Что связывает целеполагание и менеджмент. Психология целеполагания

1. Технология (это понятие шире, чем понятие методов, данное в названии главы, м. б., перенести его туда?) целеполагания при принятии решений. (м. б., этот заголовок сделать по аналогии с параграфом 1 главы 2.3: Целеполагание: методы и место в принятии решения?)

2.Типология методов формирования множества альтернатив.

3. Методы активизации творческого мышления (м. б., чтобы связать с темой главы, добавить: для поиска новых альтернатив).

4. Классификационные методы (добавить: генерирования альтернатив?).

§1.Технология целеполагания при принятии решений

Постановка целей занимает важнейшее место в процессе разработки решений, являясь одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования любой системы управления.

Формирование и выбор целей являются следующим этапом процесса принятия решения после этапа анализа и диагностики проблемы.

Под целью понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения.

Цели, направленные на ликвидацию проблемной ситуации, можно классифицировать по ряду оснований.

      По степени значимости выделяют стратегические и тактические цели.

Стратегические цели формируются при определении долговременного развития объекта управления, организации или проблемной ситуации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

      Цели также различаются как траекторные и точечные.

Траекторные , или направляющие цели, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» траекторная. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата, например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.

      Цели различаются по уровню иерархии.

Если целью 0-го уровня можно считать генеральную цель, например, «получение прибыли», то целями 1-го уровня будут «введение нового товара», «снижение издержек», «повышение квалификации сотрудников». Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут быть представлены в виде совокупности целей 2-го уровня.

Сформулированные цели должны удовлетворять определенным требованиям:

Комплексность. При постановке цели необходимо ориентироваться на будущее состояние объекта по всем аспектам проблемной ситуации. Например, добиваясь высокого качества продукции, нельзя забывать о ее цене или забывать о социальных аспектах работы организации.

Системность. Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом и факторы проблемной ситуации, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Согласованность . Цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.

 Если среди целей организации встречаются противоречащие друг другу цели (например, стремление обеспечить максимальный объем производства и минимизировать затраты), то необходимо найти эффективное компромиссное решение. В качестве такого компромиссного решения может, например, выступать цель «максимизировать объем производства при заданном уровне затрат» или «минимизировать затраты при заданном уровне производства».

Достижимость. Состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения, должно быть реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

Конкретность. Цель, поставленная ЛПР, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей реализации определенные управленческие действия.

Гибкость. Цель должна быть сформирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внутренних и внешних условий.

Приемлемость. Сформированные организационные цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации и функционирование объекта управления, а также для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных целей.

Иерархичность. Иерархичность в целеполагании при принятии решения определяется соподчиненностью, развертываемостью и взаимной полезностью целей. 43

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня. Поэтому цели управления формируются последовательно сверху вниз, начиная с целей всей системы и заканчивая целями ее отдельных элементов.

Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня.

 Например, цели администрации муниципального образования развертываются в цели сфер управления администрации (социальная, градостроительство и архитектура, финансовая, организационная и т.д.), цели сфер управления - в цели отдельных структурных подразделений (комитет здравоохранения, комитет по управлению имуществом города, комитет по охране окружающей среды и т.д.).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Свойства иерархичности целей нашли свое отражение в важнейшем методе структуризации целей – дереве целей.

Метод «дерево целей» - метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней (рис. 2.2.1.).

Рис. 2.2.1. - дерево целей

Каждая из подцелей может быть разложена на составляющие цели таким образом, чтобы прямое произведение (конъюнкция (логика «и»)) этих подцелей определяло вышестоящую цель. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей, при которой цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов.

Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения генеральной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и элементам. В таблице 2.2.1. показана взаимосвязь уровней планирования и целей.

 Таблица 2.2.1. – Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей 44

Уровень планирования

Уровень целей

Характеристика целей

1.Цели и задачи

0 – цель решения проблемы

1 – главные сферы реализации цели

2 – задачи

Коммерческие, социальные, политические цели

Основные направления реализации цели

Основные задачи

2.Средства

Пути и способы решения

3.Элементы средств достижения целей

5 – виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий

6 – элементарные действия

Комплексы и единичные действия

Использование деревьев целей можно найти в методах ПАТТЕРН, прогнозного графа Глушкова, они являются основой программно-целевого подхода. Грамотно выделить цели различных уровней позволяет SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа.

Построение «дерева целей» включает 2 этапа:

      Схематичное отображение процесса разложения генеральной цели на подцели (собственно построение «дерева целей»);

      Последующая количественная оценка относительной важности подцелей (важность подцелей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования).

 При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%.

Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые не подлежат дальнейшей декомпозиции и дают конечные результаты, определенные главной целью.

Логическим продолжением построения дерева целей является дерево решений, еще один метод логической структуризации на этапе целеполагания и определения альтернатив. По мере перехода задач «дерева целей» к конкретным способам, операциям и мероприятиям, дерево целей «преобразуется» в «дерево решений».

После определения наиболее важной подцели посредством присвоения коэффициентов относительной важности становится очевидным, какая из подсистем становится объектом дальнейшего изучения и основой построения «дерева решений».

В самом общем виде под деревом решений понимаютсхематичное представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.

Метод «дерево решений» – это метод структуризации, направленный на получение развернутого перечня работ, которые должны быть выполнены или перечня решений, которые должны быть приняты, чтобы поставленные цели были достигнуты. Это диаграмма, описывающая процесс принятия решения и последствия выбора каждой из возможных альтернатив. На ней одновременно могут приводиться вероятности рисков и затраты или доходы от выбора каждой логической последовательности событий и будущих решений. Если «дерево целей» отвечает на вопрос «что?», то «дерево решений» на вопросы «как?» и «каким образом?».

Ведущим логическим принципом при построении дерева решений является логика «или» (дизъюнкция) или принцип альтернативности и взаимоисключения в выборе элементов, что означает, что к реализации принимается только один наиболее эффективный, предпочтительный из числа элементов, детализирующий элемент более высоко уровня.

Альтернативность бывает полной или частичной.

Частичная альтернативность - логика и/или , которая характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям частичной альтернативности и состязательности.

Дерево решений дает обзор всего множества альтернатив решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько альтернатив решения, сколько ветвей на дереве. Альтернативы решения становятся все более конкретными, по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов решения представлен на рис. 2.2.2.

Рисунок 2.2.2. – Дерево решений

В представленной структуре дерева решений уровни обозначаются следующим образом:

    Уровень Р – цель решения;

    Уровень А – альтернативы решения;

    Уровень С – способы решения

    Уровень М – конкретные работы и мероприятия.

Таким образом, отдельную группу методов, направленных на формирование вариантов и альтернатив решения составляют методы «дерева целей» и «дерева решений». Важность метода «дерева целей» как способа целеполагания при принятии решения заключается в том, что данная технология является основой для последующего формирования альтернативных вариантов решения.

Задание 1. В чем заключается отличие методов «дерево целей» и «дерево решений». Выделите параметры отличия и заполните таблицу.

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций:

Определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;

Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник;

Обеспечивает конкретизацию проблемы;

Помогает определить способы действий.

Цель и принятое решение не тождественные понятия: в содержание правильно сформулированной цели входят варианты и логические принципы решения проблемы.

К принципам можно отнести следующее:

1. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

2. Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие.

3. Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

4. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побочных целей. Поэтому, если не учитывается возможность побочных результатов, это может привести к непредвиденным последствиям.

5. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.

6. Выявление переменных проблемной ситуации - управляемых и неуправляемых. Большинство людей подходит к решению проблем со своими уже сложившимися представлениями о влияющих на них факторах. Это представление обусловлено образованием, жизненным опытом и информированностью. Стоит эти представления «законсервировать», и они лишают нас творческого подхода к постановке и решению проблемы.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие - нет.

Если переменные проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

Это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель определяет направление социального действия. Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине - главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели - средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные в свою очередь расчленяются на более частные.

Как ставить цели и действовать по их реализации?

Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания - их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью - основное правило технологии.

Таким образом, целеполагание - важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Общие требования к процессу целеполагания

Цели должны быть:

    Конкретны

    доступны для понимания

  • достижимы

Ключевые принципы постановки целей:

    Обсуждение целей

    Определение приоритетов

    установление сроков выполнения целей

    обеспечение регулярной обратной связи

    связь целей с системой поощрения

Постановка целей организации требует от руководителей доведения их до сведения подчиненных, объяснения важности их достижения, определения механизма достижения (т.е. определение материальных, человеческих, финансовых, информационных ресурсов; сроков выполнения; распределение систем ответственности, контроля, мотивации, использование технологий и других потенциальных источников).

Цели организации не остаются неизменными, каждому этапу и циклу ее развития соответствуют определенные цели. Необходима своевременная их корректировка для успешного функционирования организации.

В целеполагании всегда возникает задача свести множество возникающих целей к минимуму, из минимума выбрать главную цель, исключить те, которые выступают как средство достижения других целей или не влияют на выбор альтернатив. Главное при определении целей указать ЧТО и КОГДА.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются с позиции цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание включает не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания – программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

5.3. Дерево целей как метод цеполагания

К методам целеполагания относят разработку «дерева целей», которое осуществляется путем последовательной декомпозиции (разделения) главной цели на подцели по следующим правилам:

    формулировка целей должна описывать желаемые результа­ты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходи­мые для их достижения;

    формулировка целей должна быть количественно и качественно измерима;

    должна выполняться полнота редукции целей: каждая цель вышестоящего уровня разворачивается в подцели нижестоящего уровня;

    формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата; не давать двойного толкования;

    на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

    декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позво­ляет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип «дерева целей» обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, соци­альных, политических, духовных), их согласование для достиже­ния главной, единой цели.

Формирование «дерева целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие - те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых за­висит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, под­разделяются на более частные и т.д. Так достигается максималь­ная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип, по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую опре­делить место и роль каждой цели в процессе ее достижения, раз­граничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Количество уровней дерева целей зависит от масштабов организации, сложности целей, характера проводимых мероприятий.

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля