Формирование социальной активности у младших школьников. Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени

Широкие социальные мотивы (мотивы социальной отдачи) формируются причастностью школьника к жизни всей страны, всей воспитательной работой школы, семьи. Социальные позиционные мотивы (стремление утвердить себя через положительную оценку, мнение окружающих в ходе взаимодействия и контактов с ними) складываются и развиваются в общественно-политической (комсомольской, пионерской) работе, в общественно полезных видах деятельности, в разных формах коллективной и групповой учебной работы. Мотивы социального сотрудничества (стремление осознать и усовершенствовать способы взаимодействия с другим человеком) не всегда складываются в рамках школьного возраста, но также развиваются в ходе общественных и учебных контактов с окружающими школьника людьми.

Если формирование познавательной активности школьников с помощью методов проблемно-развивающего обучения достаточно широко осуществляется в современной советской школе, то формирование социальной активности в ходе учения нуждается в особом внимании учителя. Мотивы социальной отдачи нередко менее развиты у школьников, чем познавательные мотивы. В советской психолого-педагогической науке разработаны общие подходы к формированию личности в коллективе, а также вопросы влияния на личность школьника коллективных и групповых форм учебной работы.

Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели (задачи) совместной работы и обсуждение ее вариантов членами группы, поиск способов выполнения этой общей работы и сопоставление нескольких различных вариантов способа решения, определение путей само- и взаимоконтроля в совместной работе, сопоставление разных способов ее контроля, предлагаемых членами группы, мотивация к коллективной деятельности, стремление участвовать в групповой работе, потребность и желание получить оценку от других членов группы.

В зависимости от наличия всех этих компонентов совместной деятельности учебная работа в классе может находиться на разных уровнях. Чаще всего школьники владеют первым уровнем совместной деятельности, т. е. видят общую цель, но не могут найти способа ее достижения. Большую трудность, но вместе с тем и больший интерес школьников вызывает поиск различных способов работы, взаимодействие школьников в ходе этого поиска, который обычно сопровождается и ярко выраженными положительными эмоциями общения. Еще позднее складывается мотивация к коллективной учебной работе. Вначале она представлена у детей в виде самого общего нерасчлененного стремления к контактам, что учитель наблюдает уже у учащихся начальной школы, а затем постепенно складываются подлинные социальные мотивы сотрудничества в коллективной работе (как правило, к концу средней школы).


Соответственно совместная деятельность школьников может различаться по степени их самостоятельности и роли в ней учителя. Например, учитель может задавать школьникам общую цель (в этом случае ему надо проследить, чтобы эта цель была внутренне принята группой детей), а способы совместной работы и приемы ее контроля предлагает найти самим школьникам. В другом случае учитель в коллективную работу включает поиск учениками целей и способов, а контроль сохраняет за собой. Одним из примеров нежесткой организации коллективной познавательной деятельности является ситуация так называемой «мозговой атаки», когда участникам предлагается высказывать по данному вопросу любые идеи, причем и задачи, и способы поиска вначале ничем не лимитированы, и лишь позднее они оцениваются и критически обсуждаются.

Совместная деятельность школьников может осуществляться в ходе их коллективной и групповой учебной работы на уроке. Если названные выше моменты (постановка общей цели, сопоставление способов работы и контроля) объединяют часть класса, то эта работа является групповой, а если в ней участвует весь класс - то и коллективной.

Совместная учебная деятельность может различаться и по форме ее осуществления - одновременности или последовательности участия в ней нескольких участников. В первом случае ученики намечают, например, общую цель, и все сразу приступают к ее решению, к сопоставлению способов. Причем учитель может сталкиваться и с тем, что цель в групповой работе задается одним участником, а другие ее только реализуют, что обусловливается сложными внутригрупповыми отношениями, проанализированными в названной выше социально-психологической литературе. В другом случае бывает необходимо, чтобы один ученик начал работу, а второй продолжил, т. е. при определении способа своей работы опирался на результат предыдущего участника деятельности.

Совместная учебная деятельность имеет много и собственно организационных сторон: число участников в группах, чередование фронтальных, индивидуальных и групповых занятий. В литературе высказывается мысль, что лучше начинать урок с широкой фронтальной работы, затем осуществлять разные формы групповой работы, а ее проведение уже позволит перейти к подлинно коллективной работе.

Обсуждая роль совместной учебной деятельности школьников для формирования мотивации, надо иметь в виду, что всякая учебная деятельность в классе в широком смысле слова является совместной. Ученик никогда не учится как изолированный индивид, а всегда живет в реальном коллективе и всегда (явно или неявно, осознанно или нет) сопоставляет свои действия, их оценку учителем с действиями и оценками других учеников, стремится завоевать в той или иной мере желаемое им место в коллективе сверстников. Когда учитель организует коллективную и групповую работу, это с психологической точки зрения означает, что учитель развертывает и выносит во внешний план все мысленные сопоставления себя с другим человеком, которые так или иначе проводит каждый ученик. Благодаря этому учитель получает возможность формировать, управлять социальными взаимодействиями учеников в ходе учения. Исследования и практический опыт показывают большую роль коллективной и групповой работы для воспитания личности школьников и ее мотивации.

В коллективной учебной работе складывается умение школьника оценивать себя с точки зрения другого человека, а также умение оценивать себя с разных точек зрения - в зависимости от места и функции этого школьника в совместной деятельности. Повышается также ответственность перед другим человеком (а на этой основе - и перед обществом в целом), умение принять решение, касающееся не только себя, но и другого человека. Это способствует выработке у школьника активной жизненной позиции, способности к саморегуляции и более адекватной самооценке, приемов согласования своих действий и координации с другими учениками, умений преодолевать конфликты в ходе общения.

Показано, что участие в коллективной и групповой работе улучшает учебную деятельность- и повышает мотивацию слабоуспевающих школьников. Через групповую работу учитель может управлять развитием личностных взаимоотношений внутри группы и тем самым социальных мотивов. В условиях групповой и коллективной работы резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю и товарищам, число контактов и разнообразных, форм общения со сверстниками в ходе учения. Таким образом, можно говорить о существенном влиянии коллективной и групповой учебной работы на.все виды социальной мотивации. Социальные мотивы могут поддерживать интерес к учению там, где не сформированы познавательные интересы. Вместе с тем сами по себе они играют неоценимую роль в гармоническом развитии мотивационной сферы личности школьника.

В литературе приведен ряд данных о большом мотивирующем значении совместной учебной работы. «Ученики отмечают, что возросло желание самому понять задание (61,2%) и не отставать от других (53,4%)». Групповая работа повышает общий рабочий настрой в классе и снижает число нарушений дисциплины. «Из ответов школьников выясняется, что чаще всего они отвлекаются и занимаются посторонними делами и разговорами, когда соученик выполняет задание у доски (66,2%). На втором месте находятся фронтальные объяснения учителя, во время которых, по данным 13,4% учащихся, они занимаются посторонними делами. На третьем месте стоит фронтальная работа, во время которой занимаются не тем, чем нужно, 8,5% учеников. Во время групповой работы такие случаи отмечены всего 2,1% учеников. Можно сказать, таким образом, что групповая работа способствует деловой направленности учащихся. 63,4% учащихся пожелало в дальнейшем выполнять задания в форме групповой работы, 33,1%-в форме фронтальной работы, а 3,5% -индивидуально».

Следовательно, формы коллективной и групповой работы оказывают большое влияние на становление всех видов социальной активности школьников.

Формирование социальной активности у младших школьников

Проблема формирования социальной активности у младших школьников становится актуальной.

Формирование социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности младших школьников как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Его определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции - в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

В настоящее время проблемой формирования социальной активности младших школьников занимается В.В.Зинченко она считает, что вопросы формирования социальной активности младших школьников изучены недостаточно, а именно: спорным остается вопрос о ее сущности и структуре; не дано полное описание взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии социальной активности, в результате чего в процессе развития слабо учитываются потребности младших школьников; не в полной мере, применительно к младшему школьному возрасту, обоснованы условия эффективного формирования социальной активности в процессе обучения; недостаточно полно раскрыто значение инновационной развивающей среды, условий и отношений для развития социальной активности, что оказывает негативное влияние на процесс и результат ее развития у детей.

Исследования направлены на рассмотрение процесса формирования социальной активности детей преимущественно во внеучебной деятельности: трудовой, игровой, досуговой, спортивно-оздоровительной.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.

Социально-педагогическая помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая помощь в формирование социальной активности - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Организация социально-педагогической помощи в формирование социальной активности - это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходные пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами.

Социально-педагогическая помощь имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.

Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; конкурентноспособность; компетентность; компетентность; мобильность; мобильность; способность нести способность нестиответственность.




Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Во-первых, оно идет стихийно Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.


Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка: Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства; Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;


Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку: приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; приобрести уверенность в себе; приобрести уверенность в себе; научиться принимать решения и достигать научиться принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью. результаты в соответствии с поставленной целью.


Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя


Задачи Развитие у детей гражданского самосознания. Развитие у детей гражданского самосознания. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Повышение ценности здоровья, формирование здорового Повышение ценности здоровья, формирование здорового образа жизни. образа жизни. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность.


Формирования самооценки, осознанию своего «Я». Игра «Волшебный магазин». Игра «Волшебный магазин». Что бы вы хотели «купить"? Что бы вы хотели «купить"? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Беседа на тему «Кто ты? Какой ты?» Во что я верю? Во что я верю? Что я знаю? Что умею? Что я знаю? Что умею? Какие поступки я совершаю? Какие поступки я совершаю? Кем я хочу быть? Кем я хочу быть? Чем я могу помочь близким? Родине? Чем я могу помочь близким? Родине? Кто или что помогает тебе стать лучше? Кто или что помогает тебе стать лучше? Какой поступок ты никогда не совершишь? Какой поступок ты никогда не совершишь? Чему ты можешь научить младшего? Чему ты можешь научить младшего? Игры «Горячий стул», «День рождения ». любовь удача смелость целеустремлённость благородство нежность милосердие честность радость успех




Как сделать лучше? Зачем это нужно? Зачем это нужно? Для кого? Для кого? Кто будет участвовать? Кто будет участвовать? С кем вместе? С кем вместе? Кто нам поможет? Кто нам поможет? К каким результатам мы стремимся? К каким результатам мы стремимся? Главный девиз наших совместных дел: Кто, если не мы, Когда, если не сейчас, Наша жизнь в наших руках.


В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились: ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, работать в команде, работать в команде, привлекать к своим делам взрослых, привлекать к своим делам взрослых, агитировать, агитировать, отстаивать свою точку зрения. отстаивать свою точку зрения.
















Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности»;





Булыгина Татьяна Петровна, зам. директора по методической работе МБОУ ДОД Центр детского творчества муниципального образования г. Саяногорск[email protected]

Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени

Статья посвящена проблеме качественного наполнения свободного времени школьникови формированию их социальной активности в учреждении дополнительного образования детей через новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности.

Ключевые слова:социальная активность, свободное время, социальнокультурная деятельность,фотоквест, флешмоб, геокешинг,модульная школа.

Педагогическая наука и практика полагает, что социальноэкономические изменения в обществе на рубеже ХХ и ХХI века не только не способствуют, но и значительно усложняют социализацию молодого поколения, т.е. ©процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществомª . Существенной проблемой подросткового возраста становится социальная неадаптированность и, как следствие этого, утрата связей с миром семьи, школы, ближайшего окружения. Целью данной статьи является представление опыта решения проблемы в условиях учреждения дополнительного образования детей.Социализация растущей личности в контексте интеграции в обществе рассматривалась Л.С.Алексеевой , А.С.Белкиным , И.С.Коном, В.Д.Ермаковым . Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, М.Н.Дудина, В.Е. Каган, К.И.Подбуцкая, В.Д.Семенов, Д.И.Фельдштейн, Э.Г.Костяшкин ) посвящены социальным и психологическим проблемам юношеского возраста, неустойчивости мотивации к учению, трудностям адаптации при переходе из начальной школы в основную, проблемам ©взросленияª. Степень успешности ©вхожденияª личности в общество в большой степени определяется ее активностью, т.е. ©способностью производить значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культурыª . Активность личности проявляется в творчестве, волевых актах и общении, ее интегральная характеристика ‬активная жизненная позиция. Социальная активность растущей личности возникает как результат социализирующих воздействий ее окружения (родителей, педагогов, различных социальных институтов) во ©временном интервале взросленияª . Этот процесс формирования личности непрерывен, он не разделяется на взаимодействие в семье, школе или дружеском окружении. Однако, формы и методы воздействия и степень осознания их значимости самим ребенком различны.В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени впервые было введено в 20е годы С.Г.Струмилиным . Значительное число исследований по использованию свободного времени, содержанию досуга разных групп населения, в том числе и молодежи, было проведено в 196070е годы. Так в середине 60х годов под руководством д.ф.н., социолога Б.А.Грушина было проведено одно из основных исследований времени в масштабах практически всего СССР, которое явилось первой попыткой социологического анализа проблем свободного времени применительно ко всем основным группам городского населения . В изучении тематики свободного времени 197080х годов особо отмечают исследования, проведенные под руководством новосибирского ученого, д.ф.н. В.А.Артемова, в ходе которых были выявлены особенности досуга и тенденции изменения бюджетоввремени городского и сельского населения, влияние различных факторов на объем свободного времени жителей села . В 90е годы проблемы распределения времени у разных групп населения исследовались В.А.Артемовым, Г.П.Гвоздевой, О.В.Новохацкой. ©…Было выявлено сохранение и нарастание... негативных тенденций...в социальнопсихологических установках людейª, ©приспособительный характерª поведенияª . Ученые пришли к выводам о том, что свободное время стало в большей степени использоваться для пассивного отдыха, просмотра телепередач или общения. Уменьшилась посещаемость учреждений культуры, сократилось время на чтение книг, газет. В приведенных работах по исследованию свободного времени упоминалась структура свободного времени молодежи, подростков, но без учета особенностей формирования личности подростка и опасности возможной деградации личности при неконтролируемых формах досуга. В то же время практически все исследователи отмечают ©… значительное ухудшение качества свободного времени, качества времяпровожденияª .Все затраты времени ‬необходимого и свободного ‬для общества и растущей личности очень важны. Современными исследователями необходимое время для школьника определяется процессом накопления и усвоения суммы знаний, определенных государственным стандартом. ©Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследииª .Свободное время учащегося ‬это часть внеучебного времени, остающегося у него после выполнения требований школьной программы. Его каждый школьник вправе расходовать по своему усмотрению, и социальное окружение должно быть заинтересовано в рациональном, социально значимом наполнении свободного времени (развитие творческих способностей и задатков, эстетическое, нравственное, физическое совершенствование).Проблему качественного наполнения свободного времени школьников общество в значительной степени решает через систему дополнительного образования детей. В ©Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годыª подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это положение ставит перед учреждениями дополнительного образования детей задачи соответствия предлагаемых образовательных программ современным требованиям и запросам общества, позволяющим любому ребенку реализовать себя, проявить социальную активность через занятие любимым делом.Анализ деятельности творческих объединений МОУ ДОД Центр детского творчества г.Саяногорска (далее Центр) за 20072010 годы выявил тенденцию снижения числа обучающихся 711 классов с 29% в 2007 г. до 14% в 2010 г. В некоторых объединениях прикладного творчества и экологобиологического направления педагогам пришлось отказаться от реализации программ для этого возраста. В сложившейся ситуации было проведено исследование мотивации к занятиям в Центре у учащихся 79 классов общеобразовательных школ города Саяногорска.Остановимся на некоторых результатах исследования, проведенного в апрелемае 2009 г. в общеобразовательных школах г. Саяногорска. Всего было опрошено 146 подростков. В ходе анкетирования выяснилось, что подростки в целом имеют позитивное эмоциональное отношение к занятиям в детских объединениях Центра (86%), т.е. большинство школьников знают о Центре, многие из них занимались ранее или продолжают заниматься в Центре (54%). Высказали удовлетворенность предлагаемыми формами организации образовательной деятельности 32% и культурномассовыми мероприятиями в Центре 48% респондентов. Эти показатели свидетельствуют о недостаточном разнообразии вариативных программ и видов деятельности для данного возраста. В числе предпочтительных форм организации деятельности в Центре названы тематические дискотеки (65%), диспуты и токшоу (54%), диагностика профессиональной направленности и предпрофильная подготовка (47%).Центр скорректировал задачи своей деятельности в направлении изменения форм проведения занятий и воспитательных мероприятий с учетом возрастных предпочтений школьников. Было создано Методическое объединение педагогов социальнопедагогической направленности, реализующих программы для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.Для системного решения вопросов стимулирования творческой активности обучающихся, развития способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению разработана комплексная программа ©Досугª, в рамках которой четырегодав каникулярное время работает Модульная Школа ©Ступени РОСТАª, апробируются новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности: фотоквест, флешмоб, геокешинг, совершенствуются формы социальнокультурной деятельности в рамках города.Наиболее востребованными в Школе ©Ступени РОСТАª за период 20092012 гг. являются следующие модули: ©Волшебный сундучокª, ©Школа полезных наукª, ©Перекресток талантовª, ©Свой стильª, ©Прессцентрª, при чем последние два чаще интересуют старших школьников.Основными задачами модуля ©Прессцентрª является знакомство с основами журналистики и видеосъемки. Здесь обнаружились некоторые предпочтения: юноши чаще любят снимать и монтировать сюжеты, а девушки активнее пишут репортажи, берут интервью и выступают актерами. За время недельного ©погруженияª в мир журналистики ребята фиксируют отрядные новости, пишут заметки об интересных событиях и их участниках, затем оформляют газеты, создают видеоролики. Пусть не все в будущем мечтают связать свою жизнь с телевидением, но эти навыки востребованы в ХХI веке, они формируют лидерские качества, дают опыт коммуникативного общения, прививают интерес к исследовательской деятельности.Учебноисследовательская деятельность в рамках модуля ©Свой стильª ориентирована на разностороннее развитие растущей личности; на работу по самоопределению в пространстве истории и культуры, построению новых образов и представлений будущего; на активное включение школьников в процессы социокультурного развития региона. Темой исследования в 2009 году стали направления моды 7080 гг. ХХ века. В ходе ©погружения в эпохуª были собраны фотодокументы, одежда этого времени, просмотрен ряд кинофильмов и получены воспоминания родственников о ©эпохе смешения стилейª, какназвали эти годы модельеры. Сначала девушки не могли представить, как можно носить эту одежду, но общение со старшими родственниками показало, как это важно и дорого для мам и бабушек и изменило отношение юных модниц и к ретромоделям, и к своим близким. Результатом исследования стала презентация проекта ©Ожившая фотографияª с демонстрацией коллекций одежды и причесок этого времени.Старшеклассники, объединившиеся в клуб психологического самоопределения ©Контактª, сочетают тренинговые занятия с уникальной возможностью интересно и с пользой провести время, пообщаться со сверстниками в комфортной обстановке, приобрести новых друзей. А также получить множество полезных знаний и навыков, например, освоить приемы и техники успешного общения, принять участие в фотоквестах, флешмобах и прочих тематических акциях, познакомиться с технологией геокешинга.Подростки хотят скорее стать взрослыми и в современной действительности часто просто не доигрывают, теряют непосредственность восприятия окружающего мира, разочаровываясь в его привлекательности. Фотоквест ‬соревнование по тематической фотографии с временными ограничениями. Проведение занятия в такой форме помогает старшеклассникам вернуть частичку детства, решая очень взрослые, порой философские задачи, например, ©Как сфотографировать счастье?ª, а может ©Оригинально запечатлеть свое времяª, при чем не часы, а эпоху, отразив в ней свое место. Такими ©фотоиграмиª открылся новый раздел в практике молодежных творческих объединений Центра, воспитанники которых хотят бытьне просто участниками разработанных кемто сценариев, но и организаторами викторин, диспутов, акций, для чего находят интересную информацию, например, о знаменательных датах и выдающихся людях нашего города, молодежных субкультурах и их представителях в своем окружении и т.д. Ежегодно в нашем городе, как и во всем мире, в третье воскресенье ноября проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. Ведь каждый день на дорогах всего мира погибает более трех тысяччеловек, а десятки тысяч становятся инвалидами. Дорожнотранспортныепроисшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте от 10до 24 лет. Участники акцийнадеются, что их вклад в привлечение внимания к этой мировой проблемеприведет к улучшению качества помощи и поддержки, оказываемой жертвам, кснижению числа жертв в будущем и к повышению безопасности дорожного движения внациональных и местных масштабах. В нашем городе стали доброй традицией оживленные шествия старшеклассников с вручением саяногорцам шаров, сувениров, листовок собственного изготовления. Особый интерес у старшеклассников вызывает праздничные акции (в форме флешмоба), посвященные Дню защиты детей, Международному дню приветствий (21 ноября), Дню святого Валентина и др.

Геокешинг стал увлекательной игрой и замечательным видом отдыха в ХХI веке ‬©прорывномª периоде навигационной и компьютерной техники. В то же время основатели российской версии игры, рассматривают геокешинг, в первую очередь, не как спортивнуюзабаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. В практике молодежных объединений Центра традиционно используются ©пошаговые тайникиª и ©тайникизагадкиª, которые создаются в местах, представляющих природный, исторический, культурный, географический интерес. Команды получают путевые листы со словесным описанием значимых для нашего города объектов, рядом с которыми спрятаны клады‬пластиковыеконтейнерыс блокнотом внутри, в котором необходимо сделать отметку (написать название команды).Так, в программу геокешинга, посвященного празднованию 65летия Великой Победы в обязательном порядке были включены задания, связанные с Монументом памяти и экспозицией в городском краеведческом музее. Накануне празднования юбилейного Дня космонавтики обязательнымипунктами маршрута геокешинга стали читальный зал библиотеки и кабинет географии базовой школы Центра.Внедрение в практику новых форм учебноисследовательской и культурнодосуговой деятельности сказалось на увеличении числа старшеклассников в творческих объединениях (18% в 2012 году по сравнению с 14% 2010 года), повышении их познавательной и социальной активности, что является приоритетнойзадачейцелевой программы ©Досугª.В контексте формирования социальной активности школьников обновилось содержание и традиционных городских мероприятий. Практика показывает, что не всегда лидерами во взрослой жизни становятся отличники, что для успешности впрофессиональной деятельности недостаточно иметь сумму академических знаний, требуется активная жизненная позиция, умение принимать самостоятельные решения и брать ответственность за их реализацию. И этому необходимо учиться в школьном возрасте. По инициативе Центра городской конкурс ©Ученик годаª последние пять лет проводится в формате ©Я ‬Лидер!ª. Изменилось не только название, это не дань веяниям сегодняшнего дня, поновому расставлены акценты: во главу угла поставлена творческая активность и социальная значимость проектов старшеклассников. Так, в 2009 году тема проектов ©Мы и летоª в рамках конкурса ©Я ‬Лидер!ª имела главной целью привлечение внимания старшеклассников к проблемам и перспективам развития социальной среды родного города. Конкурс показал, что молодежь города интересуют вопросы истории, природных богатств и достопримечательностей ©малой родиныª (проекты ©Прошлое в руках будущегоª, ©Моя малая родинаª, ©Я ‬саяногорецª); проектирования объектов социальной сферы (©Пляж в родном городеª, ©Зона отдыхаª); безопасности и пропаганды здорового образа жизни (©Пусть дорога будет добройª, ©Мы для летаª); занятостидетей в летнее время (©Летний марафонª, ©Отряд ЛеТТОª).Рассматриваемые в проектах проблемы оказались настолько актуальными, что было создано альтернативное молодежное жюри, оценивающее проекты не столько по степени проработанности, сколько по социальной значимости для молодых горожан. Главным итогом конкурса, по мнению взрослого и молодежного жюри,явилось преодоление стереотипов о современной молодежи, которой ©совсем ничего не надо в этой жизниª . В условия реформы системы российского образования учреждение дополнительного образования может стать ©открытой системойª, органически связанной со своим внешним окружениемдля интеграции педагогических возможностей социума в развитии личности подростка, формировании его социальной активности. Это тем более важно, что ©становление гражданского общества создает предпосылки для сравнения молодым человеком своего образа жизни с социальными возможностями сверстников из других регионовª . В сложившейся ситуации экономических и социальных реформ деятельность по формированию социальной активности обучающихся в рамках одного учреждения не достаточна, необходима консолидация всех заинтересованных сил на уровне муниципального образования для выравнивания шансов выпускников школ нашего города в реализации потребностей профессионального и личностного самоопределения. В Центре накоплен достаточный опыт взаимодействия с учреждениями общего образования и культуры на уровне образовательных и воспитательных программ. Совместно с базовой общеобразовательной школой № 1 реализуется программа ©Народные традицииª, объединяющая народоведение, фольклор и декоративноприкладное искусство и позволяющая педагогам формировать в сознании подростков целостную картину об окружающем мире. При поддержке Национального Фонда ©Страна Заповеднаяª организована деятельность детского экологического отряда ©Зеленыйдозорª совместно со школой №6. Грантовая поддержка компании ©РУСАЛª в реализации социальнопедагогических проектов позволила создать материальную базу видеостудии ©Слайдª и совместно в городским каналом ТВ8 организовать выпуски детской странички ©Обо всем всерьезª. Этот список можно продолжить, Центр сотрудничает и с другими организациями города. Одним из факторов стабильного функционирования системы образования является уровень и качество образованности молодежи. Талантливая молодежь сегодня рассматривается как стратегический ресурс страны. Выявление иподдержка талантливой молодежи соответствует социальной политике, реализуемой в рамках города Саяногорска.Разработана долгосрочная муниципальная целевая программа ©Развитие и поддержка талантливой молодежи и подростков муниципального образования город Комплексной программы социальноэкономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года. Целью программы является обеспечение социального партнерства муниципальныхорганов, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных формирований для создания в городе оптимальных условий выявления, развития и поддержки одаренной молодежи и подростков. Это в значительной степени помогает ©активизировать работу с талантливой молодежью и подростками, повысить уровень мотивации познавательной деятельности учащихся, реализовать их творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал и обеспечить целенаправленное совершенствование системы работы с талантливой молодежью и подростками городаª .В городе формируется разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, а также поддержи сформировавшихся талантливых школьников, учреждены и вручаются ежегодные премии Главы МО г.Саяногорск талантливым учащимся и молодежи в различных номинациях. В образовательных учреждениях постоянно совершенствуется среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят, осуществляется привлечение воспитанников к участию в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, конференциях и других мероприятиях.Инновационная деятельность Центра по реализации программы©Досугª имеет определенные результаты. Это подтверждается успешными выступлениями воспитанников и педагогов в конкурсах, выставках, соревнованиях, а также активным участием в акциях, марафонах и фестивалях социальной и патриотической направленности. Центр в 20082010гг. работал в режиме базовой площадки Министерства образования и науки Республики Хакасия

Процесс формирования социальной активности у младших школьников в учебной деятельности

дипломная работа

1.1 Социальная активность: сущность, основные направления исследований, проблемы формирования

В условиях современной России, когда в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер, человек вынужден многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. Лидерство, целеустремлённость и другие качества личности приобретают сегодня особенную актуальность и значимость. На одно из приоритетных мест среди них выходит такая интегрированная характеристика, как социальная активность личности, обеспечивающая в конечном итоге её способность к самореализации и социальной успешности. Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. При разработке образовательного стандарта второго поколения «образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

· российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

· консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

· национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

· патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;

· идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы,

· благосостояния, семейных традиций;

· конкурентоспособности личности, общества и государства;

· ценностей личностной, общественной и государственной безопасности» .

«Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» .

Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.

В целях решения поставленных задач многие образовательно-воспитательные учреждения ориентируются в своей деятельности на создание оптимальных условий для облегчения процесса социализации ребенка. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя, в начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.

Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время оно рассматривается ведущими педагогами с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений . А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела . По Х.Д. Дамадановой «Социальная активность - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу» . Концепция И.Ф. Харламова определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках .

По А.В. Мудрику развитие социальной активности личности рассматривается, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира: «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившиеся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания - характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» .

Л.Ю. Гордин и О.Н. Козлов считают, что социальная активность личности - это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений. А.В. Колосовский под социальной активность понимает объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность .

Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал. В.А. Сластенин трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе, и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека .

В.С. Мухина, рассматривает социальную активность как потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями , у Е.П. Поликарповой социальная активность - это качество, «присущее каждому человеку, но при этом активность может быть разной по объему, характеру, направленности, форме, уровню» и В.Д. Луганского, считающего, что процесс развития социальной активности нельзя отнести к какому-то одному периоду жизни человека - он протекает всю жизнь. Тем не менее, можно выделить наиболее интенсивный этап - это молодые годы. В.Д. Луганский определяет развитие социальной активности личности учащегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.

Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и мало затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью.

Но прежде чем перейти к проблеме формирования социальной активности младшего школьника, необходимо понимать какие личностные качества подразумевает под собой социальная активность человека. Она включает в себя множество качеств, таких как гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность, сочетание которых и характеризуют человека как социально активную личность. К примеру, важность наличия качества гражданственности подразумевает под собой то, что «каждому гражданину Российской Федерации необходимо стать и быть реальным субъектом государственной информационной политики, активно действующим участником в информационной среде на всех уровнях (региона, страны, мира). Только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием становления полноценного гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государства». Активность же и самостоятельность учащихся - один из основных принципов всей дидактической системы: «задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Также одним из важнейших среди качеств социально активной личности является жизненная позиция (или гражданственность), которая проявляется в личностном отношении ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Существует следующее определение термина «жизненная позиция». «Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу» . Она имеет практическую направленность и проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее совершенствовать. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей действительности.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. При этом пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции проявляется в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

Не трудно заметить так же, что более сознательная, более активная личность, как правило, добивается больших успехов в жизни и играет более важную социальную роль, чем личность пассивная, несознательная. Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям.

Каждый из этих показателей характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Проявление этих показателей у отдельных учащихся может быть различным и зависит от возрастных особенностей, индивидуального опыта, уровня самостоятельности и активности. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности .

Социальная активность сродни творчеству. Это творчество, созидательная деятельность, которая характеризуется после окончания школы в стремлении внести свой, личный вклад в ход того или иного общественного процесса, в развитие общественной жизни. Конечно, для активного творческого отношения к жизни необходимо желание, но одного желания мало. Понимание активной, творческой личности включает обычно такие черты, как высокая культура, нравственность, знания. Всё сказанное позволяет определить социальную активность, как сознательное, творческое отношение школьника в будущем к трудовой и политической жизни, как глубокую и полную самореализацию личности.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе на современном этапе развития общества актуальным является понятие социальной активности. Так как в современной России, где политические, экологические, экономические и другие процессы резко интенсифицировались, принимая всё более кризисный характер, человек вынужден проявлять в полной мере те личностные качества, которые способствуют его выживанию и развитию, в том числе и социальную активность.

Многоплановое усиление социальной активности - неукоснительное требование времени для современного россиянина. В данном контексте миссия школы состоит в воспитании у учащихся качеств социально активного гражданина. Понятие «социальная активность» встречается у представителей различных наук, в том числе у ведущих педагогов, которые рассматривают его с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

Интересен подход педагогов к пониманию активности с точки зрения ее субъектности, когда личность рассматривается как носитель индивидуального опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и роль школы - предоставить соответствующие педагогические условия для его раскрытия.

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества...

Влияние методики обучения на основные виды движения

Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства...

Интеллектуальная готовность к обучению в начальной школе дошкольников, посещающих ДОУ компенсирующего вида и основные направления ее формирования

Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр

Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека...

Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй

Под социальной политикой принято подразумевать действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. /1, с.75/ В широком смысле...

Основные направления деятельности школы по вопросу формирования здорового образа жизни школьников

Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в начальных классах

Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой активности. Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта...

Особенности формирования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми...

Педагогические условия формирования мотивации обучения у подростков

Исследование научной литературы, посвященной проблеме формирования мотивации к учению у старшеклассников, показало, что ведущей деятельностью для школьников всех возрастов является учение. Психологи определяют, кроме этого...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Семейная педагогика

Создание методологического обеспечения для технологий мониторинга качества обученности по математике

«Качество образования» - это единство компонентов...

Развитие системы общественного дошкольного воспитания ставило перед дошкольной педагогикой новые проблемы, требующие теоретического и практического решения...

Этапы развития дошкольной педагогики

Сложившаяся в сфере дошкольного образования современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для всех государственной программы и появлением значительного количества вариативных программ...