Роль современного педагога в инклюзивном образовании. Профессиональная деятельность педагога в условиях инклюзивного образования докладчик: феофанов василий николаевич, доцент кафедры специальной, клинической

Государственное управление образования Псковской области

ГБОУДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников

образования»

Центр специального образования

Курсы ПК «Создание оптимальных условий для реализации образовательного

потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в период введения ФГОС НОО ОВЗ»

Выпускная итоговая работа

Специфика профессиональной деятельности учителя

в реализации инклюзивной практики

Исполнитель Жданова Любовь Николаевна

учитель начальных классов

Псков, 2016

Введение …............................................................................................ 3

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика................. 4-6

Глава 2 Особенности инклюзивной профессиональной практики 7-9

педагога ….......................................................................................

Заключение ….............................................................................................. 10

Список литературы …............................................................................... 11

Приложение …................................................................................ 12

Введение 3

В практику учителей вошло словосочетание «инклюзивное образование». Звучит непривычно, по-заморски. Между тем, инклюзивное образование закреплено законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Такое образование становится всё более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями. Они всё чаще приводят своих детей в общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми. В этом учебном году у меня в классе тоже появился такой первоклассник. После адаптационного периода мною замечено, что не всем детям удалось успешно адаптироваться к учебной среде. Таким образом, возникла проблема: что делать? Есть ли выход для педагога, чтобы избежать проблем в обучении взаимодействии с таким ребенком? Мой опыт работы в школе подсказывает то, что владения обычными методиками здесь недостаточно и следует пересмотреть и новое отношение к непохожему ребенку.

Курсы повышения квалификации по созданию оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями тоже доказали то, что педагогу необходимо адаптироваться к новым условиям обучения. Учителю необходимо научиться смотреть на класс не в целом, а видеть конкретно каждого ученика с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами.

Организация совместного обучения разных детей требует от учителя перестройки методов и способов обучения. Одним словом, учителю необходимо тоже научиться работать в условиях инклюзии.

Цель работы: определить специфику профессиональной деятельности учителя при реализации инклюзивной практики.

Задачи: - определение целей и задач педагогической деятельности в новых условиях;

Выявление ценностей и установок, которые лежат в основе деятельности учителя;

Отбор методов, которые позволяют реализовать задачи инклюзивного образования

на практике;

Методы: педагогическое наблюдение;

самоанализ;

изучение дополнительной литературы, интернет источников

обобщение опыта;

Таким образом, решение поставленных целей и задач должно помочь учителю преодолеть барьер, неуверенность в работе с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, умело создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в классе. А вот каков этот ребенок? В чем его особенности? Какие он сможет реализовать возможности? На эти вопросы поможет ответить диагностика и подробная психолого -педагогическая характеристика.

На психолого-педагогическом консилиуме школы мы стараемся заметить и выявить причины «особенного ребенка» еще до поступления в первый класс. Помогаем родителям увидеть эти особенности и адекватно на них реагировать. Вместе создать условия для образовательного пространства и помочь такому ребенку адаптироваться в социуме. Кроме этого, важно оперативно отреагировать на проблемы «особого» ребенка на первых порах его обучения в школе и своевременно помочь к школьной адаптации.

Психолого-педагогическая характеристика 4

обучающегося 1в класса МБОУ СОШ №5 им. В.В.Смирнова

В первый класс данной школы поступил в возрасте 7лет 9месяцев. Детский сад не посещал, подготовкой к школе занимались в семье. Обучается по общеобразовательной программе, но возникли проблемы в процессе её усвоения. Со слов матери ребенок умеет читать небольшие слова и писать буквы. На самом деле мальчик может назвать только гласные звуки, а письмо даже элементов букв искаженное и неопрятное. На уроке не умеет быть сосредоточенным даже короткое время, невнимателен, требует постоянной помощи и контроля со стороны учителя. Плохо понимает инструкцию взрослого, бывает выкрикивает, тем самым мешает работе классу.

Уровень восприятия низкий. Преобладает наглядно-образное мышление. Способность к абстрагированию, классификации, обобщению носят низкий уровень. Низкий уровень развития памяти, доминирует зрительный вид памяти. Внимание неустойчивое, скорость выполнения заданий на время - очень низкая. При предъявлении требований может проявлять агрессивность, импульсивность. спокоен, но склонен к эмоциональным вспышкам.

Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. Заключения психологического обследования подтверждают о неразвитости основных процессов ребенка или их коррекции.

Са мооценка низкая. Уровень притязаний низкий. Низкий уровень развития познавательных процессов. Нарушение речи. Медлительность. Низкая школьная мотивация. Склонность к эмоциональным вспышкам. Испытывает трудности в усвоении инструкции. В общении с окружающими людьми избирателен. Испытывает трудности в установлении межличностных контактов с окружающими людьми.

Письменные работы Никиты отличаются неаккуратностью и хаотичностью выполнения. Быстро утомляется, поэтому задание не выполняет до конца. По математике плохо различает клетку, и все элементы « прыгают». Плохо развита мелкая моторика пальцев рук, поэтому письмо угловатое и отрывистое. Не усвоены основные цвета и размеры предметов.

Речь ребенка напоминает бормотание. На поставленные вопросы отвечает невнятно и односложно. Нарушения речи не дают возможности понятно выражать свои мысли на уровне первоклассника. Н а обращенную речь реагирует слабо, требует постоянного контроля и индивидуального подхода, отказывается выполнять задания педагога. Занятия с логопедом пока безрезультатны.

В классе с ребятами ведет себя осторожно, не любит общение, замкнут, но не агрессивен. На контакт со взрослыми идет неохотно, предпочитает играть одному.

Ребенок воспитывается в неполной семье, мать мало времени может уделить воспитанию сына. Ребенок не в полной мере владеет сведениями о себе, о своих близких и окружающем мире.

Физически развит плохо. По медицинским показаниям у мальчика сколиоз 1степени и наблюдается мышечная расторможенность. Даже на перемене требуется постоянное внимание и помощь взрослого при передвижении ребенка.

Внешний вид неряшлив. Учебные принадлежности тоже неаккуратны. Ребенок требует к себе внимания не только со стороны педагога, логопеда, но и психолога.

Нуждается в постоянном контроле и индивидуальном подходе со стороны педагога, внимания других специалистов.

14.09.16 Директор школы

Классный руководитель

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5

1. Фамилия, имя, отчество


2. Название учебного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Вячеслава Васильевича Смирнова» города Невеля Псковской области

    Вид учебного учреждения (подчеркнуть):

Массовая общеобразовательная школа общего типа, обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (форма обучения: индивидуальное).1класс класс.
4. Режим занятий (подчеркнуть):
индивидуальное обучение
;
чередование учёбы и отдыха (указать):
В соответствии с расписанием школы. : 2-3часа в день, 8 часов в неделю
объём изучаемого материала (% от объёма учебной программы): 50%

5. Успеваемость и причины её нарушения (неправильно сформировавшееся отношение к учёбе; отсутствие правильных навыков учебной работы; особенности познавательных и учебных интересов; трудности в усвоении учебного материала; переносимость учебных нагрузок ): У ребенка нет самостоятельности, требуется постоянная опека взрослых. Низкий уровень развития познавательных процессов. Память кратковременная, смешанного типа. Особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимо многократно повторять пройденный материал. Словесно-логическое мышление не развито. Самостоятельная речь отсутствует. Ребенок может повторять слова за взрослым, не понимая их значения. Работа в тетрадях вызывает затруднения. Плохо ориентируется в тетради, нет последовательности в работах. Пишет в тетрадях только с помощью взрослого, не соблюдая строки и пробелы. Не понимает какой учебник и тетрадь требуется для урока. Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук. Работает левой рукой. Выполнение учебных заданий возможно только под контролем педагога и родителей. На требования и замечания учителя реагирует не всегда адекватно.. Положительная мотивация учения.

6. Степень адаптации учащегося (взаимоотношения со сверстниками и учителями, перепады настроения, активность, тревожность, уход в себя, враждебность, асоциальное поведение ): физически развита слабо. Часто болеет. Наблюдаются перепады настроения. Часто обижается, делает все по своему усмотрению, замыкается. Короткое время поддерживает контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Любит общение с ребятами в школе. Играть со сверстниками не умеет, проявляет капризность, упрямство.

    Личностные особенности учащегося (способности, интересы, ценностные ориентации Не знает правила поведения вне школы и в школе, но не всегда их выполняет. В школу идет с хорошим настроением, хочет учиться. Не владеет элементарными навыками самообслуживания, не выполняет несложные бытовые действия. Способна контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. Внешний вид ребенка опрятный, в школу приходит в школьной форме.. Плохо ориентируется в окружающем мире. Временные представления не сформированы. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. На уроках медленно работает. Быстро устаёт. Волевых усилий не проявляет. Неустойчивый интерес к предлагаемой деятельности. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способна к подражанию и совместным действиям со взрослыми. Низкий уровень развития познавательных способностей.

При группировке предметов с учетом формы, цвета,

величины требуется организующая и направляющая помощь. Самостоятельно не устанавливает причинно- следственные связи. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может. Испытывает трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей. Задания словесно-логического характера не выполняются. Понимание обращенной речи ограничено. Словарный запас ограничен. Трудности в построении фразы. Объем внимания- низкий уровень. Любит и умеет складывать пазлы, мозаику. Рисовать самостоятельно не умеет, раскрашивает быстро и небрежно. Неуверенно знает цвета карандашей.

8. Взаимоотношения в семье с ребёнком.

Семья- полная. Особенно девочка привязана к маме, любит бабушку. Дома выполняется режим дня. Жилищно-бытовые условия проживания хорошие. Родители работают, материально семья обеспечена. Родители достаточно времени уделяют воспитанию и развитию ребенка. Девочка посещает занятия школьного логопеда и психолога.
9. Посещаемость занятий (указать количество пропущенных дней по болезни, без причины, др.):
школьные занятия пропускает по болезни или по уважительной причине.

Руководитель учреждения ______________

Куратор _______________

12.02.2016 год

М.П.

Изучение дополнительной литературы дает возможность определить специфические, особые профессиональные задачи в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то-совершенно новые. Они напоминают собой алгоритм действий педагога в данной ситуации:

*Определение категории детей в классе, которым нужно создавать специальные образовательные условия. В этом могут помочь и специалисты дополнительного сопровождения: психолог, логопед, дефектолог, медик, социальный педагог и другие.

*Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретного ребенка.

*Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.

*Освоение современных технологий и методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возникшей ситуации.

*Адаптация имеющихся или разработка новых учебных материалов.

*Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности.

*Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Описанные задачи показывают, что работа учителя с ребенком ОВЗ специфична и требует освоения новых профессиональных умений.

Прежде всего, работа в новых условиях требует изменения профессиональных приоритетов, индивидуального стиля деятельности учителя. В данном случае важна ценностная, моральная основа индивидуального стиля учителя. При этом основой профессиональной деятельности педагога должна стать уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий.

Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода не на словах, а на деле. Изучение опыта работы учителей нашей школы показывает, что наибольших успехов достигают те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки, готовностью к разрешению возникающих проблем, позитивно относится к себе и к результатам собственной деятельности.

Работа учителя становится эффективной, если при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию проанализированы когнитивные, коммуникативные, поведенческие особенности, индивидуальный стиль усвоения материала каждого ученика класса, включая «особенного ребенка».

Педагогу легче подобрать форму и содержание работы, распределить свои силы и детей, если он будет конкретизировать цель и задачи деятельности для каждого ученика и всех вместе.

Подбирать материал и наглядные средства по теме урока следует с учетом особенностей детей. Учитель может сформировать группы детей, которые будут выполнять схожие задания, требующие командного способа работы. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ -сложная задача для одного учителя. Привлечение к ней координатора по вопросам инклюзивного образования, психолога, логопеда,учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей, родителей является необходимым для достижения поставленной цели. Кроме этого, только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог. Для методической и психологической поддержки учителя немаловажную роль играет сотрудничество со специалистами ресурсного психолого-педагогического и медико-социального центра и методического центра. 8

Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения определяет, какие показатели будут являться критериями ее достижений. При это можно использовать уже разработанные планируемые результаты начального общего образования. А исходя из возможностей обучающихся формируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка-как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации.

Таким образом, педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников.

Специфика деятельности учителя отражается в каждодневной работе, на каждом её этапе.

Учителю-практику важно знать особенности работы на каждом из них.

На первом этапе организации инклюзивной практики происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса. В процессе знакомства учитель может заметить особенности каждого ребенка.

Формы работы на этом этапе:

Экскурсия по школе,

Тренинг знакомства,

Анкетирование родителей,

Личная беседа,

Пожелания специалистов.

Второй этап-это период адаптации, который переживает каждый ребенок. В первом классе особенно важным является создание условий для успешной адаптации ребенка ОВЗ к школе. Особенно детям с нарушением интеллектуального развития необходимо помочь ориентироваться в школе. Для этого можно предложить ребенку план дня в картинках. Психолог и тьютор должны провести работу по формированию у детей алгоритма деятельности в различных жизненных ситуациях. Что делать,если...

Прозвенел звонок

Следующий урок-физкультура

Необходимо идти в столовую

Класс идет на прогулку

Подготовиться к следующему уроку и др.

Специалисты сопровождения в дальнейшем должны перейти к меньшей опеке, предоставить ребенку больше самостоятельности.

У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому каждому из них важно предоставить возможность работать в своем темпе. Постепенно объём работы может увеличиваться и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Это дает возможность ребенку чувствовать себя успешным и причастным к общей работе. Во время выполнения работы ребенку предоставляется возможность отдохнуть в специально отведенной зоне отдыха. При этом важно регламентировать время отдыха с помощью сигнала, песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом.

На следующем этапе задачей учителя и всех специалистов будет включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Здесь важен этап знакомства с «особенным» ребенком. Если учитель показывает положительное отношение, организует взаимодействие на уроке, перемене, то и в классе формируется отношение доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

На практике для лучшего запоминания имен детей ребенку ОВЗ можно предложить альбом с именами детей класса.

Четвертый этап заключается в организации пространства не только внутри класса, но и вне его. Очень часто учитель не понимает причин затруднений, которые возникают у детей в новом для них пространстве. Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальном образовательном пространстве, было эффективным необходимо подключить к работе

специалистов школы-дефектолога, логопеда, психолога. Они помогут учителю определить

особые образовательные потребности и разработать рекомендации по организации образовательного процесса, организовать психолого-педагогическое сопровождение.

Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроках, учитель должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик выполняет задание на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Учитель, создавая сценарий урока должен помнить следующее:

    При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Важно, чтобы карточки с индивидуальными заданиями получили еще несколько учеников, но содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учеником.

    В инклюзивном образовании важное место занимает парное обучение. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего учащегося. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных знаний. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. На первых порах учителем одобряется не только сам результат, сколько согласованность, сплоченность и умение сотрудничать. Основными критериями эффективности работы на уроке являются не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях.

    Для учителя и тьютора важно тоже включаться в работу групп, предотвращать конфликтные ситуации. Учитель-дефектолог на коррекционных занятиях также формирует у «особого» ребенка навык работы в группе,помогает учителю адаптировать содержание учебного материала по теме, организовывает опережающее обучение программному материалу.

    Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройством аутистического спектра.

Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.

Для овладения учителем технологии общения с родителями требуются специальные знания и большой практический опыт. Внедрение инклюзивной практики носит для учителя-практика инновационный характер, который требует от учителя значительных личностных и профессиональных ресурсов.

Заключение

Поставленные цель и задачи работы помогли определить специфику работы учителя с детьми ОВЗ. При этом необходимо помнить главные моменты:

Педагогу необходимо адаптироваться к новым условиям обучения.

Основой профессиональной деятельности педагога должна стать уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий.

Учителю необходимо научиться смотреть на класс не в целом, а видеть конкретно каждого ученика с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами.

Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами.

Педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников.

Выполнение данной работы позволило мне, учителю-практику по-новому смотреть на «особого» ребенка в своем классе и находить новые подходы к его обучению и социализации. В моей работе помощниками стали не только специалисты службы сопровождения, но и администрация школы, родители.

Работа интересна и теоретическими положениями, появилось желание продолжить работу над темой и проинформировать коллег.

Список литературы:

    Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //Инклюзивное образование:состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007, с.34.

    Дмитриева Т. П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Под ред. Е.В.Самсоновой. М., 2012. (Инклюзивное образование).

    Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Воронеж, 1995.

    Инклюзивное образование в России. Юнисеф: Перспектива: МГППУ, 2011.

    Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования/Под ред. В.И.Рыскиной, Е.Самсоновой. М.: Форум, 2012.

    Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2010. (Инклюзивное образование).

Мы – ромашка добрых дел 12

(Внеклассное мероприятие

для обучающихся 1 класса)

Цель мероприятия : Формирование нравственных понятий и представлений первоклассников, обогащение нравственного опыта поведения.

Задачи: 1. Расширить, углубить представления детей о доброте.

2. Воспитывать стремление к добрым поступкам в реальной жизни.

3. Развитие эмпатии.

Участники: первоклассники, родители, библиотекарь, классный руководитель.

Пролог (подготовка).

    Дети вместе родителями готовят рассказ о своем добром деле, поступке.

    Библиотекарь подбирает пословицы о добре.

    На стенде прикрепляются лепестки ромашки с пословицами.

    Классный руководитель готовит карточки-памятки.

    Дети разучивают песенку В. Шаинского «Улыбка».

Ход мероприятия.

    Психологический этюд.

Звучит песенка «Улыбка», дети рассаживаются в классе по кругу, приглашаются родители и гости.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о добре и добрых делах. Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово. (Доброе утро, в добрый час, всего доброго, добро пожаловать и другие)

    Беседа о добре.

Ведущий. А что значит добро для Вас? (Солнце, мама, весна, радость и другое).

Знаете ли Вы историю слова «Добро». Что об этом сказано в книге «Мудрости». Это слово является исконно русским. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Какого человека мы можем назвать добрым?

Тот, кто помогает попавшему в беду, не ожидает благодарности, потому что делает доброе дело по велению своего сердца.

Заботится о родных и окружающих людях.

Посильно помогает страдающему или обездоленному.

Умение прощать, сочувствовать.

3.Презентация своих добрых дел.

Очень важно, чтобы не только слова, но и дела были добрыми. Ведь даром пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

На нашем празднике гостья – Фея добрых дел.

Появляется Фея добра, взмахивает волшебной палочкой и произносит слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Прилетели в свой удел.

Вы – ромашка добрых дел.

1 ученик. Добрым быть совсем

непросто,

Не зависит доброта

от роста.

Доброта – не пряник,

не конфета.

Мы старались и расскажем Вам об этом. (Ученик подходит к ромашке, отрывает лепесток, читает пословицу: «Все добро – просто», «улетает»)

2 ученик. Добро будет побеждать

Ближним надо помогать

Сергей Мише помогает,

И тот уже читает!

3 ученик. Вам мы скажем, малыши,

Своей книгой не шурши,

Положи туда закладку,

Станет книжица в порядке. («улетает», с пословицей «Добрый человек в добре проживет век»)

4 ученик. Целый день я сам не свой,

Средь мальчишек я – герой.

В гардеробе дам пальто,

Стану вежливым! А то?

На дворе стоит апрель,

Лене я несу портфель.

5 девочка. Наш Антон такой внимательный,

Среди мальчишек самый обаятельный.

Лепесток улетает «Доброта сама себя хвалит».

6 ученик. Немного надо человеку

Любовь, забота, малость.

И это нам подарит

Рождественская радость!

Сувениры для родителей, друзей,

А внимание их важней.

(«О человеке судят по его поступкам»)

7 ученик. Покормлю я птиц зимой,

Пусть со всех концов,

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

8 ученик. Не забыли лебедей

На реке своей.

Сколько гибнет их –

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

« Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»

Затем дети рассказывают о своих добрых делах, родители демонстрируют фотографии, слайды презентации.

Фея. Ребята, как много добрых дел в вашем классе! Кто из вас любит сказки?

Как заканчивается большинство сказок? (добро побеждает зло)

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы

отвечаете, добрый он или злой. Если добрый – хлопаете в ладоши, если

злой – закрываете лицо руками. (Водяной, Золушка, Баба-Яга, Морозко

и другие) Молодцы!

Наша добрая ромашка разлетелась:

Кто куда?

Ждут её, я знаю,
Новые дела.

    Эпилог.

Ведущий. В классе правила простые

Стараемся соблюдать

И друг друга уважать.

Карточки-памятки для детей.

    Награда за помощь.

    Молодец! Ты был добр.

    Спасибо тебе за помощь.

    Вот здорово ты поделился с друзьями!

    Твою вежливость заметили.

    Ты вспомнил про «Спасибо»!

Наш классный час подходит к концу. И сейчас я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко – добро. Она нужна и вам самим, и вашим родителям и друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще красивей.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Литература

    Н. И. Никитина. Сборник пословиц и поговорок. Москва, Просвещение, 1984

В. С. Жиренко. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, Сфера, 2006

Педагог инклюзивной школы.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.

Одним из таких изменений стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».

Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких

слоев общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля. Одним из ключевых является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Такой взгляд на человека и условия его самореализации и адаптации в мире не может не менять представлений об образовании, его целях. Изменяются и требования к профессионализму педагога. Профессионализм предполагает, что учитель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Учитель владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может, как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по понятию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

Задачи перед учителем: работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении; мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам и др.

Содержание профессионального стандарта педагога.

Педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, включая такие функции, как обучение, воспитание и развитие. Педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ общего образования, в которую входят такие функции, как педагогическая работа в дошкольной образовательной организации, в начальной школе, предметно-педагогическая деятельность по разработке и реализации образовательных программ общего среднего образования.

В образовательном процессе педагог будущего должен: владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика). Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

В воспитательном процессе педагог будущего должен: владеть формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Требования к профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления развивающей деятельности. К важнейшим из них относится: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.

В стандарте неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю: работать в условиях реализации программ инклюзивного образования; обучать на русском языке учащихся, для которых он не

является родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Стандарт выдвигает и требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

В определённом смысле требования профессионального стандарта – это общественно-государственный заказ к профессиональной деятельности педагога в реалиях современной школы, в том числе и инклюзивной.

В инклюзивной школе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его качественное доступное образование.

Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Список литературы:

1.Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного

образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.

2.Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь.

М.: Весь мир, 2004. C. 318.

3.На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.

Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис

и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

4.Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: На­

учная книга, 2006.

5.Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей­инвалидов //

Социально­психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Пед. ин­т СГУ, 2002.

Психологическая готовность педагога к инклюзии

В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям.

Так как психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности учителя. В связи с этим важным психологическим ограничителем деятельности учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Основной вопрос возникает у педагогов, чему мы научим этих школьников.

Мысли учителя не ориентированы на индивидуальность ребёнка, его возможности и ресурсы. Влияет установка на достижения успешности в обучении. Вследствие этого появляется нежелание педагога работать в инклюзивном классе, сопротивление самой идее инклюзии в образовании, неверие в её успех и возможность. Один учитель не сможет справиться с данной проблемой без помощи специалистов: специальной и педагогической психологии, в области коррекционной педагогики, методической службы школы и её руководителей. Реализация инклюзивного подхода изменяет индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Компетентностью педагога инклюзивной школы является способность работы с детьми с разными возможностями к обучению.

Переживание педагогов связаны с пониманием собственного недостатка знания в области коррекционной педагогики. С незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в развитии. Для этого учителя проходят профпереподготовку. Внедрение практики сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов позволит разрушить психологические барьеры учителя, выстроит новое восприятие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая готовность учителем это эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, мотивационные установки отношения к идее инклюзии, личностная готовность педагога.

Интерес в этой связи представляют результаты исследования. Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в котором приняли участие 640 педагогов общеобразовательных школ г. Москвы, работающих в инклюзивной практике. В рамках исследования изучались следующие виды психологической готовности: мотивационная, эмоциональная, готовность к включению, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Мотивационная готовность педагогов включает совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности. Исходя из данных исследования, 38% педагогов ориентированы в первую очередь на личные достижения учащихся, 26 % – на собственную удовлетворенность, то есть на первое место поставлены внутренние мотивы педагога. В то же время объективные факторы, показывающие успешность деятельности педагога, такие как успеваемость учеников и успешное участие в предметных олимпиадах отмечены лишь у 13% и 9% педагогов соответственно. То есть они не являются для педагогов ведущими мотивами в оценке собственной профессиональной результативности. На ощущение педагогом собственной результативности меньшее влияние оказывает отношение внешних «экспертов». Оценка руководством школы была отмечено только 3% педагогов, а отклики родителей 11%.

Полученные результаты говорят о том, что педагоги ориентируются на внутренние мотивы, и именно они являются определяющими в подготовке педагогов к инклюзивному образованию. Таким образом, требуется работа с внутренней мотивацией педагогов, которая включает, в первую очередь, анализ и рефлексию собственных переживаний, потребностей, сопряженных с работой.

В области эмоционального принятия учащихся показали, что педагоги в большей степени готовы к принятию детей с двигательными нарушениями, чем детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушениями интеллекта – это наиболее проблемная группа. Для них необходимо использование индивидуальной адаптивной программы обучения. Удовлетворение этой категории детей связано с получением ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социально­культурной адаптацией в обществе.

Профессиональная уверенность учителя, эмоциональная и мотивационная готовность работать в условиях инклюзии во многом зависит от помощи специалистов и администрации школы. Правильно выстроенная работа по подготовке школы к реализации инклюзивного процесса.

Следует разработать индивидуальную адаптивную программу, комплекс мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.

Учитель инклюзивного обучения видит, слышит, воспринимает детей с ОВЗ. Также находит выход с любой неопределённой ситуации. Проявлять интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.

М.Касымов, Л.Бекембетова

Таразский государственный педагогический институт, Казахстан

Особенности профессиональной деятельности педагога в инклюзивном образовании

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Однако педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности, и в связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Своеобразие педагогической профессии так же состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации необходимо максимально учитывать психолого-педагогические особенности детей, создавать условия, способствующие своевременному и полноценному развитию всех детей без исключения: детей-инвалидов; детей с различным уровнем развития и способностей; детей, относящихся к другим этническим или культурным группам. Эту задачу решает инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных целей и новых задач.

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты, и, прежде всего, должна быть создана моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Все потребности можно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.Инклюзивное образование связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Меняющаяся образовательная парадигма, растущая интегративность образовательного пространства, его открытость, необходимость реализовывать разнообразные модели и технологии образования довольно существенно трансформируют представления о том, какие профессионально-личностные характеристики современного педагога следует считать действительно значимыми и особенно - в условиях инклюзивного образования.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности (профессиональной, психологической и методической) учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы, – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы.

Базовым психологическим процессом, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребенка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие этого ребенка.

В работе с особыми детьми необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя, ведь именно он, в сотрудничестве с другими специалистами, должен суметь активизировать потенциал учащихся, вовлечь в разнообразные виды общения всех учеников, понять индивидуальность каждого, способствовать участию каждого ученика в социальных контактах вне школы, и при этом быть в тесном контакте с родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволит ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства.

Литература:

1. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. - USAID, 2007.

2. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивое) образование: генезис и проблемы внедрения //Социальная педагогика. 2010, №1.

3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов. - Саратов, 2002.

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания. Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад «Светлячок»

«Профессионально-личностные качества педагога в условиях

инклюзивного образования»

Подготовили:

воспитатели Геращенко И.И.

Кутузова Н.Ю.

Тулун, 2018г

Слайд 2. Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания.

Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей. Инклюзивное образование является одной из составляющих общего образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.

Слайд 3. Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании являются педагоги. Ведь именно им суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс.

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Слайд 4. Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?

Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму педагога является Профессиональный стандарт педагога.

Слайд 5. Инклюзивное образование держится на трёх китах:

1. Признание ценности каждого ребенка.

2. Возможность адаптации образовательной программы.

3. Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым воспитанником.

Инклюзивное образование, как ни какое другое подключает профессионально-гуманистическую направленность личности, которая проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Слайд 6 . Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

Признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;

Направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;

Осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;

Понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и другое.

Слайд 7. Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению - готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее: милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и другое. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Слайд 8. Милосердие - одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

Слайд 9. Эмпатия - важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 10. Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой и к откровенно грубым, хамским высказываниям. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Слайд 11. Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Слайд 12. Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Слайд 13. Педагог должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:

Педагог в условиях инклюзивного образования и ребенок;

Педагог в условиях инклюзивного образования и родители (либо микро социальное окружение);

Педагог в условиях инклюзивного образования и врач (напр. невролог);

Педагог-учитель в условиях инклюзивного образования и воспитатель;

Педагог в условиях инклюзивного образования и педагог в условиях инклюзивного образования;

Педагог в условиях инклюзивного образования - врач - ребенок - родители.

Надо всегда помнить древнюю заповедь: «Помни что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».

Вместо заключения: внешность и культура общения педагога.

Слайд 14. Для завершенности образа современного педагога необходимо учитывать, помимо всего ранее перечисленного культуру внешности. Он должен быть примером для подражания. Но не в стиле одежды, конечно, а в умении чисто, аккуратно и удобно одеваться. Одежда должна быть не «кричащей», не слишком ярких цветов, тоже касается косметики. Весь облик педагога не должен отвлекать детей от процесса обучения. Что касается непосредственно речи педагога, то она должна соответствовать моменту. Если это чтение, рассказ, то может быть яркой, эмоционально, способной вызвать отклик в душе ребенка, заинтересовать его. Если это объяснение, речь должна быть спокойной, неторопливой внушающей. Общее для всех моментов правило - это грамматическая и лексическая грамотность речи, недопустимость «сюсюкания» иначе правильные языковые навыки не сформируются. Также необходимо учитывать и отклонение ребенка, и в соответствии с этим корригировать свою речь. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности. Общение должно быть предельно вежливым, настроение в речи оптимистическим.

Слайд 15. Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

«Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным».

У. Джеймс.

Список используемой литературы:

  1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml [О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
  2. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.
  3. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования /С.И. Сабельникова //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Докладчик: ФЕОФАНОВ Василий Николаевич, доцент кафедры специальной, клинической психологии и инклюзивного образования РГСУ, канд. психол. наук Москва I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ДЕФЕКТОЛОГОВ «ОСОБЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕСТВЕ»




Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д Арк. Только благодаря терпению и умению учительницы Анны Салливан Елена Келлер (Keller,) заслужила столь высокую оценку великого писателя. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


«Я смогла добиться успеха, преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя». Темпл Грандин (Temple Grandin, род) На основании личного опыта Грандин выступает за раннее выявление и обязательное вмешательство профессионалов в обучение детей с аутизмом, за оказание всяческой поддержки учителям, которые работают с такими детьми. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


Будучи школьником, Брэд Коэн, главный герой картины «Перед классом», не раз сталкивался с учителями, наказывавшими его за недуг – синдром Туаретта, мешавший, по их мнению, учебному процессу. Уже будучи взрослым, Брэд решил бросить вызов многочисленным барьерам, вставшим у него на пути. Преодолевая массу трудностей, встречая непонимание и отпор чиновников, герой фильма «Перед классом» упорно доказывал свое право стать таким учителем, которого у него самого никогда не было в детстве. Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна «Front of the Class: How Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had». Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


Профессиональная компетентность инклюзивных педагогов; реорганизация системы подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; формирование позитивного отношения к феномену инвалидности у педагогов, родителей и детей с нормативным вариантом развития; изменение структуры учебных планов и пространства в классе с целью удовлетворения потребностей всех категорий детей. Согласно мнению большинства специалистов, успех инклюзии во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. В их числе:


Наличие теоретических знаний и практических умений в области общей и специальной (коррекционной) педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ; ориентация на индивидуальный подход, нацеленность на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка, в частности владение методами диагностики, позволяющими определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в классе; владение вариативными образовательными методами и технологиями, в том числе конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения; Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогических компетенций. Основными компонентами профессиональной компетентности в области инклюзивное образование учащихся с ОВЗ являются:


Владение оптимальными способами организации коррекционно-развивающей среды в условиях инклюзивного образования и использование ресурсов общеобразовательного учреждения для развития детей (создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего детям необходимую техническую помощь); Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (продолжение):


Наличие навыков и умений командного взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством); осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды; совершенствование практических умений, постоянный профессиональный и личностный рост. Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (окончание):


Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров: 1. Вузовская подготовка. С 1 сентября 1995 г. в учебные планы педагогических вузов был введен учебный курс «Специальная психология и коррекционная педагогика». С 2010 г. вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки «Психолого- педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». В настоящее время подготовка дипломированных специалистов ведется на соответствующих факультетах (отделениях, кафедрах) более 100 вузов, и в то же время в стране ощущается острая нехватка специалистов с высшим дефектологическим образованием. Так, по данным Минобрнауки, Минздрава России потребность в дефектологах высшей квалификации по стране удовлетворяется на 12-17%. 2. Послевузовское совершенствование, т.е. подготовка учителей, уже имеющих некоторый опыт практической работы в общеобразовательной школе. Как показывает практика, обучение детей с ОВЗ, несомненно представляет собой большую сложность для учителей, изначально подготовленных для работы со школьниками, имеющими нормативный вариант развития. А краткосрочные курсы не могут в полной мере решить проблему профессиональной подготовки квалифицированных специалистов. За короткий срок не представляется возможным сформировать новое профессиональное мышление педагогов, перестроить их личностные установки, создать новое отношение к педагогической деятельности, необходимое для решения задач педагогической коррекции и реабилитации детей.


Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров (окончание): 3. Сопровождение специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование. Анализ первых результатов внедрения инклюзивного образования показывает, что многие педагоги: не имеют специальной подготовки к работе с детьми с ОВЗ и отмечают ощутимые пробелы в теоретической и практической подготовке; испытывают затруднения при организации конкретного урока в таком классе; указывают на отсутствие (недостаточность) необходимой профессиональной и психологической поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны коллег; эта недостаточная профессиональная компетентность в работе может провоцировать развитие синдрома выгорания.


1. Информировать о том, что такое инклюзия, ее ценностях, принципах, истории. 2. Формировать ценностное (а не просто терпимое) отношение к детям с особыми образовательными потребностями и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя. 3. Предоставлять педагогам современные знания о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития. 4. Помогать учителю осваивать современные и эффективные технологии, методы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (ресурсная педагогика); 5. Обсуждать опасения и предубеждения (мифы инклюзии) учителей. Показывать возможности инклюзивной практики на основании научных фактов, фильмом, пособий. 6. Обогащать коммуникативный опыт педагогов, формировать продуктивное сотрудничество. Какие компетенции развивать у педагогов, обучающих детей с ОВЗ?


1. Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогов. В Италии, например, все директора обязаны принять участие в тренинге без отрыва от работы, а учителя пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов в год. 2. Организация внутришкольных мероприятий, направленных на формирование коллектива единомышленников. Это позволит приобщиться к опыту более опытных коллег, получить ответы на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятельности. Возможные формы – постоянно действующие проблемные семинары, круглые столы, психологические практикумы, индивидуальные консультации с дипломированными специалистами, общение в профессиональном клубе и т.д.); 3. Тесное взаимодействие школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения и социальной защиты населения. 4. Оказание педагогам необходимой профессиональной и психологической поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны психолога). Как готовить учителя для работы с детьми с ОВЗ?


Этот термин произошел от supervidere и означает «обозревать сверху». В самом общем смысле психологическая супервизия – деятельность супервизоров, направленная на оказание помощи психологическими средствами специалистам, которые профессионально оказывают помощь клиентам, пациентам (супервизируемым) при решении профессионально-личностных или личностно- профессиональных проблем. Главная цель супервизии заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям, способствовать его личностному и профессиональному росту. Супервизия, как форма поддержки педагогов


Образовательная (обучающая, развивающая) функция: профессиональная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к саморефлексии, конструктивная обратная связь, профессиональная социализация, развитие профессиональной идентичности. Поддерживающая (консультативная) функция: Эмоциональная поддержка в случаях трудных профессиональных ситуаций, сопровождение или разгрузка, помощь при необходимости справляться со стрессом на работе, создание самозащиты против перегрузок, личная психогигиена, психопрофилактика синдрома выгорания, профессионально-личностной деформации. Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка (экспертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий или оптимального «функционирования» учреждения, сохранение этических профессиональных принципов, контроль законодательных или ведомственных предписаний, защита клиентов, пациентов. Функции супервизии


Метод дискуссионных исследовательско-обучающих групповых семинаров получил свое название по имени создателя - Michael Balint (), проводившего в 50-х годах семинары в лондонской клинике Тэвисток со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей "болезне-центрированную". В классической балинтовской группе центральный объект исследования - отношения «специалист-клиент». Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Задачи балинтовской группы: 1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении. 2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом. 3. Расширение представлений о коррекционном процессе. 4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки. Балинтовские группы, как форма поддержки педагогов


Появление уверенности в успехе, сохранение самооценки; Активизацию личностных ресурсов, способствует профессиональному росту; Полноценную реализацию профессионального потенциала; И в конечном итоге, содействует оптимизации профессиональной деятельности. Что дает повышение профессиональной компетентности?