В число основных критериев стратификации входит. Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации.

В марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат: отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит: от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

34.​ Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Т. е. мобильность – это переход из одного социального положения в другое в социальном пространстве.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Виды социальной мобильности можно выделить и по другим критериям:

1. по дальности;

2. по количественному показателю;

3. по степени организованности:

Изучение социальной мобильности производится с помощью двух систем показателей. В первой в качестве единицы счета выступает индивид. Основными показателями выступают объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный) и степень мобильности. Объем мобильности показывает число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Степень мобильности определяется двумя факторами: диапазоном мобильности (количество статусов в данном обществе) и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Так максимум мобильности всегда наблюдается в обществе в период каких-либо социальных и экономических преобразований. Степень мобильности зависит также от исторического типа стратификации.

Во второй единицей отсчета служит статус. В данном случае объем мобильности (количество людей изменивших свой статус) описывает её направление. Мерой мобильности выступает шаг мобильности (дистанция), который показывает количество ступенек, на которые переместился индивид в вертикальном направлении. Может быть межпоколенным и внутрипоколенным, межклассовым и внутриклассовым.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса.

35. Маргинальность как социальное явление

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности.

Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга.

Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества).

Называют следующие типы маргинальности:
- культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);
- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);
- структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре.

Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий.

Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни.

Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы.

Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

36. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

37. Понятие социального института. Причины их возникновения и функционирования в обществе. Классификация социальных институтов.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

· ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

· организованная система формальных и неформальных структур;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

· устойчивый комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов:

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

38. Социальные институты в экономической сфере.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

· взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

· наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

· определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

· регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики как социального института являются:

· согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

· удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

· укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.



Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.



Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т.е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог Л. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение индивида (социальной группы) в обществе.

Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т.д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг. прошлого века миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В.П. Чкалова, М.В. Водопьянова, Н.П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по.компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949- 1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Шкала профессионального престижа

Таблица 6

Вид занятий

Вид занятий

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

Репортер

Официант

Менеджер в офисе

Наемный работник на ферме

Офицер полиции

Горничная

Музыкант

Сантехник

Секретарь

Пожарный

Чистильщик обуви

Почтовый служащий

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т. е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог А. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение индивида (социальной группы) в обществе. Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т. д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг.

XX в. миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В. П. Чкалова, М. В. Водопьянова, Н. П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949-1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Таблица 6

Шкала профессионального престижа

Вид занятий

Баллы

Вид занятий

Баллы

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

Социальная стратификация - это главная тема социологии. Она описывает, как слои общества делятся по своему образу жизни, по уровню доходов, по тому, имеют они какие-то привилегии или нет. Социологи «одолжили» данный термин у геологов. Там он обозначает, как располагаются пласты Земли в вертикальном разрезе. Социологи тоже, наподобие строения Земли, расположили страты - социальные слои - по вертикали. Критерии в упрощенном варианте ограничиваются одной шкалой - уровнем дохода. На нижней ступени находится бедное население, на средней - состоятельное, а на верхней - самое богатое. В каждую страту входят люди, доходы, престиж, власть и образование которых приблизительно одинаковы.

Существуют следующие критерии социальной стратификации, согласно которым население делится на страты: власть, образование, доход и престиж. Располагаются они на оси координат вертикально и неразрывно связаны друг с другом. Также все перечисленные критерии социальной стратификации имеют свою отличительную размерность.

Доход - это то количество денег, которые получает семья или индивид за конкретный временной промежуток. Эта денежная сумма может быть получена в виде пенсии, зарплаты, пособия, гонорара, алиментов, процентов с прибыли. Измеряется доход в национальной валюте или в долларах.

Когда доходы превышают траты на жизнь, они постепенно накапливаются и превращаются в богатство. Как правило, оно остается наследникам. Отличие дохода от наследства заключается в том, что его получают только работающие лица, тогда как наследство могут получить и неработающие. Накопленное движимое или недвижимое имущество - это главный признак высшего класса. Богатые могут не работать, тогда как низшие и средние классы, наоборот, не смогут прожить без зарплаты. Неравномерное и богатств и обусловливает экономическое неравенство в обществе.

Следующий критерий социальной стратификации - образование. Оно измеряется годами, отданными обучению в школе и вузе.

Третий критерий - власть. О том, обладает ли человек ею, можно судить по тому количеству людей, на которое распространяется принятое им решение. Суть власти заключается в возможности навязывать остальным свою волю, не учитывая их желание. А будет ли выполняться - это уже второй вопрос. Например, решение президента распространяется на несколько миллионов человек, а решение директора небольшой школы - на несколько сотен. В современном обществе власть охраняется традициями и законом. Ей доступны многие социальные блага и привилегии.

Люди, обладающие властью (экономической, политической, религиозной), составляют элиту общества. Она определяет политику внутри государства, его отношения с другими странами так, чтобы ей это было выгодно. Другие классы лишены такой возможности.

Эти критерии социальной стратификации имеют вполне ощутимые единицы измерения: люди, годы, доллары. А вот престиж - показатель субъективный. Он зависит от того, какая профессия или пользуются в обществе уважением. Если в стране не ведутся на эту тему исследования специальными методами, то престиж занимаемой должности определяется приблизительно.

Критерии социальной стратификации в комплексе определяют человека, то есть его общественное положение. А статус, в свою очередь, определяет принадлежность к закрытому обществу или к открытому. В первом случае невозможен переход из страты в страту. Сюда относятся касты и сословия. В открытом обществе не запрещаются перемещения по социальной лестнице (все равно, вверх или вниз). К этой системе принадлежат классы. Таковы исторически сложившиеся виды социальной стратификации.