Конспект урока и презентация по биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких". Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Докучаева Елена Ивановна

учитель биологии


ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Урок по биологии и английскому языку на тему:

"Органы дыхания: строение и функции"

Цели урока:

    Образовательные:

      изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

      раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

      научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)

      развить навыки монологической речи

      отработка конструкции «I have …»

      изучить, как дышать правильно.

    Развивающие:

      продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

      развивать память, внимание, мышление;

    Воспитательные:

      воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

      провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)

      научить работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя биологии:

1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

    Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)

    Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пут и Дыхательная часть

    Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

3. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

4. Бронхи

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

    Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха .

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]

["brɔŋkaɪ]

["lærɪŋks]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

      The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

      Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

      Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.

      Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

    группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.

    группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

    группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

      Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

XI . Домашнее задание

Выучить слова, практиковать полное дыхание

О рганы дыхания (organs of respiratory system)

Воздухоносные пути Орган дыхания

    Нос легкие

a nasal cavity lungs

(a nose)

    Гортань

a larynx

(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)

    Трахея

a trachea

    Бронхи

bronchi ( a bronchus )

    Ротовая полость – an oral cavity

[" br ɔŋ ka ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ l ʌŋ z ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

1 группа:

the

nose

we

must

through

breathe

moistens

in

a

cavity

cleans

nasal

the

air

and

warms

    группа :

    группа:

for

is

lungs

dangerous

smoking

4 группа:

throat

the

vocal

in

codes

there

are

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии

МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Цель урока:

Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.

Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)

На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Строение и функции органов дыхания.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Решение биологических задач

IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.

V. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Строение и функции органов дыхания.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?

2.Как возникают звуки речи?

3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?

4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.

Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:

Мальчики 13-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .

Девочки 8-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .

Форма отчётности:

Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.

Сделайте выводы:

1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?

2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.

3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.

4) Результаты запишите в лист с работой.

Огласите результаты проведённой работы.

Показатели ЖЁЛ подростков

Возраст (лет)

ЖЁЛ мальчиков

ЖЁЛ девочек

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:

Максимально вытянуть вверх руку с шариком

На этой высоте переложить шарик в другую руку

На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.

Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)

1.Первая помощь утопающему

2.Помощь при удушении, заваливанию землей

3.Клиническая и биологическая смерть

4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика

Заболевания

курильщиков

Из всего сказанного какой следует вывод?

Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)

Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)

    Подведение итогов урока

По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!

(звучит музыка)

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»

Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.

Выставление оценок за работу в группах.

Литература.

Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.

Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.

Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.

Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.

В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 2

Фамилия Имя ученика

Лабораторная работа

Строение и функции органов дыхания.

Первая помощь

Памятка руководителю группы

Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.

Выполнение лабораторной работы:

Прочти ход выполнения работы;

Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;

Сделай выводы по работе;

Огласи полученные результаты.

Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.

Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.

Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

"+" - полный правильный ответ

"+" - правильный, но не совсем точный ответ

"?" - неполный ответ

"^" – дополнение

Приложение 3

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих в себя газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода. Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой. (Система органов дыхания, система газообмена) состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и парных лёгких , в которых собственно и происходит газообмен (насыщение крови кислородом и выведение углекислого газа)

Человек дышит, поглощая из атмосферного воздуха кислород и выделяя в него углекислый газ. Каждой клетке для жизнедеятельности нужна энергия. Источник этой энергии распад и окисление органических веществ, входящих в состав клетки. Белки, жиры, утлеводы, вступая в химические реакции с кислородом, окисляются («сгорают»). При этом происходит распад молекул и освобождается заключенная в них внутренняя энергия. Без кислорода невозможны обменные превращения веществ в организме.

Запасов кислорода в организме человека и животных нет. Ею непрерывное поступление в организм обеспечивает система дыхания (система органов дыхания). Накопление значительных количеств углекислого газа в результате обмена веществ вредно для организма. Удаление из организма СО 2 также осуществляется органами дыхания.

Органы дыхания

Орган Строение Функция
Носовая полость Выстлана реснитчатым эпителием; в глубине располагается орган обоняния - группа нервных клеток, воспринимающих запахи Очистка, увлажнение, согревание воздуха, восприятие запахов
Носоглотка Пространство между носовой и ротовой полостью, выстланное реснитчатым эпителием Увлажнение воздуха
Гортань Группа хрящей, соединённых связками (самые крупные - щитовидный хрящ и надгортанник) и образующих голосовую щель Проведение воздуха, образование звука; надгортанник при глотании закрывает вход в гортань
Трахея (трубка 10-12 см) Хрящевые полукольца, соединённые связками; внутренняя поверхность выстлана реснитчатым эпителием, выделяющим слизь Проведение воздуха, дополнительная очистка воздуха от пыли и микроорганизмов
Бронхи Сеть трубочек, состоящих из хрящевых колец; ветвится в каждом лёгком Проведение воздуха
Лёгкие. Плевра Соединительнотканная сумка на поверхности лёгкого, заполненная жидкостью; состоит из двух слоёв, между которыми располагается плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью За счёт отрицательного давления в плевральной полости осуществляется растягивание лёгких при вдохе; плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании
Лёгкие. Альвеолы Пузырьки, состоящие из одного слоя эпителиальных клеток и густо опутанные сетью капилляров Газообмен путём диффузии кислорода и углекислого газа через стенки капилляров за счёт разницы концентрации этих газов в капиллярах и альвеолах

Жизнедеятельность органов дыхания

Значение дыхания:

  • обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных процессах
  • образование и удаление из организма избытка углекислого газа
  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Это конспект по теме «Дыхание. Система дыхания» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 3- документ Microsoft Office Word ).

Цель урока (флипчарт, страница 2) :

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В. , ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

II .Актуализация знаний:

III . Мотивация

I IV . Изучение н/м:

V . Закрепле

ние

VI . Выводы

VII . Подведе

ние итогов урока.

VIII . Д/З:

VIII .

Рефлексия:

Урок – интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет.

Решение биологической задачи (флипчарт, страница 3) :

(Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает биологическую задачу).

А) Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему?

Б). Римский поэт Овидий писал : "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.
В). Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

(флипчарт, страница 4).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.

(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).

Учитель: люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

(флипчарт, страница 5).

После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:

    Но для чего мы дышим?

    Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».

Цели урока: (флипчарт, страница 6).

1. А знаете ли вы …(флипчарт, страница 7).

что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок - около двух (примерно 400 мл). У взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.

2. Работа с терминами (флипчарт, страница 8).

Основные термины и понятия на уроке.

Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.

3. Значение дыхания (флипчарт, страница 9).

используя материал на стр. 163 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

Образование и удаление СО 2

Обеспечение организма

кислородом


Значение дыхания


Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности


Беседа с классом:

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия

Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?

Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.

Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


4). Строение и функции дыхательной системы (флипчарт, страница 10).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.

А). Биологическая задача:

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ.

Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).


Б). Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 11).

В). Задание:

По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы постараемся, заполните таблицу. Перечертите её, пожалуйста.

(Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это время урока).

Таблица «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции


Г). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка

а). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 12).

«Без носа человек чёрт знает что

птица не птица, гражданин не гражданин,

Просто возьми да и вышвырни за окошко!»

Н.В.Гоголь.

А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:

    Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

(Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания).

    Какие функции выполняет нос?

(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участие в речи и мимики).

Это интересно…

    Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.

    Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.

    У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.

б). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 13).

Видеофрагмент «Чихание и кашель».

в). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

(флипчарт, страница 14).

Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами , а затем в глотку , с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.

г). Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Д)) Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 15).

а). Строение гортани.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 164 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

    Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).

    Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).

    Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).

Учитель: гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.

б). Наблюдения (флипчарт, страница 16).

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

1.Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

2. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).


в). Образование звука (флипчарт, страница 17).

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

    Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

    Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Проблемный вопрос : Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).

Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Запись крика Тарзана

    Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек).

    При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

    Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.

а). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 19).

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха ( от греч. «бронхос » - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками , в которых происходит газообмен.

б). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).

    Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

    При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

флипчарт, страница 21).

    Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 24).

Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания... ... при выдыхании воздуха возникает... . ... голоса зависит от длины ... ... . У женщин они..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда... .

    Проверь себя (флипчарт, страницы 22,23).

(флипчарт, страница 24).

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.

2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

(Оценивание учащихся за урок, за тест).

флипчарт, страница 25).

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание:

В каких случаях затрудняется дыхание? Каковы последствия этого нарушения?

Разработайте свод правил по гигиене дыхания.

флипчарт, страницы 26.

    Кто сегодня получил отметку «5»?

    Кто получил «4»?

    Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

    Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют с амоанализ деятельности на уроке и самооценк у

Литература и интернет- ресурсы.

ПП

ЧП

ПП

НО

ИП

ЧП

ЧП

ПП

НО

ИП

ИП

ИП

ПП

НО

НО

ИП

ПП

ИП

НО

ПП

ПП

НО

ИП

Коллек

Работа в группах

Работа в парах

Работа в парах

Коллект

Работа в группах

Работа в группах

Фронтал

Работа в парах

Индивид

Работа в группах

Коллект

Индивид

Работа в парах

Индивид

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Коллект

Работа в парах

Работа в парах

Индивид

Коллект

Индивид

Индивид

Индивид

Приложение из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» (ISBN 978-601-7438-01-2),

Таблица «Строение и функции органов дыхания».

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание

вдыхаемого воздуха,

задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса : верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

    легочная плевра

    пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при

дыхании

Список использованных источников

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

Интернет - ресурсы:

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www . yandex . ru -поиск -картинки

3. www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4. www . kiwi . kz < http :// www . kiwi . kz > - видео файлы

5.< http :// mirbiologii . ru /8- klass >

6.< http :// www . uchportal . ru >

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

Класс: 8

Тема урока: Значение дыхания. Строение органов дыхания.

Цели урока:

Образовательные:

    дать понятие значения дыхания как важного процесса для жизни;

    знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

Развивающие:

    умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

    развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;

    решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Чихание и кашель»,

«Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2).

Ход урока:

I . Орг. момент.

II . Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Дыхательная система»).

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

1. Дыхание – совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и ОС и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода.

2. Значение дыхания:

Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно – восстанови-тельных процессах;

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии;

Образование и удаление углекислого газа;

Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов.

3. Дыхательная система : легкие и воздухоносные пути – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Работа в группах по заданию, используя материал параграфа 37 под редакцией Р. Алимкулова, заполните таблицу «Строение и функции органов дыхания»:

Название отдела

Строение

Функции

Полость носа

Гортань

Трахея и бронхи

Легкие

Плевра

4. Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она равняется 3500 куб. см.ЖЕЛ измеряется при помощи прибора спирометра.

Выполнение л/р. 9 (6): Измерение ЖЕЛ.

5. Глубины и частоты дыхания от

Нейро - гуморальной регуляции;

Парционального давления кислорода в атмосфере;

Возраста и пола.

Физической нагрузки;

Физического состояния человека.

6. Регуляция дыхания

Нервная регуляция

Непроизвольная регуляция Произвольная регуляция

частоты и глубины дыхания частоты и глубины дыхания

осуществляется

Дыхательным центром продолговатого корой больших полушарий

Воздействие на холодовые, болевые и Мы можем произвольно ускорить

другие рецепторы может приостановить или остановить дыхание

Гуморальная регуляция

Частоту и глубину дыхания

ускоряет замедляет

Избыток СО2 Недостаток СО2

7. Болезни органов дыхания: рак легких, туберкулез, бронхит, ОРВИ, воспаление легких, бронхиальная астма, аллергический ринит, грипп.

8. Факторы, негативно влияющие на дыхательную систему:

Экологическое загрязнение атмосферы;

Уничтожение лесов и загрязнение океанов;

Курение (табачный дым и смола;

Неправильное дыхание;

Возбудители инфекционных заболеваний.

9. Условия правильного дыхания:

Глубокое, ритмичное дыхание через нос;

Для полной вентиляции легких при дыхании используют грудную клетку и диафрагму;

Для облегчения дыхания следить за правильным положением тела во время стояния и сидения;

Проветривать помещения;

Воздух в помещениях не должен быть пыльным, слишком сухим или слишком сырым.

Ш. Закрепление:

1. Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Почему?

2. Римскийпоэт Овидий писал: «Пока дышу, надеюсь». О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.

3 . Объясните слова Маяковского:

Нельзя человека закупорить в ящик.

Жилище проветривай лучше и чаще…

4. Решите задачу: Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

5. Ответьте письменно на вопрос:

Как связано строение лёгких с выполняемой ими функцией?

6). Объясните:

    Почему трахея имеет полукольца, а бронхи кольца из хрящевой ткани?

    Как вы считаете , почему у курящих людей часто бывают хриплые голоса?

взрослых?

    Почему при расстройстве дыхания останавливается сердце?

    Почему М.Ломоносов и Э.Золя считали производственную пыль особенно опасной? Мотивируйте свой ответ.

7). Работа с рисунками:

А) . Рассмотрите рис 1 «Органы дыхания», что обозначено на нём цифрами

1- 11.Ответьте письменно: почему следует дышать через нос?

Рис 1 «Органы дыхания».

Б). Рассмотрите рис 2 «Строение гортани», что обозначено на нем цифрами 1 -5. Как вы думаете, почему нельзя громко кричать?

Рис 2 «Строение гортани».

8. Впишите в текст вместо пропусков нужные слова / в нужном падеже/, указанные в скобках:

(гортань, звук, глотка, громкость, рот, тембр, нос, высота).

9 . Восстановите текст:

Б, О, Ь, Д, О, Р, Д,О, Е

Как вы можете это объяснить?

10 . Выпишите номера неправильных суждений:

1. Воздухоносные пути начинаются носовой полостью.

2. Дыхательный центр расположен в мозжечке.

3. Вдох осуществляется без затрат к энергии.

4. Из гортани воздух проходит в трохею.

5. Лёгкие относятся к воздухоносным путям.

6. Заикание – нервное заболевание.

7. Возбудителем туберкулёза является палочка Коха.

8. Во время выдоха объём грудной клетки уменьшается.

Д/З: конспект.

Объясните смысл поговорки:

«Когда я ем, я глух и нем». Почему пища не попадает в гортань?

Приложение к уроку

«Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название отдела

Строение

Функции

Полость носа

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка обильно снабжена кровено-сными сосудами и покрыта мерцатель-ным эпителием, имеющих железы.

Обоняние. Согревание (или охлажде-ние) и увлажнение воздуха. Задерживание и удаление пыли. Рефлекторное чихание. Уничтожение бактерий.

Гортань

Хрящи: щитовидный, надгортанный, черпаловидный и др. Между черпало-видным и щитовидным хрящами натя-нуты хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи.

Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

Трахея и бронхи

Трубка длиной 10 – 12см с хрящевыми полукольцами. Задняя стенка эластич-ная, граничит с пищеводом. В нижней части трахея разветвляется на два гла-вных бронха. Изнутри трахея и бронхи выстланы слизистой оболочкой.

Обеспечивают свободное прохождение воздуха.

Легкие

Парный орган. Мелкие бронхи, бронхиолы, легочные пузырьки (альвеолы). Стенки альвеол образованы однослойным эпителием и густой сетью капилляров.

Газообмен через альвеоло – капил-лярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает м.о., попавшие в легкие.

Плевра

Снаружи каждое легкое покрыто двумя листами соединительнотканной оболочки: легочная плевра прилегает к легким, пристеночная плевра к грудной полости. Между двумя листами плевры находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.

За счет отрицательного давления в плевральной полости

Осуществляется растягивание легких при вдохе. Плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании.