Социальные последствия промышленного переворота

§ 47. Промышленный переворот и его последствия

Начало промышленного переворота .

В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.

Этот переход называется промышленный переворот или промышленная революция.

Промышленный переворот имел важные последствия для жизни всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики.

Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышлен­ности широко использовались прялки «Дженни» (изобрете­ние Дж. Харгвиса; 1765 г.), в 1779 г. Сэмюэл Кромптон усовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый меха­нический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика - промышленное предприятие, основанное на ма­шинном производстве.

Острая конкуренция предпринимателей требовала посто­янного внедрения на производстве новейших достижений на­уки и техники.

В 1765 г. англичанин Джеймс Уатт построил свою па­ровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии.

В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигель­ную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемер нашел способ проду­вания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер-Эмиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ).

В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон-Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому раз­витию металлургии, машиностроения, паровозо - и вагоно­строения.

Зарождение индустриального общества.

Начавшаяся в Ве­ликобритании промышленная революция позже распростра­нилась на другие страны Старого и Нового Света.

Промышленная революция создала условия, породив­шие индустриальное общество.

Процесс модернизации не только сопровождался измене­ниями в экономике, но и менял мировоззрение людей.

B идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продав­цы равны, каждый член общества свободен в своих дей­ствиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество по­лучило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.

Образование слоя наемных рабочих и создание внут­реннего рынка (т. е. сферы товарного обмена внутри стра­ны; в покупке изделий промышленности нуждались все больше людей) в Англии сочеталось с бурным процессом так на­зываемого первоначального накопления капитала.

Капитал - это деньги или иная собственность, при­носящие доход.

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тя­желым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выра­жалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По ан­глийским законам порча машин каралась смертью.

B первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в. Англия оставалась «мастерской мира».

Экономическое развитие Великобритании и Франции в пер­вой половине XIX в.

Несмотря на успехи, английская эконо­мика испытывала и немалые сложности. В XIX в. Великобри­тания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызван­ного непрерывными войнами с Францией. Введенная Наполео­ном континентальная блокада, т. е. запрет государствам Ев­ропы осуществлять торговлю с Англией, резко подняла цены на продовольствие, что вызвало в стране «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала блокаду, но породила новые проблемы. Из армии и флота были уво­лены до полумиллиона человек. Правительство сократило за­казы промышленным предприятиям. В Британию стало по­ступать дешевое европейское зерно. Падение цен сеяло пани­ку. В качестве регулирующей меры были приняты «хлебные законы», фактически запрещающие ввоз хлеба в страну. В ре­зультате цены на хлеб неимоверно выросли.

И все же положительные результаты промышленного пе­реворота перевешивали последствия неблагоприятных фак­торов.

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. в целом шло успешно. За короткий период промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных На­полеоном стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако долгие войны, а затем и со­крушительное поражение Франции нанесли серьезный удар по ее экономике. Правда, от последствий неблагоприятных факторов удалось оправиться довольно быстро. В период ре­ставрации Бурбонов (1процесс замены ручного труда машинным успешно продолжался. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на две тре­ти. Быстро развивался ряд новых отраслей, прежде всего хи­мическая промышленность.

Общие особенности экономического развития во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в экономике пе­редовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.

Усиление роли монополий было вызвано прогрессом в тех­нике, повлекшим за собой усложнение производственного процесса. Для осуществления последнего требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начали объединяться.

Ускорению этого объединения способствовали экономиче­ские кризисы, или кризисы перепроизводства . Механизм возникновения кризисов был таков: внедрение новой техни­ки вело к сокращению работников; оказавшиеся без работы люди переставали покупать товары; а это, в свою очередь, вело к падению производства. Первый такой кризис произо­шел в Англии в 1825 г. Вскоре выяснилось, что кризисы на­зревают через примерно равное число лет. В 1858 г. разра­зился первый мировой экономический кризис. Во время кри­зисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись, а объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.

Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков в экономике. Промышленные компании нала­живали с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд , открытия кредита . Во второй половине XIX в. уско­рился процесс сращивания производства и капитала. Суще­ствовали монополии следующих типов: картель , синдикат, трест, концерн.

Картель - это объединение самостоятельных пред­приятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом опре­деленного товара, повышения цен на этот товар и обес­печения монопольно высокой прибыли.

Картель может предусматривать установление обязатель­ных для всех участников объединения цен на товары, раз­граничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в них каждого участника.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.

Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и по­лучения наивысшей прибыли. Участники такого объедине­ния подчиняют своему контролю мелкие предприятия и расширяют свое влияние на внутренних и внешних рын­ках.

Трест - это такая форма организации, когда объеди­няющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются пра­ва непосредственно распоряжаться ими.

Высшей формой монополий являются концерны - объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной
группы капиталистов.

Нередко концерны объединялись в финансовые группы, или финансовые дома (например, дома Морганов, Рокфел­леров в США).

После мирового экономического кризиса 1873 г. процесс развития картелей ускорился, однако они быстро распада­лись. Тем не менее к концу XIX столетия картели стали одной из основ европейской экономики. К началу XX в. число кон­цернов и трестов в США увеличилось со 185 до 250.

Роль государства в экономике.

В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократи­лось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий на­стойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интере­сов, следовало ограничить созданием и поддержанием усло­вий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т. п.).

Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций . Го­сударственное вмешательство в экономическую жизнь заклю­чалось также во введении фабричного законодательства (огра­ничение рабочего дня, страхование рабочих и т. д.).

Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние имел промышленный переворот на развитие ев­ропейских стран? Что такое фабрика, модернизация, индустри­альное общество?

2. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ве­дущих стран Западной Европы в первой половине XIX в.

3. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине XIX в.? Что такое монополии и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистиче­ских объединений? Составьте сравнительную таблицу.

4. Какова была роль государства в экономике ведущих стран в XIX в.?

5. Используя дополнительные материалы, напишите историческое эссе по истории экономического развития одной из стран в XIX в. (по выбору).

Документ

Из романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей». 1841 г.

По обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабрич­ные трубы, теснившиеся одна к другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы смрадно­го дыма, затемняли божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. Справа и слева, еле прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнив­шим навесом, какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими судорогами и время от времени пронзительно вскрикива­ли, словно не стерпев муки. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги - без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сто­рон досками с соседних развалин и все-таки служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или же хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. А за лачугами снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и вихрь движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плот­ной темной тучей окутывая этот кромешный ад.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

Каковы были последствия промышленного переворота для ра­бочих?

Было ли, на ваш взгляд, подобное положение рабочих неизбеж­ным?

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.

Капиталистическая стадия в развитии экономики на основе машинной техники, как и появление земледелия в эпоху неолита, характеризуется радикальными изменениями во всех сферах жизни.

Во-первых, произошли коренные изменения в производительных силах. Машинное производство, резкое возрастание энергетической вооруженности человеческого труда (использование пара, а затем и электроэнергии), привели к повышению производительности общественного труда, увеличению удельного веса промышленного производства в экономике.

Невиданный размах получило развитие инфраструктуры – строительство дорог (особенно железных), каналов, мостов, портов, развитие средств связи. Можно утверждать, что все современное материальное богатство покоиться на машинно-индустриальной основе, созданной в период промышленного переворота, а XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации .

Во-вторых, промышленный переворот привел к радикальным изменениям в социальных отношениях. Признание равенства всех форм производства и собственности, свободы выбора личностью сферы деятельности, создание крупных промышленных центров, рост городов изменили структуру занятости населения: к середине XIX в., например, в Великобритании почти половина трудоспособных жителей была занята в промышленности. Численный рост городов и городского населения, концентрация рабочего класса влияли на ускорение роста его социальной, гражданской и политической активности. Главной фигурой среди буржуазии вместо купца, который занимал это место на протяжении нескольких веков, стал предприниматель – промышленник. Состоялись профессии ученого и инженера, повысился их статус в обществе.

Более масштабно и на новом уровне развивается мировая торговля.

В-третьих, произошли качественные сдвиги в области познания окружающего мира. В практику человеческой деятельности внедрялись более совершенные средства выявления, накопления, хранения, передачи и использования опыта и информации.

В-четвертых, промышленный переворот вызвал бурное развитие образования, науки, культуры, формирование научно-технической интеллигенции. Выработанная Просвещением установка на осознание личностной природы человека, на преодоление пассивного созерцания внешнего мира как «божьего творения», утверждение активной роди разума в постижении реальности и преобразовании мира способствовали развитию интеллектуального потенциала миллионов, что прямо отразилось на резком увеличении научных открытий.

В-пятых, главным элементом образа жизни в Западной Европе становится новое понимание труда. В мире бизнеса формируются такие важнейшие человеческие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство. Главный закон дела – наибольший результат с наименьшими затратами, причем то и другое имеет денежное выражение, а денежная оценка дает возможность свести все к числам (бухгалтерии).

В условиях индустриализации по-новому стали выстраиваться отношения с колониями. Если в XVI–XVII вв. колонии были в основном источником сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы, то в XVIII–XIX вв. начинается вывоз из Европы в колонии капитала и технологий и организация здесь производства и торговли.

В-шестых, в области политической утверждаются принципы демократии с теми или иными проявлениями народовластия. Возникновение общественных организаций (профсоюзов), политических партийхарактерная черта капиталистической индустриальной эпохи. Стихийные формы борьбы за права человека приобретают более организованный, целенаправленный характер.

В-седьмых, с промышленным переворотом напрямую связаны милитаризация экономики, повышение опасности возникновения войн с применением более разрушительной силы оружия, а также загрязнение окружающей среды, отклонение от вековых естественных форм и методов отношения между человеком и природой.

Таким образом, капиталистическая стадия в развитии человечества на основе машинной техники – это особое сочетание цивилизационных, экономических, социальных, культурных, политических, исторических форм жизни людей и организации общества. В этот период в значительной мере обозначились перспективы конкурентной борьбы за мировое лидерство в промышленном производстве среди ряда государств Европы и США.

Результате революции сформировался политический строй новой Англии. Промышленная революция, в свою очередь, способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность. Продукция, изготовленная на фабриках и заводах, благодаря использованию машин была дешевой; это повлекло постепенное вытеснение с рынка изделий ремесленников и мануфактур. Менялся и характер английской торговли: до страны завозили все больше необходимого сырья, а за пределы Англии вывозили дешевые фабричные товары.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. Результате промышленной революции старые социальные слои (феодалы и крестьяне) уступили место предпринимателям и наемным работникам.

Количество предпринимателей постоянно росло и превысило численность старых землевладельцев. Новые предприниматели, или буржуазия, олицетворяли новую промышленную Англию. Они владели фабриками и заводами, знали рынки и умело приспосабливались к меняющегося спроса потребителей. Для подавляющего большинства предпринимателей главным мерилом успешной деятельности становился выгоду. Без этого, конечно, ни одно производство развиваться не могло. Только при наличии прибыли они могли развивать свое производство. Поэтому с появлением в обществе предпринимателей и наемных рабочих началась борьба, вызванная конфликтом интересов: или интересы предпринимателя и развития производства, либо интересы наемного работника и увеличение оплаты его труда, социальные гарантии. Первые выступления рабочих были направленные против машин, так как их считали виновными в ухудшении условий труда, сокращении работающих и заработной платы. "Борцов с машинами" назвали луддитов.

В период промышленной революции главными слоями английского общества стали предприниматели и наемные работники, что свидетельствовало о формировании индустриального общества в Англии. Существовали и другие традиционные слои, но они уже не играли решающей роли в обществе и постепенно исчезали.

Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии?

В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.

В стране получили развитие идеи республиканского устройства, народоправия, равенства всех перед законом. Провозглашенные политические принципы и новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации.

В ХVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что вело к снижению цен на него. Рост городского населения поддерживал спрос на сельскохозяйственную продукцию. Подъем сельского хозяйства влиял на развитие промышленности.

Промышленный переворот начался в легкой промышленности. Здесь замена ручного труда на машины требовала меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. Резко расширило производственные возможности изобретение паровой машины, другой новой техники. Поток усовершенствований, накопление огромных средств потребовало иной организации производства. На смену мануфактуре шла фабрика – крупное машинное производство, рассчитанное на получение прибыли.

Промышленный переворот имел не только техническую, но и социальную сторону. В ходе преобразований формировались два основных класса индустриального общества: промышленная буржуазия и наемные рабочие. Этим двум новым социальным группам предстояло найти свое место в старой социальной структуре и выработать правила взаимоотношений между собой. Этот процесс был непростым, растянулся на многие десятилетия, его динамика определяла основные параметры развития общества.

Промышленный переворот изменил облик Англии. Возникли крупные промышленные центры (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд). К концу ХVIII в. уже четверть населения жила в городах. Бурно развивалась транспортная инфраструктура: по всей стране строилась сеть каналов, сооружались дороги с твердым покрытием. Завершилось складывание внутреннего рынка, который опирался на солидную промышленную базу. Именно в промышленном секторе создавалась теперь основная часть национального богатства.

Уклад жизни и условия труда, складывающиеся во время промышленной революции, устраивали не всех в стране. Отношения между владельцами промышленных предприятий и работавшими там наемными рабочими были достаточно сложными. В тот период степень эксплуатации рабочих была высокой. Эта ситуация рождала стихийный протест.

Во время промышленного переворота возникло первое массовое движение рабочих – движение разрушителей машин. Наибольший размах это движение приобрело в 1811–1813 гг. Участники его называли себя луддитами по имени рабочего Нэда Лудда, который как будто бы первым разбил свой станок.

Движение луддитов быстро расширялось. В нем власти усматривали угрозу существующему правопорядку. Уже в 1769 г. парламент принял закон о смертной казни за порчу машин.

Преследование луддитов не решало проблем – положение рабочих оставалось крайне тяжелым. Следовательно, сохранялось стремление его изменить. Нежелание предпринимателей идти навстречу требованиям рабочих подпитывало конфликт, дестабилизирующий общество. Убедившись в неэффективности луддизма, рабочие стали искать иные способы борьбы за свои права. Так родилась идея создания тред-юнионов (профсоюзов), которые постепенно заняли свою нишу в структуре общества и превратились в основную форму организации трудящихся.

Промышленный переворот, начавшийся в Англии, невозможно было удержать в национальных границах. В сферу промышленного переворота включались все новые и новые страны. В каждой из них он шел разными темпами, имел свою специфику. Однако конечный результат был один: промышленный переворот радикально подрывал устои феодальных порядков, создавал фундамент нового «индустриального» общества в Европе.

В ХVIII в. в Новом Свете также зарождается модификация европейской цивилизации. Так в рамках западной единой цивилизации сформировались различные формы буржуазного прогресса.