Деструктивные религиозные течения: признаки и опасность. Основные методы деятельности деструктивных организаций и течений

С чего должно начинаться знакомство с любой харизматической группой и как распознать культовые псевдорелигиозные организации – об этом, пожалуйста, читайте в материале Образовательно-культурного центра «Білім» г. Алматы, предоставленном специально для пользователей Zakon.kz.

Не следует вступать ни в какие сомнительные группы, не собрав о них максимум информации. Никогда не следует делать поспешных выводов и принимать поспешные решения. Всегда нужно трезво взвешивать, обдумывать и анализировать полученную информацию.

При оценке характера любой группы нужно внимательно исследовать:

- Кто ее лидер;
- Какова ее доктрина;
- Как происходит вербовка, какой образ жизни ведут члены
группы и существует ли свобода выхода из группы.

Кто лидер?

Сбор информации о группе нужно начинать с исследования биографии ее лидера. Кто этот человек? Какое образование он получил? Чем занимался до создания группы? Не все лидеры деструктивных течений создают собственные группы из жажды денег или власти - политической, идеологической, религиозной. Многие сегодняшние лидеры некогда сами были жертвами радикальных организаций, в которых применялся психологический контроль. Иногда люди, подвергавшиеся психологическому воздействию, с годами начинают практиковать на других техники, о которых узнали в деструктивных организациях. Понятно, что не каждый бывший член таких течений непременно создает собственную группу, но есть некоторые типы личности, которые особенно к этому склонны.

Многие лидеры деструктивных течений страдают сильным комплексом неполноценности и противопоставляют себя обществу. Зачастую в детстве они были замкнутыми, одинокими детьми. Эти люди жаждут не столько материальных благ, сколько внимания и власти. Власть – это наркотик, и лидеры таких организаций приобретают зависимость от власти, они хотят все больше и больше власти. Они очень опасны, потому что психически неуравновешенны и, в конце концов, сами начинают верить в то, что пропагандируют. Это не хитрые мошенники, которые хотят нажить капитал. Чаще всего они действительно считают себя богом, мессией, гуру или просветленным учителем.

При знакомстве с группой надо выяснить, есть ли у их лидера криминальное прошлое. Если да, то какие преступления вменялись ему в вину. Хотя далеко не все лидеры мистификаторы, психопаты или шарлатаны, у многих из них довольно сомнительное прошлое.

Изучение биографии и образа жизни лидера деструктивной организации позволяет понять, можно ли ему вообще верить. Например, если человек читает лекции о том, как строить хорошие семейные отношения, но при этом трижды разведен, это о чем-то говорит. Если он в прошлом употреблял наркотики или демонстрировал неадекватное поведение, то вряд ли стоит рассчитывать, что он способен решить проблемы человечества.

Кроме того, следует обратить внимание на структуру власти в радикальных деструктивных течениях. Насколько она сбалансирована? Во многих из них есть совет директоров, но обычно это номинальные фигуры, которые выполняют приказы лидера.

Реальная структура представляет собой пирамиду с лидером на вершине без системы сдерживания и противовесов и взаимного ограничения власти. Чуть ниже – ядро помощников, которые полностью ему подчиняются. Еще ниже находятся руководители среднего звена. Структура не допускает рассредоточения власти, власть лидера абсолютна.

Итак, если лидер имеет сомнительное прошлое, а структура его группы такова, что позволяет ему полностью контролировать и централизовать власть, значит, в этой группе есть зачатки деструктивной организации. Не все лидеры деструктивных течений жаждут богатства, славы и власти. Среди них есть бывшие члены деструктивных течений, чье сознание подвергалось психологическому воздействию. Они могут действовать так из заблуждения, а не ради подавления людей. Многие лидеры производят впечатление людей, которые руководствуются священным писанием и живут с Богом в душе, но их интерпретация священного писания и божьей воли используется для манипуляции и контроля над людьми.

Доктрина

Поскольку Конституция гарантирует свободу совести и защищает право людей верить в то, во что они хотят, критиковать доктрину группы неэтично. Но взгляды и доктрина группы должны быть открыты любому человеку, который хочет к этой группе присоединиться.

Бывает, что существует внутренняя доктрина для членов и внешняя доктрина – для общества. Чтобы группа была единой и сплоченной, необходимо, чтобы ее члены знали, что группа пропагандирует то, во что верит. Но деструктивные группы меняют «истину» в зависимости от ситуации, ибо, по их мнению, цель оправдывает средства. Законные организации не манипулируют доктриной и не создают доктрины для внутреннего и внешнего пользования, чтобы обмануть общественное мнение.

Рядовые члены группы

При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми, на изменение его целей и интересов.

Когда потенциальная жертва приглашается на какое-нибудь мероприятие группы (лекцию, семинар, тренинг), на нее начинают оказывать явное и неявное психологическое давление, заставляя как можно быстрее принять решение о присоединении к группе. Человека стараются лишить возможности размышлять.
Такая черта выдает деструктивный характер группы. В обычных харизматических группах потенциальным членам никогда не лгут и не оказывают на них давление, заставляя быстро принять решение о вступлении в группу.

Самый характерный признак деструктивности секты – это радикальное изменение личности человека.
Например, раньше человек был политическим либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас называет ее сатанинской. Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас вообще не доверяет родителям. Раньше он был атеистом, а сейчас Бог означает в его жизни все.

Да, вполне естественно, что со временем в процессе приобретения жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное «перерождение» обычно вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники нейрологического воздействия, и когда он становится жертвой манипуляции и психологической обработки, в том числе обмана и внушения.

Уходя в деструктивные течения, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на эту группу свою собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома.

20:28 215

12:59 319

17:17 513

17:16 905

17:04 441

16:28 4 946

15:41 456

15:36 456

15:30 444

15:19 465

15:04 480

14:08 442

13:58 2 330

13:46 580

13:23 461

13:02 492

12:51 408

11:29 206

11:16 179

10:23 504

10:10 392

10:02 206

09:56 1 089

09:50 151

09:32 229

09:24 204

09:15 165

Как можно большего количества новичков, приемы и методы имеют огромное и эффективное воздействие на психику человека. Чем дольше новичок находится под воздействием этих приемов, тем труднее ему помочь вернуться к прошлой жизни, в которой, зачастую, есть одиночество, жизненные трудности, экзистенциальные проблемы - потеря смысла жизни, отсутствие любви и свободы, низкий уровень ответственности.

Важно быть внимательным к своим близким, друзьям, коллегам и отреагировать на малейшие изменения в человеке. На что следует обратить внимание:

1 . Изменились интересы . Человек меньше интересуется семейными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к работе, учебе, к привычным развлечениям, увлечениям.

2. Изменилось поведение. Человек неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему. Стал более замкнутым, скрытным, более скупым на эмоции или, напротив, чересчур эмоционален, экзальтирован, проявляет восторженность, готов на жертвы ради нового дела.

3. Изменилась речь. Возможно, вы обнаружите, что он использует новые для него характерные выражения, словечки, термины. Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей. В голосе проявляется занудность, монотонность.

4. Изменились привычки. Придерживается необычного для него режима питания, изменил стиль в одежде. Много времени уделяет чтению книг, а также усердно занимается медитациями или чтением молитвенных текстов.

5. Изменился образ жизни . Несмотря на то, что общение с друзьями и коллегами по работе ограничено, появилось множество телефонных звонков, писем, происходит увеличение количества встреч в неделю (всевозможных собраний, семинаров и пр.). Возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой.

6. Изменились денежные траты. Происходит неоправданное увеличение денежных затрат, карманных расходов (у детей). Обратите особое внимание, если он расходует значительные суммы, берет займы в банке, у родственников, у друзей.

Если Вы обнаружили изменения хоть по одному пункту, будьте бдительны, возможно, уже произошел первый контакт с деструктивной группой, важно соблюдать ряд правил поведения с адептом.

1. В отношениях - сохраняйте контакт

Не теряйте голову. Трезвый взгляд на вещи вам еще пригодится. Признайте за человеком право на свой выбор, даже если он, по вашему мнению, ошибочный. Важно показать своим поведением, что близкий человек вам дорог вне зависимости от его убеждений, вы его принимаете таким, какой он есть.

Не осуждайте его новые убеждения. Будьте спокойным, положительно настроенным, открытыми к диалогу. Ни в коем случае не нападайте, даже с юмором ни на группу, ни на ее руководителя (учителя, гуру и т. д.). Самое важное - это поддерживать контакт с человеком и сохранить доверительные отношения.

Задавайте вопросы в доброжелательном тоне с тем, чтобы разобраться в ситуации и получить необходимую информацию. Но не устраивайте допрос с пристрастием! Не пытайтесь оценивать и судить действия лидеров организации и деятельность деструктивной группы, с точки зрения здравого смысла, не пытайтесь доказывать, кто прав и кто виноват.

С другой стороны, следует отмечать явные противоречия и ненавязчиво указывать на них. При этом не вынуждайте человека, попавшего под влияние деструктивной группы, эти противоречия объяснять: это только укрепит его связь с группой. Просто слушайте и без агрессии отмечайте несоответствия, приводите примеры, почерпнутые из ваших наблюдений, из прессы, из Интернета. Зароните сомнение в непогрешимости «учителей» и «учения». Вода камень точит!

Поддерживайте его прошлые интересы и увлечения. Оживите семейные и дружеские воспоминания. Привлеките друзей и родственников, которые имеют у него авторитет и могут оказывать влияние на него. Стимулируйте и расширяйте круг общения вне группы - организуйте встречи, пикники, праздники. Словом, поддерживайте все, что связано с жизнью вне группы, но старайтесь это делать ненавязчиво, не оказывая давления.

2. Собирайте информацию.

Собирайте сведения и формируйте досье. Записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с деятельностью вашего близкого, попавшего под влияние секты. Собранные Вами сведения могут оказаться неоценимым подспорьем, если потребуется обращаться в судебные, медицинские или правоохранительные органы , при организации розыска родственника, пропавшего без вести;

Храните всю информацию, касающуюся его группы . Это могут быть статьи в прессе, публикации на Интернет-сайтах, заметки, листовки. Проявляйте осторожность: не расставайтесь с документами, касающимися вашего близкого, как члена данной группы, а также с документами, свидетельствующими о деятельности самой деструктивной группы.

Ведите дневник событий, связанных с взаимоотношениями вашего ребенка и группы;

Выясните в точности, к какой секте он принадлежит. Если вы не смогли определить тип деструктивной группы, отмечайте характер его чтения: книги, брошюры, и прочая литература. Определите, какие он употребляет в своей речи слова, выражения, термины (т. е. словарь). Выясните расписание занятий , богослужений (молитв, медитаций). Узнайте имена и прозвища тех, кто составляет его новое окружение. По этим сведениям специалист сможет сориентировать ваши поиски и указать название и местоположение деструктивной группы.

Важно изучить учение данной группы, ее характерный словарь. Это то, на что чаще всего будет ссылаться ваш близкий человек. Эти сведения - мостик, соединяющий вас с ним. Они необходимы для поддержания диалога, они помогут вам быть в курсе происходящих с ним событий в группе.

Контролируйте финансы. Записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего близкого человека;

3. Соблюдайте осторожность.

Избегайте материальной поддержки. Не посылайте денег вашему близкому человеку. Разумеется, даже ради откупа, не посылайте денег группе. Не «лейте воду на их мельницу», ведь без финансовой подпитки не может существовать ни одна организация. Лучше прислать личный подарок, который невозможно передать группе или продать.

Не позволяйте запугивать себя давлением, клеветой, угрозами или шантажом. Не уступайте попыткам его группы вас обаять, «приручить» - это будет делаться в целях нейтрализовать вас, «убрать дороги».

Не позволяйте, чтобы кто-либо внушил вам чувство вины - это лишит вас сил, энергии, ведь именно сейчас силы и здравый рассудок вам остро необходимы.

Не предпринимайте лобовых атак. Нельзя требовать, чтобы он немедленно оставил группу, или запрещать читать литературу секты, в грубой форме запрещать общаться с сектантами - это может иметь обратный эффект: отпугнет его, заставит замкнуться в себе и искать поддержки в группе.

Не рассчитывайте, что здравый смысл возобладает и человек, со временем, сам разберется «что к чему». Даже, если он сам утверждает, что знает что делает. Даже если он образованный и умный. Здесь никакой интеллектуальный иммунитет не спасает - известны случаи, когда на удочку попадались академики. В некоторых деструктивных группах используются гипнотические техники, введение в трансовые состояния, почти во всех сектах деструктивного толка активно применяется манипуляция сознанием, эффективные психотехники. Все, это позволяет сектантам «обработать» жертву, подвести ее к нужным псевдологическим выводам.

Не оставляйте попыток вытащить из деструктивной группы своего близкого человека , ссылаясь на то, что он совершеннолетний и сам несет ответственность за себя. Ему одному не справиться с массированным прессингом со стороны группы: используется «бомбардировка любовью», запугивание, внушение чувства вины, финансовая и психологическая зависимость и прочие деструктивные методы.

4. Привлекайте к помощи других людей

Обращайтесь за помощью в специальные организации, чтобы они помогли вам в ваших усилиях по возвращению ребенка или другого близкого человека домой. Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом. Выработайте с ними единую стратегию поведения.

Если один из родителей вовлекает в секту несовершеннолетнего ребенка, действуйте немедленно - информируйте правоохранительные органы. Передайте им досье на группу и требуйте, если необходимо, розыска в интересах семьи.

Но не доверяйтесь сразу «специалистам», которые предложат вам платные услуги, чтобы вылечить пострадавшего «от зависимости» или защитить его интересы в суде. Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно тот специалист, за которого он себя выдает. Нередки случаи, когда эти «специалисты» являются одновременно и членами группы. И это происходит на любом уровне: жертвами становятся и высокопоставленные чиновники, и ученые, и врачи, и учителя, и юристы. Будьте бдительны!

Увы... бывают случаи, когда приходится действовать судебным или медицинским порядком или по линии собеса. Попросите лечащего врача предоставить медицинскую карту состояния здоровья вашего близкого до его поступления в деструктивную группу.

Не оставайтесь наедине со своей проблемой. Эта беда может войти в любой дом вне зависимости от вероисповедания , социального положения, независимо от пола, возраста, профессии, образования и уровня интеллекта. Ищите семьи, которых также коснулась эта проблема, обменивайтесь сведениями, опытом, оперативной информацией об обстановке в группе.

Что такое деструктивные религиозные течения?

4 апреля 2018 года Ассоциированную ЮНЕСКО школу при КАУ посетили представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом ДВД города Алматы. Целью посещения явилось проведение профилактической беседы со студентами на тему деструктивных религиозных течений в Республике Казахстан и г.Алматы в частности. Представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом дали полную характеристику деструктивным религиозным течениям, описали методы воздействия на граждан и приемы борьбы на законодательном уровне с различного рода религиозными течениями и сектами. Так как современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе, в последнее время наблюдается целенаправленное проникновение на территорию Казахстана нетрадиционных исламских и протестантских религиозных объединений, а так же новых культов, имеющих деструктивный характер. Деятельность большинства таких объединений, которые провозглашают своими целями полную «исламизацию» или «евангелизацию» Казахстана, координируется и финансируется зарубежными центрами. Масштабы деятельности деструктивных религиозных объединений в последнее время увеличиваются.
Неслучайно за короткий срок в Казахстане появились нетрадиционные для нашего народа многочисленные протестантские церкви новой волны. Их в республике насчитывается более 500. Наиболее крупные церкви, на которые приходится более 70% верующих, расположены в крупных городах страны, таких как Алматы, Караганда, Шымкент. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии. Особенно показательным является процесс усиления влияния среди казахстанской молодежи различных деструктивных около- и псевдорелигиозных организаций - сект и культов. Опасность этого процесса состоит прежде всего в том, что для молодежи духовная сфера жизни все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения, философию отношения к жизни.

Представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом дали полную и достоверную информацию по текущим крупнейшим религиозным течениям несущим деструктивный характер, среди них хотелось бы отметить:

Церковь «Саентологии»- Основной догмой религиозной организации «Церковь саентологии», известной в мире как «Центр Дианетики» является обречение мира на уничтожение и имеется только один шанс к спасению - это изучение дианетики (псевдонаука о человеческом мышлении);

Свидетели Иеговы - являются в настоящее время одной из самых крупных по численности конфессий в республике. Источником их веры является Библия, но в их собственном, новом переводе, а также труды руководителей Бруклинского центра и красочные журналы. Большое внимание уделяют свидетели Иеговы распространению религиозно - пропагандистской литературы. В настоящее время их литература «Сторожевая башня» выпускается более чем 160 языках тиражом более 37 млн. экземпляров, журнал «Пробудитесь» - на 81 языке тиражом около 34 млн. экземпляров. Большую работу проводят члены организации Свидетелей Иеговы по привлечению новых людей в секту.
Основная цель РО «Благодать» - евангелизация Казахстана путем активного привлечения под видом спасения в ряды адептов и создания новых открытых и закрытых ячеек. Религиозное течение активно использует методы гипнотического воздействия на сознание людей во время религиозных ритуалов.

Радикальное исламское объединение «Хизб-ут-Тахрир» - Идеология партии построение халифата на территории центральноазиатских государств.
Ваххабизм (употребляется только оппонентами этого течения (его сторонники называют себя салафитами). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Учащиеся ознакомились с основными чертами деятельности деструктивных религиозных течений:
. проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционной религии и учений, исповедуемых членами других сект;
. резкая критика других религий и обещание «божьего наказания» для их последователей;
. наличие харизматического лидера, который является проповедником и главным администратором деструктивной\религиозной организации;
. существование круга лиц, особо приближенных к лидеру деструктивной религиозной организации и занимающие в ней руководящие посты;
. активная миссионерская деятельность, включая беседы на улицах, раздача листовок, трансляция программ в СМИ;
. проведение массовых мероприятий, с целью привлечения потенциальных верующих;
. усиленное внимание на несовершеннолетних, попавших в деструктивную религиозную организацию;
. окружение заботой;
. дробление деструктивной религиозной организации на группы по направлениям;
. использование психотехники;
. проведение специального религиозного обучения для новых членов организации;
. привлечение членов с неуравновешенной психикой и физическими недостатками для публичной демонстрации псевдорелигиозных «чудес»;
. изменение физического вида членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требования носить культовую одежду и принадлежности;
. соблюдение строгой религиозной дисциплины;
. благотворительность и опека, для вовлечения в организацию лиц социально не защищенных;
. требования жертвования денег, т.н. «десятины»;
. частая и бесплатная раздача литературы
. применение современных методов ведения религиозных собраний для привлечения молодежи;
. требование бесплатной работы на предприятиях организации, сбора подаяния и продажи религиозной литературы;
. повышенное внимание к вопросам образования, учреждение собственных образовательных центров
. бесплатная передача литературы в библиотеки, учреждения культуры и образования;
. наличие у организации специальных подразделений для выполнения пропагандистских, охранных и других задач;
. создание детских и молодежных учреждений, реабилитационных центров, летних объединений и лагерей, с целью вербовки верующих.

Подводя итоги, сотрудники управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом отметили тот факт, что в последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы. Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.

Преподаватель истории
школы при КАУ
Раисов Д.Р.

Термин имеет тот же корень, что и структура; приставка "де" означает уничтожение или отрицание. Слово "деструктивный" носит негативную окраску и означает не что иное, как разрушительный. Синоним деструктивности, как уже было указано выше - разрушительность. Распад структурных связей, зависимостей и тому подобного - вот что значит деструктивный.

Деструктивный конфликт

Под деструктивным конфликтом обычно понимают столкновение, при котором характерна проблематичность достижения целей каждого из участников конфликта каким-либо иным способом, кроме ущемления интересов другого. Это значит, что намерения оппонентов переплетаются, мешая удовлетворению интересов каждого из них.

Деструктивный человек

О деструктивности можно говорить как о качестве личности. Возникает вопрос о том, что значит деструктивный человек? Является ли эта разрушительность пагубной для обладателя такой черты или для окружающих его людей?

Психологи дают следующее определение для деструктивности, свойственной человеку. Это неспособность создавать базу, обеспечивающую дальнейший результативный труд. Деструктивность может быть направлена как вовнутрь, так и извне. Кроме того, как и в общем определении, она означает разрушение функциональных связей.

Многие которые можно назвать негативными, относятся к деструктивным (например, жадность, хитрость, цинизм и предвзятость), поскольку они так или иначе приводят к разрушению. Но более всего деструктивность связывают с жадностью, что значит, деструктивный человек в полной мере обладает этим пороком.

Жадность как поборница быстрого результата

Для деструктивного человека свойственен соответствующий подход к жизни. Он хочет всего и сразу. Такая личность настолько гонится за результатом, что растрачивает его. В итоге эффективность близится к нулю.

Антоним деструктивности - конструктивность, напротив, предполагает постепенное совершенствование и продвижение вперед.

Пропасть между теорией и практикой

В ответе на вопрос о деструктивности человеческого сознания, то, что значит слово "деструктивный" - очень малая часть того, что надо бы сказать. Деструктивный человек не глуп - он знает теорию, но не применяет ее на практике. Ситуация схожа с купленным билетом на поезд, в который покупатель так и не сядет. Деструктивный человек знает, что действует прежде всего себе во вред. Но все равно продолжает это делать. Быть может, даже кичится своей деструктивностью.

Деструктивное межличностное взаимодействие

Под деструктивным межличностным взаимодействием понимают такие формы контактов, при котором на одного или на каждого из собеседников оказывается пагубное влияние со стороны другого. Примеры: манипулятивное или авторитарное общение, молчание с целью сокрытия какой-либо информации или в качестве так называемого наказания.

Отрицательные одного или всех участников взаимодействия придают ему деструктивный характер. Они могут проявляться преднамеренно или неосознанным образом. Мотивированная или немотивированная агрессия, к примеру, может исходить от одного собеседника к другому либо вследствие нервного перенапряжения, либо из желания нанести тому физический или моральный вред. Такие личностные черты, как предубеждение, лицемерие и цинизм также являются основой деструктивного межличностного взаимодействия, напоминающего, однако, в отличие от открытой агрессии скорее состояние "холодной войны". Так, данный процесс может проходить в неявном виде, пока деструктивность будет все более прогрессировать.

Г. Базарбаева
Старший научный сотрудник
Отдела исследования христианства и нетрадиционных
для Казахстана религиозных течений НИАЦ МКС РК

Религия всегда занимала и занимает важное место в жизни человека и в истории мировых цивилизаций. Однако, развитие мировых и традиционных религий сопровождается появлением церкви, миссии, религиозные организации нетрадиционного толка.

Миссионеры и проповедники последних проводят активную агитационно-пропагандистскую работу по привлечению людей в религиозные организации деструктивного направления. Деструктивность – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Во многих странах приняты законы запрещающие деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью граждан, разрушающих нравственные ценности.
В Казахстане нет ни одной религиозной организации признанной на законном основании деструктивным культом. Однако это не повод успокаиваться. Некоторые религиозные объединения имеют отдельные признаки деструктивности, большинство из них используют такие методы влияния, как контроль над жизнью адептов, информационный контроль.
Деструктивные течения нетрадиционных религий представляют определенную опасность обществу, их деятельность приводит к негативным последствиям как в духовном, так и в физическом и материальном плане.
Для привлечения и удержания людей в организации культы, как правило, применяют методы психологического влияния: контроль над поведением, подчинение сознания, информационный контроль. Метод подчинения сознания, скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие, в это время происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби.
Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. В этом и заключается метод контроля поведения. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется ритуальная работа, которую необходимо делать.
Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.
Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека…» Следствие чего наблюдается выработка покорности и зависимости у адепта.
Медленно и поступенчато деструктивные культы стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений, которые могут помешать пребыванию в культе.
Таким образом, цель культов - сформировать зависимый тип личности. Следствие чего происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестер и братьев».
Вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя данный метод, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, чтение газет, радио, ведь человеческое сознание фактически не может нормально функционировать без определенно направленной информации. Подобный метод, исключает возможность критического мышления последователей культа, что не позволяет людям судить о собственной жизни или действиях группы.
Контролируя мышление, деструктивный культ не только управляет поведением человека, но и формирует его личные качества в соответствии с интересами группы, создает новую «культовую личность».
Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются.
Подобные организации также используют культовый язык особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение.
Это приводит к тому, что новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их
повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять.
Нетрадиционные религиозные объединения стараются как можно больше расположить человека, сделать его более восприимчивым к методам, которые действуют внутри организации. Порождают у верующих определенные чувства, поддерживают эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение – выговороми наказанием. Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.
Деструктивные культы с помощью методов влияния стремятся заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа, чрезмерная эксплуатация чувства вины, внушение страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.
Попасть в подобную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Личность человека подвергается полной смене системы взглядов и ценностей, жизнь подчинена правилам деструктивной организации. Лидеры культов стараются подчинить человека всеми методами, включая незаконные. Возможность выхода из деструктивного культа обычно гарантируется только на словах. В заключении хочется отметить, во-первых, самая лучшая защита от культов – информированность и понимание того, что такое культ, какие у него скрытые цели и методы. Во-вторых, незнание и непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают человека свободы выбора. Свободным может быть только осознанный выбор и этот выбор зависит только от нас.
Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в деструктивные культы. Всем гражданам, особенно молодежи необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.