Освящение воды: как это происходит? Освящение воды (церковные традиции и суеверия)

Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье!

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.

Как освящают крещенскую воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

Священник Михаил Михайлов.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему”.Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

архимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае?

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.

протоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

Священник Михаил Михайлов.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.

Протоиерей Максим Козлов.

Вопросы и ответы о святой воде

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? Благодарю. Игорь.

Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» - погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

Здравствуйте, Елена!

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

Здравствуйте, Лена!

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина

Здравствуйте, Марина!

В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена

Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.

Здравствуйте, Мария!

Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.

Здравствуйте, Александр!

Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

С использование материалов сайтов

В этой статье:

Сглаз – это отрицательная энергетическая программа, которая отличается от порчи не только силой воздействия, но и способом наведения. Такой негатив образовывается под воздействием каких-либо отрицательных чувств и эмоций человека, к примеру, из-за ревности или зависти. Плохие чувства способствуют накоплению негативной энергии, которая при достижении определенного объема может вырваться наружу и причинить вред другим людям.

Святая вода на протяжении многих веков считается одним из самых эффективных средств от сглаза и других видов негатива. Освященную воду можно использовать как вместе с другими методами борьбы с отрицательной энергией, так и отдельно.


Кроме того, существует целый ряд очистительных магических ритуалов, для проведения которых потребуется заряженная церковной энергетикой жидкость.

Что такое сглаз и как с ним бороться

Сглаз иногда считают разновидностью порчи, но это совсем неверно, ведь такой негатив может быть наведен без дурного умысла, причем, людьми, которые даже не думают о том, чтобы причинить кому-то зло. Из-за этого сглаз является самым распространенным видом негативной энергии, жертвой которой может стать любой человек без исключения.

Сглаз является достаточно слабой формой отрицательной энергии, и с ним достаточно просто бороться. В большинстве случаев, верующий человек сможет избавиться от негативного влияния с помощью одних только молитв, икон и святой воды.

Что такое святая вода

Святой воду называют воду, взятую в освященных источниках или в церквях. Зарядить воду христианской чистой энергией можно и самостоятельно, для этого достаточно опустить в сосуд с чистой водой освященный нательный крестик и семь раз прочесть молитву «Отче наш». Многие церковники говорят о том, что заряженная таким образом вода не является истинно освященной, так как только служители Господа имеют достаточную силу для проведения данного ритуала.

Их мнение можно легко объяснить, ведь они не хотят, чтобы простой человек понимал, что вся сила кроется в самой его вере, а попы, церкви и купола – это лишь яркая обложка, но не суть православия и христианства в целом.

Иисус Христос учил людей вере и говорил, чтобы они не делали себе кумиров, не поклонялись идолам, но именно этого добиваются сегодня некоторые, не чистые на руку, богослужители.

Святую воду действительно можно делать (заряжать) самостоятельно, но это доступно только искренне верующим людям, которые не сомневаются в своей вере и никогда не отходят от нее.

В деле освящения воды важную роль играет не то, кто проводит ритуал, а время проведения старинного обряда. Лучше всего заряжать жидкость энергией в крупные православные праздники, особенно на Крещение, ведь крещенская вода с давних пор считалась уникальной.

Даже в наш век прогресса, многие местные жители считают, что запастись крещенской водой вдоволь – это их священный долг, и с этой верой тяжело спорить, ведь такая чудодейственная вода всегда может пригодиться. Такую жидкость можно использовать не только для того, чтобы очистить тело и душу от отрицательной энергии, но и для избавления от самых разных заболеваний.

Святая вода — панацея от многих напастей

От чего раньше лечили святой водой

Наши предки веками использовали святую воду для лечения самых разных болезней. Некоторые свидетельства такого применения и чудесного исцеления дошли и до наших дней. Известно, что в Рязанской области святую воду использовали даже при укусах змей. Во время вербной заутрени святую воду настаивали на почках вербы, и именно такая жидкость позволяла бороться с ядом.

В Новгородской области особым почетам с давних пор пользуется крещенская вода, ее использовали для лечения гематом и ссадин, а также смазывали ею любые травмы на теле. Кроме того, считалось, что такая вода является единственным надежным лекарственным средством при заболеваниях у грудных детей. Конечно, сегодня не стоит забывать и о современных лекарственных препаратах, ведь они действительно способны спасать жизни.

На Руси святую воду использовали не только для внешнего и внутреннего применения. Именно с тех пор до наших дней дошла традиция крещенских купаний в проруби, ведь перед этим водоем освящают, а значит, можно говорить, что купаются люди в уже святой воде.

Считается, что купание в проруби на Крещение, способно избавить человека от любых заболеваний, даже самых серьезных. Кроме того, даже полностью здоровые люди опускаются в прорубь в профилактических целях. Самое удивительное то, что после таких купаний практически не бывает случаев простуды, даже больным людям холодная вода не приносит никаких осложнений.

Святая вода сегодня

Освященная вода и сегодня сохраняет свои чудодейственные свойства. Помимо крещенской воды, для борьбы со сглазом и порчей подойдет также Иорданская вода, набранная 18-го января, сретенская вода, набранная 15-го февраля, а также Спасовская вода, набранная 19-го августа.

Чтобы избавиться от простого сглаза порой достаточно просто сбрызнуть больного человека святой водой и дать ему выпить несколько глотков. Маленьких детей, помимо прочего, святой водой нужно умывать, и смачивать им головку.


Данный способ — очень хороший смыв бытового негатива

При сильном сглазе можно воспользоваться обрядом с ванной. Наберите половину ванной теплой воды, температурой в 36-38 градусов Цельсия, а затем вылейте в ванну крест-накрест немного воды освященной. После этого садитесь в ванну и читайте любые известные вам заговоры от негатива или молитвы, подойдет всем известная «Отче наш». Если после приема ванной вы заметите на теле сыпь или даже синяки, то не стоит пугаться, это хорошие признаки, свидетельствующие о начале процесса очищения организма от отрицательной наведенной энергии. Кроме того, в ванну можно добавить несколько ложек соли.

Существует множество народных суеверий о том, как нужно использовать и от чего помогает святая вода:

  • от всех видов порчи лучше всего помогает вода, взятая из трех разных криниц до восхода солнца;
  • из родников и криниц вода будет самая чистая и полезная;
  • хорошо помогает от любых заболеваний вода, которая течет по ходу движения солнца, то есть, с востока на запад;
  • глина способствует очищению воды, потому вода из родника или реки с глиняным руслом будет полезнее воды, взятой из водоема с руслом каменным;
  • дополнительным достоинством обладает вода, которая течет вниз с возвышенности;
  • от колдовства поможет защититься вода, которая течет из родника и открыта для ветра и солнца;
  • организм человека лучше всего усваивает свежую колодезную воду, особенно, если перед употреблением она простоит сутки в новом глиняном кувшине с открытым горлышком;
  • святая вода хорошо помогает против бессонницы, для крепкого сна можно делать компрессы на лоб из холодной жидкости;
  • от головной боли помогут теплые ванны для ног, в которые добавляется небольшое количество святой воды;
  • чтобы в доме не водились клопы, сбрызгивайте святой водой кровати и все постельное белье.

Святая вода – это один из самых мощных источников христианской энергии. При правильном использовании, эта жидкость может помочь в самых разных жизненных ситуациях, начиная от проявлений отрицательной магической энергии, заканчивая сложностями в личной жизни и болезнями.

Важно помнить лишь о том, что святая вода будет обладать силой только в том случае, если вы сами будете верить в эту силу, в силу Бога. Для истинно верующих в любой ситуации не понадобятся иные источники потусторонней силы, кроме иконы, святой воды и молитвы.

О богословском смысле и истории возникновения чина освящения воды рассказывает кандидат богословия, преподаватель сравнительной литургики в СПбДА, клирик Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге протодиакон Константин МАРКОВИЧ.

Рождение традиции

Освящение воды не входит в число семи важнейших церковных таинств, но несомненно обладает таинственным, сакраментальным характером. Иными словами, во время совершения молитвы и литургического действия на воду незримо, но совершенно реально нисходит освящающая и преображающая благодать Святого Духа. В древней молитве на освящение воды (VIII век) говорится: «Господи Вседержитель, Творец воды, создатель всего, который все наполняешь и все преобразуешь, измени, преобразуй и освяти воду и сделай ее силой против всякого нападения вражеского и удостой пользующихся ею для питья, омывания и окропления, во здравие души и тела во удаление всякого страдания и всякой болезни». Грехопадение Адама и Евы повлекло за собой повреждение, искажение природы не только человечества, но и всего тварного мира (Быт. 3: 17). Христос — Новый Адам восстанавливает, исцеляет и оживотворяет человеческую природу, а вместе с ней и все мироздание (см. Рим. 8: 21). Литургический чин воды знаменует преображение мира, прежде всего главной его стихии — воды, «силою, действием и наитием Святого Духа» возвращение ее в первообразное состояние.

В Православной Церкви существует три чина освящения воды: 1) освящение воды в чине таинства святого крещения; 2) Великое освящение воды, совершающееся в праздник Богоявления (Крещения) Господа Иисуса Христа; 3) Малое освящение воды, совершающееся в течение всего года.

Духовная жизнь человека зарождается в воде святого крещения. Христос в беседе с Никодимом сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). В таинстве святого крещения через троекратное погружение в воду человек очищается от первородного греха, от всех прегрешений, совершенных лично до крещения, вступает в новую жизнь с Триединым Богом в Его Церкви.

В богослужебный чин таинства крещения входит особая молитва на освящение воды, в которой будет совершаться таинство. Подобно водам реки Иордана, освященным Крещением в них Господа Иисуса Христа и явлением Святой Троицы, вода святого крещения приобретает особые свойства, сообщаемые ей Духом Святым в ответ на моление Церкви — способность омывать духовную нечистоту и быть «демонов всегубительством», т. е. отражать действия диавола.

Однако еще на заре истории Церкви возникла традиция освящения воды для целей, не связанных с таинством крещения. Древнейшие молитвословия на освящение воды, дошедшие до нашего времени, содержатся в «Евхологии» святого Серапиона Тмуитского (Египет, IV век), также памятнике сирийского происхождения «Testamentum Domini» (V-VI века) содержатся молитвы освящения воды и елея для больных, которое совершалось за Божественной литургией. Молитва «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», которая входит в чин освящения воды на Богоявление, совершаемый в наше время, составлена не позднее VIII века. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (около 560-638).

Чин освящения

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды: в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника, в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению, нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святой Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII века.

После заамвонной молитвы духовенство выходит из алтаря к приготовленным сосудам с водой или, если освящение совершается вне храма, с крестным ходом направляется к водоему, где будет совершаться освящение. Хор или народ поет стихиры (особые песнопения) «Глас Господень на водах вопиет…». Совершается каждение, что символизирует всеобщую молитву, которую возносит Церковь к престолу Божию (см. Откр. 8: 3). После окончания пения стихир читается три паремии (отрывка) из книги пророка Исаии, в которых возвещается пришествие Господа на землю и обилие благодатных даров, даруемых человеку. Затем следует прокимен «Господь — Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся», чтение из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам (10: 1-4) и чтение Евангелия от Марка (1: 9-11), в котором повествуется о Крещении Спасителя.
Далее диакон читает Великую ектению с особыми прошениями о «еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святого Духа», о даровании воде «благословения Иорданова», о даровании ей благодати «к исцелению душевных и телесных немощей», «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», к «освящению домов и на всякую пользу». По окончании ектении священник во всеуслышание читает молитву «Велий еси Господи и чудна дела Твоя». Знаменательно, что как некоторые прощения из ектении, так и текст самой молитвы до слов «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию», являются идентичными соответствующим прошениям и молитве из чинопоследования крещения. Это свидетельствует о том, что таинство крещения и чин Богоявленского освящения воды имеют генетическую связь, а сама молитва Богоявленского освящения воды является позднейшей переработкой молитвы из чина таинства крещения. Кроме того, между крещальным освящением воды и Богоявленским освящением существует еще одно важное сходство, которое подчеркнул протопресвитер И. Мейендорф: «Византийский обряд Крещения унаследовал от христианской древности сильный исконный акцент на экзорцизме. Сознательное отвержение сатаны, сакраментальное изгнание сил зла из души крещаемого подразумевали переход из рабства под властью “князя мира сего” в свободу во Христе. Литургические экзорцизмы, однако, имели в виду не только демонические силы, управляющие человеческой душой. “Великое освящение воды” на праздник Богоявления очищает от бесов космос, основополагающее начало которого, вода, видится убежищем “затаившихся злых духов”.

После окончания молитвы священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» и после этого окропляет святой водой народ. По окончании кропления хор поет стихиру «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество… Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших».

Малое освящение воды по уставу Православной Церкви совершается в праздники Преполовения Пятидесятницы, Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня (1/14 августа — поэтому иногда этот чин еще называют «августовским освящением»). Малое освящение воды также полагается совершать в дни престольных праздников, перед началом освящения храма, а также в любое время, когда духовенство и церковный народ имеет потребность в святой воде.

Еще с древних времен святая вода считалась универсальным способом в борьбе с разными заболеваниями и негативом. Многих интересует, можно ли освятить воду дома или это может сделать только служитель ? В принципе с этой задачей сможет справиться каждый, но главное иметь огромную веру и чистую душу.

Как освятить воду дома?

Возьмите трехлитровую банку, наполните ее обычной водой из-под крана и оставьте на некоторое время отстояться. Следующий шаг – прочитайте над ней Предначертательные молитвы и три раза перекрестите банку. После этого, держа руки на банке, скажите такую молитву:

«Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Свитый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданова: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Как освятить воду католикам?

Для начала нужно освятить соль, которая отлично вбирает в себя энергию. Над ней нужно прочитать такие слова для благословения:

«Прошу Благословения Отца Всемогущего для этой соли, и пусть все злобы и преграды уйдут, и пусть все хорошее останется здесь, ибо без Тебя человек не может жить, и потому я прошу благословления и взываю к Тебе, чтобы Ты помог мне».

Затем читается псалом 103. Для освящения лучше всего использовать природную воду, которую можно набрать в водоеме или колодце. Выбранную жидкость нужно обязательно профильтровать. Чтобы освятить воду в домашних условиях, насыпьте в нее несколько чайных ложек соли и при этом говорите такие слова:

«Я благословляю тебя, О Существо Воды, Ним Кто, кто сотворил тебя и собрал тебя вместе в одном месте, так что суша появилась, что ты раскрыла все обманы Врага, и что ты изгнала из себя все нечистоты и скверные Духи Мира Фантазм, так что они могут повредить мне не через силу Всемогущего Бога, Который живет и царствует во Веки Веков. Аминь».

«Наше спасение - имя Господа. Который сотворил небо и землю. Божье творение, соль, я изгоняю демонов из тебя Богом сущим, Богом истинным святым Богом, Богом, кто приказал тебе быть брошенной в воду – как делал Елисей, чтобы исцелить его от бесплодия. Позволяю быть тебе, очищенной соли, средством для здоровья тех, кто верит, лекарством для души и тела для всех, кто использует тебя. Пусть все злые грезы уйдут, злоба и хитрость будут изгнаны далеко от места, где тебя посыпают. И пусть всякий нечистый дух, отпрянет от Его, Кто придет, чтобы судить живых и мертвых и мир огнем. Аминь».

Теперь нужно провести благословение воды, чтобы очистить ее от различных демонов и негативной энергии. Для этого можно сказать такие слова:

«Божье творение, вода, я изгнал беса из тебя во имя всемогущего Бога Отца, во имя Иисуса Христа, сына его, Господа нашего, и во имя Святого Духа. Можешь быть ты очищенной водой, устраняющей издалека все силы врага, в том, чтобы искоренять и изгонять врага самого, вместе со своими падшими ангелами. Мы просим об этом через силу Господа нашего Иисуса Христа, который придет судить живых и мертвых и мир огнем».

Чтобы завершить ритуал, скажите:

«Пусть эти соль и вода смешиваются во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Помешайте жидкость, и когда соль растворится, произнесите такую молитву:

«О Боже, который для блага человека создал самые удивительные тайны свойств воды, услышь нашу молитву и излей свое благословение на эту жидкость, которая готовится в настоящее время различными очистительными . Может, это твое существо, когда она используется в твоей тайне и наделяется твоей светлостью и служит для изгнания бесов и прогнать болезней. Пусть все, что эта вода обрызгивает в домах и на собраниях верных, освободится от всего, что нечисто и обидно; пусть в дыхании не будет нечистот; пусть все козни, которые скрывает враг, у него не получатся. Разбрызгивая эту воду, позволь всему обрести мир и безопасность, бесы из этих домов будут изгнаны, так чтобы призывая к твоему святому имени они могли получить желаемое благополучие и быть защищенными от всякой опасности; через Христа, Господа нашего. Аминь».

Как использовать святую воду?

В первую очередь воду пьют, и это помогает избавиться от заболеваний и предотвратить их появления. Мнение о том, что это нужно делать исключительно натощак неподтвержденное и, в общем, ее можно пить в любое время и даже после еды. Святой водой можно помазывать больные места и делать это лучше всего крестообразно. Таким образом человек может получить благодать во исцеление. Святой водой можно окроплять помещения, чтобы очистить их от негативной энергетики.

Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов? Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской? Очищает ли от грехов купание в поруби? Всю ли неделю вода Крещенская? Почему святая вода может испортиться или не помочь?

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь ».

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

священник Михаил Михайлов

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему».Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

архимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае? София

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.

протоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

священник Михаил Михайлов

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.

протоиерей Максим Козлов

С использование материалов сайтов
Саратовской епархии, Татьянин день, Православие.ру