Проблема первоначала и ее разрешение в ионийской философии: «Вода» Фалеса; «Воздух» Анаксимандра; «Апейрон» Анаксимена. «Беспредельное» и «бесконечное» в философии Анаксимандра

Что такое "Апейрон"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Апейрон АПЕЙРОН (греч. ? - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве ‘первоначала’ мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив ‘прорыв’ к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции ‘беспредельное - предел’. Одновременно А. ‘гипостазировался’ и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции ‘предел - А.’ предшествовал аристотелевской модели ‘форма - материя’, выступая прообразом понятия ‘материя, материал’ у Аристотеля.

Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, «О природе».Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему:

ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств апейрон - «бесконечное», вещество, среднее между огнём, воздухом, водой и землёй, в котором содержатся элементы всех этих веществ. В нём заключаются все свойства других веществ, например, тепло и холод, в нём едины все противоположности (позднее Гераклит развил это положение Анаксимандра в закон единства и борьбы противоположностей).

Неотъемлемым свойством апейрона является бесконечное движение, в первую очередь круговращательное. . Под влиянием этого вечного движения бесконечный апейрон разделяется, противоположности выделяются из существовавшей ранее единой смеси, однородные тела движутся друг к другу. Самые крупные и тяжёлые тела при вращательном движении устремляются к центру, где сбиваются в комок, так образуется находящаяся в центре Вселенной Земля . Она недвижима и находится в равновесии, не нуждаясь ни в каких подпорках, так как равноудалена от всех точек Вселенной.

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве .

смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала.

Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни . Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту . Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии». ввел в употребление «гномон» – элементарные солнечные часы,

АНАКСИМЕН «Первооснова всех вещей реально существует, им является воздух»

Критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Первооснова всех вещей реально существует , каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. ». На первый план он выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, сгустившись ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное». Идея плотности – большая заслуга Анаксимена,

Он, в сущности,открыл закон перехода количества в качество . Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ.

Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной . Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался.

Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела , по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен»

2. ГЕРАКЛИТ «все движется, и ничто не покоится»

Основное положение философии Гераклита Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. “Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим

Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение

Будучи универсальным, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью

По Гераклиту, началом всего сущего является огонь .

Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь, “огнелогос” . Логос – это объективный закон мироздания , принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос. ". Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и обратно: “смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня”.

Гераклит также учил о тождестве противоположностей . Согласно его учению, один и тот же предмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например, "прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной". Противоположности переходят друг в друга, наличие одной из них обуславливает бытие другой, одна из них делает ценной другую. Тождество противоположностей означает не их взаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения

По Гераклиту, душа – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН). ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА.

Элейская философия

Основные представители элейской философии – Ксонофан, Парменид, Зенон Элейский. В лице этих философов античность впервые и явно формулирует свою задачу как задачу достижения максимального синтеза на всем многообразии бытия. Элейцы впервые выдвигают идею архэ как некоторого высшего и безусловного единства. Потому и называют они такой образ архэ «единым». В едином нет множественности, нет разнообразия качеств и движения. Оно выше всех этих разделений и дифференциаций. Оно - подлинное единое, подлинное бытие.

«Небытия нет, есть только бытие», - учит Парменид. «Следовательно, нет и всего того, где встречается небытие. А небытие встречается в трех основных случаях: 1) в случае множественности, 2) в случае разных качеств и 3) в движении. Следовательно, нет ни множественности, ни качеств, ни движения. Есть только единое».

Ксенофан - философ, поэт. Интересовался космологией и теологией. В центре критика представлений общераспространённой религии (приписывание богам внешних форм, психологических характеристик, страстей) считал, сто бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Бог есть космос-единое высшее меж богов и людей. Полагал, что земля появилась из моря (в горах находят раковины, а на камнях отпечатки рыб)

Впервые разделил знания на виды: знания по умению и знания по истине. Чувства дают не знание а мнение. Посеял семена скептицизма: ничего нельзя знать достоверно!

Парменид - философ, полит деятель. Символ его учения- богиня (символ истины) для изучения Единого есть три пути:

1. путь абсолютной истины

2.путь изменчивых мнений, фальши, ошибок,

3.путь мнений, достойных похвалы.

Наиважнейший принцип- истины: бытие есть и не может не быть, бытия нет и не может нигде никак быть.

Бытие-чистая позитивность, небытие- чистая негативность. Все о чем говорится и думается- есть. Ничто не мыслимо и невыразимо. Если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия. Бытие не имеет прошлого и будущего, начала и конца. Является законченным и совершенным в форме сферы.

Путь правды- путь разума. Путь ошибок- путь чувств (не доверяйте чувствам, глазам, ушам, языку).

Зенон Элейский- полит деятель, ученик Парменида.

Сформулировал принцип приведения к абсурду. Использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного движения. Против множественности Зенон приводил след аргументы: если все состоит из многого, то кажд из частей одновременно и бесконечно мала и бесконечно велика. Частицы всего не имеют величины и поэтому неделимы то все оказывается равным ничему.

Пифагорейцы

Пифагорейцы, последователи Пифагора учат, что «миром правят числа», и среди всех чисел особо следует выделить первые 10 чисел. Числа образуют космический порядок. Познать мир, значит, познать числа. В числах есть объяснение мира, природы. Гармония вселенной обусловлена математической пропорциональностью. Обожествляли цифры. Каждое из чисел есть некоторое «малое единое», некоторый первоэлемент мира, складывающийся вместе с другими числами в числовой системе, например, числовые пропорции и отношения. Решение проблемы 2 – синтеза у пифагорейцев – разделить само единое на несколько малых единых и попытаться сложить мир из некоторых комплексов и систем этих малых единиц. В таком решении единое удваивается. С одной стороны, остаётся чистое единое (1 – единое), отделённое от многого. Роль такого чистого единого берёт на себя единица (монада – мать богов есть первоначало, основа всех природных явлений). С другой стороны возникают малые единые – производные от единицы числа, например, 1,2,3,4,…точка, линия, прямая, объём. Они выполняют функцию соединения элейского единого и многого. Сумма чисел- священная декада- основа мира. Все числа дифференцируют собою некое одно начало – единицу, или чистое единое. Каждое число проникает собою во множество чувственных вещей, например, через форму, движение этой вещи, её отношения с другими вещами. Числа сквозят через единое и многое, соединяют их между собой. Наиболее ярко такой сквозящий характер чисел выражается в их самоподобии. Число – везде и нигде. Представление единого как числовой системы можно назвать нумерологическим архэ. Число изначально несёт в себе координацию единого и многого, поэтому синтезировать в пифагореизме два начала А и В означает скоординировать их с единым через числа, открыть числовой код каждой вещи.

Изучающие философию, вероятно, слышали такое понятие, как «апейрон». Значения слов из философской науки понятны далеко не всем. Что же это такое? Каково происхождение термина, что он означает?

Определение

Апейрон в философии - это понятие, которое было введено Анаксимандром. Означает оно бесконечное, неопределенное, не имеющее пределов первичное вещество. Согласно этому древнегреческому философу, апейрон - это основа мира, которая вечно движется. которая не обладает никакими качествами. Он считал, что все появилось путем выделения из этой материи противоположностей.

Что такое первовещество?

Первичная материя в широком философском смысле является основой всего, что существует в мире. Часто ее отождествляют с субстаницей. Еще в античные времена философы думали, что в основе всего существующего лежит один первичный элемент. Чаще всего это были природные стихии: огонь, воздух, вода и земля. Некоторые предполагали, что и небесная субстанция является также первовеществом.

Такая теория была во всех философских учениях. Мудрецы неизменно считали, что в основе всего лежат какие-то элементы или стихии.

Философские ступени

Согласно порядку, который принят в истории философии, про Анаксимандра говорят после Фалеса. И только потом ведется речь об Анаксимене. Но если подразумевать логику идей, то второго и третьего следует разместить на одной ступени, так как в теоретико-логическом смысле воздух является всего лишь двойником воды. Мысль же Анаксимандра должна быть поднята на другой уровень - к наиболее абстрактному облику первовещества. считал, что апейрон - это начало всех начал и принцип всех принципов. Переводится этот термин как «беспредельное».

Анаксимандр

Прежде чем более детально рассматривать эту важнейшую и очень перспективную идею философии Греции, нужно сказать несколько слов об ее авторе. С его жизнью, так же, как и с жизнью Фалеса, связывается только одна приблизительно точная дата - второй год 58-х Олимпийских игр. Согласно некоторым источникам, считается, что тогда Анаксимандр был в 64-летнем возрасте, и что он скончался в скором времени. Эту дату выделяют из-за того, что, согласно старой легенде, это был год, в котором появилось философское сочинение, созданное Анаксимандром. Несмотря на то что в нем предпочтение отдавалось прозаической форме, древние свидетельствуют, что написано оно было очень вычурно и высокопарно, что приближало прозу к эпической поэзии. О чем это говорит? Что жанр сочинения, которое было научно-философским, достаточно строгим и обстоятельным, рождался в нелегких поисках.

Уважение в народе

Образ философа вполне укладывается в типаж античного мудреца. Ему, как и Фалесу, приписывается множество очень важных практических достижений. К примеру, до наших дней дошло свидетельство, где сказано, что Анаксимандр возглавлял колониальную экспедицию. Такое выселение в колонию было привычным для той эпохи делом. Для этого необходимо было выбрать людей, снарядить их. Все требовалось делать оперативно и с умом. Вполне вероятно, что философ казался людям именно таким человеком, который подходит для этой цели.

Инженерные и географические достижения

Анаксимандру приписывают большое число инженерно-практических изобретений. Считается, что им были построены универсальные солнечные часы, которые носят название «гномон». С их помощью греки вычисляли равноденствие и солнцестояние, а также время суток и времена года.

Также философ, по мнению доксографов, знаменит своими географическими сочинениями. Считается, что он одним из первых попытался изобразить планету на Каким образом он это сделал - неизвестно, но важен сам факт, что появилась мысль представить на рисунке то, что нельзя увидеть непосредственно. Это были схема и образ, которые очень близки охвату мира мыслью философии.

Астрономические знания

Анаксимандр был увлечен и наукой о звездах. Он предлагал версии о том, и другие планеты. Для взглядов на астрономию характерно, что он называет ряд цифр, которые относятся к светилам, величинам Земли, других планет и звезд. Есть свидетельство, что философ утверждал: Солнце и Земля равны. В те времена не было никакой возможности проверить и доказать это. Сегодня ясно, что все названные им цифры оказались далеки от истины, но, тем не менее, попытка была предпринята.

В области математики ему приписывают создание очерка геометрии. Он подытожил все знания древних в этой науке. К слову, все, что он знал в этой области, до наших дней не дошло.

Философские взгляды

Если в течение последующих веков слава Анаксимандра как философа была развенчана, то шаг, который он сделал на пути изменения идеи первоначала, сохранил до текущего времени статус великого и крайне перспективного интеллектуального достижения.

Симпликий свидетельствует о том, что Анаксимандр полагал началом и элементом всех вещей бесконечную материю - апейрон. Это он первым ввел данное название. Началом он считал не воду либо какой-то другой элемент, а некую бесконечную природу, которая порождает небосводы и космосы, находящиеся в них.

В то время казалось необычным утверждение о том, что первоначало не определено качественно. Другие философы утверждали, что он ошибается, так как не говорит, чем является бесконечное: воздухом, водой или землей. Ведь в то время было принято выбирать некое определенное материальное воплощение первоначала. Так, Фалес выбирал воду, а Анаксимен - воздух. Анаксимандр вклинился между этими двумя философами, которые придают началу определенный характер. И он утверждал, что первоначало не имеет качеств. Никакая определенная стихия не может им являться: ни земля, ни вода, ни воздух. Определить значение и толкование термина «апейрон» тогда было делом нелегким. Сам Аристотель не мог в точности истолковать его суть. Он был удивлен, что бесконечное нематериально.

Идея Анаксимандра о первоначале

Что такое «апейрон»? Определение понятия, о котором впервые заговорил именно Анаксимандр, можно передать таким образом: начало является материальным, но в то же время неопределенным. Эта идея стала результатом расширения внутренней мысленной логики о первоначале: если есть разные стихии, и если кто-то каждую из них последовательно возводит до первоначала, то стихии уравниваются. Но, с другой стороны, всегда предпочтение неоправданно отдается одной из них. Почему, к примеру, выбирается не воздух, а вода? Или почему не огонь? Может, стоит отвести роль первичной материи не какой-то определенной стихии, а всем сразу. При сопоставлении всех таких вариантов, каждый из которых имеет под собой достаточно прочное основание, оказывается, что все-таки ни один из них не обладает достаточной убедительностью перед остальными.

Не исходит ли из всего этого такой вывод, что нельзя выдвигать на роль первоначала ни одну из стихий, так же, как и все их вместе взятые? Несмотря на такой «героический» прорыв в философии, множество ученых столетиями будут возвращаться к мысли о том, что значит апейрон.

Близко к истине

Анаксимандром был сделан очень дерзкий шаг к тому, чтобы понять неопределенно-бескачественное материальное. Апейрон - это такое материальное и есть, если смотреть на его содержательный философский смысл.

Именно по этой причине неопределенность в качестве характеристик первоначала стала крупным шагом философской мысли вперед в сравнении с вытягиванием на первые роли только одного-единственного материального начала. Апейрон - это еще не понятие материи. Но это самая близкая остановка философствования перед ним. Именно поэтому великий Аристотель, оценивая попытки Анаксимандра, пытался приблизить их к своему времени, говоря о том, что он, пожалуй, толковал о материи.

Итог

Итак, теперь ясно, что это за слово - apejron. Значение его следующее: «безграничное», «беспредельное». Само прилагательное близко к существительному «предел» и частице, означающей отрицание. В данном случае это отрицание границ или пределов.

Таким образом, это греческое слово образуется точно так же, как новое понятие о первоначале: через отрицание качественных и других пределов. Анаксимандр, скорее всего, не осознавал истоков своего величайшего изобретения, но смог показать, что первоначалом является не какая-то особая реальность материального типа. Это специфические мысли о материальном. По этой причине каждая последующая стадия раздумий о первоначале, которая логически необходима, образуется из философской мысли самой философской мыслью. Исходным шагом является абстрагирование материального. Термин «апейрон» наиболее точно передает происхождение философского понятия о беспредельном. И неважно, создан ли он был самим философом или же заимствован из древнегреческого словаря.

Это понятие заключает в себе попытку ответа на еще один вопрос. Ведь первичное начало должно было объяснить то, как все рождается и погибает. Выходит, что должно быть что-то, из чего все появляется, и во что потом разрушается. Другими словами, первопричина рождения и гибели, жизни и небытия, появления и разрушения должна быть постоянна и неуничтожима, а также бесконечна относительно времени.

Античная философия четко разделяет два противоположных состояния. То, что существует сейчас, когда-то появилось и когда-то исчезнет - преходяще. Таковыми являются каждый человек и каждая вещь. Таковы все состояния, которые наблюдаются людьми. Преходящее является многообразным. Следовательно, существует множественное, которое также является преходящим. Согласно логике такого рассуждения, первоначалом не может быть то, что является преходящим, так как в этом случае оно не было бы началом для другого преходящего.

Отличаясь от людей, тел, состояний, миров, первоначало никогда не разрушается, как это делают другие вещи. Таким образом рождена и стала одной из важнейших для мировой философии идея бесконечности, которая составлена из идеи об отсутствии границ в пространстве и из идеи о вечном, непреходящем.

Среди историков есть гипотеза, утверждающая, что понятие «апейрон» было введено в философскую науку не Анаксимандром, а Аристотелем либо Платоном, которые пересказывали данное учение. Документального подтверждения этому нет, но это уже не самое важное. Главное, что идея дошла до наших времен.

Древнегреческая философия.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
- Найти незримое единство мира -

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все? » Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное - не растение, океан - не планета, воздух - не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу - очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, - не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем - какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества - воды. Дерево - это одно состояние воды, гора - другое, птица - третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Эта идея о разных способностях чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) и разума тоже является одной из основных в философии. Многие мыслители считали, что разум намного совершеннее чувств и более способен познать мир, чем чувства. Эта точка зрения называется рационализмом (от лат. rationalis - разумный). Но были и другие мыслители, которые считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство, ощущение). Обратите внимание на то, что термин «чувства» имеет два значения: первое - человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т. д.), второе - органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). На этих страницах речь шла о чувствах, конечно же, во втором значении слова.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.

ФАЛЕС (VII-VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия.


Фале́с (ок. 625-547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге) : ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т. е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное - ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она - некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалес был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого «единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484-430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).»

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.»

Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.


Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный ». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому - неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное » (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос») : все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Он мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем.

Самый разреженный воздух - это огонь, более густой - атмосферный, еще гуще - вода, далее - земля и, наконец, - камни.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир , подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Александр Георгиевич Спиркин. «Философия.» Гардарики, 2004.
Владимир Васильевич Миронов. «Философия: Учебник для вузов.» Норма, 2005.

Дмитрий Алексеевич Гусев. «Популярная философия. Учебное пособие.» Прометей, 2015.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Краткая история философии: Нескучная книга.» НЦ ЭНАС, 2003.
Игорь Иванович Кальной. «Философия для аспирантов.»
Валентин Фердинандович Асмус. «Античная философия.» Высшая школа, 2005.
Скирбекк, Гуннар. «История философии.»

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН

(от греч. apeiron - беспредельное, безграничное, безмерное) - единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» - смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» - среднее (между огнем и воздухом), нечто принципиально неопределенное и неопределимое как внутренне неразграниченное, безмерное.
А. вечен: «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим». Будучи внутренне активным, А. в своем вращательном движении периодически выделяет из себя качества: влажное и сухое, холодное и теплое, чьи парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее), а из них все вещи, чья взаимная агрессивность и нарушение чужой («несправедливость»), а тем самым и своей меры приводит к их периодической гибели («возмездие») в А. как безмерном.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АПЕЙРОН

(греч. , от? - отрицат. частица и -конец, предел) , термин др.-греч. философии, означающий « »; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие внутр. границ) .

Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-платоновской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел-беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (το άπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (“Метафизика” 15,986а23 ел.) оппозиция предел - беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником-ем, “пределополагающие” (активные) и “беспредельные” (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов *Фшеба” (23с) наряду с “причиной” и результатом их “смешения”; позднее, в “неписаном учении”, она развилась в оппозицию одно - неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел-алейрон (параллельная оппозиция эйдос - пространство “Тимея”) - прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского алейрона-бесконечности, неопределенности и текучести-тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя “материала, материи” (“Физика” 207Ь35). Плотин (“Эннеады” II 4,15) принимает отождествление апейрона и “материи”, но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон Единому в качестве момента его эманации.

Лит.: Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.-“Вестник древней истории”, 1978,1, с. 39-54; 2, с. 43-58; EdelA. Aristotle"s theory of the infinite. N. Y„ 1934; Mondolfo K. L"infmito nel pensiero dell" antiehita classica. Firenze, 1956; Sinnige Th. G. Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968; Sweeney L. Infinity in the Presocratics, The Hague, 1972. А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :