Цель триз игры выбери троих. Картотека на тему: картотека игр триз

Цель - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления. Задачи: формировать навыкЦель - воспитание творческой личности через формирование талантливого,
диалектического мышления.
Задачи:
формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;
развивать творческие способности;
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что
малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших
дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь
перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных
проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые
следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер
обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих
проблем.

Игра « Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход игры: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка,
баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба,
настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора,
рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Что умеет делать?»
Цель: учить выделять функцию объекта.
Ход игры: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет
делать он или что делают с помощью него.
Например:
Ведущий: - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

Игра «Маша-растеряша»
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка?
Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог
Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской
карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция
предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты
нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать.
Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду
(монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя

Игра «Красная шапочка»
Цель: развитие творческого воображения.
Реквизит: бумага и фломастеры.
Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка
удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы
сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка
превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Ход игры: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно
выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например,
стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками,
ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств
предмета)?
- Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка
(например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на
острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится
клеем для стекла).

Игра «Поезд»
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать
взаимосвязи между предметами.
Ход игры: 10 картинок одинакового размера с разными предметами.
Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом
ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся
вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются
друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики
картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой
картинке (ложка). 2 ребенок берет картинку, связанную по
смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к.
ложка и тарелка – посуда). Следующий ребенок берет вазу, т.к.
ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий ребенок берет
поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает
вода; и т.д. Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Игра «Елочка»
Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных
полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи,
составлять рассказы.
Ход игры: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в
И.п. ед.ч.).
На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова
или зарисовывает
предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот
объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается
любое слово из этого столбика и вновь называются слова и
записываются или зарисовываются во второй столбик так
проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ
используя слова из «Елочки».

Например: стартовое слово: Игла
Игла
Еж
Яйцо
Швейная игла
Елка
нитка
Ножницы
Одежда
Стол
Швея
ткань
Составление рассказа, дать название рассказу.
Стул
Скатерть
Тарелка
Нога
День рождения

10.

Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее
слово и подбирать на его место другое.
Ход игры:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он
разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то
у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в
предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)

11.

Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных
полей.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а
дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные
свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
Черное, длинное, холодное (металлическая труба,
коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир;
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …

12.

Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от
того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход игры: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить
детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не
было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока,
апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а
остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно
разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко
хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу,
где растет, количеству букв и т.д.

13.

Игра «Пинг-понг» (наоборот)
Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход игры: Воспитатель называет слово – дети называют слово
противоположное по значению.
Например:
Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и
т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный –
глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый –
лентяй; кривой – прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть;
жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый –
расчесанный; упрямый – покорный;
съедобный-ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой
«не»: съедобный – несъедобный.

14. Список литературы Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов

дошкольных учреждений), 2004
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. - М., 1997.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет.
сада. - М., 1977.
"Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22.
Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с
дошкольниками.- Минск, 2000г.-97с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском
саду. - М.: изд. РАО, 1994
Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к
семинару, - Минск, 1995.

Игры для занятий ТРИЗ с детьми

Картотека игр по ТРИЗ

Составила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2 .Настольная лампа

Хорошо, что красивая.

Плохо – неустойчивая.

Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

Плохо – легко может разбиться.

Удобно, потому что можно ставить на стол.

Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)

Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Материал:

Ход игры.

Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.

Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

Игра «Творческая ошибка»

Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

Все книги

Все спички

Все ручки

Все ластики и т. д

Игра «Бином фантазии»

Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.

Ход игры.

1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»

2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.

3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» - «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»

Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д

Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

Листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

Экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

Коробка

Книга

Стол

Цветок

Дерево

Морковь…

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

Если исчезнут все взрослые?

Если на планете исчезнет вода?

Если на планете исчезнут леса?

Если к нам пришёл крокодил?

Если к нам пришёл слон?

Игра «Придумай по схеме сказку»

Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь, фантазию.

Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход.

Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)

Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.

Ход.

Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

Лошадь (жеребёнок)

Шкаф (доска)

Хлеб (мука)

Дуб (жёлудь)

Лягушка (головастик)

Бабочка (гусеница)

Рубашка (ткань)

Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»

Цель : в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход.

Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.

Вопросы: Кто был?

Где находился?

Что сделал?

Что сказал?

Что сказали люди?

Чем кончилось?

В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.

Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук.

«Д» - дым, дырка, душ, диван, дача…

«О» - ослик, окно, огонь, оса…

«М» - мыло, мяч, магазин, мишка, маска…

Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить.

«Д» - подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.

«О» - подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» - огромный, облитый, обжигающий…

«М» - слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…

Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.

Игра «Треугольники»

Цель : учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью треугольной формы и её символики.

Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества, например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное состояние (пар)

Игра «Теремок»

Цель : развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

Кто в теремочке живёт?

Я, пирамидка. А ты кто?

А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Игра «Маша – растеряша»

Цель : тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры:

Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:

Ой!

Что с тобой?

Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

Игра «Красная шапочка»

Цель : развивать детское воображение.

Правила игры : Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки. Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:

Бабушка, а почему ты такая прозрачная?

Чтобы видеть много ли я съела.

И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»

Цель : развивать мышление, память, умение фантазировать.

Ход

Воспитатель загадывает животное.

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).


Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.
Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления.
1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта
2. Игры на определение линии развития объекта
3. Игры на выявление над-системных связей.
4. Игры на определение под-системных связей объекта
5. Игры на объединение над- и под- системы объекта
6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта
7. Игры на сравнение систем
8. Игры на классификацию объекта
9. Универсальные системные игры.


1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта
1.1. "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

1.2. "Дразнилка" (проводится с 5-лет).
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

1.3. "Мои друзья" (проводится с 4-х лет).
Правила игры:
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.
Ход игры:
В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

2. Игры на определение линии развития объекта
2.1. " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста)

Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
Ознакомление с окружающим миром.
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.

2.2. "Раньше-позже" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку.
В: А до этого?
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

2.3. "Паровозик" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры:
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети -вагончики. Выстраивается "поезд времени".
В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

3. Игры на выявление над-системных связей.
3.1. "Где живет?" (с 3-х лет).

Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Живая и неживая системы.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

4. Игры на определение под-системных связей объекта
4.1. "Что можно сказать о предмете, если там есть…" (с 5-летнего возраста).

Правила игры:
Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.
В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?
Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.

5. Игры на объединение над- и под- системы объекта
5.1. "Волшебный светофор" (с 4- летнего возраста).

Цель:
Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
Правила игры:
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается
любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребеком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

5.2. "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).
Цель:
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта
6.1. "Робинзон Крузо" (старший дошкольный возраст).

Цель:
Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Правила игры:
Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

6.2."Аукцион" (со старшего дошкольного возраста).
Цель:
Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Правила игры:
На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.

7. Игры на сравнение систем
7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

7.2."На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель:
Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

«Где живет? »

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

«Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.

РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать.

«Один - много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один - много»

Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .

Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично: коробка, стол, книга, дерево, ковер, дом, клубок,цветок,морковь, дом

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:

Летит колючий крокодил, (снег)

Висит зеленая собака, (слива)

Самолет ползет по рельсам, (поезд)

Мальчик ест скакалку, (конфету)

Летит воздушный диван, (шар)

Рычит лохматый слон, (пес)

Смотрю в прозрачное дерево, (стекло)

Дверь открывают вилкой, (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки, (варежки)

Мама сварила вкусный стол, (суп)

Игра Пространственная «да - нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры.

Игра «Раньше - позже»

(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »

(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например:

Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .

Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .

«Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры: Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на определение подсистемных связей объектов .

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные». Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные). Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Игры на сравнение систем

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.

Игры ТРИЗ

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап - это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап - разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести - вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед - это не вода. Решение задачи - перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности - игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Принципы технологии

Игра плюс сказка
Первым принципом технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
В своей работе я использую игры, придуманные мною.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

«Необитаемый остров»

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Эмпатия»

  1. «Ты - муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
  2. «Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».

Результаты:

В моей группе много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.

Список используемой литературы

  1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995.
  3. Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. М., "Педагогика", 1989 и И.Н.Мурашковска, Ю.С.Мурашковский. Некоторые приемы и проблемы воспитания детей самого младшего возраста. Рукопись в Фонде ЧОУНБ, 1989.
  4. Методика Воскобовича