Общие и специальные функции менеджмента. Особенности функций управления в организациях государственного сектора

Разделение менеджмента на функции направлено на выделение таких составляющих, восприятие, освоение и выполнение которых осуществляется понятнее, прозрачнее, профессиональнее, а значит, и эффективнее. Основой этого становится специализация отдельных менеджеров и подчиненных на выполнении пакета функций, определяемых их должностными обязанностями. В этом смысле разделение содержания труда менеджера и персонала управления на функциональные составляющие является необходимым условием его дальнейшей целенаправленной и эффективной организации.

В реальной организации прикладная специализация основывается на уже сложившейся для большинства исполнителей профессиональной подготовке, формируемой ранее в ходе их обучения, стажировки или практической деятельности. Причем эта специализация чаще всего становится определяющей как для менеджера,

так и для работника на весь период его деятельности в организации. Далеко не всегда такое закрепление оказывается оправданным и обеспечивает построение процесса постановки и достижения цели. Гораздо эффективнее бывает абстрагироваться, в той или иной степени, от базовой профессиональной ориентации исполнителя, обеспечивая конкурентную среду в процессе распределения функций.

Такой подход позволяет не только определить наиболее эффективного исполнителя, специализировать и совершенствовать его в выбранном виде деятельности, по и активизировать работу, инициативу и предприимчивость всех подчиненных менеджера. При этом он не только не универсализирует исполнителей, но создает условия для развития их специализации, в ряде случаев вне сферы позиционирования прежних профессиональных интересов.

Наиболее наглядно в профессиональном руководстве подчиненными выделяются агрегированные составляющие менеджмента, ассоциирующиеся с соответствующими им видами действий, традиционно выделяемых в других профессиональных и общественных сферах деятельности. Такие привычные агрегации, как мотивация, регулирование или консультирование, реализуются практически во всех сферах деятельности современного человека. Выделение и применение состава и содержания производных функций менеджмента достаточно разнообразно, но в общем виде может быть представлено устоявшейся последовательностью, отраженной в табл. 10.2.

Таблица 10.2. Формирование производных функций менеджмента

Выделяемая функция

Мотивация

Формирование, мобилизация и модернизация опосредованных устойчивых внутренних побуждений личности к активной деятельности

Диспетчеризация

Выполнение программы, адаптируемой в условиях изменения: а) целей, б) ресурсов, в) среды и т.д., - по содержанию, объему, срокам и пр.

Администрирование

Распределение, закрепление и исполнение комплекса прав, обязанностей и ответственности персонала на основе системы строгой регламентации и контроля

Регулирование

Обеспечение выполнения принятой программы действий разработкой и реализацией адаптированной процедуры, измененных условий и факторов

Консалтинг

Квалифицированное, специализированное, методически адаптированное научно-практическое сопровождение функционирования и развития организации

Агрегированный и комбинированный подходы к выделению, формированию и применению функций создают необходимые условия для обоснования, разработки, постановки и использования современных программных продуктов, интерактивных механизмов и других инновационных ресурсов менеджмента.

Внутреннее содержание функциональной организации менеджмента представляет собой самостоятельную и достаточно специфическую область, раскрывающую исключительное разнообразие его функциональной специализации. На практике это выражается в том числе и в частных проявлениях общих функций, объединяемых соответствующей группой классификации составляющих менеджмента организации. Общая функция планирования может представляться такими частными проявлениями, как комплексный, стратегический, оперативный, финансовый и другие планы, а контроль - инвентаризацией, учетом, сверкой, аудитом, ревизией и т.д.

Частные функции обеспечивают деятельность работников и подразделений необходимыми им для этого функциональными ресурсами. На их основе в реальной организации целенаправленно и специализированно формируются конкретные функции менеджмента, для осуществления которых выделяются или вновь образуются соответствующие структурные подразделения. Состав, содержание и последовательность формирования наиболее часто выделяемого пакета конкретных функций менеджмента можно представить в виде схемы (рис. 10.3).

Перечисленные на рис. 10.3 или дополнительно формируемые конкретные функции определяют не только состав служб и орга

Рис. 103.

низационную структуру в целом, но и, что особенно важно на практике, административную организацию менеджмента. Выделяемое, формируемое, закрепляемое и осуществляемое функциональное взаимодействие обусловливает необходимость организации самостоятельной системы обеспечения его проведения и контроля исполнения. Получив название административной, такая система целенаправленно организует функционирование подразделений и служб аппарата управления на базе универсально применяемой, общей процедурной технологии. Данный процесс получил название "администрирование" и используется в качестве функциональной основы построения и исполнения деятельности менеджера и аппарата управления любой формализованной организации.

Становясь основой структуризации процесса постановки и достижения цели, конкретные функции непосредственно определяют, формируют и взаимоувязывают работу отдельных подразделений и служб организации. В свою очередь комплексность ставящихся и решаемых в данной организации задач, необходимость обеспечения конструктивного взаимодействия между ее подразделениями на постоянной основе обусловливают формирование производных функций. Их состав и содержание во многом определяются спецификой конкретной организации, условиями и особенностями процесса ее функционирования. Так, возможности автоматизации документооборота и делопроизводства в формате системы электронного документооборота (СЭД) обусловили выделение функции сопровождения решений, программ, проектов, обеспечивающей оперативное выявление и устранение отклонений.

В целом представленная функциональная декомпозиция отражает один из возможных вариантов классификации состава и содержания выделяемых и кооперируемых функций менеджмента. Классификации, рассматриваемые в этом учебнике и аналогичные им, важны прежде всего как основы понимания, освоения и применения состава и содержания функционального проявления менеджмента, определения видов профессиональной деятельности менеджера.

Понятно, что классификацию функций менеджмента применительно к конкретной организации необходимо продолжать, специализировать и адаптировать. Приведенные в настоящем учебнике функции позволяют представить основные направления такой классификации. Вместе с тем можно предположить и дальнейшее формирование в той или иной степени самостоятельных подходов, по-разному раскрывающих и использующих потенциал развития функций менеджмента. Важно понимать, что в каждой конкретной организации целесообразна та конструкция функционального разделения и кооперации менеджмента, которая позволяет наиболее результативно и эффективно достигать поставленных целей.

1. Общие функции управления. Общая характеристика: их перечень и характеристика. Функция – относительно обособленный, однородный, отличающийся стабильностью содержания вид профессиональной деятельности, в основе которого находится умственный труд.

Ф подразделяются на основные (общие) и конкретно специализированные. В состав специализированных Ф входят такие как: управление вспомогательным и обслуживающим производством, конструкторско-технологической подготовкой производства, маркетинг, упр. кап. строительством, управление трудом и зарплатой, упр. финансами, контроль качества, бух. учет, мат. тех. снаб., подготовка кадров.

Ведущую роль играют осн. Ф. Они взаимодействуют между собой, определяют направленность действий специализированных Ф управления.

Специализированные функции:

Ф планирования – вид трудовой деятельности, направленный на достижение единой цели плановых заданий, определяющей порядок, сроки и последовательность осуществления работ. Текущее (годовое), оперативно-календарное, и перспективное (на 5-7 лет). Планирование занимаются все управленческие звенья, планируется всё.;

Ф организации – расстановка, внутренняя упорядоченность частей и элементов целого: рабочих мест, трудовых процессов. Ф ведет к взаимосвязи между частями целого. Ф присуща как к индивидуальной так и к групповой деятельности.;

Ф регулирования – поддержание состояния устойчивости и постоянства процессов в системе управления, обеспечение динамичного постоянства состава и свойств внутренней среды объекта, сбалансированность функций, их сохранение в заданных пределах. 2 вида регулирования: 1) по отклонением (от плановых заданий, норм, показателей); 2) по критическим параметрам (когда уровень параметра недоступен, его следует изменить).;

Ф учета – сбор, регистрация и анализ производства и распределения продукции, наличия и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Состоит из оперативно-технического, статистического и бухгалтерского учета.

Ф контроля – проверка работ и операций, видов, типов и марок продукции, услуг – на предмет соответствия нормам и правилам, оценка возможных последствий происшедшего и параметров настоящего.;

Ф руководства – объединяет и направляет действия всех других Ф управления. Подфункции: - координация (согласование) деятельности органов управления, трудовых коллективов и отдельных лиц; - распорядительство по организации и выполнению конкретных функций управления; - персональный контроль выполнения решений и действий исполнителей.

Организационные воздействия: - расстановка рабочих кадров, специалистов и руководителей; - размещение производственных мощностей (станков, оборудование и др.); - распределение финансовых и материальных ресурсов; - нормирование труда и др.

2. Эволюция теории и практики менеджмента: научная школа управления, классическая, школа человеческих отношений.

Классическая школа – самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой, Анри Файоль. Он основоположник функционального подхода к управлению, выделил общие функции управления. По Файолю их 4: - планирование; - организация; - мотивация; - контроль.

Файоль впервые разработал требования к менеджеру и заговорил (поставил вопрос) о его навыках, знаниях и характере, который ему должен быть присущ. Последователи: У. Ирвик, И. Вебер.

Школа «научного менеджмента» возникла в конце 19 – начале 20 вв. Основоположник – Тэйлор. Тэйлор и его последователи использовали наблюдения, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 году была опубликована работа Тэйлора «Принципы и методы

Специализированные функции менеджмента

Специализированные функции связаны, прежде всего, с фазами «оборота» и ресурсами производства (трудовыми, материальными, финансовыми): управление технической подготовкой производства (конструкторской и технологической), управление основным производством, службами обеспечения и обслуживания (инструментальным, ремонтным, энергетическим и другими хозяйствами), управление материально-техническим снабжением, маркетингом и сбытом продукции, кадрами, финансами и т.д.

Специализированные функции осуществляются с помощью всех общих функций управления и в комплексе с ними представляют сложную многоуровневую систему. Содержание специализированных функций рассматривается в специальных дисциплинах (операционный менеджмент, инновационный менеджмент, управление проектами и т.д.).

Особенности функций управления в организациях государственного сектора

Управление государственным сектором -- это целенаправленное руководство его функционированием, координация деятельности и рациональное использование всех структур и объектов данного сектора в интересах достижения наибольшего эффекта, высокого каче ства и конкурентоспособности при минимальных затратах ресурсов. К общим функциям управления относятся, в частности, планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

Контроль и его виды

Контроль -- это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

Контроль -- это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результате!-, работы организации.

Виды контроля, как предварительный, текущий и заключительный.

  • 30. Навыки эффективного руководителя
  • 1. Формулирование жизненных целей, включающее: способность познать самого себя, то есть трезво оценивать свои сильные и слабые стороны; умение формулировать свои жизненные цели; умение принимать решения, которое заключается в правильном установлении приоритетов; умение планировать свою карьеру.
  • 2. Личная организованность - способность жить и работать в системе. Включает - умение ценить и эффективно использовать время. (То есть использовать его на решение приоритетных проблем, а также избегать людей, отнимающих у вас время.) Умение выбрать приоритетную проблему, а также умение все делать по порядку. Следует регулярно учитывать и анализировать затраты своего времени.
  • 3. Самодисциплина. Включает обязательность и умение держать слово, пунктуальность и точность исполнения, собранность (не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее), чувство ответственности.
  • 4. Знание техники личной работы. Умение организовать рабочее место, пользоваться организационной и вычислительной техникой, работать с информацией, составлять документы, говорить по телефону, выслушать собеседника, планировать свои дела. Мнение, что большая часть этих умений должна быть прерогативой секретаря, не верно. Секретарь только помощник руководителя и эти умения дают возможность руководителю наилучшим образом использовать труд помощников. У руководителя обязательно должен быть собственный ежедневник(электронный или бумажный значения не имеет), заполнение его помогает анализировать, планировать и рационализировать свою деятельность.
  • 5. умение работать с людьми. Подразумевает: искусство убеждения, публичных выступлений, знание правил ведения деловых переговоров, умение координировать совместную работу, умение делегировать полномочия. Последнее очень важно, руководитель не должен подменять собой подчиненных, насколько бы хорошо он не знал работу подчиненного.
  • 6. Здоровый образ жизни.
  • 7. Способность управлять своей волей, воспитывать в себе оптимизм и жизнерадостность. Умение заинтересовать и мотивировать себя. Для усиления эффективности работы менеджер должен понимать и сознательно усиливать мотивы. От того, как руководитель психологически настроен на работу, зачастую зависит и весь успех дела.
  • 31. Роли менеджеров

Функции менеджмента представляют собой вид деятельности, базирующийся на разделении и кооперации управления. Функции менеджмента характеризуются определенной стабильность, однородностью, сложностью воздействия на объекты со стороны субъектов управления.

С помощью функций управления происходит отражение содержания процесса управления, конечным результатом которого является выработка управленческого воздействия (команд, приказов), направленного на достижение поставленных целей. Один сотрудник может исполнять несколько функций, а также несколько сотрудников могут приводить к исполнению только функцию.

Общие и специальные функции выделялись большинством авторов, при этом к общим функциям они относили процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Часто в число данных функций включают и координацию, но иногда ее принимают за подфункцию, с помощью которой проходят согласование общие и специальные функции менеджмента.

Планирование как функция менеджмента

Основные и специальные функции менеджмента следует начать рассматривать с функции планирования. Планирование является процессом, при котором составляют планы предприятий. На стадии планирования управленческого процесса определяется цель предприятия, ресурсы, необходимые для достижения цели, а также способы достижения цели.

Планирование в качестве управленческой функции представляет собой начальный этап, после которого осуществляются остальные общие и специальные функции менеджмента.

Основной элемент любого плана – временные рамки, за которые выполняется план, он может быть определен сроками достижения целей. Наличие у предприятий четко составленного плана определяет возможность перехода к следующей функции управления.

Общие и специальные функции менеджмента тесно связаны между собой.

Организация и мотивация в качестве функций управления

Организация, как функция управления, включает в себя правильное распределение задач (ресурсов, полномочий, ответственности) между исполнителями во время их совместной работы.

Если общие и специальные функции относятся ко всему предприятию в целом, то функция организация формирует организационную структуру управления. Поэтому организация в качестве функции управления характеризуется процессом разработки организационной структуры.

Мотивация как общая функция менеджмента представляет собой стимулирование деятельности персонала, активизация его деятельности, побуждение сотрудников к эффективному выполнению работы.

Через мотивацию в компании создают условия работы, характеризующиеся удобным и выгодным осуществлением деятельности для всего коллектива. При этом мотивация отражает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его к соответствующим действиям.

Контроль и координация как функции менеджмента

Контроль представляет собой процесс, в котором определяют степень достижения целей компании, верно ли приняты решения и нужно ли их корректировать. В ходе осуществления контроля оценивается результат труда, что в дальнейшем дает возможность формулирования дальнейших решений и выводов.

Общие и специальные функции менеджмента включают также такую функцию, как координация. Иногда исследователи говорят о проникновении этой функции во все остальные.

Координация представляет собой процесс обеспечения согласованных действий на всех ступенях управления для того, что бы поддержать устойчивую работу и развитие предприятия.

Основной целью координации является установка взаимодействия в работе соответствующих элементов предприятия, устранение помех и отклонений от определенного режима работы.

Специальные функции менеджмента

Общие и специальные функции менеджмента необходимы любому предприятию. Специальные функции выделяют в соответствии со сферой деятельности. К таким функциям можно отнести:

  1. Социально-экономическое планирование текущего и перспективного характера;
  2. Организация стандартизации;
  3. Организация учета и отчетности;
  4. Проведение экономического анализа;
  5. Техническая подготовка производства;
  6. Производственная организация;
  7. Управление в сфере технологических процессов;
  8. Управление производством оперативного характера;
  9. Метрологическое обеспечение;
  10. Испытания и технологический контроль;
  11. Условия сбыта продукции;
  12. Кадровая работа и др.


Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Сущность и классификация функций управления

Функции управления – это совокупность объективно необходимых и устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленности, позволяющих осуществлять управляющие воздействия.

Функции управления являются взаимосвязанными элементами процесса управления и, следовательно, последовательность их выполнения необходимо рассматривать как систему функционального описания любого процесса управления (производством, маркетингом, разработками…)

Термин «функция» в переводе с латинского означает «совершение», «исполнение», а значит деятельность менеджера не что иное как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. При этом любая функция управления выполняется в следующем порядке:

Сбор информации;

Преобразование (обработка) информации;

Принятие решения;

Придание решению необходимой формы;

Доведение до исполнителя;

Контроль за исполнением.

Функции управления можно классифицировать по нескольким признакам, например:

1. По уровню управления.

Высшего уровня – отраслями, объединениями, предприятиями;

Среднего уровня – управление дивизионами, отделениями, цехами;

Низового уровня – управление участками, бригадами, группами.

На различных уровнях управления на первый план выдвигаются разные группы функций. Так, по мере перемещения снизу вверх акцент смещается в сторону контроля, прогнозирования. Чем ниже уровень управления, тем большее значение приобретают функции организации учета, регулирования.

В разных ситуациях, на разных уровнях управления те или иные функции менеджеров имеют не одинаковое значение, в связи с чем в теории управления сформировалась концепция «архетипов», то есть основополагающих типов менеджеров. Так, рассматривая функции менеджера с позиции уровней управления выделяется «ТОП-менеджмент», или высшее руководство. Основная его задача состоит в выработке общей концепции, стандартов и ценностей, формировании организационной структуры, поддержании контактов с контрагентами, управлении кризисными ситуациями и т.п.

Функции высшего уровня сложны, характеризуются новизной и разнообразием, требуют глубоких аналитических способностей, задатков дипломата, политика, оратора, поэтому, «ТОП-менеджеры» являются первыми среди равных.

Роль руководителей среднего уровня – руководство и координация работы руководителей низового уровня. Этот уровень выполняет роль «буфера» между руководителями высшего и низового уровней. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне и передают управленческие решения вниз, обычно, после трансформации их в технологически приемлемые формы, в виде конкретных заданий.



Руководители низового уровня выполняют функции по руководству деятельностью исполнителей. Именно на них лежит ответственность текущего, ежедневного управления производством.

2. По сложности.

Комплексные, связанные с крупными, самостоятельными объектами

управления (кадры, основное производство…);

Частные, единичные функции, связанные с решением отдельных,

законченных промежуточных действий(прием на работу, оформление

наряда…).

Специализированные;

Обеспечивающие.

3.2. Общие функции управления

Общие функции – это группы работ, которые выполняются при управлении любыми объектами, на всех уровнях управления производством. Общие функции отражают типовые элементы управленческого труда с учетом последовательности выполнения работ (с учетом фактора времени).

Общие функции делятся на следующие группы работ:

1) прогнозирование, 2) планирование, 3) организация, 4) контроль,

5) регулирование (координация), 6) учет, анализ, отчетность.

Прогнозирование предусматривает выявление альтернативных условий, в которых может оказаться система в будущем (на 5 -10 и более лет вперед), вероятность появления этих условий, возможные варианты поведения системы в этих условиях. Например, для предприятия: техническое развитие, изменение специализации и номенклатуры продукции, спрос на эту продукцию и объемы производства, темпы их роста и т.п.

На основании прогнозирования осуществляют планирование деятельности системы: определяют цели системы и пути их достижения, составляют план действия (что делать, кто будет делать, когда и какими ресурсами). Другими словами, план – это модель состояния системы в определенный период времени.

Планирование делится на два крупных этапа: технико-экономическое и оперативное. Технико-экономическое планирование охватывает все сферы деятельности предприятия (рынок сбыта, производство, материально-техническое снабжение, кадры, финансы и т.д.) и предусматривает разработку перспективных планов (на 5 - 10 лет) и текущих (на год, квартал, месяц). Оперативное планирование связано с ходом самого производства (процессами изготовления изделий), охватывает не­большие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену) и тесно переплетается с работами по контролю и регулированию (диспетчированию) хода производства. Оперативное управление распространяется также на подготовку производства, ма­териально-техническое снабжение, контроль качества и другие виды обеспечения производства.

Чтобы система действовала, ее нужно организовать. Организация – это:

Создание системы (проектирование и создание структуры как объекта

управления, так и самой управляющей подсистемы);

Обеспечение условий для действия системы, снабжение всем

необходимым для работы (материалами, кадрами, финансами и т.д.);

Совершенствование системы.

Система действует согласно планам, стандартам, техническим условиям, технологическим картам. В процессе работы выполняется контроль , позволяющий выявить отклонения от нормального режима функционирования объекта, проверить действительный ход работ. Например, контроль за ходом выполнения производственной программы, контроль за расходом материалов, за использованием оборудования, качеством продукции и т.д.

Если контроль показывает отклонения от запланированного хода работ, выполняется регулирование с целью устранения отклонений, а также предупреждения их в будущем. Регулирование включает в себя ряд типовых операций: анализ возникающих отклонений и вызывающих их причин, устранение отклонений, разработка мер по их предупреждению.

Учет – это фиксация и анализ информации о состоянии объекта управления. Учет подразделяется на текущий (оперативный), статистический и бухгалтерский. Результаты учета и анализа используются в планировании следующих циклов производства.

На рисунке 5.1 изображена схема, комплексно раскрывающая содержание общих функций управления.

Таким образом, общие функции отражают во времени непрерывные процессы управления, начиная с прогнозирования и заканчивая учетом и анализом действия любых объектов. Эти функции выполняются не зависимо от масштаба и характера производства, принципиально едины на всех уровнях управления. Однако конкретное содержание этих функций безусловно зависит от объекта управления. Например, функция планирования выполняется в процессе управления любыми объектами, на всех уровнях, но содержание планов (показатели, методы их расчета, формы документов) зависит от конкретных объектов (предприятие, цех или участок, фазы производства, виды ресурсов и т.п.). То есть общие функции тесно переплетаются со специализированными функциями управления производством.

Специализированные функции управления появились в результате разделения управленческого труда. Они включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации.

Специализированные функции управления связаны со всеми направлениями деятельности предприятия. Они должны охватывать:

Все сферы жизненного цикла продукции: исследования и проектирова-

ние, изготовление, сбыт и эксплуатацию;

Все фазы производственного «оборота»;

Все этапы движения производственных ресурсов (формирование,

использование в процессе производства, восстановление утраченных

свойств, выбытие или утилизация);

Все периоды планирования;

Все уровни организационной структуры предприятия, вплоть до отдель-

ного рабочего места.

Специализированные функции связаны, прежде всего, с фазами «оборота» и ресур­сами производства (трудовыми, материальными, финансовыми): управление техни­ческой подготовкой производства (конструкторской и технологической), управление основным производством, службами обеспечения и обслуживания (инструментальным, ремонтным, энергетическим и другими хозяйствами), управление материально-техническим снабжением, маркетингом и сбытом продукции, кадрами, финансами и т.д.

Специализированные функции осуществляются с помощью всех общих функ­ций управления и в комплексе с ними представляют сложную многоуровневую сис­тему. Содержание специализированных функций рассматривается в специальных дисциплинах (операционный менеджмент, инновационный менеджмент, управление проектами и т.д.).

3.4. Функции обеспечения процессов управления

Обеспечение управления является комплексным и включает: правовое обеспечение, информационное обеспечение и организацию нормативного хозяйства, делопроизводство, технологическое обеспечение и оснащение процессов управления, организацию управленческого труда, совершенствование процессов управления. Эти функции составляют внутреннее содержание процессов управления, то есть являются функциями самообеспечения, саморегулирования, самосовершенствования.

Правовое (юридическое) обеспечение : учет в управленческой деятельности государственных законов, постановлений правительства, нормативных документов; правовое регулирование производственных отношений, выполнение требований трудового законодательства; правовая защита деятельности предприятия от конкурентов, в работе с поставщиками и потребителями, ведение претензионной работы; юридическая экспертиза договоров, стандартов предприятия и т. д.

Информационное обеспечение : цель его – своевременное представление органам управления информации, необходимой для принятия решений; распределение ее между руководителями, отдельными подразделениями и исполнителями в соответствии с их участием в управлении.

Управление информационным обеспечением включает:

Проектирование информационных потоков: определение источников

и потребителей информации, состава необходимой информации, периодичности ее циркуляции и форм представления, подбор технических средств, установление порядка составления, оформления регистрации, согласования и утверждения документов;

Организацию потоков информации: сбор, хранение, обновление, переработка, передача информации;

Создание и ведение нормативно-справочной базы.

Делопроизводство – тесно связано с информационным обеспечением: организация документооборота внешнего и внутреннего (прием поступившей документации, регистрация ее, учет, распределение и доставка исполнителям); изготовление и размножение документов; организация архивного хозяйства.

Технологическое и техническое обеспечение – связано с проектированием процессов управления и оснащением их техническими средствами, механизацией и автоматизацией управленческих работ. Важной проблемой является также организация управленческого труда (оснащение и снабжение рабочих мест, обеспечение нормальных и безопасных условий труда, ритмичной работы).

Совершенствование управляющей подсистемы

Одной из функций управления является проектирование и совершенствование самой управляющей подсистемы. Направления совершенствования различны: изменение состава и объемов функций, изменение степени централизации и децентрализации функций, совершенствование организационной структуры управления, механизация и автоматизация управленческого труда и т. д.