Как нарисовать знаменитость в японии сооружение. Происхождение японской архитектуры

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?


Анастасия Михалкина - искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии - это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей - окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом-склад или дом-многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом - отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят - не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и - на примере строительства домов и муниципальных объектов - демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений - белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.


Второй этаж - кухня-столовая. Третий - спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны - зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.


Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы - Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане - широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки - второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем - второй этаж.


Первый этаж камерный - здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж - гостиная столовая вместе с кухней.


Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны - бетонный, с другой - покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.

Еще одно сооружение - Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая - возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, - дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже - кухня-столовая. На третьем этаже - спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.

Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера - какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV-VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с «мифических времен». Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г., этот храм верно хранил традицию тайся — стиля синтоистской архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Считалось, что каждое синтоистское божество («ками») должно иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом святилища.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов, которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии. Примером этого может служить построенный в начале VIII в. буддистский храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были Нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — Тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра (его строительство началось в 588 г.) пагода находилась в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена из центра. В монастыре Якусидзи (конец VII в.) центральным строением является главный зал, а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся к VIII в. храмы Тодайдзи и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов Кофукудзи и Тосёдайдзи.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.

В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин.

Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).

В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан(Кё) (совр. Киото) усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами.

Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех 4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.

Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Госё (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров.

Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин (буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в периоды Камакура и Муромати на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма и Эдо он стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит образцом жилого дома в традиционном стиле.

Появились сооружения в несколько этажей — Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор.

Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сёдзи (оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн.

Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу — комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский дворец Кацура рикю в Киото.

Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок таким образом зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков — гёка, а в городах — матия.

В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех в 1964 г. во время летних Олимпийских игр в Токио. К этому времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированных Тангэ Кэндзо. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции.

Тангэ с конца 60-х гг. создает ряд проектов зданий и комплексов, в которых последовательно развивает идею «пространственной архитектуры», уподобляя здания и комплексы растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий.

Комплекс небоскребов на западе Центрального Токио стал символом экономической мощи Японии. В 1991 г. в районе Синдзюку по проекту Тангэ было построено самое высокое в Токио здание — Токийский муниципалитет — 243 метра. Это сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает европейский готический собор.

Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года.

Мировую известность также получила деятельность Киёнори Кикутакэ, Курокава Кисё, Маки Фумихико, Исодзаки Арата и других архитекторов.

Современная, как и старинная, архитектура Японии демонстрирует уникальность и феноменальность этого государства, которые берут свое начало с древних времен. За последние десятилетия зодчие Страны восходящего солнца стали лауреатами которая считается самой престижной в данной области. Это позволило японскому искусству превратиться из экзотической восточной школы в явление, задающее модные тенденции в мировой архитектуре.

История японского зодчества

Главная особенность архитектуры древней Японии — строительство сооружений исключительно из дерева, имеющих громоздкую массивную крышу и легкие, непрочные стены. Это связано с влажным и теплым климатом островов, на которые часто проливаются достаточно обильные осадки, а также периодическими землетрясениями.

Храмовые строения в Японии делятся на 2 типа по религиозному признаку: синтоистские и буддистские. Конструктивно эти здания возведены под влиянием китайских традиций, однако адаптированы к местной культуре.

Основные черты древней архитектуры Японии:

  • Главный материал — древесина, которой богаты местные территории. Благодаря ей строения хорошо выдерживают все капризы природы, легко разбираются и переносятся на другое место.
  • Прочные двускатные крыши, которые хорошо выдерживают потоки проливных дождей, и загнутые карнизы строили под влиянием китайских зодчих, но они более изящные.
  • Все здания прекрасно вписываются в ландшафт, храмы чаще всего расположены в парке или подняты над водой на сваях.
  • Древние зодчие возводили не отдельные объекты, а целые комплексы.

Примером такой постройки может послужить любое культовое сооружение, состоящее не только их основного храма, но также из главных ворот (торий), сокровищницы, библиотеки, многоярусной пагоды и храма для проповедей.

Архитектура Средних веков

По мере проникновения буддистской градостроители были вдохновлены опытом планировки и возведения городов Китая. Уже в 8 веке в городах Киото и Нара улицы были проложенные параллельно и перпендикулярно друг другу. Центром всегда оставался дворец императора, а дворцы богатых и знатных жителей, правительственные здания строились симметрично и располагались по направлению с севера на юг.

Дома аристократов и знати отличались своей пышностью и монументальностью. Эти дворцы и сейчас демонстрируют традиционные японские архитектурные формы и детали, доминируя над окружающим пейзажем. Убедиться в этом можно, взглянув на прилагающиеся к статье фото.

Характерным признаком архитектуры средневековой Японии выступает ярусный стиль, которые применялся и в культовом, и в светском градостроительстве. Своей вершины стиль дзэн достиг в 14 в., когда было построено несколько павильонов и других сооружений, украшенных позолоченными крышами. При их сооружении широко применяли камень, из которого возводили башни тэн-сю и другие постройки.

Архитектура японских храмов

Расцвет светской и религиозной архитектуры в Японии пришелся на 13-14 вв., когда были построены Золотой и Серебряный павильоны, храм Киемидзу, замок Нидзе и др.

С приходом в Страну восходящего солнца буддизма распространилась и другая техника строительства. Основанием храма были уже не деревянные сваи, а каменный фундамент. Религиозные комплексы в Японии служили и монастырями, в которых жили и учились монахи. По традиции храм должен сливаться с окружающим парком, с высокими и прямыми стволами окружающих деревьев. Внутри его центром является «сад камней», предназначенный для размышления и сосредоточенности.

Самые известные старинные храмы Японии: синтоистские Исэ и Идзумо, буддистский комплекс Хордзи (г. Нара), ансамбль Тодайдзи. Последний является самым большим деревянным сооружением в мире, достигающим в высоту 48 м, равным современному 16-этажному дому. Он имеет основание размером 60 х 55 м и является «земным домом» великана Дайбуцу (Большого Будды).

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа зодчества в Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые она заявила о себе во время строительства Олимпийского стадиона «Ееги» (арх. К. Тангэ, 1964 г.), который возводился для проведения спортивных игр.

Современная архитектура Японии имеет как самобытные черты, так и интернациональные, привлекая все большее внимание специалистов во всем мире. Различают три основных ее направления:

  • к первому относятся все звездные зодчие, уже признанные во всем мире: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье «Бау-Вау»;
  • молодые начинающие зодчие.

Достигшие популярности японские архитекторы занимаются возведением объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с применение свойств и особенностей натуральных материалов.

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага по-прежнему остаются основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве архитектуры Японии. Более 50% всех жилых домов строятся на основе древесных конструкций. Ведущим специалистом в такой области считается Кэнго Кума, обладатель нескольких премий в области архитектуры. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио) демонстрируют высокое мастерство применения деревянных конструкций для декорирования пространства.

Другой специалист по работе с деревом - Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого состоит из необработанных щеп в виде многослойной поверхности.

Один их известных представителей современной архитектуры Японии — Бан, который создает уникальные бумажные конструкции, использую один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологичный.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем искусстве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония).

Заключение

Задача современной архитектуры Японии, по словам знаменитого зодчего Тайра Нисидзавы, состоит в создании уникальных форм и конструкций таким образом, чтобы здание, люди и окружающая среда находились в гармоничном соотношении. К выполнению этой цели и стремятся все зодчие Страны восходящего солнца в 21 веке.