Полная биография александра невского. Александр Невский: краткая биография


Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), а позднее великий князь Киевский (1249-1263), а затем и Владимирский (1252-1263), Александр Ярославич, известный в нашей исторической памяти как Александр Невский, – один из самых популярных героев истории Древней Руси. Конкурировать с ним могут разве что Дмитрий Донской и Иван Грозный. Большую роль в этом сыграли гениальный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», оказавшийся созвучным событиям 40-х годов прошлого века, а в последнее время еще и конкурс «Имя Россия», в котором князь одержал посмертную победу над другими героями русской истории.

Немаловажно и прославление Русской Православной Церковью Александра Ярославича как благоверного князя. Между тем всенародное почитание Александра Невского как героя началось лишь после Великой Отечественной Войны. До этого даже профессиональные историки уделяли ему гораздо меньше внимания. Например, в дореволюционных общих курсах истории России зачастую вообще не упоминается Невская битва и Ледовое побоище.

Сейчас критическое и даже нейтральное отношение к герою и святому воспринимается многими в обществе (и в профессиональных кругах, и среди любителей истории) очень болезненно. Тем не менее, среди историков продолжаются активные споры. Ситуация осложняется не только субъективностью взгляда каждого ученого, но и чрезвычайной сложностью работы со средневековыми источниками.


Всю информацию в них можно поделить на повторяющуюся (цитаты и парафразы), уникальную и проверяемую. Соответственно доверять этим трем видам информации нужно в разной степени. Помимо всего прочего, период примерно с середины XIII по середину XIV века профессионалы иногда называют «темным» именно из-за скудности источниковой базы.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть, как историки оценивают события, связанные с Александром Невским, и какова, по их мнению, его роль в истории. Не слишком углубляясь в аргументацию сторон, все же приведем основные выводы. Кое-где для удобства мы разделим часть нашего текста о каждом крупном событии на два раздела: «за» и «против». На самом деле, конечно, по каждому конкретному вопросу разброс мнений гораздо больше.

Невская битва


Невская битва произошла 15 июля 1240 года в устье реки Невы между шведским десантом (в составе шведского отряда была еще небольшая группа норвежцев и воины финского племени емь) и новгородско-ладожской дружиной в союзе с местным племенем ижора. Оценки этого столкновения, как и Ледового побоища, зависят от интерпретации данных Новгородской первой летописи и «Жития Александра Невского». К сведениям в житии многие исследователи относятся с большим недоверием. Расходятся также ученые и в вопросе о датировке этого произведения, от чего сильно зависит реконструкция событий.

За
Невская битва – довольно крупное сражение, имевшее большое значение. Некоторые историки говорили даже о попытке экономической блокады Новгорода и закрытия выхода к Балтике. Шведами руководил зять шведского короля, будущий ярл Биргер и/или его двоюродный брат ярл Ульф Фаси. Внезапное и быстрое нападение новгородской дружины и воинов ижоры на шведский отряд предотвратило создание опорного пункта на берегу Невы, а, возможно, и последующее нападение на Ладогу и Новгород. Это был переломный момент в борьбе со шведами.

В битве отличились 6 воинов новгородцев, подвиги которых описаны в «Житии Александра Невского» (есть даже попытки связать этих героев с конкретными людьми, известными по другим русским источникам). В ходе сражения юный князь Александр «возложил печать на лицо», то есть ранил в лицо полководца шведов. За победу в этой битве Александр Ярославич впоследствии получил прозвище «Невский».

Против
Масштаб и значение этой битвы явно преувеличены. Не о какой блокаде речь идти не могла. Стычка явно была мелкая, так как, если верить источникам, в ней со стороны Руси погибло 20 или менее человек. Правда, речь может идти только о знатных воинах, но это гипотетическое предположение недоказуемо. Шведские источники вообще не упоминают Невскую битву.


Характерно, что первая большая шведская хроника – «Хроника Эрика», которая была написана значительно позже этих событий, упоминающая многие шведско-новгородские конфликты, в частности уничтожение шведской столицы Сигтуны в 1187 году карелами, подстрекаемыми новгородцами, об этом событии умалчивает.

Естественно, о нападении на Ладогу или Новгород речь тоже не шла. Точно сказать, кто руководил шведами, нельзя, но Магнус Биргер, судя по всему, во время этой битвы был в другом месте. Сложно назвать действия русских воинов быстрыми. Точное место сражения неизвестно, но находилось оно на территории современного Петербурга, а от него до Новгорода 200 км по прямой, а по пересеченной местности идти дольше. А ведь надо было еще собрать новгородскую дружину и где-то соединиться с ладожанами. На это потребовалось бы как минимум месяц.

Странно, что шведский лагерь оказался плохо укреплен. Скорее всего, шведы собирались идти не вглубь территории, а крестить местное население, для чего при них были священнослужители. Этим и определяется большое внимание, уделенное описанию данного сражения в «Житии Александра Невского». Рассказ о Невской битве в житии в два раз длиннее, чем о Ледовом побоище.

Для автора жития, задача которого не описать подвиги князя, а показать его благочестие, речь идет, прежде всего, не о военной, а о духовной победе. Вряд ли можно говорить об этом столкновении как о переломном моменте, если борьба между Новгородом и Швецией продолжалась еще очень долго.

В 1256 году шведы снова попытались укрепиться, на побережье. В 1300 году им удалось построить на Неве крепость Ландскрону, но через год они ее оставили из-за постоянных набегов противника и тяжелого климата. Противостояние шло не только на берегах Невы, но и на территории Финляндии и Карелии. Достаточно вспомнить зимний финский поход Александра Ярославича 1256-1257 гг. и походы на финнов ярла Биргера. Таким образом, в лучшем случае можно говорить о стабилизации ситуации на несколько лет.

Описание битвы в целом в летописи и в «Житии Александра Невского» не следует воспринимать буквально, так как оно насыщено цитатами из других текстов: «Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Евгениева деяния», «Троянских сказаний» и т.д. Что касается поединка князя Александра с предводителем шведов, то практически такой же эпизод с ранением в лицо есть в «Житии князя Довмонта», так что этот сюжет, скорее всего, переходящий.


Некоторые ученые считают, что житие псковского князя Довмонта написано раньше жития Александра и, соответственно, заимствование произошло оттуда. Роль Александра неясна и в сцене гибели части шведов на другом берегу реки – там, где дружине князя было «непроходно».

Возможно, противник был уничтожен Ижорой. В источниках говорится о гибели шведов от ангелов Господних, что очень напоминает эпизод из Ветхого завета (19-ая глава Четвертой Книги Царств) об уничтожении ангелом ассирийского войска царя Сеннахирима.

Наименование «Невский» появляется только в XV веке. Что еще важнее, есть текст, в котором так же – «Невскими» – называются два сына князя Александра. Возможно, это были владельческие прозвища, то есть семье принадлежали земли в этом районе. В источниках, близких по времени к событиям, князь Александр носит прозвище «Храбрый».

Русско-ливонский конфликт 1240 - 1242 гг. и Ледовое побоище


Знаменитая битва, известная нам как «Ледовое побоище», произошла в 1242 году. В ней сошлись на льду Чудского озера войска под командованием Александра Невского и немецкие рыцари с подчиненными им эстами (чудь). По этому сражению источников больше, чем по Невской битве: несколько русских летописей, «Житие Александра Невского» и «Ливонская рифмованная хроника», отражающая позицию Тевтонского ордена.

За
В 40-х годах XIII века папство организовало крестовый поход в Прибалтику, в котором участвовали Швеция (Невская битва), Дания и Тевтонский орден. Во время этого похода в 1240 году немцами была захвачена крепость Изборск, а затем 16 сентября 1240 года там было разбито псковское войско. Погибло, если верить летописям, от 600 до 800 человек. Далее был осажден Псков, который вскоре капитулировал.

В результате псковская политическая группировка во главе с Твердилой Иванковичем подчиняется Ордену. Немцы отстраивают крепость Копорье, совершают набег на Водскую землю, подконтрольную Новгороду. Новгородские бояре просят великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича вернуть им на княжение молодого Александра Ярославича, изгнанного «меньшими людьми» по неизвестным нам причинам.


Князь Ярослав сначала предлагает им своего другого сына Андрея, но они предпочитают вернуть Александра. В 1241 году Александр, по-видимому, с войском новгородцев, ладожан, ижор и карелов отвоевывает новгородские территории и берет штурмом Копорье. В марте 1242 года Александр с большим войском, включая суздальские полки, приведенные его братом Андреем, изгоняет немцев из Пскова. Затем боевые действия переносятся на территорию противника в Ливонию.

Немцы разбивают передовой отряд новгородцев под командованием Домаша Твердиславича и Кербета. Основные войска Александра отступают на лед Чудского озера. Там, на Узмени, у Вороньего камня (точное место ученым неизвестно, идут дискуссии) 5 апреля 1242 года и происходит сражение.

Численность войска Александра Ярославича составляет не менее 10 000 человек (3 полка – новгородский, псковский и суздальский). «Ливонская рифмованная хроника» говорит о том, что немцев было меньше, чем русских. Правда, в тексте использована риторическая гипербола, что немцев было меньше в 60 раз.

По-видимому, русскими был осуществлен маневр окружения, и Орден потерпел поражение. Немецкие источники сообщают, что погибло 20 рыцарей, и 6 было взято в плен, а русские источники повествуют о потерях у немцев в 400-500 человек и о 50 пленных. Чуди погибло «бесчисла». Ледовое побоище - крупное сражение, значительно повлиявшее на политическую ситуацию. В Советской историографии было даже принято говорить о «крупнейшем сражении раннего средневековья».


Против
Версия об общем крестовом походе сомнительна. У Запада в тот период не было ни достаточных сил, ни общей стратегии, что подтверждается значительной разницей по времени между действиями шведов и немцев. Кроме того территория, которую историки условно называют Ливонской конфедерацией, не была единой. Здесь находились земли архиепископств Рижского и Дорпатского, владения датчан и Ордена меченосцев (с 1237 г. Ливонского ландмейстерства Тевтонского ордена). Все эти силы находились между собой в очень сложных, зачастую конфликтных отношениях.

Рыцари ордена, кстати, получали лишь треть завоеванных ими земель, а остальное отходило церкви. Тяжелые отношения были и внутри ордена между бывшими меченосцами и прибывшими к ним на подкрепление тевтонскими рыцарями. Политика у тевтонцев и бывших меченосцев на русском направлении была разной. Так, узнав о начале войны с русскими, глава тевтонского ордена в Пруссии Ханрик фон Винда, недовольный этими действиями, отстранил ландмейстера Ливонии Андреаса фон Вёльвена от власти. Новый ландмейстер Ливонии Дитрих фон Грёнинген, уже после Ледового побоища, заключил с русскими мир, освободив все занятые земли и обменяв пленных.

В такой ситуации ни о каком объединенном «Натиске на Восток» не могло быть и речи. Столкновение 1240-1242 гг. – это обычная борьба за сферы влияния, которая то обострялась, то утихала. Помимо всего прочего, конфликт между Новгородом и немцами напрямую связан с псковско-новгородской политикой, прежде всего, с историей изгнания псковского князя Ярослава Владимировича, который нашел пристанище у Дорпатского епископа Германа и пытался вернуть себе престол с его помощью.


Масштабы событий, по-видимому, несколько преувеличены некоторыми современными учеными. Александр действовал осторожно, чтобы не испортить полностью отношения с Ливонией. Так, взяв Копорье, он казнил только эстов и вожан, а немцев отпустил. Захват Александром Пскова – это на самом деле изгнание двух рыцарей фогтов (то есть судей) со свитой (вряд ли больше 30 человек), сидевших там по договору с псковичами. Кстати, некоторые историки считают, что этот договор был фактически заключен против Новгорода.

В целом отношения Пскова с немцами были менее конфликтные, чем у Новгорода. Например, псковичи участвовали в битве при Шауляе против литовцев в 1236 году на стороне Ордена меченосцев. Кроме того, Псков часто страдал от немецко-новгородских пограничных конфликтов, так как немецкие войска, посылаемые против Новгорода, часто не доходили до новгородских земель и грабили более близкие псковские владения.

Само «Ледовое побоище» произошло на землях не Ордена, а Дорпатского архиепископа, так что большая часть войск, скорее всего, состояла из его вассалов. Есть основания полагать, что значительная часть войск Ордена одновременно готовилась к войне с земгалами и куршами. Кроме того, обычно не принято упоминать, что Александр отправил свои войска в «разгон» и «зажитье» то есть, говоря современным языком, грабить местное население. Основной способ ведения средневековой войны – нанесение максимального экономического урона противнику и захват добычи. Именно в «разгоне» немцами был разгромлен передовой отряд русских.

Конкретные подробности битвы реконструировать трудно. Многие современные историки считают, что немецкое войско не превышало 2000 человек. Некоторые историки говорят всего о 35 рыцарях и 500 пехотинцах. Русское войско, возможно, было несколько больше, но вряд ли значительно. «Ливонская рифмованная хроника» сообщает лишь, что немцы использовали «свинью», то есть построение клином, и что «свинья» пробила строй русских, у которых было много лучников. Рыцари сражались храбро, но их победили, а часть дорпатцев бежала, чтобы спастись.

Что касается потерь, то единственное объяснение, почему данные летописей и «Ливонской рифмованной хроники» разнятся, это предположение, что немцы считали только потери среди полноправных рыцарей Ордена, а русские – общие потери всех немцев. Скорее всего, здесь, как и в других средневековых текстах, сообщения о численности погибших очень условны.

Неизвестна даже точная дата «Ледового побоища». Новгородская летопись приводит дату 5 апреля, псковская – 1 апреля 1242 года. Да и было ли оно «ледовым», неясно. В «Ливонской рифмованной хронике» есть слова: « С обеих сторон убитые падали на траву». Политическое и военное значение «Ледового побоища» также преувеличено, особенно в сравнении с более крупными битвами при Шауляе (1236 г.) и Раковоре (1268 г).

Александр Невский и Папа Римский


Одним из ключевых эпизодов в биографии Александра Ярославича являются его контакты с Папой Римским Иннокентием IV. Сведения об этом есть в двух буллах Иннокентия IV и «Житии Александра Невского». Первая булла датирована 22 января 1248 года, вторая – 15 сентября 1248 года.

Многие считают, что факт контактов князя с римской курией очень вредит его образу непримиримого защитника православия. Поэтому некоторые исследователи пытались даже найти для посланий Папы других адресатов. Предлагали либо Ярослава Владимировича – союзника немцев в войне 1240 года против Новгорода, либо литовца Товтивила, княжившего в Полоцке. Однако большинство исследователей считают эти версии необоснованными.

Что же было написано в этих двух документах? В первом послании Папа Римский просил Александра извещать его через братьев Тевтонского ордена в Ливонии о наступлении татар, чтобы подготовиться к отпору. Во второй булле Александру «светлейшему князю Новгорода» Папа упоминает, что его адресат согласился приобщиться к истинной вере и даже разрешил построить в Плескове, то есть в Пскове, кафедральный собор и, возможно, даже учредить епископскую кафедру.


Ответных писем не сохранилось. Но из «Жития Александра Невского» известно, что к князю приезжали два кардинала, чтобы уговаривать его перейти в католичество, но получили категорический отказ. Однако, по-видимому, некоторое время Александр Ярославич лавировал между Западом и Ордой.

Что же повлияло на его окончательное решение? Точно ответить нельзя, но интересным кажется объяснение историка А. А. Горского. Дело в том, что, скорее всего, второе письмо от Папы Римского не застало Александра; он в этот момент был на пути в Каракорум – столицу Монгольской империи. В поездке князь провел два года (1247 – 1249 гг.) и увидел мощь монгольского государства.

Когда он вернулся, то узнал, что Даниил Галицкий, который получил королевскую корону от Папы Римского, так и не дождался обещанной помощи от католиков против монголов. В том же году католик шведский правитель ярл Биргер начал завоевание Центральной Финляндии – земель племенного союза емь, ранее входившего в сферу влияния Новгорода. И, наконец, упоминание католического собора в Пскове должно было вызвать неприятные воспоминания о конфликте 1240 – 1242 годов.

Александр Невский и Орда


Наиболее болезненным моментом в обсуждении жизни Александра Невского являются его отношения с Ордой. Александр действительно ездил в Сарай (1247, 1252, 1258 и 1262 гг.) и Каракорум (1247-1249 гг.). Некоторыми горячими головами он объявляется чуть ли не коллаборационистом, предателем отечества и Родины. Но, во-первых, такая постановка вопроса – явный анахронизм, так как таких понятий даже не было в древнерусском языке XIII века. Во-вторых, за ярлыками на княжение или по другим причинам в Орду ездили все князья, даже Даниил Галицкий, дольше всех оказывавший ей прямое сопротивление.

Ордынцы их, как правило, принимали с честью, хотя летопись Даниила Галицкого оговаривается, что «злее зла честь татарская». Князьям приходилось соблюдать некие ритуалы, проходить через разожженные огни, пить кумыс, поклоняться изображению Чингисхана – то есть делать то, что оскверняло человека по понятиям христианина того времени. Большинство князей и, видимо, Александр тоже, подчинялось этим требованиям.

Известно лишь одно исключение: Михаил Всеволодович Черниговский, который в 1246 году отказался повиноваться, и был за это убит (причислен к лику святых по чину мучеников на соборе 1547 года). В целом события на Руси, начиная с 40-х годов XIII века, нельзя рассматривать в отрыве от политической ситуации в Орде.


Один из самых драматических эпизодов русско-ордынских отношений произошел в 1252 году. Ход событий был следующим. Александр Ярославич едет в Сарай, после чего Батый отправляет войско во главе с полководцем Неврюем («Неврюева рать») против Андрея Ярославича князя Владимирского – брата Александра. Андрей бежит из Владимира в Переяславль-Залесский, где правит их младший брат Ярослав Ярославич.

Князьям удается бежать от татар, но жена Ярослава погибает, дети попадают в плен, а простых людей убито «бесчисла». После ухода Неврюя Александр возвращается на Русь и садится на престол во Владимире. До сих пор идут дискуссии, причастен ли был Александр к походу Неврюя.

За
Наиболее жесткая оценка этих событий у английского историка Феннела: «Александр предал своих братьев». Многие историки считают, что Александр специально ездил в Орду жаловаться хану на Андрея, тем более, что подобные случаи известны по более позднему времени. Жалобы могли быть следующие: Андрей, младший брат, несправедливо получил великое княжение Владимирское, взяв себе отцовские города, которые должны принадлежать старшему из братьев; он не доплачивает дань.

Тонкость тут была в том, что Александр Ярославич, будучи великим Киевским князем, формально обладал большей властью, чем великий князь Владимирский Андрей, но на самом деле Киев, разоренный еще в XII веке Андреем Боголюбским, а затем монголами, к тому времени утратил свое значение, и поэтому Александр сидел в Новгороде. Такое распределение власти соответствовало монгольской традиции, по которой владение отца получает младший брат, а старшие братья завоевывают себе земли сами. В результате конфликт между братьями разрешился столь драматическим образом.

Против
Прямых указаний на жалобу Александра в источниках нет. Исключение – текст Татищева. Но последние исследования показали, что этот историк не использовал, как раньше считалось, неизвестные источники; он не разграничивал пересказ летописей и свои комментарии. Изложение жалобы, по-видимому, является комментарием писателя. Аналогии с более поздним временем – неполные, так как позднее князья, успешно жаловавшиеся в Орде, сами участвовали в карательных походах.

Историк А. А. Горский предлагает следующую версию событий. По-видимому, Андрей Ярославич, опираясь на ярлык на Владимирское княжение, полученный в 1249 году в Каракоруме от враждебной Сараю ханши Огуль-Гамиш, пытался вести себя независимо от Батыя. Но в 1251 году ситуация изменилась.

К власти в Каракоруме при поддержке Батыя приходит хан Мунке (Менгу). Видимо, Батый решает перераспределить власть на Руси и вызывает князей к себе в столицу. Александр едет, а Андрей нет. Тогда Батый посылает войско Неврюя на Андрея и одновременно войско Куремсы на его тестя непокорного Даниила Галицкого. Впрочем, для окончательного разрешения этого спорного вопроса, как обычно, не хватает источников.


В 1256-1257 годах проходила перепись населения по всей Великой Монгольской империи с целью упорядочения налогообложения, однако она была сорвана в Новгороде. К 1259 году Александр Невский подавил новгородское восстание (за что его до сих пор не любят некоторые в этом городе; например, очень жестко о нем высказывался выдающийся историк и руководитель новгородской археологической экспедиции В. Л. Янин). Князь обеспечил проведение переписи и выплату «выхода» (так в источниках называется дань в Орду).

Как видим, Александр Ярославич был очень лоялен по отношению к Орде, но тогда это была политика практически всех князей. В сложной ситуации приходилось идти на компромиссы с необоримой силой Великой Монгольской империи, о которой папский легат Плано Карпини, побывавший в Каракоруме, заметил, что победить их может только Бог.

Канонизация Александра Невского


Князь Александр был канонизирован на Московском соборе 1547 в лике благоверных.
Почему он стал почитаться как святой? На этот счет существуют разные мнения. Так Ф.Б. Шенк, написавший фундаментальное исследование об изменении образа Александра Невского во времени, утверждает: «Александр становился отцом основателем особого типа православных святых князей, заслуживших свое положение, прежде всего светскими деяниями на благо сообщества...».

Многие исследователи ставят во главу угла военные успехи князя и считают, что он был почитаем как святой защищавший «Русскую землю». Интересна также трактовка И.Н. Данилевского: «В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли, Александр едва ли не единственный из светских правителей не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира.

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? Видимо, поэтому он канонизирован не как праведник, но как благоверный (вслушайтесь в это слово!) князь. Победы его прямых наследников на политическом поприще закрепили и развили этот образ. И народ понял и принял это, простив реальному Александру все жестокости и несправедливости».


И, наконец, есть мнение А. Е. Мусина – исследователя, имеющего два образования, – историческое и богословское. Он отрицает важность «антилатинской» политики князя, верности православной вере и общественной деятельности в его канонизации, и пытается понять, какие качества личности Александра и особенности жизни стали причиной почитания его людьми средневековой Руси; оно началось гораздо раньше официальной канонизации.

Известно, что к 1380 году почитание князя уже сложилось во Владимире. Главное, что, по мнению ученого, было оценено еще современниками – это «сочетание храбрости христианского воина и трезвости христианского монаха». Другим важным фактором была сама необычность его жизни и смерти. Александр мог умереть от болезни в 1230 или 1251 году, но выздоровел. Он не должен был стать великим князем, так как исходно занимал второе место в семейной иерархии, но его старший брат Федор умер в тринадцать лет. Невский странно скончался, приняв перед смертью постриг (этот обычай распространился на Руси в XII веке).

В Средневековье любили необычных людей и страстотерпцев. В источниках описаны чудеса, связанные с Александром Невским. Сыграла роль и нетленность его останков. К сожалению, мы даже не знаем точно сохранились ли реальные мощи князя. Дело в том, что в списках Никоновской и Воскресенской летописей XVI века сказано, что тело сгорело при пожаре 1491 года, а в списках тех же летописей за XVII век написано, что оно чудом сохранилось, что наводит на печальные подозрения.

Выбор Александра Невского


В последнее время основной заслугой Александра Невского считается не защита северо-западных рубежей Руси, а, так сказать, концептуальный выбор между Западом и Востоком в пользу последнего.

За
Так считают многие историки. Часто приводится знаменитое высказывание историка-евразийца Г. В. Вернадского из его публицистической статьи «Два подвига св. Александра Невского»: «…глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с запада, а не с востока, от латинства, а не от монгольства».

Далее Вернадский пишет: «Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот – измельчала, ослабла и обессилела и тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде… тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского».


Против
Во-первых, такая оценка мотивов деятельности Невского – оценка по последствиям – страдает с точки зрения логики. Он ведь не мог предвидеть дальнейшее развитие событий. Кроме того, как иронично заметил И. Н. Данилевский, Александр не выбрал, а его выбрали (выбрал Батый), да и выбор князя был «выбором на выживание».

Кое-где Данилевский высказывается даже еще жестче, считая, что политика Невского повлияла на длительность зависимости Руси от Орды (он ссылается на успешную борьбу Великого княжества Литовского с ордынцами) и, наряду с более ранней политикой Андрея Боголюбского, на формирование типа государственности Северо-Восточной Руси как «деспотической монархии». Здесь стоит привести более нейтральное мнение историка А. А. Горского:

«В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, "прагматиком": он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение».

«Любимый герой детства»


Так назвал один из разделов весьма критической статьи об Александре Невском историк И.Н. Данилевский. Признаюсь, и для автора этих строк, наряду с Ричардом I Львиное Сердце, он был любимым героем. «Ледовое побоище» было в деталях «реконструировано» с помощью солдатиков. Так что автор точно знает, как оно все было на самом деле. Но если говорить холодно и серьезно, то, как было сказано выше, данных для целостной оценки личности Александра Невского нам не хватает.

Как это чаще всего бывает при изучении ранней истории, мы более или менее знаем о том, что что-то произошло, но, зачастую, не знаем и никогда не узнаем как. Личное же мнение автора состоит в том, что аргументация позиции, которую мы условно обозначили как «против», выглядит более серьезной. Возможно, исключение составляет эпизод с «Неврюевой ратью» – там ничего точно сказать нельзя. Окончательный же вывод остается за читателем.

Советский орден Александра Невского, учреждённый в 1942 году.

Библиография
Тексты
1. Александр Невский и история России. Новгород. 1996.
2. Бахтин А.П. Внутренние и внешнеполитические проблемы Тевтонского ордена, в Пруссии и Ливонии в конце 1230 - начале 1240-х гг. Ледовое побоище в зеркале эпохи//Сборник научных работ посв. 770-летию битвы на Чудском озере. Сост. М.Б. Бессуднова. Липецк. 2013 С. 166-181.
3. Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого благоверного великого князя. М., 2003.
4. Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Кн. IV. Прага, 1925.
5. Горский А.А. Александр Невский.
6. Данилевский И.Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти//"Цепь времен": Проблемы исторического сознания. М.: ИВИ РАН, 2005, с. 119-132.
7. Данилевский И.Н. Историческая реконструкция: между текстом и реальностью (тезисы).
8. Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. 2004. - №5.
9. Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский Орден.
10. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М. 2001.
11. Данилевский И.Н. Современные российские дискуссии о князе Александре Невском.
12. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2.
13. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб. 1995.
14. Кучкин А.В. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5.
15. Матузова Е. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII – 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М. 2002.
16. Мусин А.Е. Александр Невский. Тайна святости.// Aльманах "Чело", Великий Новгород. 2007. №1. С.11-25.
17. Рудаков В.Н. «Потрудился за Новгород и за всю землю русскую» Рецензия на книгу: Александр Невский. Государь. Дипломат. Воин. М. 2010.
18. Ужанков А.Н. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского.
19. Феннел. Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М. 1989.
20. Флоря Б.Н. У истоков конфессионального раскола славянского мира (Древняя Русь и ее западные соседи в XIII веке). В кн.: Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). – М. 2000.
21. Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие (20-50-е гг. XIII века) СПб. 2013.
22. Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв. т. 1, 2. СПб. 2009.
23. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263–2000) / Авторизованный пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М. 2007.
24. Urban. W.L. The Baltic Crusade. 1994.

Видео
1. Данилевский И.Г. Историческая реконструкция между текстом и реальностью (лекция)
2. Час истины - Золотая Орда - Русский выбор (Игорь Данилевский и Владимир Рудаков) передача 1-ая.
3. Час Истины - Ордынское иго - Версии (Игорь Данилевский и Владимир Рудаков)
4. Час Истины - Рубежи Александра Невского. (Петр Стефанович и Юрий Артамонов)
5. Ледовое побоище. Историк Игорь Данилевский о событиях 1242 года, о фильме Эйзенштейна и взаимоотношениях Пскова и Новгорода.

Об Александре Невском либо хорошо, либо ничего.Но за воспеванием подвигов русского князя теряется реальная историческая фигура. Анализ исторических источников показывает, что фигура Александра Невского не лишена интриги.

Преданный Орде

О взаимоотношениях Александра Невского с Ордой до сих пор спорят историки. Ученый-евразиец Лев Гумилев написал, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, "вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем". Согласно мнению Гумилева, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо.

Ученый заявляет, что во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.
По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшую из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.

А вот историк Игорь Данилевский акцентирует внимание на том, что иногда в летописных источниках Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком, который пошел на союз с татарами для укрепления личной власти.

Но и самая жесткая оценка «татарофилии» Невского принадлежит академику Валентину Янину: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

В 1257 году в Новгород пришла весть, что Орда хочет брать с новгородцев тамгу и десятину. В то время в Великом Новгороде правил сын Александра - Василий, а сам Невский княжил во Владимире. Новгородцы отказываются платить дань Орде, и Александр снаряжает карательный поход на непокорный город. Василий Александрович бежит в соседний Псков. Но вскоре отец настигает его отправляет «в Низ», во Владимиро-Суздальское княжество, а тех же, «кто Василья на зло повел», казнил:«овому носа урезаша, а иному очи выимаша». Новгородцы за это убили Александрова ставленника посадника Михалко Степанича.

Полководец

В последнее время существует устойчивое мнение, что Западная Европа серьезно не угрожала Руси, а поэтому ценность выигранных Александром Невским сражений не велика. Речь идет, в частности, о преуменьшении значимости победы в Невской битве.

К примеру, историк Игорь Данилевский отмечает, что «шведы, судя по «Хронике Эрика», подробно повествующей о событиях в данном регионе в XIII в., вообще умудрились не заметить этого сражения».

Однако подобной оценке возражает крупнейший российский специалист по истории Балтийского региона Игорь Шаскольский, отмечая что «в средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».

Обесцениванию также подвергается и Ледовое побоище. Сражение представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Опираясь на сведения «Старшей Ливонской рифмованной хроники», в которой указывается всего 20 погибших в ходе сражения рыцарей некоторые специалисты говорят о незначительном масштабе битвы. Однако, по мнению историка Дмитрия Володихина, в «Хронике» не учитывались потери среди участвовавших в сражении датских наемников, балтийских племен, а также ополченцев, которые составляли костяк армии.

Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов - 10-12 тысяч. Бывает и больше - 18 тысяч к 15-ти.

Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород».

Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?
«Житие Александра Невского» - источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный. А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.

Нельзя обойти стороной и успешные походы Александра Невского против немецких, шведских и литовских феодалов. В частности, в 1245 году с новгородским войском Александр нанес поражение литовскому князю Миндовгу, который напал на Торжок и Бежецк. Более того, отпустив новгородцев, Александр силами свой дружины преследовал остатки литовского войска, в ходе чего разгромил под Усвятом еще один литовский отряд. Всего, судя по дошедшим до нас источникам, Александр Невский провел 12 военных операций и ни в одной из них не проиграл.

Сколько жен?

В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: "В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра - первая жена князя, Васса - его вторая супруга и дочь Евдокия". Вот что написано в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина: "

По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия".

И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса - монашеское имя Александры Брячиславовны.

Свержение брата

Известно, что в 1252 году брат Александра Невского Андрей Ярославич был изгнан с Владимирского княжения посланной к нему Батыем «Неврюевой ратью». По распространенному мнению, князя лишили ярлыка за неявку в Орду, однако в источниках отсутствуют какие-либо сведения о вызове Андрея Ярославича в Сарай.
В летописях говорится, что Александр ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку и жаловался на то, что Андрей получил великокняжеский стол не по старшинству и не сполна платил монголам дань.

Историк Дмитрий Зенин склонен видеть инициатором свержения Андрея его брата Александра, так как, по его мнению, Батый не особенно разбирался во всех тонкостях русских межкняжеских счетов и не мог принять на себя такую ответственность.

Более того, некоторые исследователи под именем «Неврюй» подразумевают самого Александра Невского. Основой для этого служит тот факт, что Нева на общемонгольском языке звучала как «Невра». Кроме этого, довольно странно, что имя полководца Неврюя, который находился рангом выше темника больше нигде не упоминается.

Святой

Князь Александр Невский канонизирован как благоверный. Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север - в земли поморов.
К этому лику святых - благоверные - причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. «Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.
Говорить о личности Александра Невского можно долго, но мы рассмотрим его краткую биографию.
Ранние годы.
Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.
Александр – великий полководец.
Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии, где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.
В 1245 году Александр разбил литовскую армию.
Александр – великий князь.
В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.
За время своего недолгого правление ему удалось завоевать уважение Золотой Орды, отразить множество атак со стороны Литвы и Ливонского ордена.
В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием – ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
Большинство оценивает Александра как великого князя и воина – так говорят отечественные историки, многие восточные, а также ряд западных историков. Но многие западные историки также оценивают его правление отрицательно, а его роль в войне против Тевтонского ордена малозначимой, так как они не представляли большой угрозы и битвы были небольшими.

Превентивная война - самоубийство из-за страха смерти

Отто фон Бисмарк

Святой благоверный князь Александр Невский еще при жизни завоевал себе славу. О нем слагали легенды, его боялись враги и почитали соотечественники. После смерти имя Александра Невского вошло в отечественную историю как выдающегося полководца, который мечом и силой духа сохранил на земле русской Православие и самобытность русского народа. Благодаря великому князю славянский народ начал сплачиваться, чтобы, следуя примеру Александра Невского, бороться с угрозой на Западе и противостоять могучей Орде.

В статье остановимся подробно на основных делах святого князя, благодаря которым он был канонизирован (в 1547 году) и до сих считается россиянами одним из величавших людей нашей Родины за всю ее истории. Таких событий 4:

Это случилось когда князю Александру было всего 13 лет. По нынешним меркам совсем ребенок, но уже в этом возрасте Александр вместе с отцом уже сражался против немецких рыцарей. В те времена, подстрекаемые папой Римским, западноевропейские рыцари совершали крестовые набеги официально для обращения «неверных» в католичество, а на деле для грабежа местного населения и захвата новых территорий.

Русские города (Псков, Новгород, Изборск) долгое время были целью немецкого ордена, ведь тут были развиты торговля и зодчество. Рыцари же не прочь поживиться: кого-то продать в рабство, кого-то – ограбить. Для защиты русских земель князь Ярослав призывает народ встать с ним на защиту Родины. Наблюдая за ходом боя, молодой Александр наравне со взрослыми воюет с недругами, одновременно анализируя поведение войск и тактику обороны. Ярослав Всеволодович делает ставку на затяжной бой, и выигрывает сражение. Уставших рыцарей добивают фланговыми ударами, другие бегут к реке, но тонкий лед не выдерживает тяжелых рыцарей, трескается, и рыцари в своих доспехах уходят под воду. Новгородцы одерживают победу, которая вошла в историю под названием «Сражение на Омовже». Александр в этом бою многому научился и тактику битвы при Омовже применял позднее много раз.

Невская битва (1240 год) для князя

В июле 1240 года к месту слияния рек Ижоры и Невы подошли на своих ладьях шведские викинги и разбили лагерь. Они прибыли для нападения на Новгород и Ладогу. Как уверяют летописи, шведских захватчиков прибыло около 5 тыс, а Александру удалось собрать лишь 1,5 тыс дружинников. Медлить больше было нельзя. Пока шведы находятся в неведении и только готовятся к атаке, нужно было опередить их, напав неожиданно на место их дислокации.

Александр со своей немногочисленной дружинной расположился в лесу недалеко от шведов. Даже часовые у шведов отсутствовали, а сами викинги занимались обустройством лагеря. Александр же после тщательного изучения местоположения врагов, решил разделить войско на три части: первая должна была передвигаться вдоль берега, вторая - конница во главе с самим Александром, должна наступать по центру лагеря, а третья – лучники, оставались в засаде, чтобы преградить путь отступающим шведам.

Утреннее нападение новгородцев оказалось полной неожиданностью для шведов. Новгородцу Мишке удалось незамеченным приблизиться к шатру, где восседало командование, и подпилить ножку. Шатер упал вместе с генералами, что вызвало у шведов еще большую панику. Когда варяги бросились к своим шнекам, то увидели, что они уже заняты новгородцами. Путь был полностью отрезан, когда в бой вступили лучники.

Новгородская летопись гласит об огромных потерях в шведском лагере и лишь 20 человек насчитывалось погибших в полку у русских. С этого времени Александр стал называться Невским в честь реки, где он одержал свою первую значимую победу. Его слава и влияние в Новгороде возросли, что не слишком пришлось по вкусу местным боярам, и молодой Александр вскоре покидает Новгород и возвращается к отцу во Владимир. Но и там он долго не задерживается, и переезжает в Переславль. Однако, уже в следующем 1241 году Александр получает от новгородцев весть, что снова враги подошли к родным землям. Новгородцы призвали Александра.

Битва на Чудском озере - Ледовое побоище - 1242

Немецким рыцарям удалось захватить ряд русских земель и обосноваться там, возведя характерные рыцарские укрепления-крепости. Чтобы освободить русские города, князь Александр Невский решил объединить народ ударить по захватчикам единой силой. Он призывает всех славян встать под его знамена на борьбу с немцами. И его услышали. Со всех городов стекались ополченцы и воины, готовые пожертвовать собой ради спасения родины. Всего под знамена Александра объединились до 10 тыс человек.

Капорье - город, который только начал обустраиваться немцами. Расположен он был чуть поодаль от остальных захваченных русских городов, и Александр решил начать с него. По дороге к Капорью, князь приказывает брать в плен всех попавшихся встречных, чтобы наверняка знать, что никто не сможет донести рыцарям о приближении княжеского войска. Добравшись до стен города, Александр многопудовыми бревнами выбивает ворота и заходит в Капорье, который сдается без боя. Когда Александр подошел к Пскову, сами жители, воодушевленные победами Александра, открывают ему ворота. Немцы собирают лучшие силы для боя.

Битва на Чудском озере войдет в историю как Ледовое побоище. Александр Невский, обдумывая стратегию боя, в центр поставил многочисленных ополченцев, не слишком владеющих тактикой боя. Основное войско же расположилось перед обрывистым берегом, за которыми стояли телеги, скрепленные цепями между собой. По флангам располагались новгородские полки – самые сильные из всей десятитысячной русской армии. А за скалой, которая торчала из воды, Александр спрятал засадный полк. Святой князь расставил своих людей так, чтобы заманить рыцарей в «котел», понимая, что, разбив сначала слабых ополченцев, пусть даже многочисленных, уже уставшие немцы выйдут на лучший русский полк и телеги, а учитывая, какой вес был у рыцаря в доспехах, то шанса перебраться через телегу у них практически не будет.

5 апреля 1242 года немецкие рыцари полностью «оправдали» расчеты Александра. Немцы наступали «клином», и, разгромив ополченцев, вышли прямо к передовым отрядам Невского. Оказавшись в тисках, с одной стороны - телеги, через которые кони никак не могли перепрыгнуть, имея на себе такой вес в виде рыцаря в доспехах, а с другой - ратники Александра и новгородцы с флангов. Рыцари, которые владея копьем, всегда били противника прямо, не ожидали удара с флангов. Развернуться на 90 градусов вместе с конем не удавалось благодаря тискам из телег, куда угодили немецкие рыцари. Засадный полк завершил разгром немецких рыцарей. Немцы бросились врассыпную вдоль по тонкому льду Чудского озера. Тонкий лед треснул, унося под воду тяжелых немецких рыцарей, точно так же как когда-то, на Омовже уносил их предков.

Это была блестящая стратегия молодого русского полководца. Немцы получили урок, благодаря которому надолго забыли дорогу в Россию. 50 военнопленных прошагали с непокрытой головой по улицам русских городов. Это для средневековых рыцарей считалось страшнейшим унижением. Имя Александра Невского прогремело по всей Европе, как лучшего полководца Северных земель.

Отношения с Золотой Ордой

В Средневековье для русских земель Орда являлась сущим наказанием. Сильное государство с разветвленной торговлей и мобильной армией. Сплоченности монголо-татар русские княжества могли только позавидовать. Разрозненные русские города и княжества лишь выплачивали дань Орде, но противостоять ей не могли. Александр не был исключением. Даже после всех проведенных блестящих боев, идти против Орды, как это сделал князь Черниговский, значит, подписать себе и своему народу смертный приговор.После смерти его отца Ярослава, который, кстати, погиб, когда «навещал» хана, Александр также отправился к Батыю получить ярлык на ханское служение. Заручиться поддержкой Орды было для русских князей как ритуал, который равносилен коронации на трон.

Мог ли Александр поступить иначе?! Наверное, мог. Западноевропейские державы во главе с папой Римским ни раз предлагали свою помощь в борьбе с Ордой в обмен на принятие католичества, но Александр отказался. Князь предпочел платить дань Орде, чем изменить вере предков. Орда к иноверцам относилась довольно сносно, главное, чтобы исправно оброки заходили в казну. Так что Александр выбрал наименьшее зло, как он полагал.


В 1248 году князь Александр Невский получил ярлык на Киев и всю русскую землю. Чуть позже к Невскому перешел и Владимир. Пока Русь исправно платила дань Батыю, монголо-татары не нападали. Привыкшие жить в мире, русские люди забыли об ордынской угрозе. В 1262 году прибывшие за данью татарские послы в Переславле, Ростове, Суздале и других городах были перебиты. Чтобы успокоить конфликт, князь вынужден отправиться к хану. В Орде князь заболели по дороге домой 41-летний Александр скончался.

Спустя 300 лет Русская Православная церковь канонизировала Александра Невского.

В научной, научно-справочной и популярной литературе время жизни Александра Невского определяется 1220-1263 годами. Последняя дата бесспорна, поскольку содержится в таком источнике, как пергаменная Новгородская I летопись старшего извода. Кончина Невского там описана под 6771 года, указан даже день смерти – 14 ноября, а далее сообщается о погребении его во Владимире в пятницу, 23 ноября. Такое сочетание последнего числа и дня недели в статье 6771 года ведет к 23 ноября 1263 года (современного летосчисления). Следовательно, не вызывает сомнений и дата смерти – 14 ноября 1263 года.

Если день кончины Александра Ярославича прямо назван в источнике, то время его рождения определяется исследовательским путем. Кажется, первым это сделал В.Н. Татищев, который при описании событий 1219 года внес в свою «Историю Российскую» такое сообщение: «Маиа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр». Как показано ниже, выведенная В.Н. Татищевым дата неверна, хотя ею и пользовались, изменяя только год рождения на 1220, исследователи XVIII-XIX веков.

Определение года рождения Невского зависит от того, каким по счету он был ребенком в семье Ярослава-Федора Всеволодовича и Ростиславы-Феодосии Мстиславовны и когда родились его братья. Сыновья Ярослава Всеволодовича перечислены во многих летописях и родословных росписях. Наиболее древний перечень помещен в Лаврентьевской летописи под 1239 годом; в нем названы шестеро сыновей Ярослава, уцелевших после Батыева погрома: Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил. Большинство из них упомянуто в статьях последующих годов той же Лаврентьевской летописи.

Даниил в летописях назван еще лишь один раз: Новгородская IV летопись под 1256 годом отметила его кончину. Совершенно не встречается в летописях имя Афанасия Ярославича. Но под 1252 годом впервые после 1239 года говорится о Ярославе, о котором под 1254 годом прямо сказано, что он был сыном Ярослава Всеволодовича. Поскольку на лицевой стороне печатей Ярослава Ярославича изображался св. Афанасий Александрийский, ясно, что крестильным именем Ярослава был Афанасий. А так как к 1252 годом Ярослав Ярославич был уже женат и имел детей, то очевидно, что он родился в домонгольское время и именно он разумелся в перечне сыновей Ярослава Всеволодовича статьи 1239 года Лаврентьевской летописи под именем Афанасия.

Следующее по древности перечисление сыновей Ярослава Всеволодовича содержится в приложенной к Новгородской I летописи младшего извода статье «Родословие тех же князей», основа которой, по А.А. Шахматову, была составлена в 1433-1434 годах. В этой статье сыновья Ярослава Всеволодовича указаны в следующем порядке: «Сынове Ярославли: Александръ, Ярославъ, Андрей, Костянтинъ, Афанасий, Данило, Михайло, Василий». Сравнивая оба перечня, легко убедиться в том, что в целом они согласуются: сыновья Ярослава Всеволодовича названы в одной и той же последовательности, но во втором между Александром и Андреем вставлено имя Ярослава, которое составитель статьи XV века нашел в тексте летописи, но не отождествил с Афанасием; последним приведено имя Василия, родившегося в 1241 году, а потому не упомянутого в статье 1239 года Лаврентьевской летописи.

Последующие русские средневековые генеалоги расширили список сыновей Ярослава Всеволодовича. В одном из перечней конца XV века значилось: «Ярославли сынове: Феодоръ, 11. Александръ, Андрей, Костянтинъ, Афонасей, Данило, Михайло, Ярославъ, Василей Костромской» [Цифра 11 при имени Александра обозначала порядковый номер великого князя, начиная с Рюрика]. По сравнению с родословной статьей 1433-1434 гг. в данном перечислении есть одно, но существенное уточнение: указан старший сын Ярослава Всеволодовича Федор, умерший 10 июля 1233 года. Раздвоенность Ярослава-Афанасия в родословной росписи конца XV века сохранилась, хотя имя Ярослав следовало уже не за именем Александр, а за именем Михаил. Этот перечень стал каноническим и вошел в родословные росписи и книги XVI-XVII веков.

Во всех рассмотренных перечнях сыновей Ярослава Всеволодовича Александр Невский упоминается на первом месте, если речь идет о времени после Батыева нашествия, или на втором, если говорится обо всех сыновьях Ярослава. Обобщая свидетельства перечней, можно заключить, что Александр был вторым сыном Ярослава.

Однако все рассмотренные перечни сыновей Ярослава Всеволодовича неполны. У него был еще один, девятый, сын. Описывая захват ряда северо-восточных русских городов, в том числе Твери, ордами Батыя в феврале-марте 1238 года, Новгородская I летопись старшего извода сообщает, что «ту же и сынъ Ярославль убиша». Поскольку Тверь входила в состав принадлежавшего Ярославу Всеволодовичу Переяславль-Залесского княжества, есть основание считать, что речь идет о гибели не названного по имени сына Ярослава Всеволодовича. Если этому сыну Ярослав поручил оборону Твери, то он должен был быть к 1238 году достаточно взрослым. Но был ли он старше или моложе Александра Ярославича, укрывшегося в 1238 году, вместе с отцом и остальными братьями от Батыевой грозы в Новгороде Великом?

Ответить на такой вопрос непросто, но, судя по некоторым косвенным признакам, Александр был старше. Из всех сыновей Ярослава Всеволодовича только Федора и Александра в домонгольский период отец наделял определенными административными полномочиями, а после неожиданной смерти совсем юного Федора Александр, единственный из братьев, получил в 1236 году княжеский стол. Не названному по имени брату Александра были поручены самостоятельные действия только в 1238 году, а остальные братья подвизались на военном и политическом поприщах уже в послемонгольское время. Это обстоятельство подтверждает, что Александр был вторым сыном в семье Ярослава Всеволодовича.

Старше Александра был Федор. Летописи отметили рождение Ярославова первенца, как и появление на свет его последнего сына Василия. О времени рождения остальных семи Ярославичей в них ничего не сказано. О появлении на свет Федора сообщается в Лаврентьевской летописи. Последняя, выделенная киноварью, запись статьи 6727 года свидетельствует, что «того же лета родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ». Исходя из даты рождения Федора, исследователи определяли и время рождения Александра, что в принципе верно. Только год рождения Федора ими вычислялся путем механического вычета из 6727 года 5508 лет «от сотворения мира». Получался 1219 год, а отсюда выводилось и время рождения Александра Невского: не ранее 1219 г. или (как делалось значительно чаще) 1220 год. Между тем 6727 год Лаврентьевской летописи – мартовский. Он охватывает период с 1 марта 1219 года по 29 февраля 1220 года современного летосчисления.

Первенец Ярослава Всеволодовича получил свое имя или в честь Федора Стратилата или в честь Федора Тирона. Память обоих отмечалась в феврале; очевидно, Федор Ярославич и родился в этом месяце. Последнее косвенно подтверждает летописная запись о его рождении, помещенная в конце статьи 6727 года Лаврентьевской летописи. Февраль приходился уже на январский 1220 год. Следовательно, Федор появился на свет в феврале 1220 года, а потому Александр Невский никак не мог родиться в мае 1220 года. И вообще маловероятно, что он родился в один год со старшим братом. Скорее это произошло позднее, но не намного, поскольку в 1236 году Александр уже княжил в Новгороде.

Уточнить дату рождения Александра помогает сфрагистика. На печатях этого князя на лицевой стороне помещено изображение пешего или конного воина и надпись «Александръ», а на оборотной стороне – тоже воин и надпись «Федоръ». Иначе говоря, на лицевой стороне печати – небесный патрон самого Александра, а на обороте – патрон его отца Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора. Относительно того, какой именно Александр-воин изображался на лицевой стороне александровых булл, Н.П. Лихачев писал, что это Александр Египетский, а В.Л. Янин оставил вопрос открытым.

Догадка Н.П. Лихачева вызывает возражения. В древних (до XIII века) византийских и славянских минологиях упоминается святой Александр, но только четверо из них были воинами. Два воина Александра поминались 9 июля и 28 сентября; один (Александр Египетский) вместе с Патермуфием и Коприем, память которых отмечалась в первую очередь, другой – в числе 30 воинов. Назвать сына в честь какого-то третьестепенного святого, память которого отмечалась вместе с группой святых, да еще и не на первом месте, родители Александра вряд ли могли, тем более что в домонгольской Руси это имя давалось князьям чрезвычайно редко [Достаточно сказать, что, кроме Александра Невского, его носил всего лишь один Рюрикович – южнорусский князь Александр Всеволодович].

Очевидно, Александр Невский назван в честь такого святого Александра-воина, память которого отмечалась особо, индивидуально, без связи с другими святыми. Здесь могут быть приняты во внимание еще только две даты: 13 мая и 10 июня. 13 мая отмечалась память воина Александра Римского, а 10 июня – память воина Александра и девы Антонины. Татищев, по-видимому, устанавливал дату рождения Александра по дню празднования Александра-воина и всем остальным датам предпочел 13 мая, которая при переписывании его черновиков превратилась в дату 30 мая. И решение Татищева представляется верным. 13 мая празднуется один Александр, а 10 июня – Александр и Антонина. Есть точное указание, что во времена Александра Невского на Руси память Александра Римского отмечалась. Так, в статье 1243 года Новгородской I летописи старшего извода описывалось знамение, которое случилось 18 мая «на память святого мученика Александра». Речь идет об Александре Римском, хотя в дату вкралась описка, легко объясняемая палеографически: копиист вместо ri (13) по древнерусскому счету написал нi (18). Судя по ранним минологиям, празднование Александра Римского было распространено гораздо шире, чем празднование Александра и Антонины.

Таким образом, из двух возможных дат (13 мая и 10 июня) следует предпочесть первую. Считая, что Александр Невский родился сразу же за Федором, наиболее вероятной датой его рождения можно считать 13 мая 1221 года. Отсюда следует, что две прославившие Александра Невского победы – над шведами 15 июля 1240 года и над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года – этот полководец одержал, когда ему исполнилось 19 лет и неполный 21 год.