Значение общения для развития общества и человека. Проблема общения современного человека

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Роль общения в развитии всего человеческого общества и отдельного человека огромна.

Общение - безусловный спутник человеческой истории. В этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе человеческого общества. Именно общение в процессе совместного труда первобытных людей привело к возникновению у них сознания и речи.

Не будем забывать и о том, что именно в общении реализуются и воспроизводятся все общественные отношения. Иными словами, общество функционирует и прогрессирует благодаря общению между отдельными людьми и социальными группами.

Не переоценима роль общения и в онтогенезе, т.е. в процессе индивидуального развития человека в течение всей его жизни. Общение является безусловным спутником человека в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. Общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания. Именно в ходе и благодаря различным видам и формам общения формируется внутренний мир личности.

Значение общения в развитии человека раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который показал, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, социальные, т.е. такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, психологическими, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение со старшими для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" социальный опыт. Вот почему общение - главнейший фактор психического развития детей.

Выделяют 3 группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка.

1. Изучение детей - Маугли. Такие дети обнаруживают глубокое и необратимое недоразвитие: у них не развивается речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание. Так, в начале ХХ в. индийским психологом Ридом Сингхом были обнаружены рядом с волчьим логовом две девочки: примерно 8 и 1,5 лет. Сингх увёз их и пытался воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и убегали от людей, ночами выли по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - дожила до 17 лет (умерла от уремии). За 9 лет её удалось в основном отучить от волчьих повадок, но всё-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучалась правильно употреблять всего 40 слов.



2. Явление госпитализма. Оно обнаружилось при первых попытках (ещё в конце прошлого века) наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Это было характерно для детских приютов как царской России, так и западных стран. Явление госпитализма выражается в психической и физической отсталости: запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.). Сюда же добавляются низкие показатели роста, массы тела, рахит. Француские исследователи описали 33 ребёнка, воспитывавшихся в детском доме с 3-х месяцев. Уход за детьми был хороший, но отсутствовал необходимый контакт детей с ухаживающими за ними взрослыми. Одна треть детей погибла в первые 2 года жизни. В живых остался 21 ребёнок. 5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 лишь сидели без поддержки, только 5 ходили самостоятельно, 12 не умели есть с ложки, 20 - сами одеваться. У детей были недоразвиты познавательные функции, 6 детей не говорили совсем. У детей наблюдались специфические невротические реакции: печаль, замыкание в себе, заторможенность, потеря аппетита, бессонница. Ещё в 20-е г.г. советские психологи, педиатры и физиологи начали искать пути преодоления госпитализма. Было выявлено, что разлука с матерью не влияет фатально на детское развитие. Решающим здесь является не связь с матерью, а характер общения. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания, т.е. в условиях дефицита общения. и в детском доме возможно эффективное воспитание детей, но при условии налаживания эмоционального контакта ребёнка с персоналом. Отставание удаётся выправить методами педагогического, воспитательного характера. Правда, искоренить госпитализм мало - нужно ещё постоянно следить за тем, чтобы он не появился снова.

3. Влияние общения на общее психическое развитие ребёнка:

а) общение способно ускорять ход развития детей. Под руководством М.И. Лисиной были организованы специальные сеансы общения для младенцев 2-4 месяцев. Оказалось, что у них, по сравнению с их сверстниками, не только интенсифицируется общение со взрослыми (оживление, радость, призывные вокализации), но и более быстро развивается внимание и интерес ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребёнка уже не было;

б) общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Установлено, что в детских домах отставание в развитие речи может быть преодолено, если они включаются в живое общение с окружающими людьми;

в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания, например, овладение способами общения с посторонними людьми в ходе занятий с 2-летними детьми позволяет им избавиться от робости, смущения, беспокойства, возникающего в присутствии новых взрослых.

Проблема общения является одной из центральных в психологии именно благодаря его важнейшей роли в жизни человека.

Общение является основным составляющим любых отношений начиная от первых ступеней развития человек до современности . Самые близкие, любовные и романтичные отношения зарождаются благодаря обычной беседе. Да, без спорно, что всем чувствам в начале отношений предшествует первый взгляд, оценка внешности и бессознательное навешивание «ярлыков», но это ничто по сравнению с общением. Некоторые начинающие психологи, придавая большое значение статистическим данным, дают не уместные советы по нормам общения, по времени, которое следует уделять беседе, но как можно рассуждать и давать советы касательно неконтролируемых процессов неразрывно связанных с эмоциями.

Каждому человеку присущ контраст получаемой информации от действительности. Без зла не оценить добра. Исходя из этого не следует давать волю своей внутренней оценке собеседника. Если человек не общителен с вами, это ни в коем роде не свидетельствует о его постоянной замкнутости. Мы равноценно любим одиночество и шумные компании, но всему свое время.

В современном мире (веке информации) общение доступно в любом месте и в любое время. Мобильный телефон есть практически у каждого человека, а современная мобильная связь не имеет пределов, разве что в зоне солнечной системы. Невероятное количество сотовых операторов и еще большее количество тарифных планов позволяют поддерживать связь с близкими людьми. Международная сотовая связь открывает горизонты общения с родными людьми на разных континентах, за тысячи и десятки тысяч километров. Каждое ваше слово бесценно для ваших родителей, бабушек, дедушек и всех остальных людей связанных с вами родственными узами, ведь любовь многогранна и не знает границ.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.


Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.

Обзор материала

Цель: Целью нашей работы является исследование степени влияния социальных сетей на процесс общения в современном обществе.

Задачи:

Выявить, как часто учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также родители и учителя учащихся пользуются социальными сетями;

Проанализировать, с какой целью представители выше указанных групп посещают социальные сети;

Узнать, какие плюсы и минусы видят участники опроса в общении в социальных сетях;

Установить, считают ли опрошенные общение в сети достойной заменой реального общения;

Сравнить результаты опроса между представителями разных возрастных категорий;

Методы: анализ различных источников по данной проблеме, анкетирование учащихся, родителей и учителей гимназии, сопоставление информации.

Предмет исследования: общение людей разных возрастных категорий в социальных сетях

Участники исследования: 105 человек в возрасте от 11 до 50 лет (учащиеся 6, 10 классов, родители и учителя).

Гипотеза: в современном обществе на общение в интернет-пространстве тратится все больше времени, что постпенно вытесняет из нашей жизни живое общение между людьми.

Актуальность: В современном мире люди не могут обходиться без общения. Любая общественная деятельность не обходится без него. Личность человека складывается в процессе общения. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Через общение с другими людьми мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Процесс коммуникации в современном мире стремительно развивается, предоставляя нам всё новые, улучшенные возможности. Интернет открывает в этом смысле значительные перспективы, позволяя человеку общаться в любой момент и с любой аудиторией. Для реализации этих возможностей были созданы социальные сети, которые занимают всё большее место в жизни современного общества. Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Рассуждать на тему хорошо это или плохо можно долго. Если задуматься о том, что раньше их не было вообще, то сейчас представить день без посещения личной страницы в Интернете практически невозможно, складывается мнение об определенной степени зависимости. Возникает вопрос: заменили ли сети живое общение между людьми? Данный вопрос и определил выбор темы исследования и её актуальность. Мир вокруг становится более динамичным, а одним из главных ресурсов развития на сегодняшний день становятся коммуникация и информация. Наше исследование демонстрирует, что социальные сети - не только возможность создания новых знакомств и поддержания отношений, это один из способов отстраниться от реальной жизни на неопределённое время. Социальные сети – это предпосылки создания той виртуальной реальности, с которой возможно нам придется делить реальную жизнь в будущем. Чтобы не запутаться в происходящем, стоит задуматься о плюсах и минусах общения в социальных сетях уже сейчас.

Теоретическая часть.

Буквально 5-7 лет назад не многие знали о существовании социальных сетей, сегодня же они прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Практически у каждого сейчас есть своя страничка в интернете.

Термин «социальная сеть» был введен социологом Дж. Барнсом в 1954 году. Ученый развил подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

Что такое социальная сеть сейчас? В первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку поиск давно потерянных друзей, родственников.

Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, HabboHotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.

Можно сказать, что социальная сеть сегодня – это, в первую очередь, инструмент для общения оn-line, который нам предлагает Интернет, и у каждого выбор, пользоваться им или нет. Социальные сети как форма коммуникации с самого своего появления стали оказывать огромное влияние на жизнь современного человека. Сегодня человечество фактически не представляет себе жизнь без общения в той или иной социальной сети.

В подтверждение выше приведенных тезисов представляем результаты проведенного анкетирования среди учащихся гимназии, а так же родителей и учителей.

Вопрос. С какой целью вы заходите в социальные сети?

Социальные сети используются в основном для общения и изучения новостей. Молодые люди 15-17 лет (50%) заходят в социальные сети для того,чтобы послушать музыку. Подавляющее большинство опрошенных 30-50 лет (81%) сообщили, что социальные сети используются ими для общения, хотя ребята 11-12 лет проводят время в сети ради развлечения (52%). Для работы и учебы интернет используют 81% респондентов 30-50 лет и 71% подростков 15-17 лет.

Подавляющее большинство респондентов заметили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Вконтакте». Вместе с тем, часть опрошенных сообщили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Instagram», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook» [приложение 1].

Социальные сети, появившись не столь давно, безусловно, привлекают к себе подростков. По данным некоторых исследований, подростки являются преобладающей составляющей аудитории социальных сетей .

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном че­ловеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети. Проще говоря, социальная сеть выступает неким социальным пространством, в котором общение как деятельность представлена не в традиционной «живой» форме, а приобретает черты простой коммуникации. Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми, и во-вторых, реализации их базовых социальных потребностей. Электронная коммуникация стала неотъемлемым компонентом активности в социальных сетях. Очень популярно стало сейчас знакомство в сети, так как общение в сети Интернет способствует снижению психологического барьера. Ведь гораздо проще и легче «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, чем подойти на улице и познакомиться. Информация представленная на странице пользователя заменяет ступени знакомства, так как сразу становятся известны интересы, увлечения и т.д. Получается, что первое впечатление складывается при просмотре страницы в социальной сети, но ведь не редко случается так, что информация оказывается вымышленной .

Мир виртуальной жизни, организованный социальными сетями, позволяет реализовать бессоз­нательные мотивы и помогает человеку прожить те сценарии, которые он, возможно, никогда не осмелится прожить в реальной жизни, позволяет ощутить себя в желаемом образе. Главными причинами, которые служат основой формирования нового интернет-образа и интернет-поведения, являются неуверенность в себе, неудовлетворённость собой, заниженная самооценка, желание вырваться из социального вакуума. Пользователь социальных сетей сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других, ожиданий социума. В социальных сетях Я-другой соз­дается по образу и подобию собственного Я.Эта новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, очень скоро начинает влиять на реального человека. Это объясняется тем, что в социальных сетях пользователи видят только «виртуальную» сторону личности и начинают реа­гировать именно на нее.

Таким образом, социальные сети представляют человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, становятся платформой проявле­ния креативности личности и в связи с этим трансформации личности благодаря киберсоциализации. Человек, который пробует себя в различных виртуальных образах, не только примеряет на себя желаемую маску и отрабатывает определенную модель поведения, он еще и изменяет свой внутренний мир. Человек в процессе нахождения в социальных сетях получает новый социальный опыт, становится активной частью виртуальных событий. Тем самым происходит творческая организация жизни человека, а именно возникновение креативной личности в социальных сетях.

2. СПОСОБЫ И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ В СЕТИ

Общество в целом и отдельный человек не могут обойтись без общения. Общение – это сложная, многофункциональная и многогранная составляющая человеческой жизни. Без общения невозможно взаимодействие социальных групп направленное на совместную трудовую деятельность, обмен опытом и навыками. Не меньшую роль играет общение в процессе формирования социальной личности, установки межличностных отношений, формирования человеческих индивидуальностей.

Подростковый возраст - возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и группы, значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно в общении. Современная интернет-среда, позволяет подростку реализовывать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным.Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идёт активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. А для многих из них социальные сети являются необходимым условием для жизни, многие школьники уже не представляют своё существование без Интернета.

Однако средства коммуникации не стоят на месте и развиваются оченьбыстро. На протяжении всей истории эти средства совершенствовались и изменялись: от следов на земле и наскальных рисунков до телевидения и интернет-технологий. Вся жизнь современного общества наполнена компьютерными технологиями. Глобальная сеть Интернет занимает в процессе информатизации общественной жизни особое место. Как новая информационная сеть и система коммуникации, используемая для осуществления различных видов деятельности, Интернет предполагает специфические способы общения и способствует социальному взаимодействию индивидов и социальных групп .

Среди первых способов общения в сети Интернет была электронная почта. Почта - это конечно хорошо, но для того чтобы было с кем переписываться, надо найти тех, кто будет интересен для общения. Основными местами для знакомства традиционно являются форумы и чаты.Форумы хороши всем, и, прежде всего, взвешенностью помещаемых на нем мнений, но ритм жизни в них несколько замедленный. Для тех, кто хочет общаться более интенсивно, существуют чаты.Чаты бывают тематическими, но все же, как правило, это просто место, где собираются люди пообщаться на совершенно разные темы. Все бы хорошо в форумах или чатах, да много внимания они отнимают, не позволяя уделять достаточного времени другим делам – например работе.И тут незаменимы программы типа ICQ. ICQ (аська) - это интернет-пейджер, удобное и простое общение с теми пользователями, которые, как и вы, находятся сейчас в Интернете. В последние время приобрел огромную популярность способ общения в Интернет при помощи социальных сетей. И вряд ли Марк Цукерберг и другие разработчики подобных ресурсов, работая над их созданием, рассчитывали на столь ошеломляющую популярность собственных детищ.

Интернет-опосредованные коммуникации наделены элементами обратной связи, представляют собой открытое и неограниченное общение людей, находящихся физически не рядом. Это ведёт к формированию и постоянному росту обществ, объединяемых общностью взглядов, интересов и целей, не учитывающих социальные, культурные, политические и другие различия между участниками. Интернет-общение – лёгкий способ наладить контакт. Межличностное взаимодействие происходит в условиях анонимности, раскрепощённости, отсутствия невербальной информации, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Также для общения характерен свой социалект. Социалектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе – профессиональной, сословной, возрастной и т.д. В связи с чем в рамках данного направления можно изучать социалект детского интернет-общения, профессиональный «язык» тех, кто работает на компьютерах, литературный язык, в целом компьютерный сленг и т.д.

Неологизмы, наиболее употребляемые в Сети, условно можно разделить на следующие группы: компьютерные термины, интернет-сленг, компьютерный сленг или жаргон, молодежный сленг.

Лексический запас электронного языка постоянно попол­няется, в результате чего формируется индивидуальная коммуникативная гибкость. Характерной особенностью сетевого общения является возможность обратной свя­зи и своеобразное построение диалога: импровизация, ремарки, разговорная речь, шутливые реплики, иронические восклицания, цитаты и, как следствие, частое использование сленга, интернет-сленга (мемы). Распространивши­еся в сети Интернет мемы стали причиной формирования различных субкультур­ных сообществ, которые являются частью базовой культуры, но отличаются от нее языком, манерой поведения и т.д..Примерами мемов мо­гут быть музыкальные мелодии, анекдоты, шутки, модные тенденции, автомобиль­ные марки, картинки, смайлы, т.е. все что угодно.Каждый из сленгов, используемых в интернете, имеете свою историю происхождения. Взять к примеру смайлики, которые были изобретены в 1979 году Кевином Маккензи.

Интернет-язык распределён по возрастным и профессиональным категориям. Сленг заменяет подрастающему поколению сложные лингвистические конструкции, которые они еще не очень хорошо освоили. Кроме того, молодежи свойственно искать способы отличаться от других, отгораживаться от взрослых, иметь свои секреты, противопоставлять скучным традиционным устоям новые игровые формы, поэтому именно им принадлежит большинство лингвистических экспериментов и нововведений.

3.ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ.

Не секрет, что общение в виртуальном пространстве имеет свои особенности, скрывающие как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам бесконтактного общения, безусловно, относятся возможность пренебречь дальностью расстояния, разделяющего пользователей, что позволяет общаться с любым человеком из любого уголка планеты, конфиденциальность, способствующую реализации глубинных психологических потребностей человека, позволяющую ему проявить стороны характера, не востребованные в реальной жизни, возможность при помощи личного общения проникать в культуру других народов и рас, и многое другое. Общение в Интернет бесценно для людей с ограниченными возможностями, позволяя им получать полноценное образование, работу, общаться с людьми.

На вопрос «Какие есть плюсы у социальных сетей?» , наши респонденты дали следующие варианты ответов:

· Можно общаться со всеми своими друзьями. Причем полностью бесплатно и в любое время.

· Можно посмотреть, кто сейчас находится на сайте и написать ему.

· Можно публиковать свои фотографии, делиться информацией, ссылками, музыкой.

· Возможность быстро получать последнюю актуальную информацию. Это могут быть новости своей страны или мира, архитектуры, в городе, события у друзей и т.д.

· Есть множество приложений, которые помогают расслабиться. Это flash игры, тесты, опросы и т.д.

Оборотной стороной общения при помощи всемирной паутины является возможность доступа широких масс (в том числе детей) к нежелательной информации, способной нанести вред как данным пользователей (разнообразные вирусы), так и их моральным устоям (разного рода нецензурная информация). Кроме того, неконтролируемое «сидение» в сети чревато возникновением, так называемой интернет-зависимости, причем подвергается ей не только молодежь, но и вполне сложившиеся и успешные взрослые люди.

Приведём вопросы проведённого анкетирования и его результаты.

Вопрос. Как часто вы заходите в социальные сети?

38% респондентов отметили, что заходят в социальные сети ежедневно 4 и более раз в день, причём подавляющее большинство составили подростки 15-17 лет.

24% опрошенных отметили, что заходят в социальные сети 2-4 раза в день [приложение 2].

Вопрос. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Результаты опроса показали, что больше всего времени в социальных сетях (более 4 часов в день) проводят подростки 15-17 лет (37 % опрошенных), а менее всего (меньше 1 часа в день) взрослые (71% опрошенных) [приложение 3].

Вопрос. Как долго вы можете обходиться без социальных сетей?

Полностью не могут отказаться от социальных сетей 14% респондентов, а вот подавляющее большинство людей 30-50 лет (57%) могут вообще обходиться без социальных сетей. 84% опрошенных могут обойтись без социальных сетей 1-2 дня [приложение 4].

Говоря об активности подростков в социальных сетях, отметим, что активное участие в социальных сетях принимают не только подростки, но и взрослые люди. Большинство опрошенных нами подростков использовали социальную сеть «ВКонтакте», тогда как доминирующей сетью взрослых является сеть «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook». Однако, если для подростков данный вид интернет-активности является важнейшей частью их коммуникации, «жизненно необходимым» видом «связи с миром», то для взрослых данный ресурс не имеет столь важного значения, хотя и рассматривается ими как сфера межличностного общения и место проведения интересного досуга.

Зависимость от интернета может привести к тяжёлым проблемам в семье и учёбе. Исследователи отмечают, что лиц, зависимых от интернета, преследует чувство одиночества, им так же свойственны стыдливость, депрессия, социальное уединение. У лиц, зависимых от интернета, уровень социальной активности значительно ниже, чем у тех, у кого такой зависимости нет. Исследования показывают, что пользователи интернета, в случае, если не имеют доступа к сети, становятся расстроенными и беспокойными, излишне восприимчивыми и обидчивыми .

Некоторые темы и сайты в интернете с точки зрения родителей и более старого поколения считаются нетрадиционными. На них существуют определённые запреты, поскольку они не соответствуют религиозным традициям и морали, принятым взглядам. Таким образом, интернет способствует разладу между родителями и детьми .

В социальных сетях участились так называемые «фейковые аккаунты», которые используют не всегда с безобидной целью. Находящаяся на странице информация может оказаться ложью. Однако любопытство берёт верх, поэтому молодые люди засиживаются допоздна, стараясь не упустить обновления новостей, и постепенно впадают в зависимость. Подобный феномен чреват отрешением от внешнего мира, дезориентацией в реальной жизни. Человеку становится дискомфортно вне сети .

Однако вышеперечисленное ни к коей мере не умаляет положительного влияния, которое Интернет оказывает на современного человека. Просто каждый из нас должен обозначить собственную четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, помня о том, что ни одна социальная сеть не заменит общения с близким и дорогим человеком.

Интернет, наряду с реальной жизнью, открывает подростку широкое поле возможностей, расширяя пространство для удовлетворения его изменившихся потребностей и стремлений. Причем открываются они абсолютно всем, вне зависимости от личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. В отличие от реального мира, социальный мир ограничивает его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.), информационный мир принципиально безграничен. Такая особенность Интернета как анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности.

Мы решили выяснить, какую пользу от общения в социальных сетят видят наши респонденты.

Вопрос. Как вы считаете, приносят ли социальные сети реальную пользу людям? 50% респондентов считают, что социальные сети приносят реальную пользу людям. 12% опрошенных считают, что социальные сети не приносят реальную пользу людям. 38% респондентов затрудняются ответить [приложение 5].

Вопрос. Как вы считаете, какую главную пользу приносят социальные сети?

Подавляющее большинство респондентов отметили, что наибольшую пользу социальные сети приносят в общении с людьми. С этим ответом согласились 78% ребят 11-12 лет, 66% подростков, 67% взрослых. Самым непопулярным оказался ответ игры, так считают только 17% всех опрошенных (ими оказались ребята 11-12 лет).

Вывод: Поколение прошлое, настоящее и будущее… Мы - представители разных времён. И учащиеся, и их родители, и учителя сегодня являются представителями разных поколений. То, что люди из разных поколений по-разному смотрят на вещи, - неоспоримый факт. Для нас же важно полное взаимопонимание в совместной деятельности, которое достижимо с помощью внутренних коммуникаций.

Внутренние коммуникации менялись, меняются и будут меняться. Потому что меняются взгляды, ценности и потребности целевой аудитории. Для поколенияY – так социологи называют людей, родившихся с 1981 по 2003 год, источником информации в большей степени является Интернет, формат материала – картинки, фото, видео и короткие текстовые сообщения. Поколение Y потребляет информацию в любое время суток, потому что смартфоны и планшеты – это неотъемлемая часть образа жизни. Это как ключи, без которых не выйти и не войти в дом. Только в данном случае планшеты и смартфоны – это ключ в бездонный мир онлайн .

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредныдля общения между людьми. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны нашему общению и в реальной жизни. Социальный психолог Сьюзан Ньюман говорил: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».

Наш опыт исследования показал, что отвечая на вопрос: «Какое общение вы предпочитаете?» , 86% респондентов отметили, что предпочитают прямое общение, 14% опрошенных предпочитают общение в социальных сетях [приложение 6].

На вопрос: «Какой вариант общения для вас является лучшим: прямое общение или через социальную сеть?», 46% опрошенных отметили, что им легче общаться в жизни,10% респондентов признались, что им легче общаться в социальной сети, 44% опрошенных отметили, что для них не имеет значения, является ли общение прямым или опосредованным [приложение 7].

Таким образом, проанализировав результаты опроса мы пришли к выводу, что, действительно, XXI век стал веком сетевым. Много людей, независимо от возраста и рода занятий используют Интернет и социальные сети для общения с другими людьми, люди старшего поколения используют сети для работы или учебы. Изучив данные опроса мы пришли к выводу, что больше всего времени в социальных сетях проводят подростки 15-17 лет.

Однако, 86% всех опрошенных предпочитают прямое, живое общение общению в социальных сетях, и это не может не радовать, т.к. это значит, что мы ещё долго сможем смотреть людям в глаза, когда общаемся с ними, чувствовать прикосновение. А значит в конце фразы «современное общение людей- общение в сети» мы все ещё можем поставить знак вопроса.

Вывод: интернет-общение должно дополнять жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности. Социальные сети могут принести много пользы. Но злоупотребление общественными сетями может привести к зависимости, потери внимания, трате времени, отчуждению и отупению. Социальные сети - это и хорошо и плохо. В наших силах брать от них только хорошее и отсеивать плохое. Для того, чтобы социальные сети не нанесли вред здоровью и психике, каждый человек должен регламентировать свое времяпрепровождение в виртуальном пространстве.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал