Характеристики волнового движения. Поперечные волны. Продольные волны

После углубленных исследований графиков движения цен Элиот установил, что финансовые рынки движутся по определенным моделям. Эти модели повторяются постоянно и в более длительных временных масштабах (годы, десятилетия), и в более коротких (месяцы, дни). Более маленькие ценовые фигуры группируются в определенной последовательности и образуют большую модель, которая, со своей стороны, всегда склоняется к еще более масштабной основной базовой модели (см. рисунок ниже). Каждый цикл передвижения цен выражается одним и тем же образом – пятью волнами, три из которых находятся в основном движении тренда (1,3,5), разделенные двумя волнами, идущими против основного направления тренда (2,4), после чего следует комбинация из трех волн (А, В, С), которая движется в противоположном направлении. Структуры из пяти волн по направлению тренда Элиот называет «импульсными» и обозначает их цифрами 1, 2, 3, 4, 5, а противоположные волны называет «корректирующими» и отмечает их буквами a, b, с и т.п.

Пояснение : волной называют ясно разграниченное передвижение в цене от основания до вершины или от вершины до основания.

Базовая модель волн Элиота

Можно сказать, что базовая модель Элиота представляет собой идеализированный вариант рыночного цикла. Рыночный цикл – период времени, для которого условно принимается, что в движении цены отразились и действия покупателей (быков) и действия продавцов (медведей). Обычно циклы измеряются от основания до нового основания, но можно открыть цикл и между двух вершин (особенно при медвежьем тренде). Обычно сценарий, по которому развиваются рыночные циклы, приблизительно один и тот же. Легче представить рыночный цикл, который начинается и заканчивается основанием (как изображено на рисунке выше), поэтому большинство теоретиков объясняют волновой принцип по такому сценарию.

Волна 1 образуется от закрытия позиций и фиксации прибыли предыдущего тренда. Если точка 0 – основание, то предыдущий тренд был нисходящим и закрытие коротких позиций означает обратные покупки, которые приводят к скачку цен. В конце первой волны образуется временная вершина. Эта вершина дает возможность торговцам, ожидающим нового понижения цен, открыть новые короткие позиции по более выгодной цене. В начале, когда образуется стартовая точка (т. 0), никто не знает, что эта цена останется на долгое время недостигнутым основанием, и предполагается, что тренд, вероятнее всего, продолжится. Тогда начинаются новые продажи, которые образуют нисходящую волну 2.

Волна 2 , по сути, представляет собой основной тест и доказательство того, что начался новый восходящий тренд. Правило для волны 2 в том, что она не должна касаться уровня начала первой волны. В противном случае, это уже будет не вторая волна, а часть предыдущего нисходящего тренда. В большинстве случаев вторая волна не является глубокой коррекцией и не превышает 61,8% длины первой волны. Тот факт, что цена не может достичь прошлого основания, – сигнал для участников рынка, чтобы начинать закрытие своих коротких позиций, так как их ожидания не реализовались. Кроме того, для торгующих в более сжатых временных рамках открывается возможность для открытия длинных позиций на покупку с той целью, чтобы достичь вершины первой волны или даже более высоких уровней. Так естественным образом накапливается достаточное количество ордеров на покупку после конца второй волны. Отсюда происходит и следующее правило для третьей волны.

Третья волна очень часто самая длинная, но она никогда не может быть самой короткой волной из трех импульсных волн – 1, 3 и 5. Обычно в этой волне потенциал выигрыша самый высокий. Тренд сильный, особенно после того, как была пройдена вершина первой волны – в этот момент все сомнения о начале нового восходящего тренда отпадают. Один из самых часто встречающихся вариантов образования импульса – с третьей "расширенной" волны (см. далее), и при этом третья волна длиной от 1,618 до 2,236 (и даже 2,618) длины первой, а первая и пятая обычно приблизительно равны по длине.

Какой бы сильной не была третья волна, все же и она исчерпывается, и участники начинают фиксировать свою прибыль (Take Profit). Так начинается четвертая волна. Четвертые волны обычно продолжаются длительное время. Основной стимул для трейдеров в этот момент – ждать конца четвертой и участвовать в пятой волне, так как динамика пятой волны легко прогнозируема и такая волна обладает хорошим потенциалом прибыли. Существует одно эмпирическое правило для четвертых волн: в качестве минимально необходимого условия для определения конца волны, коррекция должна достичь зоны 50–62% третьей волны, и индикатор EWO (аналог индикатора МАСD) должен достичь нулевой линии. После исполнения этих условий можно ожидать формирования пятой волны.

Когда коррекция в четвертой волне закончилась, начинается пятая волна. Относительно пятых волн есть разные варианты, в зависимости от их длины и продолжительности, которые зависят уже от того, как развивались перед этим первая и третья. В общих чертах, если третья волна была особенно продолжительной (примерно в 2 раза больше 1-й), то пятая должна быть сравнительно слабее (возможно, не превысит вершины 3-й – так называемая "пропавшая 5-я волна"), и наоборот – если 3-я волна не особо сильная (от 1 до 1,618 первой), то можно ожидать сильную пятую волну. Во втором случае она может достичь от 1,618 до 2,618 третьей (или даже длины от т. 0 до вершины 3-й). С пятой волной исчерпывается все движение тренда, после чего начинается корректирующее движение в обратном направлении – А, В, С.

Применение волнового анализа

Волновой анализ применим для всех высоколиквидных финансовых рынков – фондового, валютного или рынка производных финансовых инструментов. Надо, однако, иметь в виду, что базовая модель так, как описал Элиот, открыта на фондовых биржах и для других рынков имеет специфические особенности. Если модель рассматривать в большом временном интервале (примерно 10 лет), то предполагается, что рынок будет расти в долгосрочном плане, потому что после импульсной волны вверх корректирующая волна не доводит цены до начальной точки, а останавливается на более высоком уровне (рисунок выше). Этот вывод действительно характерен для рынка акций, потому что скачки отражают возрастание стоимости (капитализации) крупных компаний. Но этот принцип не действует на валютных рынках – это могло бы означать, что в долгосрочной перспективе одна валюта сильно подорожает по отношению к другой, но фундаментальные факторы валютного рынка редко приводят к такому результату.

Хорошее знание моделей волн Элиота позволяет трейдеру использовать тренд по максимуму. Пока не закончится определенная фигура, основное направление цены не поменяется. Главенствующее правило – торговать по направлению импульсных волн, так как они обеспечивают более высокий доход, а во время коррекций желательно ограничить торговлю, потому что цена часто изменяет свое направление, и у движений нет большого потенциала к прибыли. Финансовые аналитики с большим опытом в волновом прогнозировании стремятся открыть точную волновую картину на рынке и использовать ее как карту, по которой передвигается цена. Если анализ правильный, это может обеспечить почти беспроигрышную торговлю. Даже не имея богатого опыта, трейдер, ориентирующийся в волновом анализе, имеет ряд преимуществ. Он лучше ощущает динамику рынка, и ценовые движения становятся значительно яснее и естественнее. Без использования волнового анализа, начинающему трейдеру зачастую бывает очень сложно определить начавшуюся коррекцию или смириться с тем, не получилось принять участие в сильном восходящем движении. Познания в волновом анализе воспитывают у трейдера терпение и дисциплину, учат его ждать и входить на рынок в самые подходящие моменты. Отношения Фибоначчи – существенная часть волнового анализа, и трейдер может их успешно применять для распознавания реверсивных точек.

Первые шаги в использовании этого анализа выражаются в распознавании видимых волн на графике и поиске известных моделей. По сути, каждая ясно выраженная вершина или основание отражают какую-либо волну того или иного временного интервала. Надо иметь в виду, что на краткосрочных графиках (ниже часового) модели не всегда выполняются. Как вспомогательные средства, для начала можно использовать фракталы (см. главу о системах Билла Уильямса) и индикатор ZigZag для определения отдельных волн. Более эффективно можно использовать и фракталы, которым для формирования необходимо большее количество баров, нежели стандартные пять (как у классического фрактала). Такую возможность предоставляет технический индикатор wlxFractals.

Обозначение видимых волн с помощью индикаторов ZigZag и wlxFractals.

На рисунке выше фракталы настроены таким образом, чтобы отмечать вершины и основания, учитывая не 5, а 8 баров до и после точки экстремума. Такой метод раскрывает более важные и значимые волны ценового графика.

Общий вид волн

Импульсы

Импульсы разделяются на два основных вида – трендовые и терминальные.

Трендовые импульсы представляют собой сильные движения, при которых цены продвигаются до новых уровней максимума или минимума. На графике они выглядят как тренд, который состоит из пяти сегментов – три из них в основном направлении, разделенные двумя встречными волнами или фигурами (обычно коррекции более продолжительные по времени и более сложные, чем импульсные волны).

Основные правила для импульсных трендовых волн:

  1. 2-я волна никогда не должна касаться начала 1-й;
  2. 3-я волна никогда не может быть самой короткой и в большинстве случаев она будет самой длинной из трех импульсных волн – 1-й, 3-й и 5-й;
  3. 4-я волна не должна быть ниже вершины 1-й волны. Это может случиться при терминальном импульсе, но не при тренде.

Примеры неправильного отсчета волн

На рисунке выше представлены примеры неправильного отсчета волн. В первом случае не сохранено основное правило – 2-я волна никогда не должна касаться начала первой. Во втором случае нарушено правило третьей волны: 3-я волна никогда не может быть самой короткой и в большинстве случаев она будет самой длинной из трех импульсных волн. В третьем случае не соблюдено правило 4-й волны – она не должна заступать за вторую.

Одна из импульсных волн расширена (удлинена) – 1-я, 3-я или 5-я. Обычно расширенная волна должна иметь длину 1,618 или больше следующей по величине импульсной волны (у этого правила есть исключения). Смотря на то, какая из волн расширена, можно разграничить три основных вида импульсов. Чаще всего встречается вариант с третьей расширенной волной.

Часто при третьей расширенной волне эта волна сегментирована яснее всех.

Импульс из пяти волн с расширенной третьей

Импульс с расширенной 3-й волной

На приведенном дневном графике GBP/USD выполнены основные условия трендового импульса, с расширенной 3-й волной. Третья волна в данном случае имеет длину 1,618 относительно первой и пятой. Когда импульс с расширенной 3-й волной, чаще всего 1-я и 5-я равны по длине или находятся в определенной пропорции (0,618 или 0,5). Это можно увидеть и путем построения двух линий: по точкам 2-4 и затем, параллельно ей, через вершину первой волны (точка 1).

Диагональные треугольники (Diagonal Triangles)

Эти фигуры тоже представляют собой последовательность из пяти волн, но в отличие от стандартного импульса, расширенная волна – не 3-я, а первая или пятая. Если они будут заметно сегментированы (вершины и основания ясно различимы), внутренняя структура фигуры может быть:5:3:5:3:5 (по числу более мелких волн в каждой крупной волне), но может быть составлена и из троек (:3:3:3:3:3). Во втором случае импульсы называются "терминалами", и чаще всего это те фигуры, которые формируются в конце большей конструкции в форме волны "С" при коррекциях, или в пятой волне при импульсах.

Когда расширенная волна первая, фигура выглядит как сужающаяся воронка

Диагональные треугольники со структурой:5:3:5:3:5

Диагональ в форме волны "С"

На рисунке выше изображена диагональ в форме волны "С". В приведенном примере внутренняя структура "С" – :5:3:5:3:5

Терминалы

Внутренняя структура этих фигур составлена из комбинаций трех волн (:3:3:3:3:3).

Терминалы (Ending Diagonal)

Когда пятая волна расширена, конструкция выглядит как расширяющаяся воронка.

Схема терминала с расширенной 5-й волной

Коррекции

Коррекциями могут быть волны 2, 4, A, B, C, D или Е более высокого порядка. Они представляют собой сложную структуру импульсов и, обычно, не предоставляют существенный потенциал для прибыли, если не являются фигурами больших временных интервалов (дневной, недельный). Однако если трейдер их хорошо определяет, это даст преимущество, так как завершение коррекции – старт нового импульсного движения, которое может быть отыграно в самом его начале, и тогда выигрыш будет максимальным. Разновидности коррективных моделей определяются видом волны А, направлением волны В и длиной волны С, по отношению к А и В. Необходимо знать, что волна В достаточно часто подводит, так как развивается в направлении импульса, и многие трейдеры открывают позиции, надеясь на продолжения тренда. По длине волн В и С мы можем судить о силе следующей импульсной волны. Чем волна В сильнее и С слабее, тем сильнее будет следующая импульсная волна (3-я или 5-я).

Терминал в форме волны "С". Внутренняя структура фигуры составлена из троек (:3:3:3:3:3)

Зигзаг (:5:3:5)

Этот тип коррективной структуры используется в базовой модели Элиота (коррекции А, В, С). Такая модель обычно отражает глубокую коррекцию (примерно 50–61,8%). Если волна А четко сегментируется, то она должна быть структурой из пяти волн. После нее следует волна В со структурой из трех волн, которая обычно заканчивается выше 62% длины А. Завершающаяся волна С (с пятью волнами:5) обычно находится в определенной пропорции по отношению к А, чаще всего она равна ей, но может быть 0,618 или 1,618 от А.

Зигзаг в форме волны А

Плоские коррекции (:3:3:5)

В отличие от зигзага, во время плоских коррекций волна В достигает длины А (или хотя бы 80%). Волна А со структурой из трех волн. Отсюда следует и правило – когда начнется коррекция, мы следим, какой будет А. Если она с пятью волнами, должен появиться зигзаг; если она из трех волн, то вся коррекция будет какой-либо плоскостью или треугольником. Классическая плоская коррекция (Regular Flat) появляется тогда, когда В достигнет точного уровня начала А, а волна C достигнет или ненамного пройдет уровень основания А.

Плоская коррекция

Плоская коррекция

Когда волна В превысит длину А и следующая волна С не достигнет основания А, то у нас так называемая "подвижная" или "бегущая" коррекция (Running). Это признак сильного тренда, и, вероятнее всего, следующая импульсная волна будет сильной и продолжительной.

Бегущая коррекция

Бегущая коррекция

Если волна В превысит А, и после нее волна С опустится ниже основания А, то у нас будет нерегулярная (Irregular) коррекция. Эти фигуры выглядят как расширяющиеся конструкции, и обычно после их завершения движение развивается не с таким большим потенциалом, как при бегущей коррекции.

Нерегулярная коррекции (Irregular)

Нерегулярная (Irregular) плоская коррекция

Более сильная модель представляет собой плоскую коррекцию с пропавшей волной C (Failure C). Когда С не достигает конца А (проходя примерно 0,618 от А), это означает, что, скорее всего, следующая импульсная волна будет сильной.

Плоская коррекция с пропавшей С (Failure C)

Плоская коррекция с пропавшей волной "C"

Треугольники (:3:3:3:3:3)

Если говорить о сужающихся треугольниках, важно иметь в виду, что это фигуры, с помощью которых рынок набирает энергию. Когда цена резко выйдет за пределы треугольника, последует сильное движение. Эти фигуры имеют высокий потенциал прибыли. Если их сегментировать, то волны, образующие треугольник, чаше бывают тройками (:3) – А, B, C, D, E. Чаще всего треугольники встречаются в волне В или в 4-й волне.

Треугольники

Треугольник в форме волны "В"

Расширяющиеся треугольники (Expanding Triangle)

В отличие от сужающихся треугольников, здесь рынок теряет энергию (рисунок ниже).

Расширяющиеся треугольники

Сложные коррекции – комбинации

Сложные коррекции представляют собой ряд из нескольких простых коррекций (зигзаг, плоская коррекция или треугольник), которые связаны одной Х-волной. Х-волна может представлять коррекцию любого вида. Для удобства используются и вспомогательные обозначения – W, Y, Z.

Примерная двойная комбинация (зигзаг + плоская коррекция + треугольник)

Тройная комбинация

Многим трейдерам из только начинающих изучать волновой анализ он кажется достаточно тяжелым. Это действительно так, но все же фигур не так много, и каждая из них детально описана.

Базовая модель. Импульс+Коррекция. Импульс: Трендовый импульс, Терминал. Коррекция: Простые коррекции (Зигзаг, Плоские коррекции, Треугольники), Комбинации.

Общая схема волновых структур

Из приведенной схемы видно, что, по сути, основные структуры – это 5 разновидностей моделей, плюс комбинации с Х-волнами. Каждая структура имеет собственные специфические характеристики, например: возможное местоположение в более масштабной волновой картине, отношения Фибоначчи, внутренняя энергия и сила отката после завершения фигуры. Возможные сочетания и комбинации основных структур могут быть самыми разными, но все же они ограничены правилами местоположения в долгосрочной перспективе.

Поставив задачу написать программу-помощник по волновому анализу, мы сразу столкнулись с проблемой: вся
литература о волновом анализе более напоминает вольное изложение, чем техническую литературу. Авторы,
пишущие о волновом анализе не особо утруждают себя чёткими формулировками, соблюдением какой-либо
единой терминологии, классификации. Поэтому прошлось начинать фактически с нуля: создавать классификатор волновых моделей.

Начнём с терминов : волна, моноволна, волновая модель, импульс, паттерн в большинстве публикаций
воспринимаются как синонимы. На самом деле, как уже было описано в одной из статей, эти термины синонимами не являются. Разобравшись в отличиях этих терминов, далее будет проще понимать и сам процесс волнового анализа.

Волна (моноволна по Глену Нили) – это однонаправленное ценовое движение происходящее за определённый промежуток времени, от одного ценового разворота до другого. Длина волны – это её проекция на ценовую ось, ось ординат. Длительность, или протяжённость волны – это её проекция на временную ось, ось абсцисс.

Действующая волна – движущая фаза ценового движения. Противодействующая волна – корректирующая фаза ценового движения. То есть, волна – это лишь название однонаправленного ценового движения определённого масштаба. Возникает такое движение как результат дисбаланса между спросом и предложением (между количеством приказов на покупку и продажу). Когда отношение спроса к предложению увеличивается, цена растёт, формируя восходящую волну.
Когда отношение спроса к предложению снижается, цена падает, формируя нисходящую волну.

Часто действующую волну отождествляют с импульсом и волновой моделью. Введём разграничения этих терминов. Импульс – это действующая волна, то есть движущая фаза рынка, отличающаяся динамикой и силой (длиной) ценового движения.
Волновая модель – это комбинация из движущих и корректирующих фаз ценового движения, описывающая некоторый этап его развития по определённым законам.
То есть волна и волновая модель – это условные определения, введённые для описания и правильной идентификации различных этапов (фаз) развития ценового движения.

Следовательно, все волновые модели в первую очередь нужно разделить на классы, описывающие формирование движущих и корректирующих фаз ценового движения, и только затем описывать различия конкретных моделей в этих классах.
Начнём с классификации движущих (действующих) фаз ценового движения. Классификацию проще всего представить в виде таблицы (см. табл. 3.01).

В таблице приведены тринадцать движущих волновых моделей. Этот основной список не включает варианты, отличающиеся детализацией формирования моделей. Классифицировать основные модели можно по нескольким характерным признакам, объединяя модели в группы с общими свойствами:
волновые модели без характерных свойств волн внутренней структуры (движущие волновые модели – Motive Wave);
волновые модели с сильными движущими волнами внутренней структуры (импульсные волновые модели – Impulse Wave);
волновые модели со слабыми движущими волнами внутренней структуры (движущие волновые модели со слабой или, как ещё называют, несостоявшейся пятой – motive wave witn 5-th failure);
волновые модели с нарушенным взаимным положением волновых вершин , когда волна-4 пересекает уровень вершины волны-1, но никогда не может пересечь уровень вершины волны-2 (начальные и конечные диагональные треугольники);
волновые модели с нарушенной (неправильной) внутренней структурой , когда вместо традиционной для движущих моделей структуры:5:3:5:3:5 = :5 формируется структура:3:3:3:3:3 = :5 (конечные диагональные треугольники).

Стандартный набор для обозначения волновых вершин состоит из 15 волновых символов (см. табл. 03.02). В простых случаях его вполне хватает.

Но как было показано выше, движущие волновые модели часто имеют отличия во внутренней структуре: удлинённые или несостоявшиеся (слабые) волны, диагональные треугольники. Следствием различий структуры и характера волн является как различие во внутренних целевых зонах, так и различие в последействии по завершении формирования этих моделей.

Также, как будет показано далее, сложные корректирующие волновые модели глубокой и протяжённой коррекции, обозначаемые одинаковыми символами, W-X-Y-Xx-Z имеют совершенно разные свойства. Сравните, например, двойной или тройной зигзаг – модели глубокой коррекции и двойные или тройные тройки – модели протяжённой коррекции. Хотя и те, и другие обозначаются через комбинации символов W-X-Y-Xx-Z, свойства моделей существенно различаются, как различаются и способы расчета целей по их завершению.
То есть, такие обозначения не являются однозначными для идентификации той или иной модели, что важно для понимания расчета целей. Особенно это сказывается в «прочтении» символов программами волнового анализа. Вот почему и была разработана расширенная схема обозначения волновых моделей.

Расширения названия волновой модели (в таблице выделены красным цветом) выводятся на графике справа от основного символа и позволяют легко идентифицировать не только класс, но и категорию модели. Такая «мелочь» позволяет исключить визуальные ошибки считывания графика при анализе целей ценового движения и принятии торговых решений.

У названий некоторых моделей стоят дополнительные обозначения (t.1, t.2, t.3, …) – это означает, что данная волновая модель имеет несколько типовых вариантов её формирования.
Общие свойства таких моделей идентичны, выдумывать новую модель лишь на основе некоторых частных отличий смысла не имеет. Однако, для облегчения идентификации модели при формировании и выявлении внутренних целей, такое разделение на варианты вполне оправдано.

Например, на рисунках 3. 1 и 3.2 представлены два из трёх типов импульсных волновых моделей с удлинённой волной-х(3). Отличия в распознавании задает длина волны-(1), от вершины которой строится образующая волнового канала 0_2//1//3.
Соответственно отличаются и ожидания завершения волны-(5) относительно этих образующих.
В одном случае завершение волны-(5) ожидаем между образующими //1//3, в другом волна-(5) должна завершиться не доходя до образующей //1.

Как уже отмечалось, волновая модель – это систематизированное описание определённой фазы развития ценового движения. Формироваться такие модели могут на разных операционных масштабах. Соответственно, идентификация модели идёт сразу с привязкой к этому масштабу – волновому уровню.
Рассмотрим ещё одну таблицу, не имеющую отношения к классификации волновых моделей, но имеющую прямое отношение к их идентификации по масштабам – волновым уровням.
Чтобы не изобретать велосипед, я использовал идентификационную таблицу (нотацию, как ее ещё называют) волновых уровней, но ввёл одно существенное отличие: каждый волновой уровень жёстко связан с графиком определённого временного периода формирования баров при условии максимального сжатия графика по временной оси. Таким образом получили таблицу 3.3.

Наборы символов волновых вершин, группируются по волновым уровням триадами (выделение цветом), в триаде каждый набор символов одного волнового уровня дополнительно выделяется написанием строчными или ПРОПИСНЫМИ символами, а символы действующих волн выделяются римскими или арабскими цифрами, заключёнными в круглые, прямоугольные скобки или без них.
Символы вершин корректирующих волн простых волновых моделей обозначаются буквами A-B-C-D-E. Вершины сложных корректирующих моделей обозначаются как W-X-Y-Xx-Z.
Порядковые номера в первой колонке используются
для нумерации масштабов (волновых уровней) при настройке внешнего интерфейса управления индикаторными платформами ZUP, в случаях проведения анализа без волновой разметки.

Ещё раз хочу подчеркнуть: в DML&EWA Technique мы
отказались от использования относительного масштабирования – волновые уровни жёстко связаны с периодом формирования баров при максимальном сжатии графика по временной оси в терминалах MT4/5.

Почему такие уровни:
Когда зарождались принципы волнового анализа графики строились на базе дневных, недельных и месячных, а то и
годовых баров. Самым младшим уровнем у Р. Эллиотта был уровень Micro, но размещался он несколько «выше».
Время менялось, менялся и анализ, у Глена Нили появился уровень SubMicro. С компьютеризацией процесса можно
анализировать хоть тиковые графики, но в волновом анализе такой целью не задаются, и волновой уровень SuperMicro как самый младший, формируемый на минутных барах, является более чем достаточным.
С другой стороны, используя для анализа клиентские терминалы MT4 / MT5, мы имеем ограничение на формируемую глубину истории, а следовательно, и ограничение на максимально возможный отображаемый волновой уровень – Primary.
Символы старших волновых уровней могут один – два раза отобразиться на графиках, но инструменты от этих вершин построить не удастся ввиду отсутствия необходимой глубины истории котировок. Следовательно, волновые уровни Cycle, SuperCycle и GrandCycle для нас являются лишь справочными.

Успех распознавания волновых моделей может быть гарантирован при наличии трех составляющих:
классификации – списка групп моделей обладающих характерными отличительными признаками;
полного описания индивидуальных свойств и отличительных признаков каждой из моделей группы по 10-ти основным правилам (см. ЧАСТЬ 1: Отличия DML&EWA Technique от EWA);
графического представления каждой волновой модели.
Это колоссальный объем информации. Каталог волновых моделей для программы-советника Elliott Wave Maker составляет 150 страниц. Изложить такой материал в рамках небольшой статьи невозможно, мы лишь делаем попытку кратко описать проблемы создания классификации волновых моделей и их каталога.

Итак, у нас 13 движущих волновых моделей. Каждая из них помимо описания должна иметь графический образец для сравнения формируемой модели с моделью описанной в каталоге. Понятно, что сравнить формируемую на графике модель легче с графическим изображением, чем с её текстовым описанием (второе за Вас выполнит программа).
Примеры графического представления импульсных волновых моделей из «классических» учебников на мой взгляд выглядят более чем странно (см. рис. 3.03 – 06).


Чем структура этих моделей отличаются от несегментированной волны? Разве при таком характере структуры ценового движения нужно выходить из сделок? В чём смысл расчёта длин волн?
Те же модели в реальном представлении каталога DML Wave Models (см. рис. 3.07 – 09): внутренняя структура модели указывает на необходимость расчёта соотношения длин и длительностей волн для принятия решений о выходе из торговых позиций в начале фазе коррекции и об открытии новых позиций по её завершению.




Сравните также как отличаются графические представления начального и конечного диагонального треугольника в «классическом» изложении (см. рис. 3.10 – 11) и в каталоге DML Wave Models.

Разве нет среди диагональных треугольников моделей с удлинением в первой, третьей или пятой волне?
Об этом почему-то умалчивается, а такие определения как «сходящийся» или «расходящийся» диагональный треугольник – обсуждаются в классической теории. Но направление образующих в диагональных треугольниках не является ни их определяющим свойством, ни определяющим инструментом прогнозирования. Определяющими признаками являются: пересечение уровня вершины первой волны четвёртой волной; и в какой из движущих волн – в первой, третьей или пятой формируется удлинение.

В классическом варианте интересны только графические представления движущей волны и неудавшейся пятой волны. Однако, в описании неудавшейся пятой обсуждается лишь как её называть: Truncated fifth или Failure fifth. Но ни слова о месте её положения, как волны завершающей глобальные циклы, или принципе подтверждения её формирования по
скорости последующего разворота.

Логическая схема по теме «Механические волны».


Поперечные волны.

Продольные волны .

Плоская волна.

Сферическая волна.

  • Возникает упругая деформация сдвига.

  • Объем тела
не меняется.

  • Силы упругости стремятся вернуть тело в исходное положение. Эти силы и вызывают колебания среды.

  • Сдвиг слоев друг относительно друга в жидкости и газе не приводит к появлению сил упругости, следовательно ПВ возникают только в твердых телах.

  • Возникают при деформации сжатия.

  • Силы упругости возникают в твердых телах, жидкостях и газах . Эти силы вызывают колебания отдельных участков среды, поэт. Пр.В. распространяются во всех средах.

  • В твердых телах скорость распространения больше.

n

  • Колебания распространяются в виде волн в направлении нормали к пластине.

  • Поверхности равной фазы наз. волновыми поверхностями.

  • Линия, нормальная к волновой поверхности, наз. лучом.

  • Под направлением распространения волн понимают направления лучей.

  • Лучи для плоских волн-
параллельные прямые.

Вдоль лучей происходит перенос энергии.


У ПВ размеры волновых поверхностей по мере удаления от источника не меняются, поэтому энергия не рассеивается, а амплитуда уменьшается только за счет трения.

Возникает, если поместить в среду пульсирующую сферу.

  • Лучи- продолжения радиусов.


  • Амплитуда убывает по мере удаления от источника.

  • Энергия, излучаемая источником, равномерно распределяется по поверхности сферы, радиус которой увеличивается по мере возрастания волны.


Урок 1. «Механические волны».

Рассказ. Все мы видели волны на поверхности воды. Как их можно изобразить? Как же возникает волна?

Среда, в которой возникает волна состоит из частиц. Частицы приходят в колебательное движение.

Рассмотрим процесс передачи колебаний от точки к точке при распространение некой волны. Для этого обратимся к рисунку, на котором показаны различные стадии процесса распространения поперечной волны через 1/4Т.

На рисунке- цепочка шариков, символизирующих частицы среды. Пусть между шариками, как и между частицами среды, существуют силы взаимодействия, в частности при удалении возникает сила притяжения.

Если первый шарик вывести из равновесия, т.е. заставить двигаться вверх и вниз от положения равновесия, то благодаря силам взаимодействия каждый шарик в цепочке будет повторять движение первого, но с запаздыванием. Когда первый шарик пройдет ¼ часть пути полного колебания, максимально отклонившись вверх, четвертый- только начнет движение из положения равновесия. Седьмой отстанет от первого на ½ колебания, десятый- на ¾ колебания, тринадцатый от первого -на одно полное колебание, т.е. будет находиться с ним в одинаковых фазах. Движения этих шариков будут одинаковыми.

Так возникает волна.

Колебания, распространяющиеся в пространстве со временем, называются волной .

Рассмотрим возникновение продольных и поперечных волн.

Пусть пружина закреплена с одного конца. Ударим по другому концу рукой. От удара несколько витков пружины сближаются, возникает сила упругости, под действием которой эти витки начинают расходиться. Как маятник проходит в своем движение положение равновесия, так и витки, минуя положение равновесия, будут продолжать расходиться. В результате в этом месте пружины возникнет уже некоторое разряжение. Если по концу пружины ритмично ударять, то при каждом ударе витки будут сближаться, образуя сгущение, и отходить друг от друга, образуя разряжение, т.е. витки будут колебаться около своего положения равновесия. Эти колебания постепенно передадутся вдоль всей пружины. По пружине побежит волна, так называемая бегущая волна .

Основное общее свойство бегущих волн любой природы- распространяясь в пространстве, они переносят энергию. Так, колеблющиеся витки пружины обладают энергией. Взаимодействуя с соседними витками, они передают им часть своей энергии, благодаря чему вдоль пружины распространяется механическая волна. Такая волна получила название продольной волны , т.к. возникновение волн в пружине происходит вдоль направления распространения волны.

В бегущей волне происходит перенос энергии без переноса вещества.

Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются продольными.

Кроме продольных волн существуют и поперечные . Рассмотрим опыт. Один конец резинового шнура неподвижно закреплен, другой приводится в колебательное движение в вертикальной плоскости рукой. Благодаря силам упругости, возникающим в шнуре, колебания будут распространяться вдоль шнура. В нем возникнут волны, причем колебания частиц шнура происходит перпендикулярно распространению волн.

Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения, называются поперечными.

Различают еще плоские и сферические волны. Запишем с помощью таблицы, какие различают виды волн и что они собой представляют, при каких условиях и где возникают.

Урок 2. «Физические величины, характеризующие волны».

Рассказ. Вспомним, как возникает волна. (Из материала прошлого урока)…

Изобразим волну и свяжем с ней систему координат. Если по вертикальной оси отложить смещение частиц от положения равновесия, а по горизонтальной оси расстояние на которое распространяется волна, то можно показать следующие характеристики волны: амплитуду и длину волны.

Амплитуда- максимальное смещение частиц от положения равновесия.

Длина волны- расстояние между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

Длина волны обозначается греческой буквой λ («ламбда»).

Построим еще один график волны, где по вертикальной оси покажем смещение, а по горизонтальной- время распространение волны, тогда можно увидеть на графике период волны, т.е. время одного полного колебания.

Поскольку период колебаний связан с частотой зависимостью Т=1/ν, то длину волны можно выразить через скорость волны и частоту:

λ=V/ν

V=λ/Т V=λν

Конспекты уроков.

Урок1. . «Механические волны».

Тип урока: введение в тему, объяснение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с понятием механических волн, их основными видами и механизмом их возникновения и распространения.

Задачи

Образовательные:


Воспитательные:

Развивающие:




Технические средства:

Компьютер;


- мультимедиапроектор;
- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации;
- демонстрационный экран

Информационные технологии:


  • мультимедийные демонстрации

  • использование анимацией с Интернет-сайтов
Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке



Актуализация темы

3-6 мин

Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам



Приобретение новых знаний

7-20 минут



Изложение нового материала в форме диалога с учащимися

Физическая и эмоциональная разгрузка

5 минут

Физические упражнения, имитирующие распространение волн

Организация разгрузки и комментирование действий учащихся

Закрепление новых знаний

5-7 минут

Вопросы по теме урока.

Контроль деятельности учащихся

Подведение итогов урока, выставление оценок,

задание на дом



3-5 минут





1. Организация работы.

2. Актуализация знаний. Прежде чем перейти к знакомству с новой темой, давайте вспомним, что знаем о механических колебаниях и какими величинами характеризуется колебательное движение.

Все мы видели волны на поверхности воды.

Вспомните строки из поэтических произведений, где упоминались бы волны.

Например:

“А волны все выше, а волны все круче, а волны уходят под самые тучи” (К.Чуковский)

“На берегу пустынных волн, стоял он, дум высоких полн” (А.С.Пушкин)

“Волны катятся одна за другою c плеском и шумом глухим” (М.Ю.Лермонтов)

Волны в живописи:

(Картина символизирует быстрый рост карьеры, волны активные - подъем по...)

Вопрос учителя: Какой из художников, изображавших море, вам известен?

Айвазовский.

Как называется самая известная картина Айвазовского?

-“Девятый вал”.

..Айвазовский К.А., "Девятый вал " 1850 г

В 1898 году Айвазовский И.К. написал картину "Среди волн ", которая почти повторяет Девятый вал. .

Волны на планете Земля

На экране демонстрируются фотографии цунами и барханов. Обсуждается вопрос о том, что движение песка в пустыне тоже подчиняется законам распространения волн.

Прибытия разрушительного цунами .

Изложение нового материала. (В соответствие с логической схемой).

Сопровождается показом к/ф «Продольные и поперечные волны»-5мин.

Ученики делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в различных средах и записывают это в своих тетрадях.

Виды упругих волн.

Демонстрируется волна на поверхности жидкости. Учитель обращает внимание на то, что она не является ни продольной, ни поперечной.

Ученики записывают в тетрадь таблицу видов волн.

Проблемный вопрос

Учитель ставит перед классом проблему: а происходит ли перенос вещества при распространении волн?

Как правило, мнения разделяются. Учитель предлагает классу поставить “эксперимент на себе”.

4. Физическая и эмоциональная разгрузка.

Класс разбивается на 2-3 группы. Ученики выстраиваются в шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает “волна”, которую наблюдают учащиеся. Вторая группа учащихся моделирует другой вид волны.

Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества . Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.

Таким образом, при проведении своеобразной “физкультминутки” полученные знания закрепляются.

5. Закрепление новых знаний –фронтальный опрос.

(демонстрация контрольных вопросов на экране)

На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна?

Продольная волна возбуждается :

А. В твердых телах


Б. В жидкостях
В. В газах

Поперечная волна возбуждается :

А. В твердых телах.


Б. В жидкостях.
В. В газах.

В продольных волнах колебания распространяются

А. В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны.


Б. В направлении распространения волны.

В поперечных волнах колебания распространяются

А. В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны


Б. В направлении распространения волны

6. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Домашнее задание.

По учебнику:

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, «Физика – 9» §§ 31, 32, записи в тетради. Повторить основные характеристики гармонических колебаний: период, частота, амплитуда, фаза.

Урок 2. «Физические величины, характеризующие волны».

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный.

Цель: ознакомить с основными характеристиками волн- скорость распространения, длина волны, частота волны.

Задачи

Образовательные:


  • Получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.
Воспитательные:

  • Закрепление умений индивидуальной работы.
Развивающие:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Выработка умений работать с дополнительными источниками информации.

  • Установление межпредметных связей.
Технические средства:

Компьютер;


- мультимедиапроектор;
- фото- и видеоматериалы;
- демонстрационный экран

Информационные технологии:


  • мультимедийные демонстрации

Ход урока:


Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока и порядка работы на уроке

Актуализация темы

6-8 мин

Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по предыдущей теме урока

Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы

Приобретение новых знаний

7-15 минут

Восприятие и запись нового материала

Изложение нового материала в форме рассказа

Физминута

1 мин

Выполнение физупражнений

Упражнения направлены на снятие усталости мышц спины, глаз.

Закрепление новых знаний

10-12 минут

А) Решение задач

Б) Упр. 28- устное решение.


Решаем вместе

Подведение итогов урока, выставление оценок.

задание на дом



3-5 минут

Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник

Анализ урока. Домашнее задание, комментарий его, выставление оценок.

1. Организация работы. Объявление темы урока, порядка проведения урока.

2. Актуализация знаний.

а) Беседа по логической схеме, отражающей материал прошлого урока.

б)Фронтальный опрос.

Что такое период и частота? Как эти величины между собой связаны?

Что такое амплитуда, фаза колебаний? Каков график колебательного движения?

3. Приобретение новых знаний. Рассказ (см. выше приложение). Продолжение логической схемы с записью в тетради.

4. Закрепление новых знаний.


Упр. 28 устно.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Домашнее задание.

По учебнику:

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, «Физика– 9», повт. §§ 31, 32, опираясь на логическую схему; §33, упр. 28 письменно.

Урок 3. Решение задач «Механические волны».

Задачи урока: сформировать умения решать задачи на использование формул расчета длины волны, периода, связи скорости волн и частоты.

Материалы к уроку:

Задачи среднего уровня.




Задачи достаточного уровня


1. а) Почему в жидкой и газообразной средах не возникают поперечные волны?

б) В бегущей поперечной волне скорость частицы А направлена вверх. В каком направлении движется волна?




2. а) Почему в твердых телах могут распространяться поперечные и продольные волны?

б) Поперечная волна движется вправо, в каком направлении движутся частицы А и В ?




3. а) В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?

б) В каком направлении смещается частица В, указанная на рисунке, в поперечной волне, движущейся влево?




2. На рисунке изображена поперечная волна в некоторый момент времени. Скорость волны 20 м/с . Чему равна в начальный момент скорость точки С ? Чему равен модуль координаты y точки А через 0,25 с ? В одинаковом или противоположном направлениях в начальный момент движутся точки А и В ?



3. В чем отличие графика волнового движения от графика колебательного движения? Определите направление движения поперечной волны, если частица С имеет направление скорости, указанное на рисунке.


Отчет о проведение 2-х занятий.

В ходе проведенных 2-х уроков по темам «Механические волны» и «Физические величины, характеризующие волны» использован системно- логический подход, который позволил сделать доступным и легко усвояемым материалы уроков. На данных уроках он реализовывался в виде логической схемы. На первом уроке имела место и таблица (элемент системно- функционального подхода) с видами волн, которая явилась, в данном случае, частью логической схемы и позволила выделить элементы знаний в изучаемом материале.

Помимо знакомства с поперечными и продольными волнами учащимся, с целью расширения кругозора, была предложена информация о плоских и сферических волнах, которая так же содержалась в логической схеме.

Начало разговора о волнах- строки из литературных произведений классиков и картины известных художников с изображением волн, которые в качестве заставок с помощью компьютерной техники использовались и на последующем уроке при решение задач.

Объяснение нового материала на уроках проходило в форме эвристической беседы и рассказа.

Физминута, проведенная на первом уроке, несла функцию не только физической и эмоциональной разгрузки, но и одновременно с этим разрешала поставленную учителем проблему «А происходит ли перенос вещества при распространение волны?» В ходе разрешение данной проблемы еще и постановка эксперимента.

Закрепление полученных знаний проходило в виде фронтального опроса с применением ИКТ и решения задач учителем с привлечением учащихся, устным решением задач учениками с последующей их записью дома.

В результате 2-х уроков большинство учащихся без особого труда усвоили вводный материал «Механические волны» и умеют самостоятельно воспроизводить логическую схему, строя по ней рассказ. Меньшая часть класса основные моменты темы отражает достаточно успешно по готовой схеме. Чуть более длительному заучиванию подлежала информация о видах волн, размещенная в таблице. Однако, размещение информации таково, что хорошо бросаются в глаза отличительные признаки видов волн.

Учащиеся научились работать с графиками волн: определять величины, характеризующие волну, применять данные графиков для нахождения других, неизвестных параметров волны.

Использование данных подходов при изучении материала реализовали в достаточной мере системность, прочность, доступность в овладение и усвоение информации, стимулировали и активизировали познавательную деятельность, способствовали развитию речи в процессе рассказа по логической схеме.

Вариант№1
1.Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?
А) энергии – нет, вещества –да;
Б) энергии и вещества – да;
В) энергии – да, вещества – нет.
2. Период колебания частиц воды равен 2с, а расстояние между соседними гребнями волн равно 6м. Определите скорость распространения этих
волн.
А) 3м/с
Б) 12м/с
В) 1/3м/с
3. В чем отличие графика волнового движения от графика колебательного движения?
А) график колебательного движения изображает положение различных точек среды в один и тот же момент времени, а график волнового
движения – одной и той же точки в различные моменты времени;
Б) график колебательного движения изображает положение одной и той же точки в различные моменты времени, а график волнового движения –
различных точек среды в один и тот же момент времени;
В) графики волнового и колебательного движений изображают положение одной и той же точки в различные моменты времени.
4. В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?
А) в газообразных телах;
Б) в жидкостях;
В) в твердых телах.
5.От каких физических величин зависит скорость распространения волны?
А) от длины волны;
Б) от частоты колебаний волны;
В) от среды, в которой распространяется волна, и ее состояния.
6. От каких физических величин зависит частота колебаний волны?
А) от скорости распространения волны;
Б) от длины волны;
В) от частоты вибратора, возбуждающего колебания.
7. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?
А) 5Гц;
Б) скорости одинаковы;
В) 10 Гц.
Вариант №2
1.Расстояние между ближайшими гребнями волн равно 6 м. скорость распространения волны 2 м/с. Какова частота ударов волн о берег?
А) 1/3 Гц;
Б) 3 Гц;
В)12 Гц.
2. Определите наименьшее расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах, если волны распространяются со
скоростью 10 м/с, а частота колебаний равна 50 Гц?
А) 1,5м;
Б) 2м;
В) 1 м.
3. В каких упругих телах могут возникнуть продольные волны?
А) только в газах;
Б) только в жидких средах;
В) в твердых, жидких и газообразных телах.
4. Происходит ли перенос вещества при распространении поперечной волны?
А) нет;
Б) да;
В) только при больших скоростях распространения волны.
5. От каких физических величин зависит длина волны в одинаковых средах?
А) только от скорости распространения волны;
Б) от скорости распространения волны и частоты вибратора;
В) только от частоты вибратора.
6. Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний равна 500 Гц.
А) 3м;
Б) 1/3м;
В)750000м
7. Две волны распространяются в одной и той же среде, первая имеет длину 5м, а вторая – 10м. Одинаковы ли частоты вибраторов,
возбуждающих эти волны?
А) частоты вибраторов равны;
Б) частота первого вибратора меньше в 2 раза;