Лекция: Природный фактор в аспекте теории истории. Социализации человека. личность и общественное жизнь

1. Влияние гелиофизического фактора на биологическую и социальную жизнь на Земле. : c. 415-418; : c. 423-427.

2. Гелиобиология и гелиосоциология А.Л.Чижевского. 11 – летние солнечные циклы и общественные процессы (“исторические циклы”). : с. 416-418; : c. 593-597; : c. 427-428; : c. 89-92.

3. Географический детерминизм. Влияние географических факторов на общественные процессы и явления. : c. 425-427.

4. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. : c. 427-428; : c. 93-97.

5. Фазы этногенеза. : c. 197-198; : c. 597-601.

6. Этология – наука о поведении животных.: c. 164-180, 389-479; : c. 341-352.

7. Соотношение биологических и социальных факторов в природе человека и общества. : c. 123-125; : c. 532-534; : c. 69-73.

Тема 13. Теория сознания и творчества в эпоху компьютеризации

1. Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека. : c. 440-448; : c. 203-208.

2. Концепции научной психологии о сознании. : c. 208-213; : c. 331-334.

3. Сознание, подсознательное и бессознательное. : c. 159-164; : c. 213-214.

4. Психофизиологическая проблема. : c. 164-167; : c. 76-81.

5. Функциональная асимметрия мозга и функционирование сознания. : c. 529-531, 546-547; : c. 73-76.

6. Работоспособность человека. : c. 554-555; : c. 388-396.

7. Тайна творчества. Осознанное и неосознанное в творческой деятельности человека. : c. 551-554; : c. 365-370.

8. Структура творческого процесса. Природа изобретения. : c. 370-374.

9. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека. : c. 107-108; : c. 228-244, 560-571.

10. Человек как фактор ноосферы. : c. 621-625.

Тема 14. Современные науки о здоровье человека и биоэтика

1. Медицина и здоровье человека. : c. 555-560; : c. 375-376.

2. Зависимость здоровья от параметров жизни. : c. 242-245.

3. Проблема человеческой нормы и патологии. : c. 560-561; : c. 376-379.

4. Физическое, психическое и нравственное здоровье человека. : c. 380-388.

5. Космические ритмы, экология, экономика, социальные отношения и здоровье человека. : c. 563-566.

6. Начала биоэтики. Этические правила и права человека при проведении медико-биологических исследований и экспериментов на человеке. : c. 390-393; : c. 243-246; : c. 566-573; : c. 341-362.

Тема 15. Современная естественнонаучная картина мира и ее место в культуре

1. Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития. : c. 229-231; : c. 538-540.

2. Науки – лидеры и определяющие открытия в структуре современного естествознания. : c. 177-178.

3. Естествознание как основа социально – гуманитарного и технологического знания. : c. 10-16; : c. 20-26.

4. Естествознание в системе культуры. : c. 579-581; : c. 5-6.

5. Гармония науки и культуры. : c. 6-10.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Альфа-М, 2003.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М., 2003.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Центр, 1998.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Дубнищева Т.Я., Пигаров А.Ю. Современное естествознание, Новосибирск, 1998.

7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2002.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Уч. пос. для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998, 208 с.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высш. Шк., 2004.

10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов/Под общей редакцией С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2002.

11. Концепции современного естествознания. Под. Ред. С.И. Самыгина, Ростов н/Д:, 2003.

12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник. М., 2005.

13. Основы естественнонаучных знаний для юристов. Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания»/ Под ред. Е.Р. Росинской. М., ИНФРА-М, 1999.

14. Остапенко В.С., Попов Е.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. Воронеж, 1999.

Дополнительная

По теме 1

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Кедров Б.М. Классификация наук. /М., 1989. Т. 1,2.

3. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

4. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

По теме 2

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теориии. М., 1978.

2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования./М., 1999

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки./ М., 1980

По теме 3

1. Сноу Ч.П. Две культуры./ М., Прогресс, 1973

2. Файнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. / М., 1998.

3. Философия и методология науки./ Под ред. В.И. Купцова М., 1996.

По теме 4

1. Бухбиндер И.Л. Фундаментальные взаимодействия //Соросовский образовательный журнал. № 5. 1997.

2. Джемер М. Эволюция понятий квантовой механики / Пер. с англ. М., 1985.

3. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Молекулы./ М.: Наука, 1982

4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела./ М.: Наука, 1982

5. Мостепаненко А.М. Пространство и время в микро -, мега – и макромире./ М.,1974

6. Оппенгеймер Р. Летающая трапеция: Три кризиса в физике./ М., 1967

7. Паули В. Физические очерки. / М.: Наука, 1975

8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

9. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

10. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. / М., 1984.

11. Фейнман Р. Характер физических законов./ М.: Наука, 1987

12. Энштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. / М., 2006

По теме 5

1. Васильев А.Н. Эволюция Вселенной // Соросовский образовательный журнал. №2. 1996.

2. Гнедин Ю.Н. Современная астрономия: новые направления и новые проблемы //Соросовский образовательный журнал,№7, 1996

3. Климашин И.А. Открытие Вселенной./ М., 1987

4. Кочаров Г.Е. Термоядерный котел в недрах Солнца и проблема солнечных нейтрино. // Соросовский образовательный журнал,№ 10, 1996.

5. Хойл Ф. Галактики, ядра и квазары./ М.,1968

6. Хойл Ф. Бесконечность и Вселенная./ М., 1969

7. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995

8. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924

9. Шама Д. Современная космология / Пер. с англ. М.,1973

10.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

По теме 6

1. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии. М., 1991.

2. Рапацкая Л.А. Общая геология. М., 2005.

3. Якушова А.Ф. Общая геология. М., 1979.

По теме 7

1. Глинка Н.Л. Общая химия. /М., 2004

2. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия. /М., 1999.

3. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. / М.: Высшая школа, 1989

4. Несмеянов А.А., Несмеянов Н.А. Органическая химия. Т. 1,2. М., 1969-1970.

5. Соловьев Ю.И. История химии. / М.: Просвещение, 1976

6. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук, исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний. / М.,1989

7. Фримантл М. Химия в действии./ М., Мир, 1991. – Т.1 и Т.2

По теме 8

1. Винер Н. Кибернетика./ М., 1968.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики./ М., 2002.

3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления./ М., 1994.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

5. Хакен Г. Синергетика./ М., 1989

По теме 9

1. Алтухов Ю.П. Вид и видообразование. //Соросовский образовательный журнал,№ 4,1997

2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии./ М., 1989

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1,2,3.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. / М., 1986.

5. Лещинский И.. Генетическая инженерия. Механизмы регуляции активности генов в процессе транскрипции. //Соросовский образовательный журнал, №1,1996.

6. Мендель Г. История биологии с начала ХХ века до наших дней./ М., 1975

Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной./ М., 1956

8. Северцов А.С. Основы теории эволюции. / М., 1987.

По теме 10

1. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

2. Вернадсий В.И. Биосфера и ноосфера./ М., Наука, 1989

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ М., Республика, 1989

4. Кузнецов Г.А. Экология и будущее./ М., 1988

5. Разумихин Н.В. природные ресурсы и их охрана./ Л., 1987

6. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах./ Новосибирск, 1978.

7. Одум Ю. Экология./ М., 1994

По теме 11

Матюшин Г.Н. У истоков человечества./ М.,1988

2. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. / М., 1973

4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

5. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика./ М., 1972

По теме 12

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.,1989.

2. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс./ М.: Мир, 1982.

3. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995.

4. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924.

По теме 13

1. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество./ М., 1982

2. Венициан Г.Л. Мозг и поведение./ М.,1990

3. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии./ Ростов – на – Дону, 1994

4. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание./ М., 1990

5. Крамаренко и др. Интеллект человека./ Воронеж, 1990

6. Пономарев Я.А. Психология творчества./М.,1976

7. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга (Раскрывая тайны психики)./ М.,1985

8. Тейяр де Шарден. Феномен человека./ М., 1973

9. Фрейд З. Психология бессознательного./ М.,1989

По теме 14

1. Адлер А. Искусство жить./ М., 1992.

2. Биомедицинская этика./ Под ред. В.И. Покровского. М., 1997

3. Зикмунд В. Болезни – следствие цивилизации? / Братислава: Веда, 1987

4. Фаворова О.О. Лечение генами – фантастика или реальность? //Соросовский образовательный журнал,№ 2,1997

По теме 15

1. Белик А.П. Культурология. Антропологические теории культур. /М., 1998

2. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. /М., 1981

3. Философские проблемы естествознания. Под ред. С.Т. Мелюхина М., 1985

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания.

2. Методология современного естествознания. Понятие научного метода. Категориальный строй науки.

3. Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Становление современной физической картины мира.

4. Фундаментальные взаимодействия в природе.

5. Иерархия структур в микро – , макро – , мегамире.

6. Принцип относительности и инвариантность.

7. Свойства пространства – времени и законы сохранения.

8. Классическая концепция Ньютона.

9. Понятие пространства и времени в специальной и общей теории относительности А.Энштейна. Понятие пространственно – временного континуума.

10.Современные представления о строении атома.

11.Квантовые числа, их физический смысл.

12.Корпускулярно – волновые свойства света.

13.Корпускулярно – волновые свойства микрочастиц. Принципы неопределенности и дополнительности.

14.Вероятностный подход в современной физике.

15.Принципы причинности и соответствия.

16.Эволюция химических знаний. Развитие учения о составе вещества.

17.Учение о периодическом изменении свойств элементов.

18.Проблемы структурной химии.

19.Синтез новых материалов. Химия экстремальных состояний.

20.Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний.

21.Модель расширяющейся Вселенной

22.Рождение и этапы развития Вселенной.

23.Образование Солнечной системы.

24.Рождение и эволюция звезд.

25.Синергетика – теория самоорганизации.

26.Самопроизвольные процессы. Второе начало термодинамики. Понятие энтропии.

27.Особенности биологического уровня организации материи.

28.Сущность живого, его основные признаки.

29.Принципы воспроизводства и развития живых систем. Наследственность, изменчивость, естественный отбор.

30.Клетка как первокирпичик жизни. Свойства клетки. Обмен веществ. Гомеостаз.

31.Принципы биологической эволюции. Работы К.Линнея, Ч.Дарвина, Г.Менделя.

32.Современные проблемы генетики.

33.Молекулярные основы генетики. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Открытие Д.Уотсона и Ф.Крика.

34.Человек и биосфера. Биогеоценозы. Работы В.И.Вернадского.

35.Взаимосвязь космоса и живой природы. Работы А.Л.Чижевского.

36.Учение Вернадского о ноосфере.

37.Противоречия в системе: природа – биосфера – человек.

38.Теория этногенеза Л.Гумилева.

39.Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека.

40.Понятие искусственного интеллекта. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека.

41.Проблема здоровья современного человека. Болезни современной цивилизации.

42.Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

2. Естествознание и окружающая среда.

3. Естествознание и математика.

4. Темпы развития науки.

5. Антинаучные тенденции в развитии науки.

6. Естествознание и нравственность.

7. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения.

8. Искусство как способ познания мира: о единстве и противоположности науки и искусства

9. Истоки творческих озарений и проблема совместимости науки и религии

10.Достоинства и недостатки взглядов на устройство мира натурфилософов VI-III в. до н.э.

11.Значение учения Аристотеля для развития научных знаний. Гениальность и противоречивость его учения.

12.Концепции материи, движения, пространства и времени.

13.Фундаментальные принципы и законы физики.

14.Классическая концепция Ньютона.

15.Статистические и термодинамические свойства макросистем.

16.Принцип неисчерпаемости материи.

17.Нуклонный уровень организации материи.

18.Лазерные технологии – важнейшая отрасль современного естествознания

19.Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени

20.Первые модели атомов и современная точка зрения о строении атомного ядра

21.Проявления принципа соответствия в физике

22.Золотое сечение – одно из наиболее ярких проявлений гармонии в природе

23.Великие тайны современного естествознания. Происхождение и эволюция Вселенной. Концепция Большого взрыва.

24.История современного календаря

25.Проблемы происхождения и развития Земли

26.Развитие химических знаний.

27.Многообразие химических веществ.

28.Химические технологии и экономика.

29.Средства управления химическими процессами.

30.Определение сложных молекулярных структур.

31.Превращение органических и неорганических соединений.

32.Современный катализ.

33.Симметрия кристаллов

34.Запасы и потребление сырья.

35.Металлы.

36.Неметаллическое сырье.

37.Химические процессы и энергетика.

38.Природные энергоресурсы.

39.Источники электрической и тепловой энергии.

40.Развитие периодической системы элементов Менделеева.

41.Радиоактивные изотопы и их применение.

42.Полимерные материалы.

43.Сверхпрочные и термостойкие материалы.

44.Оптические материалы.

45.Материалы с электрическими свойствами.

46.Высокотемпературные сверхпроводники.

47.Материалы диссоциации металлоорганических соединений.

48.Тонкопленочные материалы для накопителей информации.

49.Экология и современный мир.

50.Естественнонаучные знания и окружающая среда.

51.Вредные вещества и реальная опасность.

52.Сохранение озонового слоя.

53.Кислотные осадки.

54.Парниковый эффект.

55.Сохранение водных ресурсов.

56.Захоронение радиоактивных отходов.

57.Естественные и антропогенные экосистемы

58.Структура и функции белков.

59.Носитель генетической информации.

60.Функции белков.

61.Строение и разновидности клеток.

62.Современное представление о происхождении жизни.

63.В.И. Вернадский о биосфере и живом веществе

64.Ноосфера – будущее человечества

65.Роль Циолковского и Чижевского в установлении связи Человек-Космос

66.Валеология – наука и здоровье души и тела

67.Рост населения и обеспечение продовольствием.

68.Повышение плодородия почвы и продукты животноводства.

69.Современные биотехнологии.

70.Генная инженерия.

71.Биотехнологии и медицина.

72.Проблемы клонирования.

73.Геном человека.

74.Реальная польза от генных технологий и потенциальный риск.

75.Синергизм – новая концепция культуры

76.Русский космизм

77.Русский циклизм

78.Искусственный интеллект и эволюционное моделирование

Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».

Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении – всё сущее, весь мир, Вселенная, т.е. всё окружающее, включая человека и общество. Природа в узком смысле – та естественная среда, в которой проходит жизнь человека и общества (поверхность Земли с её особыми качественными характеристиками: климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество есть обособившаяся часть природы, которая выделилась в самостоятельную, социокультурную реальность в результате совместной деятельности людей. Феномены культуры и цивилизации являют собой искусственно созданную, вторую природу. Природа гораздо старше общества, но со времени существования человечества история людей и история природы неразрывно связаны друг с другом: общество не изолировано от природы, не ограждено от воздействия природных сил, как позитивных, так и негативных.

Взаимосвязь природы, общества и человека всегда привлекала внимание философии.

Античная философия отдавала приоритет природе, Космосу как живому упорядоченному целому. Идеалом для человека, понимаемого как часть Космоса, считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь земной природы. Считалось, что в природе воплощён Божественный замысел.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Утверждалось единство человека и природы, но человек уже стремится подчинить себе природу.

Это устремление становится ведущим в Новое время , когда природа становится объектом научного познания и активной преобразовательной деятельности человека.

Со временем, такое, утилитарно-прагматическое отношение к природе стало доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Как оппозиция такому подходу вызревает осознание необходимости сотрудничества человека с природой, равноправного диалога с ней.

Учитывая факт взаимодействия природы и общества, сделаем акцент в данном вопросе на роли природы в жизни и развитии общества . Понятно, что природа, образуя естественную среду обитания человека, составляет необходимое условие существования и развития общества.

Важнейшим компонентом природы является географическая среда – часть природы, вовлечённая в сферу практической деятельности человека. В более конкретном выражении под нею понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на той территории Земли, на которой живёт и развивается определённое человеческое общество. Иначе говоря, географическая среда представлена такими компонентами природы, как: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Особенно большую роль в ней играет биосфера – живая оболочка нашей планеты, область взаимодействия живого и неживого, которая с появлением людей переходит, по Вернадскому, в качественно новое состояние – ноосферу.

Общество также имеет свои составные части:

антропосфера – сфера жизни людей как биологических организмов;

социосфера – область общественных отношений между людьми;

биотехносфера – область распространения технического влияния человечества.

Выделяют три аспекта воздействия природы на общество :

экологический – «природа вокруг нас» (географическая среда, а также часть ближнего Космоса, который осваивает человек);

антропологический – «природа внутри нас» (= природно-биологическое начало в самом человеке: наследственность, расовые признаки, темперамент, задатки);

демографический , характеризующий биологические особенности всего человеческого рода.

Эти особенности выражаются в понятиях «народонаселение » (= непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определённой территории), его «половозрастная структура », «рост », «плотность ». Законы народонаселения (рождаемость, смертность, прирост или убыль) носят исторический, биосоциальный характер. Фиксируется, что численность населения Земли заметно увеличивается от эпохи к эпохе.

Существует концепция, утверждающая, что рост народонаселения является фактором, определяющим развитие общества. В её рамках наметились два варианта : 1) рост народонаселения – благо для общества, т.к. стимулирует развитие производства (В.Петти в Англии XVII в., М.М.Ковалевский в России, XIX в.) 2) рост народонаселения – зло , источник общественных бедствий. Так, английский экономист и священник Т.Р.Мальтус (1766-1834) в своей работе «Опыт о законе народонаселения» утверждал, что рост народонаселения, если он не встречает сопротивления, происходит в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а рост средств к существованию – в арифметической. Отсюда Мальтус делает вывод: главным злом, приводящим к нищете населения, служит его рост.

Несмотря на неточности в расчётах и прогнозах, у Мальтуса впервые вопрос о народонаселении становится объектом строго научного исследования. Тем более, что современная демографическая ситуация характеризуется как «демографический взрыв » - стремительное увеличение темпов прироста народонаселения за счёт стран Азии, Африки и Латинской Америки: если в 2000 г. население Земли составляло 6 млрд. чел., то сейчас уже около 7 млрд., в 2025 г ожидается 8 млрд., а в 2050 – 9,3 млрд.

Обратная сторона проблемы – снижение роста народонаселения в ряде развитых стран: в Германии, Великобритании, Швейцарии и др. Отрицательная динамика наблюдается также в России, Украине, Белоруссии. В целом сохранение существующих темпов прироста населения Земли может привести к разрушению природной среды, упадку экономики, ухудшению качества жизни людей, проблемам мигрантов… Чтобы избежать этого, необходимо, как минимум, способствовать снижению темпов роста населения в странах Азии и Африки, а также искать новые способы прокормить человечество, в т.ч. за счёт достижений науки, но это должно согласовываться с решением экологических проблем.

Воздействие природы на общество (в его экологическом аспекте) получило осмысление в рамках географического детерминизма – направления в социальной философии, согласно которому определяющую роль в жизни и развитии общества играют факторы географической среды. Основы этого подхода наметились ещё в античности (Гиппократ ), но особенно широкое распространение он получает с начала XVI в. – времени начала великих географических открытий.

Один из крупных представителей географического детерминизма в Новое время Ш.Монтескье в своей книге «О духе законов» проводил мысль, что климат, почва, рельеф местности определяют нравственно-психологический облик народа, а через это – законы, общественный строй.

Так, если южные народы расслаблены и ленивы, то народы Севера, где климат суров, а почва скудна, храбры и склонны отстаивать свою свободу. В результате деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Вывод Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей!».

Географическое направление было представлено и в нашей стране. К.И.Бэр (17921876) утверждал, что судьба народов определяется «наперёд и неизбежно природой занимаемой им местности». Л.И.Мечников (1838-1888) также стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчёркивая при этом роль водных путей сообщения. Развитие общества, согласно ему, идёт от древнейших, изолированных друг от друга, речных цивилизаций, к морским, а затем и океаническим, которые начинаются с открытия Америки. Этот процесс, по Мечникову, приводит к ускорению развития общества, к нарастанию его динамики.

Некоторые отечественные мыслители ставили вопрос шире – о влиянии космических факторов на развитие общества (Чижевский, Л.Гумилёв, Вернадский и др.).

Географический детерминизм в целом подвергается критике за определённую метафизичность мышления, за то, что он не учитывает эволюцию общества и его обратное влияние на природу. Однако, несмотря на односторонность рассмотренных теорий, они отражают некоторые важные моменты влияния природных факторов на общественную жизнь.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине философия

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.. липецкий филиал.. кафедра философия история и право..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции (А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Воздействие общества на природу
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира
а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества.

Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи).

Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис. 1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

Тема 8. Природные факторы развития общества

Жизнь общества протекает в условиях определенной природной среды и поэтому последняя, несомненно, влияет на развитие общества. В данной теме рассмотрены конкретные природные факторы и условия, воздействующие на общество. Природные факторы одного рода непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей и поэтому их причисляют к экологическим детерминантам. К природным условиям и факторам, от которых зависит развитие производительных сил общества, относят географические условия его существования (климат, почва, наличие полезных ископаемых, лесов, рек, озер и т.п.).

Воздействие географических факторов на общество отмечали многие историки, географы, политики и государственные деятели. Иногда это воздействие настолько сильно преувеличивалось, что географическая среда выступала в качестве главного детерминанта развития общества; такие взгляды справедливо характеризуют как географический детерминизм. Численность населения также оказывает воздействие на развитие общества и его производительных сил, но если до начала XIX века рост населения оценивался положительно, то впоследствии некоторые экономисты и социологи стали видеть в нем негативный фактор. Наиболее яркими выразителями таких негативных взглядов стали Т. Мальтус и его последователи - мальтузианцы. Критикуя их взгляды, следует показать, что демографические процесса детерминируются не столько биологическими, сколько социально-экономическими факторами.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под географической средой? В чем состоит сущность географического детерминизма? Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье на роль географической среды. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды? Какую роль отводит Л. И. Мечников природной среде и речным цивилизациям? Что представляет собой экологический детерминизм? Какое влияние оказывает народонаселение на развитие общества? В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселении? Как оценивается фактор народонаселения в материалистическом понимании истории?

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ей жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

Индивид не имеет возможности выбирать где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальная среда, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс «вхождения» в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. П.) И приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализированы внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста она привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко нормировано и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение «правил жизни». Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

В зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), стойка целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны лишь оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

Социализация проходит этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и тому подобное. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды:

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы всего входят в структуру многогранного механизма социализации.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

Естественны. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, которые возникают из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждение, которые есть и у людей, на примере некоординированных объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются больше никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

■ прямая ходьба;

■ руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

■ зависимость детей от родителей, забота последних;

■ пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

■ устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселение, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение характера испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она меняет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась преимущественно только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав определенного типа населения (молодежь, люди пожилого возраста). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенично здоровое население является важным фактором социального развития.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

■ целенаправленную деятельность человека;

■ предмет, который производится;

■ орудие, которым руководствуется.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирование отдельного лица, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, принимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

Создание и введение системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому что реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как модифицируется система ценностей в разных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, установленные в рамках определенной культуры.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

Окончательно на формирование личности культура оказывает влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно им.

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентации, установок).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека проявляется в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние воздействующие жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность оказывается в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.