Зрительные функции человека. Центральное зрение, методы его исследования Что такое периферическое зрение

Центральное зрение позволяет получить четкую картинку центральной области изображения. Эта функция глаза отличается наиболее высоким разрешением и отвечает за понятие остроты зрения.

Острота зрения определяется путем измерение расстояния между двумя точками, которые глаз способен различить как два различных объекта. Показатель этот напрямую зависит от индивидуальных параметров строения оптической системы, а также световоспринимающего аппарата глазного яблока. Угол, который образуется в результате соединения крайних точек и узловой точки имеет название угла зрения.

Снижение остроты зрения может происходить по разным причинам. Среди ниж можно выделить три больших группы:

1. Патология, связанная с аномалией , является наиболее обширной группой. Она включает , гиперметропию, миопию. При этом восстановить остроту зрения помогает использование или специальных стекол.
2. Вторая причина снижения остроты зрения включает помутнение сред глазного яблока, которые в норме беспрепятственно пропускают лучи света.
3. Третья группа объединяет в себе различные патологии зрительного нерва и , а также высших центров зрения и проводящих путей.

Следует отметить, что в течение жизни острота зрения претерпевает физиологические изменения. Так, максимума острота зрения достигает к 5-15 года, а в дальнейшем отмечается постепенное ее снижение вплоть до 40-50 лет.

Методы диагностики центрального зрения

Для определения остроты зрения у пациента врач проводит . При нормальном показателе остроты зрения понимают состояние, при котором человек способен различить две точки, которые вместе с узловой образуют один градус. Для удобства оптики используют для измерения остроты зрения не угол, образованный точками, а обратное значение. То есть в практике применяют относительные единицы. Нормальная величина составляет показатель, который получается при расстоянии между точками в один градус. Другими словами можно сказать, что чем меньше угол между точками, тем выше острота зрения, и наоборот. На основании этих параметров разработаны таблицы, которыми пользуются в практической офтальмологии для определения остроты зрения. Таблицы бывают различных типов, но в основе всех лежит определенный набор оптотипов (тест-объектов).

В практике оптиков и офтальмологов имеются понятия минимально различимого, видимого и узнаваемого. Пациент при визометрии должен видеть сам оптотип, различать детали оптотипа и узнавать картинку (букву, знак и т.д.). Оптотипы проецируют на экран или на дисплей. В качетсве оптотипом могут выступать буквы, рисунки, цифры, полосы, круги. Каждый оптотип имеет определенное строение, которое позволяет различить детали (толщина линий, промежутки) с определенного расстояния под углом 1 минута, а весь оптотип - 5 минут.

Международным оптотипом считается кольцо Ландольта, которое имеет перерыв определенного размера. В России чаще всего используют таблицы с оптотипами Сивцева-Головина, которые представлены буквами алфавита. В каждой таблице имеется 12 рядов с оптотипами различного размера. При этом в одном ряду размер оптотипов одинаковый. От верхнего ряда к нижнему происходит равномерное постепенное уменьшение размера. В первых десяти рядах шаг составляет 0,1 единиц, которыми измеряют остроту зрения. Последние два ряда различаются еще на 0,5 единиц. Следовательно, если пациент может различить пятый ряд, то острота его зрения составляет 0,5 диоптрий, десятый - 1 диоптрию.

Для того, чтобы точно определить остроту зрения с использованием таблиц Сивцева-Головина, следует разместить пациента на расстоянии пяти метров, при этом нижний край таблицы должен находится выше пола на 1,2 метра. При нормальном зрении пациент с расстояния пяти метров может различить оптотипы 10 ряда. ТО есть его острота зрения равняется 1,0. Каждый ряд заканчивается символом, который отображает остроту зрения, то есть на 10 ряду стоит 1,0. Слева от оптотипов имеются другие символы, которые обозначают расстояние, с которого можно прочитать оптотипы, имея зрение 1,0. Так слева от оптотипов первого ряда имеется значение 50 метров.

Чтобы определить остроту зрения врач использует формулу Сиеллена-Дойдерса, в которой зрение определяется как отношение расстояния, с которого пациент может определить оптотипы таблицы и расстояния, с которого он должен видеть этот ряд в норме.

Чтобы определить остроту зрения в кабинете нестандартного размера, то есть, если пациент располагается от таблицы на расстоянии, меньшем, чем 5 метров, достаточно подставить данные в формулу. Так, при расстоянии от таблицы до пациента в 4 м, если пациент может прочитать только пятый ряд таблицы, его острота зрения составит 4/10, то есть 0,4.

У некоторых людей острота зрения превышает стандартные значения и составляет 2,0 и 1,5, а также более. Они могут без труда различить символы 11 и 12 строк таблицы с расстояния 5 метров. Если же пациент не может прочитать даже первый ряд, то следует постепенно снижать расстояние до таблицы до тез пор, пока оптотипы первого ряда ни станут различимы.

Сходство толщины пальцев с линиями оптотипов первой строки позволяет применять ориентировочное определение остроты зрения путем демонстрации раздвинутых пальцев доктора. При этом пальцы желательно демонстрировать на темном фоне. Например, при остроте зрения менее 0,01, пациент может посчитать пальцы с расстояния 10 см. Иногда пациент не может считать пальцы, но может видеть движения руки непосредственно у лица. При минимальном зрении имеется светоощущение, которое может быть с правильной или неправильной светопроекцией. Светопроекцию можно определить путем направление непосредственно в глазное яблоко лучей от офтальмоскопа под различными углами. Если светоощущение полностью отсутствует, то острота зрения определяется как нулевая, а глаз считается слепым.

Чтобы определить остроту зрения детей используют таблицы Орловой. В них оптотипы представлены рисунками, на которых изображены животные или другие предметы. Прежде чем начинать исследование, следует подвести ребенка к таблице и позволить изучить все представленные оптотипы, чтобы потом ему проще было их различать.

Если зрение ниже 0,1, то для его диагностики применяют оптотипы Поляка. Они представлены штриховыми текстами или кольцами Ландольта. Их демонстрируют с близкого расстояния, чтобы определить соответствующую остроту зрения. Их также используют в медико-социальной экспертизе и в военно-врачебной комиссии, которые проводят для определения годности к службе или же во время присвоения группы инвалидности.
Объективными методами определения остроты зрения пациентов являются исследования, которые основаны на оптоклистическом . При помощи специальных приборов пациенту демонстрируют специальные двигающиеся объекты (шахматная доска, полосы). При наименьшей величине объекта, которая провоцирует непроизвольный нистагм, определяют остроту зрения.

Правила исследования центрального зрения

Чтобы достоверно определить остроту зрения во время обследования, следует соблюдать ряд важных принципов:

1. Определять зрение необходимо раздельно для каждого глаза, то есть монокулярно. Начинают исследование обычно с правого глаза.
2. Во время исследования оба глаза нужно держать открытыми, при этом свободный глаз заслоняют специальным щитком (иногда ладонью). Важно, чтобы не было воздействия на глаза, и была исключена возможность намеренного или непреднамеренного участия свободного глаза в исследовании. Также сбоку в глазную щель не должен попадать свет.
3. Исследование нужно проводить в условиях правильного положения головы, взора и век. Нельзя склонять голову к какому-либо плечу, поворачивать ее или наклонять кпереди и кзади. Также не допускается прищуриваться, так как в случае миопии могут быть улучшены результаты.
4. Временной фактор также важно учитывать при обследовании. Во время обычно клинической работы время экспозиции должно составлять 2-3 секунды, а при контрольных и экспериментальных исследованиях - 4-5 секунд.
5. Оптотипы в таблицы нужно демонстрировать при помощи указки, которую ставят непосредственно под требуемым оптотипом (на небольшом от него расстоянии).
6. Начинать обследование следует с десятого ряда, при этом оптотипы желательно демонстрировать не последовательно, а в разбивку. Если острота зрения заведомо ниже, то следует начинать обследование с верхнего ряда, чтобы постепенно дойти до необходимого размера оптотипов.

Окончательно остроту зрения оценивают на основании ряда, в котором пациент смог назвать верно все предложенные оптотипы. При этом одна ошибка допускается в 3-6 рядах, а в 7-10 рядах можно сделать две ошибки. Все эти ошибки следует регистрировать в записи врача.

Вблизи для определения остроты зрения можно использовать специальную таблицу, которую размещают на расстоянии 33 см от пациента. Если пациент не видит даже верхний ряд, то его острота зрения менее 0,1. Для дальнейшего исследования производят уменьшение расстояния до тех пор, пока пациент ни увидит оптотипы первого ряда. В ряде случаев используют разрезные таблицы, при этом отдельные оптотипы первого ряда постепенно приближают к пациенту для определения остроты зрения.

Центральное зрение – центральный участок видимого пространства. Основное назначение этой функции – восприятие мелких предметов или их деталей. Это зрение является наиболее высоким и характеризуется понятием «острота зрения». Центральное зрение обеспечивается колбочками сетчатки, занимающими центральную ямку в области желтого пятна.

По мере удаления от центра острота зрения резко снижается. Это объясняется изменением плотности расположения нейроэлементов и особенностями передачи импульса. Импульс от каждой колбочки центральной ямки проходит по отдельным нервным волокнам через все отделы зрительного пути.

Острота зрения (Visus) – способность глаза различать две точки раздельно при минимальном расстоянии между ними, которое зависит от особенностей строения оптической системы и световоспринимающего аппарата глаза.

Точка А и В будут восприниматься раздельно, если их изображение на сетчатке b и a будут разделены одной невозбужденной колбочкой с. Это создает минимальный световой промежуток между двумя отдельно лежащими колбочками. Диаметр колбочки с определяет величину максимальной остроты зрения. Чем меньше диаметр колбочек, тем выше острота зрения. Изображение двух точек, если они попадут на две соседние колбочки, сольются и будут восприниматься в виде короткой линии.

Угол зрения – угол, образованный крайними точками рассматриваемого объекта (А и В) и узловой точкой глаза (О). Узловая точка - точкая оптической системы, через которую лучи проходят не преломляясь (находятся у заднего полюса хрусталика). Глаз только в том случае видит раздельно две точки, если их изображение на сетчатки не меньше дуги в 1’, т.е. угол зрения должен быть не меньше одной минуты.

Методы исследования центрального зрения:

1) использование специальных таблиц Головина-Сивцева – оптотипов – содержат 12 рядов специально подобранных знаков (цифр, букв, незамкнутых колец, картинок) разной величины. В основу создания оптотипов положено международное соглашение о величине их деталей, различаемых под углом зрения 1 минута, тогда как весь оптотип соответствует углу зрения 5 минут. Таблица рассчитана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м. На этом расстоянии детали оптотипов десятого ряда видны под углом зрения 1’, следовательно острота зрения различающего оптотипы этого ряда будет равна 1. Если острота зрения иная, то определяют в каком ряду таблицы обследуемый различает знаки. При этом остроту зрения вычисляют по формуле Снеллена : Visus = d / D, где d – расстояние, с которого производится исследование, D – расстояние, с которого нормальный глаз различает знаки этого ряда (проставлено в каждом ряду слева от оптотипов). Например, обследуемый с расстояния 5 м читает первый ряд, нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м, значит Visus = 5/50 = 0,1. В построении таблицы использована десятичная система: при прочтении каждой последующей строчки острота зрения увеличивается на 0,1 (кроме последних двух строчек).

Если острота зрения обследуемого меньше 0,1, то определяют расстояние, с которого он разливает оптотипы первого ряда, а затем рассчитывают остроту зрения по формуле Снеллена. Если острота зрения обследуемого ниже 0,005, то для ее характеристики указывают, с какого расстояния он считаем пальцы. Например, Visus = счет пальцев на 10 см.

Когда же зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению: Visus = 1/¥ с правильной (proectia lucis certa) или с неправильной (proectia lucis incerta) светопроекцией. Светопроекцию определяют путем направления в глаз с разных сторон луча света от офтальмоскопа.

ЛЕКЦИЯ 1 ПО ТЕМЕ 2.04.01 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

ПЛАН:

ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И МЕТОДИКА ИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КЛИНИЧЕСКАЯ РЕФРАКЦИЯ И АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. МИОПИЯ И МИОПИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Раздел медицины, изучающий этиологию, патогенез и клиническую картину нарушений зрения и болезней глаза, называют офтальмологией (от греч. ophtalmos - глаз и logos - наука). Врачей этой специальности называют офтальмологами.

Офтальмология зародилась в глубокой древности. Зачатки науки о глазных болезнях существовали в Египте за 4400 лет до новой эры.

Вплоть до XVIII-XIX веков во многих странах мира при лечении глазных болезней пользовались рекомендациями величайших врачей античных времен Гиппократа и Галена. Знаменитый Гиппократ (460-372 г. до н.э.) в своих трактатах описал структуру глаза и развитие многих его болезней.

Большую роль в развитии офтальмологии сыграл также «Медицинский канон», написанный в начале второго тысячелетия нашей эры выдающимся таджикским философом, ученым, поэтом и медиком Авиценной (Абу-Али Ибн-Синой). Его уникальный труд в течение 600 лет считался основным пособием для медиков Европы и стран Востока.

В 1805 г. в Москве была открыта первая в мире специализированная глазная больница.

Первая глазная кафедра была создана в 1818 г. в Медико-хирургической академии (ныне Военномедицинская академия в Санкт-Петербурге), где в 1819 г. лекции по глазным болезням читал Н.И. Пирогов.

Основоположниками московской офтальмологической школы были А.Н. Маклаков и А.А. Крюков. Третья крупная офтальмологическая школа в России была открыта в Казани под руководством Э.В. Адамюка.

Профессору А.Н. Маклакову принадлежит заслуга в создании тонометра для измерения внутриглазного давления (1884). Велик вклад в науку выдающегося офтальмолога академика М.И. Авербаха (1872-1944). Он организовал первый в Советском Союзе Научноисследовательский институт глазных болезней (им. Гельмгольца).

В.П. Филатов (1875-1956) создал всемирно известный Одесский научно-исследовательский институт глазных болезней, который после смерти своего основателя стал носить его имя.

Во второй половине XX в. значительное внимание было уделено изучению патогенеза, диагностики и методов лечения глаукомы (Т.И. Ерошевский, М.М. Краснов, А.П. Нестеров). М.М. Краснов стал пионером отечественной микро- и лазерной хирургии глаукомы. Учеником Т.И. Ерошевского был С.Н. Федоров (1927-2000), чье имя стало всемирно известно в связи с разработкой новой рефракционной операции - передней радиальной кератотомии.

В XX в. было предложено множество новых методов диагностики в офтальмологии: биомикроскопия, гониоскопия, флюоресцентная ангиография, электрофизиологические и ультразвуковые методы. Лазерное лечение постепенно стало одной из неотъемлемых составляющих современного лечения глаукомы и аметропий. Лазеры нашли свое место и в диагностике заболеваний глаза.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Сбор анамнеза и жалоб

Обследование больного начинают с выяснения его жалоб.

Строя беседу с пациентом, всегда следует уточнить ряд важных положений.

1. Необходимо выделить приоритетную проблему паци­ента, заставившую его обратиться за помощью к офтальмо­логу. Для этого задайте следующие вопросы:

На что вы жалуетесь в настоящее время?

Когда и как началось заболевание, уточните самые ранние его симптомы.

Замечаете ли вы прогрессирование заболевания или, наоборот, проявления его постепенно проходят?

Некоторые жалобы очень характерны для того или иного заболевания. Например, боль в глазу и головная боль, тош­нота, рвота, внезапная потеря зрения глазом характерны для острого приступа глаукомы; покраснение краев век и зуд в этой области свидетельствуют о блефарите; ощущение засо­ренности глаз, чувство песка, тяжесть век - признаки хро­нического конъюнктивита. Воспаление роговицы, радужки или ресничного тела вызывают у больного боль в глазу, све­тобоязнь, слезотечение. Внезапная потеря зрения без боле­вых ощущений в глазу может возникнуть при поражении сетчатки, зрительного нерва, при остром нарушении крово­обращения в сосудах сетчатки (тромбоз, эмболия).

2. Уточните, как больной оценивает состояние своего зре­ния, выслушав ответы на ваши вопросы:

Снижено ли зрение, и если да, то на один глаз или на оба?

Снижено зрение только вдаль или только вблизи, или же и то и другое вместе?

Как снижалось зрение? Быстро или постепенно?

Снижение зрения держится стабильно или же зрение периодически улучшается?

Что, по мнению больного, послужило причиной сни­жения зрения?

Испытывает ли больной затруднения в выполнении своих повседневных обязанностей из-за снижения зрения?

Обязательно выяснить, какими средствами коррекции зрения пользовался больной (очки, контактные лин­зы) и как давно.

Так, больной глаукомой может считать началом заболе­вания внезапную потерю зрения, а расспросив его, можно выяснить, что задолго до этого было периодическое затума­нивание зрения по утрам, при взгляде на электрические лампочки вокруг них появлялись радужные круги. Это ран­ние признаки одной из форм глаукомы, и они определяют начало заболевания.

Выяснив, когда заболел больной, нужно узнать, как на­чалась болезнь: внезапно, постепенно, в какое время суток, время года, чем в это время занимался, где работал, не было ли общих заболеваний, травм или действия вредных вне­шних факторов. При травмах органа зрения важно узнать подробно, как они произошли, какую помощь оказали больному.

3. Узнайте, бывали ли у больного подобные проблемы (за­болевания) раньше и, если да, то какое лечение проводилось.

4. Необходимо уточнить, как протекало заболевание, были ли ранее какие-либо заболевания глаза или операции на глазу. Обратить особое внимание на наличие глаукомы, ка­таракты, глазных осложнений сахарного диабета.

5. Оценивая жалобы больного, средний медицинский ра­ботник должен знать, что ряд жалоб на зрение может быть отражением не только глазных, но и общих заболеваний чело­века. Так, затуманивание зреция, «мушки» перед глазами

могут наблюдаться как при глазных (глаукома, поражение сетчатки и зрительного нерва), так и при общих заболевани­ях (диабет, гипертоническая болезнь, остеохондроз шейно­го отдела позвоночника и др.). Поэтому очень важно более подробно собрать анамнез у данного больного.

Получите информацию о наличии сопутствующих общих заболеваний, а также о характере и сроках их лечения. Све­дения о гипертонической болезни, сахарном диабете, хрони­ческих заболеваниях легких и почек, о приеме пероральных контрацептивных средств (они могут вызвать нарушения кровообращения в сосудах сетчатки) особенно важны.

7. Собрав анамнез заболевания, переходят к анамнезу жизни. Выясняют, какие ранее глазные заболевания перенес пациент, какими общими заболеваниями страдает. Важно узнать, не болел ли он туберкулезом, венерическими забо­леваниями.

Ознакомьтесь с семейным анамнезом: нет ли у ближайших кровных родственников глаукомы, катаракты, миопии, ко­соглазия, врожденного снижения зрения или слепоты.

8. Выясните, бывали ли аллергические реакции на лекар­ственные препараты, пищевые продукты, пыльцу растений и проч.

9. Спросите, в каких условиях проживает ваш пациент, о характере его питания, особенностях профессиональной де­ятельности (зрительные нагрузки, вредности), имеются ли привычные интоксикации (алкоголь, никотин и др.).

Закончив сбор жалоб и анамнеза заболевания больного, переходят к осмотру органа зрения. Перед осмотром нужно тщательно вымыть руки.

10. Последовательность осмотра органа зрения

Осмотр глазного яблока и его придатков производится, во-первых, с использованием яркого освещения и, по воз­можности, увеличительных оптических приспособлений (для этой цели могут послужить обычные очки с плюсовы­ми стеклами).

Во-вторых, осматривать нужно очень внимательно, не упуская деталей, последовательно переходя от поверхност­ных к более глубоким структурам.

В-третьих, обязательно нужно сравнивать состояние ис­следуемых отделов обоих глаз.

В процессе обследования осматриваются: веки - оценивают цвет и внешний вид кожи, форму, по­ложение, рост ресниц, конфигурацию и величину глазной щели;

конъюнктива век и- глазного яблока: ее цвет, поверхность, прозрачность, отделяемое конъюнктивы. В норме конъюнк­тива розовая, гладкая, прозрачная, без отделяемого;

слезные органы, положение слезных точек (в норме они не видны без оттягивания века от глазного яблока), состояние кожных покровов у внутреннего угла глаза в проекции рас­положения слезного мешка. Нужно проверить, есть ли от­деляемое из слезных точек при надавливании на эту об­ласть (в норме его нет);

положение глазного яблока в орбите, объем его движений; роговица - прозрачность, поверхность, чувствительность. В норме она прозрачная, зеркально-блестящая, сферичная, очень чувствительная;

склера - цвет, наличие очагов. В норме она белая и глад­кая;

передняя камера - глубина, прозрачность влаги. В норме передняя камера равномерная, влага прозрачная;

радужная оболочка - цвет, рисунок. Здоровые радужки обоих глаз окрашены одинаково, рисунок четкий;

зрачок - положение, величина, цвет, форма, реакции. В норме он располагается в центре, имеет круглую форму, черный цвет, диаметр около 3-4 мм, живо реагирует на свет, аккомодацию и конвергенцию;

цилиарное тело - болезненность при пальпации. В нор­ме пальпация глазного яблока безболезненна;

хрусталик - стекловидное тело (прозрачность). В норме они прозрачны, поэтому при исследовании в проходящем свете зрачок имеет яркое розовое свечение (рефлекс);

глазное дно - осматривается врачом. При его осмотре оценивают: диск зрительного нерва (форма, цвет, границы, уровень); состояние сосудов сетчатки (ход, калибр); область желтого пятна, периферию глазного дна;

внутриглазное давление оценивается пальпаторно. При регистрации полученных данных приняты следующие обо­значения:

OD (oculus dexster) - правый глаз;

OS (oculus sinister) - левый глаз;

OU (oculi utriusque) - оба глаза (каждый из двух).

Эхоофтальмоскопия

Эхоофтальмоскопия - ультразвуковое исследование анатомических структур глаза специальным прибором - эхоофтальмоскопом. Этот метод позволяет определить фор­му, размеры и строение глаза.

Флюоресцентная ангиография

Флюоресцентная ангиография - внутривенно вводится 5-10%-ный раствор натриевой соли флюоресцеина, раствор распределяется по сосудистому руслу, что позволяет опреде­лять патологию сетчатки и сосудистой оболочки. При пато­логии раствор флюоресцеина скапливается в воспалительных очагах, серозном выпоте, опухолях. Прохождение раствора блокируется при наличии воспалительных очагов в сетчатке и непроходимости сосудов глазного дна.

Офтальмотонометрия

Офтальмотонометрия производится с помощью пальпаторного определения уровня внутриглазного давления, мето­дом тонометрии по Маклакову и тонометрией по Шиотцу.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ

Центральное зрение (форменное) измеряется остротой зрения. Под остротой зрения (visus) понимают способность глаза воспринимать раздельно 2 точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии, т.е. способность глаза к раздельному восприятию 2 точек под наименьшим углом зрения.

У большинства людей наименьший угол зрения, под которым глаз может различать 2 точки, равен 1" (1 угловой минуте). Самая высокая острота зрения обеспечивается только центральной зоной сетчатки (область пятна и центральной ямки), где имеется максимальная плотность колбочек.

В том случае, если глаз видит раздельно 2 точки, угол между которыми составляет не менее 1", остроту зрения считают нормальной и определяют ее равной одной единице. Некоторые люди имеют остроту зрения 2 единицы и более.

С возрастом острота зрения меняется. Предметное зрение появляется в возрасте 2-3 мес. Острота зрения у детей в возрасте 4 мес составляет около 0,01. К году острота зрения достигает 0,1-0,3. Острота зрения, равная 1,0, формируется к 5-15 годам.

Для определения остроты зрения используют специальные таблицы, содержащие буквы, цифры или знаки (для детей используют рисунки - машинка, елочка и др.) различной величины. Эти знаки называют оптотипами. В основу создания оптотипов положено международное соглашение о величине их деталей, составляющих угол в 1", тогда как весь оптотип соответствует углу в 5" с расстояния 5 м.

У маленьких детей остроту зрения определяют ориентировочно, оценивая фиксацию ярких предметов различной величины. Начиная с трех лет остроту зрения у детей оценивают с помощью специальных таблиц.

В нашей стране наибольшее распространение получила таблица Головина-Сивцева, которую помещают в аппарат Рота - ящик с зеркальными стенками, обеспечивающий равномерное освещение таблицы. Таблица состоит из 12 строк (рис. 3-1). Таблица рассчитана для проверки остроты зрения с 5 м.

Сначала определяют остроту зрения правого глаза, левый глаз прикрывают непрозрачной заслонкой. Затем проверяют остроту зрения левого глаза. Учитывается только полная острота зрения. Первые 6 строк таблицы (Vis = 0,1-0,6) считаются прочитанными, если в них узнаны все знаки. В 7-10-й строках (Vis = 0,7-1,0) допустима ошибка в один знак.

Исследование можно упростить, если показывать пациенту с различных расстояний пальцы своей руки. При таком способе измерения 1 м дистанции эквивалентен остроте зрения в 0,02. Отсюда следует, например, что при правильном счете пальцев на расстоянии 1 м острота зрения равна 0,02, на 2 м - 0,04, на 2,5 м - 0,05 и т.д.

Когда зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощу-

Рис. 3-1. Таблица Головина-Сивцева для определения остроты зрения

Если обследуемый видит свет и правильно определяет его направление, то остроту зрения считают равной светоощущению с правильной проекцией света. Если глаз обследуемого неправильно определяет проекцию света хотя бы с одной стороны, то остроту зрения оценивают как светоощущение с неправильной проекцией света.

ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Периферическое зрение определяют полем зрения.

Поле зрения - пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Размеры поля зрения определяются границей оптически деятельной части сетчатки и выступающими частями лица: спинкой носа, верхним краем глазницы, щеками.

Изменения полей зрения происходят при патологических процессах в различных отделах зрительного анализатора.

Односторонние изменения поля зрения (только в одном глазу на стороне поражения) обусловлены повреждением сетчатки или зрительного нерва.

Двусторонние изменения поля зрения выявляют при локализации патологического процесса в хиазме и выше.

Выделяют три вида изменений поля зрения:

Очаговые дефекты в поле зрения (скотомы) 1 ;

Сужения периферических границ поля зрения;

Выпадение половин поля зрения (гемианопсии).

Поле зрения исследуют с помощью контрольного метода и специальных приборов - периметров и кампиметров.

Контрольный метод используется в амбулаторной практике и у тяжелобольных, особенно лежачих. Больной и врач находятся напротив друг друга на расстоянии 1 м и закрывают по одному разноименному глазу, а открытые глаза служат неподвижной точкой фиксации. Врач начинает медленно двигать с периферии поля зрения кисть своей руки, перемещая к центру поля зрения. Исследование повторяют со всех сторон. Если исследуемый видит руку в тот же момент, когда и врач, то можно сказать, что границы поля зрения у больного нормальные. Необходимым условием является нормальное поле зрения у врача.

Периметрия - метод исследования поля зрения на сферической поверхности. В настоящее время имеются два основных способа периметрии: кинетический и статический.

1 Скотома - ограниченный дефект в поле зрения. В нормальном поле зрения всегда существует физиологическая скотома - проекция диска зрительного нерва.

Кинетическую периметрию проводят на полусферических периметрах. Объект избранного диаметра (от 1 до 5 мм) медленно передвигают по дуге периметра от периферии к центру, пациент, фиксирующий исследуемым глазом центральную метку периметра, должен определить момент появления объекта в поле зрения.

Поле зрения исследуют по 8 или 12 меридианам (через 45 или 30°). Границы поля зрения выражают в градусах. В норме средние границы для белой метки размером 5 мм кнаружи 90°, книзу кнаружи - 90°, книзу - 60°, книзу кнутри - 50°, кнутри - 60°, кверху кнутри - 55°, кверху - 55° и кверху кнаружи - 70°. У детей дошкольного возраста границы поля зрения на 10% уже, чем у взрослых, и расширяются до нормы к школьному возрасту. Поля зрения на цвета значительно уже, чем на белый цвет. Особенно узкое поле зрения на зеленый цвет, несколько шире на красный и еще шире на синий цвет.

При статической периметрии обследуемому поочередно предъявляют неподвижные тест-объекты. Статическую периметрию проводят на автоматических компьютерных периметрах отечественного производства «Периком».

Кампиметрия - исследование центральных и парацентральных отделов поля зрения на плоской поверхности (кампиметре) или на экране монитора компьютера.

СВЕТООЩУЩЕНИЕ, АДАПТАЦИЯ

Способность зрительного анализатора воспринимать свет и различные степени его яркости называется светоощущением. Это наиболее ранняя и основная функция органа зрения. Светоощущение обусловлено функцией палочек, они во много раз чувствительнее к свету, чем колбочки. При воздействии на глаз сильного света быстрее разрушаются зрительные вещества и, несмотря на их периодическое восстановление, чувствительность глаза к свету понижается. В темноте распад зрительных веществ не происходит так быстро, как на свету, и, следовательно, в темноте повышается чувствительность глаза к свету.

Процесс приспособления глаза к различным условиям освещения называется адаптацией. Для изучения световой чувствительности служат адаптометры.

Гемералопия - ослабление адаптации глаза к темноте. Гемералопия проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено. Выделяют симптоматическую, эссенциальную и врожденную гемералопию:

Симптоматическая гемералопия сопровождает различные офтальмологические заболевания: пигментную абиотрофию сетчатки, сидероз, миопию высокой степени с выраженными изменениями глазного дна;

Эссенциальная гемералопия обусловлена гиповитаминозом A. Ретинол служит субстратом для синтеза родопсина, который нарушается при экзо- и эндогенном дефиците витамина;

Врожденная гемералопия - генетическое заболевание. Офтальмоскопических изменений при этом не выявляют.

Если центральное зрение (функция колбочек) позволяет определить предмет, его форму, цвет, яркость, то периферическое зрение (функция палочек) дает возможность ориентироваться в пространстве. Обе эти функции не противопоставляются одна другой, а дополняют друг друга. Периферическое зрение в повседневной жизни человека играет большую роль, хотя обычно этого люди не ощущают. Чтобы убедиться в этом, достаточно сделать из бумаги две трубочки небольшого диаметра. Попробуйте пройтись по комнате с этими трубочками, плотно приставленными к глазам. Вы будете, как слепые, наталкиваться на предметы и не сможете ориентироваться в пространстве, хотя острота центрального зрения у вас останется прежней.

Исследование периферического зрения очень важно при многих заболеваниях. Например, понижение зрения в сумерках - безусловный признак гиповитаминоза А, не говоря уже о том, что оно наблюдается при глаукоме и многих заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и центральной нервной системы.

Для суждения о периферическом зрении необходимо исследовать поле зрения. Под полем зрения понимают совокупность точек в пространстве, которые видит человек одним глазом при спокойном взгляде вперед, т. е. это есть все то, что видит глаз не только в центре, по и по периферии, если смотреть в одну какую-либо точку перед собой.

Для исследования поля зрения существует несколько методов. Самый простой из них, достаточно часто применяющийся в повседневной практике окулиста - контрольный метод (рис. 18).

Рис. 18. Контрольный метод исследования поля зрения.

Периметрию при всех методах всегда проводят отдельно на каждый глаз (монокулярно). Для этого второй глаз закрывают повязкой. При контрольном методе исследования больной может закрыть глаз своей рукой.

Контрольный метод . Больного сажают спиной к окну. Против него на расстоянии 30-50 см находится врач. Обследуемый и врач закрывают ладонью или повязкой разноименные глаза (если больной закрыл левый глаз, то врач - правый). Строго посредине между лицом больного и своим врач, показывая пальцы руки, продвигает их с периферии к центру. Рекомендуется слегка шевелить пальцами, так как периферическое зрение более чувствительно к прерывистым раздражениям, к движению. Как только обследуемый заметит движущиеся с периферии пальцы, он говорит об этом. Врач сравнивает, одновременно ли с ним обследуемый начал видеть пальцы. Конечно, у врача должно быть нормальное поле зрения. Обычно врач продвигает пальцы с 4 сторон: сверху, снизу, слева и справа. Вместо пальцев можно показывать белый кубик на черной палочке.

Контрольный метод исследования очень прост, не требует никакой аппаратуры, занимает немного времени, что тоже очень важно в условиях работы поликлиники. Но этот метод может дать только ориентировочное представление о действительном поле зрения больного. Когда необходимо более точное исследование поля зрения, прибегают к периметрии.

Рис. 19. Измерение поля зрения периметром Ферстера.

В Советском Союзе наиболее распространен периметр типа Ферстера. Он состоит из дуги шириной 7-8 см, до которой с наружной стороны, а иногда по ребру нанесены деления в градусах (рис. 19). Дуга имеет форму полуокружности, радиусом 30 см. Она закреплена в центре и может свободно вращаться. Таким образом, дуга во время вращения в своей точке фиксации на подставке описывает полусферу. Голова больного хорошо фиксируется особым приспособлением в таком положении, чтобы исследуемый глаз находился в центре дуги периметра. В центре дуги с внутренней стороны находится белый кружок, на который во время исследования должен смотреть больной. Внутренняя сторона дуги темная и без каких-либо пометок. Сзади дуги у точки ее фиксации помещается диск, по которому может свободно двигаться стрелка, соединенная с дугой. Эта стрелка показывает на диске в градусах, насколько повернута дуга. Чтобы глаз обследуемого находился действительно в центре описываемой дугой полусферы, подставку для подбородка поднимают или опускают до тед пор, пока полулунная вырезка на верхней части металлической палочки подставки для подбородка не будет плотно прилегать к нижнему костному краю орбиты. При исследовании левого глаза подбородок помещают в правую ложбинку, а при исследовании правого в левую. На второй глаз накладывают повязку.

Медицинская сестра находится перед больным, следя за тем, чтобы больной смотрел глазом только на белый кружок в центре дуги. Медицинская сестра перемещает палочку, на конце которой укреплена площадка с требуемым объектом, с периферии к центру. Палочку с объектом желательно перемещать не только плавно с периферии к центру дуги, но и совершать небольшие движения в перпендикулярном к ширине дуги направлении. Все внимание медицинская сестра должна обратить на глаз больного. Медицинская сестра должна заранее объяснить больному, что он должен сказать одно короткое слово «да» или «вижу» или даже стук-путь пальцем по столу в первый момент, когда он увидит, что с периферии что-то двигается. Тогда медицинская сестра перестает двигать объект и смотрит по дуге периметра, на каком градусе от центра дуги больной заметил объект.

Чаще всего пользуются объектом 3-5 мм 2 как белого, так и другого цвета. При сильно пониженном зрении можно пользоваться объектом 10 мм 2 . Обычно периметрия проводится в 8 меридианах. Полученные данные переносят на особую карту, где имеется схема полей нормального зрения как на белый цвет, так и на основные цвета (красный, синий, зеленый; рис. 20).


Рис. 20. Границы поля зрения.

Иногда бывает трудно отмечать на этой карте полученные данные. Можно рекомендовать следующий несложный прием. Карту ставят в центре дуги на то место, где находится кружок для фиксации взгляда. По какому меридиану будет стоять дуга периметра, по такому же меридиану и необходимо отметить полученные данные, т. е. на схеме поля зрения (либо на обычной бумаге) при этом методе периметрии поле зрения отмечают так, как видит его больной в пространстве. Дефекты в поле зрения, разницу между тем, что больной видит фактически, и тем, что он должен видеть, заштриховывают. В норме самое широкое поле зрения на белый цвет, несколько уже - на красный и синий, самое узкое - на зеленый цвет.

Дефекты в поле зрения называют скотомами (рис. 21 и 22).


Рис. 21. Выпадение половины поля зрения.


Рис. 22. Выпадение отдельных участков поля зрения - скотомы (заштрихованы).

Рис. 23. Ручной периметр.

Рис. 24. Проекционный периметр.

Рис. 25. Рисунок для определения слепого пятна.

Рис. 26. Исследование слепого пятна на кампиметре.

Иногда у больных, находящихся в стационаре на постельном режиме, приходится пользоваться ручным портативным периметром (рис. 23). В последнее время все более широко применяется проекционный периметр (рис. 24). Его устройство довольно сложно, но пользоваться им значительно легче.

Говоря о скотомах в поле зрения, необходимо напомнить, что существует физиологическая скотома. Этот дефект в поле зрения («слепое пятно Мариотта») соответствует месту выхода зрительного нерва из глаза. На диске зрительного нерва отсутствуют световоспринимающие нервные элементы. О существовании этой скотомы легко убедиться на следующем опыте (рис. 25). Необходимо закрыть правый глаз, а левым все время смотреть на кружочек. При приближении или отдалении рисунка от глаза на расстоянии приблизительно 30-25 см крестик исчезнет, так как на таком расстоянии изображение от него попадет на область диска соска зрительного нерва.

Для определения очень небольших скотом, находящихся в центральных отделах сетчатки (центральные скотомы), или вблизи (парацентральные), применяют метод, который называется кампиметрией.

Исследование слепого пятна на кампиметре производится следующим образом (рис. 26). Обычную черную доску или одеяло, натянутое на раму, помещают на расстоянии 1 м от больного. Голову больного устанавливают в специальную подставку. Один глаз закрывают повязкой. В центре доски помещают белый кружок, на который все время смотрит больной, а врач или медицинская сестра с периферии показывает темную палочку, на конце которой имеется белый объект величиной 1-2 мм 2 . Палочку передвигают от периферии к центру. То место, где обследуемый перестает видеть объект, отмечают мелом или вкалывают булавку. Так очерчивают дефект в поле зрения. Исследование слепого пятна начинает приобретать все большее значение при глаукоме, заболеваниях зрительного нерва и центральной нервной системы.

Острота зрения . Способность глаза воспринимать мелкие детали предметов на большом расстоянии или различать две точки, видимые под минимальным углом, т. е. на минимальном расстоянии друг от друга, определяет остроту зрения..

Более чем 250 лет назад Гук, а затем Дондерс определили, что наименьший угол зрения, под которым глаз может различать две точки, равен одной минуте. Эта величина угла зрения принята за интернациональную единицу остроты зрения.

Остроту зрения, при которой глаз может различать две точки с угловым расстоянием 1, принято считать нормальной и равной 1,0 (единице).

При угле зрения 1 величина изображения на сетчатке равна 0,0045 мм, т. е. 4,5 мкм. Но диаметр тела колбочки тоже равен 0,002-0,0045 мм. Этим соответствием подтверждается мнение о том, что для раздельного ощущения двух точек необходимо такое раздражение светоощущающих рецепторов (колбочек), чтобы два таких элемента были разделены хотя бы одним элементом, на который не падает луч света. Однако острота зрения, равная единице, не является предельной. У лиц некоторых народностей и племен острота зрения достигает 6 единиц. Описаны случаи, когда острота зрения равнялась 8 единицам, есть феноменальное сообщение о человеке, который мог считать спутники Юпитера. Это соответствовало углу зрения в 1", т. е. острота зрения составляла 60 единиц. Высокая острота зрения чаще обнаруживается у жителей равнинных, степных районов. Около 15% людей имеют остроту зрения, равную полутора - двум единицам (1,5-2,0).

Самая высокая острота зрения обеспечивается только областью центральной зоны сетчатки, по обе стороны от фовеолы она быстро снижается и уже на расстоянии более 10° от центральной ямки желтого пятна равна всего 0,2. Такое распределение нормальной остроты зрения в центре и на периферии сетчатки имеет большое значение для клинической практики, в диагностике многих заболеваний.

Необходимо иметь в виду, что в связи с недостаточной дифференцировкой зрительно-нервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы очень низкая. Она развивается постепенно и достигает своего возможного максимума в среднем к 5 годам. Работы отечественных и иностранных авторов, а также собственные наблюдения с использованием объективных методов, основанных на явлении оптокинетического нистагма, свидетельствуют о том, что острота

Условнорефлекторными исследованиями доказано, что в первый месяц жизни ребенка его зрение в результате недоразвития коры больших полушарий мозга является подкорковым, гипоталамическим, примитивным, протопатическим, диффузным светоощущением. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде слежения. Это врожденная функция; слежение продолжается секунды. Взор ребенка не останавливается на предметах. Со второй недели жизни появляется фиксация, т. е. более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см/с. Лишь ко второму месяцу, в связи с функциональным совершенствованием черепной иннервации, движения глаз становятся координированными, как следствие появляется синхронное слежение-фиксация, т. е. продолжительная бинокулярная фиксация взора.

Предметное зрение начинает проявляться у детей примерно со 2-го месяца жизни, когда ребенок живо реагирует:на грудь матери. К 6-8 мес дети начинают отличать простые геометрические фигуры, а с 1 года жизни или позже различают рисунки. В 3-летнем возрасте острота зрения, равная единице, обнаруживается в среднем у 5-10% детей, в 7-летнем у 45-55%, в 9-летнем у 60%, в 11-летнем у 80% и в 14-летнем у 90% детей.

Разрешающая способность глаза, а следовательно, в известной мере и острота зрения, зависят не только от его нормального строения, но и от флюктуации света, количества квантов, попадающих на светочувствительную часть сетчатки, клинической рефракции, сферической и хроматической аберрации, дифракции и др. Например, разрешающая способность глаза выше при попадании на сетчатку 10-15 квантов (фотонов) и частоте мельканий света до 4 периодов в секунду. Самая низкая разрешающая способность глаза соответствует 3-5 квантам, 7-9 периодам, а критическая - 1-2 квантам и частоте 30 периодов в секунду. Следует особо отметить, что отчетливое восприятие глазом предмета зависит не только от характеристики света, оно слагается из безусловно-рефлекторных двигательных актов глаза. Одним из них является дрейф, на который затрачиваются секунды, вторым - тремор с периодом в десятые доли секунды и третьим - скачки (до 20°) продолжительностью в сотые доли секунды.

Зрительное восприятие невозможно при неизменности освещения (отсутствии мельканий) и неподвижности глаз (отсутствие дрейфа, тремора и скачков), так как в этом случае исчезают импульсы с сетчатки в подкорковые и корковые зрительные центры. В первые месяцы жизни ребенка объем всех этих двигательных актов глаза крайне невелик, но с формированием и развитием подкорковых и корковых зрительных и глазодвигательных центров они совершенствуются и ко второму году жизни становятся сравнительно полными.