислексией требуют гибкого подхода к обучению и реализации таких методов, как:

  • непосредственное обучение звуковым навыкам (распознаванию звуков и определению их порядка внутри слов), а также расшифровке слов и их анализу;
  • помощь в приобретении языковых навыков и навыков грамотности;
  • помощь в организации и координации письменного языка;
  • помощь в использовании разных видов общения.

Люди с дислексией учатся приспосабливаться к своему состоянию в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности и поддержки, которую они получают дома и в школе. Несмотря на то, что дислексия - пожизненная проблема, многие дислектики овладевают функциональными навыками чтения, а иногда добиваются полной грамотности. При раннем распознавании заболевания и обеспечении необходимого дополнительного обучения дислектики могут научиться читать и писать на том же уровне, что и их сверстники, но эти навыки все равно будут даваться им с трудом. Любая задержка в постановке диагноза затрудняет адекватное развитие ребенка и снижает вероятность его становления полноценным членом общества в отдаленной перспективе. Теперь вы знаете, какой может быть методика раннего выявления дислексии.


Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

(22 диктанта на отдельной странице)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата , особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха , используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

В каком случае надо обращаться к логопеду
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Отношение к дислексии за рубежом
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха

Преимущества дислексии
Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.

Основные свойства, характерные для всех дислектиков:
- они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия;
- в высокой степени осознают окружающую их обстановку;
- более любопытны, чем остальные;
- мыслят в основном образами, а не словами;
- высоко развита интуиция и проницательность;
- они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;
- имеют яркое воображение.

Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации, для Грега Луганиса - спорт.

Знаменитые дислексики:

Александр Грейам Белл
Леонардо да Винчи
Мерилин Монро
Нельсон Рокфеллер
Петр Первый
Ричард Роджерс
Стивен Дж.Кэннел
Том Круз
Уильям Батлер Йитс
Уинстон Черчилль
Уолт Дисней
Чарльз Шваб
Шер
Альберт Эйнштейн
Брюс Дженнер
Вупи Голдберг
Ганс Христиан Андерсен
Гарри Вудроу Уилсон
Генри Форд
Грег Луганис
Дастин Хоффман
Джей Лено
Джеки Стюарт
Джордж Бернс
Джордж Буш
Смит Пэттон
Дэни Гловер
Квентин Тарантино

Тесты на определение дислексии для взрослых
Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете "Да" более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.

ТЕСТ

Когда Вы проверяете написанное Вами, часто ли замечаете собственные ошибки? (Да / Нет)
- Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет)
- Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет)
- Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет)
- Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет)
- Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет)
- Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)

Кроме такого теста необходимо пройти стандартный тест на определение отклонений в слуховой, фонологической, визуальной и других функциях.

Далее определяется проверка способностей к чтению, правописанию, способности оперативной памяти, понимание, интеллекта, трудностей с определением право-лево, визуальное прослеживание, медицинские, генетические факторы и другие.

Школа:

Чувствуете ли Вы себя в школе неполноценным? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет)
- С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет)
- Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам читать вслух? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет)
- Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет)
- Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет)
- Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет)
- Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет)
- Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет)
- Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет)
- Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет)
- Ваши любимые предметы в школе?
- Ваши нелюбимые предметы?
- Любите ли Вы спорт? (Да / Нет)
- Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)

На работе и в колледже:

Испытываете ли Вы трудности с выполнением текущих обязанностей? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)

Вправо и влево:

Хорошо ли вы ориентируетесь в понятиях право-лево? (Да / Нет)
- Вы левша? ((Да / Нет / Неопределенно (оберукий))
- Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет)
- Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди)
- Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому)
- Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)

Медицина:

Есть (были) ли у Вас отклонения в здоровье? Если есть или были, то какие? (Да / Нет)
- Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет)
- Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет)
- Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет)

Используемая литература:

Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"
Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма"
Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы"
Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии"
Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)"
Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией"
Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"