Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

надежда пермякова
Роль дидактических игр на внеклассных занятиях I ступени специальных (коррекционных) школ VIII вида

Огромное место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, развивается, совершенствуется подобно людям, которые его окружают. В игре он может исполнять роль любимого героя сказок или кино, быть врачом, летчиком, космонавтом и т. п. – если захочет. И это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра . Она позволяет приобщить ребёнка к жизни в доступной форме интеллектуальной деятельности.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными отклонениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Использование дидактических игр на воспитательных занятиях может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть существенную роль при ознакомлении с предметами окружающего мира. Игра, умело введенная в воспитательный процесс, позволяет ребёнку I ступени испытывать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование на внеклассных занятиях игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей положительного отношения к занятиям , желание постоянно расширять свои возможности и способности.

Требование обязательного использования дидактических игр развивающего и коррекционного характера в начальных классах специальной (коррекционной ) школы VIII вида продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития личности ребёнка. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Одной из острых проблем коррекции и развития на I ступени выступает проблема сдерживания двигательной активности генеративного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Важно укреплять психику ученика, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В игре создаются благоприятные условия, когда все воспитанники получают возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Игровой сюжет развивается как дополнительный в изучении тем воспитательной программы, помогает активизировать занятие , освоить ряд учебных элементов. Воспитатели из своего опыта работы знают, что без хорошо организованной, ярко проведённой игры или нескольких игр любое мероприятие скучно, монотонно, казённо, непривлекательно. Открытые внеклассные воспитательные занятия во многом тем и запоминаются, что в них активность воспитанников возрастает в процессе дидактических игр .

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую , а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра обеспечивает зону ближайшего развития, оказывает развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Основные задачи использования дидактических игр на внеклассных занятиях :

1. Формирование желания высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему; умения соотносить с собственным опытом либо опытом других людей, а также импровизировать (фантазировать, строить предположения.

3. Воспитание умения слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.

4. Развитие навыков выбора собственного решения, опираясь на нравственную оценку.

Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях , способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

Развивающее значение дидактической игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной. Велика и диагностическая роль игры . Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, определить его статус в детском коллективе.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин :

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения. Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде ». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры , подчеркивал : «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию. Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности воспитанников, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр .

Литература :

1. Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н. В. «Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет» – М.: Издательский центр «Академия» , 2004.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» – СПб.: НОУ «Союз» , 2005.

3. Гуровец Г. В. «Коррекционно -развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике ». Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

4. Степанова О. А. «Коррекционно -развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками » Нач. школа : плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

5. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей «Дошкольное воспитание » , 1965, №10.

Подготовила учитель - логопед 1-ой кв. категории Мартюшева Светлана Владимировна

МАДОУ «Детский сад № 96», город Пермь

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.

Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта.

Коррекционно-развивающий процесс в условиях логопункта не позволяет в достаточном объеме автоматизировать и закрепить все звуки, так как дети посещают логопедические занятия не более 2-3 раз в неделю. Помощь и опыт воспитателя в этой ситуации является неотъемлемой частью нашего общего дела.

Могу с уверенностью подтвердить, что педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми регулярно выполняет все необходимые рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели регулярно планируют индивидуальную работу с детьми по развитию звуковой культуры речи. Задания по формированию чистой и правильной речи предлагаются не только тем детям, которые зачислены на логопункт, но и всем, кто посещает детский сад. Дети, выведенные с логопункта, так же требуют внимания педагога, ведь работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков не должна прерываться.

В эту минуту нам на помощь приходит Ее Величество Игра. Роль игры в жизни ребенка изучали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо,

К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Подчеркивал неповторимую специфику детской игры Л. С. Выготский, а Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Бесспорно, что именно в игре происходит развитие всех мыслительных процессов, интегративных качеств личности ребенка и, конечно, обогащение речевой сферы. Кроме этого, являясь участником игровой деятельности, дошкольник учится управлять своим поведением: соблюдать правила, сотрудничать с партнерами по игре, делиться радостью победы. В игре происходит не только усвоение общественных норм поведения, но и накопление социального опыта межличностных отношений.

Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем готовые игры, но всегда разрабатываем несколько вариантов для повышения интереса ребенка к игровой деятельности. Этот подход позволяет активизировать у ребенка мыслительные процессы, стимулирует желание проговаривать и осмысливать не только свои, но и действия партнеров по игре. В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).

«Рыбаки и рыбки»

Цели и задачи Оборудование Ход игры

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача : уточнить знания детей по теме «рыбы».

Коррекционная задача: формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь].

Развивающая задача:

Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры

1.Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).

2.Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).

3.Игрушечные ведерки.

4. Фишки для поощрения.

5. Игровой кубик.

Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь] . Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.

Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с …(название предмета), или: Мне попалась рыбка с …(название предмета).

Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).

Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фишек.


Изображения рыб наклеены на картон, к краю прикреплена канцелярская скрепка.


На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].

Вашему вниманию предлагаются варианты игр на основе игры: «Рыбаки и рыбки»

«Узнай рыбку»

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.

Коррекционная задача: учить составлять предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].

Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.

Воспитательная задача :

Ход игры

Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.

Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант

Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.

«Четыре ведерка»

Цель игры:

Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант : На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.

«Три ведерка»

Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

Обучающая задача : учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в слове. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.

Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек.

«Большой улов»

Цель игры: развитие связной речи.Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,

Коррекционная задача: автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.

Развивающая задача : развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача

Ход игры

Первый вариант : Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны (Пример: карандаш). Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово (Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.

Второй вариант : Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант : Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.

В целях подготовки воспитателей используются активные и интерактивные методы: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

Таким образом, игры для автоматизации введенных в речь звуков могут быть использованы не только в работе учителя-логопеда, но и эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием в преодолении речевых нарушений у детей.

Дидактические игры на уроках математики

Хисматова Мавлия Агзамовна. Учитель высшей категории, Савинский детский дом – интернат для умственно отсталых детей Город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл.
Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ VIII вида в начальных классах в процессе формирования у детей с нарушением интеллекта математических представлений.

Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на уроках математики.

Трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушением интеллекта нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а эти функции у наших детей резко снижены. Поэтому, каждый урок должен на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приёмы и дидактические игры на всех этапах урока.

В начале урока.

Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьёзную работу.
Игра «Точки»
Цель : Развивать объём внимания.
Описание игры : Заранее подготовить и дать каждому ребёнку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1-2-х секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6-7 заданий.

В течение урока.

Игра «Найди нужную фигуру»

Цель : Развивать способности к переключению внимания, концентрации внимания, логического мышления.
Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети выполняют 1-2 задания.

В конце урока.

Игра «Цепочка»

Цель : Развивать распределение внимания, объём внимания и кратковременную память.
Описание игры : У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые кружочки, соединённые стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно выполняться одно правило: стрелка идёт от меньшего числа к большему. Задания также у всех разные.

Также наши дети выполняют графические диктанты. Придумываю диктанты сама, придавая конечному результату определённую форму. Затем прошу детей внимательно посмотреть на полученную фигуру: «На что это похоже, как можно её назвать?» У нас получались: «Винни», «Форт «Боярд», «Самолёт», «Бассейн» и т. д. Здесь чувство благополучия, успеха испытывают дети, которые в первое время затрудняются выполнять арифметические операции сложения и вычитания.
При изучении чисел первого десятка используем материалы книгопечатных изданий для дошкольников типа «Игралочка» для образовательных учреждений в адаптированном виде. Разница в том, что нашим детям нужно неоднократно выполнять одно и то же задание. Поэтому нам приходится превращать эти пособия в пособия для многократного использования.

Для этого пособия необходимо оклеить прозрачным скотчем.
По той же технологии изготовляются и другие материалы для дидактических игр.
Например, при изучении нумерации чисел проводятся игры:
1. «Соседи числа».
2. «Засели домик».
3. «Сбежавшие числа».
4. «Кто в домике живёт?».
5. «Весёлый счёт».
6. «Чёт – нечёт».
7. «Цепочка».

При изучении темы «Сравнение чисел по величине» и «Соответствие числа количеству» проводится игра «Поставь знак».

Для того чтобы усвоить состав чисел проводятся игры:
1. «Дополни до 10, (9, 8, 7 …)».
2. «Заселим домик».

В процессе изучения арифметических операций сложения и вычитания будут уместны дидактические игры:

1. «Математическая дорожка».
2. «Меткий стрелок».
3. «Верни число».
4. «Верни знак»
5. «Живые примеры».

Последняя игра может быть проведена вместо физкультминутки, если в классе немного учеников.
Материал игры: карточки с числами и математическими знаками.
Содержание игры:
Вариант 1. К доске выходят четыре ученика. Каждому вручается карточка с цифрами или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют.

Вариант 2. Неизвестным компонентом является знак математического действия.
Вариант 3. Неизвестным компонентом может быть слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

Дети с умственной отсталостью долго вникают в суть, и все учащиеся тратят разное количество времени на то, чтобы выполнить задание правильно. Учащиеся делают неоднократные попытки на своих карточках, потому, что есть возможность стереть и начать всё сначала. Дети пишут фломастерами, на столах у них лежат влажные тряпочки, чтобы стирать написанное.

В последующих классах игр становится меньше, а программа сложнее. Поддерживать интерес к предмету бывает трудно. Поэтому, даже решение обычных примеров мы превращаем в игру-соревнование. Примеры пишутся на карточках.
Карточки поделены на три подгруппы по сложности заданий. Но даже внутри одной подгруппы нет карточек с одинаковыми заданиями. Это касается всех игр – и коррекционных и дидактических, которые освещены в данной разработке. Таким образом, дети вынуждены проявлять самостоятельность, ведь списать не у кого и рассчитывать приходится только на свои силы.
Решив все задания, учащиеся пишут свои фамилии на обороте карточки, а в следующий раз уже получают более сложные примеры и задания. Самые отличившиеся дети на время становятся «маленькими учителями» и проверяют работы своих одноклассников.
Эффективность данной методики апробирована в условиях нашего учреждения. Применение дидактических игр и упражнений в сочетании с другими методами и приёмами способствует более осознанному усвоению учащимися с нарушением интеллекта программного материала по элементарному счёту, вырабатывает у детей самостоятельность, формирует мотивацию к обучению.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям, Руководителям специальных дошкольных учреждений, студентам Дефектологических факультетов, а также родителям детей с нарушениями в умственном развитии.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основйой вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Цель: Согласование существительного и числительного И.падежа.

Ход игры:

Начать игру со считалки:

Мы сейчас гулять пойдем,

Много нового найдем.

Что увидишь, собери.

Гному Тому подари.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем собирать.

Дети гуляют по ковру, рассматривая картинки, лежащие на нем. После слов считалки берут с ковра выбранную картинку и кладут в корзинку, сопровождая свои действия словами:

Вот тебе, Том, много (один) листьев.

Дидактическая игра «Лево – право»

Цель: Ориентировка относительно себя.

Ход игры:

Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз.

прикрыть глаза ладошками

А вот это правый глаз.

Ку – ку

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: Согласование прилагательных и существительных в роде.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подобрать предметы к признакам.

Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Сравнение величины предметов.

Ход игры:

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: Закрепить счет, отсчет, сравнение количества.

Ход игры:

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

Дидактическая игра «Какой цифры не стало»

Цель: Закрепить цифры, развивать внимание.

Ход игры:

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числовой ряд и называют недостающее число. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

Дидактическая игра «Федорка»

Цель: Учить классифицировать предметы.

Ход игры:

Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: Отработка употребления предлогов, геометрических форм.

Оборудование: Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям.

Ход игры:

Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Цель:

Ход игры:

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.

Сначала вечер, а потом - ночь.

Мы завтракаем вечером.

Мы гуляем ночью.

После дня наступит вечер….

Дидактическая игра «Рики – Тики»

Цель: Закрепление понятие количество и цифры.

Ход игры:

Рики – тики, посмотри,

Сколько пальцев говори (Что за цифра говори).

Из-за спины показываются раскрытые пальцы. Показывают карточку с цифрой.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Упражнять в подборе слов – антонимов.

Игровой материал:

Теплый

Мало

Узкий

Быстро

Тяжелый

Раньше

Высоко

Толстый

День…

Дидактическая игра «Сначала – потом»

Цель: Упражнять в подборе временных и количественных представлениях.

Игровой материал:

Сначала весна, а потом….

Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом…

Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом….

Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом…

Сначала цветочек, а потом…

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в соотнесение количества с движениями, развивать внимание.

Краткое описание: Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз

Игровой материал:

Сколько голов у человека?

Сколько рыб в море?

Сколько полосок у зебры?

Сколько хвостов у собаки?

Сколько песчинок на дне реки?

Сколько звездочек на небе?

Сколько листьев на дереве7

Сколько стебельков у цветочка?....

Дидактическая игра «Катится – не катится»

Цель: Упражнять в определении формы предмета. Свойства фигур.

Ход игры:

Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится:

Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч…

Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: Развитие геометрических навыков.

Ход игры:

На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.

Подвижная игра «Переправа»

Цель: Закрепление порядковых чисел.

Ход игры:

Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр).

Подвижная игра «Что мы делали - покажем»

Цель: Закрепление частей суток, развитие внимания.

Ход игры:

Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.

Подвижная игра «Сосчитай правильно»

Цель: Упражнять в счете и отсчете движений.

Ход игры:

Один, два, три, четыре, пять –

Начал заинька скакать.

Прыгать (хлопать, топать…) заинька горазд,

Он подпрыгнул … раз.

Подвижная игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве

Игровой материал:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Прямо пойдешь – куклу найдешь.

Налево пойдешь - ……

Методические указания: Игрушки прячутся в группе заранее так, чтобы ребенок мог их легко найти, идя в заданном направлении.